Что относится к коммуникативным ууд

Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД

Что относится к коммуникативным ууд

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Понятие «универсальные учебные действия»

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий

Виды УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Логические универсальные действия:

Постановка и решение проблемы:

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.

Источник

Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие и уровни сформированности

Что относится к коммуникативным ууд

Дата публикации: 09.05.2020 2020-05-09

Статья просмотрена: 1799 раз

Библиографическое описание:

Дуда, И. В. Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие и уровни сформированности / И. В. Дуда, Е. В. Измайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 458-462. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69797/ (дата обращения: 25.12.2021).

Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникативная компетенция, совместная деятельность, дети.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.), метапредметным (умение учиться), предметным умениям [7].

Индикаторами метапредметных образовательных результатов являются универсальные учебные действия, которые представляют собой способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

Остановимся более подробно на коммуникативных универсальных учебных действиях. В теории сложились разные подходы к определению понятия коммуникативных универсальных учебных действий.

Рассмотрим коммуникативные действия, коммуникацию. Изучению коммуникативных способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных исследователей. В отечественной философии и психологии проблемой коммуникации занимались такие ученые как: Б. Г. Ананьев (учение об общении как детерминанте психического развития), Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. П. Назаретян, С. Л. Рубинштейн, и др.

Так, например, М. С. Каган понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т. п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого [4].

А. П. Назаретян, определяет коммуникацию в более широком смысле. Человеческая коммуникация во всем многообразии ее форм представляет собой неотъемлемую сторону любой деятельности, пишет философ. Процесс коммуникации представляет собой передачу информации посредством языка и других знаковых средств и рассматривается как составляющий компонент общения [5].

С. Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [6]. Такое определение коммуникации основывается на методологических положениях, которые признают непрерывность общественных и межличностных отношений.

Л. С. Выготский также активно занимался изучением коммуникативных способностей детей. Исходя из его концепции, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений ребенка является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения [3].

Коммуникативная деятельность в соответствии с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [3, с. 61]. Особенностью точки зрения этого автора является то, что для развития коммуникативной деятельности ребенка необходимо формирование у него способности к совместным и согласованным действиям, в которых участвуют другие лица, одноклассники, учителя, учитывается мнение всех участников образовательного процесса.

В современной психологии и педагогике проблемой коммуникации занимаются такие ученые деятели как А. Г. Асмолов, М. И. Субботкина, Н. Е. Попова и Е.В Еремина, Г. С. Королева и О. Б. Логинова и др., представляющие системный подход, в контексте которого коммуникативные способности рассматриваются в рамках основных признаков системности: целостности, структурности, и динамичности.

А. Г. Асмолов в своих работах выделяет понятие коммуникативные действия и раскрывает содержание этого явления. Рассмотрим эту позицию более подробно:

Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

– понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

– готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

– умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

– умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

– определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

– планирование общих способов работы;

– обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

– способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

– разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

– управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.

Умение работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы:

– умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

– интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

– переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.

Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества:

– уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;

– адекватное межличностное восприятие;

– готовность адекватно реагировать на нужды других (напр., эмоциональная поддержка партнёров в процессе достижения общей цели совместной деятельности);

– стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности:

– использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

– речевое отображение учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения) [1, с. 43].

Таким образом, можно сказать, что содержанием коммуникативных действий является: умение слушать и слышать друг друга; с полнотой и точностью выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Общим для позиций теоретиков к определению понятия коммуникативных универсальных учебных действий является то, что они рассматривают коммуникативные УУД как способность действовать с учетом позиции другого человека, и как взаимодействие с партнерами по совместной деятельности, умение работать в группе. Особенно важно учитывать планирование и организацию сотрудничества с учителем и сверстниками, в том числе одноклассниками. Необходимо следование психологическим и морально-этическим принципам общения и сотрудничества. Содержание коммуникативных УУД определяется наличием таких компонентов, как коммуникация — взаимодействие, коммуникация — сотрудничество и коммуникация — условие интериоризации.

В целом можно сказать, что под коммуникативными универсальными учебными действиями понимается умение обучающимися планировать учебное сотрудничество с учителем и своими сверстниками. При этом, создание коммуникативной образовательной среды обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Это основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникацию для развития младших школьников на уроках.

В связи с вышесказанным нами была предпринята экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности коммуникативных УУД по трем показателям: коммуникация как взаимодействие, как кооперация и как условие интериоризации. Экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательной Гимназии. Испытуемыми были обучающиеся двух вторых классов, в возрасте 8–9 лет.

Целью проведения констатирующего среза было выявление уровня сформированности коммуникативных УУД детей 2 классов.

При оценивании уровня сформированности коммуникативных УУД мы ориентировались на следующие критерии:

1) Метод «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

Методика позволила нам выявить уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника, понимание ребенком возможности различных позиций и точек зрения. Данная методика направлена на индивидуальную беседу с ребенком.

Ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Количественный анализ работ обучающихся показал следующие результаты по умению обучающихся взаимодействовать:

Результаты тестирования «Левая иправая»

Источник

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Автор: Роговастова М. В., учитель начальных классов ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

ФГОС начального общего образования ориентирован на достижение трех групп результатов: личностных, метапредметных, предметных. Этому способствует формирование УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

УУД — это прежде всего обобщенные действия, которые порождают мотивацию к обучению и позволяют учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В том числе и в области предмета «Окружающий мир».

Можно выделить четыре группы УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. Мы сегодня будем рассматривать коммуникативные учебные действия в широком значении данного термина.

Коммуникативные учебные действия — это владение теоретическими и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности.

Взаимодействие – учёт позиции партнёра.

Сотрудничество – согласование усилий по достижению общих целей.

Вербальные и невербальные средства общения – передача информации другим людям различными способами.

Планируемые результаты формирования коммуникативных УУД

Участвовать в диалоге, беседе.

Отвечать на вопросы учителя и товарищей.

Слушать и понимать речь других людей.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Выразительно читать и пересказывать.

Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

Соблюдать нормы речевого этикета.

Рассмотрим, какие же ресурсы «Окружающего мира» работают на формирование коммуникативных учебных действий.

Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения.

В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие формы организации образовательных отношений : работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, проекты, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы : командно-игровая деятельность, учимся вместе.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Действие — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Этому способствуют следующие задания: описание, рассказ по плану.

Приведу примеры формирования коммуникативных действий:

Действие: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

Действие: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Например. При изучении в 1 классе темы «Бытовые предметы» предложила:

1. Рассмотри рисунки: холодильник, телевизор, фен, электромиксер, стиральная машина, утюг, магнитофон, пылесос.

2. Прочитай слова: слушать, хранить, гладить, стирать, чистить, смешивать, смотреть, слушать.

3. Задай к каждому рисунку вопрос так, чтобы ответом на него было одно из перечисленных слов.

4. Найди ответы на вопросы, соедини стрелками рисунки с соответствующими им словами.

Из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков и коммуникативных универсальных учебных действий является достаточно сложной. Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у младших школьников.

Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова ).

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка имеет содействие и сотрудничество , они в ыступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения младших школьников строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.

Групповые формы организации учебного общения включают в себя: групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповую работу с использованием современного дидактического оборудования; взаимопроверку заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов и др.

Работа в группе помогает младшему школьнику осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в работу урока, например, робкие или слабые ученики.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например, проектные задания. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие входят в курс «Окружающий мир». Третьи можно проводить как самостоятельные занятия.

Проект проводится при делении учащихся. Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока.

Задание: И спользуя рабочую тетрадь и текст учебника, интернет — ресурсы, дополнительную литературу выполните задание:

1 группа: И зучить промышленные отрасли Еврейской автономной области.

2 группа: С обрать данные о промышленных отраслях.

Эффект от выполнения упражнения:

1. Развитие навыков коммуникации при работе в группе.

2. Развитие умения работать с различными источниками знаний.

3. Обмен результатами мыследеятельности.

Алгоритм оценивания работы в группе. После выполнения группового задания и демонстрации его результатов представитель группы проводит оценку деятельности по шагам:

1. Какова была цель задания?

2. Удалось ли получить результат?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Группе самостоятельно удалось получить результат или с помощью других?

5. Кто предложил основную идею, решение задачи?

6. Были ли спорные мнения?

8. Кому удалось отстоять свою точку зрения?

10. Кто не проявил себя в групповой работе? С чем это связано?

Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Учение в общении СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ

1. Предъявление задания (четкая формулировка задания, вопроса или прочтение его детьми).

3. Слово «слабозамотивированному» или имеющему трудности в обучении ребенку.

ДОГОВОРЕННОСТИ с классом:

• говорим четко и громко ( не нужно повторение учителем ответа ребенка);

• не повторяем ответы и мысли друг друга ( распространяется и на педагога);

• нет диалога через учителя (находим глазами отвечающего).

4. Слово для уточнения, пояснения другому ребенку (в зависимости от ситуации одному или двум).

Некоторые сложности для младших школьников представляют задачи на составление и задавание вопросов учителю, товарищу, самому себе. В этом случаях от учителя потребуется особое терпение и чуткость.

• Осознание необходимости сотрудничать.

• В каких случаях лучше работать вместе?

• Какую работу лучше делать вместе, а какую – одному?

• Учимся распределять обязанности: как определить, кому что лучше поручить?

• Нужно ли определять личный вклад в общую работу и когда? Как это лучше делать?

Базовое умение: способность выслушать и услышать партнера.

Первый шаг – первичное освоение форм ( культурных формул) взаимодействия со взрослыми и сверстниками).

Например: 2 класс. Тема «Ты и твои друзья».

1. ОБСУДИ с друзьями. Только ли люди бывают друзьями?

2. СОВПАЛИ ли ваши точки зрения?

3. ПОДУМАЙ. Почему говорят: «Собака — друг человека»?

4. ПОДБЕРИ и ЗАПИШИ слова-действия.

Собака — друг человека потому, что __________________________________

Человек — друг собаки потому, что ___________________________________

 Фиксация позиций: «Согласен», «Не согласен», «Я считаю так же», «Я тоже», «Я думаю иначе», «Сомневаюсь».

 Прояснение позиций, порядок обсуждения: «Понятно ли я говорю?», «Непонятно, поясни, пожалуйста», «Хочу задать вопрос», «Хочу ответить», «Говорим по очереди», «А ты как думаешь?»

 Столкновение мнений, ситуация несогласия: «С чем мы все согласны?», «В чём расходимся?», «Как это можно проверить?», «Как докажешь?»

 Выработка общего решения: «Какой план действий?», «Каким способом будем действовать?», «С чего начнём?» и др.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий, как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

Специфика курса «Окружающий мир» для младших школьников состоит в том, что он имеет интегрированный характер и соединяет в себе природоведческие, обществоведческие и исторические знания для формирования целостного восприятия мира. Курс «Окружающий мир», реализуемый в современной начальной школе, безусловно, подходит для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Создание коммуникативной образовательной среды обеспечивает функционирование дидактического механизма формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Этот механизм основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития обучающихся.

Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении на уроках окружающего мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Этот предмет создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений: умение ориентироваться в ситуации общения; адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *