Что относится к культурно массовым мероприятиям
Что относится к культурно массовым мероприятиям
В предыдущих редакциях формы «культурно-массовые мероприятия» обобщенно назывались «культурно-досуговыми мероприятиями». Здесь и далее под наименованием «культурно-досуговые» будет фигурировать группа массовых мероприятий, входящая наряду с информационно-просветительскими мероприятиями в состав «культурно-массовых мероприятий» и включающая вечера (отдыха, чествования, кино-, тематические, выпускные танцевальные/дискотеки и др.), балы, праздники (национальные, государственные, традиционные, профессиональные и др.), игровые программы и т.п. (См. Номенклатуру государственных и муниципальных услуг/работ, выполняемых организациями культурно-досугового типа Российской Федерации, одобренную Распоряжением Минкультуры России N р-6 от 18.09.2009).
К «информационно-просветительским мероприятиям» при этом следует относить литературно-музыкальные, видеогостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации.
В графе 3 строки 04 показывается общее число культурно-массовых мероприятий (как бесплатных, так и на платной основе), из них выделяются мероприятия для детей до 14 лет включительно (графа 4) и для молодежи от 15 до 24 лет включительно (графа 5).
В графах 6 и 9 (из графы 3) число мероприятий распределяется по группам (сумма граф 6 и 9 равна графе 3):
— в графе 9 приводятся значения показателей по информационно-просветительским мероприятиям.
Понятие массовых мероприятий, их виды
Термин «Массовые мероприятия»
Массовое мероприятие – это организация деятельности общественности, для которой характерно проявление активных действий, участие большей массы населения, целью которых является удовлетворение физиологических, материальных, духовных и прочих потребностей и желаний людей, которая способствует исполнению прав и свобод граждан и общественному взаимодействию для формирования общих правил личности, коллектива и общества в общем.
Признаки массовых мероприятий
На основе сформулированного понятия выявлено несколько признаков массовых мероприятий, среди которых:
Классификация массовых мероприятий
Для классификации массовых мероприятий используются следующие характеристики:
Основным и сложнейшим признаком для выделения видов массовых мероприятий является содержание и направленность.
Классификация массовых мероприятий по направленности и содержанию
Общественно-политические мероприятия
Признаки конкретных форм массовых мероприятий:
Примеры: митинги, пикетирования, выборы членов органов государственной власти и прочее.
Виды общественно-политических мероприятий:
Культурно-массовые мероприятия
Признаки данного вида мероприятия:
Примеры: фестивали, концерты, карнавалы, торговые ярмарки и прочее.
Спортивно-массовые мероприятия
Признаки данного вида мероприятия:
Примеры: олимпиады, чемпионаты, спортивные соревнования, поединки и так далее.
Религиозные мероприятия
Примеры: обряды, крещение, религиозные праздники, характерные для конкретных религий: Курбан-Байрам, Пасха и прочее.
Специальные мероприятия
Примеры: похоронные процессии, поминки, сопровождение перевозки детей в детские загородные лагеря и прочее.
Смешанные мероприятия
Примеры: Пеледыш Пайрем (национальный праздник Республики Марий Эл, во время которого проводятся концерты, гуляния, ярмарка и так далее), национальные праздники России и прочее.
Классификация массовых мероприятий по значимости
Выделяют следующие виды массовых мероприятий:
Понятие массовых мероприятий, их виды.
Под массовыми мероприятиямиследует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.
Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:
— большое количество людей;
Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.
Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам:по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.
По содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на:
1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:
публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).
3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).
4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)
5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).
6. Смешанные мероприятия,когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:
Сабантуй, Акатуй и др.).
Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:
по значимости –международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);
по периодичности проведения –разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);
по способу возникновения –организованные, спонтанные;
по возможности участия –общедоступные, ограниченные количеством участников.
Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.
Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) Цель публичного мероприятия;
2) Форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Массовые мероприятия: особенности и основные виды
Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.
Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие» можно выделить три основных признака:
· Большое количество людей;
Bce это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например: на рынках, вокзалах, пляжах и т.п.
1)нарушается обычный ритм жизни населения (ограничение дорожного движения, изменения распорядка работы предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.п.);
2)наличие большого скопления людей на ограниченной территории, где введены различные ограничения, способствует тому, что граждане могут попасть под влияние, так называемой, «психологии толпы». Это влияние выражается в том, что люди становятся восприимчивы к всякого рода слухам, начинают менее самокритично оценивать свои действия, становятся более возбужденными и раздражительными. B таких условиях всякий промах в деятельности государственных органов и их должностных лиц, сотрудников полиции, а также администрации зрелищных учреждений может послужить поводом для возникновения групповых нарушений общественного порядка, а именно:
• угроза скоротечного осложнения оперативной обстановки, связанной со стихийным формированием неформальных группировок, отрицательно влияющих на состояние общественного порядка и безопасности;
• возможность использования проводимых мероприятий для совершения террористических актов в местах массового пребывания граждан.
K особенностям проведения крупномасштабных массовых мероприятий следует отнести и структурную перестройку работы служб и подразделений ОВД (создание специальных органов управления оперативных штабов, пунктов управления, различных групп, необходимость решения дополнительных задач, возникающих в ходе подготовки и проведения массовых мероприятий). Для обеспечения общественного порядка и безопасности в этих случаях дополнительно привлекаются силы и средства, в том числе и других подразделений, нарушается режим работы личного состава и т.п.
Виды массовых мероприятий:По содержанию:
· Общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);
· Культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);
· Спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады). По значимости:
Массовые мероприятия можно классифицировать на различные виды по следующим основаниям.
По содержаниюможно подразделить на: общественно-политические, культурно-развлекательные, спортивные, религиозные и иные.
Для этого вида мероприятий характерны высокий уровень организации, общность мотивов и стереотипов поведения, определенность состава их участников. В подобных мероприятиях участвуют представители различных государственных органов и общественных организаций, их совместная деятельность опосредствуется устойчивыми коллективными интересами и межличностными взаимосвязями. Они, как правило, соблюдают действующее законодательство и установленный порядок участия в публичных мероприятиях.
2) спортивные мероприятия (олимпиады, спортивные игры, чемпионаты, спартакиады, матчи, марафоны, кроссы, эстафеты и др.).
Для этого вида мероприятий характерно большое число участников и зрителей (болельщиков), представляющих один из видов экспрессивной группы (толпы). Группировки болельщиков (фанатов) объединяет пристрастное отношение к той или иной команде, клубу, какому-либо спортсмену. Возникающие в ходе спортивного состязания противостоящие группировки болельщиков выражают свои симпатии и антипатии очень бурно, эмоционально, не заботясь о тактичности своего поведения и вежливости. В таких условиях велика опасность возникновения конфликтных ситуаций.
Органы внутренних дел, участвуя в подготовке и проведении данного вида массовых мероприятий, обеспечивают:
1. Привлечение необходимых сил и технических средств для охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий. Принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности с учетом информации о предполагаемом числе зрителей, а также погодных условий в день проведения мероприятий.
2. Совместно с организациями, проводящими мероприятия, и администрацией спортивного объекта безопасность движения зрителей и участников на трибуны согласно установленному порядку.
3. Охрану общественного порядка на трибунах спортивных объектов и прилегающей территории, соблюдение посетителями установленных
4. Совместно с соответствующими службами спортивного объекта регулирование процесса эвакуации зрителей с трибун, прилегающих к объекту территории, а также порядок при посадке зрителей на общественный транспорт.
5. Осуществляют контроль за состоянием путей эвакуации.
6. Привлекают к ответственности лиц, нарушающих общественный порядок и правила поведения, в установленном законом порядке[1].
3) культурно-зрелищные мероприятия, к которым относятся фестивали, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники песни, танцевальные вечера, дискотеки, концерты и др.;
В последние годы отмечается интерес населения к религии. Это стало возможным благодаря демократическим преобразованиям в стране. Массовые религиозные мероприятия, к которым относятся всевозможные праздники различных церковных конфессий, обряды и богослужения, проводятся в соответствующих храмах в условиях большого скопления верующих и просто любопытных. В настоящее время в связи с изменением государственной политики и демократизацией общества отмечается увеличение численности зарегистрированных и неформальных общественных и религиозных объединений.
Вместе с тем многие проводимые ими акции публичного характера часто сопровождаются явлениями, оказывающими негативное воздействие на состояние общественного порядка, здоровье и безопасность граждан. Например, среди религиозных конфессий встречаются секты, деятельность которых носит антиобщественный характер и представляет опасность для окружающих. К таким религиозным сектам относятся известные «Белое братство», «Аум Сенрикё» и др. Они активно работают среди молодежи, негативно действуют на психику людей, проповедуют сатанизм, а иногда и прямо совершают преступления и террористические акты. Это нередко влияет на состояние общественного порядка в местах проведения подобных мероприятий и осложняет оперативную обстановку, что, в свою очередь, требует от органов внутренних дел принятия специальных мер по надлежащей охране общественного порядка и безопасности, умения действовать в специфических условиях быстро и эффективно, нейтрализовать возникающие конфликты.
6) смешанные мероприятия.
В программу их проведения, как правило, могут входить: митинги, выставки, ярмарки, театрализованные представления, концерты, дискотеки, спортивные соревнования, массовые религиозные обряды, которые организуются в целях удовлетворения многообразных познавательных, художественно-творческих, спортивно-оздоровительных, религиозных и иных интересов, запросов различных групп граждан.
Кроме того, массовые мероприятия могут быть классифицированы и по другим основаниям, например они подразделяются:
По значимостиони могут быть: международные, всероссийские, региональные, местные.
По периодичности проведениямогут быть: разовые, периодические, повседневные.
По месту проведения:
-взданиях (сооружениях), или на открытой местности;
— в специально предназначенных для этого местах, или в местах, не предназначенных для этих целей.
По возможности участия:
— общедоступные или с ограниченным доступом в зависимости от социального статуса участников.
По количеству участников:
—сограниченным (по числу мест) или неограниченным количеством участников[2].
Различные по своему виду, характеру и направленности массовые мероприятия требуют обеспечения безопасности людей, соблюдения их прав и законных интересов, поддержания надежного общественного порядка в местах их проведения и на прилегающей территории. Поэтому деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий имеет определенные особенности, возникающие вследствие ряда факторов, влияющих на состояние общественного порядка и безопасности.
К основным факторам, оказывающим непосредственное влияние на деятельность органов внутренних дел и состояние общественного порядка и безопасности, относятся:
1) характер проводимого мероприятия;
2) значительная концентрация людей на ограниченной территории;
3) нарушение обычного режима жизни района, города, целого региона;
4) возникновение особой психологической атмосферы (обстановки) в местах проведения массовых мероприятий;
5) изменение режима работы органа внутренних дел, предприятий, учреждений, организаций и служб обеспечения данного мероприятия;
6) возрастание роли общественной опасности совершаемых правонарушений;
7) увеличение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу личной безопасности граждан и общественной безопасности;
8) высокая динамика изменения оперативной обстановки;
9) возможность использования проводимых публичных акций для совершения террористических актов в местах массового пребывания граждан.
Какие задачи решаются органами внутренних дел при проведении массовых мероприятий?
Главными задачами ОВД при проведении массовых мероприятий являются:
1. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.
2. Оказание содействия в организации массового мероприятия.
3. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других правонарушений, обеспечение общественной безопасности.
4. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения.
5. Обеспечение безопасности дорожного движения.
6.Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.
Силы органов внутренних дел, привлекаемые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, условно можно разделить на несколько групп:
1. Силы ОВД: строевые подразделений патрульно-постовой службы, в т. ч. ОМОН; личный состав строевых подразделений ДПС ГИБДД; строевых подразделений вневедомственной охраны; участковые уполномоченные полиции, дознаватели, инспектора по делам несовершеннолетних и другие сотрудники.
2. Силы оперативных и других служб: уголовный розыск, ОБЭП, следствие, экспертно-криминалистические подразделения, сотрудники штабов, кадровых аппаратов.
3. Специальные моторизованные воинские части внутренних войск.
4. Приданные силы: курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД России и других министерств.
Для усиления охраны общественного порядка могут привлекаться в качестве дополнительных сил внештатные сотрудники ОВД, общественные формирования, народные или казачьи дружины, частные охранные формирования (на договорной основе) и др.
К средствам органов внутренних дел, используемым при проведении массовых мероприятий, относятся следующие:
— автомобили для перевозки личного состава, патрульные автомобили, автобусы для пунктов управления, автомобили связи;
— средства радио- и проводной связи;
-переносные заграждения, канаты (веревки) и другие подручные средства;
— служебные животные: лошади и собаки (патрулирование со служебными собаками без намордника в местах с массовым пребыванием людей запрещается).
Какие наряды ОВД привлекаются к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий?
При проведении массовых мероприятий применяются следующие виды нарядов:
3. Пост наблюдения (ПН) — обеспечивает своевременную информацию в ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.
9. Группа фиксации правонарушений — формируется из сотрудников оперативных подразделений. Обеспечивает документирование противоправных действий, проверку правонарушителей.
Таким образом,одним из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий и иных публичных акций, в соответствии с действующим законодательством являются органы внутренних дел.
Именно на них возложены задачи по разработке плана охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении конкретного массового мероприятия, подготовке и расстановке необходимых сил и средств, организации и координации взаимодействия со всеми государственными органами и общественными организациями, участвующими в охране общественного порядка и непосредственно в проведении публичной акции, контроль за обстановкой, осуществление административного надзора, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений со стороны участников и зрителей, а также привлечение виновных к ответственности.