Что относится к категории служебная тайна
Всё о служебной тайне и её охране
Исполнение трудовых обязанностей нередко связано с понятием служебной тайны. Что законодатель относит к этой категории, как охраняется конфиденциальная информация? Почему служебная и профессиональная тайна – это не одно и то же? Знать ответы на поставленные вопросы полезно не только профессионалам, кадровым работникам и руководителям бизнеса, но и гражданам, чьи интересы защищает законодательство в этой сфере.
Служебная тайна как объект права
Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).
Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной?
Посмотреть ответ
Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:
В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.
Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:
Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.
Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.
Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.
В Указе Президента №188 от 06/03/97, утверждающем перечень конфиденциальных сведений, служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством.
Служебная и профессиональная тайна
ВАЖНО! Образец акта о результатах работы комиссии при проведении служебного расследования по факту разглашения коммерческой тайны от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Из сказанного ранее ясно, что на сегодняшний день четкого, бесспорного законодательного разделения между различными видами тайны нет. Кроме служебной, особо выделяют государственную тайну, есть тайна частной жизни (личная, семейная, тайна голоса), есть коммерческая тайна, касающаяся секретов бизнеса.
Однако наиболее значимым и в то же время сложным процессом является попытка разделить тайну служебную и профессиональную. Возможно ли это в принципе?
Попробуем разобраться. Итак, служебная тайна – сфера работы госслужащих и муниципальных служащих. Это ее основной признак. Профессиональной тайной могут обладать профессионалы, занимающие различные должности, с государственной и муниципальной службой не связанные. Служебная тайна на практике регламентируется актами специального назначения, предназначенными для чиновников, а профессиональная тайна в первую очередь подчиняется нормам трудового законодательства.
Заметим, что и та и другая разновидность тайны упомянуты в ТК РФ (ст. 57, 81, 243). Разнится и состав тайных сведений. Как правило, профессиональная тайна представляет собой более узкий массив сведений, по сравнению со служебной тайной.
В состав служебной тайны входят сведения о деятельности госоргана, муниципального органа, в соответствии с внутренними регламентами этих органов. В то же время в состав профессиональной тайны могут входить узкоспециальные сведения, не подлежащие разглашению, к примеру, тайна исповеди, журналистская тайна, иная тайна, относящиеся к той или иной профессии.
На заметку! Существуют тайны, которые нельзя однозначно отнести к профессиональным или служебным. К примеру, персональные данные частного лица могут составлять служебную тайну для судьи, являющегося государственным должностным лицом, и профессиональную тайну для работника кадровой службы коммерческой фирмы.
Какая информация является служебной тайной
Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:
Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:
В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.
Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.
Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.
По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.
Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.
В то же время налоговой служебной тайной являются:
Служебную тайну в целом можно разделить на две части:
Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.
Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.
Какая информация не относится к служебной тайне
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.
К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:
Защита служебной тайны
Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.
Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.
Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).
КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.
За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.
Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.
Определение и виды служебной тайны в законе
Закон о служебной тайне — существует ли нормативный акт с таким названием, как расшифровывается понятие «служебная тайна» и где можно ознакомиться с перечнем составляющих служебную тайну сведений, узнайте из нашего материала.
Какой федеральный закон расшифровывает понятие «служебная тайна»
В настоящее время отсутствует действующий федеральный закон, посвященный служебной тайне (СТ) и раскрывающий содержание этого термина.
Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:
Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.
СТ также можно определить как один из видов информации:
Подробнее о разных видах сведений, доступ к которым ограничен и защищается законом, узнайте на нашем портале:
Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная
Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:
Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:
Детальную информацию о составе указанных групп см. на схеме:
О разнообразных сведениях, с необходимостью представления которых сталкиваются хозяйствующие субъекты в своей работе, узнайте из материалов:
Какие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции) посвящены вопросам служебной тайны
Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:
Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — отдельному набору информации, не относящемуся к СТ (нормативное разграничение сведений, составляющих гостайну, и информации, относимой к СТ, закреплено в абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства РФ № 1233). Перечень состоит из 118 позиций, объединенных в 4 блока и содержащий сведения в областях:
Другим Указом Президента РФ (от 06.03.1997 № 188) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, включающий:
Из п. 3 Перечня, утвержденного данным Указом, можно сделать вывод, что к СТ относится только часть конфиденциальной информации, а именно сведения, доступ к которым ограничен органами госвласти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (определение в законе служебной тайны).
В следующем разделе расскажем о том, какое влияние нормы ГК РФ оказывают на попадание сведений в разряд СТ.
Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне
В ГК РФ до 01.01.2008 действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» — она устанавливала, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:
В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует. Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ. Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.
Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:
Нюансы применения разнообразных законов изучайте с материалами нашего портала:
Итоги
Определение служебной тайны можно найти в Указе Президента от 06.03.1997 № 188, содержащем перечисление признаваемых конфиденциальными сведений. Характерные отличительные свойства такой информации — получение сведений в процессе служебной деятельности и ограничение к ним доступа.
Виды служебной тайны определены различными нормативными актами с учетом специфики работы госорганов.
Какая информация не относится к служебной тайне?
К служебной тайне не относятся сведения особого свойства. В каком нормативном акте определен их состав и как обеспечивается их открытость, расскажем в нашем материале.
Какая информация составляет служебную тайну (определение и характеристика)
Составляющие служебную тайну сведения (ССТС) — это информация:
В п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) приведена характеристика относимой к служебной тайне информации:
Ниже приведены примеры информации с ограниченным законом доступом, которыми могут обладать госслужащие в силу исполнения обязанностей:
Какая еще информация может попасть в состав ССТС, читайте далее.
Перечень составляющих служебную тайну сведений
Законодательно утвержденный перечень ССТС на сегодняшний день отсутствует, хотя утвержден ряд подобного рода перечней сведений (например):
В Перечень ССТС может попасть любая информация конфиденциального характера, которая:
Например, к разряду ССТС относится информация об усыновлении ребенка — в соответствии со ст. 139 Семейного кодекса РФ эта информация охраняется законом и не подлежит разглашению:
При отсутствии законодательно утвержденного «служебного» перечня существует набор сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне. Расскажем о них далее.
С разнообразными перечнями, применяемыми налогоплательщиками в своей работе, вы можете ознакомиться из материалов, размещенных на нашем портале:
Сведения, доступ к которым не может быть ограничен
Не относимая к служебной тайне информация перечислена в п. 1.3 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения).
В состав служебной информации ограниченного распространения не включаются:
1. Законодательные акты, устанавливающие:
2. Сведения об опасных природных явлениях и процессах, чрезвычайных ситуациях.
3. Санитарно-эпидемиологическая, гидрогеологическая, гидрометеорологическая, экологическая информация.
4. Описание функций, направлений и форм деятельности органа исполнительной власти, а также его структура и адрес.
5. Порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан и юрлиц, а также принятые решения.
6. Сведения об использовании госресурсов, состоянии экономики и потребностей населения.
7. Необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан документы, накапливаемые в открытых фондах архивов и библиотек, информационных системах организаций.
Аналогичный список сведений, доступ к которым не может ограничиваться, приведен в ст. 8 закона об информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
С какими ограничениями могут столкнуться налогоплательщики — см. в материалах:
Способы обеспечения открытости служебной информации
Не относимые к служебной тайне служебные сведения должны быть доступны всем заинтересованным пользователям такой информации.
Доступность информации обеспечивается следующими способами:
С разнообразными видами запросов вы можете ознакомиться на нашем портале:
Итоги
К сведениям, не относящимся к служебной тайне, причисляется общедоступная информация о структуре и режиме работы госорганов, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации, об опасных природных явлениях, расходовании госресурсов. Общедоступными также являются документы, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, накапливаемые в открытых информационных ресурсах, и другие виды информации.
Каков срок охраны коммерческой и служебной тайны?
Срок охраны коммерческой и служебной тайны — важный временной параметр, ограничивающий преждевременное разглашение конфиденциальных сведений. Кем, когда и как он устанавливается — узнайте из нашего материала.
Срок действия режима конфиденциальности информации: термины и определения
Под сроком охраны информации понимается временной период, в течение которого в отношении информации ее обладателем (или законным пользователем) проводится комплекс специальных мероприятий по защите от несанкционированного разглашения или утечки.
Спецмероприятия носят название режима сохранения информации (коммерческая тайна, служебная тайна, государственная тайна, профессиональная тайна), а понятие «обладатель информации» означает лицо:
Право распоряжаться информацией лицо может получить на основании:
Вышеуказанные термины и определения могут уточняться и (или) иметь специфическое толкование в зависимости от того, к какому виду информации они относятся. К примеру, в законе «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ термин «обладатель информации» расшифровывается как лицо:
С особенностями расшифровки терминов «коммерческая информация» и «служебные сведения», а также иными сопутствующими определениями вас познакомит следующий раздел.
Знакомство с разнообразной терминологией вам обеспечат размещенные на нашем сайте материалы:
Что относится к коммерческой и служебной тайне?
В соответствии с пунктами 3–5 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188, информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, считается сведениями конфиденциального характера (СКХ).
Термин «конфиденциальность информации» расшифрован в п. 7 ст. 2 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать ее третьим лицам без согласия обладателя.
Определение конфиденциальной коммерческой информации приведено в п. 2 ст. 3 закона № 98-ФЗ. Это сведения:
Все указанные группы сведений будут относиться к секретной коммерческой информации, если:
Поскольку посвященного служебной тайне закона в настоящее время нет, для расшифровки понятия «служебная тайна» воспользуемся терминологией других нормативных актов. К примеру, в соответствии с формулировкой п. 3 вышеуказанного Перечня (утв. указом № 188) под служебной тайной понимаются служебные сведения:
Таким образом, в разряд конфиденциальных сведений, доступ к которым защищается в силу требований закона, может попасть информация и коммерческого, и служебного характера.
Для чего нужно охранять конфиденциальные сведения?
Охрана относящейся к разряду служебной или коммерческой конфиденциальной информации необходима для защиты ее от:
При этом цель охраны информации имеет специфический оттенок для каждой группы рассматриваемых видов СКХ:
Вид режима конфиденциальности
Цель защиты информации
Режим коммерческой тайны
Режим служебной тайны
С видами наказаний за разглашение СКХ вас познакомят материалы:
Нормативные требования к срокам засекречивания конфиденциальных сведений
Среди нормативных актов РФ, регулирующих порядок защиты СКХ, сведения о сроках охраны информации содержит только закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1. В ст. 13 указанного нормативного документа обозначено следующее:
О сроках действия режима коммерческой тайны в действующей редакции закона № 98-ФЗ упоминание отсутствует. В предыдущей редакции этому вопросу была посвящена ст. 8 «Срок действия режима коммерческой тайны», в которой было установлено, что срок применения указанного режима определяется временем действия условий, необходимых и достаточных для признания соответствующих сведений коммерческой тайной.
Аналогичная ситуация складывается и в отношении нормативного регулирования вопроса о сроке действия режима служебной тайны — действующие редакции нормативных актов РФ, помещенных в открытом доступе, этот вопрос не рассматривают.
О временном периоде действия данного режима в п. 2 ст. 9 проекта № 124871-4 федерального закона «О служебной тайне» сказано следующее:
1. Срок действия режима служебной тайны не должен превышать 10 лет (если иной срок не установлен федеральным законом).
2. Вышеуказанный срок исчисляется с даты подписания должностным лицом документа с ограниченным доступом.
3. При установлении режима служебной тайны в отношении сведений, полученных в связи с исполнением должностными лицами своих обязанностей от иных лиц, срок охраны такой информации определяется, как:
О каких сроках полезно знать налогоплательщику — см. материалы:
Каким документом может устанавливаться срок охраны секретной информации?
При отсутствии в федеральном законодательстве указаний на сроки охраны сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну, временные рамки охранных режимов могут устанавливаться внутренними локальными актами предприятий и организаций (в приказах, инструкциях, положениях).
Кроме вопросов длительности охранных мероприятий в отношении СКХ, такие внутрифирменные локальные акты могут содержать и иные важные аспекты:
Как может выглядеть внутрифирменный локальный акт — узнайте из материалов:
С какой даты отсчитывается срок охраны сведений ограниченного доступа?
Формально дата отсчета срока охраны СКХ совпадает с моментом проставления на носителе с такими сведениями специального знака (грифа «Коммерческая тайна», «Служебная тайна», «Для служебного пользования» и т. п.). Однако законным проставление этого знака может быть только в том случае, если администрацией предприятия будут выполнены меры по установлению охранного режима.
Минимально необходимые мероприятия для установления в компании режима коммерческой тайны перечислены в п. 1 ст. 10 закона № 98. Они включают:
В отношении конфиденциальной служебной информации необходимые минимальные меры охранного характера перечислены в постановлении Правительства РФ о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения от 03.11.1994 № 1233 (п. 1.5):
Если информация, ранее не попадавшая в разряд сведений ограниченного доступа, была включена в соответствующий перечень СКХ, начальная дата охранных мероприятий совпадает с датой приказа (или иного локального акта), на основании которого в действующий перечень были внесены корректировки.
Где проставляется отметка о начале и окончании режима конфиденциальности?
Фиксация дат начала и окончания охранного режима для СКХ может осуществляться разными способами:
О каких датах необходимо знать налогоплательщику — см. в материалах:
Отдельные нюансы установления и прекращения срока защиты конфиденциальных сведений
Разнообразие информации, относимой в разряд СКХ, а также разные подходы к обеспечению конфиденциальности в части нормативных требований могут послужить причиной ошибок в установлении срока охраны СКХ.
Рассмотрим особенности установления и прекращения сроков охраны такой конфиденциальной информации, как ноу-хау.
Ноу-хау (секрет производства) — это массив информации:
В разряд ноу-хау могут попасть не ставшие всеобщим достоянием изобретения, оригинальные технологии, знания, имеющие практическую направленность результаты творческой деятельности и т. д.
В соответствии со ст. 1466 ГК РФ обладатель секрета производства владеет исключительным правом на него и может им распоряжаться. При этом:
То есть начало отсчета срока охраны сведений, составляющих секрет производства, начинается непосредственно в момент его создания.
Кроме того, необходимо учесть положения следующих статей ГК РФ:
Таким образом, как только информация, составляющая ноу-хау, становится общеизвестной (в результате утечки, кражи или иных способов утраты информации), срок охраны такого вида коммерческой информации прекращается автоматически вне зависимости от желания правообладателя и ранее установленных им охранных сроков для такого вида информации.
Если разглашена информация из документа под грифом «Для служебного пользования» или такой документ утрачен, необходимо оформить акт, на основании которого производятся соответствующие отметки в учетных формах (п. 2.10 постановления Правительства РФ № 188).
Итоги
Охрана конфиденциальных сведений производится исходя из сроков, установленных во внутрифирменных локальных актах.
В отдельных случаях охранные сроки могут корректироваться (при пересмотре перечня секретных сведений, при несанкционированном разглашении информации и т. д.).
Для правильного определения сроков охраны информации следует ее обоснованно классифицировать и учитывать отдельные требования ГК РФ (и иных нормативных актов) по вопросу особенностей охраны подобного рода сведений.