Что относится к искаженному психическому развитию
Искаженное психическое развитие
2.5. Искаженное психическое развитие
Под искаженным развитием (Г.Е. Сухарева) имеются в виду преимущественно расстройства аутистического спектра, такие как синдром Каннера и синдром Аспергера (это основные или типичные формы детского аутизма), а также дезинтегративные или атипичные варианты аутизма, куда включаются синдром Ретта, синдром Геллера-Цапперта, синдром Мартина-Белл, синдром Дауна с аутистическими чертами, туберозный склероз с аутистическими чертами, фенилкетонурия с аутистическими чертами, органические поражения ЦНС с умственной отсталостью и аутистическими чертами. Кроме того, в группу аутистических расстройств включаются психогенный аутизм, процессуальный детский аутизм и атипичный детский психоз в разных возрастных его вариантах.
Одним из первых, кто указал на неоднородность аутистических расстройств, был В.В. Ковалев (1979): «…ранний детский аутизм представляет сборную группу синдромов разного происхождения, наблюдаемых у детей раннего и дошкольного возраста в рамках разных нозологических форм». При этом, по мнению В.В. Ковалева, Г.Е. Сухаревой и других исследователей, преобладает недоразвитие более древних психических сфер, в особенности сферы инстинктов и аффективности.
Читайте подробнее о признаках аутизма. |
Базовым проявлением расстройства обычно считается дефицитарный аутизм – оторванность от действительности, погруженность в себя, отсутствие интереса к окружающему, замкнутость, закрытость и негативизм, ослабление реакций на внешние стимулы, отставание интеллектуального и речевого развития, а также неспособность внешние, социальные влияния трансформировать в структуры собственной личности. Наряду с дефицитарным существует, по мнению ряда исследователей, продуктивный аутизм, которому свойственны патологическое фантазирование, чрезмерная и неразборчивая общительность, обнаженность, анормальная внушаемость, тенденция образы воображения отождествлять с наглядными образами, нередко – ускоренное речевое и интеллектуальное развитие.
Аутичных пациентов окружающие нередко считают странными, необычными, непонятными детьми, иногда сравнивают с «инопланетянами», людьми из «параллельного мира».
Главными в клинических проявлениях типичных форм раннего детского аутизма считаются:
Симптомы продуктивного аутизма в действующих систематиках типичного аутизма, как правило, не учитываются. Исключение составляет синдром Аспергера, где они вскользь упоминаются.
Часто наблюдаются также аффективные нарушения, состояния психомоторного возбуждения, иногда выдающиеся способности (к счету, запоминанию, музыке и др.). Сам Каннер, описавший 11 таких пациентов, был очарован их приятной внешностью и интеллектом; по-видимому, в его наблюдениях были также пациенты с синдромом Аспергера. (См. в таблицах синдромы Каннера, Аспергера, в наследственных заболеваниях – синдром Геллера-Цапперта и другие упомянутые выше.)
Наблюдаете у ребёнка признаки аутизма? Обратитесь в клинику для диагностики! Позвоните нам
Искаженное психическое развитие
2.5. Искаженное психическое развитие
Под искаженным развитием (Г.Е. Сухарева) имеются в виду преимущественно расстройства аутистического спектра, такие как синдром Каннера и синдром Аспергера (это основные или типичные формы детского аутизма), а также дезинтегративные или атипичные варианты аутизма, куда включаются синдром Ретта, синдром Геллера-Цапперта, синдром Мартина-Белл, синдром Дауна с аутистическими чертами, туберозный склероз с аутистическими чертами, фенилкетонурия с аутистическими чертами, органические поражения ЦНС с умственной отсталостью и аутистическими чертами. Кроме того, в группу аутистических расстройств включаются психогенный аутизм, процессуальный детский аутизм и атипичный детский психоз в разных возрастных его вариантах.
Одним из первых, кто указал на неоднородность аутистических расстройств, был В.В. Ковалев (1979): «…ранний детский аутизм представляет сборную группу синдромов разного происхождения, наблюдаемых у детей раннего и дошкольного возраста в рамках разных нозологических форм». При этом, по мнению В.В. Ковалева, Г.Е. Сухаревой и других исследователей, преобладает недоразвитие более древних психических сфер, в особенности сферы инстинктов и аффективности.
Читайте подробнее о признаках аутизма. |
Базовым проявлением расстройства обычно считается дефицитарный аутизм – оторванность от действительности, погруженность в себя, отсутствие интереса к окружающему, замкнутость, закрытость и негативизм, ослабление реакций на внешние стимулы, отставание интеллектуального и речевого развития, а также неспособность внешние, социальные влияния трансформировать в структуры собственной личности. Наряду с дефицитарным существует, по мнению ряда исследователей, продуктивный аутизм, которому свойственны патологическое фантазирование, чрезмерная и неразборчивая общительность, обнаженность, анормальная внушаемость, тенденция образы воображения отождествлять с наглядными образами, нередко – ускоренное речевое и интеллектуальное развитие.
Аутичных пациентов окружающие нередко считают странными, необычными, непонятными детьми, иногда сравнивают с «инопланетянами», людьми из «параллельного мира».
Главными в клинических проявлениях типичных форм раннего детского аутизма считаются:
Симптомы продуктивного аутизма в действующих систематиках типичного аутизма, как правило, не учитываются. Исключение составляет синдром Аспергера, где они вскользь упоминаются.
Часто наблюдаются также аффективные нарушения, состояния психомоторного возбуждения, иногда выдающиеся способности (к счету, запоминанию, музыке и др.). Сам Каннер, описавший 11 таких пациентов, был очарован их приятной внешностью и интеллектом; по-видимому, в его наблюдениях были также пациенты с синдромом Аспергера. (См. в таблицах синдромы Каннера, Аспергера, в наследственных заболеваниях – синдром Геллера-Цапперта и другие упомянутые выше.)
Наблюдаете у ребёнка признаки аутизма? Обратитесь в клинику для диагностики! Позвоните нам
Что относится к искаженному психическому развитию
Данный буклет разработан в помощь приемным родителям.
Бесплатные занятия с логопедом
Выделяют следующие типы нарушений психического развития:
Общее психическое недоразвитие;
Задержанное психическое развитие;
Поврежденное психическое развитие;
Дефицитарное психическое развитие;
Искаженное психическое развитие;
Дисгармоничное психическое развитие.
Психическое недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных, что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем)
Раннее время поражения. Выражена недостаточность высших психических функций.
Пример – умственная отсталость.
Замедление темпа формирования познавательной и эмоционально-волевой сфер. Наряду с недостаточно развитыми функциями имеются сохранные. Пример – задержка психического развития
Поврежденное развитие связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.
Позднее (после 2 – 3 лет) нарушение. Большая часть мозговых структур и систем уже сформирована.
Тяжелые нарушения отдельных систем и анализаторов.
Пример – слепота, глухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи.
Нарушение последовательности формирования психических функций.
Пример – ранний детский аутизм.
Дисгармоническое развитие. Основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Диспропорциональность развития эмоционально-волевой сферы.
Неравномерность психического развития.
Акселерация– это ускоренное (в среднем на 1-2года) физическое, интеллектуальное и сексуальное развитие в целом и парциально в детском и подростковом возрасте.
Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту.