Что относится к интерактивным методам обучения

Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?

Что относится к интерактивным методам обучения

Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?

Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности

В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

Методы и приемы интерактивного обучения

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Интерактивные методы обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и задачи интерактивного метода обучения

Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы.

Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что они ориентированы не только на широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, но и на взаимодействие между самими учащимися. Особенность данных методов обучении заключается в том, что они предусматривают активное доминирование учащихся в процессе обучения, роль педагога сводится к направлению их деятельности на достижение поставленных целей занятия. Помимо этого педагог занимается разработкой плана занятия, чаще всего это интерактивные задания и упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся изучают учебный материал.

Таким образом, можно сказать, что интерактивные методы обучения – это своего рода специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели обучения.

Цель интерактивных методов обучения – создание максимально комфортных условий, при которых учащийся будет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность.

Созданные условия, средствами интерактивных методов обучения, положительно сказываются на продуктивности образовательного процесса, позволяют учащимся получать знания, умения и навыки в комфортных психологических условиях, а также создают базу для дальнейшего решения проблем по устройству после обучения.

Схема интерактивных методов обучения строится на схемах взаимодействия «педагог – учащиеся» и «учащийся – учащийся». Данные схемы подразумевают, что к процессу обучения привлекает не только педагог, но и сами учащиеся посредством взаимодействия друг на друга. Взаимодействие «учащийся – учащийся» способствует повышению учебной мотивации, проявлению инициативности в процессе обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными задачами интерактивных методов обучения являются:

Использование интерактивных форм обучения значительно меняет роль педагога в образовательном процессе, он перестает быть центральной фигурой, а становится регулятором процесса. Задача педагога состоит в подготовке эффективных интерактивных учебных заданий, формулировании вопросов и тем для обсуждения с учащимися и между учащимися, осуществление консультаций, осуществление контроля по выполнению намеченного плана.

В процессе обучения педагог и учащиеся вступают в коммуникацию между собой, совместно осуществляют решение учебных задач и вопросов, преодолевают конфликты, находят общие точку соприкосновения, идут на компромиссы. Все это подразумевают интерактивные формы обучения.

Виды методов интерактивного обучения

Интерактивное обучение представлено следующими методами и приемами работы:

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься в готовом виде. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Источник

Интерактивное обучение

Сегодня интерактивные методы обучения продолжают развиваться с большой скоростью, используя новейшие технологии преподавания. Понимание аспектов развития современного образования помогает спрогнозировать изменения, ожидающие наш мир.

Что такое интерактивные методы обучения

Интерактивный метод обучения — это специальная методика организации образовательного процесса, которая направлена на решение конкретных задач. Она подразумевает способ познания, сформированный в формате активного взаимодействия учащихся друг с другом и с преподавателем. Слушатели совместно решают проблемы, моделируют ситуации из жизни, оценивают действия друг друга и собственные решения — все это повышает эффективность самого процесса обучения.

Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий, благодаря которым учащиеся чувствуют свою успешность, осознают свои интеллектуальные способности и могут самостоятельно влиять на продуктивность обучения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что относится к интерактивным методам обучения

Совместная деятельность между учащимися и педагогом обычно проходит в виде диалога или беседы, предполагающих активное доминирование студентов. При этом меняется роль педагога, который перестает быть центральной фигурой в обучении. На интерактивных занятиях педагог выступает в качестве модератора и отвечает за организацию процесса, готовит задания, составляет вопросы и темы обсуждения, консультирует учащихся, следит за временем и контролирует порядок выполнения обговоренного плана.

Обычно план занятия включает в себя интерактивные упражнения и задачи, во время решения которых, обучающиеся проходят учебный материал.

Специфика интерактивных способов обучения

Использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе решает проблему мотивации учащихся, оказывая помощь в усвоении учебной программы. Задачей педагога становится создание дискуссионной площадки, в рамках которой обучающиеся общаются друг с другом, обращаются к своему и чужому социальному опыту, обсуждают заготовленные педагогом вопросы и темы, вместе стараются решать задачи и преодолевать конфликты.

Задачами интерактивного метода обучения являются:

Интерактивное занятие разительно отличается от традиционного обучения, которое направлено прежде всего на познавательную деятельность. Специфика интерактивного метода отражена в следующих критериях:

Интерактивные методы обучения обеспечивают высокую мотивацию, развитие творческих способностей, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности и личностных качеств. Они основаны на свободе самовыражения и принципах демократичности.

Классификация

При применении интерактивных форм обучения у преподавателя появляется возможность сочетать несколько методов, которые помогут наиболее успешному изучению конкретной темы. Обычно выделяют следующие методы и приемы:

Интерактивное обучение в школе

Интерактивное обучение способствует активному вовлечению школьников, повышает интерес к знаниям, развивает самостоятельность и позволяет создавать ситуации успеха на уроке. Занятия в интерактивном формате начинались с обычных иллюстрированных пособий, карт, моделей и т. д. В настоящее время современные информационно-коммуникативные технологии позволяют использовать в обучении разное оборудование:

Выбор интерактивного метода на уроке зависит от его соответствия теме занятия, его целям и задачам, а также возрастным и другим особенностям обучающейся группы.

Что относится к интерактивным методам обучения

Начальная школа

Начальная школа — это основа образования, от которой зависит развитие способностей ребенка и его дальнейшее обучение. Поэтому в обязанность педагога входит не только обучение детей чтению и письму, но и формирование их личностных качеств и навыков самостоятельной работы с ученым материалом. Эти задачи достигаются через использование методов интерактивного обучения, которые погружают педагога и учеников в общение, сохраняя при этом конечную цель и сущность образовательного процесса.

Интерактивное обучение в начальной школе одновременно решает несколько задач:

Особенностью учеников начальной школы является слабость произвольного внимания, поэтому им необходима устойчивая мотивация в учебе и саморазвитии. Существует 4 типа мотивации:

Наиболее подходящими методами обучения в начальных классах являются игровые. В формате игры легче донести до ребенка необходимую информацию. Занятие можно устроить таким образом, чтобы дети обучали друг друга, благодаря этому они научатся взаимодействию и лучше запомнят материал.

Среднее звено

На уроках в среднем звене интерактивные методы обычно занимают от 40 до 60% занятия. Чаще всего на уроках используются такие формы обучения, как мозговой штурм, деловые и ролевые игры, проектная деятельность, дискуссии и другие виды коллективного обучения.

В средней школе использование интерактивного метода направлено на:

Цель обучения состоит в том, чтобы школьники не просто прослушали учебный материал, но и поняли его. Для этого педагогу важно постоянно соотносить тему урока с реальной жизнью, приводить примеры из своего опыта и привлекать учеников к обсуждению.

Инновационные интерактивные формы обучения

Инновации в современной педагогике являются основным ресурсам модернизации образования. Отличие инновационной программы от учебной состоит в том, что ее формируют и реализовывают сами педагоги.

Сегодня система образования предлагает множество инновационных подходов интерактивного обучения, среди которых можно отметить следующие:

Использование интерактивных методов обучения — это одна из самых интересных и развивающихся отраслей современного образования.

Источник

Интерактивные методы как условие интерактивного образования

Что относится к интерактивным методам обучения

Цель развития личности потребовала поиска и отбора методов, активно влияющих на формирование личностных качеств обучающихся. Интерактивные методы имеют потенциал интенсивной мотивации, что во многом способствует личностному развитию обучающихся на всех уровнях системы образования.

Шевченко Наталья Ивановна, канд. пед. наук, доцент, эксперт в области современных образовательных программ и технологий (Московский городской педагогический университет, Москва)

Обучение и развитие относятся к вечным педагогическим проблемам. На разных этапах человеческого общества, даже в разных этнических сообществах, социальных группах эту проблему периодически актуализировали, пытались решить и решали по-разному. Цель развития личности заставила российское образование вновь обратиться к проблеме обучения и развития, стремясь найти наиболее правильное ее решение. Однако, у педагогов на всех уровнях системы образования, которые в большей или меньшей мере заняты решением данной проблемы, по мере возникновения вариантов ее преодоления, в порядке геометрической прогрессии появляются новые вопросы без конкретных ответов. При безусловных достоинствах других развивающих методов, уделим внимание интерактивным методам обучения, в основе которых лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащихся. Важно при этом напомнить, что в условиях организации учебной работы, в частности интерактивного взаимодействия, форму планирования и организации обучения определяет выбор ведущего метода.

Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний.

Задача современного учителя в настоящее время не преподносить знания школьникам, а более практичная и прагматичная – создать мотивацию и сформировать комплекс универсальных общеучебных умений и действий, чтобы учить самого себя. Очевидно, что всякое умение к учащемуся приходит не без помощи учителя. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая в конечном итоге ведет к целеполаганию, проектированию его образовательной деятельности, как основы личностного становления и развития.

В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными. В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (в переводе с английского означает «взаимодействие, воздействие»).

Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация, общение. Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого; представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия.

Интерактивное обучение — это одна из форм диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учащегося, между учащимися.

Интерактивное обучение как форма познавательной деятельности имеет вполне конкретные цели, направленные, прежде всего, на создание комфортных условий учебной работы, которая обеспечивает учащемуся самостоятельность, инициативность и продуктивность его познавательной деятельности. При этом все учащиеся – партнеры, сотрудничая (обмениваясь мнениями, суждениями, идеями, способами деятельности), вносят свой индивидуальный вклад в общее дело (выполнение задания).

Взаимодействие по приобретению нового знания и способов деятельности поднимает познавательный и социальный опыт учащихся на новый, более высокий уровень развития, формирует сотрудничество и кооперацию. Интеракция не допускает преобладание одного из партнеров, одного мнения над другим. Она предполагает равенство, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности. В диалоговом обучении партнер начинает осознаваться как ценность, поскольку благодаря этому человеку развивается другой человек. Особенно активно это происходит в процессе дискуссии, оппонирования, что побуждает заявителя позиции глубже вникать, увидеть другую сторону обсуждаемого вопроса. Именно это и является отличительными чертами диалогового обучения, востребованного в настоящее время во всех системах образования развитых стран. В процессе диалогового обучения на уроках организуются парная и групповая работа, в процессе которой изучаются документы и различные источники информации, создаются условия для исследовательских и других

В рамках интерактивного обучения используются различные методы и технологии, как способы организации учебной деятельности. Задача развития школьников, которая успешно осуществляется в процессе интерактивного обучения, реализуется через организацию деятельности учащихся, построенную с учетом закономерностей психики детей конкретного возраста (что является одной из принципов развивающего обучения).

Наиболее распространена групповая форма обучения. В середине XX века К. Левин выдвинул идею: «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». Это и является особым отличием интерактивного обучения: научение происходит в групповой совместной деятельности, в том числе за счет взаимообучения. Вместе с тем, при организации интерактивного обучения важно учитывать, что наряду с решением учебных целей и задач, в процессе группового взаимодействий осознавалась ценность других ребят и формировалась потребность общения с ними, их поддержки.

Групповая форма обучения позволяет одновременно решить три задачи:

Исходя из этого, наиболее приемлемым, простым и эффективным способом организации в интерактивном обучении является работа в группах (малых и крупных). Как правило, групповая работа позволяет:

Задания, которые предлагаются для изучения, обсуждения учащимся, непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера разного уровня трудности и сложности. Репродуктивные (на воспроизведение) вопросы в этом случае неэффективны.

Под интерактивными методами понимается система правил и характерных особенностей взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение.

Еще недавно понятие «интерактивный диалог» относилось преимущественно к работе, описанию информационных систем. Сегодня данное словосочетание уже достаточно прочно вошло в педагогическую науку. Как часто бывает в педагогике, данная форма и/или метод обучения имеет длинную историю. Свое начало она берет в конце XVIII века сначала в Индии, затем в Великобритании, а затем и в других странах, в том числе и в России. Данный метод был предложен независимо друг от друга английскими педагогами Э. Беллем и Дж. Ланкастером. По их имени впоследствии метод был назван Белл-ланкастерской системой взаимного обучения и получил широкое распространение как быстрый и дешевый способ обучения в условиях развития капиталистического производства, нуждающегося в значительном количестве образованных людей. Групповые формы обучения рабочих давали быстрый, ожидаемый результат.

Возврат актуальности и развития методики взаимного обучения пришелся на начало XX века, когда Э. Паркхест предложила Дальтон-план. В России появился свой аналог — бригадно-лабораторный метод. Очередная волна интереса к данному методу, как новому для нашего времени, была вызвана развитием гуманистического направления в зарубежной психологии. Результатом переработки идей А. Маслоу и К. Роджерса стала отечественная педагогика сотрудничества, которая остро поставила задачу перед педагогами и психологами смены содержания и структуры традиционных педагогических взаимодействий. В то время концепция педагогики сотрудничества не была переработана в технологию, однако в настоящее время этот опыт интенсивно нарабатывается.

Содержанием интерактивного взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе в условиях школы является программный учебный материал.

Целью интерактивного обучения для современной школы в условиях ее модернизации рассматривается общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. При этом общее развитие школьника включает развитие личностных новообразований в его потребностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах.

Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных, надпредметных, универсальных умений и действий, определяющих успешность той или иной деятельности школьника. Иначе говоря, интерактивное обучение более эффективно и результативно, чем обучение в этом направлении каждого школьника в отдельности. Что особенно важно, негативные личностные приобретения школьника можно поправить, изменить в процессе интерактивного обучения, хотя и учащиеся самостоятельно корректируют свои знания и умения их рационально использовать [6].

К интерактивным методам

относят учебные деловые игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. В процессе интерактивного общения в парах, группах (малых и больших), между группами у учащихся формируется знания, в том числе и собственное мнение, по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются, конкретизируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей социальной жизни во всем ее многообразии и т.п. Систематическое применение учителем интерактивных методов на уроках создает благоприятные условия для освоения ими разных социальных установок, ролей и функций, овладения учебной деятельностью.

Критерии отбора интерактивных методов обучения:
— соответствие целям и задачам обучения и развития школьников;
— соответствие дидактическим целям урока;
— соответствие содержанию темы урока;
— соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом;
— соответствие временным рамкам обучения;
— соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя;
— соответствие способу руководства учебной деятельностью;
— соответствие логике учебного процесса.

Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход. Основные требования соблюдения личностно-ориентированного подхода:
• гуманная педагогическая позиция педагога;
• ценностное отношение к учащемуся, творчеству;
• создание культурно-информационной и предметно-развивающей среды;
• владение методикой и основами образовательной технологии;
• нацеленность на развитие индивидуальности учащегося [3].

В процессе организации, управления и контроля развития интерактивного общения между школьниками учитель преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя учащимся самостоятельность в выборе средств достижения цели, адекватных учебных действий, партнеров по деятельности.

При работе в режиме интерактивного обучения важно не допустить дидактическую монотонность, замкнутость общения внутри групп. Главный принцип интерактивного обучения – организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости сменяющегося на полилог. Диалог происходит внутри групп, а в результате общения между группами возникает полилог. При сочетании педагогических и психологических условий интерактивное обучение как форма образовательного процесса способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.

По своей конструкции интерактивное обучение может представлять собой метод или технологию в зависимости от способа организации учебной работы учителя и учащихся при решении определенных дидактических задач. В любом случае данный вид обучения предназначен для решения коммуникативно-развивающих и социально-ориентированных задач.

К интерактивному обучению относят и взаимодействие пользователя с компьютером. Все виды обучающих и игровых программ, интернет-ресурсы являются содержанием для данного вида деятельности. Однако следует понимать, что взаимодействие с техническими средствами представляет собой коммуникацию (одностороннюю связь), а для развития личности во всех ее сферах целесообразно общение (двусторонняя связь).

Реализация интерактивного обучения требует серьезной подготовленности и от педагога и от учащихся. Применение методов должно быть постепенным, дозированным и обязательно методически оправданным. Учителю и учащимся необходимо привыкнуть к ним и получить определенный опыт их использования в собственном развитии. Очевидно, что организация и проведение занятий в интерактивном режиме должна быть взаимно интересна как для учителя, так и для ребят. Уместно провести целенаправленное организационно-методическое занятие с учащимися по совместной разработке «Правил сотрудничества», на котором выстроить систему настроя, мотивации ребят на добросовестную подготовку к интерактивным урокам. Между тем, использование интерактивных методов не должно быть для педагога самоцелью, поэтому сначала рекомендуются простые интерактивные методы — работа в парах, малых группах, «мозговой штурм» и т.д. Это эффективное средство для достижения той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию идей, ценностей и духа права и гражданского общества как результата плодотворного сотрудничества и взаимопонимания.

Рассмотрим логику педагогической деятельности,

обеспечивающей продуктивность реализации интерактивного обучения на уроках обществознания в 8-11 классах. Примерные этапы интерактивной работы:
I. Этап подготовки учителя и учащихся к интерактивному обучению;
II. Этап комплектования групп;
III. Этап образовательной деятельности учащихся в группе;
IV. Этап презентации группового решения;
V. Этап экспертизы (на усмотрение учителя);
VI. Этап рефлексии прошедшего занятия [6].

Подготовка к уроку на основе интерактивного обучения должна начинаться с формулировки темы урока, которая непременно должна содержать проблему, поле противоречия, иначе не будет обеспечено условие для столкновения различных точек зрения, версий.

Проблематизация темы должна предполагать, нацеливать учащихся на сопоставление, сравнение, группировку, обобщение, анализ и доказательство (основные элементы проблемного обучения).

Планируя организацию интерактивной работы, далее следует обязательно изменить учебное пространство за счет соответствующей удобной расстановки школьной мебели в кабинете. Следующим этапом является формирование групп учащихся для интерактивной работы. Как правило, используются два основных подхода:
а) деление на пары и тройки (диады и триады);
б) ролевое распределение в группы 4-5 человек (например, докладчик, понимающий, конструктивный критик, организатор и др.).
Группы на уроке могут формироваться по желанию учащихся (свободное комплектование) или организовано учителем.

Варианты свободного комплектования групп:
• Учитель называет количественный состав групп (например, по 3 человека), которые должны сформироваться за 2-3 минуты.
• При входе в класс, учащиеся берут различные по цвету или форме карточки и образуют соответствующие группы.
• Учитель предлагает учащимся выбрать из перечня карточек, объединенных единой тематикой (например, рассмотрение конкретного вопроса с позиций истории, зарубежного опыта, различных категорий населения страны). Задание предполагает состязательность при формировании групп.

Приемы формирования групп учителем:
• Учитель предварительно раскладывает на столах карточки с именами и фамилиями учащихся, которые должны образовать данную микрогруппу.
• При входе в класс учитель раздает учащимся цветные карточки, которые представляет собой пропуск к определенному столу, помеченному конкретного цвета карточкой.
• Предлагается выбрать стол с литерой (А, Б, С, …), указывающей на сложность задания.
• Предлагается при входе в класс, сгруппироваться по принципу общности месяца рождения.
• Предлагается при входе в класс, сгруппироваться с учетом первой буквы имени.

При комплектовании групп следует учитывать плюсы и минусы каждого из двух его видов. При первом случае формирования групп, когда учитываются интересы самих школьников, плюсы очевидны: создается располагающая к общению атмосфера, что раскрепощает партнеров, в большинстве случаев ребята знают свои возможности, укрепляется «чувство локтя». Для первых уроков интерактивного обучения это наиболее эффективный прием формирования групп. Однако он имеет существенные «минусы». Группы формируются неравнозначные количественно и качественно, что влечет соответствующие результаты их совместной деятельности. Возможно, что интерес общения может возобладать над необходимостью выполнения задания. Вне этих групп могут оказаться учащиеся, у которых не сложились отношения с классом. В такой ситуации это будет способствовать дальнейшему разрушению отношений в классе.

Формирование групп может осложниться тем, что неуверенные учащиеся могут отказаться переходить из привычной группы в другую. При планировании должна быть предусмотрена данная ситуация, но планировать необходимо работу групп со сменным составом. Постепенно познавательная и социальная мотивация у таких учащихся повысится [6].

Приступая к работе с учащимися в интерактивном режиме, нацелить их на соблюдение правила «трех нельзя»:
Условия успешной интерактивной работы:

1. Продуманность организации комфортного учебного пространства и дидактической оснащенности занятия.
2. Психологическая готовность учащихся и учителя к совместному сотрудничеству на партнерской основе.
3. Сочетание познавательной и социальной мотивации (нацелить учащихся не только на освоение учебного материала, но и поиск, открытие необходимых для жизни практических знаний и опыта).
4. Вовлечение всех учащихся в диалоговую деятельность. Знание главной особенности интерактивного обучения: совместная деятельность приносит пользу каждому.
5. Не допускать большого количества групп с тем, чтобы каждый учащийся смог высказаться, быть услышанным.
6. Продуманность и согласованность процедуры занятия и регламента и строгое их соблюдение.
7. Уважение прав каждого, не высказывать оценочных суждений в адрес партнеров.
8. Используйте различные приемы для формирования групп (первоначально используйте прием на основе добровольности – по интересам).
9. При управлении интеракцией настраивать учащихся на то, чтобы свою высказывал точку зрения каждый, а не одни и те же.

Существует мнение, что интерактивное обучение возможно только в рамках повторительно-обобщающих уроков. Объясняется это тем, что данный тип урока позволяет охватить значительный объем материала, освоенный (либо частично) учащимися ранее. Как правило, это широкая проблема, подразумевающая разнообразие подходов, столкновение мнений. Вместе с тем, интеракция — хорошая основа для организации дискуссий, комплексного применения знаний и умений учащимися, сопоставления и систематизации учебного материала. Безусловно, повторительно-обобщающие уроки обладают более широким диапазоном возможностей для педагога и учащихся. Узкая тема/проблема неэффективна. На уроках изучения нового материала существует также значительный педагогический потенциал для организации интерактивного обучения. В этом случае можно использовать тьюторов или известный метод взаимообучения: дети сами помогут друг другу к обоюдной выгоде и удовольствию.

Взаимобучение начинается с создания мотивации.

При взаимообучении каждая группа изучает свой вопрос, затем направляет своих представителей в другие группы. Консультант емко и кратко излагает суть вопроса, требует записи основных ключевых положений в тетради, при необходимости проговаривает с учащимися эти положения. Поочередно, сменяя друг друга, консультанты из разных групп объясняют все вопросы. Конспект нового материала постепенно заполняется информацией. В конце урока учитель оценивает конспект, проверяет знания учащихся. Совместно корректируется конспект, устраняются неточности в нем. Однако работа по ликвидации ошибок и неточностей, выявленных на уроке, может быть задана и на дом. Интерактивное обучение, как впрочем и любой вид современного обучения, требует обязательного этапа рефлексии, когда обсуждается, что для учащихся понятно, не трудно для усвоения, а что вызывает затруднения. Здесь также важны самоанализ, обмен мнениями, оценка результатов взаимодействия. Для предотвращения повторения негативных оценок, отношения (это неизбежно) со стороны отдельных учащихся, учителю следует систематически анализировать занятость и эмоциональное состояние данных ребят.

В процессе групповой работы происходит интенсивная социализация учащихся, взаимодействуя, они приобретают опыт общения и сотрудничества в разных его проявлениях, осваивают умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, усваивают стереотипы партнерского поведения, основанные на комплексе ценностей равенства, честности, свободы, ответственности, целеустремленности, гуманности, уважения прав другого человека, справедливости, взаимовыручки и участия. В традиционной системе обучения, где преобладает фронтальный метод обучения, разумеется, социализация происходит более слабо, поскольку акт обучения осуществляется в отношении всего коллектива класса.

В педагогической литературе понятие «групповые занятия» имеет три разных значения. Традиционное (первое) значение под групповыми занятиями рассматривает фрагменты уроков, когда обучающиеся работают в малых группах. Второе значение – занятие в рамках групповой организационной формы обучения, когда говорящий обращает текст нескольким людям [1]. Третье значение групповых занятий – это единица группового способа обучения в классно-урочной и лекционно-семинарской системах [5].

Для коллективных форм организации учебных занятий характерны следующие признаки:
• отсутствует общая учебная ситуация: дети обучаются с разной целью, изучают разное содержание разными способами и средствами, за разное время;
• разные учащиеся осваивают одинаковый учебный материал разными маршрутами;
• наличие сводных групп, как пространства пересечения разных образовательных маршрутов обучающихся.

Следует также подчеркнуть, что в учебном процессе действуют несколько сводных групп, отличающихся изучаемой темой и организацией.

Таким образом, коллективный способ организации занятий в большей степени отвечает задачам интерактивности деятельности обучаемых.

В заключении, следует обратить внимание, что самостоятельное интерактивное обучение учащихся нельзя пускать на самотек, оперируя при этом свободой образовательной деятельности. Должна осуществляться целенаправленная совместная разноплановая работа учителя и учащихся в процессе освоения нового материала. Интерактивные методы создают благоприятную среду для целенаправленного развития личностных качеств и учебных действий обучаемых на основе анализа, обобщения, рефлексии и взаимовлияния. Потенциал интерактивных методов реализуется в условиях взаимопонимания, партнерства и осознания единства цели.

Литература

1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
2. Дьяченко В.К. Обучение по способностям // Народное образование. 1994. №2-3.
3. Клепцова Е.Ю. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. 287 с.
4. Мкртчян М.А. Вклад В.К. Дьяченко в создание современной дидактики // Современная дидактика и качество образования: материалы научно-методической конференции, Красноярск, 15-16 января 2009 г. В 2 ч. Ч. 1. Красноярск, 2009. С. 72-77.
5. Мкртчян М.А. Постулаты обучения // Коллективный способ обучения. 2000. № 5. С. 6-7.
6. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания: учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Русское слово», 2012. 208 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *