Профессиональное самосовершенствование педагога начальной школы
«Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому». Мишель де Монтень
Учитель продолжает учиться всю жизнь, особенно тот, который хочет получить отличные результаты от своих учеников.
Современность формирует новые образовательные потребности учителя, который сознательно стремится к повышению своей профессиональной компетенции.
Внедрение Федерального образовательного стандарта начального школьного образования требует от педагогов постоянного развития в разных областях, а так же социальной и творческой активности.
Тенденция формирования нового образа педагога связана с четким различием понятий о нем, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.
Самосовершенствование личности педагога включает в себя:
изучение уровня сформированности своей профессиональной компетентности
проектирование системы целей
определение содержания и адекватных методов достижения поставленных целей
выявление полученных за тот или иной период времени результатов и соотнесение их с постановленными целями
постановку на этой основе новых целей
Современный педагог является одновременно и носителем и проводником усвоенных им профессионально значимых качеств, объектом воздействия социальных условий и субъектом, поэтому активно преобразует педагогическую деятельность и на себя.
Основным критерием профессионального развития педагога выступает уровень сформированности профессиональной компетентности, который взаимодействует с уровнем профессиональной деятельности педагога, и отражает меру овладения этой деятельностью.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога
повышение качества преподавания предмета
соответствие учителя требованиям общества и государства
готовность к педагогическому творчеству
создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
профессиональный и карьерный рост
Основными составляющими мотивации к тому, что педагог приступает к самообразованию, являются:
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Компоненты: – индивидуально психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию); – мотивационно ценностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки); – деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий); – коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе).
Решение задач Известно, что зубы надо чистить два раза в день – утром и вечером, а в обед, после еды, надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить зубы 3 раза утром и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда 6 раз. Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?
Известно, что когда в помещении ощущаешь запах газа, ни в коем случае нельзя включать свет. Однако вчера в одном доме про это правило забыли жильцы 7 квартир. Это на 6 квартир меньше, чем сегодня про это же правило забыли жильцы другого дома. Сколько всего квартир пострадало от взрыва газа?
Физкультминутка Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность. Результативность: формирование компетенций личного самосовершенствования и общекультурной. Виды деятельности. Игры-физкультминутки, сюда же можно отнести и написание сказок, фантастических историй.
Внеурочная деятельность Посещение кружков: «Умелые ручки» «Театральное мастерство» «Бисероплетение» «Зеч-а, бур-а удмурт кыл!» А так же различные внеклассные мероприятия.
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
Благодарю за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-533143
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Формирование компетенций личностного самосовершенствования (из опыта работы)
Формирование компетенций личностного самосовершенствования
в начальной школе (из опыта работы)
Человек – существо социальное, общественное. С первых дней жизни мы включены в различные социальные взаимодействия. Развиваясь в обществе, осуществляя совместную деятельность с другими людьми, человек становится личностью.
Вопросы развития современной личности и формирования соответствующих личностных компетенций на сегодняшний день являются очень актуальными. Это связано с переходом общества к информационной культуре.
В начальной школе формируются ключевые компетенции:
— ценностно-смысловые – это готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.
— общекультурные – это осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества.
— учебно-познавательные – это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности.
— информационные – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
— коммуникативные – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии.
— социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования – это готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сознавать долг и ответственность перед семьей и школой.
Цель формирования компетенций – помочь ребенку адаптироваться в социальном мире.
Модель выпускника начальной школы включает основные компоненты качества образования:
1. Здоровье, здоровый образ жизни— имеет желание сохранить допустимый уровень здоровья
2. Когнитивные (познавательные)компетентности— проявляет интерес к процессу познания владеет основами наук, основами самоконтроля и рефлексивной деятельности
3. Художественные компетентности— проявляет эстетическое отношение к природе и человеку
5. Коммуникативные компетентности— владеет основами культуры общения
Начальный этап обучения ориентирован не столько на передачу знаний, умений и навыков, сколько на всестороннее развитие личности, подготовку к повседневным будням, его социальную и психологическую адаптацию.
Значение личностных компетенций для обучающихся очень велико. Они помогают ребенку лучше понимать себя, чувствовать уверенность в своих силах, контролировать эмоции, находить пути выхода из проблемных ситуаций.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Умение анализировать ситуацию, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку конкретной ситуации, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения и воспитания так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.
Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации.
Еще в стенах школы необходимо подготовить учащихся к жизни в современном обществе. Школа должна создать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, среди которых и ключевая компетенция личностного самосовершенствования .
И в нашем 1в классе мы стараемся формировать компетенции личностного самосовершенствования. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура (этика)- мораль, нравственность и внешняя (этикет) – внешнее, что видно всем, правила поведения. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Все, что прививаем в классе, может даже, на подсознательном уровне откладывается в мыслях и душе детей.
Утро в нашем классе начинается с того, что входя в класс, мальчики пропускают девочек вперед. Тем самым формируется внутренняя и внешняя культура ребят. Наши девочки не опускают стулья. Это дело мальчиков. С первых недель учебы в школе они делают это без напоминания.
Потом мы вносим вклад в укрепление здоровья. Утренняя зарядка – вот настрой на хорошую учебу и бодрость. Это традиционное мероприятие в нашем классе. Сначала их проводила я, а сейчас дети сами проводят зарядку, не ссорясь друг с другом, соблюдая очередность. А добрый настрой на день дает небольшая рифмовка, которую дети с удовольствием заучили:
Улыбнись мне в ответ!
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил!
О правилах личной гигиены мы тоже не забываем. Моем руки перед едой. На собрании один из родителей порадовался, что теперь ребенку не нужно напоминать: «Ты руки помыл?» Многие родители его поддержали. Это очень радует.
В рамках профориентационной работы. Во внеурочное время в нашем классе было проведено занятие «Нетрадиционное применение». Необходимость его проведения вызвана неаккуратным использованием одноразовых стаканчиков. Дети пили воду и оставляли их на партах, некоторые под партами. Мусор, беспорядок. Возникла идея показать возможность дать «вторую жизнь» использованным стаканам. Вначале дети посмотрели презентацию о профессиях, о важности каждой из них, в том числе и технического персонала. В ходе беседы дети обсуждали необходимость уважительного отношения к любой профессии. Многие высказали вое мнение, отстаивали его. Потом детям было предложено подумать, а можно ли использованным одноразовым стаканчикам дать «вторую жизнь». Ребята предложили несколько вариантов: помыть и еще раз использовать, посадить в них семена, сделать из их что-нибудь интересное. Совместно выбрали лучший вариант: сделать из них что-нибудь интересное. Из подручных материалов (цветной бумаги, пластилина, фломастеров) каждый из ребят сделал интересную поделку. Многие презентовали ее, рассказав из чего она сделана. Потом, объединившись в небольшие группы, выбрали самую интересную поделку. Ребята старались не ссориться, выслушивать друг друга, договариваться. Конечно, были и те, кто выдвигал только свою поделку, обижался, что выбрали не его работу, но большинство объективно оценивали все поделки в группе. Самые интересные поделки было решено оставить для подарков именинникам. А все остальные поделки до конца дня участвовали в выставке.
Формирование компетенции личностного совершенствования происходит в различных областях деятельности ученика. Творческая область деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. Каждый ребенок по-своему талантлив, поэтому в образовательном, воспитательном процессе необходимо стремиться использовать приемы творческой работы, творческие задания, личностно значимые задания, способствующие самосовершенствованию: как духовному, так и интеллектуальному.
Творчески самосовершенствоваться ребята смогли на празднике «Прощание с Азбукой», который не так давно прошел в нашем классе. Уже выявляются творчески одаренные дети. Ведущие герои праздника: мадам Двойкина, Алена Лентяйкина, Ваня Грамотеев очень эмоционально исполнили свои роли. Да и каждый из ребят хорошо исполнил свою роль. Отвечая на вопросы героев, выполняя их задания, ребята не перебивали друг друга (нам известно, что это «не культурно», так говорят детки), выслушивали, хотя присутствовал дух соперничества, соревнования. В подарок всем были яркие книги для чтения с интересными рассказами. Мы не забыли поблагодарить родителей. Ведь они тоже прошли трудный путь обучения чтению, пониманию прочитанного. Ребята сделали своими руками весенние цветочки и подарили их родителям. Ведь на праздниках без подарка не должен оставаться никто.
Свое творческое начало ребята проявили и на новогоднем празднике. В подарок Дедушке Морозу и Снегурочке мы инсценировали сказку «Заюшкина избушка». Посмотрите, что у нас получилось.
Вот таким образом в нашем классе начали формироваться компетенции личностного самосовершенствования. Они формируются в любом классе. Занимаясь каждодневными традиционными мероприятиями, мы и не задумываемся за будничной суетой, что занимаемся таким важным делом. Успехов нам всем в работе. Спасибо за внимание.
Формирование компетенции личностного самосовершенствования в начальной школе
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития: способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии)
Просмотр содержимого документа «Формирование компетенции личностного самосовершенствования в начальной школе»
МБОУ « Апраксинская СОШ»
Доклад на педсовет
Формирование компетенции личностного самосовершенствования в начальной школе
учитель начальных классов
Формирование компетенции личностного самосовершенствования
Прежде чем говорить о компетенции личностного самосовершенствования вспомним понятия компетенции и компетентности.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития: способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);
способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);
владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения;
способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.
Самосовершенствование предполагает «улучшение» человеком того, что уже заложено в нем, каких-либо психологических качеств, свойств, различного рода умений и навыков. Это такой вид активности человека, который позволяет ему, осознавая свою психическую реальность, раскрывая еще нереализованные возможности, совершенствовать ее и «приобретать» то необходимое в себе, что важно для достижения поставленной перед ним цели.
Галина Анатольевна Цукерман (доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования), исследуя младших школьников как субъектов учебной деятельности, отмечает, что в этом возрасте появляются первые признаки направленности на самоизменение, способности ставить задачи самоизменения.
Большая активность наблюдается в моральном сознании ребенка. Он хочет вести себя «правильно», быть «хорошим». Появляются когнитивные предпосылки регуляции поведения другого.
С этого времени для ребенка становится важным совпадение его представлений о себе с мнением о нем окружающих, чтобы самооценка и внешняя оценка были бы идентичны. Одной из особенностей самооценки младшего школьника является то, что она «нормально завышена». Однако постепенно у ребенка повышается степень адекватного отношения к себе и самокритичность.
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется появлением личностных новообразований, способствующих развитию готовности ребенка к самосовершенствованию. Готовность к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте имеет следующие компоненты: самоконтроль и саморегуляция ребенком собственной деятельности; способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане; самооценка качеств своей личности и поведения; рефлексия своих собственных психических явлений; определенный уровень нравственного развития, характеризующийся представлением о нормах морали, осознанием своих нравственных качеств, а также формированием нравственных мотивов поведения.
Где мы можем формировать данную компетенцию. Конечно же, на предметных уроках и во внеурочной деятельности Главное на таком уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать.
Приведу несколько примеров с урока математики :
Известно, что опаздывать неприлично. Люся, заметила идущий на остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Люсе, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек?
Следует отметить, что работа над такими задачами показала, что «лишние данные» не мешают ученикам при решении задач. Естественно, текст задач получается объёмным, и было бы неуместным использовать данный приём в первом классе, так как детям приходится много читать по ходу урока.
Известно, что когда в помещении ощущаешь запах газа, ни в коем случае нельзя включать свет. Однако вчера в одном доме проэто правило забыли жильцы 7 квартир. Это на 6 квартир меньше, чем сегодня про это же правило забыли жильцы другого дома. Сколько всего квартир пострадало от взрыва? Сразу же может показаться, что данные задачи нарушают этический принцип содержания математических заданий, но не следует забывать и о безопасности жизнедеятельности, которую также в компетенцию личностного самосовершенствования включает А. В. Хуторской. Как показала работа над данной задачей, её информативная часть сильно повлияла на самосознание детей, т.к. большинство учеников из предложенных задач особенно запомнили именно эту. Например, «Люди беспокоятся о том, чтобы сохранить тепло в помещении. Для этого нужно создать теплоизоляцию пола, дверей, окон. Чтобы заклеить окно, нужно 13 бумажных полосок одинаковой длины. Третьеклассники нарезали 31 такую полоску. Хватит ли этих полосок, чтобы заклеить 3 окна в классе? Если нет, сколько полосок не хватает?» Таковы, на мой взгляд, варианты реализации ключевой образовательных компетенции личностного самосовершенствования на уроках математики в начальной школе.
Урок чтения. Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Этап итогового самоопределения(метод интерактивной беседы).
Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась хорошо?
Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась плохо?
А КАК закончилась сказка?
— Для кого из героев сказка закончилась хорошо? (старуха, старик, рыбка)
— Для кого из героев сказка закончилась плохо? (старуха, старик, рыбка)
— Как вы думаете, какова позиция автора, что он пытался донести до читателя.
— Как, по мнению автора, должен считать читатель?
— Можем ли мы однозначно ответить, как закончилась сказка?
— Как закончилась сказка?
— Да, действительно, сказка закончилась мудро.
— Каков бы был ваш нравственный жизненный выбор на месте старухи (старика, рыбки)
Поэтому, на этапе самоопределения учитель должен подвести учеников к правильному выбору жизненной позиции, помочь ему определиться в той или иной жизненной ситуации. Но в то, же время сохранить за ним обоснованное право выбора.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Для формирования компетенции личностого самосовершенствования можно предложить следующие виды заданий:
1.Работа в парах, группах;
2.Самопроверка работ, взаимопроверка. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.
В начальной школе проекты организовываются уже с первого класса на различных уроках. Так на уроках окружающего мира обучающимся предлагаются следующие проекты:
1класс «Моя малая родина», «Моя семья» целью которого является включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков. Формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений. Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности.
Портфолио – это прославление активного ума, занятого работой. Оно обеспечивает картину прогресса и развития каждого учащегося в течение определённого периода времени в качестве как самостоятельных обучающихся, так и обучающихся в группе. Это позволяет учащимся проводить рефлексию совместно с учителями, родителями и сверстниками с целью определения своих сильных сторон и своего роста, также как и того, что нуждается в улучшении, и последующей постановки индивидуальных целей и разработки планов преподавания и обучении. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника за определённый период его обучения. В данном случае портфолио относится к разряду наиболее приближенных к реальному оцениванию, т.к. включает в себя не только индивидуализированные оценки, но и самооценки. Учить детей сегодня трудно,