Что относится к макрофакторам социализации
Основные факторы социализации личности
Что такое социализация личности
Социализация личности — это процесс интеграции индивида в структуру общества через освоение им социальных норм, запретов и правил поведения, принятие определенных социальных ролей, осознание культурных ценностей и традиций.
Процесс социализации имеет двустороннюю направленность: под влиянием окружения индивид усваивает социальный опыт, в результате чего формируются его личностные качества и модели поведения; одновременно с этим, активно взаимодействуя с другими членами общества, человек устанавливает социальные связи, выполняет различные ролевые функции, преобразуя, таким образом, и общество, и себя.
Факторы социализации личности
Факторы социализации — это условия, определенные обстоятельства, побуждающие индивида к активному действию.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В процессе социализации индивид проходит следующие этапы, или фазы:
Только в том случае, если индивид последовательно проходит этапы социализации, возможно развитие полноценной гармоничной личности.
В процессе социализации на человека влияют факторы, роль которых различна на каждом из этапов. Факторы социализации объединены в две большие группы:
Основные виды социальных факторов
К основным видам социальных факторов относят:
Макрофакторы
Макрофакторы — параметры адаптации личности к природной и социальной среде обитания, обусловленные нахождением индивида в крупной социальной общности.
В наиболее широком смысле к макрофакторам социализации можно отнести:
Вселенная и планета Земля
Каждый человек в какой-то момент своего становления начинает осознавать себя как жителя планеты Земля. Но при этом необходимо отметить, что понятие процесса социализации личности предполагает не только осознание себя членом какой-то общности, но и противопоставление ценностей своего сообщества ценностям членов других социумов. Вряд ли сегодня можно серьезно говорить о том, что любой живущий на Земле человек противопоставит себя представителю другой планеты, поэтому такие макрофакторы, как Вселенная и Земля, оказывают ничтожное влияние на процесс социализации личности.
Человечество и природа
Это факторы, формирующие экологическое сознание индивида. Природа является и географическим фактором социализации, то есть способствует тому, что определенный ландшафт и люди, населяющие его, воспринимаются индивидом в качестве родины, отечества.
Многие социальные психологи высказывают мнение, что осознание человеком причастности к некой социальной общности начинается именно с восприятия природного окружения. Поэтому страну как территорию, имеющую определенные границы, на которой проживает социум, также относят к географическим факторам социализации. Особенности и уровень развития страны в экономическом, технологическом и культурном плане определяют то, как будет проходить социализация индивида в конкретном регионе мира.
Государство
Государство как политическая система выступает одним из важнейших факторов социализации личности. Его можно рассматривать с нескольких сторон:
Общество
Общество как носитель культурных и цивилизационных ценностей формирует совокупность моральных установок, норм, правил и табу, которыми руководствуются все его члены. Если индивид не соблюдает нравственные законы или намеренно их нарушает, он становится изгоем. Культурные ценности социума оказывают воздействие на все стороны жизни его членов: работу и досуг, приготовление и прием пищи, коммуникацию, искусство и т.д.
Мезофакторы
Мезофакторы — факторы социализации личности, обусловленные включением человека в социальные группы средней величины.
К мезофакторам социализации можно отнести:
Национальный признак
Национальный признак социализации личности обусловлен осознанием принадлежности индивида к определенному народу (этносу).
Этнос — это исторически сложившаяся группа людей, объединенная по территориальному и экономическому признакам, характеризующаяся единством языка, религии, культуры и традиций, а также осознанием отличий своей группы от других социальных общностей.
Тип поселения
Тип поселения (деревня, село, город или мегаполис), где проживает индивид, определяет особенности его социализации: особенности речи, степень вовлеченности в жизнь поселения, количество установленных социальных связей и активность коммуникации зависят от места жительства человека.
Аудитория
Средства массовой информации, точнее, принадлежность индивида к определенной радио-, теле- или интернет-аудитории — в современном мире очень важный фактор социализации личности. СМИ могут выступать проводником официальной государственной идеологии или выражать оппозиционное мнение, а могут вообще не соотносить свой контент с политикой, делая упор на развлечения, спорт и т.п. То, какие каналы получения информации предпочитает индивид, и обуславливает, в конечном итоге, направление его социализации.
Микрофакторы
Микрофакторы — группа факторов социализации, детерминированная воспитанием и обучением индивида в малых группах.
К микрофакторам социализации относятся:
Микрофакторы определяют бытовое устройство и качество жизни человека и основное влияние на формирование личности оказывают на этапе первичной социализации.
Семья
Важнейшим институтом социализации личности является семья. До достижения определенного возраста эта малая группа выступает для индивида единственным источником получения информации об окружающем мире, а также единственным фактором, оказывающим на него влияние, дающим опыт социального взаимодействия и формирующим его жизненный опыт.
Общественные нормы
Именно в семье человек впервые сталкивается со следующим микрофактором социализации — с общественными нормами как базовыми правилами взаимодействия с окружающим миром. В той или иной мере человек будет овладевать этими правилами на протяжении всей жизни, но самые главные из них закладываются в малых группах и формируются под влиянием воспитания — в семейном и дружеском окружении, в детских и учебных, позже — в трудовых коллективах.
Государственные, общественные учреждения
Немаловажными факторами социализации личности выступают государственные и общественные (в том числе религиозные) учреждения. Знакомство с ними происходит в раннем детском возрасте, когда ребенок начинает посещать детский сад, досуговые учреждения, спортивные секции. Здесь он впервые может столкнуться с чем-то, что отсутствует в жизни его семьи или даже противоречит прививаемым ему нормам и правилам.
Взаимодействуя с другими членами коллектива, человек расширяет круг своего общения, наращивает социальные связи, постигает особенности ролевых отношений.
Индивидуально-личностные факторы социализации
В отличие от рассмотренных выше социальных факторов, индивидуально-личностные факторы социализации обусловлены личным жизненным опытом индивида. К ним можно отнести уровень развития интеллекта, тип темперамента, особенности характера и т.п. От этих факторов зависит то, как человек воспринимает социальную среду, насколько подчиняется ее влиянию, то есть насколько эффективна в целом будет адаптация к ней.
Процесс социализации не является механическим отражением приобретенного социального опыта. Усвоение опыта социального взаимодействия всегда субъективно. Разные люди, находясь в одинаковой социальной ситуации (например, ученики одного класса), формируют различный социальный опыт. Этот феномен как раз и объясняется влиянием индивидуально-личностных факторов социализации.
Микрофакторы социализации
Макрофакторы социализации
Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.
Мезофакторысоциализации
Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).
Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.
Микрофакторы социализации
Это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).
9 Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье.
Правильная социализация индивида предполагает усвоение им морально-правовых норм и правил поведения в обществе. Первостепенное значение в усвоении этих норм детьми, подростками принадлежит семье. Поведение собственных родителей является эталоном, образцом для детей, именно с родителей они прежде всего копируют, «срисовывают» образцы поведения. Вот почему важно, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.
Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются «по вине» семьи в следующих случаях:
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными.
Выделяют следующие виды неблагополучных семей:
10 Существует связь между недостатками в системе функционирования школы и преступностью несовершеннолетних. Школе как главному после семьи агенту правовой социализации принадлежит важная роль в нравственно-правовом воспитании детей и подростков.
Имеется прямая связь между семейным воспитанием и школьным. При благоприятной обстановке в семье, при прочных эмоциональных контактах родителей с подростками значительно усиливается стойкость последних к антиобщественным влияниям. С другой стороны, школе принадлежит важная роль в исправлении ошибок семейного воспитания, приостановлении процесса деморализации личности подростка, который начался в семье. В случае совпадения, «сложения» недостатков семейного и школьного воспитания нередко наступает криминализация личности подростка.
Какова же связь между недостатками в работе школы и неблагоприятным нравственно-правовым формированием личности несовершеннолетнего? Следует иметь в виду, что у значительной части детей, чье семейное воспитание было негативным, отсутствует или очень слабо выражена социальная роль учащегося. Такие дети не в полной мере освоили социальную роль школьника, которая является для них важнейшей, социально-значимой. Речь идет о детях, педагогически запущенных уже в младшем школьном возрасте. Возникший еще в младших классах конфликт, разрыв между системой внешних требований, связанных с учебой, с одной стороны, и объективными данными (возможностями и способностями) таких детей для успешной учебы, с другой, может приобрести стойкий, длительный характер. Этот конфликт нередко глубоко переживается подростком, вызывает у него ряд отрицательных психических состояний, которые могут привести к общественно отрицательным формам поведения.
Как показывает судебная практика, именно из среды неуспевающих детей, подростков часто выходят лица, совершающие вначале правонарушения, а затем и преступления.
Основной контингент несовершеннолетних правонарушителей составляют так называемые «трудновоспитуемые», «трудные дети», подростки.
Среди «трудных» учащихся встречаются дети и подростки, имеющие ряд расстройств нервной системы, которые вызывают задержку психического и интеллектуального развития. Большинство таких ребят выходит из неблагополучных семей, главным образом, криминогенных, аморальных. Но встречаются среди «трудных» школьники и из образованных, обеспеченных, благополучных семей.
На первом этапе общения проекция осуществляется либо в форме отождествления (переноса) своих личностных качеств и побуждений с личностными качествами и побуждениями партнера, либо в форме уподобления личностных особенностей партнера тем эталонам, которые выработаны на основе представления о других людях.
В процессе же интроекции происходит как бы абсорбция, то есть поглощение, впитывание образа другой личности, его внутреннего состояния.
Но, несмотря на трудность достижения подлинно глубокого эмоционального общения подростка со сверстниками, общение с ними в неформальных группах тем не менее позволяет удовлетворить следующие потребности:
Свойственная подросткам, членам досуговых групп, склонность противопоставлять себя окружающему миру, взрослым проявляется в ряде особенностей их поведения, имеющих демонстративный характер. Сюда относятся в первую очередь такие признаки (символы) их независимости и противопоставленности взрослым, как особенности одежды, жаргон (юношеское арго).
На третьем этапе деформации группа начинает жить по своим узкогрупповым нормам, оправдывающим асоциальное поведение. Лидером группы в большинстве случаев становится лицо, отбывшее наказание. Происходит окончательный разрыв со школой, ПТУ; девиантное поведение перерастает в преступное (хищения, грабежи, злостное хулиганство, угон автотранспортных средств и др.). Таким образом, группа перерастает в криминогенную.
12 Криминальная психология изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника, а также пути и способы воспитательного воздействия на эту личность и группу в психологическом аспекте. Диктуется необходимость изучения личности преступника прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. В рамках криминальной психологии исследуютсяпсихологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.
Задачи: 1) изучение психологии личности преступника, особенностей различных типов преступников, разработка их классификации;
2) изучение психологии преступления как особого вида деятельности (мотивы, способы совершения, механизмы психологической защиты и самооправдания человека, совершившего общественно опасное деяние);
3) изучение психологии преступных сообществ (виды сообществ — случайно возникшие, организованные преступные группы, преступные организации; особенности действия в них психологических механизмов их существования, сплочения, активности и др.);
4) психологическое изучение преступности как массового социального явления (основные ее психологические характеристики, тенденции, социально-психологические причины и т.д.);
5) исследование психологических механизмов воспроизводства преступности в обществе и разработка психологических способов ее профилактики;
6) разработка психологических аспектов виктимологии (виктимология — учение о жертвах преступного посягательства) и разработка на этой основе психологических мер обеспечения личной безопасной жизнедеятельности.
Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманами.
13 В основе преступного поведения лежат те или иные мотивы. Юристы считают, что преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений. В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов. У одного человека не может быть бесчисленного количества потребностей, но богатство мотивационной сферы проявляется в их разнообразии и взаимодополняемости. Взаимодействуя между собой, они усиливают или ослабляют друг друга, вступают во взаимные противоречия, результатом чего может явиться аморальное и даже преступное поведение.
Факторы социализации. Микрофакторы социализации
Социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное влияние. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.
Социализация имеет многофакторный характер.
Микрофакторы социализации: семья, соседство, микросоциум, группы сверстников и субкультура, институты воспитания, другие организации;
Есть разные подходы к выделению условий социализации и их классификации.
Рассмотрим подробнее отдельные факторы социализации.
Современная семья очень отличается от той, которая была типичной в начале ХХ века. В большинстве случаев она стала нуклеарной (состоящей из детей и родителей).
Семья-важнейший фактор социализации, ибо она являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
Особое внимание обращается на такое понятие как интимность.
Интимность семейной жизни, по мнению исследователей, в идеале представляет собой сочетание интимности:
— эмоциональной (сходство переживаемых чувств);
— социальной (общие друзья и социальные связи);
— сексуальной, интеллектуальной (диапазон допустимых тем для обсуждения);
Трудности в реализации и достижении ожидаемого от семейной жизни ведут к конфликтам, разочарованиям, разводам. В любом случае эти трудности осложняют жизнь семьи, мешают ей стать фактором позитивной социализации супругов, а затем и их детей.
Проблема взаимоотношений родителей с детьми также крайне сложна в связи с теми изменениями, которые претерпела семья за последние десятилетия.
Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает-на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот долгий и трудный, в первую очередь, для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, чем родители; они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. В ряде семей дети уже с подросткового возраста зарабатывают деньги. Их заработки не только дают им экономическую независимость, но, порой, и превышают доходы родителей.
Родительские запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми, а разрешать родителине всегда умеют и не всегда различают то, что следует разрешать, а что нет.
Социализация человека в семье осуществляется благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье.
Стиль семейной социализации тесно связан с национальными традициями, культурой общества.
Психологические механизмы социализации ребенка в семье:
2. Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно или неосознанно) на их пример.
Современные семьи разнообразны с точки зрения того, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняются в них названные механизмы социализации.
В целом можно определить следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека.
Во — первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.
Эффективность реализации названных выше функций семьи в процессе социализации человека, зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом и им вместе с детьми создать домашний очаг, т.е., когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его безусловно признают и любят.
Естественно, что основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых объективных обстоятельств. Исследования эстонского ученого М. Хейдметса показали, что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою «персональную»территорию в жилище, т. е. место, которое он считает своим, что признают другие члены семьи.
Станет ли жилище домашним очагом, зависит и от организации быта и досуга семьи.
Соседство и микросоциум
Семью, домашний очаг, условно говоря, можно рассматривать как первичную территорию социализации человека. Чисто «географически» следующей за ними территорией социализации можно рассматривать ближайшее соседское окружение и микросоциум.
Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих домах в сельских поселениях), которую характеризуют межличностные связи различной степени интенсивности, определенное отношение к месту своего проживания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели и совместная деятельность (забота о порядке, взаимопомощь и т. п.).
В сельских поселениях соседство и микросоциум практически совпадают. В городах они довольно существенно различаются территориально, по количеству жителей и по ряду других параметров. В связи с этим соседство как микрофактор социализации будет рассматриваться в условиях города.
В первую очередь, отметим, что соседство играет совершенно различные роли в жизни и социализации человека в зависимости от его возраста. Для детей до определенного возраста оно-не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации. Затем, c возрастом, для большой части людей соседство все более и более утрачивает социализирующую роль, оставаясь лишь местом жительства.
Для основной массы взрослых горожан соседские связи не являются объективно значимыми.
Мера благоприятности того или иного микросоциума для социализации человека от младенчества до старости определяется рядом обстоятельств:
Значение группы сверстников в процессе социализации стабильно растет от раннего детства к юности, когда оно достигает своего максимума, а затем, с возрастом, снижается, но не исчезает даже в старости (наоборот, в старости роль группы сверстников может вновь стать довольно важной).
Группы сверстников можно классифицироватьпо нескольким автономным параметрам.
3. По степени стабильности, длительности своего существования группы могут быть постоянными, временными, ситуативными.
5. По типу лидерства и/или руководства они могут быть демократическими или авторитарными.
6. По ценностной направленности они могутбыть просоциальными (социально положительными), асоциальными (социально нейтральными) и антисоциальными.
В формализованных группах бывает явное расслоение по разным основаниям. Иногда-по интересам. Если они содержательны, то взаимодействие дает пищу для ума. А если они примитивны, то ситуация принципиально иная. Встречаются группы, где компании складываются «по одежке» в прямом смысле слова. Те, кто одет «фирменно», презирают тех, кого они называют «серыми», «плебсом», «лохами» и пр. Между ними нет никаких контактов.
Может быть и так: взаимодействие в группе в целом позитивно, но не для всех. Группа может оказаться выше отдельных своих членов по уровню развития, интересам, социальной активности. А бывает наоборот: тот или иной подросток или юноша значительно опережает сверстников в развитии-интеллектуальном, психическом, социальном, физическом. И в том, и в другом случаях возникают трудности в общении с группой.
Подростки и юноши, не удовлетворенные своей позицией в формализованной группе, стремятся минимизировать свои контакты с ее членами, ищут компенсации в неформальных группах.
В неформальные приятельские или дружеские группы входят практически все подростки и юноши. В этих группах не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми в формализованных группах, и в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается). На самом деле это совсем не так: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, очень часто довольно жестких.
Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов.
Функции группы сверстников в процессе социализации, имея определенную возрастную специфику, в общем виде могут быть определены следующим образом:
— приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам;
— научение половозрастному ролевому поведению;
— научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы;
— помощь членам в достижении автономии от общества, от возрастных и социальных страт;
— создание условий своим членам для развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие:
— приобщение к культуре общества в целом;
— создание условий для индивидуального развития;
— эмансипация ребенка, подростка, юноши от эмоциональной привязанности к семье и автономизация от взрослых;
— дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной структуре общества.
Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре великие мировые религии-христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм- и многие их разновидности (всего-более шестидесяти вероисповеданий различного направления).
В то же время надо учитывать имеющиеся различия в субъективном признании себя верующим и реальном исполнении религиозных обрядов.
Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе как верующие, так и члены их семей.
В процессе социализации религиозные организации реализуют ряд функций.
— Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам.
— Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих.
— Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.
— Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.
Общественные, государственные и частные организации
Речь идет об общественных, государственных и частных организациях, которые объективно можно рассматривать как факторы социализации своих членов, хотя социализация не является функцией этих организаций. Они социализируют своих членов органично в процессе:
реализации тех целей, ради которых эти организации созданы. Многочисленные общественные, государственные и частные организации можно сгруппировать в соответствии с целями, для реализации которых они созданы:
Следует понимать, что с точки зрения социальной педагогики характеристика микрофакторов социализации имеет большое значение в связи с теми функциями, которые присущи этой отрасли педагогического знания.
Для реализации прикладной функции социальной педагогики характеристика микрофакторов социализации имеет значение в следующих аспектах.