Что относится к коммунальным службам
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — понятия по законодательству
Количество упоминаний в СМИ сферы ЖКХ растет с каждым днем, равно как и растет количество потребителей таких услуг. На всю очевидность содержания таких услуг — вопросы «что такое ЖКХ, ЖКУ?», «понятие ЖКХ по действующему законодательству» и другие, остаются открытыми и дискуссионными.
В англоязычных странах для обозначения сферы ЖКХ используется термин «public utility» (Скрипник, О.Б. Теория, практика и перспективы развития коммерческой концессии в ЖКХ : монография )
Понятие ЖКХ согласно действующему законодательству
На законодательном уровне отсутствует понятие ЖКХ.
В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года понятие ЖКХ раскрывается путем указания направления деятельности сферы ЖКХ. В частности, к сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены такие основные направления, как:
Существует мнение, что ЖКХ представляет собой совокупность служб, организаций, технических средств по обслуживанию населения (например, водоснабжение, энергоснабжение, теплоснабжение, эксплуатация жилищного фонда и др.)
Скрипник, О.Б. Специфика создания товарного знака и бренда ЖКХ в России : монография
При большом количестве определений ЖКХ, отметим, что в основе большинства определений лежит единая цель деятельности и функционирования отрасли ЖКХ и её субъектов. ЖКХ представляет собой отрасль экономики, цель которой — обеспечение эксплуатации жилых зданий (многоквартирных домов, общежитий), создание безопасных условий проживания населения в жилищном фонде, обеспечение коммунальными услугами население.
Одним из результатов функционирования деятельности ЖКХ является оказанная жилищно-коммунальная услуга.
Точное количество ЖКУ нельзя определить, поскольку “органы Росстата, публикуя информацию по ЖКХ, выделяют лишь две составляющие ЖКУ: услуги жилищного хозяйства и услуги коммунального хозяйства, не детализируя при этом, из чего они складываются. Соответственно, подсчет оказанных жилищно-коммунальных услуг осуществляется только на основе обобщенного суммирования жилищных и коммунальных услуг” (Иванов, А.Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ).
Определение ЖКУ по ГОСТ
Ранее, определение ЖКУ содержалось в ГОСТ Р 51617-2000, согласно которому ЖКУ представляют собой действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Но данный ГОСТ утратил свою силу и уже не действует. Взамен данного документа был введен новый ГОСТ, но он уже не содержит определения ЖКУ.
ЖКУ не представляет собой единую услугу в чистом виде, а являются комплексом как услуг, так и работ. Однако, как правило, для удобства весь комплекс работ и услуг принято обозначать ЖКУ.
Виды ЖКУ согласно законодательству
Жилищные услуги содержатся в ст. 154 ЖК РФ и включают в себя услуги услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов. В жилищные услуги также включены и так называемые “общедомовые нужды”, которые на законодательном уровне представляют собой, потребляемые коммунальные услуги (ресурсы), потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. В состав жилищных услуг входит и капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Перечень коммунальных услуг содержится в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, к которым относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными услугами. Коммунальные услуги подлежат государственному регулированию — тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Самым распространенным методом установления тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат), который состоит в определении тарифов в расчете от плановой необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной год
Коммунальные услуги
Какие есть и что в входит ЖКУ
В коммунальные услуги входит передача коммунальных ресурсов потребителям в жилых и нежилых помещениях, в том числе на земельных участках.
Коммунальные ресурсы — это холодная и горячая вода, электричество и отопление, тепловая энергия, газ, твердое топливо для печного отопления, если оно есть. Еще в перечень коммунальных услуг входит отведение сточных вод и вывоз мусора.
Рассказываем подробно про коммунальные услуги.
Что вы узнаете
Есть два документа, которые регулируют правила предоставления и оплаты КУ:
Коммунальные и жилищные услуги — не одно и то же. Важно помнить, что в коммунальные услуги входит передача ресурсов. В жилищные услуги входит управление многоквартирным домом, а также содержание и ремонт общего имущества жильцов.
Платежи за коммунальные услуги можно вносить управляющей компании или ТСЖ, а можно напрямую поставщику.
Нормативы
Норматив — это количество ресурса на потребителя. Нормативы помогают рассчитать плату за ЖКУ, если в помещении нет специального прибора учета или потребитель забыл передать показания прибора.
Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Ищите нормативы в местных законодательных актах или на сайтах поставщиков, региональных порталах вроде mos.ru или gov.spb.ru.
Исполнители коммунальных услуг
Исполнитель КУ — это организация, которая предоставляет их потребителям.
В многоквартирном доме исполнителем может быть управляющая организация, товарищество, кооператив или ресурсоснабжающая организация — поставщик определенного ресурса.
В жилом доме исполнителем еще может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
Исполнителями в одном доме могут быть сразу несколько организаций: управляющая компания и поставщики ресурсов.
Кто является обязательным плательщиком
Граждане и организации обязаны оплачивать КУ за помещение, которое они занимают.
Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать КУ с момента подписания акта.
Что входит в перечень коммунальных услуг для физических лиц
Вот что входит в список коммунальных услуг, которые предоставляют жильцам:
У потребителя может быть одна коммунальная услуга или несколько, но не обязательно все, которые входят в перечень.
Если в многоквартирном доме нет общего прибора учета (ОДПУ), плата за его установку ложится на плечи собственников помещений. Оплатить ОДПУ собственник квартиры может единовременно или в рассрочку до пяти лет, нежилого помещения — только единовременно.
КУ должны предоставлять круглосуточно. Если произошла авария или проводятся профилактические работы, исполнитель может приостановить подачу определенного ресурса, например горячей или холодной воды, на несколько часов до устранения причины аварии или окончания работ.
Что входит в перечень коммунальных услуг для юридических лиц
В коммунальные услуги для юрлиц входит тот же набор, что и для физических. Но юридические лица должны заключить договор на поставку КУ непосредственно с поставщиком.
Собственники жилых помещений напрямую договор не заключают — этот вопрос входит в полномочия управляющей организации.
Квитанция на оплату коммунальных услуг
Квитанция на оплату — платежный документ, на основании которого потребитель оплачивает предоставленные КУ.
Структура квитанции
Утвержденной формы квитанции нет, но есть примерная форма платежного документа. Квитанцию формирует управляющая организация. В ней есть список коммунальных и жилищных услуг, указано, что входит в прочие услуги, если они есть.
Квитанция на оплату коммунальных услуг состоит из нескольких разделов:
Еще в квитанции пишут тарифы, объем потребления и цены за каждый вид ресурса. Если есть данные о задолженности, переплате и перерасчете, их тоже указывают.
Потребитель обязан оплатить КУ до десятого числа месяца, следующего за расчетным периодом. А исполнитель должен прислать квитанцию до первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.
Квитанция на оплату жилищных, коммунальных и прочих услуг в многоквартирном доме от УК
Как формируется счет
Счет формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.
Если в помещении установлены приборы учета, размер платы за коммунальный ресурс рассчитывается по формуле: объем потребленного ресурса умножают на тариф.
Если прибора учета нет, размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по другой формуле: количество проживающих в квартире или доме умножается на норматив потребления и цену КУ.
Если техническая возможность установить прибор существует, а прибора учета нет, у формулы расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.
Частые вопросы
Разберемся, входит ли капитальный ремонт в коммунальные платежи, а коммунальные услуги — в арендную плату и можно ли от них отказаться.
Входит ли капитальный ремонт в коммунальные услуги
Капитальный ремонт входит в плату за жилое помещение и коммунальные услуги только для собственника помещения в многоквартирном доме. Наниматель помещения не оплачивает капитальный ремонт.
Входят ли коммунальные услуги в арендную плату
Нет, не входят: арендная плата не связана с коммунальными услугами — это отдельный платеж за пользование помещением.
Можно ли отказаться от отдельных видов услуг
Отказаться от ЖКУ нельзя, но можно отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: от радио или телевидения, диспетчера, охраны и прочих навязанных управляющей компанией услуг. Для решения этого вопроса нужно обратиться к поставщику и написать заявление об отказе.
Обратитесь в управляющую организацию и уточните, как отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: через нее или через поставщика. Вам может понадобиться справка от поставщика об отсутствии задолженности.
Виды услуг ЖКХ и их оплата
Каждый городской житель нуждается в жилищно-коммунальных услугах и ресурсах, которые поставляются специализированными компаниями. Практически каждый потребитель Российской Федерации нуждается в следующих ЖКУ:
Это далеко не весь список услуг, необходимых каждому человеку для комфортного проживания. Жильцы самостоятельно выбирают способ обслуживания и оплаты. Для этого создаются специальные объединения (ТСЖ), нанимаются предприятия, заключаются договора с подрядчиками.
Обычно выплаты производятся не позднее десятого числа месяца, который следует за отчетным периодом. В д оговорах с компаниями-поставщиками могут прописываться особые правила выплаты, с которыми потребители должны обязательно ознакомиться перед подписанием всех документов. Стоит учитывать, что несвоевременное погашение задолженности наказывается с помощью наложения пени. Особенности штрафных санкций также часто прописываются в договорах.
Оплата ЖКХ за вывоз мусора
В 2017 году был принят законопроект, который нацелен на решение остро стоящей проблемы вывоза мусора. Ранее плата за вывоз отходов была приурочена к общей статье «содержание дома». По мнению высших органов власти, такое положение вещей негативным образом сказывалось на качестве обслуживания населения.
С 1 января с жильцов будут взыматься средства отдельно за вывоз отходов. Общий тариф назначается на основе кубатуры квартиры. По общим сведениям, на каждый квадратный метр жилой площади будет начисляться 2,5 рубля. Эти деньги будут направлены на оплату услуг компаний, с которыми жильцы заключат соответствующий договор. В зависимости от тарифов компании и решений, которые примет муниципалитет, будет формироваться конечная цена для населения.
В 2017 году установлением тарифов в данной сфере будут заниматься региональные операторы. Во всем регионе будут действовать единые ставки, так выбранный оператор возьмет на себя ответственность за все квартиры. В перспективах развития вышеуказанного законопроекта отмечается идея создания больших предприятий по переработке мусора, которые смогут обслуживать одновременно несколько крупных регионов.
Оплата ЖКХ за горячую воду
Каждый гражданин может установить в квартире специальные приборы для учета потребления горячей воды. При наличии счетчика в помещении оплата за использование горячей воды будет производиться по общепринятым в регионе тарифам. Для расчета платы за используемый ресурс используется следующая формула:
Р – размер платы за ГВП;
V – объем воды, зафиксированный счетчиком на определенную дату месяца;
Т – стоимость установленной единицы ресурса.
Используя данную формулу, необходимо помнить о том, что она не применима к тем квартирам, которые обслуживаются по двухкомпонентным тарифам.
При отсутствии специального учетного оборудования в квартире применяется принципиально другая формула расчета:
к- количество жильцов дома, которые прописаны или временно проживают на территории квартиры;
Т – тариф, применяемый в рамках конкретного региона.
На потребление горячей воды оформляется субсидия, если владелец имеет законные основания получить льготу. Размер скидки можно узнать из квитанции, которая создается индивидуально для каждого пользователя.
Оплата ЖКХ за лифт
Новый способ расчета платы за уборку лифта и его содержание нацелен на максимизацию эффективности предоставления услуг населению. В рамках новых правил лифт является общей собственностью владельцев многоквартирного дома. Совершая отчисления по данной статье, собственник обеспечивает:
Стоит учитывать, что работа над обслуживанием лифта осуществляется постоянно. Размер платы за все вышеперечисленные работы определяется на основе долевой части, которая принадлежит конкретному владельцу. Доля определяется как процент от общего имущества владельцев многоквартирного дома. Ответственность за оплату работ ложится в равной степени на всех владельцев, в независимости от того, каким типом недвижимости человек владеет и на каком этаже располагается его собственное имущество.
ЖКХ оплата электроэнергии
В 2017 году тарифы на электроэнергию повысятся на 7,1%. На сегодняшний день помимо стоимости потребляемых киловатт население вносит также абонентскую плату. Она не рассчитывается по установленным правилам, а взымается в твердом денежном эквиваленте. В прошлом году граждане платили 20 рублей в месяц за использование электроприборов.
Государство позволяет устанавливать в жилых помещениях специальные счетчики, которые фиксируют потребление энергии в разное время суток. Таким образом, каждый потребитель может распределить сутки на три периода, присвоив каждому промежутку определенную стоимость. Такие нововведения позволяют более рационально использовать электричество и экономить на коммунальных услугах.
Сократить расходы и сэкономить время можно также посредством использования сети Интернет для погашения задолженности по электроэнергии. Сегодня каждый владелец может получить доступ к специальному онлайн сервису, который при наличии активной банковской карты позволит погасить счет, не выходя из дома. Доступ к мобильным приложениям также является бесплатным. При использовании некоторых онлайн сервисов для оплаты ЖКУ комиссия не взымается.
Оплата ЖКХ за тепло
Расчет оплаты за отопление имеет принципиальное отличие от других направлений ЖКУ. Дело в том, что за основу в расчетах берется не количество потребляемого тепла, а общая кубатура квартиры. Однако в последнее время начали внедряться в повседневное использование специальные приборы, которые позволяют контролировать уровень тепла в доме в рамках центрального отопления. Счетчики позволяют значительно экономить денежные средства во время отопительного сезона. Пример расчета суммы платы за отопления выглядит следующим образом.
В конце месяца счетчик тепла зафиксировал 3 гигакалории. По действующему региональному тарифу 1 гигакалория стоит 1200 рублей. Расчет будет выглядеть следующим образом:
3*1200 рублей=3 600 рублей
Отсутствие учетного прибора вынуждает использовать общепринятые правила расчета оплаты отопления, в соответствии с которыми на каждый квадратный метр квартиры приходится определенное количество тепла. Рассмотрим пример.
Региональные органы власти установили тариф, в соответствии с которым на один квадратный метр жилплощади приходится 0,03 гигакалории. По тарифу 1 гигакалория стоит 1 200 рублей. Общая площадь помещения составляет 120 квадратных метров. Расчет выглядит следующим образом:
120*0,03*1 200=4 320 рублей
Стоит учитывать, что для домов, в которых установлены общедомовые приборы учета, данный метод вычисления не применяется.
Оплата труда дворника ЖКХ
Отчисления дворникам, которые занимаются уборкой территорий возле подъездов, совершаются с поступлений денежных средств жильцов. Данная услуга входит в структуру направления «содержание дома». Именно с фонда данных отчислений и совершаются выплаты дворникам.
Совершая оплату ЖКУ, жильцы выплачивают услуги по содержанию дома:
Это далеко не все мероприятия, которые осуществляются в рамках данной ЖКУ. По результатам общего собрания владельцев могут приниматься решения о внедрении изменений в сфере благоустройства территории.
Коммунальные службы и их назначение
Отключили зимой горячую воду? Шумят соседи? Не работает лифт? Квартплата стала непосильной? Причины этих и других коммунальных неприятностей могут быть разными, как и службы, отвечающие за их устранение. Этот обзор поможет не потеряться в большом количестве организаций и структур нового российского ЖКХ и отправить претензию именно туда, где она будет услышана с наибольшей вероятностью.
Эксплуатирующая организация
Как их только сегодня не называют: управляющие компании (или просто УК), ДЕЗ, ДЭЗ, ЖЭК, ЖЭУ, РЭУ и так далее. Иногда даже именуют ЖКХ. Но все это — одно и то же под названием «эксплуатирующая организация». Она отвечает за состояние дома и прилежащей территории, а также за качество коммунальных услуг. Она же зачастую собирает коммунальные платежи. Именно в управляющие компании жители чаще всего идут со своими проблемами. Поэтому и внимания им мы уделим больше всего.
Эксплуатирующей организации следует адресовывать любые претензии, связанные с текущим состоянием и обслуживанием общего имущества в жилом доме, с вывозом мусора, с уборкой и расчисткой придомовой территории. Подробно сфера ответственности управляющей компании обозначена в договоре на управление многоквартирным домом, который она должна в обязательном порядке заключать с каждым собственником и ежегодно пролонгировать (п. 1.1 ст. 162 ЖК РФ). Если такого договора у вас нет — требуйте его.
Большинство эксплуатирующих организаций оказывает также дополнительные платные услуги, не относящиеся к эксплуатации общедомового имущества. Например, вам могут сделать ремонт в квартире, поменять розетки или смесители, установить унитаз, отрегулировать плотность прилегания оконных створок к раме и т. д. Перечень платных услуг должен присутствовать на сайте организации и в ее офисе.
Нередко представители управляющих компаний любят отправлять собственников с их претензиями в различные третьи инстанции. Не работает лифт? Обращайтесь в лифтовую компанию! Нет горячей воды? Мы ни при чем, звоните в котельную! Окно в новой квартире вставлено криво? Это все застройщик, все претензии к нему!
На подобные попытки уйти от ответственности не стоит обращать внимания: нужно настойчиво требовать своего. Именно эксплуатирующая организация, которую собственники наняли для управления домом, заключает договоры со сторонними подрядчиками. Именно она должна контролировать их работу и следить за техническим состоянием здания и работоспособностью его систем.
Еще один момент, на который следует обратить внимание, — граница раздела имущества на общедомовое и личное. Например, квартирный электросчетчик относится к личному имуществу, поэтому в УК будут правы, если порекомендуют вам самостоятельно сообщить о его неисправности в электросетевую компанию. То же относится к водосчетчикам, телефонным линиям и пр.
В системе водоснабжения граница проходит через вентили или шаровые краны на отводах от стояков. Их менять и обслуживать должна эксплуатирующая организация, а все, что установлено после этих кранов, относится к зоне ответственности собственника.
С отоплением все сложнее. Главный вопрос заключается в том, рассматривать отопительные приборы в квартирах как часть общедомовой системы отопления или как собственность жителей. «С инженерной точки зрения радиатор следует рассматривать как неотъемлемую часть отопительной системы, а саму ее — как единое целое, поскольку любые несанкционированные манипуляции с радиатором могут негативно отразиться на работе системы отопления и отрицательно сказаться на комфорте жильцов. Например, если вы увеличили площадь радиатора у себя в квартире, то тем самым отняли часть тепла у своих соседей по дому: у вас стало теплее, а у них — холоднее.
Но, к сожалению, взгляды инженеров и юристов на систему отопления не совпадают. С юридической точки зрения граница раздела собственности проходит по запорному крану перед отопительным прибором. При наличии крана радиатор считается собственностью жильцов, а стояк — общедомовой собственностью. В целом же можно сказать, что общепризнанная норма пока не сложилась. В каких-то регионах, например в Санкт-Петербурге, радиаторы меняют в ходе капитального ремонта, а в каких-то — не меняют», — комментирует Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Также специалист разъясняет, что автоматические радиаторные терморегуляторы являются регулирующей, а не запорной арматурой и не могут рассматриваться как замена шаровым кранам. При отсутствии последних за обслуживание терморегуляторов также отвечает управляющая компания. Она же должна установить на регуляторы термоэлементы, которые в некоторых новостройках и домах после капитального ремонта отсутствуют: вместо них обескураженные жильцы обнаруживают лишь пластиковые колпачки.
Что касается платежей за коммунальные услуги, то обращаться по связанным с ними вопросам в эксплуатирующую организацию нужно в том случае, если именно она выставляет счета и принимает оплату. Это не всегда так. Например, в Москве для этой цели существуют муниципальные расчетные центры. Они фиксируют данные учета, формируют счета, принимают оплату и распределяют ее между различными коммунальными структурами и ресурсоснабжающими организациями.
ТСЖ, ЖСК
У многоквартирного дома коллективный владелец. Поэтому все вопросы, связанные с его управлением, решает общее собрание собственников квартир. По его решению может быть создано собственное юридическое лицо — товарищество собственников жилья, или ТСЖ (раздел VI ЖК РФ).
Большое ТСЖ может нанять собственный штат технических специалистов для обслуживания дома. В этом случае оно полностью берет на себя функции УК. Однако не менее часто ТСЖ заключает договор с управляющей компанией, которая становится подрядчиком, выполняющим текущие работы. В обоих случаях со своими претензиями и проблемами жильцам следует обращаться в ТСЖ.
То же самое относится и к жилищным (или жилищно-строительным) кооперативам (ЖСК, раздел V ЖК РФ). Отличие этих организаций в том, что чаще всего они создаются с целью приобретения, реконструкции или строительства жилого дома, то есть формируются из пайщиков. После достижения поставленной цели кооператив может управлять зданием, а может быть преобразован в ТСЖ (ст. 122 ЖК РФ).
Диспетчерская
Ее назначение — прием заявок об экстренных ситуациях и организация действий по их устранению. Если прорвало трубу, отключился свет или остановился лифт — звоните диспетчеру. А вот обращаться к нему с требованиями о покраске стен в подъезде не стоит. Для этого нужно идти в управляющую компанию.
Кстати, зачастую диспетчерская является ее подразделением. Но не всегда. Например, когда в городе преобладают муниципальные эксплуатирующие организации (МУП), диспетчерские службы нередко выделяют в отдельную структуру и подчиняют ее одному из департаментов мэрии или префектурам. Так обстоит дело в Москве, где работают объединенные диспетчерские службы (ОДС), входящие в состав ГУ ИС (государственные учреждения «Инженерные службы районов»). При этом отдельные частные УК могут иметь как собственные диспетчерские, так и заключать договоры на обслуживание с городскими.
Расчетный центр
Подобно диспетчерским службам, расчетные центры муниципальных эксплуатирующих организаций, собирающие данные учета коммунальных услуг и выставляющие за них счета собственникам, могут быть выделены в отдельную структуру. Например, в Москве исторически действует система ЕИРЦ (Единых информационно-расчетных центров), которые на сегодняшний день подчинены городскому Департаменту топливно-энергетического хозяйства (ДепТЭХ).
С одной стороны, это менее удобно, поскольку в цепочке расчетов появляется лишнее звено, а их прозрачность становится хуже. С другой — ЕИРЦ независимы от управляющих компаний, то есть являются чем-то вроде постоянно действующих аудиторов в системе начисления коммунальных платежей.
Единого мнения здесь нет. Как бы то ни было, но по всем вопросам, связанным с оплатой коммунальных услуг, нужно обращаться в расчетный центр (там, где он есть).
Жилищная инспекция
Это государственный надзорный орган, осуществляющий контроль за соблюдением коммунальными службами Жилищного кодекса и всех действующих в сфере ЖКХ стандартов, нормативов и предписаний. Поэтому с любыми жалобами на работу коммунальных служб вам нужно идти сюда. Контроль за качеством выполнения капитального ремонта многоквартирных домов и расходованием выделенных на него средств также осуществляют здесь.
Однако на этом функции инспекции не заканчиваются. Еще она выдает разрешения на перепланировку и переустройство квартир. Поэтому если вы затеяли серьезный капремонт у себя в квартире — тоже идите к инспектору.
Роспотребнадзор
Это еще одно ведомство, куда можно подать жалобу. Только принцип ее рассмотрения здесь иной. Если жилищная инспекция занимается всем, что связано с жильем, то Роспотребнадзор контролирует качество оказания услуг и их соответствие санитарным и иным потребительским нормативам.
Например, если диалог с УК не дает результатов, то в Роспотребнадзор имеет смысл обращаться с жалобами на низкую температуру горячей воды или наличие в воде посторонних примесей, на холод или духоту в квартире, отсутствие вентиляции, грибок и плесень на стенах, отсутствие заземления и другие нарушения в работе системы электроснабжения. Также здесь рассмотрят жалобы на нарушения условий обслуживания общего имущества: на неработающий мусоропровод или лифты, различные неприятные запахи в подъезде, темноту на лестницах и пр. «Для верности» можно сразу подать жалобу и в жилищную инспекцию.
Региональный оператор капитального ремонта
«До сих пор в вопросах организации и проведения капитальных ремонтов еще остаются белые пятна. Например, в течение определенного времени некоторые операторы рассматривали капремонт как замену устаревшего морально и технически оборудования в домах на новое точно такое же. Однако сегодня существуют прямые указания правительства и Минстроя на то, что ремонты должны быть энергоэффективными. Это значит, что собственники вправе требовать модернизации своих домов, включая установку автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов, балансировку отопительных систем, оснащение радиаторов автоматическими терморегуляторами. Такие меры не только повышают комфортность проживания, но и способствуют ослаблению бремени коммунальных платежей», — добавляет Антон Белов («Данфосс»).
На практике перечень вопросов, которые возникают у собственников жилья в многоквартирном доме, может быть куда шире. И каждый из них заслуживает отдельного обзора, а иногда даже и нескольких. Этот материал призван помочь выбрать верное направление для дальнейших действий. Надеемся, что он будет полезным.