4395 погибших, 2541 раненых, 7000-8000 пленено, 21 корабль захвачен, 1 корабль затонул
Трафальга́рское сраже́ние (англ. Battle of Trafalgar ) — историческое морское сражение между британскими и франко-испанскими морскими силами во время Войны третьей коалиции, которая была частью Наполеоновских войн.
В рамках плана Франции по объединению всех французских и союзных флотов и взятию под контроль Ла-Манша, чтобы дать возможность Великой Армии вторгнуться в Англию, французско-испанский флот под командованием адмирала Вильнева вышел из порта Кадис на юге Испании 18 октября 1805 года. Он встретил британский флот под командованием адмирала Нельсона в Атлантическом океане вдоль юго-западного побережья Испании, у мыса Трафальгар. Вильнев был не готов к встрече с британцами и не смог полностью организовать флот. Нельсон же, напротив, действовал решительно, построив британский флот в две колонны, идущие на врага, чтобы пробить его расстроенные линии.
В жесточайшем сражении 27 британских линейных кораблей сошлись в сражении с 33 французскими и испанскими линейными кораблями. Хотя ведущие корабли британских колонн сильно пострадали, а флагман Нельсона HMS Victory практически выведен из строя, большой опыт и подготовка Королевского флота преодолели численное превосходство французских и испанских ВМС. Франко-испанский флот потерял 22 корабля, британцы же не потеряли ни одного корабля. Во время битвы Нельсон был смертельно ранен и умер незадолго до окончания битвы. Вильнёв был захвачен вместе со своим флагманом Bucentaure. Позже он присутствовал на похоронах Нельсона, будучи в плену в Великобритании. Адмирал Федерико Гравина, старший офицер испанского флага, избежав захвата с остатком флота, скончался пять месяцев спустя от ран, полученных во время битвы.
Победа подтвердила морское превосходство Великобритании. Традиционная тактика морских сражений в ту эпоху состояла в том, что корабли строились друг за другом по одной параллельной линии, что облегчало передачу команд и разъединение и позволяло создать максимальную зону поражения артиллеристским огнем. Нельсон отказался от этой привычной тактики и построил свои корабли в колонны, идущие перпендикулярно линии вражеского флота.
21.10.1805, у мыса Трафальгар (Trafalgar), около г. Кадис (Испания), во время войны Франции против 3-й антифранцузской коалиции. Английский флот адмирала Г. Нельсона разгромил франко-испанский флот адмирала П. Вильнева (P. Villeneuve), что обеспечило господство английского флота на море.
Трафальгарское сражение, крупнейшее морское сражение Наполеоновских войн между английским и испано-французским флотами, которое состоялось 21 октября 1805 у мыса Трафальгар (Trafalgar), около г. Кадис (Испания).
Английский флот действовал по плану, который Нельсон заранее довел до сведения капитанов, предоставив им при этом значительную свободу для проявления инициативы: «Если в бою не увидите сигналов или не поймете их, ставьте свой корабль рядом с вражеским— не ошибетесь». Союзники имели численное преимущество (33 корабля против 27), но английские моряки превосходили противника опытом и выучкой.
Эскадра Нельсона двумя колоннами под прямым углом с запада атаковала линию вражеских кораблей, растянувшихся почти на милю. Правая колонна (15 кораблей) под командованием адмирала К. Коллингвуда должна была отрезать испано-французский арьергард от основных сил и уничтожить его. Левая (12 кораблей), которую вел сам Нельсон, атаковала неприятельский центр.
В 11 часов раздались первые выстрелы. Около 12, сигнальщики «Виктори», флагманского корабля Нельсона, передали:«Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг».
В 12 часов 30 Коллингвуд отсек арьергард союзников. Его « Ройял Соверн» значительно опередил корабли своей линии и до их подхода в окружении вел бой с превосходящими силами противника.
В 13 ч. Нельсон вклинился между центром и авангардом вражеской эскадры. Корабли центра, оказавшиеся между двумя английскими колоннами, смешались и вынуждены были принять бой, в котором численное преимущество было уже у англичан. Авангард союзников продолжал двигаться на север. Входившие в него суда смогли лечь на обратный курс и двинуться на помощь основным силам лишь после 15 ч., когда исход сражения уже определился.
Корабль Нельсона взял на абордаж французский «Редутабль». Французы отчаянно сопротивлялись, ведя с мачт ружейный огонь по палубе «Виктори», и сдались лишь после того, как потеряли 80% экипажа. В этом бою Нельсон был смертельно ранен мушкетной пулей. Он умер в 16 ч. 30, получив перед смертью донесение о полной победе английского флота. В 17 ч.30 сражение закончилось.
В честь этой победы, окончательно избавившей Англию от угрозы наполеоновского вторжения, на Трафальгарской площади Лондона в 1867 была воздвигнута колонна, увенчанная статуей Нельсона, которую отлили из бронзы захваченных при Трафальгаре французских пушек.
В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания — ни одного. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон.
Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв. Под его началом находился испанский адмирал Федерико Гравина, руководивший испанскими силами.
Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века. [1] Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке. После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и сосредоточился на войне против двух других главных сил Европы: Австрии и России.
Предпосылки
После того, как в мае 1803 года после непродолжительного Амьенского мира, Великобритания и Франция снова оказались в состоянии войны друг с другом, Наполеон принял решение устроить вторжение в Великобританию.
В 1805 году главной наземной силой Европы была армия Первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании. В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы. Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия британского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.
Основная часть французского флота находилась в Бресте (в Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря. Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции.
5 октября 1804 года четыре испанских фрегата, везшие значительные суммы денег, были остановлены перед Кадисом британскими кораблями. Через 9 минут после начала сражения испанский фрегат «Мерседес» взорвался, а остальные три сдались. Испания ответила объявлением войны Великобритании и, таким образом, вступила в союз с Францией. В связи с этим на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и Ферроле.
Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции. Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземноморским флотом Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв.
Поэтому в марте 1805 г. Наполеон поставил перед Вильнёвом задачу отвлечь Королевский флот мнимым походом в район Карибского моря. Поход состоялся, однако целей не достиг: британский флот, разгадав замыслы Наполеона, продолжал сторожить Ла-Манш. Более того, на обратном пути корабли Вильнёва были перехвачены у мыса Финистерре. Испанцы потеряли два корабля, французы в бой не вступали.
20 августа французская эскадра пришла в испанский порт Кадис, где её заблокировали британские корабли. 17 сентября 1805 года Наполеон послал Вильнёву приказ со всем союзным флотом сняться с якоря, идти к Картахене, чтобы там соединиться с испанским контр-адмиралом Сальседо, а оттуда к Неаполю, чтобы высадить там войска, находящиеся при его эскадре, в подкрепление генералу Сен-Сиру, который должен был с севера вторгнуться в Неаполитанское королевство.
Ход сражения
Маневры перед боем
Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения испанского командующего Антонио де Эсканьо, вышла из Кадиса 19 октября, двинувшись на юг, к Гибралтару. Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure ). Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию.
В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях. Нельсон учёл все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, своё преимущество в ветре — и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии. Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг, приказав поставить, для увеличения скорости, дополнительные лиселя.
К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд, левым галсом, в полный бейдевинд. После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в маневре — ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд, тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона). При этом у него под ветром был близкий берег материка.
Начало сражения
Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы. St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign. Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников. Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артиллерийскую дуэль.
Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign. Он вклинился между испанским St.Anne и французским Fougueux. Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку.
Отстав от него на 45 минут, Victory, во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между самым большим кораблем испанцев Santisima Trinidad и флагманом союзников Bucentaure.
Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory, рядом с его капитаном, Томасом Харди. Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.
Канониры на британских кораблях значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан (французские историки приводят соотношение темпа стрельбы 7/4). Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля — таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.
Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большими временными промежутками. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность. Авангард союзников (командующий — адмирал Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис. Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno, Scipion, Intrepide, Raio, Formidable, Montblane, San Francisco de Asis, Duguay Trown) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы — Heros.
Близкий бой
Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Унесённый в лазарет Нельсон был ещё жив и требовал отчёта об идущем бое.
Вскоре после 14 часов Bucentaure спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены. Капитан Victory, Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами».
Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам. К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.
Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в арьергарде союзников, которым командовал Федерико Гравина на Prince des Astorias. Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge. Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран, от которых впоследствии скончался.
Завершение битвы 21 октября
Адмирал Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников. Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать, представляя более легкую цель. Воспользовавшись этим обстоятельством, адмирал Федерико Гравина на Prince des Asturias поднял сигнал «Следовать за мной». За ним последовали корабли: San Justo, San Leandro, Montanes, Indomptable, Neptuno, Argonaute. Эти корабли получили тяжелейшие повреждения как в оснастке, так и в живой силе. Манёвр адмирала Гравины позволил спасти эти корабли от английского плена.
Командир авангарда союзников, адмирал Дюмануар на Formidable, видя преследование Коллингвуда, наконец, сделал поворот оверштаг. Он приказал всем своим кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы. Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу командующего авангардом и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы. За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за головным кораблем. Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрёпанных кораблей левого дивизиона англичан. Однако четыре французских корабля: Formidable, Duguay Trown, Montblane и Scipion прошли мимо схватки.
В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм.
Штормовой день 22 октября
Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama, которые пошли на дно во время буксировки. Monarca разбился о скалы испанского побережья.
Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море.
Возобновление битвы 23 октября
Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море. Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву. Гравина перенес свой вымпел на Montanes. За ним шли San Justo, San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров.
Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон Игнасио М. де Алава) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским. Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь и мужественно сражалась, пока к ней не подоспел Гравина.
St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме фок-мачты. Поэтому ей с легкого фрегата Femida завели буксир и повели в Кадис.
Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador. Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса.
Итоги Трафальгарской битвы
Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане захватили или потопили почти весь союзный флот, не потеряв ни одного корабля. Потери убитыми и ранеными составили у них около 2 тысяч человек. Многие английские корабли были повреждены, например флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).
Однако стратегические итоги этой битвы были гораздо значительней. Франция и Испания навсегда утратили морское могущество. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии и вторжения в Неаполитанское королевство. Великобритания окончательно приобрела статус хозяйки морей.
Сигнал, поднятый Нельсоном
«Адмиральский ром»
После боя Victory был поврежден, его отбуксировали для ремонта в Гибралтар. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом. Существует расхожая легенда, что матросы проковыряли в бочке дырочку, через которую выцедили весь ром. Учитывая почтение и величайшую любовь, которым пользовался на флоте Нельсон, такая легенда представляется сомнительной. Однако, с той поры в английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона».
Интересные факты
В день 204-летия битвы, 21 октября 2009 года, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабляяяяя, участвовавшего в сражении (HMS Sparite). При начальной заявленной цене в 14 000 фунтов стерлингов флаг был продан 384.
Трафальгарское сражение — крупнейшее в XIX веке морское сражение периода Наполеоновских войн (1800-1815). 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на атлантическом побережье Испании к югу от порта Кадис английская эскадра (27 линейных кораблей) вице-адмирала Горацио Нельсона разгромила франко-испанский флот (33 линейных корабля) под флагом французского адмирала Пьера-Шарля Вильнева.
К 1805 году в Европе сложилось определенное соотношение сил: на суше господствовала армия Наполеона, на море — английский королевский военно-морской флот. Соответственно велись военные действия: Франция проводила политику континентальной блокады Англии, а Великобритания блокировала Францию по всем морским направлениям. Наполеон предпринимал попытки наступления на Англию со стороны моря, но после ряда неудач разработал новый план: французский флот в Средиземном море и испанские морские силы в Кадисе должны были объединиться в Вест-Индии, прорвав блокаду, после чего французские силы, захватив Ла-Манш, обеспечили бы полную безопасность своим кораблям от англичан.
Реализуя эти планы, Наполеон сосредоточил у Булони на берегу Ла-Манша до 180 тысяч солдат. По замыслу, французский флот должен был ложным маневром в район Карибского моря отвлечь англичан, а затем вернуться и обеспечить высадку. Однако замысел не сработал, и Вильнев вместо Ла-Манша ушел в Кадис, где бесцельно простоял два месяца. Узнав о решении Наполеона сместить его с должности, адмирал во главе франко-испанских сил вышел в море и направился к Гибралтару. Утром 21 октября союзники достигли мыса Трафальгар, где были атакованы английской эскадрой.
Адмирал был смертельно ранен.
В третьем часу дня в плен сдался корабль Вильнева. Около половины пятого скончался Нельсон. Активная фаза сражения завершилась к половине шестого. Принявший командование после капитуляции Вильнева серьезно раненый испанский адмирал Федерико Гравина сумел увести в Кадис только 11 кораблей союзников. Англичане потеряли 449 человек убитыми (считая Нельсона) и около 1200 ранеными. Потери французов и испанцев: почти четыре с половиной тысячи погибших, две с лишним тысячи раненых и семь тысяч пленных. 21 корабль союзников был захвачен, один затонул.
Поражение при Трафальгаре заставило Наполеона полностью изменить планы. Оставив мысль о прямом военном столкновении с англичанами, он сначала разгромил их сильных союзников Австрию и Россию 2 декабря 1805 года при Аустерлице, а затем принудил страны антифранцузской коалиции присоединиться к так называемой континентальной блокаде Британии. Нежелание русского императора Александра I следовать в фарватере этой политики стало решающим поводом для Наполеона напасть на Россию в 1812 году.
Таким образом, в широком историческом смысле Трафальгарская битва сыграла ключевую роль в выборе стратегии Наполеона, по сути, став предпосылкой его падения.
В честь победы при Трафальгаре площадь Вильгельма IV в самом центре Лондона была переименована в Трафальгарскую.
К 1843 году там была сооружена гранитная колонна высотой 46 метров с пятиметровой фигурой Нельсона наверху.
Основание колонны украшено четырьмя бронзовыми барельефами со сценами победоносных сражений адмирала.
Барельефы отлиты из переплавленных пушек с неприятельских кораблей.
По морской традиции считается, что черные шейные платки и черные ленты бескозырок появились у военных моряков ряда стран именно после Трафальгарской битвы, будучи тогда знаками траура по погибшему адмиралу Нельсону.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Знаменитый немецкий военный мыслитель Карл фон Клаузевиц говорил, что «война есть продолжение политики иными средствами», а «политика — это концентрированное выражение экономики». Если принять его слова за аксиому, то генеральное сражение, каким и является Трафальгарская битва — это как раз пик схватки экономических и политических систем разных стран. Попробуем рассмотреть Трафальгар именно с этой точки зрения и выяснить экономические, политические, исторические и иные предпосылки победы англичан.
Исторический аспект
Экспедиция Колумба положила начало эпохе географических открытий и колониальной экспансии. В первой волне тон задавали испанцы и португальцы, чуть позже к освоению новых территорий подтянулись Голландия, Англия и Франция. Весь XVIII и первую половину XIX века именно между Англией, Францией и Испанией шла основная борьба за земли и сферы влияния. При этом Англия сделала упор на морскую торговлю и контроль над морскими коммуникациями, тогда как Франция и Испания — на сухопутное расширение владений в колониях. Эти две системы, два конкурирующих подхода к колониальной политике постоянно сталкивались между собой, причём с переменным успехом. Например, в ходе Семилетней войны (1756–1763) англичане одержали серьёзную победу, захватив у Франции Канаду. Однако уже в Войне за независимость США (1775–1783) Франция и Испания взяли реванш, отторгнув от Британии её североамериканские колонии.
Тем не менее к началу XIX века Англия добилась полной морской гегемонии. Частично это произошло из-за событий, связанных с Французской революцией. Английский флот вдвое превосходил соединённые испанские и французские силы. В этом и кроется главная причина английского успеха в Трафальгарском сражении. Англичане, имея больше кораблей, вели более активную морскую политику, играли от нападения, поскольку у них была возможность эти корабли терять, но не лишаться при этом превосходства на море. Даже если бы эскадра Нельсона была уничтожена, её заменила бы другая. Для Франции же и Испании любая потеря кораблей была критична, поскольку ещё больше усугубляла неравенство в силах на море.
Политический аспект
Бо́льшую часть XVIII века Испания вынуждена была объединяться с Францией, дабы противодействовать Британии. Союзники заключили несколько Бурбонских пактов, которые по сути являлись договорами о взаимовыручке во время войны. Правда, результирующая эффективность этих пактов оказалась несколько сомнительной. С началом Французской революции Испания пошла на союз с Англией, однако после прихода к власти Наполеона всё вернулось на круги своя, и в 1796 году испанцы и французы заключили Сан-Ильдефонский договор, который в основных своих положениях повторял Бурбонские пакты.
Англия была сильна на море и недоступна для атаки с суши. Франция, наоборот, обладала сильной дисциплинированной армией. Выбирая между двумя странами, испанцы были вынуждены выбрать последнюю, поскольку французская армия угрожала вторжением в Испанию. Естественно, этот выбор оказался враждебным Англии, и именно так она его и восприняла.
В марте 1802 года союзники заключили с Англией Амьенский мир. Казалось, Испания может вздохнуть свободно. Однако уже в мае следующего года начался новый раунд противостояния между Францией и Британией. Испанцы, пытаясь усидеть на двух стульях, попробовали откупиться от вступления в войну. Глава испанского внешнеполитического ведомства Мануэль Годой предложил Франции вместо военного участия ежегодные субсидии на 6 млн ливров в месяц. Также Мадрид разрешил Парижу использовать его порты в военных действиях. Англия посчитала этот шаг явно недружественным для себя.
К этому времени Испания находилась между Францией и Англией, как между молотом и наковальней, и поэтому любое её решение приводило либо к войне с Францией при поддержке Англии, либо к войне с Англией при поддержке Франции.
Англичане думали недолго и просто-напросто спровоцировали вступление Испании в войну. 5 октября 1804 года у мыса Санта-Мария английский дивизион Грэма Мура в составе 44-пушечного фрегата «Индефатигейбл», 38-пушечного «Лайвли», 32-пушечных «Медузы» и «Амфитиона» атаковал испанский «серебряный флот» Хосе де Бастуманте-и-Гуэрра в составе фрегатов «Нуэстра сеньора де ла Мерседес», «Санта Клара», «Медея» и «Фама». Во время боя фрегат «Мерседес» взорвался, на нём погибло 249 человек из 282. Остальные корабли англичане захватили. Всего испанцы везли 4 286 508 песо, а также 150 000 золотых слитков, 75 мешков шерсти, 1666 слитков олова, 571 чушку меди, тюленьи шкуры и оливковое масло. Часть груза на борту «Мерседес» была потеряна, зато оставшиеся товары и корабли были оценены в 900 000 фунтов, что составило более 3 млн песо. Годой лишился денег и не мог выплатить Франции отступные. У него не осталось выбора — Испании пришлось вступить в войну.
На тот момент Наполеон готовил высадку своих войск в Англии, чтобы одним ударом покончить с Туманным Альбионом. 24 декабря 1804 года Испания объявила войну Англии. 5 января 1805 года французы подписали новый союзный договор с испанцами, по которому Испания должна была выставить против общего противника 25 линейных кораблей и 11 фрегатов.
Таким образом, именно политическая составляющая определила противников на море: Англия противостояла Франции и Испании.
Экономический аспект
Коммерческий бум XVIII века происходил по двум причинам: из-за колониальной экспансии и расширения логистики, которая позволяла налаживать новые торговые связи. К концу эпохи конкуренция настолько усилилась, что участвовавшие в ней страны вступили в открытую борьбу, чтобы расширить свои колонии или захватить их у соперников и тем самым получить бо́льшую долю на мировом рынке. Естественно, торговая война вскоре переросла в обычную.
В этом смысле было бы интересно сравнить, кто какими ресурсами обладал и какие суммы тратил на флот. В 1805 году бюджет английского Королевского флота составил 11,9 млн фунтов стерлингов. Французы в 1805 году запланировали траты на флот в размере 15 млн франков или 0,6 млн фунтов стерлингов. Испанский военно-морской бюджет составил 73 млн реалов — 3 млн фунтов. То есть даже соединённый франко-испанский морской бюджет был в три раза меньше английского!
Что это означало на практике? Помимо большего количества кораблей, лучшей оплаты труда и, как следствие, сохранения кадрового резерва, англичане обладали преимуществом в плане материальной части. Грубо говоря, их корабли были сделаны из лучших материалов, оснащены последними новинками своего времени (например, карронадами или двухпоршневыми трюмными насосами) и были готовы к бою как в ясную погоду, так и в шторм. За английскими моряками стояла Британия с её непрерывным экономическим ростом. Государство было готово инвестировать во флот необходимые средства, чтобы он защитил британскую торговлю и колониальную экспансию.
Франция же, напротив, основные свои средства направила на армию — в ущерб флоту, который снабжался по остаточному принципу. В Испании дело обстояло ещё хуже: недофинансирование было хроническим, что сказывалось как на качестве экипажей, так и на состоянии кораблей, которые постепенно старели и изнашивались.
Таким образом, английская эскадра Нельсона имела перед франко-испанским флотом качественное преимущество, которое было обусловлено экономическими причинами.
Военный фактор
Последний структурный фактор, который следует из всех вышеперечисленных — военный. Понятно, что можно проиграть и с обученными командами, и с хорошими кораблями. Но мы поговорим немного о другом.
Преимущество в совокупности всех вышеперечисленных факторов дало парадоксальный эффект: в бою англичане имели меньше кораблей, чем французы и испанцы (27 против 33), но при этом их корабли были лучше построены и оснащены по последнему слову техники. В результате англичане получили в бою тактическое превосходство — прежде всего в лучшей манёвренности, а также в эффективности применения артиллерии. Каждый английский капитан знал, что нужно делать в сражении, проявлял инициативу и тактическую гибкость, поддерживая своих товарищей в бою и не полагаясь на шаблонные решения. В схватку с союзниками вступали моряки, имевшие обширный опыт блокад, дальних плаваний и жарких боёв, поэтому они просто исполняли свою работу, а не учились в процессе военному ремеслу.
Что касается союзного флота, то там была совершенно обратная картина. Вот что писал в отчёте капитан-генерал Алава от 6 августа 1805 года:
«Только что я проинспектировал корабли «Багама» и «Сан-Леандро». Во время артиллерийской стрельбы выявился ряд нарушений и дефектов, вызванных отсутствием практики стрельбы из морских орудий (часто забывали ставить пыжи). (…) Кроме того — оказалось, что уже 10 лет в целях экономии расходов артиллерийским департаментом пушечные пыжи делаются из бумаги вдвое тоньше положенной!».
Французский адмирал Пьер-Шарль Вильнёв так охарактеризовал испанский флот:
«Прекрасные и гордые корабли, укомплектованные пастухами, нищими и небольшим количеством моряков».
Но и сами французы недалеко ушли. Газета «Монитор» 20 августа 1800 года опубликовала фрагмент записок французского морского артиллериста:
«Я приведу только один факт о степени действенности нашей артиллерии. Когда адмирал Брюи вводил в Брест французскую и испанскую эскадры при тихой погоде, по одному алжирскому корсару было сделано всей эскадрой по меньшей мере 900 выстрелов — безо всякого малейшего вреда для него. Не думаю, чтобы когда-либо в бою такого рода было сделано столько бесполезных выстрелов».
Отметим ещё тот факт, что Нельсон по опыту своих столкновений с французами и испанцами вполне неплохо знал возможности их флотов и представлял всю степень их слабости.
Теперь победа Нельсона при Трафальгаре выглядит абсолютной логичной и неизбежной, не правда ли?