Что относится к контрольно надзорным мероприятиям
Что относится к контрольно надзорным мероприятиям
Статья 56. Виды контрольных (надзорных) мероприятий
1. При осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
2. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
4. Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в настоящей статье. Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в части 2 настоящей статьи, проводимые в рамках конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Что относится к контрольно надзорным мероприятиям
Статья 65. Общие требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий
1. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий:
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
2. Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) действия, совершаемые в рамках конкретного вида контрольных (надзорных) мероприятий, из числа предусмотренных настоящим Федеральным законом для того же вида контрольного (надзорного) мероприятия.
3. Контрольные (надзорные) мероприятия подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля не может превышать один рабочий день.
5. Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий.
6. В случаях, установленных положением о виде контроля, для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Порядок фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств устанавливается положением о виде контроля.
7. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) инспектором, в том числе руководителем группы инспекторов, предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. По требованию контролируемого лица инспектор обязан предоставить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в целях подтверждения полномочий.
10. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 настоящего Федерального закона. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В случае, указанном в части 10 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
12. Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом.
13. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный настоящим Федеральным законом, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
14. Контрольный (надзорный) орган привлекает к участию в контрольном (надзорном) мероприятии по соответствующему виду контроля:
Статья 56. Виды контрольных (надзорных) мероприятий
1. При осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
2. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
4. Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в настоящей статье. Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в части 2 настоящей статьи, проводимые в рамках конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение.
5. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Что относится к контрольно надзорным мероприятиям
Согласно ст. 15 Закон № 248-ФЗ, предмет государственного контроля (надзора) и муниципального контроля:
Предмет контроля определяет федеральный и региональный закон о виде контроля.
Также в контексте Закона № 248-ФЗ можно говорить о предмете контроля саморегулируемой организации (СРО): это соответствующая предпринимательская или профессиональная деятельность её членов. В этом случае её предмет контроля может быть идентичен предмету вида контроля либо охватывать более широкий круг вопросов.
Как предмет влияет на практику контроля
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона № 248-ФЗ, одна из основных обязанностей инспектора – предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий информацию и документы, относящиеся к предмету контроля (надзора). Это в том числе согласование проведения контрольного (надзорного) мероприятия прокуратурой (если предусмотрено Законом № 248-ФЗ).
Близкое, но несколько иное понятие – «предмет контрольного (надзорного) мероприятия». С ним инспектор тоже обязан знакомить контролируемых лиц, их представителей. А это:
Инспектор вправе знакомиться с технической документацией, электронными базами данных и информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.
В свою очередь, проверяемый вправе получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами.
Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте, помимо прочего, перечень нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц (пункты, части, статьи), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых – предметом контроля по его профилю, а также информацию о мерах ответственности за нарушение обязательных требований с текстами в действующей редакции (ч. 3 ст. 46 Закона № 248-ФЗ).
Материалы и обращения, которые содержат сведения о причинении вреда (ущерба) или о его угрозе и поступили в прокуратуру, позволяют определить предмет контрольного (надзорного) мероприятия и вынести требование о его проведении (ч. 1 ст. 63 Закона № 248-ФЗ).
Что относится к контрольно надзорным мероприятиям
Согласно ст. 45 Закона № 248-ФЗ, предусмотрено всего 7 видов профилактических мероприятий, которые могут проводить контрольные (надзорные) органы. Это:
Это исчерпывающий перечень. Каждый из этих видов профилактических мероприятий подробно рассмотрен на нашем сайте в отдельной статье.
Положение о виде контроля определяет перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления этого вида контроля.
Учтите, что на основании ст. 8 Закона № 248-ФЗ, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), имеет приоритет по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 248-ФЗ выбираемые профилактические мероприятия должны быть соразмерными:
Выбор профилактических мероприятий, их содержание (в т. ч. объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты зависят от допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности (ст. 22 Закона № 248-ФЗ). То есть, от вероятности наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.
Если имели место объявление предостережения или профилактический визит, это обязательно отражается на сайте Генпрокуратуры в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Особенности проведения
Контролируемое лицо имеет право (ст. 36 Закона № 248-ФЗ):
В свою очередь, инспектор не вправе препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при профилактическом мероприятии, фотосъемки, аудио- и видеозаписи (если эти действия не запрещено федеральными законами и не создают препятствий для проведения указанных мероприятий) (ст. 37 Закона № 248-ФЗ).
По общему правилу при государственном контроле (надзоре) обязательно проведение:
А при муниципальном контроле – информирование и консультирование.
Они должны быть отражены в Положении о виде контроля. Но иной подход может быть установлен федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.
Контрольные (надзорные) органы при проведении профилактических мероприятий взаимодействуют с гражданами и организациями (т. е. прямой контакт) только в случаях, прямо установленных Законом № 248-ФЗ.
Профилактические мероприятия, в ходе которых происходит взаимодействие с контролируемыми лицами, проводят только с их согласия либо по их инициативе.
Перечисленные в начале профилактические мероприятия могут проводиться в отношении и лицензиатов (ч. 3 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).
Закон № 248-ФЗ допускает совместное проведение профилактических мероприятий инспекторами из разных органов, а также с госорганами местными властями.
Инспекторов, уполномоченных на проведение конкретного профилактического мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о его проведении.
Положением о виде контроля может запрещать проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов.
До 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 6 ст. 98 Закона № 248-ФЗ).
Когда профилактических мероприятий уже недостаточно
Вопрос о принятии решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий встаёт, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что:
Тогда инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (его заму) контрольного (надзорного) органа или иному уполномоченному должностному лицу в соответствии с положением о виде контроля на принятие решения.