Что относится к историческому сознанию
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Историческое сознание — совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его сегментам в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.
И. с. находится в близкой связи с историческим познанием. Каждая социальная и экономическая общность обладает известным комплексом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях и деятелях собственного прошлого, их соотношении с историей других общностей и всего человечества. Это те «исторические предания», какие составляют неотъемлемую принадлежность духовной жизни каждого народа, способ его самовыражения, и это придает И. с. сильную эмоциональную окраску. История органически присутствует в сознании общества. Историчны все составляющие его элементы — взгляды, идеи, политические и иные теории и т. п.
В философской литературе сознание означает человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высший уровень психической активности человека как социального существа. В отличие от этого И. с. всегда конкретно. Оно существует как конкретная историческая закономерность, изучающая мир ментальных и духовных реальностей. И. с. не является неизменным. В IX в. оно было иным, чем в XVI или ХХ-м. Но оно не одинаково также в горизонтальном измерении, различаясь на разных ступенях социальной пирамиды. Представления о настоящем и прошлом обитателей ее нижних этажей существенно отличаются от воззрений тех, кто населяет верхние этажи. Присущее им в различной степени протестное настроение, захватывающее их историческую память, порождает собственный образ истории, выражающий конфронтационное И. с. В нем выражается значение истории как важнейшего аргумента в идейно-политической борьбе различных классов и сословий, религиозных, этнических, профессиональных и иных социальных общностей. Поэтому во все времена изучение и, в особенности, преподавание истории государство стремилось поставить под свой контроль. Формирование массового И. с. являлось целью его политики в области образования. Однако его вмешательство в эту сферу ведет к ее деформации. Еще великий «трагический гуманист» Йохан Хейзинга, отмечая, что потребность в историческом знании является абсолютной потребностью человека, способом радостного приобщения к миру, с тревогой писал, что XX в., как никогда прежде, сделал историю орудием лжи на уровне государственной политики: никакая восточная деспотия в своих фантастических «свидетельствах» не обращалась с историей так, как это делает современное государство. Поэтому он предупреждал, что И. с. должно быть бдительным, «дабы не были воздвигнуты от имени истории кровожадные идолы, которые поглотят культуру». В кризисное время, писал он, история может стать средством достижения необходимого согласия людей.
И. с. присуще активное деятельное начало, направленное на преобразование исторической действительности. В этом его отличие от исторического познания, акцентирующего относительность исторической истины. Оно базируется на непреложных идейно-нравственных основаниях.
И. с. есть моральная категория, требующая в качестве обязательного условия профессионализма историка соблюдение им некоторых моральных стандартов, предполагающих следование идейным и нравственным нормам. Они охватывают всю сферу жизнедеятельности человека от его личностных и корпоративных связей до профессиональной деятельности в области высшего и среднего образования и — опосредованно — суждений о высокой политике.
Лит.: Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989; Его же. Историческое сознание и историческая наука // Исторические воззрения как форма общественного сознания. Ч. 1. Саратов, 1995; Тавризян Г. М. Йохан Хейзинга: кредо историка // Хейзинга Й. Homo ludens. В. тени. завтрашнего. дня. М., 1992. Car. E. Н. What is History? Cambridge, 1962.
Функции исторического сознания.
Лекция 1
Сущность, формы и функции исторического сознания
(Предмет и методология исторической науки)
Основная проблема:история как искусство (следствие проявления мифического исторического сознания), история как наука (следствие проявления научного исторического сознания: потребности общества в самопознании).
Цель: раскрыть основные вопросы, связанные с теоретическими проблемами исторической науки.
Основные дидактические единицы лекции по программе:
Сущность исторического сознания. Формы исторического сознания: мифическое, хронистическое, научное. Функции исторического сознания.
Предмет истории как деятельность и действия людей, совокупность отношений в обществе на протяжении всего исторического процесса.
Методология исторической науки как система принципов и методов исторического познания: принципы историзма, объективизма, дополнительности, преемственности. Субъективно-идеалистическая, объективно-идеалистическая и материалистическая методологииисторической науки.
Понятие и классификация исторических источников.
Основные понятия: предмет истории, история, глобальная история; сознание, мифическое, хронистическое и научное историческое сознание; методология, принципы историзма и объективности, идеалистическая и материалистическая методологии; формационный подход, общественно-экономическая формация; цивилизационный подход, цивилизация; исторический источник.
План:
1. Сущность, формы и функции исторического сознания.
2. Предмет исторической науки.
3. Методология исторической науки.
Сущность, формы и функции исторического сознания.
Сущность исторического сознания.
Сознание — это совокупность чувственных и умственных образов, для которой характерно в той или иной мере отчётливое знание (осознание) того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы.
Формы исторического сознания.
Историческое сознание может выступать в социальной, массовой и в индивидуальной, личностной форме. Массовое историческое сознание многомерно, оно включает в себя универсальные представления и оценки прошлого, а также различные, в том числе альтернативные мнения, которые разделяют представители разных социальных групп. Индивидуальное историческое сознание уникально и представляет собой личные представления и оценки прошлого в контексте индивидуальной биографии.
Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники, науки.
Мифическое историческое сознание.Его отличительной чертой является синкретизм: слитность исторических представлений и образов, когда мышление сливается с аффективностью: сильным эмоциональным переживанием.
Хронистическое историческое сознание в основном направлено на фиксацию реальных событий прошлого. В этом сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях в истории. Эти связи замещены изложением исторических событий в хронологической последовательности.
Научное историческое сознание возникает благодаря развитию потребности общества в самосознании, в глубоком понимании логики исторического процесса. Оно начинает обращаться прежде всего к реальным фактам истории, «земным» корням тех или иных событий и процессов, стремясь осмыслить причинно-следственные связи и выяснить сущность исторических явлений. Благодаря этому история перестаёт быть «формой искусства» и становится наукой. Достижением научного сознания становится историзм, требующий рассматривать исторические явления в развитии, увязывая их с другими историческими событиями и учитывая конкретные условия определённого этапа общественного развития.
Историческое сознание играет большую роль в жизни общества, удлиняя историческую память, связывая времена и поколения, делая полезным знание прошлого для практики современности. Оно всегда стремится к целостности, выступая в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняя функцию консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания ими общности своей исторической судьбы. Этим предопределяется связь исторического сознания с государственной идеологией, формулирующей, как правило, официальную точку зрения на прошлое, которая становится доминирующей в обществе. Используя исторические знания, государство формирует определённые нормы социального поведения, обосновывает существующие способы разрешения социальных противоречий.
История как наука, очевидно, присутствует там, где развита и обеспечена потребность общества и человека в самопознании и познании, где превалирует научное историческое сознание. История как искусство, вероятно, присутствует там, где потребность человека и общества в самопознании и познании либо не развита, либо утеряна, либо подавлена, где доминирует мифическое и хронистическое историческое сознание.
Функции исторического сознания.
Как и любая наука, история имеет свои социальные функции. Роль истории в обществе определяется тем, насколько полезна она может быть как в плане понимания, так и в плане разрешения стоящих перед обществом проблем и задач. Общественную ценность исторической науке придаёт тот факт, что она изучает многообразие форм исторического опыта, позволяя тем самым использовать свои достижения в решении актуальных проблем современности. Общество обращается к истории, извлекая из знания прошлого всё то, что может быть полезным для настоящего. В связи с этим можно выделить ряд социальных функций исторической науки.
Функция социальной памяти. Она заключается в том, что историческая наука воссоздаёт картину мира во всём её многообразии, является предпосылкой развития и самого существования общества. Она связывает прошлое и настоящее, передаёт обществу знания, составляющие в итоге его важнейший и необходимый элемент духовной культуры, без которого невозможно её поступательное развитие.
Прогностическая функция истории. Она призвана не только объяснить прошлое, но и выявить тенденции развития общества, не только описать события и явления, но поставить диагноз и сделать прогноз на будущее, внести вклад в разрешение тех глобальных проблем современности, которые могут стать необратимыми.
Воспитательная функция истории. История позволяет сделать опыт далёкого прошлого достоянием современников, играя тем самым важную роль в их социальном воспитании. Воспитательная функция истории должна заключаться не только в интерпретации исторических фактов. Воспитывать должны сами факты, их драматизм.
Сущность, формы и функции исторического сознания
В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.
Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают выражение прежде всего во всякого рода исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание. Все его элементы, составляющие в совокупности сознание общества (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука), имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных условий и обстоятельств его возникновения, условий развития. Именно поэтому обращение к прошлому постоянно содержится в дискуссиях по кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются современные социальные теории и идеологические системы. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего.
Усваивая опыт своих предков в области трудовой деятельности, политических, социальных отношений, последующие поколения учатся анализировать прошлое и оценивать современность, принимать решения для самореализации, т.е. «что я могу?», «чего не могу?», «на что я могу надеяться?». Через осмысление исторического опыта обретается понимание настоящего.
Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня.
Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником. Широкие массы населения как носители обыденного сознания на низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса. Чаще всего оно выступает в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных. Так, участвовавший в Великой Отечественной войне рядовой солдат не мог представить себе всей масштабности этого события и дать ему оценку. Это могут сделать только историки на основе обобщения всей совокупности фактов и событий. Однако в сознании рядовых солдат, всей массы простых людей складывался основной вывод: «мы победили».
Следующая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы; кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Они, как правило, отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатления от увиденного или услышанного сохраняются порой на всю жизнь. Такие впечатления объясняются силой таланта большого художника, который, владея словом, кистью, оказывает на человека огромное эмоциональное воздействие. Это накладывает на писателя, драматурга, режиссера, художника большую ответственность за историческую достоверность и правдивость его творений. Государственная деятельность и образ Петра I у широких масс населения чаще складывается не по академическим исследованиям и монографиям, а по впечатляющему роману А. Толстого и снятым по нему фильмам. Незабываемое впечатление на человека об Иване Грозном производит картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». И хотя многие сущностные моменты исторического процесса остаются, так сказать, за кадром, читатель (зритель) судит об эпохе именно по данному художественному произведению. На этом уровне исторического сознания объективная реальность особенно часто выражается в мифах, легендах, и даже анекдотах о Петре I, Екатерине II, А. В. Суворове и т. д. Эти формы народного творчества имеют, как правило, самоутверждающую иронию русского национального характера.
Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. К сожалению, изучение отечественной истории в школе затягивается на несколько лет, и в результате при завершении изучения курса отечественной истории учащиеся плохо помнят то, с чего они начинали. Причем для большинства людей изучение истории на школьном уровне и завершается. В вузах изучают историю, относительно ко всему населению страны, очень малая группа граждан, и то, как правило, в небольших объемах.
Возможно пополнение знаний по истории на любительском уровне, однако такого рода личный интерес проявляется не так часто, да и подходящих популярных книг по отечественной истории немного. Поэтому общие представления об отечественной истории должны закладываться в средней школе. В связи с этим должно быть уделено серьезное внимание как подготовке высококвалифицированного учителя истории, так и качеству школьных учебников.
Глубокое изучение отечественной истории способствует воспитанию юношества в духе гражданственности и патриотизма. Об этом написал известный французский историк Марк Ферро в своей книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» (М., 1992) после изучения опыта преподавания истории в школах стран Африки, Австралии, Ближнего Востока, Германии, Японии, США, Китая, Польши, СССР и других стран.
На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.
На этом уровне исторического сознания предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей его противоречивости и сложности как на конкретно-историческом, так и на теоретическом уровнях. Формирование исторического сознания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического сознания является историческая наука. Обладая систематизированными научными знаниями истории общества, историческая наука может определить ведущие тенденции общественного развития, сформулировать некоторые прогнозы.
Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания, составляющего духовную сторону исторического процесса, нужно воспринимать системно, во всех его ступенях и уровнях, так как без системного подхода представление об историческом сознании будет неполным.
Значение формирования исторического сознания, сохранения исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт. На самых различных ступенях своего развития племена, народы, нации стремились сохранить память о своем прошлом в самых различных формах: от устных преданий и героического эпоса, когда еще не было письменности, до всякого рода письменных повествований, художественных произведений, научных трудов, памятников изобразительного искусства. Это способствовало самоутверждению данной общности людей как народа.
Многовековая история человечества и история XX в., в том числе, свидетельствуют, что национально-историческое сознание — фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт. Поэтому в столкновении цивилизаций, государств, идеологий противоборствующие стороны очень много уделяют внимания дискредитации истории противной стороны, буквально борясь за умы и души людей. Причем можно наблюдать развитие и совершенствование таких форм борьбы от примитивных в древности до утонченных и изощренных — в конце XX в.
Так, в исландских сагах изображается непобедимый герой, который страшен в бою, его ничем не запугать, но погибнуть он может только от своего же копья. Этим и воспользовались враги героя. Они потребовали отдать им копье. В противном случае они грозили петь песни, позорящие его и его родственников. Герой предпочел отдать копье и погибнуть, но не хотел слушать позорящих его песен.
На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходят отбор и формирование общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу. Без таких интегрирующих качеств народ превращается в «население». Приходя из прошлого, охраняясь в исторической памяти народа, эти морально-нравственные установки имеют свое значение для настоящего и будущего.
Таким образом, настоящее тесно переплетается с будущим. Поэтому с историей надо обращаться бережно и осторожно. Достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее: так ли жили и живем? То ли делали и делаем? Постепенно начинает рушиться привычный уклад жизни, внося смуту и беспокойство в сознание и души людей, лишая их веры и надежды, опустошая духовно.
Сущность, формы и функции исторического сознания
В современной отечественной литературе под историческим сознанием подразумевают свод накопленных наукой знаний и стихийно возникающих представлений, всевозможных символов, обычаев и других явлений духовной сферы, в которых общество воспроизводит, осознает, т.е. запоминает, свое прошлое.
Историческое сознание может быть массовым (групповым) и индивидуальным.
Можно выделить два вида исторического сознания: целерациональное (ориентация на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий) и ценностно-рациональное (ориентируется не на конкретный результат, а на стоящую за ним ценность).
Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.
Исторический миф – это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий действительность в сознании. Исторические мифы создаются коллективным воображением или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя при этом определенное историческое мироощущение, социально конформное в данных условиях и призванное формировать желаемые образцы социального поведения.
Хронистическое сознание ориентировано на фиксацию реальных событий прошлого. В таком сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях, которые замещаются изложением исторических событий в хронологической последовательности, скрепленной определенными идеями и моральными сентенциями.
Достижением научного сознания стал историзм, требующий рассматривать явления в развитии, в связях с другими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественного развития.
Трансформация исторического сознания происходит обычно в условиях кризиса общественной системы, при смене политических режимов, при резком изменении курса развития, когда в ситуации «переоценки социально значимых ценностей» начинается «переписывание истории».
Общество в целом заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое прошлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное историческое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняя функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей исторической судьбы.
Функция исторического сознания предопределяет его связь с господствующей в обществе идеологией. Нормативное историческое знание, отражающее «общепринятую», или официальную, точку зрения на прошлое, санкционируется, как правило, государственной пропагандой и выступает составной частью господствующей в обществе идеологии.
Функция исторического сознания как одного из регуляторов социального поведения возрастает в переломные моменты общественного развития. В кризисной ситуации, стремясь постичь смысл происходящих событий, люди обращаются к своему прошлому.
Национально-историческое сознание – фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без исторических корней, но и без будущего.
Важнейшими функциями истории России как составной части исторической науки являются такие социальные функции, как познавательная, практически-рекомендательная и воспитательная.
Познавательная функция состоит прежде всего в конкретном изучении исторического пути России и ее народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий Российского государства.
Практически-рекомендательная функция состоит в том, что история вообще и история России в частности, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических личностей.
Воспитательная функция играет важнейшую роль в формировании личности (история – наставница жизни). Эта функция позволяет применять комплексный подход к процессу всестороннего воспитания людей, т.е. соединять в воспитании патриотические, интернационалистские, трудовые, идеологические, нравственные моменты.