Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Система кровообращения

Кровообращением называют движение крови в организме человека. Оно состоит из трех основных частей: крови, кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров) и сердца.

Мы решили подготовить ознакомительный материал, чтобы каждый из вас был осведомлен обо всех нюансах работы сердечнососудистой системы. Это важно, чтобы вы вовремя могли понять, с какой проблемой могли или можете столкнуться в дальнейшем, а также, чтобы терминологические выражения нашего специалиста на очной консультации не казались вам иностранным языком.

Сердце – основа системы кровообращения

Сердце представляет собой мышечный орган размером с человеческий кулак, который располагается в левой части грудной клетки, чуть спереди легких. Этот орган фактически является мощным двойным насосом с четырьмя камерами, перекачивающим кровь и поддерживающим ее движение по всему телу.

Правая часть сердца состоит из верхней (предсердие) и нижней (желудочек) камер. Предсердие принимает переработанную венозную кровь, насыщенную углекислым газом, после чего направляет ее к желудочку. Из него она попадает в легочные артерии, где вновь насыщается кислородом. «Свежая» кровь циркулирует к левой верхней камере (атриуму), откуда попадает в аорту и начинает обновленную транспортировку по всему организму.

Сердечная мышца совершает более 3 миллиардов ударов в течение жизни.

Кровеносные сосуды

Кровеносные сосуды имеют разную форму, структуру и объем, в зависимости от их роли в организме.

1. Артерии являются самыми прочными сосудами в теле человека. Их стенки плотны и эластичны, состоят из трех слоев – эндотелия, волокон гладкой мускулатуры и фиброзной ткани. Задача артерий обстоит в насыщении всех органов и тканей кровью, обогащенной кислородом и питательными веществами. Исключением являются артерии малого круга кровообращения, по которым венозная кровь течет от сердца к легким. Самым крупным артериальным сосудом является аорта.

3. Капилляры – тончайшие сосуды, схожие по объему с человеческим волосом. Они являются ответвлениями крупных периферических артерий. Именно через них ткани и органы снабжаются кислородом и нутриентами. Они также обладают коммуникацией с венами, чтобы отдавать им клеточные отходы. Следовательно, эти крошечные сосуды одновременно являются кормильцами и санитарами нашего организма.

Нормальную циркуляцию крови внутри сосудистой системы обеспечивает артериальное давление.

Клеточное строение крови

Кровь состоит из двух компонентов: плазмы (50-60%) и взвешенных форменных элементов (40-50%).

Ко второй категории относятся:

· Эритроциты (красные кровяные тельца) – самые многочисленные из форменных элементов. Согласно данным официальных исследований, одна капля крови содержит порядка 5 миллионов эритроцитов. Красные кровяные тельца отвечают за транспорт газов – кислорода и диоксида углерода. Содержат в себе белок гемоглобин, обеспечивающий связывание молекул кислорода в легких. Эритроциты доставляют кислород ко всем тканям и органам, после чего вбирают в себя углекислый газ и несут его к легким. Он удаляется из организма в процессе дыхания.

· Лейкоциты (белые клетки крови) – элементы, защищающие наш организм от чужеродных тел и соединений, являются частью иммунной системы. Белые клетки крови распознают и атакуют патогенные микроорганизмы посредством вырабатываемых антител и макрофагов. Когда в организм проникает инфекция, продукция лейкоцитов существенно усиливается. В норме их количество уступает концентрации в крови других форменных элементов.

· Тромбоциты (кровяные пластинки) – клетки, обеспечивающие коагуляцию (свертывание) крови, вытекающей из поврежденного сосуда, и предохраняющие организм от обильных кровопотерь. Они приклеиваются к отверстию в поврежденном сосуде, формируя «запечатывающую» пробку для остановки кровотечения. Именно тромбоциты могут склеиваться между собой и образовать патологические сгустки крови внутри сосудов, называемые тромбами.

Все форменные элементы синтезируются костным мозгом и распространяются при помощи плазмы – жидкой части крови.

Распространенные проблемы с кровообращением

К категории самых распространенных заболеваний кровеносной системы следует отнести:

1. Атеросклероз – хроническая патология, характеризующаяся отложением холестерина и других липидов на стенках артериальных сосудов, которая приводит к нарушению тока крови и окклюзии артерии;

2. Аневризма – выпячивание части артериальной стенки на фоне неудовлетворительной регуляции тонуса сосуда (его растяжения или истончения);

3. Инфаркт миокарда – некроз части миокарда, обусловленный полной или частичной недостаточностью его кровоснабжения на фоне истончения местных сосудов;

4. Артериальная гипертензия (гипертония) – устойчивое повышение кровяного давления, обусловленное нарушением регуляторных факторов деятельности сердечнососудистой системы;

5. Варикозное расширение вен – хроническое заболевание, обусловленное необратимой деформацией вен, связанное с недостаточностью венозных клапанов и нарушением венозного тока крови.

Нормальное кровообращение является важнейшей составляющей здорового организма. Если вы отмечаете у себя характерные признаки того или иного заболевания сердечнососудистой системы, не медлите с обращением к сосудистому хирургу или флебологу. Помните, что игнорирование симптомов в данном случае может стоить вам жизни.

Источник

Дидактическая цель урока: формирование знаний.

Тип по дидактической цели: изучение нового материала.

Оборудование: слайд с кроссвордом, схема кровеносной системы; схема кровообращения; бинт, повязки, пластырь, жгут; портрет И.И.Мечникова; учебник «Окружающий мир» автор Н.В.Виноградова; тетрадь на печатной основе; карточки для индивидуальной работы.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь, оформление доски, учебные таблицы, кроссворд, медицинская аптечка, портрет И.И Мечникова, психологический настрой (стихотворение)

Рассвет окрасил штору,
И, значит, время в школу.
И вот теперь давай бегом,
Поддай, приятель, жару,
Чтоб по ступеням стук и гром
И вихрь по тротуару.
Пусть хочется такой порой
Поспать ещё немножко –
Не подводи, дружок, класс свой,
Не опоздай, Серёжка!
В учении, если опоздать,
Можно и неучем стать.

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация, мотивация, целеполагание (Презентация, слайд 1) Интеллектуальная разминка

Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?
– Что является главным в жизни каждого человека? (Рассуждения детей).

Вывод: Быть здоровым очень важно, только здоровый человек может познать радость жизни. Ему и учиться легко. Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться, а это значит – знать свой организм.

– Что хотели бы узнать на уроке?

IV. Формирование новых знаний

1) Постановка проблемного вопроса.

– Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу или другую часть тела? (Больно, идёт кровь)
– Значит, кровь вы видели.
– Какого она цвета? Как вы думаете, для чего кровь нужна организму? (Ответы учащихся)

2) Объяснение по теме урока.

(Слайд 3 объяснение со слайда)

Дополнение учителя. Кровь – удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5-6 л крови. У детей её немного меньше. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды».
– Рассмотрите рисунок кровеносной системы (слайд 4) учебник на с.22
– Проследите по рисунку за движением крови в организме.
Сосуды и сердце – органы кровообращения. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца, называются – артериями (слайд 5). Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки. Самая крупная артерия называется – аортой Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются – венами. Их стенки тоньше и мягче, чем стенки артерий.
Мельчайшие кровеносные сосуды называются – капиллярами.
– Почему кровеносную систему называют транспортной? (Она выполняет многие важные функции) (Слайд 6)
– Рассмотрите рисунок на слайде – капелька крови под микроскопом. (Слайд 7)
– Что вы видите? Кровь состоит из множества клеток. Каждая клетка выполняет свою «работу». Во-первых, транспортную: обогатившись в лёгких кислородом, а в стенках тонкой кишки – питательными веществами, они доставляют их ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к лёгким, а продукты обмена веществ – к коже, почкам. Кровь также уносит из организма вредные веществ (слайд 8). Если человек теряет много крови, то ему переливают её. Опыты по переливанию крови животным начались ещё в 1638 году, а в 1667 году было проведено первое успешное переливание крови животного – ягнёнка – юноше, который погибал от многократного кровопускания – модного тогда лечения. Однако после четвёртого переливания больной мальчик умер. Опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать только кровь человека. Впоследствии выяснилось, что для переливания необходимо учитывать и совместимость крови. Различают четыре группы крови: (слайд 9) 0 (I), А (II), В(III), АВ (IV). Учёные доказали также, что следует учитывать и резус-фактор – особое вещество, которое содержится у большинства людей. Его называют резус – положительный и резус – отрицательный. Но об этом более подробно вы узнаете в старших классах.

3) Работа с учебником

А) Чтение статьи (с. 23)

Б) Обсуждение прочитанного.

– Что нового интересного узнали?

– В крови много различных клеток, которые отвечают за свою «работу».
– Кровь снабжает организм водой, питательными веществами, солями, витаминами.
– Уносит из организма вредные вещества.
– Есть доноры, люди, которые дают свою кровь для переливания.

V. Закрепление изученного материала

1) Работа в рубрике «Этот удивительный мир…» (с. 24 учебника)

Учитель: Посмотрите (слайд 10) портрет Ильи Ильича Мечникова (1845-1916). Это выдающийся русский учёный, внёсший большой вклад в различные области биологии. Почётный член Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии. Великолепный лектор, мог зажечь сердца студентов. В 1863 году Илья Ильич произнёс знаменитую речь о целебных силах организма, в которой излагалась теория иммунитета.

– Прочитайте текст в рубрике «Этот удивительный мир..» об открытии И.И.Мечникова.
– Расскажите, что вы узнали об этом открытии. Какое значение оно имеет для нашего здоровья?
– Что люди узнали нового о своём организме благодаря открытию И.И.Мечникову?

2) Выполнение заданий в рабочей тетради.

3) Тест по теме (слайды 12, 13)

VI. Итог урока

– Вы знаете, что дыхательная система снабжает организм кислородом.
– С работой, какой системы вы познакомились сегодня на уроке?
– О какой функции кровеносной системы узнали? (стр. 25 учебника)
– Давайте сделаем вывод:

Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества. При работе всех органов образуется углекислый газ и другие вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма через лёгкие, кожу, почки.

– О каком главном органе говорили на уроке?
– Наш урок я хотела бы закончить стихотворением Эдуардоса Межелайтиса «Сердце».

Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе – все земное
Умещается в его пределы!
Потому что нет ему покоя!
Потому что сердце золотое!

– Чтобы сердце оставалось на долгие годы здоровым, его нужно укреплять. (Слайды 15, 16, 17)

VII. Домашнее задание (слайд 18)

VIII. Рефлексия (слайд 19)

Источник

Презентация по окружающему миру 4 класс «Кровеносная система человека»

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Система органов кровообращения состоит из сердца и кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров.

Полость сердца разделена на 2 предсердия и 2 желудочка. Из левого желудочка выходит аорта.

Кровеносная система человека замкнутая. В ней различают два круга кровообращения:

Из сердца в артерии поступает кровь ярко алая, насыщенная кислородом, она доставляется ко всем тканям и органам, а по венам возвращается кровь темно-вишневая, в ней много углекислого газа и совсем немного кислорода – это большой круг кровообращения

А малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, потом в легкие (здесь кровь обогащается кислородом) и заканчивается в левом предсердии. И снова большой круг.

КРОВЬ: жидкость, циркулирующая в кровеносной системе и переносящая кислород и другие растворенные в ней питательные вещества к тканям и органам, необходимые для роста и жизнедеятельности организма. В то же время она забирает из клеток углекислый газ и другие продукты распада.

Кровь состоит из жидкой части – плазмы крови (в ней образуются защитные вещества, которые формируют иммунитет) и из твердой – форменных элементов или клеток крови.

В организме взрослого человека 5 – 5,5 литров крови, а у детей 8-11 лет не более 3,5 литров

Основные функции крови: 1. Транспортная – перенос различных веществ: кислорода, углекислого газа и питательных веществ. 2. Дыхательная – перенос кислорода от легких к тканям организма, углекислого газа – от клеток к легким.

3. Терморегуляторная – Благодаря крови в организме поддерживается постоянная температура 36,6 градусов, когда человек заболевает меняется и состав крови и повышается температура человека – таким образом организм борется с болезнью.

3. Защитная: в ней образуются защитные вещества, которые формируют иммунитет

Необходимо поддерживать организм, укрепляя сердце – ходьбой, закаливанием, прогулками и спортивными занятиями на свежем воздухе, плаванием. И ни в коем случае нельзя курить и принимать спиртные напитки, они губят сердечную мышцу.

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Номер материала: ДВ-312179

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

Время чтения: 2 минуты

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Кровеносная система человека

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

К ровь – это одна из базовых жидкостей человеческого организма, благодаря которой органы и ткани получают необходимое питание и кислород, очищаются от токсинов и продуктов распада. Эта жидкость может циркулировать в строго определённом направлении благодаря системе кровообращения. В статье мы поговорим о том, как устроен этот комплекс, благодаря чему поддерживается ток крови, и каким образом система кровообращения взаимодействует с другими органами.

Кровеносная система человека: строение и функции

Нормальная жизнедеятельность невозможна без эффективной циркуляции крови: она поддерживает постоянство внутренней среды, переносит кислород, гормоны, питательные компоненты и другие жизненно необходимые вещества, принимает участие в очищении от токсинов, шлаков, продуктов распада, накопление которых рано или поздно привело бы к гибели отдельно взятого органа или всего организма. Этот процесс регулируется кровеносной системой – группой органов, благодаря совместной работе которых осуществляется последовательное перемещение крови по телу человека.

Давайте рассмотрим, как устроена кровеносная система, и какие функции в организме человека она выполняет.

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Строение кровеносной системы человека

На первый взгляд, кровеносная система устроена просто и понятно: она включает сердце и многочисленные сосуды, по которым течёт кровь, поочерёдно достигая всех органов и систем. Сердце – это своеобразный насос, который подстёгивает кровь, обеспечивая её планомерный ток, а сосуды играют роль путеводных трубок, которые определяют конкретный путь перемещения крови по организму. Именно поэтому кровеносную систему называют ещё сердечно-сосудистой, или кардиоваскулярной.

Поговорим более подробно о каждом органе, который относится к кровеносной системе человека.

Органы кровеносной системы человека

Как и любой организменный комплекс, кровеносная система включает ряд различных органов, которые классифицируются в зависимости от строения, локализации и выполняемых функций:

Несмотря на визуальную разницу, и крупные и мелкие артерии имеют сходное строение. Они включают три слоя – адвентиций, медиа и интима. Адвентиций – наружный слой – образован рыхлой фиброзной и эластической соединительной тканью и включает множество пор, через которые проходят микроскопические капилляры, питающие сосудистую стенку, и нервные волокна, регулирующие ширину просвета артерии в зависимости от посылаемых организмом импульсов.

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Медиа, занимающая срединное положение, включает эластические волокна и гладкие мышцы, благодаря которым поддерживается упругость и эластичность сосудистой стенки. Именно этот слой в большей степени регулирует скорость кровотока и артериальное давление, которое может варьироваться в допустимом диапазоне в зависимости от внешних и внутренних факторов, влияющих на организм. Чем больше диаметр артерии, тем выше процент эластических волокон в срединном слое. По этому принципу сосуды классифицируют на эластические и мышечные.

Интима, или внутренняя выстилка артерий, представлена тонким слоем эндотелия. Гладкая структура этой ткани облегчает циркуляцию крови и служит пропускным каналом для питания медии.

По мере истончения артерий эти три слоя становятся менее выраженными. Если в крупных сосудах адвентиций, медиа и интима хорошо различимы, то в тонких артериолах заметны только мышечные спирали, эластические волокна и тонкая эндотелиальная выстилка.

В процессе циркуляции часть жидкости из крови просачивается через стенки капилляров и сосудов к внутренним органам. Эта жидкость, визуально чем-то напоминающая плазму, является лимфой, которая попадает в лимфатическую систему. Сливаясь воедино, лимфатические пути образуют довольно крупные протоки, которые в области сердца впадают обратно в венозное русло кардиоваскулярной системы.

Что относится к кровеносной системе человека 4 класс

Кровеносная система человека: кратко и понятно о кровообращении

Замкнутые циклы кровообращения образуют круги, по которым кровь движется от сердца к внутренним органам и обратно. Человеческая кардиоваскулярная система включает 2 круга кровообращения – большой и малый.

Кровь, циркулирующая по большому кругу, начинает путь в левом желудочке, затем переходит в аорту и по прилегающим артериям попадает в капиллярную сеть, распространяясь по всему организму. После этого происходит молекулярный обмен, а затем кровь, лишённая кислорода и наполненная диоксидом углерода (конечным продуктом при клеточном дыхании), попадает в венозную сеть, оттуда – в крупные полые вены и, наконец, в правое предсердие. Весь этот цикл у здорового взрослого человека занимает в среднем 20–24 секунды.

Помимо двух основных кругов кровообращения, в некоторых физиологических состояниях у человека могут появляться иные пути для циркуляции крови:

Функции кровеносной системы человека

Основная роль, которую играет кардиоваскулярная система в организме человека, заключается в передвижении крови от сердца к другим внутренним органам и тканям и обратно. От этого зависит множество процессов, благодаря которым возможно поддержание нормальной жизнедеятельности:

Кровеносная система человека: кратко о главном

Подводя итоги, стоит отметить важность поддержания здоровья кровеносной системы для обеспечения работоспособности всего организма. Малейший сбой в процессах циркуляции крови способен стать причиной недополучения кислорода и питательных веществ другими органами, недостаточного выведения токсических соединений, нарушения гомеостаза, иммунитета и других жизненно важных процессов. Чтобы избежать серьёзных последствий, необходимо исключить факторы, провоцирующие заболевания кардиоваскулярного комплекса – отказаться от жирной, мясной, жареной пищи, которая забивает просвет сосудов холестериновыми бляшками; вести здоровый образ жизни, в которой нет места вредным привычкам, стараться в силу физиологических возможностей заниматься спортом, избегать стрессовых ситуаций и чутко реагировать на малейшие изменения в самочувствии, своевременно принимая адекватные меры по лечению и профилактике сердечно-сосудистых патологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *