Что относится к кгн
Понятие культурно-гигиенических навыков и их значение в жизни человека
Юлия Махова
Понятие культурно-гигиенических навыков и их значение в жизни человека
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил стало для них естественным, а навыки совершенствовались.
Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков включает в себя освоение детьми навыков личной гигиены, культуры еды, бережного обращения с вещами личного пользования и навыков поддержания порядка в окружающей обстановке.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.
Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
У ребенка формируется представление о собственном теле.Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действий, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цепь деятельности, не отвлекаться.
При этом формируется такие волевые качества личности,как:
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Ребенок достигает, под действием взрослого, успеха в овладении культурно-гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для освоения новых действий ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создаёт условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает обращать внимание на себя, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов навязчиво обращал внимание ребёнка на изменение в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает контролировать свой внешний вид.
С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации малыша.
Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков — основа здорового образа жизни воспитанников» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До семи лет человек проходит огромный.
Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания Игра «Водичка, водичка!» Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков» Культурно- гигиенические навыки сформированные в детстве – это основа здорового образа жизни. Ранний возраст является «сензитивным периодом».
Консультация «О воспитании культурно-гигиенических навыков у детей 2-го года жизни» Работая с самыми маленькими детьми мы постоянно приходим к выводу, что воспитание у детей КГН – первооснова всей дальнейшей работы и основа.
Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков» Консультация. «Воспитание культурно-гигиенических навыков» (из личного опыта работы) Тема охраны жизни и здоровья детей сегодня волнует.
Перспективное планирование культурно — Гигиенических навыков У Детей 2–3 лет. СЕНТЯБРЬ Питание Приучать держать ложку в правой руке, брать пищу губами, есть с помощью взрослого / игровые ситуации «Как мама учила.
Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–го года жизни» Родительское собрание на тему «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2–го года жизни» Гр. «Непоседы» Воспитатели: Бонь.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников. В основном мы большое внимание уделяем развитию все способностей ребенка, а воспитание культурно-гигиенических навыков ставим в самый конец.
Консультация «Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии»
Анастасия Кудинова
Консультация «Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии»
«Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии.»
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся,ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. как много усилий требуется от малыша, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. Это очень не просто. Так трудно намылить руки – мыло очень скользкое, застегнуть пуговицу – она никак не падает в петлю. А взрослые предъявляют много требований.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток. Он предусматривает рациональное чередование сна, бодрствования, а также рационализацию всех видов деятельности малыша. Он упорядочивает ритм жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другой, что создаёт благоприятные условия для физического и психического развития малыша, предохраняет от переутомления, способствует нормальной психической деятельности. Постепенно ребенок начинает хорошо представлять,что и когда он будет делать: утром вставать, днем обедать, гулять, играть, рисовать, вечером ложиться в кровать, ночью спать.
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации. За ними стоят нормы морали, правила поведения, хотя человек не всегда их осознаёт.
Из каких действий состоят культурно-гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить – чашкой, чистить зубы – зубной щеткой. А это орудийные или соотносящие действия, т. е. формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психологического развития – становление предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен. Вот здесь создаются благоприятные условия для освоения малышом действий с предметами, необходимыми для совершения культурно-гигиенических навыков. Тут и надо показать для чего служат мыло, полотенце, одеяло, ложка и салфетка, объяснить ему правила культуры поведения.
По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
Что же мы видим в игре детей трехлеток? Она имеет отобразительный
характер, бытовой сюжет. Малыш повторяет несколько знакомых усвоенных
бытовых действий: покормил куклу, положил её на кровать, погулял с ней, а потом опять покормил, уложил спать и т. д. То есть ребенок отражает в играх не взаимоотношения взрослых, а их действия, и прежде всего бытовые, потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-шесть лет ребенок может заменить действия словами,например: «уже поел», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым, третьим блюдом.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труд по самообслуживанию. Малыш научился одеваться – что сначала,что потом: научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать, приема пищи, подъема и др.
Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Развитие этого вида труда состоит в том, что складываются системы действий, усложняется их содержание.На его основе в трехлетнем возрасте эпизодически начинает появляться элементарная хозяйственно-бытовая деятельность: малыш залил пол водой, когда мыл руки, и вытер его; после еды поставил свою тарелку в раковину и вымыл.
Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношение ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять что он уважает его, его требования, принимает и поддерживает их, то сверстника он пытается научить.
Также освоение культурно-гигиенических навыковдает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослым! Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля.
Формирование культурно-гигиенических навыков создает условия для организации ознакомления с окружающим миром, реализации познавательной потребности. Ребенок действует с предметами или орудиями (ложкой, мылом, полотенцем и т. д., усваивает их функции, он узнаёт и качества: цвет, вязкость, температуру, вкусовые и тактильные признаки. Причем это происходит в процессе активных действий малыша с этими предметами.Они одновременно воздействуют на многие органы чувств: суп горячий, ароматный, вкусный, прозрачный.
Ребенок открывает для себя отличительные признаки предметов и веществ, включенных в бытовые процессы, и это вызывает у него яркие положительные эмоции.
В процессе освоения культурно-гигиенических навыков у детей развиваютсяпознавательные чувства: удивление, радость, удовольствие от познания нового.
Очень важно при знакомстве с качествами предметов называть их словами. Это делает качество предметов осознанным, закрепляет его в памяти ребенка и к тому же расширяет словарный запас.
При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно-следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький; почему вода смывает пену и грязь с рук; как с помощью вилки можно разделить котлету пополам; куда пропадает сахар в чае; почему на скатерти осталось жирное пятно после пролитого супа; почему нельзя есть сырую картошку, а в супе – она вкусная.
Многое с чем действует ребенок в быту изменчиво: когда суп остывает, он покрывается пленкой, если его разогреть, то пленка исчезнет; если долго пользоваться полотенцем, оно запачкается, а если постирать, то оно снова станет чистым; от горячей воды идет пар.Малыш постепенно постигает элементарную диалектику: переход веществ из одного состояния в другое, взаимосвязь предметов, веществ, процессов.
Главная роль в этом принадлежит взрослому, который направляет, поддерживает интерес ребенка, обращает его внимание на то, что не лежит на поверхности, а скрыто в предмете.
В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как осознание своего «Я». Это выражается в частности в том,что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам!». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действия, именно он достиг результата. И поэтому переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показать другим свое «Я».
Но что малыш умеет делать? Где ему показать себя? Тут на помощь приходя культурно-гигиенические навыки,бытовые процессы: я сам умею умываться, одеваться, обуваться причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но САМ! И если ребенок владеет навыками самообслуживания, то ему есть, где продемонстрировать свою самостоятельность. Хотя пока он освоил только самые простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым.
Нужно помнить, что ребенку трудно правильно всё выполнить.
Освоение культурно-гигиенических навыков ещё далеко не закончено. Не все предметы действия сформированы. И то, что кажется взрослым простым
и обыкновенным, в раннем детстве ново и сложно. Поэтому надо быть очень внимательным, не обидеть малыша, поддержать всякое его стремление к самостоятельности, проявление активности. Похвала, умелое поощрение создают одно из необходимых условий формирования навыка – положительными эмоциями, то она выполняется увереннее и быстрее осваивается. Радуясь своим успехами, ребенок стремится их повторить. При этом необходимо оценить не малыша, а его действия, подчеркивать, что он правильно выполнил. А если сделал неправильно, то показать, как надо исправить ошибку.
Культурно-гигиенические навыки формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нём изменения. Это вызывает удивление, восторг, радость. Ведь это тоже для него открытие!
Выполнение культурно-гигиенических навыков создаёт условие для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, анализировать насколько она изменилась, когда причесалась, заплела косы, завязали ей бантик. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребенка на изменение в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне (как надо выглядеть, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.
Таким образом, ребенок переходит постепенно к контролю над своим внешним видом. Как и для формирования своего навыка, так и для его контроля важен развернутый показ последовательности действий и их словесное обозначение. Тогда у ребенка складывается сенсорный образ действий и составляющих его операций, например последовательность умывания рук. В дальнейшем выполнение действия проверяется этим образом. Первоначально формируется контроль пооперационный, т. е. с имеющимся образом сравнивается результат каждой выполненной операции и затем итоговый, результативный. Тогда сличается с имеющимся образом весь достигнутый результат.
Культурно-гигиенические навыки совпадают ещё с одной линией психологического развития – развитие воли. Ведь малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитатель покормить, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело вставать рано утром, да ещёи одеваться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицу, завязать шнурки,
надеть свитер правильно, а не задом наперёд. Мама это сделает лучше, да и быстрей. И если взрослые спешат прийти ребенку на помощь при малейшем затруднении, освоить его от необходимости прилагать усилия,то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребенка важным становится качество выполнения действий, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а он сам по своей инициативе его совершает, сам контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целесообразность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
С возрастом по мере овладения культурно-гигиеническими навыками малыш осознаёт правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка управлять ими, т. е. поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может даже отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.
Таким образом, освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человеку или персонажу: нравится, значит хороший, не нравится, значит плохой.
Подчеркнём ещёодин важный момент: оценивать действия ребенка нужно объективно, развернуто, обращая его внимание на качество их выполнения. Причем делать это необходимо как по ходу процесса,так и по его окончанию: «Ты правильно открыл кран, поэтому вода льётся понемногу и брызги не летят на пол» и т. д.
Итак, главная задача развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у них осознание условий и правильной последовательности действий, а также направленность на получение качественного результата.
Несмотря на то, что наиболее благоприятным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков является раннее детство, дошкольный возраст имеет в этом отношении своё значение:
1. Освоенные культурно-гигиенические навыки постепенно переходят в привычку. Так, навык мыть руки перед едой перерастает в потребность мыть руки. При этом выполнение действий сопровождается чувством удовольствия, окрашивает положительными эмоциями, и наоборот, если ребенку не удаётся выполнить действия, ставшие потребностью, то он
испытывает внутренний дискомфорт: может отказаться от еды, даже если очень голоден, если не удалось помыть руки.
2. Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся более сложными, объединяются в системы. Навыки личной гигиены с навыками поведения в общественных местах: как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам; как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол.
3. Формирование осознание правил и норм, стоящих за культурно-гигиеническими навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы он «открывает», что за каждым культурно-гигиеническим навыком стоит определенное правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества.
Консультация для родителей «Полезные навыки» Многих родителей волнует вопрос, с какого возраста надо учить своего ребенка владению ножницами? Начинать обучение по вырезыванию можно.
Консультация для педагогов «Как грамотно поставить хама на место» Родители и педагоги учат детей вежливо относиться к другим людям. Ребятам прививаются правила культурного поведения: не хамить, уважительно.
Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.
Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.
Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.
Консультация для родителей «Раскраски — помощники в развитии детей» Не секрет, что развивать мышление, умственные способности детей дошкольного возраста без карандашей и красок, пожалуй, не возможно. Родители.
Лэпбук культурно-гигиенические навыки Цель: обобщение знаний о личной гигиене детей. Задачи:закрепить знания о личной гигиене, формировать умение следить за своим внешним видом,.
Моя Родина Казахстан. Часть 1. Кандыагаш — маленькая точка большого значения Многие люди уезжают с мест в которых они родились, я не исключение. Я давно живу в России, в городе Липецке, и этот город стал для меня.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Наталья Молчанова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Консультация по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого раннего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учат тому, что, чем и как едят; знакомят с разновидностями посуды (чайная, столовая); учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей, обращают внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.
Воспитание культурно-гигиенических навыковвключает широкий круг задач:
• Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
• Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
• Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
• Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
• Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
• Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
• Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр («Накормим куклу Машу», «Искупаем куклу Машу», «Научим мишку умываться», «Научим Зайку правильно держать ложку»); систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыковведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:
1) Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;
2) Не следует торопить ребёнка, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;
3) В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;
6) Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, не разговаривать во время еды.
К числу основных условий успешного формирования у детей культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, непосредственно образовательная деятельность и игры).
Для детей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка в младшем возрасте и геометрическая фигура с среднего возраста. Это повышает интерес детей к умываниюи закреплению знаний геометрических фигур.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, непосредственно образовательной деятельности, в быту.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Чтобы научить ребенка культурно есть, детей учат овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, не разговаривать, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Для постепенного формирования требуемых навыков, детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным контролем.
По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию («У Мишки грязные лапки», «Кукла Маша простудилась», тем самым влияя на становление нового вида деятельности игры.
В творческой игре («Семья», «Парикмахерская») дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр., а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Составитель проекта: воспитатель Козмодемьянова Надежда Владимировна.
Способы формирования культурно-гигиенических навыков Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не.