Что относится к инженерным сооружениям обеспечения транспортной безопасности
Состав и технические характеристики инженерных сооружений ОТБ
· задержание нарушителя при проникновении на охраняемый объект на время, необходимое для его нейтрализации силами охраны;
· предотвращение (усложнение) наблюдения за охраняемым объектом. Физические барьеры решают их за счет выбора характеристик, мест и правил установки: основного заграждения, предупредительного заграждения, заградительных инженерных средств, ворот, калиток, шлюзов.
Инженерные сооружения совместно с инженерным оборудованием КПП и смотровых площадок решить следующие задачи:
· задержания нарушителей при вторжении на охраняемый объект на время, необходимое для организации обороны объекта;
· санкционированного прохода на охраняемый объект и выхода за его пределы без дополнительных затрат на преодоление рубежей охраны;
· предотвращения несанкционированного вывоза (ввоза) имущества.
Для выполнения своих основных функций ограждения (физические барьеры) могут иметь достаточно сложный состав. Конкретный облик физического барьера определяется в процессе проектирования на основании технического задания. Физические барьеры обычно размещаются на внешних рубежах охраны объектов.
Основное заграждение представляет собой пассивное инженерно-техническое сооружение, препятствующее проникновению на охраняемую территорию.
Сигнализационное оснащение периметра во многом определяется видом и типом основного заграждения.
В составе системы физической защиты объекта основное заграждение, как правило, является физической (и часто единственной) преградой на пути нарушителя, и от того, насколько рационально оно построено, зависят эффективность и долговечность работы всех других компонентов системы. Главная функция основного заграждения – это препятствовать физически свободному проходу на территорию охраняемого объекта посторонних лиц и животных. Это своего рода декларированная собственником граница, пересечение которой для посторонних лиц противозаконно и позволяет собственнику применять к нарушителю разрешенные законом меры.
Основное заграждение, как и любое инженерно-строительное сооружение, характеризуется обликом, материалом и конструкциями изготовления, получаемыми при конкретном варианте исполнения, и, соответственно, имеет большое разнообразие вариантов технической реализации.
Основное заграждение может классифицироваться по следующим основным признакам:
· высота заграждения: высокое (более 3 м), среднее (от 2 до 3 м), низкое (менее 2 м);
· просматриваемость заграждения: сплошное (не просматриваемое), просматриваемое, комбинированное;
· деформируемость заграждения: жесткое, гибкое, комбинированное;
· вид полотна заграждения: глухое, представляет собой жесткое заграждение, выполненное из бетона, кирпича, металла, дерева; транспарантное, представляет собой конструкцию из транспарантов (жестких решеток, жестких секций, гибких транспарантов или комбинированная);
· материал опор заграждения: бетон; кирпич; металл; дерево;
· материал фундамента заграждения: бетон: ленточный; точечный; подсыпка из щебня или гравия; подсыпка из грунта;
· тип установки заграждения: постоянное; переносное;
· вид заграждения: строительное (инженерное) заграждение; сигнализационное заграждение; электризуемое (электрошоковое) заграждение.
Инженерное заграждение – это основное заграждение, конструктивно состоящее из фундамента (может строиться и без фундамента), опор и полотна. Каждый из элементов заграждения выполняет свои функции и применительно к ним имеет конструктивные особенности и перечень материалов для изготовления.
Основным заградительным элементом инженерного заграждения является его полотно. В настоящее время для инженерного заграждения используются:
Глухое полотно это сплошное монолитное заграждение. Оно используется для решения всех задач, стоящих перед основным заграждением, но наиболее часто применяется в случае необходимости предотвращения наблюдения за охраняемым объектом. Материал: бетонные плиты, кирпичная кладка, металлические сварные или деревянные щиты.
Глухое полотно обладает следующими свойствами:
· скрытностью от наблюдателя жизнедеятельности объектов на охраняемой территории (при его высоте более 2 м);
· жесткостью конструкции, что влечет его слабую устойчивость к перелазу нарушителя;
· наибольшей устойчивостью к разрушению полотна (зависит от материала исполнения, максимальной устойчивостью обладают металлические сварные щиты);
· высокой устойчивостью к подкопу (при наличии ленточного фундамента);
· минимальной эстетикой внешнего вида;
· высокой стоимостью изготовления, но минимальными затратами на содержание.
Транспарантное полотно это заграждение используется для решения задач, стоящих перед основным заграждением, но, как правило, не обеспечивает предотвращение наблюдения за охраняемым объектом. Материал: проволока, сетка, решетчатые конструкции из металла, бетона, кирпича, дерева, либо сетчатые секции. Различают жесткую и гибкую конструкции полотна.
При гибком (рис 1) варианте конструкции заграждения полотном служит натянутая между опорами проволока, как правило, «колючая» или сетка типа «рабица». К этому типу относятся и заграждения, выполненные из стандартных и серийно выпускаемых комплектов АКЛ.
Рис. 1. Пример транспарантного гибкого полотна инженерного заграждения
При жестком (рис 2) варианте конструкции заграждения полотном служат монтируемые между опорами заранее изготовленные из различных жестких материалов секции.
Рис. 2. Пример транспарантного жесткого полотна инженерного заграждения
Транспарантное заграждение в ряде случаев практически прозрачно для наблюдения посторонними за объектами на охраняемой территории предприятия, а также за установленной системой охраны. Транспарантное жесткое (гибкое) заграждение обладает свойствами:
· низкой скрытностью жизнедеятельности объектов на охраняемой территории;
· слабой устойчивостью к перелазу нарушителя (за исключением заграждения из АКЛ либо заграждения, укрепленного по верху спиралью АКЛ, а также гибкого высокого заграждения);
· высокой устойчивостью к подкопу при наличии ленточного фундамента и низкой при его отсутствии;
Комбинированное полотно использует сочетание различных типов конструкций и материалов полотна. Важным достоинством этого типа заграждения является возможность на этапе проектирования предусмотреть максимальную адаптацию заграждения под противостояние конкретным угрозам, характерным для данного предприятия.
Комбинация материала при изготовлении внешнего заграждения дает возможность повысить его защитные свойства и снизить при этом затраты на его строительство и обслуживание.
Опоры предназначены для закрепления полотна заграждения в вертикальном положении, а в некоторых случаях – для крепления отдельных элементов системы охранной сигнализации. Материал: бетонные столбики, кирпичная кладка, металлические трубы или деревянные столбы.
· секций полотна заграждения;
· Стойки опор могут быть:
· трубы с круглым сечением;
· трубы с прямоугольным сечением;
Тип опор выбирается, как правило, исходя из типа выбранного материала для полотна заграждения. Главным требованием при этом является способность материала и типа опор удерживать полотно заграждения при значительных воздействиях дестабилизирующих факторов, способствуя успешной реализации их охранной функции.
Типовая опора-стойка представляет собой круглую (диаметр 100 мм) или квадратную (100х100 мм) трубу длиной 3000 мм (500 мм подземная часть для крепления опоры в фундаменте и 2500 мм наземная часть для крепления секций заграждения).
На опорах размещены узлы (блоки) для крепления секций заграждения, для размещения и крепления:
· чувствительных элементов извещателей систем обнаружения;
· участковых приборных шкафов.
Фундамент заграждения – это его основание. Его тип зависит от материала и конструкции исполнения полотна, его веса, высоты, а также физико-климатических условий и типа грунта местности установки ограждения. Различают заграждения:
· на бетонном фундаменте (тип: ленточный или точечный);
· заграждение без фундамента. В этом случае опоры могут устанавливаться в специальные держатели с большой площадью опоры (например, при установке заграждения на местности с топким, мягким грунтом) или могут быть врыты в землю с подсыпкой песчано-гравийной смеси или грунта.
Если заграждение по каким-либо причинам выполнено без фундамента, то его срок службы уменьшается, практически, в 2 раза за счет появления высокого уровня помех, которые создает вибрирующее от ветровых нагрузок заграждение. Поэтому ограждение без фундамента может быть использовано только как временное.
Для обнаружения факта перелезания через заграждения возможна установка вибрационного средства обнаружения (Рис. 3). Установка таких средств возможна на заграждения, полотно которого достаточно сильно деформируется при воздействии на него.
Рис. 3. Вибрационное средство обнаружения
Ворота установленные на местах въезда/прохода на территорию объекта и в зону ТБ должны обеспечивать жесткую фиксацию в закрытом положении. Должны быть оборудованы запирающими устройствами. Запирающие устройства можно подразделить на 4 класса защиты:
· запирающие устройства 1 класса защиты имеют минимально необходимую степень защиты объекта от проникновения;
· запирающие устройства 2 класса защиты имеют среднюю степень защиты объекта от проникновения;
· запирающие устройства 3 класса защиты имеют высокую степень защиты объекта от проникновения;
· запирающие устройства 4 класса защиты имеют очень высокую или специальную степень защиты объекта от проникновения.
В случае если необходимо предотвратить несанкционированный проезд (прорыв) злоумышленника на транспорте, возможна установка на пути их следования противотаранного устройство (ПТУ). Выделяют ПТУ выдвижного, шлагбаумного и тросового типов.
Что относится к инженерным сооружениям обеспечения транспортной безопасности
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 1.4 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 1.5 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины);
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) аэродромы и аэропорты;
(пп. «ж» в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;
(пп. «з» в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
(пп. «и» введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 7.2 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 7.3 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
б) воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
г) суда, используемые в целях торгового мореплавания, за исключением судов, используемых для санитарного, карантинного и другого контроля, прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта;
(п. 11 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Что относится к инженерным сооружениям обеспечения транспортной безопасности
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по оснащению автовокзала, автостанции, трамвайного депо и троллейбусного парка инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности
1 РАЗРАБОТАН Общество с ограниченной ответственностью Производственно-сервисный центр «Электроника».
2 ВНЕСЕН Федеральным дорожным агентством.
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 22.08.2012 N 619-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
1 Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ устанавливает рекомендации по выбору, применению и порядку оснащения объектов транспортной инфраструктуры (автовокзала, автостанции, трамвайного депо и троллейбусного парка) в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности.
Положения настоящего методического документа предназначены для применения организациями, выполняющими работы по разработке и реализации планов обеспечения транспортной безопасности в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также работы по оснащению объектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 50009-2000 Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства охранной сигнализации. Требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 50775-95 Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения.
ГОСТ Р 50776-95 Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию.
ГОСТ Р 50777-95 Системы тревожной сигнализации. Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 6. Пассивные оптико-электронные инфракрасные извещатели для закрытых помещений и открытых площадок.
ГОСТ Р 51241-2008 Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.
ГОСТ Р 51242-98 Конструкции защитные механические и электромеханические для дверных и оконных проемов. Технические требования и методы испытаний на устойчивость к разрушающим воздействиям.
ГОСТ Р 51318.14.1-2006 Совместимость технических средств электромагнитная. Бытовые приборы, электрические инструменты и аналогичные устройства. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений.
ГОСТ Р 51558-2008 Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.
ГОСТ Р 52436-2005 Приборы приемно-контрольные охранной и охранно-пожарной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 52582-2006 Замки для защитных конструкций. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому.
ГОСТ Р 53362-2009 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы бесперебойного питания. Требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 53704-2009 Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования.
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования.
ГОСТ 12.1.006-84 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.
ГОСТ 12.1.019-2009* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.
ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление.
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.2.037-78 Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Требования безопасности.
ГОСТ 12.3.032-84 Система стандартов безопасности труда. Работы электромонтажные. Общие требования безопасности.
ГОСТ 5089-2003 Замки и защелки для дверей. Технические условия.
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
СП 6.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности.
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 акт незаконного вмешательства: Противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
3.2 видеоидентификация: Идентификация физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения.
3.3 видеомониторинг: Обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время.
3.4 видеообнаружение: Обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время.
3.5 видеораспознавание: Обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время.
3.6 внутриобъектовый режим: Порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности.
3.7 зона свободного доступа: Территория ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.
3.8 зона транспортной безопасности: Территория или часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) ОТИ или ТС, проход в которую осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).
3.9 идентификация: Выделение и классификация существенных признаков объекта контроля либо установление соответствия изображения объекта контроля, хранящемуся в базе данных.
3.10 инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности: Конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося(-щихся) совершить АНВ в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства.
3.11 инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности: Состав инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.
3.12 инцидент: Набор логически связанных событий, формируемых системой при обработке сигналов, поступивших от технических средств и/или операторов, и дополняемых системой и/или операторами информацией о ситуации на объекте, требующий реагирования.
3.13 компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности: Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
3.14 контрольно-пропускной пункт: Специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.
3.16 лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры: Лица, занимающие должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственные за обеспечение транспортной безопасности.
3.17 нарушитель: Лицо (группа лиц), пытающееся совершить акт незаконного вмешательства.
3.18 обеспечение транспортной безопасности: Реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
3.19 объект транспортной инфраструктуры: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
3.20 охранное освещение: Освещение (при отсутствии специальных технических средств охраны), оборудованное вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время.
3.21 пассажир: Физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира.
3.22 перевозочный сектор зоны транспортной безопасности: Участки зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей.
3.23 подразделения транспортной безопасности: Юридические лица, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе, на основании возмездного договора с субъектом транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3.24 пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве: Специально оборудованное помещение или участок помещения, из которых осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.
3.25 пропуск: Выданный в установленном порядке документ на право допуска физического лица и/или автотранспортного средства или перемещения имущества в определенные зоны ОТИ или ТС и/или на их критические элементы.
3.26 пропускной режим: Порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности.
3.27 силы обеспечения транспортной безопасности: Лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, персонал субъекта, объекта транспортной инфраструктуры, транспортного средства, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подразделений транспортной безопасности;
3.28 система досмотра: Комплекс организационных мероприятий и технических средств досмотра, предназначенных для их реализации, направленных на выявление, идентификацию и распознавание предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности.
3.29 технические средства обеспечения транспортной безопасности: Системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации.
3.30 технологический сектор зоны транспортной безопасности: Участки зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей.
3.31 точка доступа: Место, где непосредственно осуществляется контроль доступа (например, дверь, турникет, кабина прохода, оборудованные необходимыми средствами).
3.32 транспортная безопасность: Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
3.33 транспортные средства: Подвижной состав автомобильного и городского наземного электрического транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
3.34 уровень безопасности: Степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем ОДМ применены следующие обозначения и сокращения:
АНВ: Акт незаконного вмешательства.
АРМ: Автоматизированное рабочее место.