Что относится к лна по охране труда

Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах

Появление внутренних кадровых документов в той или иной мере обусловлено требованиями законодательства. Но Трудовой кодекс РФ не дает сколь-либо определенного их перечня или четкого набора требований. Попробуем разобраться, что такое локальный нормативный акт и чем он отличается от остальных кадровых документов.

Напомним об основных признаках ЛНА

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства. Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников. Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков. В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.

Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.

Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть. В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа. Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Источник

Охрана труда в организации. Локальные нормативные акты

Порядок разработки, принятия локальных нормативных актов

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) вводит такое понятие, как «локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права».

Согласно ст. № 8 и № 22 Трудового Кодекса РФ работодатель (исключение составляют работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями) имеет право на принятие локальных нормативных актов, которые могут содержать нормы трудового права, но только в пределах своей компетенции и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами (НПА), коллективным договором и иными соглашениями.

Что относится к лна по охране труда

Необходимо, чтобы локальные нормативные акты (ЛНА) отвечали следующим принципам:

Работодатель должен сам соблюдать локальные нормативные акты и, одновременно с этим, знакомить работников под роспись с принимаемыми ЛНА, непосредственно связанными с трудовой деятельностью данных сотрудников.

В случаях, которые предусмотрены Трудовым Кодексом РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором и иными соглашениями, работодатель, принимая локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, обязан запрашивать мнение представительного органа работников, если он существует в данной организации.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение сотрудников организации по сравнению с трудовым законодательством и другими нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями или теми, которые были приняты без соблюдения предусмотренного ст. № 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, считаются недействительными. В этом случае должны вступать в действие законы или иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор или соглашение.

Представители сотрудников в организации – профсоюзы или другие представители, которые избираются работниками данной организации. При отсутствии на предприятии первичной профсоюзной организации или при наличии профсоюза, объединяющего менее половины сотрудников, на общем собрании они могут поручить представление своих интересов упомянутому профсоюзу или иному представителю.

Если постоянно действующий представительный орган работников не был сформирован, и сотрудники не могут воспользоваться своим правом выбора представителей, то работодатель имеет право принять локальные нормативные акты в единоличном порядке.

Локальные нормативные акты могут иметь срок действия, например, должностные инструкции и иные подобные акты, а могут быть и бессрочными как, например приказы о распределении обязанностей.

Перечень локальных нормативных актов

В каждой организации необходимо иметь комплект локальных нормативных актов, соответствующих профилю ее деятельности. Эти ЛНА разрабатываются в данной организации на основе действующих нормативно-правовых документов Российской Федерации.

Организация должна иметь следующие локальные нормативные акты с нормами трудового права:

А также локальные нормативные акты, которые включают требования по охране труда:

Локальные нормативные акты по порядку приема на работу и трудовому распорядку

Штатное расписание

Данное расписание применяется при оформлении структуры, штатного состава и численности в организации в соответствии с ее Уставом \ Положением. Оно должно содержать список структурных подразделений и должностей, сведения о количестве штатных единиц и должностных окладах, надбавках и месячном фонде зарплаты. Штатное расписание необходимо составлять согласно форме № Т-3 в соответствии с постановлением №1 Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. Расписание утверждается приказом \ распоряжением руководителя организации (предприятия) или уполномоченного им лица. Изменения в него вносятся также в соответствии с приказом или распоряжением руководителя организации или уполномоченного им представителя.

Правила внутреннего трудового распорядка

Согласно ст.№ 189 Трудового Кодекса РФ распорядок организации регулируется правилами внутреннего трудового распорядка, часто являющимися приложением к коллективному договору.

Правила внутреннего трудового распорядка состоят из 10-ти разделов:

1. Общие положения.
2. Порядок приема сотрудников на работу.
3. Основные обязанности работников организации.
4. Основные права работников организации.
5. Основные права \ обязанности работодателя.
6. Режим рабочего времени в организации.
7. Время отдыха.
8. Меры морального или материального поощрения.
9. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины на предприятии.
10. Заключительные положения внутреннего трудового распорядка.

Должностные инструкции

Должностная инструкция – один из основных локальных документов, которым необходимо руководствоваться аттестационной комиссии при решении вопросов, касающихся соответствия руководителя \ специалиста занимаемой им должности. Стоит отметить, что наличие грамотно составленных должностных инструкций в полной мере обеспечивает рациональное разделение труда среди сотрудников и должностных лиц, при этом способствуя укреплению трудовой (технологической) дисциплины, снижая вероятность возникновения конфликтных ситуаций между работниками и работодателем.

НПА, регламентирующие содержание должностных инструкций

К ним можно отнести:

Обязанности руководителя организации по охране труда

Данные обязанности изложены в ст. № 212 Трудового Кодекса РФ.

Обязанности руководителя

Обязанности главного инженера \ технического директора

Обязанности главного энергетика в области охраны труда

Порядок разработки, согласования и утверждения должностных инструкций

Данные инструкции должны разрабатываться руководителями структурных подразделений при помощи кадровой службы. В процессе разработки настоятельно рекомендуется обращаться к вышеупомянутым нормативно-правовым актам и провести анализ задач на основе действующей в организации системы управления. Не лишним будет и составить таблицу распределения обязанностей должностных лиц организации для решения поставленных задач, далее разработать проекты инструкций на базе составленной таблицы.

Следующим этапом является обсуждение проекта инструкций с руководителями подразделений, внесение необходимых корректировок в инструкции согласно замечаниям и дальнейшее их согласование в установленном порядке с юрисконсультом. На заключительном этапе происходит утверждение должностных инструкций руководителем организации или иным руководителем, который наделен таким правом приказом работодателя.

Каждое должностное лицо при вступлении в должность, происходящем при приеме на работу или при служебном перемещении, должно получить утвержденную должностную инструкцию под роспись. Второй экземпляр этой инструкции будет храниться в кадровой службе или у руководителя данной организации.

Должностные инструкции необходимо пересматривать не реже 1-го раза в 3 года. При выходе новых нормативно-правовых актов или при изменении профиля деятельности \ задач, функций организации или ее подразделения в инструкции должны быть внесены соответствующие коррективы.

Ответственность за наличие должностных инструкций и их своевременную корректировку возложена на руководителя организации.

Содержание должностной инструкции

В соответствии с НПА должностные инструкции должны состоять из следующих 5 разделов:

Раздел должностных инструкций по охране трудаСодержание
Общие положенияЦель деятельности и квалификационные требования, порядок назначения \ увольнения и порядок замещения, схема подчиненности работника и какими нормативно-правовыми актами должен руководствоваться сотрудник.
Цель и задачи деятельностиДолжностные обязанности, инженерные, административно – распорядительные, организационно-технические функции, обязанности, связанные с информированием работников, обучением, инструктажом, по поддержанию дисциплины, а также требования в отношении делового общения и корпоративной этики.
Координация деятельностиПорядок взаимодействия между функциональными подразделениями и со смежными подразделениями.
ПраваПрава должностного лица в части обязательности его указаний, права на их выполнение, приостановку или возобновление при производстве тех или иных видов работ, а также принятия других организационных решений и его прав в отношении подчиненных.
ОтветственностьМера ответственности лица и основания для его привлечения к ответственности.

Должностные инструкции могут содержать дополнительный раздел о критериях оценки деятельности руководителя подразделения или определенного специалиста.

Источник

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда, обязательность их исполнения

Российским законодателем в статье 209 Трудового кодекса РФ требования охраны труда определяются как: государственные нормативные требования охраны труда (в том числе стандарты безопасности труда), а также тре­бования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

В свою очередь статья 211 Трудового кодекса РФ дает определение государствен­ным нормативным требованиям охраны труда:

Государственные нормативные требования охраны труда обяза­тельны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

Виды нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативно-правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

Нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда:

Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда:

Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, состоят в следующем:

Порядок принятия актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда (стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, санитарно-эпидемиологические прави­ла и нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса), издаются после рассмотрения проектов указанных актов па заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется:

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 (пять) лет и могут быть продлены не более чем на 2 (два) срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 (девять) месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда и техническое регулирование

Одной из важнейших функций государственных нормативных требований охраны труда является их использование для регулирования социально-трудовых отношений.

Техническое регулирование характеристик и параметров безопас­ности продукции и производственных процессов, в соответствии с За­коном о техническом регулировании, осуществляется техническими регламентами. Названный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований в области охраны труда, но регулирует отношения, связанные с разра­боткой, принятием, применением и исполнением требований к продук­ции или к продукции и связанным с требованием к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,

С момента вступления в силу Закона о техническом регулировании решается проблема гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского союза. В настоящее время из 400 запланированных к разработке технических регламентов введены в действие несколько десятков, в том числе:

Кроме указанных выше принят и ряд других технических регламентов.

Источник

Минтруд установил новые требования к документам по охране труда

До 1 марта 2022 года работодатели должны обновить внутренние правила и инструкции согласно этим требованиям

О чем речь. В правилах и инструкциях по охране труда работодатель описывает, что и как делает он и его сотрудники для безопасной работы. Например, как поступать в аварийной ситуации или как устроены рабочие места на предприятии.

Что произошло. 29 октября 2021 года Минтруд издал приказ, в котором установил требования к внутренним правилам и инструкциям по охране труда. Они будут действовать с 1 марта 2022 по 1 марта 2028 года.

Требования приказа действуют для всех работодателей.

Требования к правилам охраны труда. Правила, или еще их называют стандарты, необходимо закрепить в локальном нормативном акте работодателя. Можно оформить документ на бумаге или в электронном виде.

Правила должны включать пять обязательных глав:

К правилам нужно прикрепить лист согласований с подписями тех, кто разработал документ и несет за него ответственность, — например, специалиста службы охраны труда или руководителя компании.

Требования к инструкциям по охране труда. Инструкции разрабатывают индивидуально для каждой должности в компании. В каждой из них должны быть следующие разделы:

С обновленными правилами и инструкциями по охране труда работодатель должен ознакомить всех работников — они должны расписаться в листе или журнале ознакомления.

Что это значит для бизнеса. Требования вступают в силу с 1 марта 2022 года. До этого времени компании и ИП должны привести локальные нормативные акты по охране труда в соответствие с ними.

Если после 1 марта правила и инструкции будут с нарушениями, трудовая инспекция при проверке может назначить штраф до 5000 ₽ для ИП, до 80 000 ₽ — для компаний.

Источник

Права и обязанности работников и работодателей по охране труда с 2022 года

В десятый раздел Трудового кодекса РФ, который устанавливает права и обязанности работника и работодателя по охране труда, Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ внесен большой блок изменений.

С 2022 года глава 10 «Охрана труда» ТК РФ имеет новую структуру: введены новые понятия, переформулированы несколько глав, изменилась нумерация статей и появились новые. О самых значимых изменениях мы уже писали. Сейчас опишем подробнее все внесенные изменения, которые вступают в силу с 1 марта 2022 года.

Полномочия властей по изданию документов в части охраны труда

С 2022 года в ТК РФ появилась новая глава № 34 «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда». Она малоинтересна руководителям компаний и предприятий. Разве, что заинтересует юристов.

Суть главы 34 в том, чтобы определить полномочия в сфере охраны труда Правительства РФ, федеральных и региональных властей.

Правительство РФ устанавливает порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов по охране труда.

Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает:

Для работодателей обязательны к применению как правительственные документы, там и документы Минтруда РФ.

Права и обязанности работодателя по охране труда с 2022 года

К статье 214 ТК РФ с 2022 года добавили две новые статьи 214.1 и 214.2. В первой говорится о запрете на работу в опасных условиях труда, во второй – расширены права работодателя. В частности, узаконены видео и аудиосъемка на рабочих местах.

Работодателям дано право вести видео съемку на рабочих местах с 2022 года

Новые обязанности работодателя по охране труда с 2022 года

Обязанности работодателя установлены статьей 214 ТК РФ, ранее она имела номер 212. Новых, которые введены с 2022 года, всего три:

Все обязанности работодателя по охране труда с 2022 года

Еще одна обязанность установлена статье 216.2:

Запрещается работать в опасных условиях

Новая статья 214.1 ТК РФ запрещает работу в опасных условиях труда. С марта 2022 года руководитель организации обязан приостановить работы на рабочих местах, которые по результатам спецоценки отнесены к опасному классу условий труда.

После устранения опасностей на рабочих местах нужно проводить внеплановую спецоценку. Возобновить работу можно, если спецоценка подтвердит снижение класса опасных условий труда.

Права и обязанности работника по охране труда с 2022 года

Права работника в области охраны труда перечислены в статье 216 ТК РФ. Существенных изменений в сравнении с теми, которые были ранее – нет. В перечне прав работника приведены те же пункты, что и в обязанностях работодателя: все почти зеркально.

Права работника по охране труда

Дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.

Обязанности работника по охране труда

Статья, в которой перечислены обязанности работников, теперь имеет номер 215, ранее – №214.

С 2022 года обязанностей у работников стало больше. Теперь работники обязаны правильно использовать выданное им оборудование и следить за его исправностью. Работник также отвечает за правильное применение технологии и использование материалов.

Все обязанности работников по охране труда:

Работники, как и в предыдущих версиях ТК РФ, обязаны проходить обучение по охране труда и инструктаж. Работодатель обязан проверить знания работника до его допуска на рабочее место.

В новой редакции ТК РФ введено больше градаций типов обучения. Теперь конкретизировано, что в программе обучения должны быть:

Микроповреждения и микротравмы: новая статья

Микроповреждениями (микротравмами) – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

Отличительная особенность микротравмы от иных повреждений – они не влекут расстройство здоровья работникам или наступление его временной нетрудоспособности.

Организация обязана самостоятельно вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые стали причиной микроповреждений (микротравм) работников.

Расследований таких событий должно проводится на основании обращения пострадавшего к своему непосредственному руководителю.

Нормы выдачи СИЗ

В ТК РФ появляется новая редакция статьи 221 ТК РФ. В нее добавили список изделий, которые относятся к СИЗ:

Перечень является открытым, организация вправе его дополнить необходимыми СИЗ с учетом своей специфики. Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств.

Сроки расследования несчастных случаев

Если произошел несчастный случай, работодатель обязан:

Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех календарных дней.

Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья либо погибли, проводится комиссией в течение 15 календарных дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю, расследуется по заявлению пострадавшего в течение одного месяца.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *