Что относится к коррупционным административным правонарушениям
Ответственность за совершение коррупционных правонарушений
Ответственность за совершение коррупционных правонарушений
Правовой отдел ГУ МВД России по Саратовской области
Настоящая памятка разработана в соответствии с законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в органах внутренних дел, федеральной государственной гражданской службы, законодательством, регулирующим основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также другими действующими нормативными актами Российской Федерации и направлена на выработку навыков антикоррупционной культуры поведения сотрудников и госслужащих, исключения поведения, которое может восприниматься окружающими как неприемлемое для государственных служащих, поскольку заставляет усомниться в их объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.
Статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения.
В соответствии с данной статьей граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды преступлений, коррупционной направленности:
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы, а также лишено специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст.44 УК РФ)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
относит к административным коррупционным правонарушениям к которым можно отнести ряд статей КоАП РФ:
Таким образом, под административным правонарушением коррупционной направленности понимается виновное и противоправное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленно или по неосторожности как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих служебных обязанностей, за которое предусмотрены меры административной ответственности.
Как показывает практика, среди выявленных коррупционных правонарушений преобладают правонарушения по ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».
Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
В отношении служащих, проходящих государственную службу иных видов, в том числе сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на соответствующую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) указанных служащих, установлены основания и порядок применения дисциплинарных взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Конфликт интересов в ОВД — ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника ОВД влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Частью 1 статьи 59.2 федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.
В соответствии с частью 3.1 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Дисциплинарная ответственность сотрудника органов внутренних дел является одним из видов юридической ответственности за неправомерное поведение и представляет собой обязанность сотрудника за нарушение служебной дисциплины понести наказание, предусмотренное Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377.
Дисциплинарным проступком (нарушением служебной дисциплины) является виновное действие (бездействие) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав, выразившееся в нарушении сотрудником: законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава ОВД, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, несоблюдение запретов и ограничений, связанных со службой в ОВД, а также требований к служебному поведению, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных контрактом, неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей, а также приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника).
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», который внес изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены дополнительные меры противодействия коррупции, устанавливается особый порядок наложения на сотрудников ОВД дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения.
Статьей 51.1 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, определяющей порядок наложения на сотрудников ОВД взысканий за коррупционные правонарушения, предусмотрено, что взыскания, предусмотренные ст. 50.1 и ст. 82.1, налагаются в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в ОВД, с учетом особенностей, установленных данной статьей. Соответственно, можно сделать вывод, что к коррупционным правонарушениям относятся деяния, закрепленные в ст. 50.1 и ст. 82.1.
Статьей 50.1 предусмотрены основания наложения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Ограничения и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, являющиеся коррупционными правонарушениями, определены в ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 4 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Процедура привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения выглядит следующим образом:
Дисциплинарные взыскания на сотрудника ОВД налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при соблюдении определенной процедуры.
При поступлении информации о совершении сотрудником коррупционного правонарушения (рапорт, заявление, информация в средствах массовой информации и т.д.) уполномоченным руководителем может быть назначена проверка по данным обстоятельствам. При очевидности нарушения или признании своей вины сотрудником, отсутствии необходимости устанавливать последствия нарушений следует ограничиться проведением проверки, т.е. сбором информации для принятия решения.
Служебная проверка назначается только при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником ОВД дисциплинарного проступка, вины сотрудника, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в ОВД.
На период проведения служебной проверки по факту совершения грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей, или возникновения конфликта интересов сотрудник может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей в порядке ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.
По итогам проверки на основании доклада о результатах проверки или на основании заключения служебной проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения, принимается решение:
При наличии или установлении в ходе проверки фактов о реализации сотрудником личной заинтересованности, т.е. получении доходов для себя или третьих лиц, или признаков состава преступления, или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации в соответствии с требованиями приказа МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» и проверке в установленном порядке уполномоченным органом.
После проведения проверки (служебной проверки) при наличии оснований привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности на него налагается дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.
Предусмотрено безусловное увольнение сотрудников ОВД в случае утраты доверия к ним в случае:
В отличии от приказа о наложении дисциплинарного взыскания за нарушение служебной дисциплины копия акта о наложении на сотрудника органов внутренних дел взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в наложении на сотрудника органов внутренних дел такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Гражданско-правовые коррупционные отношения предусматривают причинение материального и (или) морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в связи с совершением незаконного действия, правонарушения, вызвавшего нанесение ущерба и влекущего за собой обязанность его возмещения.
Гражданская (гражданско-правовая) ответственность является одним из видов юридической ответственности. Она предусматривает установленные нормами гражданского права юридические последствия за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и договоров, а также других гражданских нарушений, что в большинстве случаев связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.
Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера, например, возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.
Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)
Лекционный материал на тему:
«Коррупция (понятие, ответственность,
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
-получение взятки (статья 290 УК РФ)
-дача взятки (статья 291 УК РФ);
-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.
Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
Ответственность за коррупцию.
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.
Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
— получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).
Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-обеспечение независимости средств массовой информации;
-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.