Что относится к когнитивным навыкам по фгос

«Развитие когнитивных способностей на занятиях физической культурой в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

« Развитие когнитивных способностей на занятиях физической культурой в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Когнитивные способности человека даны от природы, их важно развивать, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни.

Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни. Простыми словами – это психические функции: внимание, восприятие, речь, интеллект, способности к научению, а главное – мышление.

С самого момента рождения, познавательные способности ребенка нуждаются в развитии, это должно стать одной из важных задач родителей. Убеждения и жизненные установки формируются с малых лет, задача семьи – это помочь своему чаду объективно воспринимать реальность, не искажая действительность. Поэтому миссия родителей очень важна, они закладывают первые семена взрослого адекватного мышления своего ребенка.

Развитие когнитивных способностей связано с тренировкой различных видов памяти для освоения учебной информации, а так же освоение способов умственных действий с этой информацией в процессе её использования при реализации творческих заданий.

Если у ребёнка уровень когнитивных функций низок, то это означает, что уровень произвольного внимания низок, плохая кратковременная и долговременная память, недостаточно развиты процессы мышления.

Сегодня, как показала статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности, что оказывает неблагоприятное влияние на общее развитие ребёнка, его работоспособность, умственную деятельность и успеваемость.

Таким образом, актуальная проблема, связанная со снижением двигательной активности дошкольников, отрицательно влияет на развитие познавательных способностей и физических качеств детей.

Известно, что в дошкольном возрасте активно развиваются интеллектуальные способности ребенка, закладывается основа его нравственного поведения, происходит бурный рост организма.

Игровая деятельность стимулирует умственную работу, физическое воспитание, нравственное совершенствование.

Подвижные игры широко используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания.

Исследования физкультурной деятельности дошкольников показали, что использование определенных подвижных игр создает благоприятные возможности для тренировки всех функций головного мозга, развивает память, воображение, внимание, ориентировку в пространстве, координацию, а также удовлетворяет двигательные потребности ребенка.

Одни игры развивают логическое мышление, расширяют кругозор, другие игры- различные физические качества.

В процессе организации подвижных игр учитывается эмоциональность ребёнка, любознательность, интерес.

Интерес- положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретение знаний. Устойчивый интерес пробуждает к активности детей, к преодолению препятствий.

Используя образы, соответствующие характеру разучиваемому движения, помогают создать правильное зрительное представление о нём, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, что способствует закреплению двигательного навыка и повышению его качества.

«Часики», «Петушок», «Лодочка», «Гусеница»…

Использования элементов психофизического тренинга – релаксация в конце физкультурного занятия, это упражнения и этюды психогимнастики, которые формируют навык саморасслабления: релаксационные упражнения-«Радуга». «Ковер-самолет», «Воздушные шарики», «Волшебный сон»….

Применение в процессе физического воспитания средств и методов-способствует развитию познавательных способностей дошкольников в процессе физического воспитания, повышает уровень физической подготовленности детей и формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Что такое когнитивные способности и как их развить

Что относится к когнитивным навыкам по фгос

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о том, что такое когнитивные способности. Разберем каждую способность в отдельности и постараемся подобрать ключи к их развитию.

Что относится к когнитивным навыкам по фгос

Определение

Когнитивные способности – совокупность мозговых процессов, участвующих в познании окружающего мира. С помощью них мы воспринимаем, обрабатываем, сортируем, запоминаем, храним и воспроизводим информацию.

К когнитивным способностям относятся:

Это те психические процессы, которые помогают эффективно взаимодействовать с информацией, поступающей от органов чувств. Все они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Если какой-то процесс хромает, то его функцию частично берут на себя другие. Таким образом воплощается принцип гибкости и компенсаторности психики.

Наследственность и врожденные особенности влияют на качество когнитивных функций. Но в гораздо меньшей степени, чем было принято считать раньше. Первостепенную роль играет целенаправленная работа человека по их развитию.

Это значит, что человек, который обладает средними врожденными способностями, но при этом регулярно тренирует свои когнитивные функции, вскоре обгонит того, кто от природы одарен, но никак не развивает свои задатки.

Какие бывают когнитивные способности

Давайте подробно рассмотрим все когнитивные способности человека и разберемся, как их развивать.

Восприятие

Восприятие – это совокупность психических процессов, которые отвечают за отражение в сознании образов предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие не стоит путать с ощущениями, ведь это более сложный процесс. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предметов (холодный, горький, светлый), восприятие формирует целостный образ.

Восприятие по большей части процесс рефлекторный, а значит, происходит без участия сознания. Поэтому его принято считать самой простой когнитивной функцией. Но это ничуть не умаляет его важности. Именно восприятие добывает “пищу” для более сложных когнитивных функций. Дефекты восприятия накладывают серьезный отпечаток на работу всей психики и дееспособность человека.

Есть несколько условий, от которых зависит уровень развития восприятия:

Во взрослом возрасте восприятие можно развивать с помощью тренировки органов чувств. Применяются упражнения как для тренировки каждого анализатора в отдельности, так и для всех в комплексе.

Внимание

Внимание – это функция психики, отвечающая за избирательность восприятия информации. Внимание позволяет из миллиардов внутренних и внешних стимулов вычленять значимые и концентрироваться на них.

Чем лучше развито внимание, тем дольше человек способен удерживать в сознании какой-то объект, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Важность этой когнитивной способности сложно переоценить. Она является основой для эффективной работы всех остальных функций. Мы не сможем запомнить и воспроизвести информацию, если она будет не в фокусе нашего внимания. Соответственно, и никаких логических операций мы с ней произвести не сможем.

Существует два вида внимания:

Для тренировки внимания используются таблицы Шульте, клиновидные таблицы, различные картинки, на которых нужно искать спрятанные предметы или отличия.

Память

Памятью называют совокупность психических процессов по закреплению, хранению и воспроизведению полученной информации.

Память играет огромную роль в познании и преобразовании мира. Именно благодаря ей человек может учиться, получать новые знания и вырабатывать новые навыки.

Каков психофизиологический механизм работы памяти? В процессе взаимодействия с информацией в отдельных участках мозга возникают очаги возбуждения. Нейроны (клетки мозга) обмениваются электрическими импульсами и образуют друг с другом синаптические связи. Электрический сигнал передается от нейрона к нейрону, и весь его путь запечатлевается в мозге в виде нейронных цепей. Впоследствии мозг способен воспроизвести этот путь при определенных условиях.

Что относится к когнитивным навыкам по фгос

Существует несколько основных классификаций памяти.

По характеру психической активности память делится на:

По продолжительности закрепления информации память разделяют на:

По характеру целей деятельности память делится на:

Мышление

Мышление – высшая ступень человеческого познания. На этом уровне происходит формирование связей между объектами, их классификация, систематизация, выделение свойств. С помощью мышления человек получает знания, которые невозможно получить при помощи органов чувств.

Мышление – сложный психический процесс. На его формирование уходят годы. Выделяют несколько стадий развития мышления:

Примечательно то, что процесс развития мышления у каждого отдельного человека повторяет процесс эволюции мышления у человечества в целом. У первобытных людей сначала зародилось наглядно-действенное мышление, затем оно эволюционировало в наглядно-образное и уже после оформилось в абстрактное.

Мышление требует от человека постоянного развития. Если этого не происходит, то оно начинает деградировать. Для тренировки мышления можно использовать логические и математические задачи, кроссворды, специальные упражнения и тренажеры. Все это есть в нашей статье о том, как развить мышление.

Речь – сложный психический процесс, свойственный лишь человеку. Помимо коммуникативной он выполняет еще целый ряд других функций, в том числе и познавательную.

Представление о мире у человека формируется в процессе освоения им родного языка. С помощью речи человек способен получать знания о предметах и явлениях, не имея с ними непосредственного контакта. Это существенно расширяет границы познания и дарит нам поистине уникальные возможности.

Речь тесно связана со всеми остальными когнитивными функциями. Она оказывает влияние даже на такую базовую когнитивную способность, как восприятие. Например, ученые выяснили, что люди неспособны различать цвета, для которых у них в языке нет определения.

Развивать речь нужно сразу в нескольких направлениях: пополнять словарный запас, работать над дикцией и артикуляцией, совершенствовать выражение мыслей в устной и письменной форме.

Воображение

Воображение – способность сознания генерировать новые образы, идеи, представления на основе усвоенных ранее знаний.

Воображение играет ключевую роль в таких процессах, как моделирование, планирование, творчество. Мир, в котором мы живем сейчас, – это результат работы воображения наших предков.

Что относится к когнитивным навыкам по фгос

Специфика воображения как когнитивной функции заключается в переработке и осмыслении усвоенного ранее опыта. В этом плане воображение схоже с мышлением. Результатом обоих процессов является опережающее отражение. Но только с той разницей, что мышление оперирует понятиями и категориями, а воображение – образами.

Психологи выделяют 5 основных приемов воображения:

Эти приемы мы можем использовать для тренировки воображения.

Общие рекомендации для развития когнитивных способностей

Мы рассмотрели каждую когнитивную функцию в отдельности. Теперь давайте поговорим об универсальных способах их развития.

Правильное питание

В основе всех когнитивных функций, несмотря на их нематериальную природу, лежат органические процессы. Для бесперебойной работы мозгу требуются все необходимые питательные вещества. Их недостаток может привести к сбоям, снижению работоспособности, повышению количества ошибок.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш рацион был сбалансирован и богат витаминами и минералами. Следите за соотношением белков, жиров и углеводов. Не злоупотребляйте жирной, сладкой, мучной пищей.

Добавьте в рацион продукты, которые благотворно влияют на умственную деятельность:

Полноценный здоровый сон

Мозг страдает от недосыпа сильнее других органов и систем. Качество работы всех его функций ухудшается. Поэтому не стоит пренебрегать этим жизненно важным занятием.

Оказывается, спать тоже нужно уметь правильно. Вот вам несколько советов, которые помогут наладить режим и качество сна:

Избавление от вредных привычек

Алкоголь, табак, различные психотропные вещества негативно влияют на весь организм, но мозг страдает в первую очередь. Драгоценные нейроны, на которых держится работа всех когнитивных функций, погибают от воздействия этих веществ. Чем раньше вы сможете отказаться от них, тем больше у вас шансов сохранить ясность ума.

Снижение уровня стресса

От психоэмоционального напряжения страдает вся когнитивная сфера личности. Это обусловлено тем, что при стрессе в мозге формируется доминанта, которая гасит остальные очаги возбуждения. Все внимание забирает на себя стрессовая ситуация.

На биохимическом уровне стресс характеризуется выбросом гормонов, отвечающих за мобилизацию организма для борьбы с опасностью. Это очень энергозатратное состояние, которое быстро истощает все резервы.

Вы должны тщательно следить за своей психической гигиеной и стремиться избегать сильных стрессов, если хотите поддерживать когнитивную активность на высоком уровне. В этом вам помогут регулярные медитации, занятия йогой, аутогенная тренировка, позитивное мышление.

Информационный детокс

Познавательные способности нашего мозга ограничены. Если вы нагружаете их ненужной информацией, то на нужную может просто не хватить ресурсов. Это настоящая проблема в век развития интернета.

Из смартфонов, планшетов, компьютеров на человека льется непрерывный поток информации, качество которой, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Нам сообщают, что ел на обед наш сосед, в какой больнице брат друга нашей сестры лечит зубы, с кем в очередной раз поругалась Ольга Бузова и т. п. А ведь на усвоение всех этих “знаний” мозг тоже тратит энергию!

Если хотите поддерживать качество своих когнитивных способностей на высоком уровне, придется отказаться от потребления низкосортной информации. Пользуйтесь интернетом только по делу, сведите к минимуму зависание в соцсетях, откажитесь от просмотра телевизора. Это, пожалуй, лучший подарок, который вы можете сделать своему мозгу.

Качественные и разнообразные стимулы

Когда вы расчистите эфир своего мозга от всякого шлака, нужно будет заполнить его полезной и качественной информацией. Порадуйте каждый свой чувственный анализатор. За визуальными стимулами отправляйтесь в картинную галерею, за слуховыми – на концерт классической музыки, за кинестетическими – на природу, за вкусовыми и обонятельными – на дегустацию экспериментальной кухни.

Читайте качественную литературу, приобщайтесь к театру, кинематографу, интересуйтесь наукой, общайтесь с умными и интересными людьми. Тогда у ваших когнитивных способностей всегда будет качественная пища для роста.

Что относится к когнитивным навыкам по фгос

Тренажеры для развития когнитивных способностей

В интернете можно найти множество готовых сервисов для тренировки когнитивных функций. Давайте рассмотрим несколько самых популярных на сегодняшний день.

Викиум

Викиум – крупнейшая платформа для тренировки мозга, снискавшая любовь более 60 миллионов пользователей. На ней вы найдете огромное количество тренажеров для развития когнитивных функций, более десятка обучающих курсов, тесты для диагностики умственных способностей.

Когнитивные способности можно тренировать как по отдельности, так и в комплексе. Платформа подстраивается под ваши индивидуальные особенности и подбирает программу специально для вас.

Месяц занятий на платформе стоит 890 руб., год – 1 790 руб. Неограниченный доступ можно приобрести за 3 990 руб.

CogniFit

CogniFit – платформа для тренировки мозга с серьезной научной базой. Создатели утверждают, что с помощью нее можно не только улучшить работу когнитивных функций, но и вылечить легкие расстройства, такие как СДВГ и бессонницу.

Игры и тренажеры разработаны совместно с нейрофизиологами и многократно протестированы на разных группах населения. Эффективность их научно доказана.

Еще одно преимущество CogniFit – обширная база профессиональных когнитивных тестов. С помощью них можно достоверно оценить свои способности и составить программу развития.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое когнитивные способности и для чего нужно их развивать. Каждый человек может стать умнее, независимо от возраста и исходных данных. Улучшив внимание, память, мышление, воображение вы сможете повысить эффективность во всех сферах жизни.

Делитесь впечатлениями о статье в комментариях и заходите к нам еще!

15 лет назад жажда самопознания привела меня на факультет психологии Казанского университета, и все завертелось. С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.

Источник

Когнитивные умения и навыки

Что относится к когнитивным навыкам по фгосЧто относится к когнитивным навыкам по фгос

воспроизвести элементы базы учебной информации;

применять элементы учебной информации для решения типичных задач предметной области;

использовать базу знаний для получения новой информации и решения новых задач в новых условиях.

Каждое из этих действий имеет свою структуру и алгоритм выполнения. Без ознакомления с ними невозможно обучение учащихся осознанно и компетентно осуществлять познавательную деятельность.

Память в познавательном процессе играет особую роль: во-первых, выступает источником знаний и умений, необходимых для получения нового знания; во-вторых, является механизмом сохранения приобретенных знаний и умений. По определению психологов, под памятью понимают процесс получения, переработки, запоминания и воспроизведения информации. Эффективность запоминания зависит от умения пользоваться законами памяти, в состав которых входят: закон повторения, закон объема знаний, закон установки, закон осознанного восприятия, закон первого впечатления, закон ассоциаций, закон длины информационного ряда, закон пропускной способности человека, закон забывания, закон наложения информации и др. Незнание этих закономерностей значительно снижает результативность труда учителя и учеников.

Формирование когнитивных умений должно планироваться с учетом их четырёхкомпонентного состава, возможных четырех уровней усвоения знаний и особенностей течения каждого когнитивного процесса. Поэтому к приемам развития когнитивных умений необходимо отнести: приемы работы с информацией, ее восприятие; приемы развития мышления, внимания, памяти.

Наличие у человека когнитивных умений позволяет ему:

• определять вид и назначение информации;

• понимать тексты научного, художественного и делового характера;

• выделять основное содержание события, явления, текста, соотносить его с собственным опытом, придавать ему собственное значение;

• удерживать в памяти одновременно несколько смыслов явлений, высказываний, текстов;

• отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворение потребностей, использовать их для собственного развития;

• систематизировать полученную информацию, на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы, схемы и тому подобное;

• вести наблюдение за природными объектами. На их основе делать выводы, согласовывать результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от новой информации;

• строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

• видеть проблемы, строить пути их решения, уметь составлять задачи и находить их решения.

К элементам базы знаний относят:

1. Понятие, факты, сроки, символы, суждения.

2. Свойства, теории, критерии, законы.

3. Правила, принципы, нормы, методы, процессы, методы, средства .

Понятие об уровнях усвоения элементов базы учебной информации дает таблица

Уровни усвоения знаний и их характеристика

Уровни усвоения элементов базы знаний

Этапы формирования умений

Психологическая структура умения

Усвоения отдельных терминов, фактов без связи между ними. мало осознанная цель изучения материала. Поиск способов действий. Выявление отдельных свойств. Попытки анализа на основе имеющегося жизненного опыта. Попытки и ошибки во время выполнения действий.

Понимание сути и назначения основных элементов базы знаний, осознание цели деятельности. Знания на основе восприятия, памяти. Понимание свойств, способов отдельных действий. Формирование отдельных навыков использования полученной учебной информации.

воспроизводить и применять знания.

Осознание цели. Деятельность на основе самомотивации. Знание закономерностей явлений, процессов и связей между ними. Анализ и синтез воспринятого. Формирование типичных навыков. Способность решать типичные задачи в типичных условиях.

Формирование умения создавать новое знание

Движущими силами познания является внутренние мотивы, внутренняя цель. Знание предмета и смежных предметов. Творческое использование различных умений. Развитые память, мышление, эмоционально-волевая сфера. Способность решать нетипичные задачи в нестандартных ситуациях.

. Приемы, направленные на осознание содержания информации:

задай вопрос к тексту;

представь содержание информации различными способами и с помощью различных знаков кодирования (слова, формулы, графики, рисунки и т.д.);

определи, с какими глаголами (прилагательными) может использоваться данное понятие;

определи содержание подсказок, по которым можно узнать понятия;

составь толковый словарь неизвестных понятий (тезаурус)

угадай понятия по подсказкам (загадки)

составь вопросы разных типов к демонстрациям, рисункам, тексту учебника, объяснению учителя, ответу ученика (уточняющие, сравнительные, проблемные)

охарактеризуй понятия по обобщенному плану (явление, величину, опыт, закон, теорию, прибор, техническое устройство).

Примеры постановки вопросов

К первой группе относятся вопросы, содержащие

противоречивые точки зрения, по теме, которая изучается;

неправильные представления учащихся о фактах и ​​явлениях, которые имеют разногласия по их научному объяснению;

различные суждения учащихся;

различные способы решения проблем науки;

побуждения к выявлению причинно-следственных связей между предметами, фактами, явлениями и их свойствами;

побуждение к обобщенным по содержанию вопросам, которые изучаются.

Вторая группа содержит вопросы, предусматривающие:

анализ причинно-следственных связей фактов, явлений, признаков;

сравнения фактов, явлений по различным признакам;

формулировки собственного определения понятий;

характеристика конкретного приема или операции мышления, перенос их на конкретный материал, который изучается;

конкретизацию или абстрагирование;

классификацию фактов, явлений, изучаемых их свойств и тому подобное.

Вопросы эвристического уровня, принадлежащих к третьей группе, побуждают учеников к таким видам деятельности, как:

самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, актуализация предварительных знаний;

поиск новых проблем в стандартных ситуациях;

выявление новых функций знакомого объекта;

выявление структуры объекта или явления, которые изучаются;

выявление альтернативных решений;

комбинирования ранее известных способов решения в новый способ.

Приемы развития мышления

Привлечение учащихся к анализу понятий с позиций определения связей между ними,

которые могут быть следующие: род-род; вид-вид; вид-род; причина-следствие, «потому что».

Анализ связи «потому, что» желательно проводить по следующим правилам:

• если оба утверждения истинны, но между ними не существует соотношения «причина-следствие»;

• если первое утверждение истинно, а второе ложное;

• если первое утверждение ложно, а второе истинно;

• если оба утверждения ложны.

Задания на выполнение умственных действий с соблюдением алгоритмов: сравнение, систематизация объектов, классификация, обобщение, аналогия, конкретизация, абстрагирование, анализ, синтез и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *