Что относится к критически важным объектам

Критически важные объекты. Вопрос понятий

Что относится к критически важным объектам

Вот выдержка из одного инструктивного материала: «К критически важным для национальной безопасности объектам относятся:

С иностранцами еще интереснее. В американском пособии по составлению карт местности можно найти следующее: «Понятие «критические объекты» включает в себя все антропогенные структуры или другие преобразования, функционирование которых, размер, требуемая для обслуживания площадь или их монопольное положение могут наносить серьезные телесные поражения, обширный имущественный ущерб или нарушить жизненно важную социально-экономическую деятельность в случае их уничтожения, повреждения или неоднократных перебоев в их обслуживании».

Что относится к критически важным объектам

Три года назад были приняты дополнения в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.03.2015 N 38-ФЗ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в которых законодательно закреплено: «Критически важный объект – это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения».

В тексте этого документа есть немаловажное пояснение: «Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, – это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций».

То есть там, где мы можем подсчитать ущерб от совершенного теракта или стихии, объект важный, но не критически. В случае невозможности просчитать ущерб, например при взрыве атомной станции, объекты следует считать критически важными. Например, если разрушен мост, нужно построить новый. Это большой урон, потребуется много усилий, но затраты рассчитываются. А вот если наводнением смоет город, это уже не просчитаешь, потому что обрушится экономика региона. И восстановить ее за год-два не получится.

Другой пример – таможня. Это в первую очередь проходные, автотранспортные КПП, зона досмотра, которая является ключевым участком в системе функционирования. Безопасность на этом объекте должна быть заложена в таможенных процедурах.

Или возьмем аэропорт. Здесь сконцентрирована дорогостоящая техника, происходит передвижение сотен людей, и каждый человек понимает, что все это должно быть надежно защищено.

В театре, торгово-развлекательных центрах и других объектах с массовым пребыванием людей пожарная безопасность также должна быть заложена в правилах функционирования заведений. А для монетного двора критично появление лишнего человека на территории.

Разнообразие условий и особенностей работы объектов требует единого понимания производителем и заказчиком средств безопасности поставленных задач. Мы должны совместно вырабатывать решение, необходимое и достаточное для конкретного объекта.

Заказчик должен четко определить, что для него является критически важным. Производитель, со своей стороны, должен больше предлагать типовые, а не частные решения. Речь идет о совмещении неких функций охраны с технологическими.

В настоящее время, пусть даже интуитивно, профессиональное сообщество идет к типовому проектированию. Есть типовой набор пожарных датчиков для театра. Есть типовой набор преграждающего оборудования и досмотровых приборов для таможни. Есть типовой набор для участков государственной границы. Каждое ведомство должно определить и выделить те объекты, в технологии или деятельности которых необходима безопасность, и озадачить инженеров и производителей разработкой достаточного типового набора оборудования для обеспечения надежной охраны таких объектов.

Практика показывает, что отсутствие типовых проектных решений в отношении физической защиты объекта приводит в целом к увеличению затрат на создание системы безопасности. В научно-исследовательских центрах страны шла и до сих пор ведется большая научная работа по обеспечению безопасности КВО. Для особо любознательных рекомендую статью Котельникова А.А., Путилова А.В. и Шемигона Н.Н. «Научно-технологическое обеспечение антитеррористической устойчивости критически важных объектов». Она была опубликована в 2006 г., но до сих пор не потеряла своей актуальности.

Источник

МЧС России подготовлен проект Порядка разработки критериев отнесения объектов к категории критически важных

Что относится к критически важным объектам

Проект соответствующего постановления Правительства РФ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru) и проходит стадию общественного обсуждения.

Критически важным считается объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой страны, ее субъекта, региона, ее необратимому негативному изменению либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Указанным Порядком устанавливаются общие требования к разработке критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам.

Согласно проекту постановления формирование критериев планируется осуществлять по отраслевому принципу с учетом специфики объектов и отнести к компетенции федеральных органов исполнительной власти, а также Госкорпорациям «Росатом» и «Роскосмос». Это обеспечит реализацию дифференцированного подхода и принципа ранжирования критически важных объектов по соответствующим отраслям экономики с учетом их видов и особенностей, а также возможных угроз и опасностей. Кроме того, мера направлена на реализацию риск–ориентированного подхода в указанной сфере деятельности и препятствует излишней административной нагрузке на субъекты бизнес–сообщества.

Источник

Что относится к критически важным объектам

Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня критически важных объектов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2021 г. № 981

МОСКВА

Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня критически важных объектов

В соответствии с подпунктом «р» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и утверждения перечня критически важных объектов.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной штатной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 24 июня 2021 г. № 981

ПРАВИЛАформирования и утверждения перечня критически важных объектов

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

3. Объекты всех форм собственности, нарушение или прекращение функционирования которых может привести к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, подлежат отнесению к критически важным объектам и обязательному учету в перечне.

4. Перечень формируется и ведется в целях:

а) сбора, обработки, анализа и хранения информации о критически важных объектах;

б) создания информационной основы для разработки и выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) информационного обеспечения федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Формирование и ведение перечня осуществляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

7. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации осуществляют формирование, утверждение и ведение ведомственных разделов перечня в части, касающейся критически важных объектов, правообладателями которых являются эти федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации или организации, в отношении которых они осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

Уточнение и актуализация ведомственных разделов перечня осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

8. Формирование и ведение перечня осуществляются с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.

9. Отнесение объекта к критически важным объектам осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации на основании критериев, утвержденных в установленном порядке нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. № 1225 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам».

Запрос направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

11. К сведениям, необходимым для формирования и ведения перечня, относятся:

а) полное и сокращенное наименование, место нахождения и адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию критически важного объекта;

б) наименование, место нахождения и адрес критически важного объекта, предлагаемая категория значимости критически важного объекта и характеристика критериев отнесения к критически важному объекту, сведения о зданиях и сооружениях повышенного уровня ответственности, входящих в состав критически важного объекта, а также зданиях, строениях и сооружениях, в которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;

в) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений критически важного объекта, а также земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается критически важный объект, либо реквизиты документов, подтверждающих наличие зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости или государственном водном реестре на праве собственности или ином законном основании таких зданий, строений, сооружений критически важного объекта, а также земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается критически важный объект;

г) сведения о категории значимости, ранее присвоенной объекту (при наличии);

д) реквизиты документов, подтверждающих наличие декларации промышленной безопасности, декларации пожарной безопасности, декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке (если разработка указанных деклараций предусмотрена законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений);

е) реквизиты документов, подтверждающих наличие утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке паспорта безопасности критически важного объекта, разрабатываемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (при наличии).

12. Сведения, указанные в пункте 11 настоящих Правил, оформляются для каждого критически важного объекта на бумажном носителе и подписываются руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект, либо уполномоченным представителем и заверяются печатью (при наличии).

Организации, эксплуатирующие критически важный объект, вправе представить электронный носитель, содержащий указанные сведения.

13. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации в месячный срок со дня поступления сведений, указанных в пункте 11 настоящих Правил, от организации, эксплуатирующей критически важный объект:

а) проверяют полноту и достоверность представленных документов, правильность их заполнения, а также ведомственную принадлежность организации;

б) проверяют полноту и правильность проведенной идентификации критически важного объекта, соответствие критериям отнесения к критически важным объектам, а также соответствие предлагаемой категории значимости критически важного объекта критериям отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам, утвержденным в установленном порядке нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. № 1225 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам»;

в) вносят сведения об объекте и организации, эксплуатирующей критически важный объект, в ведомственный раздел перечня, направляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организацию, эксплуатирующую критически важный объект, уведомление о внесении критически важного объекта в перечень, в котором указываются сведения о присвоенной ему категории значимости.

14. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в перечне, об организации, эксплуатирующей критически важный объект, и (или) о характеристиках критически важного объекта, и (или) месте нахождения и адреса критически важного объекта, а также изменений, связанных с исключением критически важного объекта из перечня в связи со сменой организации, эксплуатирующей критически важный объект, осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственной корпорацией на основании заявления организации, эксплуатирующей критически важный объект.

15. Заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в перечне, представляется организацией, эксплуатирующей критически важный объект, на бумажном носителе в срок не позднее 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 14 настоящих Правил.

В заявлении указываются основания внесения изменений в сведения, содержащиеся в перечне. К заявлению прилагаются соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый критически важный объект, подписанные руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект, либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии).

Организация, эксплуатирующая критически важный объект, вправе представить электронный носитель, содержащий заявление, актуализированные сведения, характеризующие критически важный объект, и документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в перечне.

16. Исключение критически важного объекта из перечня осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей критически важный объект, направляемого в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или государственную корпорацию, в случаях:

а) ликвидации критически важного объекта, вывода его из эксплуатации или консервации;

б) утраты критически важным объектом признаков, соответствующих критериям его отнесения к критически важным объектам;

в) изменения критериев отнесения объектов к критически важным объектам, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

17. Заявление об исключении критически важного объекта из перечня представляется организацией, эксплуатирующей критически важный объект, на бумажном носителе в срок не позднее 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 16 настоящих Правил.

В заявлении указываются основания исключения критически важного объекта из перечня.

К заявлению прилагаются соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для исключения критически важного объекта из перечня, подписанные руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект, либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии).

Организации, эксплуатирующие критически важный объект, вправе представить электронный носитель, содержащий заявление и документы, подтверждающие основания для исключения критически важного объекта из перечня.

18. В случае представления организацией, эксплуатирующей критически важный объект, комплекта документов не в полном объеме и (или) выявления несоответствия сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, сведениям, указанным в заявлении организации, эксплуатирующей критически важный объект, соответствующий федеральный орган исполнительной власти или государственная корпорация в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления сведений, направляют заявителю уведомление об отказе в приеме документов по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов с указанием причины отказа.

19. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации предоставляют по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности или на ином законном основании критически важным объектом, в месячный срок со дня поступления запроса информацию, содержащуюся в соответствующем ведомственном разделе перечня.

Источник

Что относится к критически важным объектам

РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВСЕХ ФОРМ

СОБСТВЕННОСТИ К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«категории значимости критически важных объектов»:

3. Принятие в установленном порядке нормативных правовых актов об утверждении критериев осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» в отношении объектов, правообладателями которых являются эти органы и государственные корпорации или организации, в отношении которых указанные органы и государственные корпорации осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

В случае если объекты, в отношении которых разрабатываются критерии, относятся к сфере деятельности 2 и более федеральных органов исполнительной власти, и (или) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», и (или) Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», указанные нормативные правовые акты подлежат также согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, и (или) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», и (или) Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

Указанные нормативные правовые акты принимаются по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Критерии должны состоять из конкретных (количественных и качественных) показателей и соответствующих им значений.

5. На основании значений конкретных показателей объекты, подлежащие отнесению к критически важным объектам, включаются в одну из категорий значимости критически важных объектов.

Источник

Что относится к критически важным объектам

Критически важные объекты – объекты социальной, производственной, инженерно-транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, нарушение функционирования которых в результате акта терроризма может способствовать дестабилизации общественного порядка и достижению иных целей терроризма и (или) повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ст. 3 Закона Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом», с дополнениями и изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 90-З

. под критически важными объектами понимаются объекты социальной, производственной, инженерно-транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, нарушение функционирования которых в результате акта терроризма или массовых беспорядков может способствовать дестабилизации общественного порядка и достижению иных целей терроризма и (или) повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей.

(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.08.2015, 1/15976)

Критически важные объекты – объекты, нарушение или прекращение функционирования которых окажет значительное негативное влияние на жизненно важные интересы государства и общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях.

(Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 2016 г., № 64)

Критически важные объекты – объекты социальной, производственной, инженерно-транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, нарушение функционирования которых в результате акта терроризма может способствовать дестабилизации общественного порядка и достижению иных целей терроризма и (или) повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Концепция борьбы с терроризмом в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 658, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 2015 г. № 631

(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2013, 5/37610)

«Критически важные объекты» – объекты инфраструктуры государства, нарушение или прекращение функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению или разрушению экономики государства либо административно-территориальной единицы и (или) существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный срок.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 25 декабря 2013 г.

(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.01.2015, 3/3080)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *