Что относится к когнитивным навыкам ответ
Когнитивные навыки – это
Когнитивные навыки – это высшая форма мышления, с помощью которой человек воспринимает окружающий мир и выстраивает алгоритм действий в той или иной ситуации. Ученые утверждают, что именно когнитивные способности и делают каждого из нас людьми. Без них мы не могли бы усваивать новую информацию и применять ее на практике.
Содержание
Все, что нужно знать о когнитивных навыках
Когнитивные навыки или, как их допустимо называть, когнитивные способности психологи считают одними из самых важных. Их можно представить в виде базы для успешной реализации личности. Если она полноценно развита, то любые жизненные препятствия будут всего лишь задачами с множеством вариантов решений.
Нередко когнитивные навыки путают с развитым интеллектом. Это неверно. Умный человек может совмещать в себе несколько качеств одновременно. Например:
Но это вовсе не свидетельствует о том, что он способен добиться сколько-нибудь значимых успехов. В отличие от личности с развитыми когнитивными способностями. Она не только быстро обрабатывает информацию, но и:
Такой человек точно знает, как получить результат, независимо от исходной ситуации.
Что включают в себя когнитивные навыки?
Когда речь идет о когнитивных способностях, то чаще всего подразумевают следующие навыки:
При совокупном развитии всех перечисленных функций человек обретает эффективные инструменты, позволяющие на 100% состояться в жизни.
Успешное обучение на 45% зависит от этой функции. Поэтому о том, как развить память у ребенка, родители беспокоятся в первую очередь. И поступают абсолютно верно. Ведь при плохой памяти детям сложно воспринимать многоступенчатые задачи. А с учетом того, что их количество по мере обучения постоянно увеличивается, необходимо использовать весь свой потенциал.
Внимание и концентрация – вторые по важности функции когнитивной базы. Ведь недостаточно просто слушать информацию. Ее необходимо:
Для этого требуется сконцентрироваться и не отвлекаться. Не каждый взрослый может похвастаться внимательностью и умением быстро концентрироваться в нужный момент. Тем более это сложно дается детям.
Если родители не потратили время на то, чтобы развить внимание у ребенка, не стоит ожидать успехов в учебе. Таким детишкам особенно тяжело дается обучение чтению и письму. В начальной школе они уже начинают отставать от сверстников. И с течением времени этот разрыв только увеличивается.
Восприятие информации – один из самых сложных когнитивных навыков. Каждый человек от рождения обладает ведущим способом восприятия окружающего мира. Остальные остаются недостаточно развитыми.
В работе над восприятием информации очень важно учитывать заложенные природой способности малыша.
Принятие решений и действие – связанные между собой навыки. Не всем их развитие дается легко. Более 65% взрослых людей испытывают сложности с принятием решений и выстраиванием алгоритма действий. Это свидетельствует о том, что в детские годы данной функции не уделялось внимание.
Логическое мышление – это базовый навык, стимулирующий практически все остальные. Дети с хорошо развитым мышлением добиваются больших успехов в обучении, чем их сверстники. И в 85% случаев становятся лидерами в коллективе. Им проще принимать решения, и они быстро обрабатывают полученную информацию. Для того, чтобы развить мышление у ребенка, достаточно заниматься 3-4 раза в неделю в игровой форме.
Воображение принято недооценивать. Но на самом деле способность самостоятельно дополнить известную картину мира новыми деталями – это навык, благодаря которому задача любой сложности становится выполнимой. Развить воображение у ребенка – значит помочь ему научиться формировать образы, неразрывно связанные с действительностью.
К тому же этот навык относится к наиболее поздно проявляющимся. Работу над развитием воображения нужно начинать с 3 лет. Только с этого возраста малыш осознанно начинает формировать образы и удерживать их.
Снижение когнитивных способностей
Ухудшение когнитивных функций может выявиться в любом возрасте. Чаще всего причинами возникновения проблем становятся следующие факторы:
Нередко сильный стресс провоцирует временное снижение когнитивных способностей. В 87% таких случаев проблема возникает с памятью. У 45% людей дополнительно определяется снижение внимания.
С 40 лет наблюдается постепенное ухудшение когнитивных функций. Это процесс считается нормальным и проходит в большей степени незаметно.
Развитие основных когнитивных навыков психологи представляют в виде основы, без которой невозможно стать успешным человеком. И заняться этим вопросом не поздно практически в любом возрасте.
Когнитивные умения и навыки
• воспроизвести элементы базы учебной информации;
• применять элементы учебной информации для решения типичных задач предметной области;
• использовать базу знаний для получения новой информации и решения новых задач в новых условиях.
Каждое из этих действий имеет свою структуру и алгоритм выполнения. Без ознакомления с ними невозможно обучение учащихся осознанно и компетентно осуществлять познавательную деятельность.
Память в познавательном процессе играет особую роль: во-первых, выступает источником знаний и умений, необходимых для получения нового знания; во-вторых, является механизмом сохранения приобретенных знаний и умений. По определению психологов, под памятью понимают процесс получения, переработки, запоминания и воспроизведения информации. Эффективность запоминания зависит от умения пользоваться законами памяти, в состав которых входят: закон повторения, закон объема знаний, закон установки, закон осознанного восприятия, закон первого впечатления, закон ассоциаций, закон длины информационного ряда, закон пропускной способности человека, закон забывания, закон наложения информации и др. Незнание этих закономерностей значительно снижает результативность труда учителя и учеников.
Формирование когнитивных умений должно планироваться с учетом их четырёхкомпонентного состава, возможных четырех уровней усвоения знаний и особенностей течения каждого когнитивного процесса. Поэтому к приемам развития когнитивных умений необходимо отнести: приемы работы с информацией, ее восприятие; приемы развития мышления, внимания, памяти.
Наличие у человека когнитивных умений позволяет ему:
• определять вид и назначение информации;
• понимать тексты научного, художественного и делового характера;
• выделять основное содержание события, явления, текста, соотносить его с собственным опытом, придавать ему собственное значение;
• удерживать в памяти одновременно несколько смыслов явлений, высказываний, текстов;
• отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворение потребностей, использовать их для собственного развития;
• систематизировать полученную информацию, на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы, схемы и тому подобное;
• вести наблюдение за природными объектами. На их основе делать выводы, согласовывать результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от новой информации;
• строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы и обосновывать их;
• видеть проблемы, строить пути их решения, уметь составлять задачи и находить их решения.
К элементам базы знаний относят:
1. Понятие, факты, сроки, символы, суждения.
2. Свойства, теории, критерии, законы.
3. Правила, принципы, нормы, методы, процессы, методы, средства .
Понятие об уровнях усвоения элементов базы учебной информации дает таблица
Уровни усвоения знаний и их характеристика
Уровни усвоения элементов базы знаний
Этапы формирования умений
Психологическая структура умения
Усвоения отдельных терминов, фактов без связи между ними. мало осознанная цель изучения материала. Поиск способов действий. Выявление отдельных свойств. Попытки анализа на основе имеющегося жизненного опыта. Попытки и ошибки во время выполнения действий.
Понимание сути и назначения основных элементов базы знаний, осознание цели деятельности. Знания на основе восприятия, памяти. Понимание свойств, способов отдельных действий. Формирование отдельных навыков использования полученной учебной информации.
воспроизводить и применять знания.
Осознание цели. Деятельность на основе самомотивации. Знание закономерностей явлений, процессов и связей между ними. Анализ и синтез воспринятого. Формирование типичных навыков. Способность решать типичные задачи в типичных условиях.
Формирование умения создавать новое знание
Движущими силами познания является внутренние мотивы, внутренняя цель. Знание предмета и смежных предметов. Творческое использование различных умений. Развитые память, мышление, эмоционально-волевая сфера. Способность решать нетипичные задачи в нестандартных ситуациях.
. Приемы, направленные на осознание содержания информации:
задай вопрос к тексту;
представь содержание информации различными способами и с помощью различных знаков кодирования (слова, формулы, графики, рисунки и т.д.);
определи, с какими глаголами (прилагательными) может использоваться данное понятие;
определи содержание подсказок, по которым можно узнать понятия;
составь толковый словарь неизвестных понятий (тезаурус)
угадай понятия по подсказкам (загадки)
составь вопросы разных типов к демонстрациям, рисункам, тексту учебника, объяснению учителя, ответу ученика (уточняющие, сравнительные, проблемные)
охарактеризуй понятия по обобщенному плану (явление, величину, опыт, закон, теорию, прибор, техническое устройство).
Примеры постановки вопросов
К первой группе относятся вопросы, содержащие
противоречивые точки зрения, по теме, которая изучается;
неправильные представления учащихся о фактах и явлениях, которые имеют разногласия по их научному объяснению;
различные суждения учащихся;
различные способы решения проблем науки;
побуждения к выявлению причинно-следственных связей между предметами, фактами, явлениями и их свойствами;
побуждение к обобщенным по содержанию вопросам, которые изучаются.
Вторая группа содержит вопросы, предусматривающие:
анализ причинно-следственных связей фактов, явлений, признаков;
сравнения фактов, явлений по различным признакам;
формулировки собственного определения понятий;
характеристика конкретного приема или операции мышления, перенос их на конкретный материал, который изучается;
конкретизацию или абстрагирование;
классификацию фактов, явлений, изучаемых их свойств и тому подобное.
Вопросы эвристического уровня, принадлежащих к третьей группе, побуждают учеников к таким видам деятельности, как:
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, актуализация предварительных знаний;
поиск новых проблем в стандартных ситуациях;
выявление новых функций знакомого объекта;
выявление структуры объекта или явления, которые изучаются;
выявление альтернативных решений;
комбинирования ранее известных способов решения в новый способ.
Приемы развития мышления
Привлечение учащихся к анализу понятий с позиций определения связей между ними,
которые могут быть следующие: род-род; вид-вид; вид-род; причина-следствие, «потому что».
Анализ связи «потому, что» желательно проводить по следующим правилам:
• если оба утверждения истинны, но между ними не существует соотношения «причина-следствие»;
• если первое утверждение истинно, а второе ложное;
• если первое утверждение ложно, а второе истинно;
• если оба утверждения ложны.
Задания на выполнение умственных действий с соблюдением алгоритмов: сравнение, систематизация объектов, классификация, обобщение, аналогия, конкретизация, абстрагирование, анализ, синтез и др.
Что такое когнитивные способности
Наверное, вы часто задумывались или вступали в дискуссию о том, что такое интеллект и как определить, какой человек умнее. Мы уже ясно понимаем, что большое количество знаний не позволяет судить о сильном интеллекте. Это говорит о начитанности, большой базе усвоенной информации. Такие люди могут достичь невероятных успехов, а могут и не добиться ничего. Поэтому если о человеке и можно сказать, что он умен, то подразумевая, прежде всего, его развитые когнитивные способности.
Следует сразу оговориться, что у ученых нет четкой точки зрения на то, что же такое когнитивные способности. Например, умение управлять своими эмоциями к ним не относится, поэтому этот навык следует развивать отдельно. Это — эмоциональный интеллект, который, тем не менее, связан с когнитивными способностями в виду особенностей нашего организма.
Итак, что можно отнести к когнитивным способностям?
А теперь представим себе человека, который овладел всеми этими способностями. Можно ли его назвать умным и очень талантливым? Безусловно. Такой человек способен запоминать массу информации, либо же решать, что запоминать, а что нет. Он умеет концентрироваться и не тратит время на то, чтобы снова вернуться в это состояние и вспомнить, на чем остановился. Он умеет воспринимать и считывать информацию из мира или поведения людей и делать правильные выводы. Может мыслить логично и творчески одновременно. Он принимает твердые решения, которые заканчиваются правильными действиями.
Именно поэтому когнитивные способности важнее любых других. Они являются той самой базой, на которой можно полноценно реализоваться в жизни. Улучшить свою память, внимание и концентрацию вы можете, пройдя этот курс.
Эти способности может развить в себе практически каждый человек. Существуют упражнения, которые могут улучшить любой из этих навыков. А что еще лучше — овладение одним навыком оказывает позитивное влияние на другие. Например, концентрация связана с улучшением памяти. А улучшение памяти тесно переплетается с развитием творческого мышления, потому что формирует десятки и сотни ассоциаций в голове относительно любого слова, образа или даже звука.
Если все эти навыки достаточно развиты, тогда человек может войти в состояние, называемое потоком. В нем он остается мысленно в настоящем моменте, у него невероятно повышаются все когнитивные способности, а особенно концентрация. У него все получается, он знает или чувствует, что нужно сделать, чтобы добиться результата. Существуют люди, которые научились пребывать в таком состоянии 24 часа в сутки. Например, Ричард Брэнсон, британский миллиардер. Уровень его восприятия просто поражает: он смотрит на мир и видит одни возможности.
Говоря об информации, нужно сказать, что, безусловно, знания необходимы. Даже с ее вседоступностью в эпоху Интернета, любознательность и начитанность являются показателями человека интересного и неординарного. Ведь если вы ничего не знаете и не обладаете никакой информацией, то и решения ваши будут достаточно примитивными. Поэтому помимо развития когнитивных навыков вам нужно стремиться к получению новых знаний, чтобы использовать их, смешивая, меняя и получая нечто новое и необычное. Пройдя курс по развитию творческого мышления, вы научитесь этому.
Ниже мы представляем вашему вниманию список книг, направленных на развитие ваших когнитивных способностей.
В этих книгах представлены самые разные способы развития когнитивных способностей. Поэтому просто читать для развлечения их не стоит. Выполняйте упражнения, вооружившись листом бумаги и ручкой.
В сети есть масса приложений, которые призваны улучшить работу вашего мозга. Вот наиболее интересные из них.
Их главный плюс в том, что если у вас есть смартфон, вы можете выполнять упражнения, где бы вы ни находились. Также все эти приложения ведут подробную статистику. Вы сможете следить за своими результатами и наглядно видеть прогресс. Помните, что вам потребуется в идеале заниматься этим каждый день. Даже если времени мало, выделяйте хотя бы 20-30 минут ежедневно.
Если выделить всего одну способность, которая принесет наибольшую пользу для вашего мозга, то это концентрация. Именно она «подтягивает» все остальные когнитивные навыки. Есть две простые игры, которые очень хорошо помогают в этом. Это «Числа» и «Таблицы Шульте».
Интересуетесь развитием когнитивных способностей на практике? Тогда курс «Когнитивистика: развитие мышления»» для вас. Присоединяйтесь!
Когнитивные способности человека – что это такое, какие бывают и как влияют на жизнь + рекомендации по их развитию
Всем привет, друзья! С вами Людмила.
Век, в котором мы живем, объявили веком психологии. И мы с вами свидетели тому, как быстро развиваются технологии влияния на психику человека, как изучают возможности мозга, как внедряются методы быстрого развития познавательных процессов. Вместе с этим многие отмечают снижение мозговой активности от передоза информацией, от стресса и других вредных факторов.
В этой статье я простыми словами объясню, что такое когнитивные способности человека, как они формируются, что нужно делать, чтобы они не ухудшались.
Что такое когнитивные способности: определение
Когнитивные способности – это работа психических процессов, которые необходимы для восприятия окружающего мира и адаптации в нем. С их помощью человек получает информацию, обрабатывает ее, запоминает, хранит, воспроизводит и сортирует.
Список когнитивных способностей прост. Он включает в себя:
Это и есть структура когнитивных способностей личности.
Нам приятно общаться с грамотным человеком, который ясно и четко выражает свои мысли, помнит мелкие детали, умеет фантазировать, концентрироваться, делать выводы и т. п. Это все работа когнитивных функций. И это значит, что нам приятно общаться и иметь общие дела с людьми, у которых на высоте работают когнитивные функции.
Хочу сказать, что современное общество предъявляет человеку нехилые требования. Если ты немного выбился в люди, то будь добр выражаться грамотно, четко и ясно излагать свои мысли и делать все то, что я перечислила раньше. Еще лет эдак 100 назад человек жил себе и горя не знал, работал с тяпочкой на огороде и не задумывался, как развивать свой мозг.
Но в XXI веке мы знаем, что успешными нас делают именно развитые когнитивные процессы. И от их уровня зависит, насколько мы уважаемы в обществе, сколько мы сможем заработать, какие полезные знакомства сумеем завести и т. д.
Виды когнитивных способностей
Мы уже познакомились со списком психических процессов. А теперь давайте подробнее рассмотрим эти понятия, дадим характеристику процессам, рассмотрим “золотые” способности, которые открывают нам дорогу в жизнь.
Память
Это психический процесс, который помогает нам запоминать, воспроизводить и сохранять информацию.
Развивать память можно и нужно. Детям дошкольного возраста мы даем учить стишки, рассказываем сказочки для запоминания, помогаем запомнить важные для жизни действия.
Во взрослом же возрасте для успешности нам уже не подходит просто бытовая память. Здесь важны мнемотехники, четкое запоминание дат, лиц, чисел. Именно этот навык дает нам возможность быть хорошим сотрудником, собеседником, руководителем. Именно хорошее и качественное запоминание открывает перед нами возможности.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
Рекомендую ознакомиться с подборкой курсов по развитию памяти.
Мышление
Это психический процесс для адаптации в мире. Он помогает нам воспринимать и перерабатывать все то, что происходит вокруг нас.
Уровень развития мышления прямо пропорционален нашей эффективности на работе, в личной жизни. Смотрите курсы по развитию мышления.
Мышление помогает нам быстро реагировать на изменения, делать анализ происходящих событий и принимать соответствующие решения. От этого процесса зависит наш интеллект, что очень важно для нашей продуктивности.
Особенно ценится логическое мышление. Оно защищает нас от ошибок и помогает принимать быстрые и правильные решения. Полную классификацию видов мышления ищите на нашем блоге.
Но иногда развитие логики и эмоционального интеллекта может приводить к когнитивному диссонансу, то есть к осознанию парадокса этого мира. Например, мы понимаем, что не должны дети при живых родителях находиться в приютах, но это происходит. Мы понимаем, что в семье должен быть мир и покой, но там постоянные склоки, человеку дискомфортно.
Внимание
Психический процесс, который “выбирает”, что воспринимать, что обрабатывать и что конкретно нужно запоминать.
Внимание – очень полезная штука. Вот даже при сохранной памяти ребенок может вообще ничего не воспроизвести. И многие родители пичкают его таблетками, заставляют учить стихи для развития памяти, а проблема-то во внимании.
От концентрации, переключаемости, устойчивости внимания зависит успешность в работе. Когнитивная способность удерживать внимание – удовольствие не из легких. Но оно окупается эффективностью и возможностью занимать руководящие посты.
Рекомендую изучить нашу статью о том, как развить внимание, а также заглянуть в подборку курсов по развитию внимания.
Она свойственна только человеку и помогает ему адаптироваться в обществе, обмениваться информацией и выполнять другие функции. Речь отличает нас от животных и дает преимущество.
Вербальные способности человека зависят от работы мышления. Речь очень тесно связана с работой других психических функций. Как она относится к когнитивным способностям?
Она влияет на представление человека о мире через обучение общению на родном языке. Речь позволяет нам многое узнавать, получать информацию, взаимодействовать с окружающими и упорядочивать свою жизнь через диалог с собой.
Правильная формулировка мысли, ораторские возможности, риторика дают возможность человеку стать уважаемым в своем окружении. А если он еще освоил умение рассказывать истории и шутить, то вообще душой компании станет.
Восприятие
Процесс, помогающий отражать в сознании целостные образы предметов.
Этот процесс помогает человеку воспринимать все, что происходит вокруг, через органы чувств. Восприятие дает нам информацию об окружающем мире: запахах, цветах, материалах и т. д.
Воображение
Способность человека создавать что-то новое, генерировать идеи на основе полученного опыта.
Это такой творческий психический процесс. Он очень связан с креативностью. А в век быстрого развития новых технологий креативность – крайне востребованная характеристика личности. Поэтому воображение, то есть способность человека представлять, выдумывать, воспроизводить образы, тоже относится к когнитивным способностям.
Влияние когнитивных функций на жизнь человека
Я уже немного коснулась того, как общие когнитивные способности влияют на нашу жизнь. Хочу заметить, что от этих функций зависит ВСЯ наша жизнь, наша свобода. Ведь что самое страшное для человека? Потерять свободу и возможность общаться.
Работа головного мозга обеспечивает нам уход за собой, общение, уважение окружающих, хороший заработок, эффективное и быстрое развитие профессиональных компетенций, умение подать себя в обществе, возможность оценивать свое состояние и окружающую среду, умение решать проблемы и не создавать их.
Что мы видим у пожилых людей со сниженными когнитивными способностями? Они демонстрируют забывчивость, отсутствие сосредоточенности, им сложно формулировать мысли, в тяжелых случаях им сложно понять, где они находятся. Это страшно. Но еще страшнее то, что нарушения этих функций встречаются и у молодых людей.
Потому когнитивные функции дают нам главное – ощущение свободы и независимости, возможность принимать решения и нести за них ответственность.
Когнитивная способность эмоционального интеллекта тоже очень важна в жизни. Именно благодаря ей мы можем понимать других людей, сочувствовать им, быть хорошим собеседником и другом. Это помогает нам не оставаться в одиночестве.
Чтобы в пожилом возрасте не страдать от низкой продуктивности головного мозга, позаботьтесь о его работе уже сегодня.
Тесты для диагностики
Оценка уровня когнитивных функций очень важна для человека, особенно при принятии на работу. Но и для себя не мешало бы проверить, какие психические процессы у вас работают хорошо, а какие нужно “подтянуть”.
Предложу вам несколько тестов для определения уровня работы психических функций.
Тест когнитивных способностей – диагностическая программа на 30–40 минут, которая оценивает работу памяти, внимания, мышления. По итогам тестирования вы увидите свой психологический профиль. Он состоит из когнитивного и личностного разделов. Будет отражено следующее:
Стоимость диагностики – 990 рублей.
Батарея общих когнитивных тестов – это профессиональная методика на 30–40 минут для диагностики работы мозга и повышения его продуктивности. Нейропсихологический тест покажет ваши сильные и слабые стороны, как работает внимание, память, мышление.
Здесь дается ценная информация о вашем уровне развития. Также тест показывает, есть ли нарушения когнитивной сферы. После тестирования вы увидите полный отчет с указанием нейропсихологического профиля.
Тест на когнитивные способности – небольшой тест, состоит всего из 5 вопросов. Проверяет концентрацию, анализ и логическое мышление. Вы увидите уровень развития психических процессов. Тест бесплатный.
Также можно проверять эту сферу отдельными тематическими тестами. Например, тестами на проверку памяти, мышления, интеллекта, эмоционального интеллекта, внимания.
Если вы любитель себя поизучать и хотите пройти еще больше тестов, загляните в нашу подборку 13 лучших онлайн-тестов когнитивных способностей.
Рекомендации для поддержки когнитивных функций
Помимо развития, о котором мы поговорим немного позже, важно сохранить изначально данные нам способности мыслить, запоминать и концентрироваться.
Все мои рекомендации относятся к взрослым людям, но они будут полезны и для детей, так как в детском возрасте психика пластичная, только развивается, поэтому очень важно ее охранять от вредного воздействия.
Питание
Про здоровое питание много говорится в последнее время. И не зря. Ведь всякие красители, продукты с ГМО и консервантами, стабилизаторы вкуса влияют на химический состав нашего организма. Помимо этого, жирная пища буквально убивает наш мозг, делая его ленивым и инертным.
Поэтому, дорогие мои, следите за своим питанием, не ешьте на ночь, пейте утром 2 стакана воды и старайтесь есть натуральную растительную пищу.
Особенно влияет на когнитивные способности сон. Я сама это испытала: когда недосыпала продолжительное время, заметила, что слова в речи путаю, забываю что-то. Так что, друзья, не шутите со сном. Нашему мозгу нужно время, чтобы восстанавливаться.
Во время сна мозг не спит. Он анализирует и упорядочивает всю информацию, которая поступила в течение дня. Дайте ему возможность это сделать. Делайте себе отсыпные дни, ложитесь спать в один день, а просыпайтесь на следующий. Старайтесь спать не меньше 6 часов в сутки, а лучше 8.
“Нет” вредным привычкам
Вредной привычкой еще я назову позднюю еду, желание подольше поспать и мало двигаться. Все это негативно сказывается на состоянии нашего мозга, его работе и работе когнитивных процессов. Вполне возможно, что привычка поздно просыпаться приведет к снижению скорости реакций, памяти. Раннее пробуждение стимулирует правильную работу главного компьютера, поэтому и с когнитивной сферой все хорошо.
Мотивация
Старайтесь мотивировать себя на разные свершения, наполняйте мозг хорошими стимулами. Например, сделайте доброе дело – получите благодарность. Пойдите на симфонический концерт – получите эмоции и пополните запас образов в воображении. Посидите с подругой в кафе, с другом сходите в тир – вот вам хорошие стимулы, которые будут мотивировать на что-то хорошее.
Для мотивации обучаться, работать, ярко жить смотрите фильмы, читайте полезные книги, учитесь историям успеха известных людей.
Отдых
У каждого из нас есть свой ресурс. Это ограниченные возможности нашего мозга, которые нужно охранять.
Если вы бесконечно сидите в разных группах в Вайбере, Телеграме, просматриваете ненужные сторис в Инстаграме или Фейсбуке, не удивляйтесь утрате концентрации, снижению памяти и скорости реакций. Такие “посиделки” к добру не приведут.
Мы подвержены шквалу ненужной информации, и она растрачивает ресурс нашего мозга. Сортируйте информацию, старайтесь максимально ограничить поток “грязи” в свой мозг. Чаще выбирайтесь на природу. Если нет такой возможности, слушайте музыку природы: крик дельфинов, пение птиц, шум моря, ветра. Ведь влияние музыки на психические функции огромное.
Отсутствие стресса
И на этом пункте самое время рассмеяться! “Как?” – спросите вы. Действительно, полностью оградить себя от стресса не получится. Мы сталкиваемся с людьми, обстоятельствами и новостями, что уже само по себе стресс. Учтите, что от психоэмоционального напряжения будет страдать не только, например, речь, но все когнитивные способности.
Ваша задача и ответственность – максимально избегать стрессов. Для этого можно заниматься спортом, уходить от токсичных людей, практиковать позитивное мышление и аутогенную тренировку.
Аутогенная тренировка для избавления от стресса
Как развить когнитивные способности
Существует много способов и приемов, чтобы развить когнитивные способности как у ребенка, так и у взрослого. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Курсы
Есть отличные программы, которые помогают улучшить когнитивные способности человека. Познакомлю вас с некоторыми из них.
Развитие мышления – курс на платформе Викиум. Состоит из 11 уроков. Включает в себя программу развития мышления, теоретические видеолекции, практические задачи для развития, тренажеры. Вы сможете:
Стоимость курса – 990 рублей.
Развитие внимания – полезный онлайн-курс на платформе Викиум. Структура программы: 15 занятий, 11 тренажеров, аудиоматериалы, индивидуальная программа развития, комплекс тематических упражнений.
Стоимость обучения – 990 рублей.
Мнемотехники – онлайн-курс от платформы Викиум. Состоит из 15 уроков, практических упражнений, 7 тренажеров, методик запоминания, вводного и финального тестов для оценки развития памяти.
Программа курса направлена на:
Стоимость обучения – 990 рублей.
Тренажеры
В интернете есть большое количество тренажеров, направленных на тренировку когнитивных способностей.
Все тренажеры связаны между собой. Нет только на память или мышление. Ведь все когнитивные процессы перекликаются, дополняют друг друга, поэтому важно их развивать в комплексе. Тренажеры этому хорошая подмога. Развивая что-то одно, вы затрагиваете и другие процессы.
Упражнения
А вот упражнения могут развивать как конкретный вид психического процесса, так и все вместе. Например, нужно вам повысить уровень творческого мышления, для этого есть инструмент.
Соедините 9 точек четырьмя отрезками. Отрывать ручку от бумаги нельзя. Каждая точка пересекается линией только один раз.
Развитие логического мышления отлично происходит с помощью следующего упражнения. Таких вариаций с числами может быть много.
Перечисление числовых последовательностей:
Отлично развивает произвольную память у ребенка и взрослого следующее упражнение. Для взрослых могут быть другие варианты слов.
Зачитываются 10 слов, важно воспроизвести их в том же порядке: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.
Для развития внимания и памяти хорошо подходит упражнение “Числовой ряд”.
Дается ряд чисел: 3, 5, 4, 7, 8, 10, 15. На них внимательно нужно посмотреть в течение 30 секунд. Потом второй человек задает вопросы:
В игровой форме легче учиться, что-то запоминать и развивать. Поэтому разные типы познавательных процессов легче развивать играя. Когнитивная стимуляция с помощью игр полезна в любом возрасте. Как будем играть?
Еще немного онлайн-игр:
Книги
О пользе чтения книг сейчас опять заговорили. Я сама столкнулась с проблемой: в большинстве своем младшие школьники ненавидят читать! Отсюда низкая успеваемость и сплошные глупости в поведении.
Книги читать важно, книги читать нужно! С их помощью можно отлично “поработать” над своими когнитивными функциями.
Рекомендую следующие книги:
Факторы снижения
Но не все так радужно, как хотелось бы. Наш мозг имеет определенный ресурс, который мы бездумно растрачиваем.
Какие бывают когнитивные искажения и как с ними бороться? Например:
Эти проблемы не органические. Но я общалась с такими людьми, и с ними очень сложно. Такое ощущение, что перед тобой несокрушимая стена. Хотя они могут себя очень комфортно чувствовать в своих убеждениях. Такие искажения прорабатываются психотерапией.
Есть еще факторы снижения работы когнитивной сферы и происходящих в ней нарушений:
Заключение
Мы подробно разобрали с вами эту интересную тему.
Хочу еще раз подчеркнуть важность не только внешнего ухода за собой! Вы же регулярно чистите зубы, подстригаете ногти, расчесываетесь. Но важно постоянно заботиться и о работе мозга, его чистке, профилактике искажений и нарушений.
У вас в руках ценная информация по развитию когнитивной сферы. Что вы будете с ней делать? Это зависит только от вас. До новых встреч!
С Уважением, Людмила Редькина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».