Что относится к инциденту
Промышленная безопасность: понятие инцидент
4,21 (Проголосовало: 51)
В нормативной базе и локальной документации промышленных предприятий в области промбезопасности можно часто встретить понятие аварии. По отношению к ним разрабатываются обширные перечни мероприятий по предупреждению и минимизации последствий. Однако при планировании таких мер важно различать понятия аварии и инцидента. Их смешение может привести к необоснованным расходам на обеспечение промбезопасности либо, напротив, недооценке масштабов возможного риска.
Промышленная безопасность: понятие инцидента
Понятие инцидента в промышленной безопасности вводится статьей 1 закона 116-ФЗ. Она определяет, что под этим термином следует понимать одну из таких ситуаций как:
Важным общим признаком инцидентов является отсутствие серьезного ущерба для материальных активов компании, здоровья ее сотрудников и населения, а также состояния окружающей среды. В этом заключается существенное отличие инцидента от аварии, в результате которой могут возникнуть значительные последствия. К авариям в соответствии со ст. 1 116-ФЗ относятся:
Работа с инцидентами
Согласно определению инцидента в промышленной безопасности его основным следствием являются простои в работе оборудования и расходы на восстановление его работоспособности. Эти последствия несравнимы с рисками при аварии, однако также оказывают негативное влияние на производственный процесс. Поэтому руководству предприятия целесообразно принимать профилактические меры по сокращению количества инцидентов. Основными из них являются своевременное осуществление технического обслуживания и планового ремонта оборудования. При серьезных проблемах с техникой ее необходимо незамедлительно направлять на обследование и капитальный ремонт. В противном случае вместо инцидента на производстве может возникнуть авария со всеми ее серьезными последствиями.
Значение слова «инцидент»
[От лат. incidens, incidentis — случающийся]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ИНЦИДЕ’НТ, а, м. [от латин. incidens, букв. падающий] (книжн.). Недоразумение, неприятное происшествие, столкновение. Жильцы были частыми свидетелями их семейных инцидентов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
инциде́нт
1. неожиданное происшествие, как правило, неприятное, связанное с конфликтом ◆ — Душа моя, — зашептал мировой, — отчасти я вас не понимаю, так сказать… Ведь вы виноваты в этом инциденте! Хлобыстать по физиономии в конце девятнадцатого века — это, некоторым образом, как хотите, не того… Он мерзавец, но-о-о, согласитесь, и вы поступили неосторожно… А. П. Чехов, «Неприятность», 1888 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Валя считал инцидент исчерпанным, но ошибся. Л. Н. Андреев, «Валя», 1899 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На днях в театре между двумя помощниками присяжных поверенных Поповым и Пониквицким произошёл обмен резкостями, завершившийся оскорблением действием. Следствием инцидента была состоявшаяся сегодня дуэль на пистолетах, имевшая роковые последствия: Попов убит наповал. «Новости дня», 1903 г. // «Вести» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: привносить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
инцидент
2.7 инцидент (incident): Любое событие, которое не является частью стандартной операции услуги и которое вызывает или может вызвать прерывание или снижение качества предоставления услуги.
3.32 инцидент (incident): Любое непредвиденное или нежелательное событие, которое может нарушать деятельность или информационную безопасность [2].
— утрата услуг, оборудования или устройств;
— системные сбои или перегрузки;
— несоблюдение политик или рекомендаций;
— нарушение физических защитных мер;
— неконтролируемые изменения систем;
— сбои программного обеспечения и отказы технических средств;
— нарушение правил доступа.
3.5 инцидент: Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона [1], других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных и технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
3.18 инцидент: Механическое повреждение или проявление скрытого дефекта конструкции, отдельного элемента сооружений опасного производственного объекта, отказ обслуживающих его систем (телемеханики, связи, энергоснабжения, электрохимической защиты или других), не повлиявшие на работоспособность объекта, но вызвавшие необходимость принятия нештатных действий, не предусмотренных планом технического обслуживания и ремонта, для восстановления его безопасного состояния.
[ title=’Инструкция по техническому расследованию и учету аварий и инцидентов на опасных производственных объектах ОАО «Газпром», подконтрольных Госгортехнадзору России’, Термины и определения] [4]
Примечание. Инцидент, который не привел к нанесению ущерба здоровью, травме или каким-либо иным негативным последствиям, относится к понятию «опасное происшествие», которое, в свою очередь, входит в понятие «инцидент».
Примечание.Инцидент, который не привел к нанесению ущерба здоровью, травме или каким-либо иным негативным последствиям, относится к понятию «опасное происшествие», которое, в свою очередь, входит в понятие «инцидент».
3.32 инцидент (incident): Любое непредвиденное или нежелательное событие, которое может нарушать деятельность или информационную безопасность [2].
— утрата услуг, оборудования или устройств;
— системные сбои или перегрузки;
— несоблюдение политик или рекомендаций;
— нарушение физических защитных мер;
— неконтролируемые изменения систем;
— сбои программного обеспечения и отказы технических средств;
— нарушение правил доступа.
2.1 инцидент (incident): Небезопасное происшествие, связанное с работой или произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой несчастного случая.
2.20 инцидент (incident): Ситуация, которая может произойти и привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайной ситуации или кризису в бизнесе.
2.18 инцидент (incident): Ситуация, которая может произойти и привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайной ситуации или кризису в бизнесе.
3.12 инцидент (incident): Событие, реализация которого может привести к нарушению/разрушению деятельности организации, потерям, аварии или кризису.
3.3 инцидент : Отказ или повреждение оборудования или технических устройств на объектах МН, отклонение от режима технологического процесса, которые сопровождаются утечками нефти объемом менее 10 м 3 без воспламенения нефти или взрыва ее паров, без загрязнения водотоков.
2 Инцидент, который не привел к возникновению травмы, ухудшению состояния здоровья или смерти, может также называться «почти произошедшим инцидентом», «почти случившимся инцидентом», «предпосылкой к инциденту» или «опасным происшествием».
3 Аварийная ситуация (см. 4.4.7) является частной разновидностью инцидента.
2 Инцидент, при котором не возникает травм, заболеваний или смерти, может также называться «опасное происшествие».
3 Аварийная ситуация (см. 4.4.7) является особым видом инцидента.
3.1.8 инцидент: Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона » title=»О промышленной безопасности опасных производственных объектов» безопасности опасных производственных объектов» [2], других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
— отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № title=»О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте*.
* Статья 1 Федерального закона от 21.07.97 № title=»О промышленной безопасности опасных производственных объектов» «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3.2. К инцидентам при транспортировании опасных веществ относятся:
3.2.2. Сход, столкновение, опрокидывание, падение транспортного средства, загруженного опасным грузом, на путях (дорогах) необщего пользования.
3 Фактически не отличается от аварии в подпункте 2.1 и соответствует Федеральному закону « title=»116-ФЗ»» только в части нарушения целостности емкости и оборудования. (Примеч. изд.)
3.6 инцидент : Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте (если они не содержат признаков аварии).
Смотри также родственные термины:
229 инцидент (железнодорожной электросвязи): Событие, заключающееся в нарушении нормального функционирования системы, сооружения, средства железнодорожной электросвязи, а также стандартных операций по предоставлению ресурсов или услуг, которое может привести или привело к снижению качества ресурса, услуги или полному прекращению их предоставления.
230 инцидент в системе управления технологическими процессами хозяйства связи железнодорожного транспорта: Событие, требующее мониторинга и разрешения со стороны поставщика услуг железнодорожной электросвязи.
2.10 инцидент информационной безопасности (information security incident): Любое непредвиденное или нежелательное событие, которое может нарушить деятельность или информационную безопасность.
— утрата услуг, оборудования или устройств;
— системные сбои или перегрузки;
— несоблюдение политик или рекомендаций;
— нарушение физических мер защиты;
— неконтролируемые изменения систем;
— сбои программного обеспечения и отказы технических средств;
— нарушение правил доступа.
3.15 инцидент информационной безопасности (information security incident): Единичное событие или серия нежелательных или неожиданных событий, связанных с информационной безопасностью, которые со значительной вероятностью способны нанести ущерб бизнес-операциям (деловым операциям) и поставить под угрозу информационную безопасность.
3.3 инцидент информационной безопасности (information security incident): Появление одного или нескольких нежелательных или неожиданных событий ИБ, с которыми связана значительная вероятность компрометации бизнес-операций и создания угрозы ИБ.
инцидент информационной безопасности: Любое непредвиденное или нежелательное событие, которое может нарушить деятельность или информационную безопасность.
— утрата услуг, оборудования или устройств;
— системные сбои или перегрузки;
— несоблюдение политики или рекомендаций по ИБ;
— нарушение физических мер защиты;
— неконтролируемые изменения систем;
— сбои программного обеспечения и отказы технических средств;
— нарушение правил доступа.
3.3.22 инцидент информационной безопасности (information security incident): Одно или серия нежелательных или неожиданных событий информационной безопасности, которые имеют значительную вероятность компрометации бизнес-операции и угрожают информационной безопасности.
3.11. инцидент информационной безопасности организации банковской системы Российской Федерации: событие, вызывающее действительное, предпринимаемое или вероятное нарушение информационной безопасности организации банковской системы Российской Федерации.
Нарушение может вызываться либо ошибкой людей, либо неправильным функционированием технических средств, либо природными факторами (например, пожар или наводнение), либо преднамеренными злоумышленными действиями, приводящими к нарушению конфиденциальности, целостности, доступности, учетности или неотказуемости.
Полезное
Смотреть что такое «инцидент» в других словарях:
инцидент — Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также… … Справочник технического переводчика
ИНЦИДЕНТ — (лат.). Случай, происшествие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНЦИДЕНТ случай, происшествие. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
инцидент — См … Словарь синонимов
инцидент — исчерпать • существование / создание, окончание инцидент произошёл • существование / создание, субъект, факт произошёл инцидент • существование / создание, субъект, факт произошёл неприятный инцидент • существование / создание, субъект, факт … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Инцидент — событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое либо. лицо вступило на борт с намерением совершить полёт, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полёта, покинули воздушное судно … Энциклопедия техники
ИНЦИДЕНТ — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных… … Экологический словарь
ИНЦИДЕНТ — (от латинского incidens, родительный падеж incidentis случающийся), случай, происшествие (обычно неприятное); столкновение, недоразумение … Современная энциклопедия
ИНЦИДЕНТ — (от лат. incidens родительный падеж incidentis случающийся), случай, происшествие (обычно неприятное); столкновение, недоразумение … Большой Энциклопедический словарь
ИНЦИДЕНТ — ИНЦИДЕНТ, инциндента, муж. (от лат. incidens, букв. падающий) (книжн.). Недоразумение, неприятное происшествие, столкновение. Жильцы были частыми свидетелями их семейных инцидентов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИНЦИДЕНТ — ИНЦИДЕНТ, а, муж. Неприятный случай, недоразумение, столкновение. Пограничный и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Инцидент — Incident см. Аварийная ситуация. Термины атомной энергетики. Концерн Росэнергоатом, 2010 … Термины атомной энергетики
Зачастую происходит серьезная путаница в оперировании такими терминами, как «авиационный инцидент» и «происшествие». На самом деле они имеют совершенно различные объяснения и признаки, которые учитываются при расследовании и составлении отчетных данных.
Что такое авиационный инцидент?
Так как воздушное судно является самым безопасным видом транспорта в наши дни, то перелеты определены категоричными критериями безопасности, на которые могут влиять различные факторы. Постановлением правительства Российской Федерации от 18.06.1998 под номером 609 принято официальное определение авиационного инцидента, которое обозначает событие, произошедшее в течение того времени, когда любое лицо впервые переступило порог воздушного судна с целью совершения полета, до момента полного покидания ВС (воздушного судна) лицами, совершившими перелет.
Как это понимать? Такое событие не является нормой для стандартного протекания полетного времени, а также стандартной работы ВС, экипажа, СУБП, либо привычным воздействием окружающей среды. Оно имеет прямое влияние на безопасность полета. Однако заканчивается без авиационных происшествий.
Виды инцидентов
Учитывая, что события могут носить разный характер, инциденты тоже могут быть двух видов:
Критерии серьезных инцидентов
Признаками серьезных авиационных инцидентов являются:
Чем инцидент отличается от происшествия?
Самолет считается пропавшим без вести тогда, когда не смогли установить его место нахождения либо обломков ВС, и официальные спасательные операции по поиску были прекращены. Такое решение принимает агентство РосАвиаКосмос.
Виды авиационных происшествий
Как и авиационные инциденты, происшествия имеют два подвида:
Причины возникновения авиационных происшествий
Корнем авиакатастроф все-таки является человеческий фактор. Во всем мире имеется определенная статистика причин авиационных происшествий, и в частности наиболее частых ошибок летного экипажа. Список представлен в процентном соотношении:
Наиболее опасными фазами полета являются взлет и посадка ВС, так как воздушное судно переступает черту и входит в малую высоту полета. В этом случае времени для оценки происходящего бывает недостаточно.
Самые популярные участки полетов, на которых случаются авиационные происшествия, авиакатастрофы и инциденты, в процентном соотношении:
Как происходит расследование?
По действующим правилам, расследованием авиационных происшествий и инцидентов ведают Межгосударственный авиационный комитет и специальный уполномоченный орган в области ГА соответственно. Как же это происходит? Так как в наш современный век большинство чрезвычайных ситуаций происходит не только в воздушном пространстве, но и на земле, в приаэродромной территории, то толкования для таких инцидентов и происшествий значительно расширены.
Комиссия по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, согласно статье под номером 96 Воздушного кодекса Российской Федерации, имеет достаточно широкие полномочия. Такая особенность связана с доскональным изучением всех материалов дела. С учетом того, что Россия участвует в Чикагской конвенции, представители государств и иные работники комиссии имеют право:
Самым важным фактором является оперативность прибытия спасательных сил на место авиационного происшествия. Для руководства важным является оперативность в донесении первичной информации, которая позволяет мобильно развернуть и сформировать работу комиссии по расследованию и изучению произошедшего случая.
Ответственность за первоначальные действия лежит на руководителе ОГА и главе регионального управления той территории, которая входит в их ответственное владение. До прибытия команды спасателей ответственным является командир воздушного судна. Бортовые самописцы и другие устройства разрешено вскрывать исключительно с разрешения председателя комиссии по расследованию происшествия. Эксплантат, изготовитель и организация-разработчик должны сохранить всю документацию по ВС.
Работа комиссии
Председатель комиссии отвечает за организацию, координацию и проведение всех работ по расследованию. Обычно для облегчения работы создаются мини-комиссии под руководством главной. Они помогают в изучении летных, инженерно-технических и административных материалов. Для инцидентов подобных комиссий не создается. Если по ходу выясняется, что необходимо возбуждение уголовного дела, то к работе приступают следователи. В таких случаях изъятие самописцев и других материалов производится с разрешения правоохранительных органов.
Пока расследование не окончено и не вынесен главный вердикт, любое распространение информации категорически запрещается. Комиссия проводит заседания, которые оформляются специальными протоколами с подписями начальника штаба и председателя. В отчетах по расследованию авиационных происшествий и инцидентов отражается вся проделанная работа за определенный промежуток времени.
В финальном отчете указывается вся имеющаяся в распоряжении комиссии информация по исследованию и экспертизам. Расследования авиационных инцидентов происходят в том же порядке и по тем же правилам. При вынесении вердикта учитываются все голоса участников такой комиссии. При выражении несогласия необходимо предоставить свое мнение в письменном виде, по которому создается протокол обсуждения. Но есть случаи, когда несогласное мнение помечают пометкой «особое».
Примеры авиационных инцидентов
Во всем мире ежедневно случаются мелкие авиаинциденты, связанные с халатным отношением персонала, износом техники. Некоторые из них просто являются последствием стечения обстоятельств. Не все авиационные инциденты в России освещаются СМИ. Однако среди внутренней документации авиакомпаний и авиапредприятий конец года всегда примечателен свежим перечнем, собравшим все инциденты, происшествия и катастрофы, случившиеся за этот календарный год.
Например, в 2015 году в Самаре по причине отказа бортового компьютера совершил экстренную посадку самолет «Уральских авиалиний» во время следования из города Екатеринбург в Геленджик. Салон был не полным: около ста человек. Благодаря командной работе летного экипажа и действиям КВС самолет успешно приземлился в Самаре, а пассажирам предоставили резервный борт. В том же 2015 году под Воркутой вынужденно сел вертолет Ми-8 компании «Комиавиатранс» из-за полученных повреждений лопастей и лобового стекла пилотской кабины.
Рассмотрим международные случаи. По расследованию авиационного инцидента, произошедшего в аэропорту Анталии (Турция) в октябре 2017 года, было выяснено, что из-за халатного отношения персонала анталийского аэропорта во время попытки взлета воздушного судна украинской компании «Роза ветров» произошла утечка авиационного керосина (топлива). В итоге после прерванного взлета самолет отогнали на дальнюю стоянку для ликвидации последствий и определения причин инцидента.
Октябрь 2017 года запомнился провальным испытанием созданного в Воронеже Ан-148. Пилотам пришлось производить экстренную посадку из-за отказа одного из двигателей. По поводу инцидента ведется проверка на Воронежском самолетостроительном заводе.
Еще одно испытание закончилось неудачей, только на сей раз в Бразилии с участием нового транспортного воздушного судна КС-390. По итогам разбора удалось выяснить, что из-за смещения тяжелого не зашвартованного агрегата из центральной части судна в хвостовую произошло вращение вокруг своей оси и последующий штопор, выйти из которого удалось на критически малой высоте в триста метров. Последующие исследования конструкции фюзеляжа обнаружили повреждения вследствие превышения допустимого предела перегрузок.
И свежий инцидент, произошедший уже первого января 2018 года у турецкой авиакомпании Turkish Airlines. В Стамбуле один из споттеров сумел сфотографировать, как Airbus-321 столкнулся со связкой разноцветных шаров. К счастью это стало лишь красивым снимком, но не стоит забывать, что подобные изделия наполняются газами, способными к быстрому воспламенению, и в случае попадания такого вещества в двигатели воздушного судна могут наступить непоправимые последствия.
Самые страшные и известные авиакатастрофы
В истории пассажирских авиаперевозок можно насчитать не одну сотню катастроф. Страшно представить, о чем люди думали в самые последние секунды их жизни. Благодаря современным технологиям можно ознакомиться практически с каждой крупной катастрофой по средствам СМИ или с помощью документальных фильмов BBC о расследовании авиакатастроф.
Примером серьезного столкновения в воздушном пространстве стала авиакатастрофа над индийским полуостровом. В 60 км от столицы – Дели, упали обломки «Боинга-741» и российского «Ила-76», который летал под флагом Казахстана. Причиной явилось несанкционированное снижение ВС «Ил-76» с 15 до 14 футов, в результате чего он пробил стабилизатор и левое крыло «Боинга». Последний моментально разрушился и упал, а следом за ним рухнул потерявший управление «Ил». Погибло 349 человек.
Самолет «Саудовских авиалиний» L-1011 потерпел катастрофу, будучи уже на земле. Во время движения по воздушной трассе из Эр-Рияда в Джидде на борту, в грузовом отсеке, начался пожар. Экипаж успешно развернул борт и совершил посадку в пункте отправления. Однако по каким-то причинам не заглушил двигатели и продолжил двигаться по ВПП. В конечном итоге он остановился на очень отдаленном расстоянии от пожарных расчетов, которые не осмелились подъехать ближе. Целых 23 минуты понадобилось огню, чтобы захватить весь периметр воздушного судна, и в итоге все 301 человек сгорели заживо либо погибли от удушья.
Раз уж затронули Америку, то в истории США самой крупной катастрофой стало происшествие, произошедшее в 1979 году. Из-за плохого технического обслуживания лайнера после взлета произошел отказ одного из двигателей, который в результате и вовсе оторвался от крыльевого пилона. Рейс, следовавший из Чикаго в Лос-Анджелес, закончился падением рядом с ВПП и гибелью 273 человек.
Одной из самых загадочных катастроф является крушение малазийского «Боинга-777» под Донецком, совершавшего рейс Амстердам – Куала-Лумпур. Результаты расследования только ожидают обнародования, но, по известным сведениям, самолет был сбит. Погибло более 300 человек.