Что относится к инвентаризации обязательств
Проведение инвентаризации финансовых обязательств
Инвентаризация обязательств – такая же необходимая для качественного, объективного учета процедура, как и инвентаризация имущества. Смысл ее заключается в определении истинного состояния расчетов, выявлении задолженности с целью принятия мер к ее погашению, а если это невозможно – к списанию.
Общие правила проведения инвентаризации
Расчеты инвентаризируются по общим правилам, содержащимся в ряде нормативных документов:
Из контекста ст. 30 ч. 1 ФЗ-402 следует, что ПБУ по ведению бухучета в РФ (пр. 34н) должны применяться в полной мере. Пунктом 27 указанного ПБУ устанавливается необходимость проведения инвентаризации обязательств перед составлением бухгалтерской отчетности.
Пунктом 74 этого же документа особо подчеркивается, что расчеты с банками, бюджетом должны быть отрегулированы, сверены, идентичны. Неурегулированные суммы в балансе отражать нельзя.
Из сказанного следует, что инвентаризировать обязательства необходимо ежегодно за период с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Законодательство содержит еще ряд случаев, когда инвентаризация обязательна, например, при реорганизации или ликвидации фирмы (п. 27 ПБУ). Практические рекомендации по инвентаризации обязательств даются в Методических указаниях Минфина (пр. № 49).
Что подлежит проверке
В ходе проведения указанной процедуры должны проверяться расчеты (по тексту приказа № 49 от 13/06/95):
Перед началом инвентаризации обычно проводят сверку расчетов с контрагентами, бюджетом, фондами. Составляются двусторонние акты сверок по унифицированной форме, принятой в организации, или по специальной форме (например, при сверке с ИФНС). В ходе инвентаризации данные актов сверяются с ее результатами.
Как проверяют
Законодатель отмечает в числе первоочередных целей инвентаризации урегулированиерасчетов с банком по кредитам: краткосрочным и долгосрочным (сч. 66, 67 бухгалтерского учета). Инвентаризируют обязательства в разрезе каждого заключенного кредитного договора, по видам займов, по заимодавцам (банкам и иным учреждениям). Проверяется правомерность отнесения кредитов и займов на соответствующий счет по срокам погашения: более года либо менее года. Сверяются расчеты по начисленным организации процентам. Такие расчеты должны быть учтены отдельно от сумм основного кредита, займа. Отдельно должны отражаться в учете и просроченные, неоплаченные в установленные сроки кредиты и займы.
Инвентаризация расчетов с бюджетом по налогам (сч. 68) и по страховым суммам (сч. 69) означает прежде всего сверку сумм по соответствующим субсчетам и данных, декларируемых организацией при сдаче отчетности: по каждому виду налога, страхового взноса. Члены инвентаризационной комиссии обязаны обратить внимание на своевременность сдачи отчетности (т.е. декларирования задолженности) и перечисления средств. При обнаружении задолженности по указанным счетам также обращается внимание на дату, когда она образовалась.
При работе с расчетами, обязательствами покупателей и заказчиков (сч. 62) активно применяются акты сверок с ними. Аналитический учет ведется по контрагентам – отражается задолженность, как правило, выделяются полученные от них авансы.
Указанные данные должны в ходе инвентаризации выявить:
Обращают внимание на соблюдение всех законных процедур, документирование при списании безнадежной задолженности: наличие письменного обоснования, приказа руководителя на списание.
Важно! Долг неплатежеспособного партнера еще 5 лет учитывают за балансом на счете 007, чтобы истребовать его, если финансовое положение должника улучшится.
Инвентаризация расчетов с поставщиками, подрядчиками (сч. 60) в основном делается по тем же принципам – в разрезе контрагентов, выделяются выданные им авансы, анализируется целесообразность их выдачи. Проверяется соответствие сверенных данных по двусторонним актам с поставщиками и данных бухгалтерского учета.
В результате инвентаризации определяется:
Если «кредиторка» списывалась, проверяются правильность оформления документов по списанию.
Инвентаризируя средства, выданные под отчет (сч. 71), обращают внимание на:
Подотчетные суммы выдаются по распоряжению руководителя или по заявлению подотчетного лица на каждую сумму. Эти документы подлежат обязательной проверке.
По расчетам с персоналом (сч. 70, 73) в первую очередь инвентаризируется оплата труда – сверкой первичных ведомостей с данными бухгалтерских регистров; устанавливается правильность набора и переноса данных. При обнаружении переплат анализируются причины таких нетипичных явлений. Выявляются депонированные суммы и принимаются решения об их перечислении либо устранении задолженности иным способом.
Прочие расчеты с работниками, не связанные с подотчетом и зарплатой, тоже проверяются. Это могут быть расчеты по займам работникам, по добровольному возмещению материального ущерба, иные расчеты организации с персоналом. Инвентаризируются эти обязательства по видам, проверяются документы, подтверждающие правомерность расчетов, например: акты о браке, приказы, договоры займа.
Инвентаризация расчетов с разными дебиторами и кредиторами (сч. 76) состоит в сличении данных бухгалтерского учета с данными двусторонних актов сверок; с разными контрагентами, расчеты с которыми не отразились на других счетах. Это могут быть расчеты по страхованию, по претензиям, суммы, удержанные в судебном порядке в пользу фирмы, обязательства по договорам аренды и др.
Для оформления результатов инвентаризации обязательств чаще всего используют Акт инвентаризации унифицированной формы № ИНВ-17. В нем указывается каждый контрагент, отдельно дебиторская и кредиторская задолженность.
Приложением к нему служит справка о расчетах, где указана подробная информация по дебитору, кредитору, характер задолженности, подтверждающий сумму документ. Сведения, отраженные в справке, составляют основу акта инвентаризации. Вместо унифицированных форм в организации могут применять собственные, разработанные и утвержденные ЛНА, формы.
«Особые» обязательства
Некоторые виды обязательств представляют собой отдельные, нетипичные случаи. Однако инвентаризировать их необходимо на общих основаниях.
Расчеты со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (сч. 79), проверяются по каждому филиалу, представительству, иному обособленному подразделению организации, при условии составления ими отдельного баланса. Счет 79 обобщает все расчеты с подразделением, поэтому инвентаризация проводится комплексная: по выделенному имуществу, по движению ТМЦ между головной структурой и подразделением, реализации, заработной плате персонала, управленческим расходам. Расчеты по доверительному управлению имуществом анализируются в разрезе каждого договора.
Задолженность по недостачам и хищениям, потерям от порчи ценностей (сч. 94), отраженная на этом счете, достаточно часто оспаривается виновной стороной. В ходе инвентаризации должны учитываться все нюансы ситуации, приведшей к образованию задолженности.
В инвентаризации обязательств могут также участвовать суммы целевого финансирования (сч. 86), расчетов с учредителями (сч. 75), доходов будущих периодов (сч. 98).
Инвентаризация обязательств
«Все для бухгалтера», 2012, N 2
Инвентаризация обязательств является одним из основных аспектов контрольной функции системы бухгалтерского учета. Контроль за состоянием расчетов способствует повышению ответственности за соблюдением платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, улучшению взаиморасчетов по заключенным договорам и своевременности поставок по ним. Выверка расчетов способствует уточнению сроков платежей, устраняет необходимость уплаты пеней, неустоек, штрафов при наличии кредиторской задолженности.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организацией ежегодно должна проводиться инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности. В связи со спецификой деятельности у организации может возникнуть необходимость и в другой периодичности проведения инвентаризации. Ее порядок и сроки проведения предусматриваются в учетной политике. По мнению автора, инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности целесообразно проводить ежеквартально, но не реже одного раза за полугодие.
Основные задачи инвентаризации финансовых обязательств:
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Разработанная форма приказа о назначении инвентаризационной комиссии должна содержать следующие данные:
В инвентаризационную комиссию обычно включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, товароведы, техники и т.д.), а также представители службы внутреннего аудита организации. Отметим, что отсутствие хотя бы одного члена утвержденного состава комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными. К составу рабочей комиссии по инвентаризации финансовых обязательств исходя из специфики предъявляются особые требования. Необходима соответствующая квалификация специалистов для того, чтобы оценить реальное положение дел по расчетам с контрагентами, поэтому обоснованно в инвентаризационную комиссию включить помимо бухгалтеров и аудиторов также юристов и экономистов, поскольку членам комиссии необходимо знать правовой режим дебиторской и кредиторской задолженности.
Установленный порядок учета дебиторской и кредиторской задолженности сводится к следующему. По действующему законодательству? ведение учета дебиторской и кредиторской задолженности является обязательным для любой организации, при этом основные правила учета содержатся в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Учет дебиторской задолженности ведется в составе активов организации по каждому дебитору (должнику) и его долговому обязательству отдельно, а в бухгалтерском балансе дебиторская задолженность показывается консолидированно как сумма всех имущественных требований организации-балансодержателя к другим лицам (стр. 1230 «Дебиторская задолженность»).
Учет кредиторской задолженности ведется в составе пассивов организации по каждому кредитору (должнику) и его долговому обязательству отдельно, а в бухгалтерском балансе кредиторская задолженность показывается консолидированно как сумма всех имущественных требований других лиц к организации-балансодержателю в строках: 1520 «Кредиторская задолженность» (краткосрочная) и 1450 «Прочие обязательства» (долгосрочная).
Членам комиссии по инвентаризации обязательств следует иметь представление о способах прекращения обязательств между хозяйствующими субъектами, к которым согласно гл. 26 ГК РФ относятся:
Взаимозачет широко применяется в хозяйственной практике контрагентов, имеющих взаимные требования друг к другу в результате хозяйственных операций, при этом представляет собой надлежащее исполнение обязательства. Отступное и новация относятся к способам прекращения обязательства ненадлежащим исполнением, т.е. изменением первоначального обязательства сторон.
Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствие с реально оказанными объемами услуг (выполненных работ, поставленной продукции) при условии наличия правильно оформленных первичных учетных документов. Только лишь на основании одного акта сверки, без наличия таких документов организация не вправе производить дополнительные или сторнировочные записи.
Особое внимание следует обратить также на правила п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, согласно которым отражаемые в бухгалтерском учете и отчетности суммы по расчетам с банками и бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
Если полученные от контрагентов акты сверки подтверждают правильность отраженных в учете организации сумм задолженности, данный факт фиксируется в акте инвентаризации (по форме N ИНВ-17) и в справке к нему.
В случае если по итогам сверки будут выявлены неучтенные суммы кредиторской задолженности организации по оплате поставленных товарно-материальных ценностей (ТМЦ), выполненных работ, оказанных услуг, то в бухгалтерском учете на основании соответствующих первичных учетных документов должны быть оформлены дополнительные записи:
Такой же записью оформляется уточнение (в сторону увеличения) стоимости поставленных и отраженных в учетных записях ТМЦ.
В аналогичном порядке оформляются записи по уточнению (в сторону увеличения) стоимости работ (услуг), суммы по которым первоначально были занижены.
В случае если первоначальные записи по счетам бухгалтерского учета организации были завышены, выявленные разницы списываются в следующем порядке:
При оформлении записей по счетам бухгалтерского учета следует также учитывать сроки выявленных расхождений и ранее оформленные записи. Если расхождения выявлены еще до акцепта счетов поставщиков (подрядчиков), то по учету отражаются уже уточненные данные согласно реальным первичным учетным документам. Если расхождения выявлены после отражения по учету первичных учетных документов, но до начала эксплуатации поставленных ТМЦ, то в учете организации оформляются приведенные корректирующие записи.
Если расхождения выявлены после передачи ТМЦ на нужды организации, то затраты корректируются:
Расхождения в первоначальной стоимости реализованных товаров оформляются следующим образом:
— если выявлено занижение стоимости товаров:
— если выявлено завышение стоимости товаров:
Излишне отраженные суммы выручки, не подтвержденные актами сверки (при условии урегулирования данного вопроса между контрагентами), корректируются записями:
Поскольку уточнение учетных записей (исправление ошибок в учете) производится с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), то приведенные бухгалтерские записи правомерно применять при исправлении ошибок в учете и отчетности до даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности за текущий год. После указанной даты существуют особые правила исправления учетных записей с позиций уровня существенности выявленной ошибки.
Проверка финансовых обязательств (расчетов с контрагентами). Члены рабочей комиссии, получив комплект документов и отчеты (реестры), подтверждающие состояние расчетов с контрагентами, последовательно анализируют каждый вид инвентаризируемого расчета, среди которых самыми распространенными в практической деятельности предприятий являются расчеты:
В ходе проведения инвентаризации необходимо убедиться в том, что сальдо по счетам расчетов развернуто (кредиторская задолженность не засчитывается дебиторской и наоборот ). Проверке подлежит также порядок ведения аналитического учета расчетов организации с различными контрагентами (дебиторами и кредиторами).
Особое внимание следует уделить данному аспекту при инвентаризации обязательств, отраженных по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Данные инвентаризации заносятся в приложение к форме N ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Справка составляется в разрезе указанных синтетических счетов бухгалтерского учета. На основании справки заполняется акт по форме N ИНВ-17 (в двух экземплярах), который подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии. В акте указываются:
Получив результаты инвентаризации, руководство организации утверждает их и выносит решения о создании резервов по сомнительным долгам, списании безнадежной задолженности, списании задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности отражается записью: Д-т сч. 60, 76 К-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие доходы».
Если покупатели (заказчики) не оплатили стоимость реализованного товара (работы, услуги и т.д.) вовремя и задолженность не обеспечена соответствующими гарантиями, то такая задолженность является сомнительной. На сумму такой задолженности после проведения инвентаризации и оформления письменного обоснования признания задолженности сомнительным долгом в учете составляется запись:
Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы» К-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Резерв по сомнительным долгам относится к оценочным резервам. Особенностью данных резервов является их единовременное начисление в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008). Если организация создает в установленном порядке в конце отчетного года резерв сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию (товары, работы и услуги) за счет финансовых результатов, то дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в годовом бухгалтерском балансе уменьшается на сумму этих резервов. В пассиве баланса сумма образованного резерва отдельно не отражается. Порядок создания резерва сомнительных долгов должен быть отражен в приказе по учетной политике организации.
Списание задолженности дебиторов с балансового учета может производиться при условии признания ее безнадежной в силу невозможности ее взыскания по причинам юридического, экономического или социального характера.
Задолженность можно классифицировать как нереальную к взысканию в случаях, если выполняется одно из перечисленных условий, приведенных в ГК РФ:
Если есть несколько оснований признать долг безнадежным, то он признается таковым в периоде возникновения первого из перечисленных оснований, что было разъяснено в Письме Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. По общему правилу (п. 1 ст. 200 ГК РФ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало (должно было узнать) о нарушении своего права. Трудностей не возникает, если срок исполнения обязательства обозначен в договоре. В этом случае течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Сложнее, если договор не предусматривает срока исполнения обязательства. В такой ситуации применим п. 2 ст. 314 ГК РФ, согласно которому обязательство, которое не предусматривает срока исполнения и не содержит условий, позволяющих его определить, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения (к примеру, 30 дней с даты фактической передачи товаров (работ, услуг), указанной в накладной). Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.
Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливает ГК РФ. В случае прерывания течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ). Прерывание срока исковой давности означает, что задолженность (как дебиторскую, так и кредиторскую) нельзя списать с бухгалтерского учета. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается в случае:
К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва, в частности, могут относиться:
Следует отметить, что подписание акта сверки расчетов с контрагентом служит доказательством признания долга перед поставщиком или подрядчиком. Однако получение письменного подтверждения долга после того, как срок исковой давности истек, никакого влияния на этот срок не оказывает, т.е. срок исковой давности не восстанавливается и не продлевается. Срок исковой давности прерывается каждый раз, как только обязанное лицо совершило перечисленные действия, и без какого-либо ограничения.
Основанием для признания правомерности действий предприятия (кредитора) по списанию задолженности являются документы, подтверждающие невозможность погашения задолженности в силу указанных обстоятельств:
Отмечаем, что в случае если у кредитора имеется встречная задолженность в сумме, превышающей дебиторскую задолженность, допускается погашение дебиторской задолженности путем проведения зачета встречных требований по заявлению.
Ошибочно считать, что после истечения срока исковой давности кредитор не может потребовать исполнения обязательства (ведь срок исковой давности его не прекращает). Такое право у кредитора есть, но реализовать его можно только во внесудебном порядке. Обоснованно предположить, что в этом случае шансов взыскать задолженность значительно меньше. Поэтому предприятию-кредитору следует принимать меры по взысканию задолженности до истечения срока исковой давности.
Следует учитывать, что предприятию-кредитору не обязательно ждать, пока у должника появятся средства и он погасит свою задолженность. Если принятые меры не принесли результата, он вправе:
Списание нереальной к взысканию задолженности дебиторов (в том числе задолженности с истекшим сроком исковой давности) отражается записью:
Списанная в убыток дебиторская задолженность отражается в течение 5 лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.
Для ведения раздельного учета по основаниям возникновения и видам долгов, по мнению автора, следует ввести субсчета к данному счету. Кроме того, на счете 007 правомерно организовать аналитический учет списанной задолженности по дебиторам (должникам) с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.
При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета предприятия-кредитора указанных поступлений задолженность списывается с забалансового учета (кредит счета 007). На суммы, поступившие в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности на основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, в бухгалтерском учете составляется запись:
Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
К-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие расходы».
Списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности производится:
При наличии соответствующих документов с забалансового учета дебиторская задолженность списывается проводкой (К-т сч. 007), при этом правомерно формирование бухгалтерской справки по данной хозяйственной ситуации.
Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении
Какова периодичность инвентаризации финансовых обязательств в бюджетном учреждении
Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):
Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.
Порядок проведения инвентаризации обычно входит в состав учетной политики учреждения. Образец учетной политики вы можете посмотреть в «КонсультантПлюс». Если вы еще не зарегистрированы в системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В случае если учреждение автономное или бюджетное, инвентаризация в нем должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, данным организациям необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.
Каков алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в бюджетных структурах?
Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств учреждения в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:
Для этого используется унифицированная форма ИНВ-22, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Посредством рассматриваемого приказа утверждается также комиссия по инвентаризации — внутренняя структура бюджетного учреждения, без которой инвентаризация не может быть проведена.
В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.
Данный журнал также составляется с применением унифицированного источника — ИНВ-23.
Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.
В данном случае речь идет о заполнении как минимум:
Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.
Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно, как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.
Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.
Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.
Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23
Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22. В данном случае в документе принципиально важно отразить:
В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.
Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:
Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.
Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:
Инвентаризация финансовых обязательств: описи
Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:
Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.
Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:
Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.
Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений
Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:
Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.
Акт сверки с контрагентами
Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.
Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.
Кроме того, акт полезен с точки зрения:
Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.
Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.
Сведения об инвентаризациях по таблице № 6
Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 «Сведения о проведении инвентаризаций» по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.
В графах 1–4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.
В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.
В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.
Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.
Итоги
Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.
Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях: