Что относится к компетенции конгресса сша
Конгресс США. Структура, порядок избрания, полномочия
В соответствии с Конституцией все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства — Конгрессу Соединенных Штатов, состоящему из двух палат: Сената и Палаты представителей.
Конгресс работает сессионно — одна сессия ежегодно с перерывами на каникулы.
Члены Палаты представителей избираются по мажоритарной системе относительного большинства без требования кворума. Каждый штат избирает число представителей, пропорциональное численности населения штата, с учетом, чтобы 1 представитель избирался примерно от равного числа избирателей, причем каждый штат, как минимум, имел в конгрессе 1 представителя. Выборы проходят в одномандатных округах.
Палата представителей не может быть досрочно распущена.
Членом Палаты представителей может быть избран:
гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 7 лет;
постоянно проживающий в штате, не территории которого находится избирательный округ.
Сенатором США может быть избран:
гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 9 лет;
постоянно проживающий на территории штата, от которого он баллотируется.
Председателем Сената по должности является вице-президент США.
Члены каждой партии в палатах образуют фракцию, избирающую лидеров, которые практически руководят своими палатами, в то время как партийное меньшинство организует оппозицию.
И Палата председателей, и Сенат создают комитет и комиссии, которые играют важную роль в работе палат (и порой в жизни страны). Могут создаваться и объединенные комитеты двух палат по разработке проектов законов, проведению совместного обсуждения ряда вопросов. Для преодоления разногласий между палатами создаются согласительные комиссии.
Система парламентских полномочий сформулирована в разд. 8 ст. I Конституции предельно жестко. Это касается предметов ведения, по которым парламент вправе принимать законы. Однако этот перечень нельзя назвать абсолютно исчерпывающим, поскольку парламентская компетенция может быть расширена путем толкования так называемых «подразумеваемых Компетенция подразделяется на общую, осуществляемую обеими палатами по принятию законов и резолюций в соответствии с установленными Основным законом предметами ведения, и специальную, принадлежащую каждой палате в отдельности. К их общим полномочиям относятся: принятие законов и резолюций в финансово-бюджетной сфере (право введения и взимания налогов, пошлин, акцизов, чеканка монет, займы, регулирование банкротств, принятие федерального бюджета); в сфере обороны и внешних сношений (исключительное право объявлять войну, решать вопросы формирования вооруженных сил, объявлять призыв милиции для отражения вторжения в страну); в сфере организации внутренней политики (учреждение федеральных судов, регулирование порядка приобретения гражданства, патентное и авторское право, регламентация торговли с иностранными государствами, установление единых мер и весов и т. д.).
В законодательном процессе палаты равноправны. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство парламентариев в обеих палатах. Только финансовые законопроекты должны вноситься в Палату представителей.
К специальным полномочиям относятся полномочия каждой из палат по организации процедуры импичмента, избрание Президента и вице-президента, если выборщики не смогут их выбрать.
Законодательный процесс
Воля Конгресса, имеющая силу закона, может быть оформлена в виде законопроекта (bill) или совместной резолюции (joint resolution). Совместная резолюция используется для предложения поправок к Конституции, а также чтобы выделить средства на определенные цели.
Билль и совместная резолюция проходят одну и ту же процедуру принятия. Лишь совместная резолюция, предлагающая конституционные поправки, имеет особенность: она не нуждается в одобрении Президентом и сразу по принятии Конгрессом направляется на ратификацию в отдельные штаты. Совместная резолюция о предложении конституционных поправок должна быть одобрена большинством в 2/3 присутствующих членов при кворуме в каждой палате, а также ратифицирована 3/4 всех штатов.
Законодательная инициатива и 1-е чтение
Президент может предложить свои законодательные идеи в ежегодном Послании о состоянии Союза (Послание нации), а рядовые граждане могут направлять в Конгресс петиции (1-я поправка). Однако правом непосредственно инициировать законопроект обладают только конгрессмены.
Законопроект может представить как член Палаты представителей, так и сенатор. Для этого член Палаты опускает законопроект в специальный ящик у трибуны, а сенатор передает секретарю Сената (Clerk) или представляет его сам. Если сенатор сам представляет законопроект, то любой из остальных сенаторов может возразить против рассмотрения билля, и тогда представление законопроекта переносится на следующий день.
После представления секретарь Сената зачитывает название законопроекта (1-е чтение), назначает комитет для его рассмотрения и отправляет законопроект туда. В Палате представителей раньше тоже зачитывали название законопроекта, но сейчас этого не делают, и секретарь Палаты сразу направляет его в соответствующий комитет для дальнейшего рассмотрения. Секретарь может назначить несколько комитетов, каждый из которых будет рассматривать те положения законопроекта, которые относятся к сфере его компетенции. В этом случае один из комитетов будет осуществлять общую ответственность за прохождение законопроекта.
2-е и 3-е чтения в Палате представителей
После того, как билль поступает из комитета в Палату, начинаются общие дебаты по законопроекту. При этом действует «правило часа» (hour rule), которое позволяет члену Палаты высказываться по рассматриваемому вопросу в течение 60 минут, если спикер не прервет его, из-за того что конгрессмен своим выступлением умышленно затягивает время.
Затем следует 2-е (постатейное) чтение билля. После прочтения каждой статьи члены Палаты предлагают к ней поправки, при этом действует «правило пяти минут» (five-minute rule), которое дает конгрессмену пять минут на изложение поправки и еще пять минут предоставляются конгрессмену, выступающему против поправки. Когда пять минут на изложение позиции «против» истекли, можно продолжить дебаты, предложив поправку к поправке.
Голосование по предложенной комитетом единой поправке проводится в последнюю очередь, потому что после этого никакие другие поправки уже не могут предлагаться.
Наконец, билль со всеми принятыми Палатой или Комитетом всей палаты поправками поступает на 3-е чтение: зачитывается название законопроекта и проходит голосование. После этого составляется окончательная версия законопроекта (engrossed bill), который получает название «акта» (act) Палаты и направляется в Сенат.
Законопроект, предложенный в Сенате
Если законопроект не пришел из Палаты, а был предложен сенатором, то Сенат, одобрив его, может как направить в Палату представителей, так и отложить его до тех пор, пока законопроект по тому же самому вопросу не поступит из Палаты. Направив одобренный законопроект в Палату, сенаторы дожидаются, пока он вместе с предложенными Палатой поправками вернется в Сенат. Затем сенаторы могут как принять поправки Палаты, так и отклонить их, предложив созвать Согласительный комитет.
Сенат не имеете права выдвигать налоговые законопроекты (revenue measures) по Конституции (ст. I.7) и финансовые законопроекты (appropriation bills) – по традиции.
Разногласия между палатами
Если Палата представителей не согласна с поправками Сената, она отклоняет их, настаивая на собственной версии законопроекта. В этом случае палаты Конгресса могут прибегнуть к согласительным процедурам (conference). Каждая палата назначает своих представителей (conferee) и снабжает их инструкциями. Представители палат составляют Согласительный комитет, в котором каждая из обеих делегаций имеет один голос. На практике делегации палат заседают как два отдельных комитета, в каждом из которых решение принимается большинством голосов. Согласительный комитет может обсуждать только те вопросы, по которым между палатами возникли разногласия, и не имеет права изменять другие части законопроекта.
После того, как доклад Согласительного комитета одобрен обеими палатами, составляется окончательный текст акта (enrolled bill), который направляется на подпись Президенту.
Президент подписывает все законопроекты, но если он не делает этого в течение 10 дней (не считая воскресений), акт становится законом автоматически. Однако если в это время Конгресс завершает свою сессию (adjournment sine die), то законопроект считается отклоненным, но после возобновления работы Конгресса не возвращается в парламент. Это «карманное» вето (pocket veto) фактически является абсолютным, правда, оно может быть использовано только по окончании сессии Конгресса, то есть лишь раз в два года, в январе каждого нечётного года.
Президент может также наложить на законопроект отложительное вето. В этом случае он прилагает к акту свои возражения и направляет его в палату, выдвинувшую законопроект. Без дебатов и предложения поправок поднимается вопрос о преодолении президентского вето, и если две трети палаты голосуют за преодоление, законопроект переходит во вторую палату, где происходит то же самое. Когда вето Президента преодолено, акт автоматически становится законом и больше не нуждается в подписи Президента.
Затем закон официально публикуется, в противном случае он считается недействительным и не применяется.
Президент США.
В данную коллегию входит число выборщиков, равное количеству конгрессменов (представителей) и сенаторов. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и представителей.
Каждая партия в каждом штате выдвигает единый список выборщиков. Голосование идет за список в целом. Если партия набирает относительное большинство голосов в рамках одного штата, в Коллегию выборщиков избирается весь ее список (то есть победившая в штате партия получает сразу все голоса выборщиков от данного штата). Например, партия, за которую проголосовал 51 % избирателей Калифорнии, получает все 54 голоса выборщиков от Калифорнии, а партия, набравшая 49 % голосов избирателей этого штата, не получает ничего.
Президентом США может быть избран:
гражданин США по рождению;
обладающий избирательным правом;
проживший в стране не менее 14 лет.
Полномочия президента. Институт импичмента
Президент США обладает значительным объемом полномочий:
— назначает министров с последующим их утверждением Сенатом;
— непосредственно руководит работой Кабинета министров, который ответственен исключительно перед президентом (Конгресс не может вынести вотум недоверия Кабинету министров);
— в любой момент может освободить любого министра от должности;
— самостоятельно назначает (и освобождает) многочисленных чиновников на федеральном уровне;
— назначает послов в зарубежных государствах с последующим их утверждением Сенатом;
— является главнокомандующим вооруженных сил страны;
— руководит внешней политикой, подписывает международные договоры;
— осуществляет руководство внутренней политикой, издает указы и исполнительные приказы;
— назначает членов Верховного суда с последующим их утверждением Сенатом;
— обращается с посланиями к стране.
Процедура импичмента состоит из следующих стадий:
— юридический комитет палаты представителей Конгресса выдвигает инициативу импичмента;
— дело об импичменте слушается в Сенате как обычное судебное дело;
— сенат выступает в качестве суда присяжных;
— без обсуждения Сенат принимает решение о виновности должностного лица по каждому пункту обвинения;
решение о виновности принимается большинством в 2/3 от общего числа сенаторов;
— если хоть один из пунктов обвинения наберет голоса 67 сенаторов, импичмент считается состоявшимся и должностное лицо покидает свою должность.
Законодательный орган США
Вы будете перенаправлены на Автор24
Законодательный орган в США
Законодательный орган США – это орган законодательной власти, представленный Конгрессом США. Конгресс состоит из Сената и Палаты представителей.
Конгресс занимает первое место в структуре федеральных органов государственной власти (конституция США). Именно Конгресс олицетворяет США в правовой теории и политической практике. Конгресс – это орган, представляющий власть, который осуществляет на государственном уровне правозащитные функции. Палата представителей и Сенат – это две палаты, представляющие Конгресс США. Каждая из них имеет свою компетенцию, и они абсолютно равноправны между собой.
Характеристика палат Конгресса Соединенных Штатов.
Сенат. Отображает федеральные свойства государства. Избирают сенаторов из населения штатов, от каждого штата два или больше сенатора. Количество сенаторов зависит от количества населения в определенном штате. Согласно Конституции США, в Сенат входит Вице-президент, который является его председателем. Любой гражданин, имеющий стаж гражданства девять и более лет, достигнувший 30 летнего возраста и обязательно проживающий в пределах своего штата, может баллотироваться и быть избранным Сенатором. Выборы в сенат происходят раз в 6 лет. Сенат обновляется каждые два года только на треть.
Палата представителей. Выборы представителей в палату проводятся раз в два года, по одномандатным округам в количестве 435 депутатов. Каждый гражданин в возрасте не менее 25 лет, являющийся гражданином США семь и более лет и обязательно проживающий в штате и округе, от которого баллотируется, имеет право стать членом Палаты представителей. Спикер, возглавляет палату, он избирается большинством членов палаты.
Особую роль в производстве каждой палаты играют лидеры партийных организаций и сами партийные организации. Лидеры фактически руководят своими палатами. Во всех палатах образуются комитеты и комиссии по определенным направлениям управления государством. Зачастую создают объединенные комитеты для того, чтобы совместно обсудить необходимые вопросы. Чтобы преодолеть разногласия, создаются комитеты согласования.
Вице-президент – это кандидатура, выдвигаемая кандидатом на пост Президента и избираемая одновременно с Президентом. Фактически Вице-Президент является заместителем Президента в Сенате и выполняет его отдельные поручения.
Готовые работы на аналогичную тему
Кандидат в президенты должен быть старше 35 лет, обладать гражданским статусом США по рождению и проживать на территории США 14 и более лет. Президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Обращаясь к Конгрессу с ежегодными посланиями о положении страны, Президент рекомендует принятие определенных законов, он имеет право созвать Конгресс на экстренную сессию.
Полномочия Конгресса США
Конгресс США – это один из трех высших федеральных органов государственной власти Соединенных Штатов. Полномочия Конгресса определены Конституцией страны. Двухпалатный Конгресс заседает в Капитолии Вашингтона.
Компетенция Конгресса заключается в разработке и принятии законов и резолюций по всем установленным Правом предметам ведения. Каждая палата в отдельности наделена своей специальной компетенцией.
Основной законодательный орган США Конгресс имеет право принимать законы и резолюции по вопросам:
Большинством голосов (в 2/3) Сенат одобряет международные договоры, которые затем утверждает Президент. Палата представителей имеет исключительное право вносить в Конгресс финансовые законопроекты.
Отличительная черта Конгресса США, как законодательного органа, изучение интересов отдельных регионов и групп. Конгресс всегда реагирует на требование как политических партий, так и отдельных групп, интересы отдельных влиятельных лиц. Конгресс имеет все возможности, чтобы быстро улавливать изменения в настроении потенциальных избирателей и корректировать внутренние и внешние политические направления с учетом общественного мнения.
Процесс рассмотрения и конечного утверждения бюджета составляет 90% деятельности Конгресса США.
Форма правления в США
Форма правления в США – республиканская. Однако прямого указания на республиканское правление в государстве в целом в законодательстве нет. В конституции США республиканскую форму правления гарантирует ст. IV только штатам. Но в то же время, убедительным доказательством существования в США республиканской формы правления является наличие у власти Президента, исполняющего функции главы исполнительной власти и государства, наделение его юридической ответственностью в форме импичмента перед парламентом.
Американская модель деления властей определила установление подобного типа республиканской формы власти, которая в доктрине возымела название президентской республики.
Принцип жесткого разделения властей лежит в основе законодательства США. Законодательными органами в Америке являются три ветви: Президент, Конгресс, Верховный Суд. которые выполняют строго ограниченные функции и механизмы взаимного контроля, носящего название системы сдержек и противовесов. Президент имеет право сдерживать Конгресс правом вето на принятые им законы. Конгресс же может отстранить Президента с поста, объявленным ему импичментом и признав его некомпетентным.
Президент и Конгресс имеют право оказывать влияние на Верховный суд. В свою очередь, Верховный суд может «сдерживать» Президента и Конгресс, признавая их акты незаконными, или путем разрешения споров между ними и толкования Конституции. Подобная структура законодательных органов власти не делает ни одну ветвь власти, превосходящей над другими и устанавливает баланс между всеми ее ветвями. На сегодняшний день в США установился дуалистический государственный режим.
Конгресс США
Члены палаты представителей избираются на срок 2 года, исчисление начинается с января следующего после выборов года. Значит каждые два года состав палаты представителей обновляется, таков же интервал срока полномочий всего конгресса, каждого созыва (в 1977-87 гг. работал конгресс сотого созыва). Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти весь год. По конституции президент имеет право созвать конгресс на чрезвычайную сессию.
Сенат.Каждый штат представлен в сенате двумя членами, т.е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый избирается в своем штате на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. (В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию только треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность в ее деятельности. По традиции сенат занимает более привилегированное положение, чем палата представителей.
«Власть кошелька» дает конгрессу мощные рычаги влияния на экономику и внутреннюю политику страны и является потенциально важным средством воздействия на внешнюю и военную политику. Конгресс может отказать президенту в выделении ассигнований для той или иной цели, сократить или увеличить их, либо оговорить их использование выполнением определенных условий.
Конгрессу принадлежит важная функция контроля за деятельностью правительственных учреждений и ведомств. Такой контроль осуществляется путем проведения расследований по различным вопросам, проверки расходования бюджетных ассигнований, надзора за организацией и действиями правительственных учреждений. Большая роль в осуществлении этой функции принадлежит специализированным учреждениям конгресса, таким как Главное контрольно-финансовое управление, Управление по оценке технологии.
Бюджетное управление при Конгрессе. Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание, издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил.
Эти полномочия дают конгрессу возможность оказывать влияние на формирование военного бюджета страны и организацию ее вооруженных сил.
Действенность права конгресса объявлять войну значительно ограничена тем, что президенту как главнокомандующему армией и флотом принадлежит право вести войну или отражать внезапное нападение, поэтому использование вооруженных сил фактически превратилось в прерогативу президентской власти.
Важнейшими полномочиями сената являются его участие в принятии США международных обязательств в форме договоров и участие в назначении на высшие должности государственного аппарата. Президент имеет право ратифицировать заключенный им международный договор, только получив принятую двумя третями присутствующих сенаторов резолюцию одобрения договора, содержащую формулу «совета и согласия» сената. Сенат может одобрить или отвергнуть договор полностью или обусловить его принятие поправками, оговорками и т.д.
Исполнительной власти удается обходить конституционное требование о том, что заключение международных договоров возможно только с одобрения сената, для этого используется форма международной договоренности, именуемая исполнительным соглашением. Оно заключается президентом или другими органами исполнительной власти с представителями иностранных правительств и не подлежит одобрению сенатом. Исполнительные соглашения или представляются конгрессу в порядке информации или подлежат одобрению обеими палатами простым большинством после их заключения.
В ХХ в. исполнительное соглашение как форма международной договоренности широко используется, и в настоящее время количество исполнительных соглашений в несколько раз превышает количество договоров, заключенных США. Исполнительные соглашения имеют такую же юридическую силу, как договоры.
Согласно закону от 1961 г. никакие обязательства от имени США, касающиеся разоружения, сокращения или ограничения вооруженных сил и вооружений не могут быть приняты иначе, как или в виде соглашения, одобренного простым большинством обеих палат, или в виде договора, утвержденного двумя третями голосов в сенате.
Прерогативой сената является контроль за назначениями должностных лиц правительства. Сенат утверждает назначение руководителей правительственных ведомств, дипломатических представителей, членов Верховного суда, федеральных судей, а также продвижения и передвижения высших чинов вооруженных сил и заграничной службы. Но сенат редко оспаривает назначения президента на высшие правительственные должности; отклонение кандидатур в члены Верховного суда случается чаще. Не подлежат утверждению сенатом назначения на посты в аппарате Белого дома.
Если ни один из кандидатов в вице-президенты не получит больше половины голосов выборщиков, сенат осуществляет выборы вице-президента.
5 раз процедура импичмента возбуждалась против президента: три предложения об импичменте президентов были отклонены палатой, в 1858 г. президент Э. Джонсон ушел в отставку, после того как юридический комитет палаты представителей выдвинул против него обвинения в порядке импичмента. В 1972 г. ушел в отставку под угрозой импичмента Президент США Р. Никсон.
Конгресс вправе принимать законы о предоставлении американского гражданства, о банкротстве, а также в сфере патентного и авторского права; учреждать федеральные суды и почтовые службы. Имеет право эмиссии денег и установление наказания за их подделку и ряд других полномочий.
Комитеты Конгресса. Важную роль в деятельности конгресса играют постоянные и специальные комитеты. Они создаются в обеих палатах, каждый комитет специализируется в конкретной области государственного управления. В сенате 16 постоянных и 4 специальных комитета:
а) Постоянные комитеты:
· по сельскому хозяйству,
· по делам вооруженных сил,
· по банковскому делу,
· жилищному строительству и проблемам городов,
Конституционное право зарубежных стран
Конгресс США
Это парламент — представительный орган, осуществляющий на федеральном уровне законодательные функции. Конституция признает за ним юридически первое место в системе федеральных органов государственной власти. Именно Конгресс в доктрине, политической и юридической практике признается органом, олицетворяющим США. Об этом свидетельствует то, что его полномочия являются определяющими для разграничения компетенции между Союзом и штатами, а при рассмотрении Верховным судом дел, в которых стороной выступает Конгресс, эта сторона именуется «Соединенные Штаты».
Тем не менее Конституция США достаточно скромно характеризует роль Конгресса в осуществлении законодательной власти, предоставляя ему не законодательную федеральную власть вообще, как это сформулировано ею применительно к Президенту и Верховному суду США в сферах исполнительной и судебной власти соответственно, а «законодательные полномочия», установленные Конституцией.
Столь осторожная формула вызвана стремлением избежать перекоса власти в сторону законодательной ее ветви, что было актуально для раннего периода истории США: именно парламент априори считался наиболее могущественным органом государства. Отсюда вытекало стремление отцов-основателей ограничить его власть.
Исходя из этого, разработчики Конституции установили пределы компетенции Конгресса, закрепив за ним строго определенный круг полномочий. Однако компетенцию законодательного органа США неверно было бы считать абсолютно ограниченной. Ведь положение разд. 8 ст. I Конституции о том, что Конгресс вправе принимать законы, которые «необходимы и уместны» для осуществления полномочий, предоставленных Конституцией как самому Конгрессу, так и правительству США в целом (имеется в виду весь механизм федеральной власти), а также его отдельным департаментам и должностным лицам, позволяет значительно расширять сферу законо-творческой деятельности Конгресса как органа, олицетворяющего Союз.
На основе приведенной конституционной нормы была сформулирована доктрина подразумеваемых полномочий Конгресса, то есть тех, которые прямо не упомянуты в Конституции, но имеются ею в виду. Данная концепция получила судебное признание, став официальной после вынесения Верхов-ным судом США в 1819 г. решения по делу Маккаллоч против штата Мэриленд, в котором констатировалось, что все законодательные меры Конгресса являются конституционными, если они направлены на достижение целей, соответствующих не только букве, но и духу Конституции. Такое сочетание позитивного и негативного способов формирования полномочий Конгресса с концепцией его подразумеваемых полномочий позволяет охарактеризовать его компетенцию как относительно ограниченную.
Конкретные полномочия Конгресса США, установленные в разд. 8 ст. I Конституции, а также поправкой XVI к Конституции, закрепляются за Конгрессом как за единым целостным органом без разграничения по палатам. Данные полномочия реализуются посредством принятия законов и иных актов при формально одинаковом, но раздельном участии палат. Компетенция Конгресса США охватывает целый ряд сфер его деятельности.
В финансовой сфере Конгресс имеет право устанавливать и взимать федеральные налоги и иные сборы единообразно на всей территории США, определять размер государственных федеральных расходов, от имени США делать займы и выплачивать долги, производить денежную эмиссию, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных денежных ценных бумаг и монет.
Следует отметить, что формально в данной сфере государственной деятельности Конституция устанавливает монополию полномочий Конгресса: за Президентом никаких финансовых правомочий не закреплено. Однако с 1921 г. подготовка бюджета, а позднее и наиболее крупных финансовых биллей была поручена исполнительной власти, то есть инициатива в этой важной области государственного управления перешла к Президенту. Впрочем, и Конгресс сохранил здесь реальную влиятельность. Принимаемые им финансовые (денежные — money bills) билли, предусматривающие увеличение, сокращение либо недопущение ассигнований, запрашиваемых исполнительной властью, нередко значительно изменяют цели и объемы таких ассигнований по сравнению с запрашиваемыми.
К полномочиям в области экономики и культуры Конституция относит права Конгресса принимать единообразные законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю (commerce — точнее коммерческие отношения) с иностранными государствами и между отдельными штатами, создавать почтовые службы, содействовать развитию науки и полезных ремесел, устанавливать единицы мер и весов, регулировать патентное и авторское право.
В сфере внешней политики, обороны и безопасности Конгресс имеет право объявлять войну, формировать и содержать армию и военно-морской флот, издавать правила по их организации и управлению ими, создавать милицию для обеспечения правопорядка, подавления мятежей и отражения вторжений.
Обратим внимание читателя на то, что, хотя право решать вопрос о вступлении США в военные действия Конституция безоговорочно относит к компетенции Конгресса, фактически оно в большинстве случаев осуществляется Президентом страны. За всю историю США только пять из приблизительно 200 войн, в которых они участвовали, были объявлены Конгрессом.
Во всех остальных случаях палаты Конгресса лишь санкционировали правомерность уже идущих военных операций. Примерами могут служить начало военных действий по распоряжению Президентов Дуайта Эйзенхауэра в Ливане, Джона Кеннеди на Кубе, Линдона Джонсона в Доминиканской Республике, Джеймса Картера в Иране, Рональда Рейгана в Гренаде, Ливии и Персидском заливе, Джорджа Буша в Панаме и Ираке. Юридическим основанием для перераспределе-ния ролей Конгресса и Президента в сфере принятия решений об использовании Вооруженных сил стали решения Верховного суда США начала XIX в., которыми признано право Президента как Главнокомандующего армией и флотом США без санкции Конгресса использовать Вооруженные силы для отражения внезапного нападения на страну, а с получением последующей санкции — вести «ограниченные, частичные и неполноценные (imperfect)» войны.
Окончательное размежевание компетенции Конгресса и Президента в рассматриваемой области произошло с принятием Резолюции о военных полномочиях 1973 г. В соответствии с ней Президент может направлять Вооруженные силы для участия в военных действиях по собственному волеизъявлению только в том случае, если последние являются «неизбежными» и только после предварительных консультаций с Конгрессом.
В течение 48 часов после принятия решения Президент обязан уведомить об этом Конгресс, представив доклад в письменном виде. Если в течение 60 дней Конгресс не дает официального разрешения на их продолжение, Президент обязан отозвать войска из района военных действий. В крайних случаях «для обеспечения безопасности вывода» американских Вооруженных сил этот срок может быть продлен еще на 30 дней. Однако если палаты примут совпадающую резолюцию о прекращении военных действий в любое время этого общего срока, Президент обязан подчиниться.
В сфере определения правового положения человека и гражданина Конгресс имеет полномочия регулировать порядок натурализации, определять некоторые преступления (совершенные в открытом море, предусмотренные международным правом, состоящие в подделке ценных бумаг) и устанавливать наказания за них.
В сфере судебной власти Конгрессу принадлежит право учреждать федеральные суды, за исключением Верховного суда США, существование которого предусмотрено самой Конституцией.
Наконец, Конгресс США имеет исключительные законодательные полномочия в федеральном округе Колумбия.
Как видно, компетенция Конгресса определена Конституцией США по сравнению с более поздними документами конституционного характера в других странах достаточно фрагментарно и бессистемно. В современном виде она базируется не только непосредственно на конституционных положениях, но и на нормах текущего законодательства, судебных прецедентах. При этом в некоторых сферах у Конгресса появились новые полномочия (благодаря концепции его подразумеваемых прав), другие, изначально существовавшие полномочия, устарели (выдача каперских свидетельств) или осуществляются при решающем участии Президента, о чем уже шла речь.
Позитивная регламентация компетенции Конгресса в Конституции США дополняется, как уже говорилось, негативным способом ее формулирования: Конгрессу адресован целый ряд конституционных запретов.
Он не вправе присваивать дворянские титулы, приостанавливать действие хабеас корпус, то есть допускать несудебный порядок ограничения личной свободы человека (кроме случаев мятежа или вторжения), облагать налогом или пошлиной товары, вывозимые из одного штата в другой, выдавать деньги казначейства иначе, как на основе закона, принимать билли об опале (Bills of Attainder), дающие возможность обрекать человека на казнь без судебного разбирательства, принимать законы, имеющие обратную силу (ex post facto Law), устанавливать для каких-либо штатов преимущества и льготы в ущерб другим штатам в сфере торговли и судоходства. Кроме того, целый ряд запретов, адресованных Конгрессу, сформулирован поправками к Конституции в виде гарантий прав человека.
Конституционная компетенция Конгресса США в целом дополняется компетенцией каждой из его палат. Полномочия палат разграничены по вопросам, не связанным с законодательством. Они будут рассмотрены чуть далее.
Актами Конгресса являются законы (acts). Помимо законов палаты Конгресса в соответствии с Конституцией США (разд. 7 ст. I) по вопросам своей компетенции принимают резолюции, заявления, некоторые другие документы. Наиболее важными из них являются резолюции. Согласно постоянным правилам палат резолюции можно подразделить на совместные, совпадающие и простые.
Совместные резолюции принимаются палатами по «случайным, необычным или второстепенным вопросам законодательства» и имеют нормоустанавливающее значение. Поэтому на них Конституцией распространяется такой же порядок прохождения через палаты, санкционирования и промульгации, как и установленный для законов. Совместные резолюции обладают и юридической силой закона. В форме совместных резолюций принимаются, например, поправки к Конституции, решения о продлении срока действия законов и др.
Совпадающие резолюции — это документы, регулирующие вопросы взаимоотношений между палатами либо выражающие общее мнение обеих палат по какому-либо вопросу, объявляющие программу их совместной деятельности в той или иной сфере. Совместные и совпадающие резолюции должны быть приняты палатами в одинаковой редакции.
Наконец, простые резолюции принимаются каждой палатой по отдельности, отражая ее позицию по тому или иному вопросу, а также регулируя внутриорганизационные проблемы палаты. Ни совпадающие, ни простые резолюции, в отличие от совместных, не нуждаются в одобрении Президента.
Всего за год Конгресс США в среднем принимает около 7—10 тыс. законов и резолюций.
Резиденцией Конгресса является Капитолий (самое высокое здание столицы США). Северное его крыло занимает Сенат, южное — Палата представителей, которые считаются соответственно верхней и нижней палатами американского парламента.