Что относится к историческим источникам четвертый класс
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » окружающий мир » Стр. 13-15. Мир глазами историка Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Стр. 13-15. Мир глазами историка Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
1. Интересно ли тебе прошлое родной страны, всего человечества? Если да, то почему? Напиши.
Изучать историю интересно и полезно. Так любопытно, как люди жили раньше, что происходило. А еще важно знать историю, чтобы не совершать ошибок, ведь история — это мудрость, которая копилась годами опыта.
2. С помощью учебника сформулируй и запиши определения.
История – это рассказ о прошлом.
Исторический источник – это все, что может рассказать о прошлом человечества.
Археология – это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.
3. Прочитай предложения. В каких из них говорится об исторических источниках? Отметь эти предложения.
4. Приведите свои примеры исторических источников. (Не менее трех примеров.)
5. Рассмотри картину, написанную на исторический сюжет. Чтобы узнать, что изображено на картине, можно обратиться за помощью к ученому-историку. Какие вопросы ты ему задашь? Запиши эти вопросы. (М. И. Авилов. Поединок на Куликовом поле)
В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь рассказ по картине используя эти сведения.
Презентация по окружающему миру на тему: «исторические источники, вещественные, письменные, устные источники» (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Археологи – человек, который занимается раскопками. Кто такие археологи?
Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества. Что такое исторические источники?
Культурный слой — это слой земли на местах человеческих поселений, содержащий следы или остатки деятельности человека. Его мощность может быть от нескольких см до нескольких десятков метров. Или можно сказать короче: культурный слой — это слой земли, содержащий остатки деятельности человека: древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу и т. д. Д.з. стр.7-9, пересказ
Письменные источники что это такое? Письменные источники Летопись Хроника Грамота Письма Записки
Ле́топись (или летописа́ние) — исторический литературный жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»). Летопись
Что значит устные источники? Устные источники фольклор рассказы о местных былинах предания сказки частушках т. д.
Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI–XVI веков. Былины Какие былины ты знаешь?
Береста́, или берёста — верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Береста
Поклон от Семена к невестке моё. Аже будешь не поминала, ино у тебе солоду (продукт, получаемый при проращивании семян злаков, главным образом ячменя) было, а солод ржаной в подклете (нижний, нежилой этаж деревянного или каменного дома, предназначенный для хозяйственных нужд), и ты возми колобью (колоб – скатанный ком, шар, небольшой круглый хлебец), а муке колбо надобь. И ты испеки в меру. А мясо на сеннике (сеновал, помещение для хранения сена). А цто рубль дыть Игнату, и ты дай. Д.з. стр. 9-11, пересказ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1700462
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект по теме «Исторические источники»
Виды исторических источников.
Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников. Для того, чтобы исследование было качественным и профессиональным, историк должен собрать информацию о предмете исследования из максимально возможного количества исторических источников.
Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.
! В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.
К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д.
Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.
К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского «нарраре» – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.
К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).
К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).
2. Хронологическая классификация исторических источников
В современном источниковедении существует сложная система классификации исторических источников, однако основными видами являются хронологическая и типологическая классификации.
Хронологическая классификация – это выделение групп источников по историческим эпохам в развитии общества. Данная классификация совпадает с общей периодизацией отечественной истории. В современной исторической науке принята следующая общая периодизация российской истории.
Общая периодизация отечественной истории :
I. Первобытное общество на территории современной России – с 700 тыс. лет назад (проникновение древнейших людей на территорию Восточно-Европейской равнины) до VI в. н. э. (начало перехода к феодальному обществу).
II. Период перехода от первобытного феодальному обществу у восточных славян – с VI в. (возникновение крупных племенных союзов у восточных славян – Куява, Славия, Артания) до начала XII века (1132 г., распад раннефеодального государства Киевская Русь и начало феодальной раздробленности):
1) период разложения первобытного общества и формирования предпосылок складывания государства у восточных славян – с VI в. до конца IX века (882 г.);
2) период раннефеодального государства Киевская Русь – с конца IX до начала XII вв. (1132 г.)
III. Период развитого феодализма в истории российского общества – с начала XII до середины XVIII века (1764 г., указ Екатерины Второй о запрещении лицам недворянского происхождения покупать крепостных для мануфактур, появление буржуазных мануфактур, начало перехода к капитализму).
IV. Период перехода от феодального общества к буржуазному – с середины XVIII в. до начала XX в. (социалистическая революция в октябре 1917 г.).
V. Период существования советского (бюрократического) общества в СССР – с 1917 г. (Октябрьская революция) до 1985 г. (начало политики перестройки, начало распада СССР и перехода к буржуазному обществу):
период ликвидации буржуазных отношений, а также остатков феодальных отношений и формирования бюрократического (социалистического) общества – с 1917 г. до конца 1930-х гг.;
период существования советского общества в сложившейся военизированно-бюрократической форме – с конца 30-х до середины 50-х гг. XX века;
период перехода советского общества от военизированной к административно-бюрократической форме – с середины 50-х до середины 60-х гг. XX века;
период существования советского общества в развитой административно-бюрократической форме – с середины 60-х до середины 80-х гг. XX века.
VI. Период перехода России от бюрократического общества к буржуазному – с середины 80-х гг. XX века до настоящего времени.
В соответствии с общей периодизацией отечественной истории в современном источниковедении выделяется 5 видов источников:
1) письменные исторические источники периода разложения первобытного общества и перехода к феодализму (VI – начало XII вв.);
2) письменные исторические источники периода развитого феодализма (начало XII – середина XVIII вв.);
3) письменные исторические источники периода разложения феодализма и перехода к капитализму (середина XVIII – начало ХХ вв.);
4) письменные исторические источники советского общества (1917 – 1985 гг.);
письменные исторические источники постсоветского (современного) периода – с 1985 г. по настоящее время.
Типологическая классификация исторических источников
Внутри каждой исторической эпохи письменные исторические источники делятся на типы.
Типы исторических источников – это совокупность источников одной исторической эпохи, выделенных по их происхождению и функциям в обществе.
Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:
· Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).
· Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).
· Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).
· Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).
· Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).
· Печати (изучаются сфрагистикой).
· Гербы (изучаются геральдикой).
· Почтовые марки (изучаются филателией).
· Эмблемы (изучаются эмблематикой).
· Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).
· Костные остатки людей и животных (остеология).
· Древние тексты (изучаются палеографией).
· Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).
· Берестяные грамоты (изучаются берестологией).
· Юридические документы (изучаются дипломатикой).
· Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).
· Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).
· Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).
· Имена собственные (изучаются ономастикой).
· Географические названия (изучаются топонимикой).
· Родословные книги (генеалогия).
Палеографические и эпиграфические источники составляют особую группу вещественных источников, поскольку они являются одновременно вещественными памятниками и носителями текстов. К вещественным, а не письменным источникам они относятся потому, что в рамках указанных дисциплин они изучаются прежде всего не с точки зрения содержания текста, а с точки зрения внешних характеристик материального носителя (качество и техника изготовления бумаги, качество и техника письма и т.д).
В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников:
2) законодательные источники;
3) актовые материалы;
4) делопроизводственная документация;
5) статистические источники;
6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);
7) литературные произведения;
Данные типы письменных источников возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация по окружающему миру по теме «Исторические карты. Исторические источники» УМК «Планета знаний» 4 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
* Презентация по окружающему миру УМК «Планета знаний» 4 класс Исторические карты. Исторические источники. МБОУ «СОШ № 15» г. Владивостока учитель: Еремкина В.Е.
* Верные помощники Древняя Русь Российское государство Российская империя Московское царство
* Верные помощники Историческая карта. Исторические источники. С. 4-5
На физических картах разными цветами обозначены горы, равнины, реки и моря.
На политических картах показаны государства, их границы, столицы, крупные города.
Чтобы рассказать об историческом событии, надо правильно указать не только время но и место, где оно происходило. В этом нам помогают исторические карты.
Историческая карта отличается от других карт особыми условными обозначениями. Историческая карта всегда относится к определённому периоду времени или событию. Чем историческая карта отличается от других карт?
Условные обозначения: Граница Места сражений Территория государства Город Набеги врагов С. 6-7
Правила работы с исторической картой * На карте всегда сверху север, снизу – юг, слева – запад, справа – восток Показывая территорию государства обводи её полностью, ведя указкой по границе Город показывают прикосновением к условному кружку, а не к названию города Реки показывают по течению от истока к устью Направления военных походов или путешествий определяют по стрелкам на карте
Прочитайте название карты Ознакомьтесь с условными обозначениями Найдите на карте север, юг, запад, восток
Покажи реки и моря Покажите границу государства Покажите города Покажите нашествия врагов и места сражений
* Какая из карт историческая?
Как учёные узнают о том или ином событии, которое произошло много веков назад?
Где их можно обнаружить? Передаются от поколения к поколению В библиотеках При археологических раскопках В старых зданиях
Виды исторических источников 1.Вещественные 2.Письменные 3.Устные 4. Произведения искусств.
У каждого народа есть свои сказания, мифы, легенды, которые сначала передавались из уст в уста Устные источники
Легенды Былины Баллады Сказания Предания Устные источники
Письменные источники сохраняются в хранилищах документов – архивах Письменные источники
Летописи «Повесть временных лет» Монах Нестор
Хроники Грамоты, договоры Граффити Дневники, воспоминания Эпиграфические памятники Летописи Письменные источники
Оружие, доспехи Вещественные источники Медали Жилище Одежда Домашняя утварь Орудия труда Украшения
Многое могут рассказать о жизни людей произведения искусства
Фрески Статуи Мозаика Книжная миниатюра Соборы Храмы Дворцы Прикладное искусство
Сегодня вы узнали, что при изучении истории используются особенные карты, исторические. Понять историческую карту помогают её название, условные цвета и условные обозначения.
Исторические источники – это источники наших знаний по истории человеческой цивилизации
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1608836
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исторические источники. Основная классификация и вопросы с ней связанные
§ Необходимость исторических источников
§ Основная классификация
Глобально исторические источники можно разделить на следующие группы:
§ Виды письменных источников.
Итак, мы разделили исторические источники на 4 основных группы, однако такая важная часть как письменные источники в свою очередь делится еще на две подгруппы:
§ Виды исторических источников по параметру близости к историческому событию
Есть так же дополнительная классификация, разделяющая исторические источники не по их содержанию, а по степени их первичности.
§ Вопросы, связанные с историческими источниками
Говоря о критике исторических источников, разумеется, необходимо упомянуть концепцию двойной субъективности исторического источника. Суть в следующем: тот человек, который создаёт исторический источник имеет своё личное восприятие событий и отражает информацию через призму своего сознания т.е. субъективно выражает себя в источнике. Это первый уровень субъективизации.
§ Пример исторического источника
Для более конкретного понимания понятия исторического источника приведу пример. Данный документ касается Бородинского сражения и был опубликован в сборнике документов «Бородино. Документы. Письма. Воспоминания» в 1962 году
Публикация данного исторического источника примечательна тем, что указывает путь до подлинника т.е. оригинала документа, хранящегося в архиве. Разумеется, что в исторических исследованиях иногда используется не текст документа целиком. а только его определенная часть, фрагмент отражающий информацию, на которую ссылается исследователь.
Циклическая система деления источников
Да и в приниципе появление такого вида источников как кино-фоно-фото намекает на то, что в будущем в связи с дальнейшим развитием науки появятся новые типы источников.
Говоря об исторических источниках, может быть так же полезно узнать о том, как составляется архивный шифр, с помощью которого, даются ссылки на архивные документы.