Что относится к интонации
Интонация (лингвистика)
В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, иначе говоря являются знаками, выражают тот или иной смысл.
Различаются два типа интонационных средств (интонем):
* фразовые акценты — размещаются преимущественно на ударных слогах слов; основной их признак — перелом тона. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление движения тона указывает на цель высказывания, или иллокуцию (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента — на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ваня приехал во вторник? и Ваня приехал во вторник?);
интегральные (неакцентные) характеристики — охватывают группы слов или предложения целиком.Одни и те же интонационные средства могут использоваться и в составе фразовых акцентов, и в качестве интегральных характеристик интонационной группы (словосочетания, предложения). В предложении интонационные признаки обоих типов образуют разнообразные сочетания.
На письме интонация отчасти выражается знаками препинания, членением текста на абзацы, варьированием шрифтов, однако спектр значений, доступных интонации, значительно шире, чем у пунктуации.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово.Служе́бные слова́ — лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а лишь выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным морфемам.
В лингвистике хабитуáлис, или хабитуальный аспект, — это набор грамматических или лексических значений, выражающих регулярное повторение действия или привычность, традиционность состояния. Хабитуальный аспект можно считать частным случаем имперфектива, и тогда он противопоставляется второй разновидности имперфектива — дуративу.
Интонация — неотъемлемая часть живого русского языка и литературы
Что такое интонация? Как расшифровывается и что обозначает данное понятие?
Интонация — это совокупность речевых элементов для придания высказыванию смысловой нагрузки и эмоциональной окраски. Ее называют музыкой речи. И неслучайно. Трудна для восприятия монотонно звучащая, не разделенная паузами, речь.
Как мерный стук дождя за окном, она убаюкивает. Чтобы донести до слушателя смысл высказывания, речь должна содержать все богатство интонации, ее мелодию.
Что такое интонация в русском языке
Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.
Мелодика речи
Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:
Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:
Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.
Ритм речи
Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.
Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.
Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.
Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:
При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:
Тембр речи
Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.
По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.
С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы.
Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:
Темп речи
Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.
Интенсивность речи
Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.
Логическое ударение и паузы
Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.
Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.
Виды интонаций в русском языке
Какие интонации бывают? Она может быть повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Для повествования характерен выдержанный тон, произношение с легким повышением и понижением голоса в процессе повествования.
При вопросе голос повышается в начале фразы и снижается по завершении, либо делается акцент на одном слове независимо от его местоположения в предложении.
Восклицание определяется повышением тона в конце высказывания и яркостью эмоциональной окраски.
Интонация в музыке
Посредством музыкальных звуков, используя тон, силу звучания, темп, ударения, паузы, ритм, можно образно передать всю гамму чувств и переживаний героев. И не только. Самые разные движения — тоже. Например, спотыкающийся шаг, крадущаяся походка. А стук дождя или порывы ветра! Это все музыкальная интонация!
Значение слова “интонация” в музыке отличается от понятия “интонирование”.
Интонирование — это верное воспроизведение тона при пении или игре на музыкальном инструменте.
В более общем понимании интонирование — это производная, обозначающая использование интонации в своей речи или при исполнении чего-либо.
Интонация в литературе
Интонация в литературе — это умение выразить в словах чувства и переживания героя.
Интонация — это язык чувств и наше отношение к окружающим, это мажор и минор нашего настроения, это разноцветная палитра нашего восприятия, переданная в речи, музыке, литературе.
Интонация
1. Повествовательная или изъявительная И. характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная И. объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением И. (особенно часто понижение И. наблюдается в перечислениях), но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.
2. Вопросительная И. бывает двух основных типов:
а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной И.);
б) вопросительная И. характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.
3. В восклицательной И. необходимо различать:
а) И. собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова;
б) И. побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; И. последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной И.
ИНТОНАЦИЯ В СТИХЕ является одним из существенных факторов мелодики. Особенность ее, по сравнению с И. прозаической, прежде всего в том, что она имеет урегулированный характер, снижаясь к концу каждого стихового отрезка (строки) и подкрепляясь конечной стиховой паузой (см. «Константа»). При этом понижение И. определяется уже ритмом стиха, а не значением заключенных в нем предложений (часто с ним совпадая), в силу чего она понижается независимо от условий, необходимых для этого в прозе. На фоне этой выравненной И., усиливающей ритмическое движение стиха, создается возможность варьирования различных степеней И. (в зависимости от конечных стиховых и строфических пауз, клаузул и т. п.). Такова напр. интонация монотонная, завершающаяся резкой остановкой у Мандельштама:
Библиография:
Воеволодский-Гернгросс В., Теория русской речевой интонации, 1922; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, Л., 1922 (там же библиография, стр. 196—199); Жирмунский В., Введение в метрику, «Academia», 1925, стр. 170; Его же, Мелодика стиха, 1922, в кн. «Вопросы теории литературы»; Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 1928; Его же, Интонация и грамматика, «Изв. Отд. русского яз. и словесн.», 1928, I; Томашевский Б., О стихе, «Прибой», 1929, ст. «Проблемы стихотворн. ритма»; Богородицкий В. А., Фонетика русского яз. в свете экспериментальных данных, Казань, 1930; Bourdon, L’expression des emotions et des tendances dans le langage, 1892; Roudet L., elements de phonetique generale, 1910; Scripture E. W., Anwendung der graphischen Methode auf Sprache und Gesang, 1927; Weingart Mil., etude du langage parle suivi du point de vue musical, «Travaux du cercle linguistique de Prague», 1929, I; Verrier, Essai sur les principes de la metrique anglaise, C. L., 1-e prosodie, pp. 88—114.
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНА́ЦИЯ (от лат. intono громко произношу), основное выразительное средство звучащей речи, совокупность звуковых средств языка, которые:
а) фонетически организуют речь, расчленяя ее сообразно смыслу на фразы и ее знаменательные отрезки синтагмы;
б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения;
в) сообщают фразе повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное и другие оттенки значений;
г) выражают различные чувства (И. торжественная, интимная, насмешливая, гневная, грустная).
Фонетические признаки И., или ее средства (интонационные средства): повышения и понижения основного тона (мелодика речи), паузы, расстановка фразовых ударений (динамика речи), темп речи, степень громкости, оттенки основного тона (тембр). В письме И. в известной мере выражается посредством синтаксической структуры фраз, знаков препинания (см. Пунктуация), а также графическими средствами (напр., членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов), хотя полностью И. может быть воссоздана лишь в реальном звучании.
И. одно из важнейших средств смысловой и эмоциональной выразительности в художественной и особенно в стихотворной речи, ниже Интонация поэтическая и ст. Мелодика стиха.
Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! |
А. С. Пушкин. |
Пускай она поплачет Ей ничего не значит! |
М. Ю. Лермонтов. |
Детуся! Если устали глаза быть широкими, Если согласны на имя «браток», Я, синеокий, клянуся Высоко держать вашей жизни цветок. |
В. Хлебников. |
Где оно, Лукоморье, твое Лукоморье? |
Л. Н. Мартынов. |
И. эмоций торжественная, ироничная, интимная, грустная, гневная и т. д. может быть осмыслена, вообще говоря, и вне лексического состава некоторого текста, но в процессе реального общения она или соответствует смыслу слов, или противоречит ему (случаи подтекста).
Система «интонем» как структурных единиц языка пока не уточнена, но уже описаны основные типы интонационных конструкций или интонационных контуров мн. языков, в т. ч. русского. Различные стили произношения стали с 50‑х гг. XX в. предметом «фоностилистики», однако объективное исследование интонационных различий даже между осн. монологическими и диалогическими видами речи еще не дало безусловных результатов. Это связано с исключит. сложностью эксперимент. методов анализа И., особенно в «сверхфразовых единствах», т. е. в связной речи, где И. является «неким итогом сбалансированного взаимодействия языковых и внеязыковых факторов» (Степанов Г. В., цит. по кн.: Интонация, 1978, с. 11).
Отдельные составляющие И. могут оцениваться эстетически. Так, диалектные и просторечные элементы мелодики (« Гадюки?/ Но» у В. М. Шукшина, «Я пошто упаду-то?» и «Матушка ты моя-а-а!» у В. Г. Распутина; заметно, что письменная передача таких И. затруднена) или отрывисто-слоговое произношение слова («Говорят, я темой и-н-д-и-в-и-д-у-а-л-е-н!» у В. В. Маяковского) приобретают в художественных текстах и театральных постановках выразительные функции на фоне норм литературного языка. Ритмическая организация художественной речи (в т. ч. прозы) предмет изучения в стиховедении, исследующем и проблемы т. н. «семантического ореола» метра. Установлена связь деформации и актуализации прозаических акцентных структур с особенностями порядка слов и их позиции в стихе (см. Инверсия).
Основными семантико-синтаксическими и интонационными единицами в поэзии являются наряду со словом, синтагмой и предложением стих, или «стиховой ряд» (термин Ю. Н. Тынянова), и строфа, конец которых отмечен, в частности, длительной паузой (см. Перенос). В классическом стихе Б. М. Эйхенбаум выделил, в известной мере условно, три типа И.: «напевную», «декламативную» и «говорную». В последнем типе лирики большую роль играет прозаическая И. (и имитация разговорной И.), которая в этом случае может не деформироваться метрикой, стремящейся к уравнению ударений в стихе. Если «стих есть речь без логического ударения» (Б. В. Томашевский), то проза это речь без ритмически повторяющихся пауз. В стихе И. задается стиховым рядом, в прозе сочетанием речевых тактов, или синтагм, и фразовым ударением.
Особую роль И. поэтическая приобретает в свободном стихе, где стиховой ряд (графически строка) в пределе может быть лишен любых признаков классического и акцентного стиха, кроме паузации, и где возможная монотония ритма нейтрализуется разнообразием И. и своеобразием движения интонационных конструкций от одного стихового ряда к другому, напр. у А. А. Блока:
Нормативные знаки препинания при этом лишь отчасти способны передать богатство И. (см. Пунктуация). Интонационный рисунок приведенного отрывка может быть верно определен лишь при целостном восприятии текста с учетом затекстовых связей (см. Декламация), причем сами концы строк выступают здесь как своеобразные знаки препинания.
Интонационно-типологическое изучение отдельных художественных текстов и целостных идиостилей важная задача филологии (см. работы Л. И. Тимофеева), но трудности получения здесь общезначимых результатов только начинают преодолеваться.
Литература:
Эйхенбаум Б. М., Мелодика рус. лирич. стиха, П., 1922;
Брик О. М., Ритм и синтаксис, «Новый ЛЕФ», 1927, № 34, 6;
Тынянов Ю., Проблема стихотворного языка. Статьи, М., 1965;
Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории рус. стиха, М., 1958;
Томашевский Б. В., Стих и язык, М.-Л., 1959;
Жирмунский В. М., О ритмич. прозе, «Рус. литература», 1966, № 4;
Ковтунова И. И., Современный рус. язык. Порядок слов и актуальное членение предложения, М., 1976, гл. 5, 6 и 8;
Интонация, К., 1978 (лит.);
[Брызгунова Е. А.], Интонация, в кн.: Рус. грамматика, т. 1, М., 1980;
Тимофеев Л. И., Слово в стихе, М., 1982;
Lieberman Ph., Intonation, perception and language, Camb. [Mass.], 1967.
Интонация как важный элемент высказывания
Пименова Юлия
Интонация как важный элемент высказывания
Лингвистическое изучение интонации.
Интонация выполняет важную роль в общении: она позволяет точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к партнеру.
Интонация трактуется как сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, интенсивность, темп, тембр, паузу и логическое ударение, служащих на уровне предложений для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных контрастностью.
Речевые паузы неодинаковы и различаются по продолжительности. Самые короткие связаны с особенностями произнесения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед взрывом. В среднем они длятся около 0,1 секунды. Частота и длительность «дыхательных пауз» зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Продолжительность их составляет в среднем 0,1-1,5 секунд. При этом паузы, которыми отделяются друг от друга синтагмы внутри фразы, менее длительны, чем паузы, разделяющие самостоятельные законченные предложения.
Тембр определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека. В это понятие обычно вкладывается значение звонкости, звучности голоса. Имеется в виду чистота, яркость звучания. И если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является сугубо индивидуальным. С другой стороны тембр рассматривается как такое качество голоса, которое характеризуется постоянной пластической подвижностью включения в речь эмоциональных звуковых элементов. В данном случае тембр служит изменениям окраски голоса человека при выражении различных эмоций.
Одним из компонентов интонации является темп. Темп (длительность) характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой. Темп произнесения обусловлен содержанием высказывания,функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные, среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие смысловую нагрузку. Помимо понятия темпа как компонента интонации, существует понятие темпа речи.
Темп речи, являясь одной из индивидуальных характеристик говорящего, определяется стилем произношения, который обусловлен ситуацией общения. В таком случае темп речи рассматривается как скорость артикуляции и измеряется числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Так, Л. А. Чистович считает, что темп существует «как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы» и что «человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа и способен без специальных, извне заданных стандартов, удерживать его на постоянном уровне».
Выделяют три основных вида речевого темпа: медленный, нормальный и быстрый. Являясь индивидуальной характеристикой говорящего, темп речи не постоянен. У одного и того же человека он может быть как стабильным, так и изменяющимся. Причем, стабильный темп речи может реализоваться только на коротких сообщениях. Ускорение или замедление темпа речи, характеризующееся резким отклонением от средних величин, мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Основным компонентом интонации принято считать мелодику, которая характеризуется относительным изменением высоты основного тона голоса, его понижением или повышением. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа. Мелодика служит средством членения речевого потока, а также связующим элементом его отдельных частей. Более чем другие компоненты интонации,мелодика определяет коммуникативный тип предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное, незавершенного повествования.
Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: А. Н. Гвоздев, Е. М. Хватцев, Н. Х. Швачкин и др.
Е. М. Хватцев в своих исследованиях выделяет, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-а», «э-э» и т. п.Они вызываются всякого рода неприятными для организма младенца раздражителями: голод, холод, мокрые пеленки, неудобное положение, боль.
Крик здорового ребенка, находящегося в спокойном, бодром состоянии, умерен по силе, приятен для слуха, не напряжен. Этим криком упражняются голосовые органы, в том числе и дыхательные, так как при крике, как и при речи, выдох длиннее вдоха.
К началу второго месяца младенец уже радостно «гукает», издавая невнятные, с кряхтением звуки, наподобие «гы», «кхы», а с третьего месяца в хорошем настроении начинают «гулить»: «агу», «бу»и позже: «мам, амм», «тль, дль». В гулении уже можно различить довольно ясные звуки речи.
С возрастом гуление сменяется лепетом, появляющимся в результате подражания речи взрослых. Ребенок как бы забавляется произносимыми звуками, наслаждается ими, а поэтому охотно повторяет одно и то же (ма-ма-ма, ба-ба-ба, на-на-на и т. п.). В лепете уже можно ясно различить некоторые вполне правильные звуки и слоги речи.
Крик, гуление, лепет еще не является речью, то есть сознательным выражением мыслей чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребенка и его потребностях.
Многократно повторяя звуки, ребенок упражняет свои органы речи и слух, а поэтому с каждым днем все чаще и лучше произносит эти звуки, их сочетания. Происходит тренировка, своеобразная подготовка к произнесению звуков будущей речи. Ребенок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается первичное речевое общение ребенка с людьми.
Е. М. Хватцев отмечает, что ребенок все больше прислушивается к речи окружающих его взрослых, начинает понимать некоторые часто произносимые обращенные к нему слова, а затем, к концу первого года, не только понимать, но и, подражая, произносить отдельные, часто слышимые слова.
Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок внимателен к звучанию слов, и опирается в овладении звуками языка на слух и на артикуляцию. Однако ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Таким образом, вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Затрагивая вопрос о функциях интонации, необходимо также отметить, что в выделении и характеристике этих функций больших разногласий у авторов нет.
Разные позиции отмечаются в решении вопроса о языковом статусе тех или иных функций. Интонациявыполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания; различает части высказывания в соответствии с их смысловой важностью, выделенностью; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.
Особенности интонационной выразительности речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследований, в которых подробно освещаются особенности интонационного оформления речи у детей с нарушениями речи в специальной литературе немного.
Отмечаются особенности психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сразу, а после некоторых повторений. Наблюдаются склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.
Темп, и ритм речи взаимосвязан не только с речевой деятельностью, но и с общим мелкой моторикой; течение таких психических процессов, как память, внимание, мышление; процессами чтения и письма; эмоционально-волевой сферой.
Резко выражено нарушение ритма речи при дизартрии, так как при этой патологии нарушена не только произносительная, но и просодическая сторона речи, речевое дыхание, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
При дизартрии ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произношения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные, судорожные вдохи, активный выдох укорочен. Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и ритмоинтонационной стороны речи.
Нарушения просодической стороны речи чрезвычайно многообразны и специфичны для разных форм дизартрии. Чаще всего они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушение тембра голоса (глухой, назализированный, хриплый, монотонный, сдавленный) слабая выраженность голосовых модуляций (ребенок затрудняется менять высоту тона).
В. А. Ковшиков считает, что при таком нарушении речи как алалия, у некоторых детей наблюдаются особенности просодики, возникают остановки, замедление темпа речи, протягивание звуков. Такие нарушения ритма речи связаны с затруднением поиска звуковых единиц и правил их функционирования (слов, флексий, способов сочетаний). Нарушение структуры слога проявляется в ее упрочении, в сведении к конструкциям согласный-гласный, согласный-гласный-согласный, согласный-согласный-гласный.
Л. И. Белякова, И. З. Романчук отмечают, что у детей с речевыми расстройствами речь нарушается системно, в том числе страдает и мелодическая организация речевого высказывания. Для детей представляет значительную трудность выполнение заданий на преобразование повествовательных предложений в вопросительные; выразительное прочтение предложений с перечислением, с сопоставлением, чтение сложных предложений; выделение интонацией заданного слова в предложении. Как отмечают авторы, у детей, страдающих общим недоразвитием речи, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются значительные отклонения в понимании интонации. У не говорящих детей эти нарушения касаются в основном коммуникативной функции интонации, которая выражает различное осмысление предложения в зависимости от контекста, ситуации общения и находится в единстве со словарным запасом и грамматическим строем речи.
У детей, страдающих ОНР, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются отклонения в понимании интонации. У этих детей отмечались отдельные недочеты в произношении звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, в словах со стечение согласных.
Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.
Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ, направленный на социализацию ребенка Деятельность творческой мастерской: «Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ направленный на социализацию ребенка» Социальный.
Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного.
Игровая активность детей XXI века: квест-игра как элемент в системе развития ребенка Дошкольный возраст – начальный этап приобретения общественного опыта. Ребенок развивается под сферой воспитания, под испытанными впечатлениями.
Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание надо рассматривать как один из элементов воспитательного воздействия на детей.
Консультация «Развивающие игры как элемент летних прогулок» Презентация «Чтобы лето было интересным…» Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору.
Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области Пухова А. Н., воспитатель высшей категории, ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Светлячок» Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой.
Стихотворение о воспитании (зарифмованы высказывания детей — их ответ на вопрос: Как правильно воспитывать детей) Как надо воспитывать детей? (от лица ребёнка) Внимание! Внимание! Внимание! Начинаем необычное родительское собрание! Родители, вам интересно.
Выставка результатов продуктивной деятельности детей и взрослых как элемент образовательной среды современного детского сада Дошкольный возраст – это период чрезвычайно активного познания ребенком мира, отношений, норм и требований. Здесь важно все – слово, жест,.