Что относится к критериям истины
Что относится к критериям истины
Раздел ЕГЭ: 1.4. Понятие истины, её критерии
Знание, полученное в процессе познания, должно соответствовать реальной действительности.
Истина — достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек.
Критерии истины — совокупность признаков, которые подтверждают истину и позволяют отличить её от заблуждения.
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА
Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс познания вплоть до идеала.
Абсолютная истина — знание, не подвергающееся сомнению и изменениям. Конечная цель человеческого познания. Практически недостижима, поскольку людям свойственно критическое мышление, которое необходимо для научного познания.
Знания, полученные на пути к абсолютной истине, называются относительными, то есть неполными, требующими уточнения.
СТРУКТУРА ИСТИНЫ
Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких сторон, без которых она не может существовать. Субъективная сторона — получение истины сопровождается пропуском знаний через сознание субъекта. Объективная сторона — реальность, не зависящая от человека.
В структуре истины выделяют субъект и объект. Объект истины — окружающая действительность или её часть. Субъект истины — индивид, группа людей, общество.
ГНОСЕОЛОГИЯ
Проблема истинности знания давно изучается философами. С течением времени была выделена отдельная теория, занимающаяся только вопросами познания и истинностью знания, — гносеология.
Гносеология делится на три основных направления, согласно которым определяют возможность получения истины.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ
Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание происходило в соответствии с тремя основными формами.
Вы смотрели конспект «Истина: критерии, структура, формы познания».
Понятие истины, ее критерии
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
· Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
· Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
· Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
· Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина— это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
1. соответствие знаний действительности;
2. то, что подтверждено опытом;
3. некое соглашение, конвенция;
4. свойство самосогласованности знаний;
5. полезность полученного знания для практики.
Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества | |
Абсолютная истина | Относительная истина |
· исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; · знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. | · неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания; · знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения. |
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами |
3. Критерии истины– то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
1. материальное производство (труд, преобразование природы);
2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
3. научный эксперимент.
1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Критерии истины таблица с примерами
Вопросы правды, критерии истины волнуют очень многих людей. Мы в своей повседневной жизни постоянно сталкиваемся с несправедливостью, терпим какие-то ущемления прав, видим, как некоторые личности совершают совершенно аморальные или антисоциальные поступки, оправдываясь своим пониманием правды, целесообразности и выгоды.
Вопросы касательно истины начали волновать людей с самых далеких времен существования цивилизации, так как уже тогда от правильности ответов на них зависело слишком много.
Попытки понять, что же такое истина, как с ней связан наш разум, можно встретить у древних римлян, греков, философов из различных религиозных течений. Добиться правильного ответа пытались многие достойные умы своего времени, благодаря чему появлялись новые философские школы и направления.
Сегодня можно смело говорить о том, что данный вопрос все еще остается открытым, и людям только предстоит полностью осознать его глубину и важность.
Понятие и свойства истины
Истиной принято считать такое знание человека о предмете, явлении или процессе, которое полностью соответствует его реальному содержанию.
Никакая интуиция, догадки, собственные ничем не обоснованные мысли или эмоции не могут претендовать на то, чтобы считаться истиной.
Но что бы мы ни пытались изучать и рассматривать, знания человека об этом всегда будут конечными и неполными, поэтому добраться до абсолютной объективности, то есть совершенно полного знания и понимания данного объекта, просто невозможно.
Из сказанного вытекает главное свойство рассматриваемого понятия, признаваемое практически всеми мыслителями:
Это основные характеристики, которым должна соответствовать рассматриваемая нами категория.
Относительная и абсолютная истина
Данный вопрос стоит рассмотреть несколько глубже, так как он часто вызывает непонимание и путаницу. Что можно считать абсолютной истиной, которая уже никогда не сможет добавить в себя какое-то новое знание?
К примеру, если мы говорим, что Земля имеет форму шара, и она вращается по орбите, имеющей форму эллипса вокруг Солнца, то это можно считать абсолютной истиной, к пересмотру которой никто уже не собирается возвращаться. Или факт того, что космос является бесконечным.
Относительная истина – это практически все знания, накопленные человечеством за время его существования. Каковы ее признаки? Некоторая ограниченность в понимании, познании, возможность дальнейшего расширения.
Укажем кратко один пример: «все состоит из атомов и молекул». Если же копнуть глубже, то мы узнаем, что есть еще кварки, ароматы и прочие понятия ядерной и квантовой физики, которые раньше нельзя было себе и представить.
Критерии истины в философии и обществознании
Философы и ученые очень озадачены правильным определением объективности знания, ведь именно перед ними стоит проблема его получения, осмысления и систематизации.
Обычно взгляды этих людей в данном вопросе схожи, поэтому разделять их отдельно особого смысла нет. Разве что стоит оговориться, что для ученых практиков очень важны не простые размышления обо всем и ни о чем, а такие знания, которые принесут им конкретную пользу и помощь в исследованиях.
Главные критерии, которые выставляются к истине в философии и естествознании, звучат так:
Если некоторые пункты по отношению к новому значению не оправдываются, к примеру, не работают законы логики, то любой достойный ученый не будет спешить принимать его за чистую правду.
Отличие истинного от ложного сторонниками разных течений
Рационалисты
Представители этого течения считали, что самое главное в процессе постижения – это человеческий разум, поэтому именно он является тем определяющим фактором, который должен решать, что правильно, а что нет. С помощью законов логики рационалисты готовы проверять любые утверждения на прочность и выявлять их слабые места посредством логических умозаключений.
Сенсуалисты
Данный спектр ученых считает, что наиболее правильные знания несут человеку его чувства. Именно поэтому считать что-то разумным и правильным можно только на основании того, что так подсказывают философу его органы восприятия.
Если вы видите перед собой черный цвет, то для сенсуалиста этого зрительного образа достаточно, чтобы утверждаться про истинность суждения, что перед вами именно черный цвет. Другие виды доказательств таких людей мало интересуют, так как они считаются идеалистическими или слишком запутанными.
Эмпирики
Люди, которые отдают решающее значение опыту и получению знаний из конкретной деятельности и ее анализа. Для них правильность определенных мыслей и умозаключений определяется таким решающим критерием, как опыт.
Если событие из раза в раз повторяется и приводит в нашем ощущении и опыте к одним и тем же предсказуемым результатам, то оно может считаться хорошо понятым и осмысленным.
Скептики
Данное философское течение под названием скептицизм подразумевает, что человек, разделяющий его, должен подвергать сомнению любые знания, не пытаясь увидеть в них абсолютной и непоколебимой истины. Скептики выражают сомнения по поводу того, что мы вообще можем познать что-то в полноте.
Агностики
Еще одно массовое течение философской направленности, представители которого выражают следующую мысль: познать окружающий мир невозможно, так как человек слишком ограничен, а мир слишком огромен.
Именно поэтому люди никогда не смогут достигнуть вершин познания, не построят универсальный вариант науки или философии, который сможет объяснить явление исчерпывающе.
Функция практики как критерия истины
Существует известная фраза: «практика – критерий истины», которая была особенно популярна у марксистов. И часто именно данный термин, практика, вносит решающий вклад в рассматриваемый вопрос.
Любые полученные знания должны не лежать мертвым грузом, а использоваться для достижения новых горизонтов мысли, трудовой деятельности, устройства общества и т. д.
Именно оттого, как на практически зарекомендовали себя те или иные знания, можно судить о том, какова их реальная ценность.
Только практика в конечном счете способна показать, какое направление мысли было правильным и направленным к постижению истины, а какое пошло совершенно не туда и больше не стоит внимания. Именно для подобной проверки существует экспериментальная наука, множество фундаментальных исследований во всем мире.
Критерии истины примеры в таблице
Все основные критерии истины можно образно показать в такой наглядной таблице:
Познание истины и её критерии
Под истиной традиционно понимают определённое знание, которое находится в соответствии со своим предметом. Можно также сказать, что истина есть верное отражение действительности в мышлении. Истина включает в себя процесс
движения от неполного знания к более точному, конкретному знанию и является субъективным образом объективного мира.
Основные признаки истины:
С каждым новым поколением человечество познаёт мир всё больше, но вместе с тем расширяются и пределы непознанного. Для выражения этой стороны истины используется понятие относительной истины. Кроме того, существует идея об абсолютной истине — исчерпывающем знании о действительности.
Как абсолютная, так и относительная истина являются подвидами объективной истины (не зависящей ни от человека, ни от человечества).
Для того чтобы постичь истину, необходимо единство теории и практики. Следует отметить, что только благодаря практике может быть доказана истинность определённых знаний. Проверка знания на «истину» — это не одноразовый акт, а длительный процесс, который имеет исторический, многоступенчатый характер. Практика может выступать в качестве абсолютного и относительного критерия истины. В то же время как абсолютный критерий истины практика может подвергнуть сомнению или подтвердить какое-нибудь теоретическое положение. Однако не всякое положение можно доказать мгновенно.
Только в практической деятельности устанавливаются отдельные критерии для познания истинности знания в любой области. Именно такими частными критериями являются очевидность, логическая непротиворечивость, соответствие принципам научной теории и др.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Утверждение: «Крещение Руси произошло в 988 году» является примером
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропуска.
Истина и ее критерии
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
· Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
· Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
· Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
1. соответствие знаний действительности;
2. то, что подтверждено опытом;
3. некое соглашение, конвенция;
4. свойство самосогласованности знаний;
5. полезность полученного знания для практики.
Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества | |
Абсолютная истина | Относительная истина |
· исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; · знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. | · неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания; · знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения. |
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами |
3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
1. материальное производство (труд, преобразование природы);
2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
3. научный эксперимент.
1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Билет
1. Политическая система
Политическая система общества – сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов (организаций),норм, идеологий, ценностей и коммуникаций. |
2. Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:
· государство (законодательную, исполнительную и судебную власть) – главный политический институт;
· политические партии, общественно-политические движения, группы давления (лоббисты);
· средства массовой информации
К политическим институтам (установлениям) также относятся институты президентства, выборов, гражданства и др. Такие институты как церковь и армия формально находятся вне политики, но оказывают на нее большое влияние.
3. Нормативная подсистема
· законы (конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы или кодексы, местный закон, подзаконные акты);
· документы политических партий и общественно-политических движений;
· политические принципы и традиции;
· Единство политики и морали (морализм; А. Руссо, Т. Джефферсон: «Искусство управления состоит в искусстве быть честным»)
· Политика и мораль автономны (аморализм; Н. Макиавелли: «В политике нет морали, а есть только интересы»)
· Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств (имморализм; М.Вебер: «Политика это сплав святого и дьявольского»; этика убеждений и этика ответственности).
4. Идеологическая подсистема
Политическая идеология – система идей, взглядов, концепций политической жизни, способов объяснения мира политики (см. также п. 7.7. Политическая идеология).
5. Культурная подсистема охватывает политическую культуру и политическую психологию.
Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политическим институтам и процессам.
6. Коммуникативная подсистема – совокупность связей и взаимодействий между:
· подсистемами политической системы;
· сферами общественной жизни;
· политическими системами разных стран
Также отмечают вертикальную коммуникацию (с одной стороны, от государства к населению в форме законов, указов, сигналов, убеждения через СМИ и митинги; с другой стороны, от населения к государству в форме голосования, демонстраций, петиций, акций, политических анекдотов и др.)
7. Функции политической системы :
1. определение целей, задач, путей и программ развития общества;
2. мобилизация и организация деятельности общества по их выполнению;
3. согласование интересов государства, общества и отдельных групп, организаций и лиц;
4. разработка законов и правил;
5. контроль за их выполнением;
6. распределение материальных и духовных ресурсов;
7. формирование политического сознания, политическая социализация и политическая адаптация граждан;
8. обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.
2. Социальные нормы и отклоняющееся поведение
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречий становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.
Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.
Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.
Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.
Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами. Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.
Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.
Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.
Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.
С развитием общества они все более усложнялись.
Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обществе были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.
Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.
Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.
Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.
В период возникновения государства появляются первые нормы права.
Наконец, последними по времени, возникают корпоративные нормы.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.
Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.
Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название — деликвентное (буквально — преступное) поведение.
Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму — поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).
Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые-социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.
Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.