Что относится к интернет изданиям

Что такое интернет-СМИ

20 ноября 2017 Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 28060

Что относится к интернет изданиям

Что относится к интернет изданиям

Что относится к интернет изданиям

Зарегистрировать издание имеет право только его владелец. После подтверждения статуса в РОСКОМНАДЗОРЕ ресурс получает дополнительные права: аккредитация на мероприятия, возможность запроса данных у государственных органов власти, льготы по социальному страхованию, получение поддержки от государства. Новостные площадки, которые не прошли регистрацию, с юридической точки зрения таковыми не считаются и не имеют перечисленных привилегий.

Виды интернет-изданий

Современные интернет-СМИ можно условно разделить на две большие группы: электронные версии офлайн-изданий и непосредственно сетевые средства массовой информации, которые не выходят в традиционном формате. В первом случае журналистские материалы могут быть:

Второй тип сайтов делится на несколько разновидностей:

Особенности формата

Основополагающая особенность интернета – разнообразие и простота форм коммуницирования людей: электронная рассылка, письма, сообщения в социальных сетях, чаты. Она может осуществляться с разным количеством людей и во всех возможных форматах: текстовый, мультимедийный и т. д. Вторая отличительная черта – скоростное распространение и отсутствие границ. События, происходящие на одном континенте в считанные секунды доходят до другого. Все это оказывает влияние и на журналистские издания, делая их совершенно непохожими на традиционные.

Преимущества интернет-СМИ

К проблемам интернет-СМИ можно отнести:

Изначально существовали трудности с определением сетевых средств массовой информации. Было непонятно, считать ли ими весь интернет или только определенные сайты. В 2011 году был принят закон, в котором говорится о том, что СМИ – это регулярно обновляемый и зарегистрированный в государственных органах ресурс.

Аудитория

Вместе с ростом количества электронных изданий растет и число их читателей. По данным исследования Яндекс от 2014 года каждый четвертый житель России заходит на новостные площадки хотя бы раз в месяц. Практически половина посетителей на тот момент использовала только один источник, четверть – 2-3 источника. Состав аудитории зависит от направленности публикаций. Например, 80% постоянных подписчиков автомобильных и спортивных ресурсов – мужчины, а ежедневные газеты чаще всего просматривают люди старше 45 лет.

Существует множество возможностей изучения ЦА: ее поведения, количества, реакции на статьи и других показателей. Например:

Развитие интернет-СМИ началось в конце прошлого века, когда интернет получил более широкое распространение. Появление нового формата со временем изменило журналистику, сделав ее более интерактивной, максимально ускорив обратную связь с читателями. Традиционные издания также обзавелись сетевыми версиями, став более доступными для пользователей. Средства массовой информации продолжают изменяться. Возникают новые инструменты, трансформируются требования подписчиков. Состав аудитории также меняется. Он растет, и теперь посетителями информационных сайтов становятся люди всех возрастов.

Источник

Что такое Интернет-СМИ: кратко и понятно

Интернет-СМИ — это наименее изученный вид журналистики, так как он появился значительно позже всех остальных. В своих выводах мы опираемся на исследование А.А. Амзина, который утверждает, что на журналистских факультетах только начинают появляться подобные кафедры. Что ж… это означает лишь то, что наша задача становится интереснее, ведь мы попытаемся дать краткую характеристику этому таинственному явлению, затерянному в дебрях российского образования.

История

Авторитетный исследователь И. В. Кузнецов описал в своем учебном пособии «История отечественной журналистики», как стремительно происходило развитие электронных СМИ.

Безусловно, самым важным событием в истории отечественной журналистики постсоветского периода стало относительно стремительное развитие в России интернета: если в начале 1997 года только 0,15% россиян пользовалась интернетом, то к 2000 г. их стало 6,3%, или 9 млн человек, в середине 90-х голов в электронном исполнении появились газеты, представлявшие точную копию бумажного образца. В 1998 г. в русскоязычном интернете насчитывалось уже свыше 700 периодических изданий, а к 2000 г. практически все периодические издания, радиостанции и телевизионные каналы заимели в интернете свои сайты. Возрастает и группа интернет-медиа.

В 21 веке процесс конвергенции СМИ и интернета многократно ускорился и усилился не только за счет уникальных возможностей, которые предоставляет всемирная сеть (предельная скорость подачи информации, беспрецедентная обратная связь, мультимедийность), но и потому, что виртуальная реальность стала успешно конкурировать с действительностью. Произошла мобильная революция (если в 2000 году количество пользователей сотовых телефонов приравнивалось к 720 млн, то в 2010 достигло отметки в 5 млрд человек): появился мобильный гаджет – универсальный носитель информации, который заменяет классические офлайновые версии любых материалов, ведь в сети все они расположены на расстоянии клика. Очевидно, что новые поколения людей будут следовать за техническим прогрессом, то есть, отдадут предпочтение интернету, как более современному, доступному и удобному каналу вещания. Поэтому сетевые медиа – стремительно развивающаяся и наиболее перспективная разновидность СМИ.

Определение

Анализ Интернет-СМИ нужно начать с азбучных истин, а именно: сам Интернет не относится к СМИ. В нем есть сайты, попадающие по всем своих признакам в эту категорию.

Существует множество понятий интернет–СМИ (в данной работе мы приводим лишь некоторые из них). В частности, М. В. Шкондин и Л.Л. Реснянская указали такое значение термина:

Сетевые ресурсы – системное образование, которое наряду с периодической печатью, телевидением, радиовещанием и другими информационными ресурсами, входит в общую для них систему средств массовой информации (СМИ) и наделено специфическими, присущими только ему, общими для всей этой системы признаками.

М.М. Лукина и И.Д. Фомичева полагают, что…

Интернет-СМИ — это один из сегментов медиасистемы (системы средств массовой информации), которому присущи как имманентные признаки, свойственные всем СМИ, так и ряд специфических признаков, выделяющих их в отдельный вид медиа.

Теория значительно облегчает понимание этого абстрактного термина, который нельзя пощупать, понюхать и даже охватить взглядом. Однако не стоит на ней зацикливаться, ведь понимание обеспечит только практика. А как практиковаться без риска для свободы? Нужно обратить внимание на правовой статус сетевого СМИ.

Правовой статус

Чтобы дать общую характеристику интернет-медиа, мы обратимся к Закону о СМИ. Правовой статус интернет-издания закреплен в следующей формулировке:

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Это значит, что интернет-СМИ считается таким же видом журналистской деятельности, как и другие: в отношении него действуют те же правовые нормы, что и в отношении печатного издания, телеканала или радиоканала.

В соответствии со статьей 2 Закона о СМИ «под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом».

Согласно статье 8 Закона о СМИ, регистрация носит добровольный характер, однако без нее сайт не может приобрести статус средства массовой информации. Недавние поправки в законодательстве узаконили статус «блогера». Это сайт, аудитория которого составляет более 3000 посетителей ежедневно. Присвоением этого статуса принудительно занимается Роскомнадзор России, уведомляя владельца сайта после включения интернет-ресурса в реестр блогеров. Важно отметить, что сетевые СМИ в категорию блогеров не попадают, какая бы посещаемость у них ни была.

По сути, все интернет-СМИ относятся к транснациональным (или наднациональным), так как регионом распространения для них является весь мир. Его учредителями могут выступать как гражданин Российской Федерации, так и объединение граждан.

Признаки и особенности

Современные Интернет-СМИ имеют свои уникальные признаки, которые определили такие именитые исследователи, как М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская, Г.В. Прутцков, Я. Н. Засурский и др. Есть три основные особенности, отличающие данный вид медиа-проектов от других:

Специфика работы журналиста в сетевых СМИ отмечается многими исследователями. Если собрать все написанное воедино, сократить и упростить, то получится следующее. Каждый журналист, который готовит материал для интернет-издания, должен знать основные принципы работы поисковых систем и ориентироваться на поисковые запросы, внедряя в текст публикации поисковые фразы. Также он должен продумывать ключевые слова и краткое описание статьи, чтобы она смогла занять первые позиции по необходимым запросам. Кроме того, необходимо создать интерактивное сопровождение статьи, то есть подобрать (или сделать самостоятельно) иллюстрации, изображения в формате Gif или видео-ролики. Как правило, читатель сетевого СМИ быстро устает читать и ему необходимо делать передышки, рассматривая «мемы» или «гифки». Нельзя забывать о том, что перелинковка публикаций (создание гиперссылок) тоже влияет на расположение сайта в иерархии десятков различных рейтингов, которые создаются для того, чтобы оценить стоимость сайта, его позиции в поисковой выдаче, его авторитетность и надежность. От статуса сайта напрямую зависит его доход, поэтому зачастую услуги seo-специалиста (человека, который путем выше описанных манипуляций «продвигает» интернет-ресурс в поисковых системах) стоят дороже, чем работа журналиста в интернете. Это значит, что специфика работы в сетевом СМИ требует от журналиста новых навыков и знаний.

Виды, функции и жанры

Качественная характеристика Интернет-СМИ – это, прежде всего, типология, но единого мнения на ее счет у исследователей нет. В связи с тем, что формат сетевых СМИ имеет ряд существенных отличий от печати, телевидения и радио, необходимо привести несколько основных типологий интернет-медиа.

А.А. Костыгова предложила следующие основания для типологии СМИ:

И.В. Давыдов считает, что можно разделить медийные ресурсы (здесь отметим, что он не дает оснований для их выделения из многообразия иных ресурсов) на такие типы:

Предложенные типологии, в основном, касаются контента, и с их помощью можно оценить СМИ по многим критериям и составить наиболее полное представление о нем.

Также можно опереться на классификацию, предложенную группой исследователей Журналистского факультета МГУ совместно с Российским общественным центром интернет–технологий (РОЦИТ) в 2003 году по результатам исследования «Создание методики описания интернет–СМИ». Она заключается в том, что сугубо онлайновые информационные ресурсы можно классифицировать по сходности с их традиционными аналогами:

Таким образом, все исследователи, которых мы упомянули, сходятся в том, что интернет-СМИ можно разделить на две категории — исключительно сетевые СМИ и онлайновые версии уже знакомых «традиционных» СМИ. Что же касается разделения интернет-изданий на группы по другим параметрам, то они достаточно условны и спорны. Исходя из этого, универсальную типологию предлагает М.М. Лукина: сетевые СМИ делятся на три большие группы:

Напомним, что общепринятой классификации интернет-ресурсов до сих пор не существует, поэтому для нашего исследования мы выбрали только самые подходящие варианты и не стали перечислять все возможные.

Жанры сетевых СМИ – наследство от традиционных меда-проектов. Они также делятся на три большие группы:

Их традиционную форму меняет взаимное проникновение, которое неминуемо в условиях интернета.

Функции Интернет-СМИ тоже похожи на то, что уже было, но обогатились новыми возможностями и особенностями канала связи.

Проблемы и преимущества

Плюсы: До повсеместного распространения интернета создание собственного СМИ означало для учредителя создание полномасштабного коммерческого бизнес-проекта. Он предусматривал большой стартовый капитал, наличие определенных договоренностей с государственными представителями и богатый опыт работы в сфере СМИ. Подобно Уильяму Херсту, создатель потенциальной медиа-империи должен был увидеть работу СМИ изнутри, работая журналистом долгое время. За этот срок он собирал необходимый капитал, «заводил связи» и составлял бизнес-план, который вынужден был защищать перед соучредителями, инвесторами и рекламодателями.

Однако с появлением и распространением интернета для создания новой модели СМИ стало достаточно базовых знаний в области IT-технологий и минимальных финансовых вложений. Теперь электронное СМИ может создать практически любой желающий. Это ведет к демократизации журналистики и развитию свободы слова.

Минусы: Доступность «трибуны» для всех желающих породила новые проблемы журналистики:

Примеры

Список характерных примеров каждый из нас может привести самостоятельно, ведь наверняка всем нам приходилось взаимодействовать с подобными проектами. Однако наиболее полный их перечень можно найти на сайте Роскомнадзора, ведь все интернет-СМИ зарегистрированы официально.

Источник

Что относится к интернет изданиям

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 257-ФЗ)

под исследованием объема аудитории понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к объему и предпочтениям аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых изданий, а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований;

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под регистрирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган.

(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 239-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *