Что относится к источникам правового регулирования международных перевозок

Международные перевозки

Особенностью осуществления международных перевозок по сравнению с внутренними перевозками является то, что источниками правового регулирования таких перевозок являются как национальное законодательство, так и международно-правовые акты.

Основными международными источниками правового регулирования перевозок являются международные договоры, которые мо1уг быть публично-правовыми или частично-правовыми (в сфере транспорта они обычно называются конвенциями).

Каждый вид транспортной деятельности имеет свою систему договоров (конвенций).

Международная конвенция о договорах международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. (Конвенция СМЯ).“

Соглашение социалистических стран о международном железнодорожном грузовом сообщении 1974 г. (Соглашение СМГС).“

Бернская конвенция о железнодорожных перевозках грузов 1961 год (Конвенция (^/М). Конвенция о международных перевозках по железной дороге 1980 г. (Конвенция КОТИФ).

Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция).”

Протокол о поправках к Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1955 г. (Гаагский протокол).»

Конвенция, дополнительная к Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1961 г. (Гвадалахарская конвенция).

Международная конвенция об унификации некоторых правил

о коносаменте 1924 г.

Протокол об изменении Международной конвенции об уничтожении некоторых правил о коносаменте от 1968 года (Правила Висби).

= Помечены конвенции, участницей которых является Республика Беларусь

Международная конвенция об унификации некоторых правил

о коносаменте в редакции Протокола 1968 г. обычно называется Гаагско-Висбийские правила или Правила Гаага—Висби. Протокол изменений к Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 1979 г. Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила).

Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г. Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г.

Унифицированные правила для «документа комбинированной перевозки», принятые в 1993 г. Международной торговой палатой.

Международная конвенция по безопасным контейнерам (КБК) 1972 г.

Международные транспортные организации

Им принадлежит важная роль в деле разработки и принятия универсальных конвенций, в том числе транспортных, занимаются вопросами развития транспортной инфраструктуры и транспортных связей между регионами и отдельными странами, в правовом регулировании и коммерческой эксплуатации международного транспорта.

БИМКО — Балтийская и международная морская конференция.

ЕКМТ — Европейская конференция министров транспорта..

ИАТА — Международная ассоциация воздушного транспорта.

ИКАО — Международная организация гражданской авиации.

ИМО — Международная морская организация

ИНСА — Международная ассоциация судовладельцев.

ИРУ — Международный союз автомобильного транспорта.

ММК — Международный морской комитет.

МОП — Международное объединение профсоюзов трудящихся транспорта.

МСОТ-— Международный союз общественного транспорта.

МТП — Международная торговая палата.

МКЖТ — Международный комитет железнодорожного транспорта

ООН — Организация Объединенных Наций.

ОСЖД — Организация сотрудничества железнодорожных дорог.

СПК —- Совет совместного пользования контейнерами в международном сообщении.

УНИДРУА — Международный институт по унификации частного права

ЮНСИТРАЛ — Комиссия ООН по праву международной торговли.

ФИАТА — Международная федерация экспедиторских ассоциаций.

Центральное бюро — Центральное бюро международных железнодорожных сообщений в Берне.

Виды международных перевозок

Международными перевозками именуются перевозки грузов и пассажиров между двумя и более странами

Принято различать следующие основные виды международных перевозок •

перевозки отдельными видами транспорта и перевозки смешанным; •

перевозки грузов, пассажиров, а на железнодорожном транспорте — грузобагажа (товаробагажа); •

перевозки регулярные (линейные) и нерегулярные; •

перевозки бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные), •

перевозки соседские, транзитные и сквозные (круговые, кольцевые), •

перевозки прямого сообщения, непрямого (ломанного), последовательные и с переотправкой; •

пограничные перевозки (железнодорожный транспорт) и маятниковые (автомобильный транспорт). Перевозки регулярные (линейные) и нерегулярные

Регулярные (линейные) — это перевозки на продолжительное время на основе соглашений.

Нерегулярные — это перевозки грузов и пассажиров, которые осуществляются от «случая к случаю» на основе разовых или краткосрочных соглашений.

Перевозки бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные)

Бесперегрузочные (беспересадочные) — это перевозки, при которых грузы и пассажиры доставляются до места назначения одним и тем же видом транспорта из пункта отправления без промежуточных перегрузок (пересадок).

Перегрузочные (пересадочные) — это перевозки, при которых в промежуточных пунктах следования производится перегрузка (пересадка) грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой (из железнодорожного состава на морское судно, из автотранспорта на самолет и т. п.) или из одного железнодорожного состава в другой в силу объективной необходимости. Так, при международных перевозках грузов и пассажиров железнодорожным транспортом Республики Беларусь приходится производить перегрузку (или перестановку вагонов) в связи с тем, что железные дороги бывшего СССР имеют колею шириной 1524 мм (широкая колея), в то время как железные дороги западных стран имеют колею шириной 1435 мм (узкая колея). Перегрузка грузов ( пересадка пассажиров) на пограничных станциях и в морских портах — не только техническая особенность международных перевозок.

При доставке грузов и перегрузочных сообщениях возникает ряд специфических коммерческих правовых вопросов, связанных с ответственностью перевозчиков за сохранность грузов, переоформлением документов, исчислением сроков доставки, претензионных сроков и исковой давности.

Перевозки соседские, транзитные и сквозные (круговые, кольцевые)

Соседскими называются международные перевозки, при которых грузы и пассажиры доставляются в конечные пункты назначения, расположенные на территории соседнего государства.

Транзитными называются международные перевозки, когда грузы и пассажиры перемещаются через территорию промежуточных одного или нескольких государств Так, перевозка грузов и пассажиров из Республики Беларусь в Калининградскую область Российской Федерации через территорию Литвы для последней будет транзитной международной перевозкой. При транзитных международных перевозках возникает целый ряд дополнительных проблем. Во-первых, должно быть получено разрешение промежуточных государств на транзит Такое разрешение может быть разовым, многоразовым или на определенный срок Разрешение на транзит, как правило, оформляется двухсторонним (в отдельных случаях многосторонним) соглашением. Во-вторых, при транзитных перевозках необходимо согласование вопросов, связанных с технической и коммерческой эксплуатацией транспорта промежуточных государств. В-третьих, для транзитных международных перевозок, как правило, вводятся специальные тарифы.

Сквозные перевозки являются основным видом транзитных перевозок Они имеют место тогда, когда перевозки грузов и пассажиров осуществляются между пунктами отправления и назначения одного и того же государства через территорию одного или несколько других государств. Так, перевозки грузов и пассажиров из Москвы в Калининград (оба города принадлежат России) через Беларусь и Литву будут сквозными При авиатранспортных перевозках сквозные перевозки принято именовать круговыми или кольцевыми. Это наименование употребляется в соглашениях о международных автомобильных перевозках

Перевозки прямого сообщения, непрямого (ломаного) сообщения, перевозки последовательными перевозчиками и перевозки с переотправкой

Прямые международные перевозки — это перевозки, осуществляемые несколькими перевозчиками на основании одного до говора перевозки и оформленные одним перевозочным документом.

Под непрямыми (ломаными) понимаются такие перевозки, которые осуществляются на основании двух последовательно оформленных договоров перевозки и заключаемых по правилам внутреннего законодательства.

Международные перевозки последовательными перевозчиками — это перевозки, осуществляемые на основании нескольких договороь перевозки.

Международные перевозки с переотправкой — это такие перевозки, при которых оформление нового договора перевозки производится на конечном пункте следования груза по первому договору международной перевозки

Под переотправкой на железнодорожном транспорте понимается заключение по прибытии груза на станцию назначения нового перевозочного договора при условии, что груз на этой станции не выходит из ведения перевозчика.

Осуществление переотправки создает ряд преимуществ Во- первых, переотправка может быть выполнена без участия грузоотправителя силами железной дороги. Во-вторых, дубликаты международных накладных с поручением станции назначения о переотправке груза принимаются иностранными банками при расчетах за товар. Это ускоряет проведение расчетов по внешнеторговым сделкам купли-продажи

Пограничные перевозки осуществляются между двумя соседними государствами по правилам страны отправления с составлением внутренней накладной Такие перевозки имеют незначительную дальность и объем и иногда осуществляются на железнодорожных линиях, эксплуатацию которых по соглашению граничащих государств ведет железная дорога одной стороны.

Транспортно-экспедиционные операции при международных перевозках

Стивидорные — это операции по погрузке, укладке, утруске на транспортном средстве.

Брокерские, бункерные операции весьма разнообразны и связанны с пребыванием судна в порту. К ним относятся: обеспечение причала, буксировка, организация снабжения судна топливом, водой, продуктами, контроль за выполнением грузовых операций.

Фрахтовые — это операции по аренде транспортных средств.

Страхование — при страховании груза страховщик обязуется возместить имущественные потери страхователю — владельцу товара или владельцу транспортного средства

Переупаковка и перемаркировка.

Комплектация погрузочных партий.

Посредничество в заключении договора перевозки.

Помощь в таможенном, санитарном и другом оформлении отправки товаров.

Погрузка, разгрузка, хранение грузов, оформление актов (о недопоставках, изменениях, порче, повреждении груза и тары).

Содействие расчетам импортера с экспортером за товар путем передачи банку по месту отгрузки согласованных документов.

Коммерческим работникам, особенно впервые занимающимся экспортом, импортом, целесообразно использовать услуги специализированных организаций по транспортно-экспертному обслуживанию.

Так, в Великобритании следует обратиться в Британскую международную фрахтовую ассоциацию; в Республике Беларусь в Белорусскую ассоциацию международных автомобильных перевозок (БАМАП) и в Белорусскую ассоциацию экспедиторов (БАЭ).

БАМАП — Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозок. Осуществляет выдачу книжек МДП, позволяющих беспрепятственно проходить границу стран отправления, транзита, назначение без дополнительных контрольных, таможенных, санитарных, финансовых операций.

БАЭ — Белорусская ассоциация экспедиторов. Оказывает транспортно-экспедиционные услуги на всех видах транспорта. Ее действительные и ассоциированные фирмы располагаются по всей территории Республики Беларусь, адреса их опубликованы в журнале «Компас экспедитора и перевозчика», № 4, 1998, с. 13—19. Название фирм и оказываемые услуги отражены в табл. № 1.4.

Автотранспорт — 1, комбинированный (мультимодальный) — 2,

морской (речной) — 3, авиационный —4, железнодорожный — 5. Экспедирование — 6, перевозка —7, декларирование — 8, страхование грузов клиентов — 9, складирование — 10, наличие подъездных железнодорожных путей — 11, паспортно- визовое обеспечение — 12, таможенные склады и терминалы — 13, услуги таможенного агента — 14.

Оформление транспортных документов при международных перевозках

Для осуществления международных перевозок необходимо составление транспортной документации, отвечающей определенным требованиям.

Транспортная документация является доказательством договора перевозки, определяет ее условия, выполняет такие важные функции, как расчетная и учетная.

Особенность транспортных документов на грузы международного сообщения состоит в том, что по содержанию и форме они должны обеспечивать выполнение таможенных, административных и других необходимых процедур в странах следования груза.

Железнодорожная накладная является соглашением о перевозке, заключенным между грузоотправителем и администрацией железной дороги.

Международная перевозка товаров по железной дороге регулируется Международной конвенцией о перевозке товаров по железной дороге (С1М) от 25 февраля 1961 г. Закон о международных транспортных конвенциях 1983 г. оставил (С1М) в действии как часть Конвенции о международных перевозках по железной дороге 1980 г. (КОТИФ) (СОТ1Р) с названием «Единые Правила о договоре международных перевозок по железной дороге». Железнодорожная накладная оформляется отправителем или от его имени экспедитором (формуляр выдается администрацией железной дороги).

В железнодорожных накладных содержатся сведения об имени и адресе отправителя, получателя, названии станций назначения, наименовании груза, данные о его весе, указания вида отправления, маршрута движения, тарифа за перевозку, объявленной ценности груза и другие данные.

Железнодорожная накладная выписывается на имя грузополучателя и следует с грузом. У грузоотправителя остается дубликат. Ставя штемпель на накладной и дубликате, перевозчик скрепляет заключение договора перевозок.

В соответствии с условиями соглашения С1М товар может высылаться на основе прямых накладных транзитом через различные страны вплоть до конечной станции назначения. Тариф за перевозку оплачивается полностью в месте отправления груза.

Оформление прямой накладной означает заключение договора перевозок не только с администрацией железной дороги страны отправления груза, но и с железнодорожными властями всех стран по маршруту движения.

Железнодорожная накладная является именным документом. Передача накладной, а также прав на нее невозможна.

Покупатель получает право собственности на товар после его прибытия на станцию назначения независимо от формы оплаты.

Международная накладная автомобильного транспорта является документом, подтверждающим соглашение об автомобильных перевозках между отправителем и организацией-пере- возчиком. Международная перевозка грузов автомобильным транспортом регулируется Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (СМЛ, КДГТГ), подписанной в Женеве 19 мая 1956 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции 5 апреля 1993 г.

Данный документ применим и в случае, если только одна страна (отправки или доставки) является членом Конвенции. Договор международной автомобильной перевозки оформляется товаро-транспортной накладной СМИ. В ней указываются все необходимые данные на груз, место и дата ее составления, наименование и адрес отправителя, место и дата принятия груза к перевозке, стоимость перевозки, способ упаковки, число грузовых мест, масса груза. В случае необходимости в накладной могут содержаться инструкции грузоотправителя перевозчику в отношении страхования груза и сроков его доставки.

Накладная должна выписываться не менее чем в 3 экземплярах и подписываться грузоотправителем и перевозчиком. Первый экземпляр вручается отправителю, второй оформляется для грузополучателя и прилагается к товару, третий — остается у перевозчика.

Отправитель имеет право распоряжаться товарами до момента вручения второго экземпляра накладной конкретному грузополучателю. Грузополучатель имеет право распоряжаться товарами уже с момента составления накладной только в том случае, если отправитель оговорил это в накладной или грузополучатель потребовал от перевозчиков на основании своей квитанции предоставить ему второй экземпляр накладной и товары. Перевозка грузов международным автомобильным сообщением осуществляется с пересечением государственных границ и связана с выполнением определенных пограничных и таможенных формальностей. Наиболее важное место среди них занимает таможенный контроль перевозимых товаров и самих транспортных средств.

Комитетом по внутреннему транспорту Европейской Экономической комиссии ООН в ноябре 1975 г. разработана Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (ТЖ). Участниками Конвенции на начало 1995 г. являлись 44 государства, включая страны ЕС. Она применяется в Европейском регионе, Северной Африке, на Ближнем Востоке, в США, Канаде, Чили, Уругвае.

Главная цель таможенных транзитных систем — максимально облегчить и ускорить международные перевозки под таможенными печатями и пломбами, обеспечить надежность таможенного контроля и соответствующие гарантии для транзитных стран.

Основные принципы системы МДП: •

грузы перевозятся в надежных транспортных средствах или контейнерах, которые полностью исключают возможность доступа к перевозимому грузу без видимого нарушения или повреждения таможенных обеспечений (пломб, печатей), наложенных в стране «первого отправления»; •

пошлины и сборы, в отношении которых существует риск неуплаты, должны обеспечиваться международной гарантией на весь период перевозки; •

с грузом должна следовать международно признанная книжка, выданная в стране отправления и действительная в качестве контрольного документа в странах отправления, транзита и назначения; •

меры таможенного контроля, осуществляемые в стране отправления, должны признаваться странами транзита и назначения.

Международная система гарантий является элементом транзитного режима МДП. Эта система предусматривает, что национальное объединение, представляющее перевозчиков своей страны, гарантирует уплату любых пошлин и сборов, которые могут быть не уплачены перевозчиком в ходе транзитных транспортных операций с применением книжки МДП.

Одним из условий получения книжки МДП перевозчиками Республики Беларусь является представление в Белорусскую ассоциацию международных перевозок (БАМАП) документов, подтверждающих страхование таможенных рисков, либо гарантии банка об уплате всех сумм в необходимом объеме по каждой книжке. После загрузки на основании накладной СМЯ и других документов, характеризующих товар, оформляется грузовой манифест книжки МДП В книжке МДП заполняется только необходимое для данной перевозки количество отрывных листов, исходя из расчета один лист на каждую таможню, через которую проходит перевозка, включая таможню места отправления и назначения

Если предприятие осуществляет международные автомобильные перевозки собственным транспортом, то необходимо выполнить ряд условий. Автотранспортное средство должно отвечать требованиям, в том числе техническим, установленным к автотранспортным средствам Международной конвенцией о дорожном движении и Протоколом о дорожных знаках и сигналах Необходимо иметь лицензию на международную перевозку. Перевозка должна быть оформлена международной товаротранспортной накладной с приложением всей необходимой документации

Водитель должен иметь международные права и визы страны назначения и транзитных стран.

Перечень документов, которые должен иметь водитель при выполнении международных автомобильных перевозок грузов 1

Документы водителя. 1.1.

Удостоверение международного образца на право управления автомобилем. 1.3.

Книжка региртрации валюты транспортных служащих или справка на право вывоза иностранной валюты. 1

4. Медицинский страховой полис на водителя транспортного средства. 1.5.

Личная контрольная книжка водителя (при отсутствии или неисправности тахографа на автомобиле). 2

Документы на автомобиль 2.1.

Свидетельство о регистрации международного автотранспортного средства в ГАИ. 2.2.

Свидетельство пригодности автотранспортного средства к международной перевозке на условиях Конвенции ТЖ (с фотографиями). 2.3.

Талон о прохождении автомобилем техосмотра 2

4 Документы о страховании гражданской ответственности владельца автотранспортного средства (синяя или зеленая карта). 2

5 Разрешение на выполнение автомобильной перевозки по

иностранной территории. 2.6.

Свидетельство о допущении автотранспортного средства к перевозке скоропортящихся продуктов (только при перевозке этих грузов) 2.7.

Свидетельство о допущении автотранспортного средства к перевозке опасных грузов (только при перевозке этих грузов) 2.8.

Комплект спецодежды и принадлежности (только при перевозке опасных грузов). 2.9.

Лицензионная карточка. 2.10.

Документы на груз 3.1.

Грузовая таможенная декларация (оформляется грузоотправителем). 3.2.

Товаротранспортные накладные (СМЯ) с прилагаемыми грузоотправителем спецификациями и другими необходимыми сопроводительными документами. 3.3.

Комплект товаротранспортных накладных, необходимых при обратной загрузке автотранспортного средства. 3

4 Книжка МДП (корнеты Т1Р.) и комплект документов при

обратной загрузке транспортного средства. 3.5.

Страховка ответственности перевозчика (копия страхового полиса)

Коносамент морского транспорта представляет собой обязательство доставок груза по назначению морским путем, содержит следующие реквизиты: •

порт и страна погрузки и назначения; •

наименование отправителя и получателя; •

размер платежей за перевозку. •

наименование груза и обозначение по нем марки, числа мест или количества груза в необходимых случаях; •

данные о внешнем виде, состоянии и свойствах груза; •

время и место выдачи коносамента; •

количество выписанных документов.

До подписания коносамента регулируются все вопросы, связанные с оплатой фрахта.

На бланках коносамента указывается отметка о состоянии груза по внешнему виду. Коносамент без замечаний к грузу называется чистым, а констатирующий дефекты в состоянии товара или упаковки — нечистым, грязным (non clean dirty).

Банки не принимают к оплате коносаменты с замечаниями. На практике важное значение имеет правильное датирование коносамента.

Обычно коносамент выписывается в трех и более экземплярах. Все экземпляры, составляющие полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп «Оригинал» (Original). Кроме оригиналов, выписывается необходимое количество копий: одна — для агента судна, вторая — для таможни, третья для — портовой администрации, четвертая, для транспорта экспедиционной фирмы и др. Чтобы подчеркнуть их вспомогательный характер, на данных коносаментах ставится штамп «Копия» (Сору).

Коносаменты могут быть именными, на предъявителя и ордерными.

Именной коносамент — товар должен быть доставлен и передан конкретному получателю, на чье имя выписан коносамент.

Коносамент на предъявителя — товар должен быть выдан лицу, которое предъявит коносамент.

Ордерный коносамент — грузоотправитель может передать свои права третьему лицу индоссировав коносамент.

В графе «Наименование получателя» должно быть указано: «to order of. » и далее наименование лица, на чье имя индоссирован коносамент.

Если морская перевозка только часть общей перевозки и товары должны перевозиться другими наземными и морскими перевозчиками, то целесообразно оформить сквозной коносамент. В этом случае грузоотправитель имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик принимает на себя ответственность за перегрузку с последующими перевозками. В случае разделения груза, отправленного по одному коносаменту, на малые партии и продажи его разным покупателям оформляется деливери ордер, который относится к конкретным частям всего груза.

Коносамент речного транспорта — это документ, подтверждающий заключение соглашения между экспортером и перевозчиком о перевозке товара по рекам. В отношении этих перевозок действует право страны перевозчика. Однако следует учитывать и право транзитных стран и страны назначения.

Коносамент для речного транспорта чаще всего является именным документом, но может быть и ордерным с соответствующим индоссаментом.

Международная накладная воздушного транспорта является документом, подтверждающим заключение соглашения о воздушной перевозке товаров в рамках международного оборота. Накладная является именным документом и не подлежит передаче. Она служит также товарораспорядительным документом.

Авиадокумент и указанные в нем данные являются доказательством того, что договор заключен, груз принят к авиаперевозке и учтены условия ее выполнения.

К воздушному транспорту применяются положения, установленные Международной конвенцией по воздушному транспорту (АТА) (International air transport association).

В авиатранспортном документе указываются: •

место и дата составления накладной; •

место отправки и доставки; •

фамилия и адрес грузоотправителя, первого перевозчика и грузополучателя; •

сумма платежа за перевозку.

Оформляется накладная в трех оригинальных экземплярах и вручается вместе с грузом. 1-

й экз. — для перевозчика (подписывается грузоотправителем); 2-

й экз. — для грузополучателя (подписывается грузоотправителем); 3-

й экз. — отдается грузоотправителю (подписывается перевозчиком) после приема груза для перевозки.

Документ смешанной перевозки (ДСП) — удостоверяет договор смешанной перевозки, принятие груза перевозчиком и его обязательство доставить груз в соответствии с условиями договора

ДСП охватывает весь процесс транспортировки, что исключает необходимость составлять отдельные документы на каждом этапе смешанной перевозки. Оформление документов смешанной перевозки регламентируется «Унифицированными правшами в отношении документации на смешанные перевозки», разработанными в 1975 г. Международной торговой палатой

Документ смешанной перевозки имеет следующие функции: •

подтверждает наличие договора; •

является распиской в получении груза; •

выполняет функции товарораспорядительного документа.

Оборотный ДСП, как и коносамент, позволяет сторонам передавать право собственности на груз или отдать груз в залог кредитору при его нахождении в пути.

Система транспортных договоров довольно разветвлена. Она включает как основные, так смежные виды договоров.

К основным относятся договор перевозки груза, договор перевозки пассажиров и багажа и договор фрахтования (чартер). Все эти договора являются разновидностями договора перевозки. Смежными же обычно считают договор об организации перевозок.

Договор перевозки груза — это договор, в соответствии с которым одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей груз в пункт назначения и выдать управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона (грузовладелец, клиент, грузоотправитель) обязуется оплатить услуги перевозчика.

Договор фрахтования (чартер) — это договор, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется за плату представить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров и багажа.

Договор транспортной экспедиции — это договор, в соответствии с которым одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг (комплекса либо отдельной), связанных с перевозкой груза.

Как правило, все транспортные договоры заключаются в письменной форме. В некоторых странах (особенно это характерно для стран англо-американской системы прав) они могут заключаться и в устной форме. Заключение договора перевозки, кроме широко известного составления отдельного документа, содержащего все условия такого договора, может подтверждаться товарно-транспортной накладной и коносаментом.

Содержание договора определяется условиями, которые в него входят. Эти условия делятся на обязательные и факультативные. Обязательными называются такие условия, при отсутствии которых договор считается незаключенным, а факультативными — условия, которые стороны могут включать в договор, пользуясь принципом свободы договоров. К основным условиям договора перевозки относятся: •

наименование и адреса сторон; •

пункт отправления и назначения; •

стоимость перевозки или способ ее определения

В дополнение к вышеперечисленным пунктам договора перевозки договор транспортной экспедиции обязательно должен содержать перечень работ и услуг, которые выполняет экспедитор.

Любой договор, помимо прав для одной и другой стороны, подразумевает, как правило, наличие обязанностей как для одной, так и для другой стороны. И за неисполнение соответствующих обязанностей наступает ответственность

Основная обязанность грузоотправителя как по договору перевозки, так и по договору транспортной экспедиции — сообщить перевозчику или экспедитору информацию, необходимую для осуществления данной перевозки или для выполнения услуг экспедитором. Этой обязанности соответствует ответственность

За несообщение или несвоевременное сообщение информации либо сообщение заведомо неточной информации, необходимой для выполнения данного договора (например, несообщение экспедитору о том, что груз, сдаваемый к перевозке, относится к категории опасных, или указание вместо действительного наименования груза какого-либо другого), грузоотправитель несет ответственность только в том случае, если эти действия совершены умышленно или по небрежности, причем не только грузоотправителем, но и его агентами и служащими. Размер этой ответственности определяется ущербом перевозчика (экспедитора)

Ответственность перевозчика (экспедитора)

Основной обязанностью перевозчика и, как правило, экспедитора является обеспечение сохранной доставки груза в место назначения. Он отвечает за повреждение, утрату или недостачу груза Причем в отличие от ответственности грузовладельца (вину грузовладельца необходимо доказать) вина перевозчика (экспедитора) предполагается, и перевозчик должен доказать существование обстоятельств, освобождающих его от ответственности В настоящее время существует еще один вид ответственности, который в законодательстве появился относительно недавно, — ответственность за просрочку в доставке.

В отличие от общих положений гражданского права о возмещении ущерба в полном размере, на транспорте существует институт ограничения ответственности, то есть перевозчик (отчасти — экспедитор) отвечает за ущерб не в полном размере, а в установленных пределах.

До относительно недавнего времени существовало три способа ограничения ответственности перевозчика за недостачу, утрату или повреждение груза.

Первый способ (французский, или абандон), размер ответственности ограничивался стоимостью транспортного средства.

Второй способ (немецкий): размер ответственности ограничивался стоимостью транспортного средства плюс размер фрахта.

Третий способ (английский, или стоимостный) размер ответственности ограничивается определенными установленными размерами в денежном выражении.

В настоящее время от немецкого и французского способов полностью отказались, остался только английский.

Каким же образом сейчас ограничивается ответственность? Большинство конвенций предусматривает два способа ограничения ответственности — при объявленной и необъявленной стоимости груза.

Объявленной стоимостью считается стоимость груза, заявленная грузоотправителем до погрузки груза на транспортное средство (сдачи груза перевозчику или экспедитору) и включенная в транспортный документ (накладную или коносамент).

При перевозке с объявленной стоимостью груза ответственность перевозчика (экспедитора) ограничивается объявленной стоимостью груза. Однако если действительная стоимость груза ниже объявленной, то тогда ответственность ограничивается действительной стоимостью груза.

При перевозке без объявления стоимости груза ответственность перевозчика определяется с помощью установления стоимостного предела ответственности. В различных конвенциях он устанавливается по-разному (различные пределы, различные валюты), однако существует общий принцип — предел ответственности устанавливается за единицу или место отгрузки либо за килограмм брутто веса груза.

Пределы ответственности перевозчика за задержку в доставке, как правило, «привязаны» к стоимости перевозки (фрахту).

Перевозчик (экспедитор) теряет право на ограничение ответственности, если ущерб явился результатом умышленных или небрежных (совершенных с сознанием того, что такой ущерб может наступить) действий его самого или его служащих.

До того как предъявить иск перевозчику, клиент обязан заявить претензию. Без заявления претензии он не имеет право предъявить иск. Как правило, срок предъявления претензий невелик ( от 3 до 14 дней). Кроме того, большинство законодательных актов предусматривает, что по очевидным повреждениям претензия заявляется немедленно

Некоторыми конвенциями предусмотрено исключение из правила обязательности предварительного предъявления претензии — если груз при сдаче в месте назначения являлся предметом совместной проверки перевозчика (экспедитора) и грузополучателя (клиента).

Помимо ограниченной ответственности еще одной особенностью регулирования транспортной деятельности являются сокращенные сроки исковой давности. В настоящее время действующим законодательством Республики Беларусь такой срок установлен в размере одного года. Данный срок соответствовал мировой практике, существовавшей во время принятия этих законодательных актов. Однако сейчас наметилась тенденция к увеличению срока исковой давности до двух лет.

Еще на одну особенность исчисления срока исковой давности следует обратить внимание. В некоторых транспортных документах содержится условие о сроке исковой давности, который отличается от сроков, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Особенно это касается документов, подчиненных условиям тех конвенций, к которым наше государство не присоединилось. Дня большинства стран это нормально, так как там исковая давность — обычная норма материального права и соглашением сторон она может быть изменена. В наших условиях норма, устанавливающая срок исковой давности, является императивной нормой, т. е. соглашением сторон срок исковой давности не может быть изменен.

Как правило, все международные конвенции и национальное законодательство предусматривают, что стороны могут оговорить, в каком органе они желают рассматривать споры, возникшие из отношений, вытекающих из данного договора. 1.10.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *