Что относится к культурно досуговой деятельности

Виды культурно-досуговой деятельности

Что относится к культурно досуговой деятельности Аделя Шагиахметова
Виды культурно-досуговой деятельности

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно

классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых — это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий — отдыхать.

Отдых можно подразделить на пассивный и активный.

При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т. д., размышлениями, непринужденной беседой на тему волнующую ребенка (обычно такие беседы не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения с людьми). В случае необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам.

Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т. д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания, а иногда и возникшие в данный момент потребности.

Виды отдыха.

• Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Работа на территории детского сада: рыхление земли, полив

и прополка растений, уборка группового помещения; работа

в уголке живой природы.

Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде;

скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон.

• Игры со снегом, песком и водой.

• Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).

• Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом,

бумагой, карандашами и красками и другими материалами.

• Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.

• Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.

• Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео, детских телевизионных передач и художественных фильмов.

Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки.

Развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию,знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. ; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности;развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т. д.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль они играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного и теневого театров, дети получают стимул к собственному творчеству.

Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, а кто играть в спектакле и т. п.). В подготовке развлечения могут принимать участие все дети группы. Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы. При определении времени проведения развлечений воспитателю следует учитывать время года. Это связано с тем, что дети обязательно должны гулять во второй половине дня (световой день в зим-

нее время короче, и если развлечения проводить после полдника, как

это принято, то дети пойдут на прогулку, когда на улице уже темно, что

снижает ценность прогулки).

Желательно в осенне-зимний период проводить такие мероприятия

перед ужином, а в весенне-летний период после полдника, при этом

они могут быть более эмоциональными. Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение, более длительное по времени (30—35 минут, с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни — короткие (5—10 минут) веселые забавы (маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизированных моментов из жизни ребят в детском саду или по литературным произведениям). Такие развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-до-

суговой деятельности на другой. Их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительной атмосферы.

Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Воспитатель должен научиться видеть и чувствовать детей, которым необходима эмоциональная разрядка, которых нужно подбодрить, помочь выбрать для себя занятие.

В практике работы дошкольных учреждений используются три вида

развлечений (они различаются по степени активности участия детей):

— дети являются только слушателями или зрителями;

— дети — непосредственные участники;

— участниками являются и взрослые, и дети.

Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности.

• Театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, фланелеграф, театр картинок, плоскостной театр и др., то есть все виды театров и театральной деятельности).

Познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаев и традиций родной страны, народа; экологические.

Спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры,

Любимым видом развлечения является театрализованное представление.

Не менее интересными для детей развлечениями являются театр игрушки и театр картинок. Их легко организовывать, так как они не требуют сложного технического устройства. Для театра игрушек в качестве сцены используют несколько сдвинутых вместе столов, на стульях игрушки должны лежать так, чтобы дети их не видели. Воспитатель берет куклу и начинает разыгрывать перед детьми сюжет сказки (пьесы) или импровизировать ситуации из жизни группы. Этот вид развлечений можно организовать в любой момент.

Значительное место в организации развлечений занимают концерты — исполнение музыкальных и литературных произведений в чередовании сольных и коллективных выступлений детей и взрослых. Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знакомых детям произведениях и могут включать вокальную или инструментальную музыку.

К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Фокусы.Они вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение.Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальными, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые показывают дошкольникам, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, не требующие ни сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, графином, щеткой,

шнурком и др., ни особого умения. Успех во многом зависит от умения

педагога интересно объяснить и преподнести их детям.

Шутки. Им дети рады всегда. Шутки можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях.Необходимо помнить одно: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли рассказать их младшим. Это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.

Шарады. Это — отгадывание слов по частям (обычно по слогам).

Прежде чем загадывать шарады, надо объяснить детям технику их отгадывания.Например: первый слог — нота (фа, второй — тоже нота (соль, а целое — на горох похоже (фасоль).

Загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь. Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь. От количества этих признаков и того, насколько подробно они характеризуют загаданное, зависит простота или

сложность загадки. Педагог должен в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку — тогда процесс отгадывания будет более осмысленным. Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь решения.

Загадки могут быть направлены на закрепление и обобщение представлений и знаний детей о том или ином предмете или обращать их внимание на ту или иную особенность, характерную черту или на ряд свойств.

Подбор загадок зависит от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а также от возраста детей. Такой вид развлечений может проводиться как со всеми детьми группы, так и с подгруппой. Но, как правило, в таких мероприятиях любят принимать участие все дети. Загадки следует подбирать с учетом возраста.

Аттракционы. Они дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Воспитатель должен подумать о том, чтобы силы соревнующихся (разделенных на команды детей) были равными. Аттракционы подбираются с учетом возраста детей (или усложняются при их проведении со старшими детьми). Так, например, в аттракционе «Собери листья» малышам предлагается простое задание (кто скорее соберет разбросанные по полу листья, а детям старшего возраста — более сложное (не только собрать листья, но и составить из них красивый букет).Воспитателю необходимо помнить: когда игра закончится, победителей следует поощрить морально (педагог дает положительную оценку, а дети хлопают) или материально (дается «медаль» или флажок за умение побеждать).

Сюрпризы. Это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и в повседневную жизнь детей в детском саду.

Виды развлечений.

Концерты: тематические, исполнения музыкальных произведений, литературных произведений; народного творчества; детской художественной самодеятельности, музыкально-литературные.

Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижности.

Познавательные вечера: КВН и викторины, посвященные жизни

и творчеству композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаям и традициям народа, региона, страны; экологические и посвященные природным явлениям, математические и др.

Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами, веселые старты, аттракционы (спортивного содержания).

Театрализованные представления: кукольный театр, народный театр Петрушки, фланелеграф, пальчиковый, теневой, театр игрушки, плоскостной театр; инсценирование сказок, рассказов, песен; детская музыкальная опера, мюзиклы, музыкальные ритмопластические спектакли.

Забавы: развлечения с карандашами и красками, шутки, фокусы, шарады, пословицы, поговорки, скороговорки, аттракционы с механическими и электрическими игрушками, сюрпризные моменты.

• Просмотр видео- и телефильмов, детских телевизионных передач, слушание аудиозаписей, компьютерные игры.

Праздник — это день, объединяющий всех, наполненный радостью

и весельем. Особое значение праздник имеет для детей. Праздники в

детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых — создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. деятельность в предпраздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Ребенок не может быть пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, груп-

пы и других помещений детского сада.

Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью.

Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка,

раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, то есть является одним из видов культурно-досуговой деятельности.

Мы считаем, что самостоятельная деятельность ребенка носит элементы самообразования, имеющего свою специфику и связанного с его

Самообразование осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя в некоторых случаях к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т. д.). Потребность ребенка в самообразовании в полной мере зависит от взрослых, их кругозора и стремления к новым знаниям, умения «зажигать» этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении.

Для того чтобы самообразование стало средством самовоспитания детей, взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать»; воспитывать такие нравственно-волевые качества, как умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей и т. п.

Виды самообразования.

Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др.

• Коллекционирование различных предметов, хобби.

Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная

деятельность.

• Посещения музеев, домов-усадеб выдающихся людей, выставок,

театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.

Творчество также рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Вместе с тем каждый человек использует собственную творческую деятельность для того, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения. Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желаемому результату, но участие в ней не проходит для него бесследно.

Сценарий досуговой деятельности «Мама — первое слово» «Мама – первое слово» Задачи: 1. Обучающая Способствовать созданию положительных эмоциональных впечатлений детей и родителей от совместного.

«Приобщение детей к национальным истокам посредством культурно-досуговой деятельности» Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО отведена национально-региональному компоненту. Я предлагаю.

Доклад «Сценарий как средство организации досуговой деятельности» Доклад На тему «Сценарий как средство организации досуговой деятельности». Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества,.

Формирование семейных ценностей через организацию досуговой деятельности в ДОУ Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью.

Что относится к культурно досуговой деятельностиФото-коллекция образовательной и досуговой деятельности «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.

Музыкально-литературная гостиная-одна из форм культурно-досуговой деятельности «О Музыке» Тихо, тихо сядем рядом, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде Разноцветном, расписном И раздвинулся вдруг стены Вся.

Перспективный план культурно — досуговой деятельности во всех возрастных группах на 2017–2018 учебный год Пояснительная записка. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников.

Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Передерей Е. П. Модернизация.

Выступление «Виды культурно-досуговой деятельности детей и подростков» Введение. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни российского общества.

Источник

Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры

Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения.

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения.

Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, высоко профессиональной и интересной работы.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью.

Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители «третьего возраста» (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно не свойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухода на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивному существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широкого круга знакомств.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях.

Особо следует сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семейный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и другие.

В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и другое) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и другое).

Многие учреждения культуры могли бы поделиться положительным опытом работы среди женщин. Для женщин создаются кружки и курсы кройки и шитья, ведения домашнего хозяйства, университеты или факультеты педагогических знаний; они вовлекаются в подготовку и проведение практически всех форм культурно-досуговой деятельности. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам, созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность для женщин-матерей посещать культурно-досуговые программы.

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организуется корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида бизнеса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и тому подобное.

Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

У представителей разных социально-демографических групп сформированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении.

Сеть клубных учреждений развивается в тесной связи с богатым наследием прошлого, традициями и социально-культурной спецификой каждого региона. Культурно-досуговые учреждения клубного типа являются субъектами культурной политики на определённой территории (город, район, посёлок, село) по созданию условий для организации досуга, развития традиционного народного творчества, а также по обеспечению жителей культурно-досуговыми услугами.

Формирование культурных потребностей происходит через: культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, так как от этого зависит содержание мероприятия и формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор); численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам; динамика этих показателей; материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности; объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение. Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения.

К формам клубных услуг относятся мероприятия культурно-просветительного, информационного, образовательно-познавательного, зрелищного характера, мероприятия отдыха и развлечения:

циклы лекций, клубные лектории, народные чтения, лекции-концерты, трибуны общественного мнения, обзоры (творческие, научные, политические, экономические), дни искусств (науки, техники, профессий и другие), клубные встречи, циклы клубных тематических вечеров, клубные кирмаши, аукционы идей, клубные викторины, вечера-портреты;

устные журналы (альманахи, бюллетени), вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические, дискуссионные встречи, «за круглым столом», клубные беседы;

праздники народного календаря, праздники исторического календаря, праздники семейно-бытового календаря, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники деревень(городков, улиц, микрорайонов, дворов), современные гражданские обряды, новогодние театрализованные представления для детей и взрослых, клубные вечера отдыха, клубные вечера занимательного досуга, клубные «огоньки», клубные посиделки, танцевальные вечера, тематические программы дискотек и дискоклубов, дни коллективного отдыха, дни и программы семейного отдыха, комплексные культурно-досуговые программы, развлекательные программы, балы, детские утренники, клубные игровые программы, конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, фестивали, выставки, кинофестивали, киновечера, кинопоказы, кино-викторины и другие.

Одной из тенденций развития социокультурной ситуации стала коммерциализация учреждений культуры, которая приводит к тому, что всё больше наращиваются темпы развития платных услуг населению.

Основные виды платных услуг в клубных учреждениях следующие:

— проведение дискотек, презентаций, концертов, свадеб, выпускных балов, экскурсий, развлекательных программ, игровых программ, семейных торжеств;

— платные кружки, студии, курсы, «школы»;

— услуги ведущего вечеров и программ, написание сценариев;

— услуги студий звукозаписи;

— спортивно-развлекательные услуги: бильярд, настольный теннис, тренажёрные залы.

Недопустимо, чтобы набор клубных предложений представлял собой усреднённый вариант, одинаковый для всех категорий и всех уровней города или села. Поскольку более 90% клубных учреждений функционируют в сельской местности, клубы играют важнейшую роль в сохранении региональной культуры, народных традиций. Клубные учреждения создают условия для эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания населения. Именно они являются зачастую единственным очагом и центром культуры в населённом пункте.

Таким образом, мы видим, что культурно-досуговая сфера в Республике Беларусь имеет весьма развитую инфраструктуру и представлена деятельностью большого количества учреждений культуры, которые являются субъектами культурно-досуговой деятельности. Учреждение культуры не может функционировать без нормативно-правового регулирования и поддержки государственной политики в области культуры.

Воспитание молодежи должно осуществляться через разные социальные институты по разным направлениям. Большую роль в этом играют учреждения культуры. Однако успех этой деятельности определяется тем, насколько работники учреждений культуры знают особенности молодежной аудитории, ее проблемы, владеют информацией о процессах, происходящих в молодежной среде, чтобы позитивно влиять на эти процессы.

Положение молодежи, как социальной группы в настоящее время еще больше усложнилось.

Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием рада факторов:

-семья, школа, молодежные организации, неформальные объединения молодежи)

-организация и воспитание по возрастному принципу способствует выработке специфического молодежного самосознания и стиля жизни (субкультура).

-новые проблемы и события толкают молодежь на поиски новых решений и критическую переоценку прошлого

На особенности молодежи влияют объективные и субъективные факторы. Объективные причины связаны с экономическими проблемами. Это проявляется:

— в значительном уровне повышения заболеваемости подростков и молодежи

— в отсутствии средств на доброкачественное питание, приобретение жилья. достойной работы

-алкоголь и наркотики

-тоталитарные секты (одиночество, возрастные психологические изменения, психические расстройства в молодежной среде). Секты много обещают и заманивают молодежь. Опасность тоталитарных сект заключается в том, что они используют методы работы, порождающие порабощение психики и установление режима контроля над человеком (тоталитарность). Человеку прививаются идейные стереотипы, способствующие освобождению от общества, семьи, государства, правовой сферы, делающей его неполноценным членом общества (деструктивность).

Тем не менее эти проблемы молодежной среды требуют от государства действенной молодежной политики, чтобы молодые люди могли успешно адаптироваться в обществе и работать на его благо.

С этой целью в стране были созданы комитеты по делам молодежи и отделы по делам молодежи в районных центрах и городах, которые определяют молодежную политику в пределах своей компетенции. Существует федеральная программа «Молодежь России», которая реализуется на местах.

Молодежная политика реализуется по следующим направлениям:

-профилактика правонарушений в подростковой и молодежной среде

Однако успех этой деятельности определяется тем, насколько работники учреждений культуры знают особенности молодежной аудитории, ее проблемы, владеют информацией о процессах, происходящих в молодежной среде, чтобы позитивно влиять на эти процессы.

Молодежный досуг должен основываться на их инициативе. В этом большую роль играют объединения по интересам. Это объединения нескольких типов:

Клубная общность позволяет молодому человеку удовлетворить потребность в самовыражении, в лидерстве, в общественной значимости. К признакам клубов относятся:

-относительная однородность членов клуба, основанная на общности интересов

-самоопределение членов клуба, их самостоятельность

-складываются определенные внутренние нормы поведения, которые должны выполнять все члены клубы

-наличие традиций, атрибутики

-активное участие каждого члена клуба в его работе

-1 этап- молодежные клубы и кафе,

У ряда молодежи прослеживается безразличное и некритичное отношение к досугу, они не хотят сделать свой досуг более полезным и содержательным.

Существуют определенные этапы вовлечения молодежи в клубную деятельность:

В связи с этим. учреждения культуры должны сделать большой упор на массовые формы работы с молодежной аудиторией, не забывая о групповых и индивидуальных формах.

Таким образом, работникам организации культуры необходимо использовать разнообразные технологии в работе с молодежью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *