Что относится к исламу

Ислам

Ислам — это религия и универсальный образ жизни мусульман; буквально это слово означает «покорность и подчинение воле Всевышнего».

Мусульманство — синоним слова ислам.

Сегодня ислам насчитывает около 1,6–1,8 миллиарда приверженцев, живущих на всех континентах, считается главной духовной идентичностью более 24% населения мира и является второй по величине религией в мире (после христианства).

Священная книга ислама — Коран, в нём изложены основы ислама. Мусульмане верят, что там написаны слова, продиктованные Единым Богом Аллахом пророку Мухаммеду (он так же значим для мусульман, как Иисус для христиан).

Когда возник ислам?

Исламу около 1400 лет, из самых распространённых, она считается одной из самых молодых религий в мире. Однако существует другая значимая религия под названием Сикхизм, которой около 500 лет. Она возникла примерно в 1500 году нашей эры в Индии и основателем считается Гуру Нанак.

Мусульманство и ислам

Эти названия обозначают одно и то же и разницы между ними нет. У этой религии есть два названия (мусульманство и ислам) и можно использовать оба термина. Тем не менее использование названия ислам считается более правильным, т.к. является официальным названием, и именно так эта религия именуется в Коране.

Суть ислама

Буквальное значение слова «ислам» — «покорность и подчинение воле Всевышнего». Таким образом, главные идеи этой религии:

Последователи ислама называются мусульманами. Священная книга ислама называется Коран, в котором:

Пять столпов ислама

Основой исламской веры считаются «Пять столпов ислама», обязательные ритуалы, которые являются важной частью мусульманской культуры. Мусульманин должен их выполнять, чтобы хорошо и ответственно жить.

1. Шахада

Декларация веры: произнесение декларации свидетельства веры (в переводе на русский она начинается со слов «Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха. «). После этого человек может называть себя мусульманином.

2. Салат

Ежедневная молитва Всевышнему Аллаху, которая совершается пять раз (ещё называется намаз).

3. Закят

Обязательные пожертвования денег, благотворительность, налог на имущество.

4. Пост

Строгий ежегодный пост в месяц Рамадан (9-й месяц по исламскому календарю), который длится ровно один месяц.

5. Хадж

Раз в жизни совершается обязательное паломничество в Мекку (город в Саудовской Аравии возле Красного моря) через 2 месяца после окончания Рамадана.

История ислама

Мусульманская вера началась около 1400 лет назад с пророка Мухаммеда (571–632). Он родился и жил в Мекке, в Саудовской Аравии (т.е. ислам зародился в Мекке).

Ближе к 40 годам своей жизни Мухаммед принял свою роль пророка и начал проповедовать слово единого Бога («Аллах» на арабском). Его первой обращённой стала его жена, которую звали Хадиджа.

Монотеистические божественные откровения Мухаммеда в Коране в то время считались угрозой в Мекке (для язычников курайшитов, это был правящий клан того времени в городе).

Первые последователи столкнулись с серьёзными преследованиями и это привело к тому, что в 622 году они были вынуждены бежать из Мекки в город Ясриб (в настоящее время именуется Медина). Это событие называется хиджра (эмиграция/переселение), а 622 год считается годом хиджры и является началом мусульманского календаря.

Основные течения ислама

Существует два самых популярных вида ислама — суннизм (сунниты) и шиизм (шииты).

Суннитами являются около 84–90% всех мусульман (это направление также наиболее распространено среди мусульман России). Сунниты — это первое поколение мусульманской общины и те, кто следует традициям Мухаммеда.

Шиитами являются 10–16% всех мусульман. Шииты — равно уважают Мухаммеда и Али (двоюродный брат и зять Мухаммеда), они считают, что Али был его назначенным преемником (имамом), значит именно он, как назначенный потомок, должен возглавлять мусульманскую общину. Шиизм широко распространён в таких странах, как Иран, Пакистан, Индия и Ирак.

Культура ислама

Термин «исламская культура» немного отличается от того, что подразумевает религия. Говоря о культуре ислама, имеется в виду не арабская или восточная культура. В ней существуют общие элементы для всех мусульман, но есть и те, что отличаются в каждой стране.

В мусульманской культуре есть некоторые обычаи/традиции, которые могут быть больше мотивированы культурой, а не религией.

Исламская культура в основном основывается на Коране и можно выделить характерные ей черты:

Узнайте и про другие Религии, а также про Атеистов.

Источник

Мусульманские конфессии и течения

Шиитских сект больше суннитских.

Разделы страницы о традиционных и новых направлениях ислама:

Суннизм

С VIII века в суннизме сложились пять юридических школ, которые определили и религиозные ветви суннизма: 1) Захиритская школа (основатель ибн Али аль-Асфахани). Школа впоследствии исчезла. 2) Маликитская школа (основатель Малик ибн Анас). 3) Ханбалистская школа (основатель Ахмад ибн Ханбал), к которой принадлежат ваххабиты и салафиты (Гамаат аль-ихван аль-муслимин и Общество братьев-мусульман). 4) Ханифитская школа (основатель Абу-Ханиф). 5) Шафитская школа (основатель Аш-Шафия).

Кроме того, отдельно выделяются сенсуисты.

Ханбалистская школа

Ваххабизм

Радикальное религиозно-политическое течение в суннитском исламе ханбалитского толка. Появилось в конце XVIII века. Название получено от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, выступившего с пуританской проповедью среди бедуинских племен в Неджде. Основано на идеях салафитов о возвращении к исходному исламу.

В начале XIX века ваххабиты под руководством Саудидов образовали в Неджде самостоятельное государство, влияние которого распространилось на большую часть Аравийского полуострова. В 1818 году, в результате походов египетских войск, государство ваххабитов было ликвидировано. В течение долгого времени ваххабиты были под властью Рашидидов, вассалов Турции. В 1902 г. эмир Абд аль-Азиз ибн Сауд захватил Эр-Рияд. В 1924-1925 гг. ваххабиты завоевали Хиджаз и в 1927 г. образовали ваххабитское государство (современная Саудовская Аравия). В начале XIX в. ваххабиты получили распространение на Суматре и в 1821 г. инициировали восстание против голландских колонизаторов. С 1824 по 1864 гг. в Индии ваххабиты вели активную борьбу против английского колониализма.

Шиизм

Исмаилиты

После смерти Мухаммада ибн Исмаила в среде исмаилитов произошел раскол, в результате которого в исмаилизме сформировалась секта сабийя, позднее получившая наименование карматов. Сабийя считали Мухаммада ибн Исмаила последним, седьмым имамом и ожидали его прихода в качестве махди. Ортодоксальные исмаилиты признали потомковМухаммада ибн Исмаила «скрытыми имамами». Период с конца VIII до начала X вв. прошел под управлением сафиров и называется имаилитами «сатр» (скрытый). В этот период исмаилиты создали разветвленную тайную организацию, возглавляемую исмаилитскими проповедниками. Деятельность этой организации заключалась преимущественно в информировании шиитов о факте существования имама, его божественной роли в движении исмаилитов, и призыв к безоговорочному подчинению его воле.

В X в. была разработана исмаилитская правовая система, идейно близкая к жафаритской (имамитской) и зайдитской системам.

В 996 г. фатимидский халиф аль-Хаким вступил в конфликт с христианскими конфессиями на территории халифата, запретив христианские праздники и разрешив осквернения христианских кладбищ и погромы церквей (в частности храма Гроба Господня в Иерусалиме). Будучи эксцентричным и неуравновешенным человеком, в начале XI в. аль-Хаким изменил свое отношение к христианам на противоположное, отменив ранее введенные запреты и наложив новые на мусульман, в частности запретив паломничество в Мекку. В 1017 г. аль-Хаким объявил себя воплощением бога на земле и потребовал поклонения ему как богу. В 1021 г. аль-Хаким таинственно исчез. Большая часть исмаилитов признала халифом малолетнего сына аль-Хакима аз-Захира, однако часть приверженцев аль-Хакома выступила с идеей будущего пришествия аль-Хакима в качестве бога на земле и сформировала секту друзов.

Во второй половине XI в. исмаилизм распространил свое влияние на Иран, где столкнулся с враждебной Фатимидам династией Сельджукидов. Возглавивший восстание против Сельджукидов Хасан ибн Саббах в 1090 г. создан независимое исмаилитское государство с центром в крепости Аламут, в 1095 г. ставшее центром низаритского течения (уничтожено войсками Чингиз-хана в 1256 г.). В 1171 г. Фатимидский халифат прекратил свое существование.

Официальное количество исмаилитов на конец XX века несколько превышает 1 миллион человек, однако считается, что влиянию исмаилизма подвержены около 20 миллионов человек. Исмаилиты проживают в индии, Пакистане, Афганистане, Иране, Таджикистане.

Тебе принадлежит лишь то, что невозможно потерять при кораблекрушении. Имам Аль-Газали

Ты припомни свой рок! Приближенье кончины исчисли.
Где от смерти стена? Вот на что ты направил бы мысли!
Низами

Чистая совесть даёт силу льва, а при виноватой совести даже львы превращаются в кроликов.
Тот, кто может жить согласно идеалу, и есть властелин жизни.
Бог, понятный человеку, создан самим человеком; но то, что лежит за пределами его понимания, и есть реальность.
(Хазрат Инайят Хан)

По мнению суфиев, Мохаммед якобы получил одновременно с Кораном эзотерические откровения, о которых сообщил только некоторым из своих соратников. Эти откровения могут передаваться только избранным, и только в результате особого посвящения.

Суфизм является богоискательским течением и может принимать самые разнообразные формы. В суфизме используются различные эзотерические тайные обряды, ритуалы, посвящения, причем единые для суфизма правила проведения этих культовых обрядов отсутствует. Суфизм эзотеричен и проповедует генеалогическую передачу приобщения к божественной благодати (сильсиля) каждому суфийскому учителю непосредственно от пророка Мохаммеда [как рукоположение в христианстве]. Приверженцы суфизма подчинены своду правил, как правило, специфическому для каждого ордена, подробно описывающему ритуалы инициаций, культовой практики и отношений между членами общины. Для культа суфизма характерно сочетание метафизических представлений с аскетической практикой. Аскетизм в суфийской традиции является способом нравственного совершенствования человека, приближающего его к познанию бога.

Основой суфизма является учение о постепенном мистическом приближении к интуитивному, вне всякой логики, познанию Бога вплоть до прямого общения с ним и слиянию с ним через мистическую любовь в интуитивных экстатических озарениях. Соблюдение законов Корана является лишь первым шагом к Богу, который не позволяет познать природу мира. Основными концепциями суфизма являются тарик (концепция пути), ведущая суфия к постижению высших истин, и вилайя (концепция святости), получаемая суфием при достижении конечной цели мистического самосовершенствования. Суфизм провозглашается как учение, проповедующее строгие мусульманские каноны, однако приверженцы традиционного ислама не признают его как исламское течение либо относятся к нему с большим недоверием. Исламская оппозиция еще больше усиливает позиционируемый тайный характер суфизма.

В IX в. в суфизме под влиянием выдающегося египетского философа Зу-н-Нун аль-Мисри и багдадского теолога аль-Харис аль-Музасиби сформировалась система мистической философии. В X в. суфизм из учения немногочисленных дервишей превратился в мощное культурное течение, получившее широкое распространение. По мере своего развития суфизм воспринял ряд элементов христианства, античной философии и древних религий Востока.

В суфизме существенно раньше, чем в ортодоксальном исламе, был разработан культ святых, который принят как один из базовых элементов вероучительной системы. Святой в суфизме представляется человеком, достигшим совершенства в познании бога, открывший для себя все сокровенные тайны и получившим вследствие этого знания способность творить чудеса. Зародившись в IX в., суфийский культ святых уже в X в. развил идеи о невидимой иерархии живых святых, мистическим образом скрытых от большинства живых людей. Эта иерархия возглавлялась неким верховным святым «кутб», сосредотачивавшим на себе основную защиту Вселенной от всех несчастий.

Различные суфийские течения называются тарика (братства или ордена). В период с XII по XIV вв. в суфизме под влиянием мавереннахрской, магрибинской, месопотамской и хорасанской мистических школ сформировался ряд самостоятельных суфийских орденов: бадавийя, байрамийя, бекташийя, дасукийя, исавийя, кадирийя, кубравийя, маулавийя, накшбандийя, рифайя, саадийя, сафавийя, сухравардийя, халватийя, чиштийя, шазилийя.

Другие секты ислама

Источник

Что относится к исламу

«Ислам, имеющий мирную и добрую сущность». Дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма. М.: Новое литературное обозрение, 2021. Коллективная монография под редакцией Рената Беккина. Содержание

Что относится к исламу«Традиционный ислам», «нетрадиционный ислам» — с каждым днем вокруг содержания этих понятий, а также допустимости их использования все жарче разгораются споры. Уверенно эти понятия вошли и в государственный дискурс, особенно после слов президента Владимира Путина, произнесенных им на встрече с муфтиями крупнейших религиозных организаций России: «. Традиционный ислам является важнейшей частью российского культурного кода».

Не остались в стороне и представители научного сообщества, пытаясь найти ответ на вопрос, что же такое «традиционный ислам» и что его делает таковым. Но не сказать, что после того, как «традиционный ислам» оказался объектом исследований, а не только медийного дискурса, все стало понятно. Вместо этого появилось много определений того, чем этот самый «традиционный» ислам является. Так, в российской научной среде завоевал популярность этнографический подход, согласно которому под «традиционным» исламом понимают такие формы его бытования, которые были распространены в конкретном регионе в конкретный период истории (в этом смысле «традиционный» ислам иногда отождествляется с «народным», хотя это не одно и то же). В таком случае можно говорить о существовании множества «традиционных исламов». Более того, традиционной для конкретного региона и времени может оказаться такая форма бытования ислама, которая в других регионах (или же в другие времена) воспринимается как самая что ни на есть нетрадиционная. В качестве примера можно вспомнить тот же ваххабизм — однозначно «нетрадиционную» форму ислама для многих представителей властей и официальных религиозных организаций России, но вполне «традиционную» в Саудовской Аравии последних 100 лет.

Другим широко распространенным подходом к пониманию «традиционного» ислама является условно «конфессиональный» — это взгляд со стороны официального исламского религиозного истеблишмента («духовенством» их язык назвать не поворачивается, поскольку в силу структурных особенностей самого ислама духовенства в общеупотребимом смысле там нет), к которому нередко примыкают представители светских властей. В таком случае под «традиционным» исламом понимается ислам миролюбивый, толерантный, лояльный существующему политическому режиму. Соответственно, термин «нетрадиционный» маркирует всевозможные радикальные интерпретации ислама, нередко — джихадистского толка. Вместе с тем «нетрадиционный» ислам часто представлял собой риторическую конструкцию, характеризующую оппонентов внутри исламского сообщества (вне зависимости от их религиозных убеждений, принадлежности к тому или иному исламскому течению). Авторство этого термина приписывается последнему муфтию советского Духовного управления мусульман Европейской части и Сибири (ДУМЕС) и первому (и пока единственному) муфтию послесоветского Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгату Таджуддину, который ввел его в обиход в начале 1990-х годов, во времена возникновения новых самостоятельных муфтиятов, не подчинявшихся ЦДУМ.

Неудивительно, что, оставаясь одной из наиболее спорных тем, тема «традиционного» ислама продолжает привлекать внимание исследователей. Одной из наиболее успешных, на мой взгляд, недавних попыток дать представление о концепте традиционного ислама, стала выпущенная в 2021 году издательством «Новое литературное обозрение» коллективная монография «Ислам, имеющий мирную и добрую сущность»: дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма«, под редакцией известного российского (или российско-шведского) востоковеда и исламоведа Рената Беккина.

По мнению авторов, «традиционный ислам» представляет собой искусственный конструкт, которое государство использует для обозначения постсоветской модели государственно-исламских отношений. Один из ее главных признаков — демонстрация лояльности религиозных организаций и верующих действующим властям. Как я уже отмечал выше, в соответствии с подобной логикой к представителям так называемого нетрадиционного ислама власти и официальные религиозные институты относят те организации, течения и тех отдельных персонажей, которые выступают с критикой внутренней и внешней политики государства и/или официальных муфтиятов.

Открывает книгу глава казанских исламоведов Лейлы Алмазовой и Азата Ахунова «В поисках „традиционного ислама” в Татарстане: между национальным проектом и универсалистскими теориями», в которой сделана попытка объединить теоретический анализ и локальные татарстанские кейсы. Отчасти это удалось как минимум при рассмотрении различных интерпретаций «традиционного» ислама, представленных в Татарстане. Несомненным достоинством статьи стало обращение авторов к источникам на татарском языке — как дореволюционным, так и современным, — а также использование материалов собственных полевых исследований.

Свой голос в монографии получил и представитель одновременно богословской и академической традиций — Дамир Шагавиев, который в своей главе «Понятие „люди Сунны и согласия общины” („ахл ас-сунна ва-л-джама‘а”) и Грозненская фетва» рассматривает дискуссии, развернувшиеся в российском исламском сообществе и за его пределами по поводу так называемой Грозненской фетвы, претендовавшей на то, чтобы дать исчерпывающее определение суннизму и суннитам. Шагавиев высказывает богословскую точку зрения на «традиционный ислам», указывая, что он синонимичен «суннитскому исламу». В своей главе он приоткрывает более широкий, можно сказать, общеисламский контекст восприятия «традиционного ислама», который оказывается не провластным, сугубо российским конструктом, а понятием, широко распространенным во всем исламском мире. Дамир Шагавиев объясняет, в частности, почему суннитский ислам, включающий в себя принадлежность к четырем школам исламского права (фикха), двум школам вероучения (акыды) и суннитский суфизм (иногда также именуемый «шариатским суфизмом», то есть суфизмом, не использующим практики, противоречащие шариату) считаются «традиционным» исламом и в Турции, и в Египте, и во многих других богословски обосновываемых «традиционных исламах». Он также показывает на примере Грозненской фетвы различия между исламским богословским дискурсом в России и во всем мире, где принадлежность к суфизму является важной частью суннитской идентичности и приветствуется, не становясь при этом ни необходимым, ни достаточным критерием принадлежности к «традиционному» исламу.

Глава редактора и составителя коллективной монографии Рената Беккина посвящена обновленческому движению в современном российском исламе. На первый взгляд, этот феномен не подпадает под понятие «традиционный» ислам, но зато он позволяет определить, чем «традиционный» ислам не является. Более того, в случае с российским исламским обновленческим движением все не так однозначно, и его представители активно добиваются, чтобы со временем именно их вариант ислама стал для государства «традиционным» (не случайно на тесную связь между властью и «традиционным» исламом указывают чуть ли не все авторы сборника). При этом Беккин обращает внимание на важную особенность конструируемой обновленцами версии «традиционного» ислама: если в сложившемся в настоящее время концепте «традиционного» ислама лояльность государству предполагает определенную степень невмешательства последнего в повседневные практики мусульман, то обновленческий «традиционный» ислам в большей степени напоминает крайнюю форму кемализма (в религиозной сфере — разновидность лаицизма, радикального секуляризма), которая открывает дорогу для тотального вмешательства государства в религиозную жизнь даже на уровне догматики.

Отдельная глава монографии авторства казанской исследовательницы Резеды Сафиуллиной-Ибрагимовой посвящена суфизму, который является одним из важнейших элементов современной концепции «традиционного» ислама, причем не только в России, но и в исламских, и даже в европейских странах и США. В этой главе, названной «Суфизм в Татарстане: возрождение традиции, экспорт или экспансия?», автор рассматривает современную ситуацию с суфизмом в Татарстане, привлекая большое количество собственных полевых исследований. Причем на основании своих интервью с респондентами Сафиуллина-Ибрагимова приходит к выводу, что последователи суфизма в Татарстане далеко не всегда стремятся стать частью «традиционного» ислама, который формируется государством, — такой вот нетрадиционный «традиционный» ислам.

Уфимская исследовательница Зиля Хабибуллина, написавшая главу «„Традиционный ислам” в дискурсе религиозных объединений, национальных организаций и государственных структур Республики Башкортостан», подобно другим авторам монографии, основывает свои выводы на полевых исследованиях. Она обращает внимание на то, что дихотомия «традиционный» / «нетрадиционный» («правильный» / «неправильный») зачастую возникает как часть риторики конкурирующих между собой мусульманских лидеров и активно используется государством для продвижения концепции «толерантного», «мирного» ислама в противовес исламу «радикальному», который ассоциируется с ваххабитами/салафитами, считающимися заведомыми оппозиционерами по отношению к официальным органам светской и религиозной власти. При этом автор выделяет четыре основных фактора, повлиявших на формирование представлений о «традиционном» исламе в Башкортостане: а) специфику религиозной идентичности, б) этнический/национальный фактор, в) конфликты между мусульманскими группами и г) прерванную в советское время традицию ислама.

Рассматриваемый сборник — не единственная попытка российских исследователей придать форму такому размытому понятию, как «традиционный» ислам. Можно вспомнить выпущенную в середине 2020 г. коллективную монографию «Центральная Евразия: Территория межкультурных коммуникаций». Один из ее авторов, директор Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов, отождествляет понятия «традиционный ислам в России» и «русское мусульманство». При этом под «традиционным» исламом он понимает «обновленческое движение суфизма, приспособленное к сосуществованию в условиях политических и поликонфессиональных обществ, подчиненное при этом не только не мусульманской, но вообще не религиозной, то есть светской власти. Это суфизм суннитский. в религиозно-правовом отношении — ханафитский и шафиитский; в богословском отношении — ашаритский и матуридитский». Очевидно, что во многом подобное определение перекликается с выводами монографии под редакцией Рената Беккина. Вместе с тем указание на близость понятий «традиционный ислам» и «русское мусульманство» позволяет обратить внимание на одно из слабых мест «Ислама, имеющего мирную и добрую сущность. » — сосредоточенность исключительно на российском измерении концепции «традиционного» ислама (за исключением, возможно, главы Дамира Шагавиева). По прочтении монографии складывается впечатление, что «традиционный» ислам, по сути, представляет собой порождение изощренного ума российского религиозного и государственного чиновничества, своеобразное российское ноу-хау, направленное на контроль над мусульманским сообществом.

Но это не так. Концепт «традиционного» ислама уже давно стал частью богословского, академического и политического дискурсов во многих странах, где мусульмане составляют как большинство, так и меньшинство населения. Достаточно вспомнить недавний отчет французского Института Монтеня «Французский ислам возможен» (2016), а также многочисленные инициативы французских властей по созданию этого самого «французского» или «республиканского» ислама (напрашивается параллель с упомянутым выше «русским мусульманством»). Особенно отличился на этом поприще нынешний президент Франции Эмманюэль Макрон, сделавший превращение разношерстного французского ислама в ислам «республиканский», лояльный Французской республике, одним из приоритетов своей внутренней и внешней политики. Аналогичные процессы происходят и во многих других европейских странах, прежде всего Австрии и Германии, для которых формирование лояльного государству ислама, с четкой иерархией и понятной структурой, также является насущным вопросом.

Завершая этот небольшой обзор крайне интересной и призывающей к дискуссии монографии «Ислам, имеющий мирную и добрую сущность. », хочу согласиться с ее основной идеей: «традиционный» ислам это искусственный конструкт. Но. Он не более искусственный, чем любой другой конструкт: «классический» ислам, «ортодоксальный» ислам, «народный» и любой другой ислам (или — «ислам»). Более того, этот конструкт является результатом совместных усилий, с одной стороны, всякой власти, и не только российской, которая конструирует понятную ей и лояльную форму религиозности, а с другой — обычных мусульман, уставших от всевозможных радикальных тенденций в исламе, говорящих от лица так называемого молчаливого большинства. Концепция «традиционного» ислама находит свои основания как в исламской традиции, так и в государственно-конфессиональной политике, одним из субъектов которой являются мусульмане. Плохо это или хорошо — вопрос, на который читателям «Ислама, имеющего мирную и добрую сущность. » предстоит ответить самостоятельно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *