Что относится к коммуникативным ууд в начальной школе

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

Чтобы быть успешным, нужно быть коммуникативно – активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

Два первых типа характеризуются низким уровнем успешности в общении. Дети испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной т.е. речевой стороны коммуникативных умений.

Для третьего типа характерна ярко выраженная позитивная Я – концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам.

С точки зрения разработчиков Государственных стандартов общего образования, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение цели, функции участников способы взаимодействия;

— постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов –выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие и решения и его реализация;

-умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникация как взаимодействие.

Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Детский эгоцентризм коренится в возрастных особенностях мышления и накладывает отпечаток на всю картину мира дошкольника, придавая ей черты характерных искажений.

В общении эгоцентрическая позиция ребенка проявляется в сосредоточении на своем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребенка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве и, кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими.

В 6-7летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации, главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей. В этой связи следует особо подчеркнуть незаменимость общения со сверстниками, поскольку взрослый, будучи для ребенка априори более авторитетным лицом, не может выступать как равный ему партнер.

Таким образом, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения.

Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка практически на всех этапах онтогенеза. Его роль в психическом развитии ребенка определяется тем, что благодаря своей знаковой (вербальной) природе оно изначально генетически связано с обобщением (мышлением). Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания. Так индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми. [3]

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Представим деление коммуникативных универсальных учебных действий на подгруппы по двум признакам, развитие которых обеспечено условиями урока литературного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:

— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;

— сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

— анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

— оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

— различать особенности диалогической и монологической речи;

— описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

— характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

— характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификация); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

— выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

— составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

-писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. [8] Решая эти проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий, учитель должен ориентироваться в психологии литературного чтения.

Источник

Сообщение: «Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий».

МКОУ Поселковая СОШ

Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

учитель начальных классов

Лушникова Татьяна Ивановна

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Мы часто задаём себе вопрос, а что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Функции универсальных учебных действий:

· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Всем известно, что УУД включают в себя познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия. В своём выступлении мне хочется более подробно остановиться на коммуникативных учебных действиях. Так как, я считаю, что одной из основных задач учителя начальных классов является работа над формированием и развитием коммуникативных универсальных учебных действий, так как они обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

В условиях начала реализации ФГОС наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применять полученные знания, умения и навыки в реальной жизни, если при этом первоклассник не в состоянии вести нормальный диалог, слушать и высказывать своё мнение, работать сообща.

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, формирование коммуникативных УУД младших школьников является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Видами коммуникативных действий являются:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.

Имеет первоначальные навыки работы в группе.

Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации.

Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений.

Умеет задавать учебные вопросы.

Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим.

Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

Владеет способами разрешения конфликтов:

· выявляет, идентифицирует проблему,

· находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,

· принимает решение и реализует его;

Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.

Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия.

Поддержать разговор на интересную для него тему.

Строит простое речевое высказывание.

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ежедневно необходимо создавать условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира можно проводить по технологии «Педагогические мастерские в практике начальной школы», которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.

Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.

Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на группы по 3 — 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Чётное количество участников обучения обуславливается тем, что занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Командные соревнования позволяют актуализировать в детях мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности. Формировать группы можно по разным признакам. Например, разноуровневые группы могут быть составлены из учеников, имеющих одинаковый уровeнь познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих учащихся: по сходным интересам, стилям работы, связанные дружескими отношениями и т. п. Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному:

• все роли заранее распределены учителем;

• роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;

• участники группы сами выбирают себе роли.

От индивидуальных качеств участника группы зависит стиль исполнения роли. Во время работы учеников по группам учитель может занимать следующие позиции: быть руководителем, «режиссёром» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы; быть наблюдателем за работой группы. Вначале учитель обеспечивает включённость ученика в совместное выполнение задания в группе. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы; функциях (ролях), которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами:

• внимательно выслушать ответ товарища, оценить его полноту;

• обратить внимание на логику изложения материала;

• установить, умеет ли товарищ иллюстрировать свой ответ конкретными примерами, фактами;

• тактично исправлять допущенные ошибки;

• внести необходимые существенные дополнения;

• дать обоснованную оценку ответа.

Учитель также объясняет важность того, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за» и «против» при обсуждении идей других участников.

Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

На уроках возможно применение следующих видов работ в паре:

— проверка письменных работ

-проверка выполнения тестов

-проверка таблицы умножения.

Обучение учащихся работе в паре я начинаю в период обучения грамоте в 1 классе при пересказе сказки по иллюстрации, используя следующий алгоритм:

Постановка цели работы перед учащимися.

Распределение ролей. (Рассказчик и слушатель.)

Образец. ( У доски 2 ученика демонстрируют работу.)

Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах.

Важным моментом для отработки способов взаимодействия и установления отношений между участниками совместной деятельности в паре является организация парного контроля, который может осуществляться в разной форме. Одной из форм может быть следующая: ученики, получая задание под одним и тем же номером, действуют так: один ученик — исполнитель — должен выполнять это задание, а другой — контролёр — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата.. Использование парной формы контроля позволяет не только обеспечить контроль над ходом процесса усвоения и овладения всей информацией, необходимой для безошибочного выполнения предложенных заданий, но и решить ещё одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.

Развитие Коммуникативных УУД на уроках:

Одним из предметов, на которых формирование коммуникативных УУД будет более эффективным, является «Окружающий мир». В своей работе можно использовать различные виды учебных заданий. Мной были взята и доработана система учебных заданий по предмету «Окружающий мир», способствующих формированию коммуникативных УУД. Ниже приведу примеры некоторых из них.

Составь и напиши памятку для всей семьи «Как нужно себя вести, что бы быть здоровым». Пусть твои родственники запишут свои дополнения.

Подготовь вместе с соседом по парте сообщение «Необычные погодные явления».

Какое время года тебе нравится больше всего? Почему? Выслушай ответы одноклассников.

Как ты понимаешь смысл выражения «Нужен как воздух»? Расскажи об этом своему соседу по парте. Про кого или про что ты можешь так сказать? Ответ напиши.

Разделитесь на группы по 4 человека. Составь вместе кроссворд из 10 слов на тему «Зеленое царство растений» («Вода», и т.д.). После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его.

Запиши вопрос об окружающем мире, на который ты хотел бы получить ответ. Обменяйся вопросами с одним из одноклассников. Запиши его вопрос. Подготовь дома ответ на вопрос одноклассника и запиши его.

Выполни проект вместе с товарищами и подготовь план его защиты.

Узнай у взрослых членов семьи историю вашей семьи, попробуй составить сообщение об этом. Расскажи товарищам.

Выполнение практических работ так же целесообразно проводить в парах или группах, что способствует развитию коммуникативных учебных действий.

Учебники «Окружающего мира» подводят детей к формированию представлений об окружающем мире как мире человека, природы, культуры.

— ребёнок осмысляет, какими способами он может познавать мир. Задача освоения темы в контексте формирования коммуникативных УУД — формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю. ). Напоминаем, что учитель, являясь ролевой моделью для ученика, показывает ему, как конструктивно разговаривать с окружающими. Одновременно формирование коммуникативных УУД происходит, когда учитель задаёт вопросы типа: «Что ты видишь?», «Что ты услышал?», «Что хотел сказать?» и т. п.

Часто в урок включаю сюжетные игры . Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.

На уроке ввожу деловую игру. Примером таких игр являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

Мои ученики тоже занимаются исследованием. Вместе мы исследовали, дети с родителями выясняли историю своего посёлка, наблюдали за поведением домашних животных, осенними изменениями в природе.

Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира довольно много. При их использовании обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Русского языка и литературного чтения

Обучение у нас идёт по УМК «Школа России». Ещё в 1 классе курс обучения грамоте и русскому языку начинается с разделов, посвящённых общению. Данные разделы в 1-м классе знакомят ребёнка с понятием «общение», а в следующих классах рассказывают об особенностях и правилах общения. При этом в каждом следующем классе материал усложняется. Я стараюсь формировать у ученика навык отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог и т. п. При этом необходимо чётко объяснять, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое — недопустимо.

В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике. В учебниках используются игровые ситуации, изучая которые, дети учатся правилам общения.

В рабочих тетрадях много заданий, в которых сформулировано многоуровневое коммуникативное задание: поговорить с членами семьи, с другом, одноклассниками. Можно привести примеры из многих пособий, которые также позволят учителю формировать коммуникативные УУД в образовательном процессе:

— совместное чтение диалога, что позволяет формировать ориентацию на партнёра и учит эмоциональному отношению к героям произведения.

— формирование культуры речи (правильность ударения и построения фразы), что позволяет сформировать у ребёнка представления о процессе общения, формах и способах общения.

На уроках литературного чтения использую следующие виды заданий для развития Коммуникативных УУД:

— сталкивание мнений(Кто больше понравился? Почему?)

— предположи по названию, о чём будет рассказ

— что обозначает это слово?

— ролевые и ситуационные игры

Среди современных методов обучения развитию коммуникативных умений и навыков в наибольшей степени мне кажется способствует проектная деятельность. Элементы проектной деятельности мотивируют учащихся на работу, придают личностный компонент обучению, развивают самостоятельность, дают возможность использовать свои сильные стороны, показать себя, применить имеющиеся знания и жизненный опыт. В процессе работы над проектами формируются следующие умения и навыки:

сотрудничества (умения коллективного планирования, взаимодействия с другими членами группы, взаимопомощи, умение находить и исправлять ошибки в работе других);

коммуникации (организация и взаимодействие со взрослыми: формулировка вопросов, ведение диалога, участие в дискуссии, отстаивание своей точки зрения или поиск компромисса);

презентации (навык выступления, монолога, умение уверенно держать себя, отвечать на неожиданные вопросы без дополнительной подготовки и т.п.).

Наконец, немаловажно то, что в процессе подобной деятельности у детей появляется чувство коллективизма, переживание общей радости. Ведь для учащихся начальной школы особенно важна эмоциональная привлекательность умений, они с удовольствием применяют в дальнейшем те действия и приемы учебной деятельности, которые вызывали у них радостные переживания, эмоционально положительно окрасили учебный процесс.

Выполнение проекта предполагает наличие у автора определенных первоначальных знаний, умений и навыков. Если ребенок совсем ничего не сможет делать без помощи взрослого, такую работу нельзя поручать ему как проект..

Например, не имея предметных знаний по теме проекта, он должен иметь доступ к источнику этих знаний; не имея навыка работы в библиотеке или пользования Интернетом, он должен не только получить помощь в этой части своей работы, но и научиться делать это самостоятельно, и так далее.

— если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;

— если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;

— если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он уже умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то и завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.

Во внеурочной деятельности

Неоспорим тот факт, что формирование УУД происходит не только на уроках, но и внеурочной деятельности. Мои ученики приняли активное участие во всероссийской акции «Покормите птиц», с удовольствием участвовали в подготовке мини-спектаклей к Дню победы и к экологическому театру, принимают участие в совместных с родителями мероприятиях («Папа, мама и я – спортивная семья», «Кулинарный поединок»)

Подводя итоги всему сказанному, можно сделать вывод, что Коммуникативные УУД формируются , когда:

— ученик учится отвечать на вопросы;

— ученик учится задавать вопросы;

— ученик учится вести диалог;

-ученик учится пересказывать сюжет;

— учащихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *