Что относится к лимитам на природопользование
Статья 17. Лимитирование природопользования
Информация об изменениях:
Законом Тамбовской области от 27 июня 2001 г. N 194-З в статью 17 настоящего Закона внесены изменения
Статья 17. Лимитирование природопользования
1. Текущая хозяйственная и иная деятельность, связанная с воздействием на окружающую природную среду (природопользование) ограничивается с помощью системы менее жестких, по сравнению с производственными нормативами воздействия, временных ограничений (лимитов), специально устанавливаемых хозяйствующим субъектам на:
использование или изъятие отдельных видов природных ресурсов;
величины выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение в ней отходов производства и потребления, величины иных вредных физических воздействий.
2. Лимиты на природопользование разрабатываются и используются для поэтапного достижения природопользователем в процессе текущей хозяйственной деятельности установленных ему в соответствии с настоящим Законом производственных нормативов воздействия.
3. Лимиты на природопользование утверждаются хозяйствующему субъекту Комитетом природных ресурсов по Тамбовской области, территориальными органами специально уполномоченных государственных органов управления использования и охраной отдельных видов природных ресурсов по согласованию с Администрацией области.
4. Сроки достижения природопользователями нормативов воздействия на окружающую природную среду с помощью лимитов на природопользование по годам определяются в соответствии с утвержденными показателями государственных (отраслевых и территориальных) целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды.
5. Порядок разработки, утверждения, введения в действие и отмены лимитов на природопользование устанавливается Правительством Российской Федерации и Администрацией области.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 19. Платность природопользования
Информация об изменениях:
Законом РТ от 27 июня 2001 г. N 899 статья 19 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 19. Платность природопользования
1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что относится к лимитам на природопользование
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. № 1029 “Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”
В целях реализации пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2014, N 30 ст. 4220) и в соответствии с подпунктом 5.2.59 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2020 г.
Утвержден
приказом Минприроды России
от 08.12.2020 г. N 1029
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
2. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими и медицинскими отходами, на регулирование размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
4. При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:
для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя;
для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.
В лимиты на размещение отходов не включаются:
масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания;
масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок.
7. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на период действия комплексного экологического разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления комплексного экологического разрешения, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143.
8. Внесение изменений в установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение осуществляется путем пересмотра комплексного экологического разрешения в соответствии с Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143.
10. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
11. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
б) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.
В случае если объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположен в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, заявитель направляет заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта по своему усмотрению.
12. Заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Перечень документов, установленных в пункте 11 настоящего Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов не допускается.
13. В случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов и направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
14. В случае, предусмотренном пунктом 13 настоящего Порядка, срок принятия территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении исчисляется со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, указанных в пункте 11 настоящего Порядка.
В случае непредставления индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом в течение 10 рабочих дней с момента получения ими уведомления надлежащим образом оформленного заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования возвращает индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу ранее представленное заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 3 рабочих дней.
15. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 11 настоящего Порядка заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является:
наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка;
превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица, код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории, для которого утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.
Датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
16. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком не более чем на 5 лет и действуют до получения комплексного экологического заключения.
18. Утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение подлежат переоформлению в случаях:
а) изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица, в том числе:
изменения наименования юридического лица;
изменения организационно-правовой формы юридического лица;
изменения места нахождения юридического лица;
изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;
Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
19. Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвердившими нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, на основании рассмотрения представленных индивидуальным предпринимателем или юридическими лицам:
а) заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин переоформления).
В случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 18 настоящего Порядка, в заявлении о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указываются номера объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792;
б) оригинала(-ов) выданного(-ых) ранее в установленном порядке документа(-ов) об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
20. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты приема заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка, принимают решение о переоформлении утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или об отказе в переоформлении (с мотивированным обоснованием).
Основанием для отказа в переоформлении является:
наличие недостоверной информации в представленных заявлении о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документах, указанных в пункте 19 настоящего Порядка;
превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
21. В случае утери либо порчи бланка документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, принимают решение о выдаче дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в 15-дневный срок с даты получения от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц заявления о выдаче указанного дубликата.
22. Решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о переоформлении и о выдаче дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение оформляются актами территориального органа Росприроднадзора.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220.
2 Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 26, ст. 3009; 2014, N 30, ст. 4220.
3 Подпункт 5.2.56 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 5, ст. 6586).
4 Зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018 г., регистрационный номер N 52927
5 Зарегистрирован Минюстом России 2 декабря 2020 г. регистрационный N 61225
6 Собрание законодательства Российской Федерации 2019, N 8, ст. 777; 2020, N 47, ст. 7522
7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4220; 2019, N 30, ст. 4097.
8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2020, N 24, ст. 3755.
9 Зарегистрирован в Минюсте России 16 ноября 2011 г., регистрационный № 22313.
10 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2018, N 53, ст. 8409.
11 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2220; 2020, № 31, ст. 5013.
12 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2020, N 24, ст. 3755
Обзор документа
Минприроды обновило порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Прежние правила отменены в рамках механизма «регуляторной гильотины».
Нормативы разрабатывают организации и ИП на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации. При обосновании лимитов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые для размещения на соответствующих объектах, находящихся в собственности, владении, пользовании организации или ИП; для передачи на размещение другим субъектам.
Нормативы и лимиты устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Росприроднадзора.
Особый порядок действует для нормативов и лимитов, разрабатываемых для объектов I категории (до получения указанных разрешений).
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Статья 20. Платность использования природных ресурсов
Информация об изменениях:
Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 в статью 20 настоящего Закона внесены изменения
Статья 20. Платность использования природных ресурсов
1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
ГАРАНТ:
О платежах за загрязнение окружающей природной среды см. письмо МНС РФ от 31 октября 2001 г. N ВТ-6-21/833
5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632
6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Лимиты на использование природных ресурсов
Лимиты на природопользование это
Лимиты на природопользование – это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, которые установлены предприятиям-природопользователям на определенныйсрок, а также выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства.
Эти лимиты устанавливаются для предприятий природопользователей государственными органами охраны окружающей природной среды с учетом необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов.
Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффективныхсредств охраны окружающей природной среды. Так же как лицензирование, лимитирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рациональногоиспользования и воспроизводства.
Лимитирование природопользования осуществляется в соответствии с теми направлениями, по которым осуществляется само природопользование, а именно: изъятие природноговещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу.Отсюда и лимиты могут устанавливаться на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использование природного вещества из природной среды либо на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов.
Лимиты на изъятие природного вещества при использовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Они распределяются по определенным объектам:
– по землям– действуют нормы отвода земель для автомобильных и железных дорог, для аэропортов, магистральных трубопроводов, для мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин, для предприятий рыбного хозяйства, для линий связи, электросетей и т. д. (все вышеуказанные нормы отвода земель утверждаются Госстроем РФ);
– в настоящее время установлены нормы бесплатной передачи земель собственность граждан для ведения сельского хозяйства, подсобного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительства;
– по водным объектамприменяются утвержденные органами водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, животноводческих комплексов, промышленного потребления, для эксплуатации систем коммунального хозяйства (водоснабжения и канализации);
– в области охраны, использования и воспроизводства лесовглавным лимитирующим показателем является расчетная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины. Существуют также и другие лимитные показатели, устанавливаемые органами лесного хозяйства;
– количество граждан на пребывание в лесу; числотой или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например, лосей, поедающих молодую зеленую поросль, кабанов, разрушающих корни деревьев в поисках плодов и т. д.);
– в области охраны и использования животного мираразрабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим угодьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам.
Цель установления этих и подобных им лимитов двойная – природоохранная и экономическая: сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов. Средства, полученные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизводство и рациональное использование.
Предельно допустимые сбросы, выбросы, размещение отходов (вредных веществ) также представляют собой вид природопользования. В этом случае лимитирование решает природоохранные задачи путем экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов (используются экологические фонды, аккумулирующие средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ).
Существуют также и другие лимитные показатели, устанавливаемые органами лесного хозяйства;
– количество граждан на пребывание в лесу; числотой или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например, лосей, поедающих молодую зеленую поросль, кабанов, разрушающих корни деревьев в поисках плодов и т. д.);
– в области охраны и использования животного мираразрабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы.
Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим угодьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам.
Цель установления этих и подобных им лимитов двойная – природоохранная и экономическая: сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов.
Средства, полученные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизводство и рациональное использование.
Предельно допустимые сбросы, выбросы, размещение отходов (вредных веществ) также представляют собой вид природопользования. В этом случае лимитирование решает природоохранные задачи путем экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов (используются экологические фонды, аккумулирующие средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ).
Лимитирование природопользования
Лимиты на природопользование – это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, которые установлены предприятиям-природопользователям на определенный срок, а также выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства.
Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффективных средств охраны окружающей среды.
Так же как и лицензирование, лимитирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства.
Лимитирование природопользования осуществляется в соответствии с теми направлениями, по «которым осуществляется само природопользование, а именно: изъятие природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу.
Отсюда и лимиты могут устанавливается на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды либо на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду размещения отходов.
Лимиты на изъятие природного вещества при использовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Они распределяются по определенным объектам:
по землям – действуют нормы отвода земель для автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин, предприятий рыбного хозяйства, для линий связи, электросетей и т.д.
Все вышеуказанные нормы отвода земель утверждаются Госстроем Российской Федерации;
по водным объектам – применяются утвержденные органами водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, животноводческих комплексов, промышленного потребления, эксплуатации систем коммунального хозяйства (водоснабжения и канализации);
в области охраны, использования и воспроизводства лесов – главным лимитирующим показателем является расчетная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины;
в области охраны и использования животного мира – разрабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы.
Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам.
Цель установления этих и подобных им лимитов двойная: природоохранная и экономическая. Средства, полученные от сбора пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизводство и рациональное использование.
Договорные формы природопользования
В России наибольшее развитие получил известный по гражданскому праву тип договора – аренда.
Вслед за арендой, которая еще только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства обозначаются и другие возможные виды договоров.
Несмотря на то, что договорная система настойчиво проникает в сферу экологических отношений (при отсутствии рыночных атрибутов – купли-продажи, мены, залога и т.д.), договор не будет занимать самостоятельного места.
По-прежнему в этих условиях основанием возникновения экологического природоресурсного отношения будет считаться лицензия, а договор – средством ее конкретизации и выполнения.
Арендные отношения в области природопользования
Предметом арендных отношений в механизме природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов.
По договору на аренду природных ресурсов сторона (арендодатель) обязуется передать другой стороне (арендатору) для целевого хозяйственного использования конкретно-определенные виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи) на установленный договором срок.
Арендатор обязуется вносить обусловленную договором арендную плату и соблюдать правила рационального использования и охраны природных ресурсов.
Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо.
Договорные отношения на рынке экологических услуг
Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей природной среды и с надеждой на ее возможное улучшение породило в последние десять лет целую серию предложений и новаций в сфере природопользования.
К сожалению, эти попытки не идут дальше деклараций и не реализуются на практике, но они уже претендуют на реализацию в качестве рыночных элементов экологических структур.
Так, например, в Горно-Алтайской Республике была попытка внедрить в практику тезис о статусе эколого-экономической зоны, где экономическая эксплуатация природных ресурсов сочеталась бы с их экологической охраной на основе иностранных инвестиций. Но эта идея не осуществилась из-за недостаточной заинтересованности иностранных инвесторов. Дело в том, что сейчас расходы на охрану использования ресурсов в этом регионе больше, чем доходы от них.
В настоящее время идут дебаты о развитии рынка экологических услуг на базе широких договорных связей с привлечением частного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности.
Сейчас назрела необходимость подумать о целесообразности подготовки типового договора на экологическую услугу, где наряду с общими нормами подрядного договора, предусмотренного Гражданским кодексом РФ, следует отразить специфические черты, характерные для экологической деятельности в период формирования рынка.
Договор комплексного природопользования
Существование подобного договора предусмотрено ст. 18 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды», вступившего в силу 10.01.02.
Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей среды (ст. 3), а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования России.
Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других ресурсов.
Договор на комплексное природопользование является еще новым видом договорных связей в области природопользования.
К сожалению, еще не разработаны типовые формы договоров, не решены окончательно вопросы, касающиеся наличия связей с данным договором других договорных отношений по одному и тому же предмету.