Что относится к кавказцам
Список народов Кавказа
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии. |
Ниже приведены алфавитные списки народов, населяющих, или населявших ( † ) Кавказ.
Список народов Кавказа
Полезное
Смотреть что такое «Список народов Кавказа» в других словарях:
Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия
Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия
Список наград Брежнева — Леонид Ильич Брежнев Восковая скульптура Л. И. Брежнева в парадной форме маршала Советского Союза … Википедия
Список известных дагестанцев — Здесь приводится список известных представителей Дагестана (людей, которые здесь которые родились либо длительное время жили и работали), о которых либо уже имеются, либо предполагаются к написанию статьи в Википедии. Содержание 1 Военные … Википедия
Народы Кавказа
Содержание
Народы, говорящие на кавказских языках
Кавказские языки — условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (например индоевропейскую, алтайскую). Кавказские языки принято разделять на две группы северокавказскую и картвельскую
Грузинские евреи — этнолингвистическая группа евреев, проживают в Грузии (в том числе в Южной Осетии). В основном грузинские евреи говорят на грузинском языке, в качестве письменного также используют грузинский алфавит. Среди торговцев сформировался жаргон киврули, являвшийся смесью грузинского и иврита [6]
Тюркоязычные народы
Народы населающие Кавказ, которые говорят на языках принадлежащих к тюркскoй ветви Алтайской языковой семьи:
Монгольские народы
Народы, говорящие на индоевропейских языках
Народами Кавказа, говорящими на языках, принадлежащих к индоевропейской семье языков, являются:
Осетины в основном живут в Северной-Осетии (автономия в составе РФ) и Южной Осетии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии).
Езиды проживают на западе Армении, в основном в Арагацотнской области.
Греки проживают в основном на севере Армении и в Грузии.
Русские в основном живут в российском Северном Кавказе, большая концентрация русского населения присутствует в Ставропольском и Краснодарском краях а также в Адыгее.
Казаки (кубанские и терские) живут в основном на своих исторических землях, а именно кубанские в Краснодарском крае и западных станицах Ставропольского края. Терские же в основном проживают вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе. Особая этнографическая группа русских — молокане проживают в основном в своих селениях в Армении (Фиолетово, Чамбарак, Лермонтово), Грузии (Давитиани, Ульяновка, Сатапле), Азербайджане (Ивановка, Новосаратовка, Чухур юрд, Ново-Ивановка) а также в Ставропольском крае России.
Талыши проживают в основном на юге Азербайджана, в регионе Талыш. Их численность в Азербайджане составляет по разным данным от 112,000 (перепись 2009) [4] до 800—900 тысяч [10] [11] человек. За пределами Кавказа значительная талышская община существует в Иране.
Какие народы живут на Северном Кавказе?
Кавказ — южная граница Европы и Азии, здесь проживают более 30 национальностей. Большой Кавказский хребет делит регион пополам: северные его склоны (Северный Кавказ) практически полностью входят в состав России, южные — делят Грузия, Азербайджан и Армения. В течение веков Кавказ оставался ареной соперничества мировых держав: Византии, Персии, Османской империи. В конце XVIII — начале XIX века Кавказ почти целиком вошел с состав Российской империи. В конце ХХ века, с распадом СССР, закавказские республики получили независимость, северокавказские народы остались в составе России.
От Таманского полуострова вдоль береговой линии Черного моря до Сочи тянется западная часть Кавказского хребта — это историческая родина черкесов (другое название — адыги), группы родственных народов, говорящих на адыгском языке. После Крымской войны 1853-1856 годов, в которой черкесы-адыги поддержали турок, большая часть их бежали на территорию Османской империи, побережье заняли русские. Западные адыги, оставшиеся в горах и принявшие российское подданство, стали называться адыгейцами. Сегодня они проживают на территории Адыгеи, самой западной северокавказской республики, со всех сторон, как остров, окруженной Краснодарским краем. Восточнее Адыгеи — на территории Карачаево-Черкесской Республики проживают черкесы, восточная часть адыгейского этноса, а еще дальше — кабардинцы, также родственный адыгам народ. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы говорят на языках, принадлежащих одной и той же языковой семье: абхазо-адыгской. Как и многие северокавказские народы, адыги, поначалу язычники, около VI века (почти за четыре века до Руси) приняли христианство; здесь даже существовали свои епископские кафедры, однако с падением Византии, под воздействием персидского и позже османского влияния, большинство адыгов к XV веку обратились в ислам, так что сейчас черкесы, адыгейцы и кабардинцы— мусульмане.
Южнее черкесов и кабардинцев проживают два близких тюркоязычных народа: карачаевцы и балкарцы. Этнически карачаевцы составляют единый народ с балкарцами, разделенный чисто административно: первые вместе с этнически неблизкими им черкесами образуют Карачаево-Черкесию, вторые с кабардинцами — Кабардино-Балкарскую Республику. Причины такого причудливого административного деления неясны. Как и черкесы, эти народы когда-то исповедовали христианство, но, выпав из круга византийского влияния, приняли ислам.
Восточнее Кабардино-Балкарии расположена Осетия. Древнее христианское царство осетин (народ иранского происхождения) — Алания — было одним из крупнейших христианских государств Кавказа. Осетины и теперь остаются единственным северокавказским народом, сохранившим православное вероисповедание. К моменту общей исламизации осетины успели достаточно укрепиться в вере, чтобы противостоять внешнему натиску и конъюнктуре, в то время как прочие народы, не изжив до конца языческих верований, по сути, так и не став до конца христианами, обратились в ислам. В свое время в состав древнего Аланского царства входили земли карачаевцев, черкесов, балкарцев и кабардинцев. До сих пор сохранились общины моздокских кабардинцев, сохранившие православную самоидентификацию. До конца XIX века мусульмане-балкарцы, заселившие после падения средневековой Алании многие аланские земли, сохраняли «пережитки»христианства в виде почитания церквей, крестного знамения.
Еще восточнее проживают два родственных народа: ингуши и чеченцы. Только в начале 90-х годов ХХ века эти два народа образовали две отдельные республики на месте когда-то единой Чечено-Ингушской АССР. Подавляющее большинство ингушей и чеченцев — мусульмане, христианство исповедуют только чеченцы, проживающие в Панкисском ущелье на территории Грузии.
От восточной границы современной Чечни до Каспийского моря расположен Дагестан, на территории которого проживают более десяти национальностей, из них к чеченцам ближе всего народности, входящие в так называемую нахско-дагестанскую языковую семью: аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы, табасаранцы и агулы. Все эти народы проживают в горных районах. На каспийском побережье Дагестана расположились тюркоязычные кумыки, а на северо-востоке — также тюркоязычные ногайцы. Все эти народы исповедуют ислам.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧЕНЫХ О КАВКАЗЦАХ-АРИЯХ:
Доктор исторических наук Савва Иверский: «Немецкий этнолог, Иоганн Фридрих Блуменбах (1750-1840), на основе научных исследований и наблюдений, писал: «Существует белая раса, к которой относятся европейцы. Эту расу следует называть кавказской, поскольку наиболее древними и чистыми представителями этой расы являются коренные народы Кавказа»
Это и есть основная разница – как смотрит на нас западное сообщество – с одной стороны – и, как смотрит на нас Россия! Отсюда и совершенно противоположное отношение к нам Запада и России!
Знаменательно, насколько превознесены эти народы всем просвещенным человечеством, настолько же принижены русскими оскорбительным прозвищем; но, как говорится, «нет худа без добра»! Стараясь попрать достоинство всех кавказцев сразу термином «лица кавказской национальности», тем самым они невольно способствуют их сплочению, образовав новую дефиницию единой кавказской национальности, открывая им глаза на свое истинное происхождение!
В самом деле, ведь и вправду – мы: черкесы, вайнахи, грузины и дагестанцы являемся одной нацией!
Да, мы являемся одной нацией, потому что имеем одних и тех же исторических предков – древних шумеров, хурритов, иберов и заимствовали от них весь опыт древнейшей цивилизации.
Да, мы являемся одной нацией, потому что питаемся одними и теми же мифологическими корнями, считая себя потомками общего нашего праотца Таргамоса и имея такого могучего соплеменника, как титан-богатырь Прометей-Абрскил-Амирани, доставивший жителям земли огонь и за неподчинение богам, прикованный к горе Кавказа.
Да, мы являемся одной нацией, потому что у нас схожая внешность, и, видать, не из неприглядных, поскольку сведущими людьми Европы оценена она образцовой, и даже русские, кавказскую национальную общность, сосредотачивают на «лице».
Да, мы являемся одной нацией, потому что говорим на родственных иберийско-кавказских языках и пользуемся такими гортанными согласными, которых кроме нас никто не может произносить.
Да, мы являемся одной нацией, потому что состоим в исключительной этно-психологической общности: носим одну и ту же традиционную национальную одежду и все сразу называем ее «черкеской»; танцуем одни и те же танцы и самую зажигательную из них называем «лезгинкой»; сопровождаем эти танцы одной и той же мелодией и она одинаково будоражит нашу кровь; строим одинаковые жилища – «сакли» и украшаем их одинаковыми коврами и гончарными изделиями; одинаково возводим в культ патриархальные адаты и обычаи: почтенное отношение к старшим, побратимство, гостеприимство, клятвонепреступление, женскую честь. – и даже самые ближайшие соседи-некавказцы по вышеописанным характеристикам не похожи на нас – ни с севера, будь то казаки или калмыки, и ни с юга, будь то армяне или азербайджанцы.
А поскольку русские диалектику учили не по Гегелю, данного этим ученым определения кавказскому духу им конечно же не понять. И то, как соединяются нации в этом едином духе – тоже. И хорошо, что не понять, ибо меньше у них возможностей для противодействия; но будет плохо, если сами «лица кавказской национальности» не поймут; ведь недаром сюзереном подсказана чудесная идея – идея о национальном единстве!»
Десять вопросов про Кавказ и кавказцев
1. Кавказ — это Европа или Азия?
Вопрос не так прост, как кажется! Существуют разные мнения о том, где проходит граница между частями света. Бесспорным считается только Уральский хребет, а дальше одни проводят границу по Каспию (тогда Кавказ остается в Европе), а другие — и их большинство — по реке Маныч и Азову (тогда Кавказ относится к Азии). Если же оставить географию в стороне, то культурно регион все же ближе к Европе, чем к Азии. Кстати, в английском языке термин Caucasian обозначает европеоидную расу — с легкой руки антрополога Блуменбаха, назвавшего Кавказ родиной человечества.
2. Все ли кавказцы — мусульмане?
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Нет. Часть осетин исповедует православие, а часть — «традиционную веру осетин», в которой сплелись христианство, культ Уастырджи (Святого Георгия) и элементы язычества. Христианами считают себя и моздокские кабардинцы, принявшие православие в 1759—1770 годах в поисках российского покровительства в феодальной междоусобице. Кроме того, на Кавказе много русских, армян, греков и других народов, традиционно исповедующих христианство. Горские евреи исповедуют иудаизм. Отдельные граждане исповедуют другие религии, есть даже представители пастафарианства. В домусульманскую эпоху здесь верили и в своих богов (часть языческого пантеона представлена в сказках и преданиях), и в Христа (в Карачаево-Черкесии сохранились христианские храмы, датируемые еками), и в Заратустру (об этом свидетельствуют археологические находки в Дербенте). Но все же большинство кавказцев — мусульмане-сунниты. Небольшая часть относится к шиитам. В Дербенте у них даже есть общая мечеть.
3. Прилично ли спрашивать на Кавказе «Кто ты по нации?»
Ничего дурного в этом нет, но все же воспитанные кавказцы избегают задавать такой вопрос в лоб и определяют национальную принадлежность по косвенным признакам — по имени, фамилии, акценту, роду занятий. Если же не удается, спрашивают: «Откуда ты родом?» — и вычисляют национальность по названию села и района. Турист, не знакомый с географией региона, может, не стесняясь, спросить о нации. Это лучше, чем пытаться угадать и ошибиться. Некоторые могут и обидеться, если собеседник предположит, что он, допустим, кабардинец, а не осетин, и наоборот.
4. Какая разница между черкесами и адыгами?
По сути разницы нет никакой. Адыги — это группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги и другие), которые живут в России (в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Краснодарском и Ставропольском краях), Турции, Иордании и других странах и говорят на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы. Их самоназвание — адыгэ. А черкесы — это экзоэтноним, то есть название, данное адыгам другими народами, в частности русскими, которые сами позаимствовали это слово у средневековых итальянских купцов. Кстати, до XIX века адыгов называли черкасами. Но вообще, с этими терминами все сложно. Черкесами называют также потомков мухаджиров, переселившихся из России в Турцию после Кавказской войны, хотя среди них были не только черкесы.