Что относится к криминогенным ситуациям

Механизм конкретного преступления

Содержание основных элементов механизма

Как отдельное преступление представляет собой малую часть, единичный элемент преступности, так и факторы, порождающие каждое конкретное преступление, — это индивидуальное проявление общего. Социальные процессы и явления, порождающие преступность, конкретизируются, приобретают индивидуальное выражение, переходят в психологическую форму, объясняя цели и мотивы поведения отдельного человека — преступника. Важно подчеркнуть, что это все те же обстоятельства, противоречия социальной жизни, которые предстают перед нами в данном случае в их индивидуальном выражении. То есть основой для понимания того, что порождает индивидуальный преступный акт, является изучение жизнедеятельности общества в целом. Особенности личности, ее опыта, потребностей и интересов, ситуации, в которой совершается конкретное преступление, обусловлены социально, формируются состоянием общества, его проблемами, уровнем развития.

В уголовном праве преступление рассматривается как сознательный волевой поведенческий акт. Для решения вопроса об ответственности необходимо и достаточно установления внутреннего психического отношения лица к деянию. При криминологическом изучении, исходя из его задач, необходимо установить, как именно, в силу каких обстоятельств лицо совершает преступление. Именно такой подход позволяет выйти на профилактические предложения.

Для анализа механизма индивидуального преступного поведения необходимо обращение к внутренним и внешним факторам: особенностям внутренней сферы личности, обусловившим их формирование социальным явлениям и процессам, характеру взаимодействия субъекта с окружающей средой, к ситуации совершения преступления.

Структурно в преступном поведении могут быть выделены три этапа:

1) мотивация преступления;

2) планирование преступного деяния;

3) исполнение преступления и наступление последствий.

Чрезвычайно значимым компонентом внутренней сферы личности является мотив. Мотив может быть определен как внутреннее побуждение, субъективный смысл, который движет лицом. Мотивация — явление более широкое, чем мотив; она включает процесс возникновения, развития, динамики мотивов, принятие решения. Понятно, что при криминологическом изучении ограничиться установлением мотива недостаточно, необходимо уяснить, в силу каких обстоятельство он возник, почему возник именно такой мотив.

В основе формирования мотивов лежат потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Существенно, что даже те из них, которые изначально являются природными, «элементарными», исторически приобрели выраженную социальную форму. Например, современные стандарты удовлетворения потребности в пище уже далеки от примитивного насыщения.

Планирование преступления — это конкретизация внутренних побуждений личности в принимаемое ею решение: составление плана действий, выбор объекта посягательства, способа, места совершения преступления и т. д. На данном этапе лицо намечает, как именно оно реализует сформировавшееся побуждение

Третий этап — это внешний акт преступного поведения, конкретное деяние (действие или бездействие) и его результат. Совершение преступления представляет собой взаимодействие личности с конкретными ситуативными обстоятельствами, которые могут приниматься в расчет заранее либо быть неожиданными, не учтенными субъектом преступления.

Наиболее полно этапы преступного поведения выступают в совершении предумышленных преступлений, когда преступному акту предшествует осознанное намерение совершить его, планирование действий. При совершении непредумышленных преступлений, преступных деяний в аффективном состоянии отдельные элементы могут выглядеть чрезвычайно сжатыми во времени, хотя и они неизменно сохраняются. Эти элементы можно проследить и в ситуации совершения неосторожного преступления, но в этом случае планировалось иное, непреступное деяние, а совершение преступления выступает как побочный, незапланированный результат волевого поведения субъекта.

Для понимания сути механизма совершения преступления чрезвычайно важно, что ни на одном из этапов его развития личность не выступает изолированно, оторванно от социальной среды: и мотивация, и планирование, и исполнение преступления — это результат взаимодействия среды и личности, а не автономная реализация «злой воли» или «преступного инстинкта».

Поэтому для ответа на вопрос о происхождении преступного поведения, для уяснения, почему, в силу каких особенностей в сходных обстоятельствах одни идут по пути правомерного, а другие — преступного поведения, необходимо обратиться к двум уровням взаимодействия личности и среды: к обстоятельствам формирования личности и к конкретной ситуации, в которой совершается преступление.

Именно факторы, под воздействием которых формируется личность, создают предпосылки нравственной и правовой деформации ее внутренней сферы.

Компоненты механизма преступного поведения могут рассматриваться в качестве причин или условий совершения преступления. При этом под причинами понимают явления или процессы, порождающие преступление, а под условиями — те, которые способствуют реализации причин. Необходимо отметить, что взаимодействие детерминирующих преступление факторов носит неоднозначный характер. В конкретных, индивидуальных случаях они могут выступать как в роли важнейших, порождающих преступное поведение (причина), так и в качестве способствующих его совершению (условие). Поэтому, выделяя причины и условия применительно к совершению конкретного преступления, в сущности лишь обозначают общую, наиболее типичную закономерность взаимодействия личностных и ситуативных факторов.

Роль микросреды в формировании преступного поведения

Криминогенные свойства личности (антиобщественные взгляды, установки, потребности и интересы) социальны по своему происхождению. Они усвоены личностью в процессе ее развития и контактов и обусловлены спецификой связей с окружающим миром. Среда, общество не только регулируют удовлетворение тех или иных потребностей, интересов личности, но и формируют их.

К явлениям макроуровня относят те, которые выражают состояние общественных отношений, характерное для данного этапа развития общества, социально-экономическую систему в целом; они образуют макросреду. Это особенности экономического развития, управленческой деятельности, правовой системы, культура как на общегосударственном уровне, так и в их специфических проявлениях, например применительно к отдельным регионам.

Под микросредой понимается та часть широкой социальной среды, с которой индивид поддерживает прямые и непосредственные контакты. Это семья, трудовой коллектив, дружеское окружение.

В формировании личности микросреде принадлежит особая роль: ею опосредуется влияние широкой социальной среды на личность. Уяснение особенностей этого механизма является чрезвычайно важным для организации предупреждения преступности, так как системы мер профилактики должны строиться с его учетом.

Существенно, что и контакты с макросредой, которые поддерживает каждый, в значительной степени опосредуются воздействием микросреды. Например, на избрание форм проведения досуга влияет их соответствие интересам и привычкам друзей; стереотипы поведения, усвоенные в семье, воспроизводятся и в поведении, демонстрируемом вне семейной среды. Исключить микросредовые контакты и влияния, поддерживая связь с обществом, невозможно.

Именно микросреда способна сохранять и воспроизводить традиции, нравы и обычаи, формировать представления о ценностях, отличающиеся от общепринятых, причем как в позитивном, так и в негативном направлениях. Ближайшее окружение, культивируя антисоциальные взгляды, демонстрируя образцы антиобщественного поведения, перерастает в криминогенную среду, оказывающую на личность чрезвычайно существенное влияние. Поэтому, отвечая на вопрос «Почему личности присущи те или иные взгляды, установки, система ценностей?» прежде всего следует обратиться к анализу специфики микросредовых влияний. В качестве важнейших элементов микросреды могут быть рассмотрены семья, окружение сферы неформального общения (друзья, товарищеские компании), учебные, трудовые коллективы.

В формировании личности воздействие семьи на индивида происходит буквально с первых дней жизни, присутствует, как правило, в юношеские годы — период особой важности в процессе социального развития личности, сохраняется в течение всей жизни. Господствующие в семье система ценностей, стереотипы поведения прочно усваиваются ее членами в силу постоянных взаимных контактов, особого эмоционального характера внутрисемейных отношений.

Связь недостатков семейного воспитания и правонарушающего поведения несовершеннолетних прослеживается многочисленными исследованиями. В качестве обстоятельств жизнедеятельности семьи, способствующих деформации личности в детском и юношеском возрасте, выделяют распространенность социально-негативных форм поведения в семейной среде, отсутствие эмоционального контакта между родителями и детьми, невыполнение семьей функций контроля за поведением детей, структурную неполноту семьи и др. Исследованиями отмечено, например, что в 30–40% семей подростковправонарушителей имеют место скандалы, алкоголизм и пьянство, драки, аморальное поведение. Принятые в семье образцы поведения переносятся и во внешнюю среду. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывавшихся в конфликтной атмосфере, расценивается криминологами в 4–5 раз выше, чем у тех, кто растет в условиях семейного благополучия.

Роль семьи, ее воздействие на личность и поведение весьма существенны в любом возрасте. Исследования показывают, что и в собственной семье факторами, способствующими негативному формированию личности, остаются, как правило, злоупотребление членов семьи спиртными напитками, конфликты, аморальное и противоправное поведение отдельных членов семьи и т. п. Нередко негативное нравственное воздействие могут оказывать и внешне благополучные семьи, например ориентированные на обогащение вне зависимости от путей его достижения, оправдывающие существование «двойной» морали.

Неблагополучие в семье способно оказывать формирующее воздействие на личность, способствуя выработке негативных потребностей, интересов, стереотипов поведения, а также выступать в качестве ситуативного обстоятельства, провоцируя правонарушающее поведение одних членов семьи в отношении других.

Негативное воздействие семейного окружения может быть весьма глубоким, однако исключение субъекта из сферы семейных контактов является крайне нежелательным. Отсутствие семьи (как родительской — у детей, так и собственной — у взрослых лиц) является фактором, повышающим восприимчивость личности к негативным воздействиям. Поэтому в профилактическом плане неизбежно встает задача не только выявления неблагополучных семей, но и коррекции внутрисемейных отношений.

Чем неблагоприятнее складываются внутрисемейные отношения, чем в меньшей степени лицо самореализуется в трудовой деятельности, тем большее формирующее воздействие на личность оказывает ближайшее бытовое окружение. Внесемейное окружение составляют друзья, знакомые, соседи, группы и компании, с которыми поддерживаются постоянные и непосредственные контакты.

Для лиц правонарушающего поведения характерны связи с криминогенной средой. Так, данные одного из исследований показали, что каждая пятая группа расхитителей формировалась из лиц, знакомых по месту жительства; во многих случаях в такие группы входили лица, состоящие в родственных или дружеских связях. Особенно интенсивно включаются в криминогенную микросреду лица, ранее судимые за совершение преступлений. Исследовательские данные позволяют проследить и другую зависимость: чем в более раннем возрасте впервые было совершено преступление, тем интенсивнее оказывается в дальнейшем общение с судимыми и правонарушителями.

Деформация личностных качеств и поведения может осуществляться как под воздействием отдельных лиц, так и в процессе группового общения. Для лиц, совершивших впоследствии преступление, типичной является включенность в криминогенные группы.

В формировании личности и поведения несовершеннолетних правонарушителей криминогенным группам принадлежит особая роль. Отсутствие комфорта и понимания в семье, учебном (трудовом) коллективе приводит к тому, что во имя сохранения контактов с группой подростки и юноши нередко готовы принять даже те диктуемые ею нормы и моральные принципы, которые расходятся с их собственными. Поэтому совместно с членами криминогенных групп правонарушения и преступления нередко допускают лица, которые в одиночку их бы не совершили.

Общественное воспитание — это целенаправленное формирующее педагогическое воздействие на личность, осуществляемое в отношении лиц детского и юношеского возраста (в дошкольных учреждениях, школах, детских домах, интернатах, профессиональных училищах и т. д.). Криминологическое значение недостатков их деятельности состоит в том, что, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних и молодежи, они неполно реализуют ее, не оказывают достаточного воздействия, которое могло бы компенсировать недостатки семейного воспитания и противодействовать негативным влияниям в микросреде.

К криминологически значимым недостаткам общественных воспитательных институтов исследователи относят: недостаточное знание индивидуальных особенностей личности и неполный их учет в процессе педагогического воздействия; неблагоприятные отношения педагогически трудных детей и подростков со сверстниками и недостатки оказания помощи в их нормализации; незнание источников отрицательного влияния на воспитуемых; недостатки работы с семьей; отсутствие полной информации о правонарушающем поведении воспитуемых. Данные исследований показывают, например, что свыше 2/3 несовершеннолетних, совершивших впоследствии преступления, не участвовали в общественной жизни коллектива в период обучения в школе. Располагая сведениями о семейном неблагополучии почти 80% правонарушителей, педагогические коллективы ограничивались лишь применением к ним воспитательных мер и информированием родителей о характере правонарушений и содержании мер воздействия.

Важным звеном, опосредующим связь личности с обществом, является трудовой коллектив. Он не только играет существенную роль в формировании отношения членов коллектива к труду, в нем личность удовлетворяет потребность в общении, признании, уважении, самореализуется в процессе трудовой деятельности. Именно в труде наиболее полно реализуются способности, инициативность, энергия. Неблагоприятное воздействие на личность в процессе трудовой деятельности может оказываться не только членами коллектива, оно также может быть связано и с самим характером труда.

К недостаткам в коллективе, отрицательно влияющим на личность, относится все тот же комплекс факторов, что и в других сферах жизнедеятельности (в семье, в процессе неформального общения): пьянство, нарушения общественного порядка и трудовой дисциплины, иное правонарушающее и аморальное поведение. Отрицательное влияние на формирование личности оказывают и факты совершения преступлений в процессе трудовой деятельности совместно работающими: должностные злоупотребления, приписки, хищения и т. д. Исследования показывают, что на формирование личности будущего расхитителя воздействует, в частности, то, что другие члены коллектива безнаказанно совершают хищения.

Отрицательное воздействие на личность со стороны совместно работающих становится более интенсивным, если общение с ними в процессе трудовой деятельности дополняется неформальными контактами в свободное время. Согласно исследовательским данным, более половины лиц, совершивших впоследствии преступления, поддерживали в нерабочее время контакты со знакомыми по работе правонарушителями. При этом чем неблагоприятнее складывалась обстановка в семье, тем интенсивнее становились такие контакты, тем в большей степени они определяли дальнейшее поведение личности.

В качестве неблагоприятного для формирования личности фактора может выступать и сам характер труда, его содержание. Неквалифицированный, тяжелый, монотонный физический труд не только не приносит удовлетворения, он не требует профессиональных познаний, подготовки, не является стимулом к повышению уровня образования и культуры. Именно лица без профессии и квалификации, с низким образованием часто меняют место работы или оставляют ее без последующего трудоустройства. Как известно, именно социально незанятыми лицами совершается большая часть преступных посягательств. В криминологическом плане названные обстоятельства играют существенную отрицательную роль, поскольку в целом трудовой коллектив является тем элементом среды, который в наибольшей степени способствует включению личности в позитивное взаимодействие с широкой социальной средой.

Криминогенная ситуация

В отличие от условий формирования личности, оказывавших влияние на субъекта длительно и в прошлом, ситуация взаимодействует с личностью непосредственно в момент, предшествующий совершению преступления.

Можно сказать, что всякое преступление представляет собой результат взаимодействия личности и ситуации. При этом конкретная жизненная ситуация является частью, элементом социальной среды.

Роль ситуации в совершении противоправного поступка определяется прежде всего тем, какое субъективное содержание вкладывает в оценку ситуации лицо, совершающее преступление. Например, в ситуации стихийного бедствия одно лицо, намеревавшееся ранее совершить хищение, использует экстремальные условия как облегчающие реализацию замысла, а другое, имевшее аналогичные намерения, отказывается от совершения преступления.

Конкретные жизненные ситуации в рамках криминологического анализа могут быть дифференцированы по различным признакам. Особого внимания заслуживают криминогенные ситуации. К ним относят те, которые, взаимодействуя с личностью, в силу своего объективного содержания способны вызвать или укрепить ее намерение совершить преступление. Такие ситуации как бы провоцируют субъекта к совершению противоправного поступка. Однако реализация такой возможности, как уже указывалось, определяется прежде всего не внешними обстоятельствами, а особенностями личности субъекта, реагирующего на сложившуюся ситуацию. Выделяют проблемные и конфликтные ситуации.

Проблемные ситуации возникают тогда, когда субъект сталкивается с трудностями, препятствиями в реализации принятого им решения или при достижении намеченной цели. В целях достижения намеченного субъект должен найти способ выхода из сложившихся обстоятельств и адекватные ему средства. Так, обнаружив, что складское помещение охраняется, лицо, намеревавшееся совершить хищение, может отказаться от реализации замысла, использовать более изощренный способ совершения преступления, решиться на совершение более тяжкого посягательства (разбой вместо кражи).

Конфликтная ситуация — та, при которой происходит столкновение интересов, стремлений, желаний сторон, участвующих в конфликте. В принципе, конфликт по своей природе далеко не всегда является разрушительным, не может рассматриваться как безусловно криминогенное обстоятельство. Проблема в криминологическом плане состоит в выборе варианта выхода из конфликта, способов и средств его разрешения.

При совершении преступления криминогенная ситуация выступает обычно как повод к совершению преступления. Поводом можно считать обстоятельства, которые, воздействуя на сознание, волю, чувства субъекта, непосредственно побуждают его к совершению преступления. Например, оставление ценного имущества без охраны, создающее ситуацию соблазна совершить преступление. Повод сам по себе не способен породить совершение преступления: далеко не каждый, оказавшись даже в чрезвычайно благоприятной ситуации, совершит противоправный поступок. Внешние обстоятельства, играющие роль повода, опосредуются особенностями личности преступника, определяющими их субъективную оценку и укрепляющими решимость совершить преступление.

Исследованиями выделены обстоятельства конкретных жизненных ситуаций, которые наиболее часто играют роль поводов в механизме совершения преступления. К ним относятся: поведение потерпевших, третьих лиц, особо неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств. В целом роль ситуации в механизме совершения преступления криминологи оценивают различно. Тот факт, что в конкретной жизненной ситуации взаимодействуют и внешние, объективные обстоятельства, и особенности мотивационной сферы личности, никем из специалистов не оспаривается. Дискуссионным остается вопрос о возможности решающей роли ситуативных обстоятельств в совершении преступления. Одни склоняются к тому, что ситуация может иметь решающее значение, влиять на наступление преступного результата и без каких-либо существенных деформаций личности. Другие полагают возможным рассматривать ее лишь в качестве обстоятельства, которое может способствовать совершению преступления только при наличии личностных деформаций.

Виктимологический аспект конкретного преступления

Развитие механизма преступления зависит не только от преступника, но и от другой стороны — от жертвы преступления. Личность и поведение потерпевшего изучает виктимология. Ключевыми в виктимологии являются понятия жертвы и виктимности.

Жертва — это человек, понесший физический, моральный или имущественный ущерб от преступления независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке и оценивает ли себя таковым субъективно.

Виктимность — повышенная степень предрасположенности лица к тому, чтобы оказаться жертвой преступления в силу присущих ему качеств, свойств либо выполняемых функций.

Индивидуальная виктимность зависит от субъективных и объективных факторов. Соответственно различают виктимность личностную и ситуативную. Карманные кражи, например, совершаются обычно в общественном транспорте, в местах большого скопления людей. Потерпевшим от посягательства карманника, независимо от личностных качеств, с большей степенью вероятности может стать человек, часто оказывающийся в такой обстановке.

Личностные компоненты виктимности обусловлены индивидуальными особенностями субъекта, а именно особенностями социально-психологическими, моральными, ролевыми и т. д. Например, стать потерпевшим от противоправных действий нарушителей общественного порядка с большей степенью вероятности может работник полиции, чем домашняя хозяйка, что вытекает из различий их ролевых функций.

Личностные и ситуационные моменты виктимности взаимосвязаны. Например, как показывают исследования, наиболее предрасположены к тому, чтобы стать жертвой ограбления в общественном месте, лица, находящиеся в степени алкогольного опьянения, исключающей контроль за внешними событиями. Однако попадание ими в соответствующую ситуацию связано с особенностями их собственного поведения до момента посягательства и непосредственно в период его совершения.

Роль жертвы в индивидуальном преступном поведении различна, она колеблется от прямого противодействия преступлению до провокации преступных действий.

Поведение потерпевших, особенно негативное в моральном или правовом плане, может вносить существенный «вклад» в развитие преступного посягательства. Так, негативное поведение потерпевших констатировалось в 70% случаев убийств, 61,8% умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, в 74% мошенничества.

Однако данные о виктимности не должны трактоваться в том смысле, что жертва также в той или иной степени является виновной в совершении преступления, что она должна в какой-то мере разделить ответственность за него. Ответственность за преступление всегда несет именно совершивший его субъект. Это не исключает учета оценки поведения потерпевшего при определении меры, вида ответственности и наказания преступника.

Применительно к преступному поведению в целом можно выделить следующие виды поведения жертвы:

Исследовательские данные показывают, что виктимологически значимыми являются возраст, пол, образование и специальность жертв, совершение ими преступлений и правонарушений в прошлом, характер взаимоотношений между преступником и потерпевшим и др.

Выполнение лицом определенных ролевых, профессиональных функций, нравственные и правовые характеристики поведения потерпевшего также являются значимыми в виктимологическом плане. Они могут осознанно приниматься в расчет преступником: вероятность обращения потерпевшего в правоохранительные органы, раскрытия преступления снижается, если жертвой корыстного посягательства становится лицо, скупающее краденое имущество. Нравственные качества субъекта могут способствовать или препятствовать совершению преступления и в случаях, когда преступником они не учитывались или вовсе не были ему известны. Таковы, например, смелость, решительность, чувство ответственности, трусость, грубость и т. д. При этом однозначная связь между выраженностью тех или иных качеств и свойств и виктимностью отсутствует. Лица, характеризующиеся социально положительно, могут оказаться виктимными именно в силу выраженности соответствующих качеств в отличие от эгоистов или трусов, например, в ситуации пресечения преступления, защиты прав и интересов третьих лиц.

Характер взаимоотношений преступника и жертвы, предшествовавших совершению преступления, также имеет существенное виктимологическое значение. Исследовательские данные показывают, что убийства, причинение вреда здоровью различной степени тяжести совершаются чаще не в отношении незнакомых лиц, а в микросреде общения: в отношении членов семьи, супругов, сожителей, соседей, знакомых. Так, около 80% жертв убийств и 63,2% потерпевших от тяжких телесных повреждений не только были знакомы с будущим преступником, но и находились в родственных, товарищеских или иных стабильных отношениях с ним.

Виктимологические исследования существенно расширяют круг криминологической информации и потенциал профилактической, точнее виктимологической, деятельности. Например, исследовательские данные показывают, что острота проблемы автотранспортных преступлений в значительной мере может быть снята посредством оптимального расположения дорожных знаков, установления ограждений, изменения маршрутов городского транспорта.

В случаях, когда виктимность связана с негативными нравственными характеристиками, антиобщественными качествами личности, первостепенное значение приобретает воспитание, ориентированное на ее коррекцию. Перспективной является и разработка мер профилактики, основанных на учете типичных психологических особенностей потерпевших. Существенным здесь является, например, социальное поощрение смелости, инициативности наряду с самокритичностью, разумной осмотрительностью, овладение навыками разрешения конфликтов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *