Что относится к интеллектуальным потребностям человека
Интеллектуальные потребности
Физиологические и социальные потребности присущи всем животным. Если человек удовлетворяет только эти потребности, то так и остается животным.
Он становится человеком только в момент использования своего интеллекта. В противном случае – это муляж человека.
Погоня за удовольствиями тела и символами социального статуса не дает счастья. Счастье может дать только интеллект.
Интеллектуальная потребность у человека только одна – это вдохновение. Вдохновение – это особое состояние работы интеллекта. Вдохновенный интеллект работает на пике своих возможностей, с максимальной отдачей.
Внутренне эта потребность осознается как стремление к познанию и успеху. Стремление к познанию выражается сначала в любознательности, а по мере накопления знаний – в желании проникнуть в самые глубокие тайны мироздания. Узнать самые потаенные подробности.
Стремление к успеху выражается в желании переделать этот мир. Разобрать каждое явление на винтики, а потом собрать в лучшей конфигурации.
У гармонично развитого человека познание и успех идут вместе, создавая ощущение бурлящего потока жизни. Когда этот поток накрывает человека с головой, то наступает состояние вдохновения.
Сферы применения вдохновения очень широки. Они включают и науку, и искусство, и политику, и спорт. Во всех случаях человек стремится познавать и достигать успеха. Вдохновение может быть направлено и на себя – тогда рождается потребность в самопознании и самосовершенствовании.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 7 Интеллектуальные потребности
Глава 7 Интеллектуальные потребности – Винни, Винни, дай булочку! – Это не булочка, это пончик. – Дай пончик! – Это не пончик, это пирожок. – Ну, дай пирожок! – Отстань, Пятачок, ты сам не знаешь, чего хочешь! Интеллектуальные потребности связаны с интеллектуальным
51. Интеллектуальные особенности личности
51. Интеллектуальные особенности личности Интеллектуальные особенности личности проявляются достаточно отчетливо уже в том, как действует человек в проблемной ситуации. В зависимости от имеющегося опыта оказываются различными возможности людей увидеть задачу и
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках
Интеллектуальные эталоны
Интеллектуальные эталоны Ежедневно мы выполняем самые разные задачи, требующие активации нашей рабочей памяти. Но нам сложно самим оценивать свои возможности, мы не можем измерить показатели рабочей памяти и уровень устойчивости внимания. Разумеется, вряд ли кто-нибудь
Интеллектуальные предшественники
Интеллектуальные предшественники Теоретические обобщения Роджерса возникали прежде всего из его собственного клинического опыта. Он полагает, что сохранял объективность, избегая отождествлений с какой–либо частной школой или традицией. «Я никогда на самом деле не
2. Интеллектуальные истоки
2. Интеллектуальные истоки Из наиболее удаленных по времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм —
Другие интеллектуальные влияния
Другие интеллектуальные влияния Еще живя в Германии, Хорни изучала различные этнографические и антропологические труды, а также работы философа и социолога Георга Зиммеля, с которым у нее установились дружеские отношения. Почувствовав после переезда в Соединенные
Интеллектуальные приоритеты
Интеллектуальные приоритеты Теория личности Роджерса родилась из его собственного клинического опыта. Он чувствовал, что, избегая отождествления с какой-либо определенной школой или традицией, он сохранит объективность.«Я никогда по-настоящему не принадлежал к
Наши интеллектуальные возможности
Наши интеллектуальные возможности Продолжая проводить аналогии между ЭВМ и мозгом человека, следует заметить, что обе эти системы обладают двумя очень важными параметрами: тактовой скоростью (количеством операций в секунду) и объемом памяти. Про механизм и виды памяти я
Интеллектуальные понятия
Интеллектуальные понятия Только один человек меня понял; да и тот меня, по правде сказать, не понял. Гегель Развитие автоматических понятий приводит к более эффективному поведению. Но автоматические понятия приводят к цели только в стабильных повторяющихся условиях.
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и
Духовные потребности: понятие, примеры, виды, особенности
Что такое духовные потребности?
Духовные потребности – это разновидность потребностей человека, связанных с обогащением внутреннего мира посредством саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству, занятия творчеством.
В основе духовных потребностей — желание человека достичь некоторой внутренней гармонии, счастья, а также состояния души, когда на общем эмоциональном фоне преобладает душевное равновесие, спокойствие и умиротворенность. При этом духовность также подразумевает познание мира, любовь, дружбу, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.
Существенный вклад в изучение природы потребностей человека сделал Абрахам Маслоу — он разработал пирамиду потребностей Маслоу. В этой пирамиде Маслоу отобразил иерархию потребностей, на самую вершину которой он поставил как раз духовные потребности.
Однако, по его мнению, человек переходит к удовлетворению потребностей более высокой ступени только тогда, когда удовлетворены потребности с нижних ступеней. Таким образом, чтобы приступить к удовлетворению духовных потребностей, человек должен удовлетворить физиологические нужны; потребность в безопасности; любви и принадлежности; признании и уважении. Именно после этого, как правило, наступает этап удовлетворения потребностей духовного плана.
Примеры духовных потребностей
Давайте рассмотрим несколько примеров духовных потребностей, разбив их на несколько крупных категорий. Итак:
1. Потребность в саморазвитии
Саморазвитие предполагает целый комплекс направлений, в рамках которых личность совершенствуется, получает новые знания и открывает перед собой новые горизонты.
Одним из основных, базовых способов удовлетворения потребности в саморазвитии является чтение. Выбирая литературу, каждый человек ориентируется на собственный комплекс представлений о том, литература какого жанра поможет ему развиваться как личности. Для кого-то таким жанром является психология, кто-то выбирает художественную литературу, а кто-то научную. При этом чтение не только способствует общему развитию, но и наталкивает личность на новые идеи, открытия, перемены в жизни.
Если Вы хотите начать читать книги, но никак не можете найти в себе мотивацию для этого, у меня есть для Вас отличная мотивирующая статья: «как заставить себя читать?«.
2. Потребность в искусстве
Искусство является одним из величайших учителей, который демонстрирует истинные проявления духовности.
Все художественные, философские, живописные, музыкальные и архитектурные шедевры различных поколений показывают, что человеческая мысль может быть невероятно глубокой и изящной, затрагивать самые глубокие аспекты человеческой жизни. При этом приобщение к духовной культуре — это не просто способ удовлетворить духовные запросы, но и способ получить эстетическое удовольствие.
В свою очередь познавательная сторона искусства, а также приобретенных с его помощью знаний, позволяет раскрыть все лучшие качества человека, а также использовать их для личного и общественного блага.
3. Поиск смысла жизни
Все думающие люди в той или иной степени склонны философствовать, особенно в самые сложные и кризисные периоды собственной жизни. Это объясняется желанием проанализировать особенности своего существования, а также поставить перед собой совершенно новые цели.
Зачастую, если человеку не удастся найти ответы на глубинные вопросы, то они будут вынуждены сталкиваться с внутренними конфликтами, которые со временем могут перерасти в апатию и депрессию. Чтобы не допускать подобных негативных проявлений психики, требуется прислушиваться к собственному внутреннему «Я», а также почаще анализировать происходящее вокруг. К тому же, помните, что не следует требовать от себя невозможного, а все поставленные цели должны быть посильными и достижимыми. В противном случае вы рискуете стать заложником собственных ожиданий.
4. Познание окружающего мира
С древних времен люди стремились познавать мир, пытаясь понять закономерности устройства окружающего их мира и пространства. Поверхностный анализ происходящих событий привел к появлению различных суеверий, мифов и верований. Древний человек объяснял практически все потусторонними силами, поскольку ему были непонятны многие явления природы. Это был самый простой способ объяснить грозу, дождь и другие события.
При этом именно тяга к знаниям позволила человечеству выйти на совершенно новый уровень эволюции, что позволяет нам продолжить совершенствовать собственную среду обитания. Каждый человек признает важность познавательной деятельности. В ходе поиска собственного жизненного пути человек пытается в первую очередь определить интересные для себя сферы изучения, а также подходящие его формы.
5. Потребность в образовании
Образование – процесс усвоения некоторых систематизированных знаний, навыков и умений. При этом образование является одним из важнейших этапов становления человека, которая позволяет ему подготовиться к будущему труду и взаимодействию в обществе.
Особенности духовных потребностей
Все духовные потребности формируются непосредственно человеком, к тому же, их достаточно трудно удовлетворить, поскольку они предварительно требуют реализации всех других нужд. Еще одной проблемой является поиск занятия по душе, поскольку многие люди долго не могут определиться, какие именно творческие направления деятельности помогут им удовлетворить духовные потребности.
В целом, признаками духовных потребностей являются следующие факторы:
Разновидности духовных потребностей
В наиболее общем виде духовные потребности можно разделить на две основных категории, первая из которых связана с раскрытием внутреннего потенциала человека:
Вторая категория связана с вопросами реализации в обществе:
Отличия духовных потребностей от материальных
Главная особенность духовных потребностей заключается в том, что если они не будут удовлетворены, то человек не умрет, а также не получит каких-либо опасных последствий для здоровья. Основные трудности будут лишь с его эмоциональным и психическим состоянием.
К тому же, существенное отличие заключается в мотивации и причинах, которые заставляют вести ту или иную деятельность. Материальные ценности всегда возникают в связи с непосредственной нуждой, что отражает сиюминутные особенности жизни. Духовные ценности определяются опираются на боле долгосрочные и фундаментальные категории.
Интеллектуальные потребности
Интеллектуальные потребности занимают очень важную роль в жизни человека и не менее важны, чем другие. Наш интеллект настойчиво требует реализации, поэтому, буквально на все у нас готово собственное мнение и мы обижаемся, если к нему не прислушиваются.
Часто приходится слышать вопрос о том, что тот или иной человек должен сделать, чтобы очень существенно улучшить свое материальное благосостояние.
Ответ на вопрос лежит на поверхности и его невооруженным взглядом видно через систему «Энергоканал».
.
Существенно изменить материальное положение можно через более энергонасыщенный сектор, имеющий общую границу с сектором «потребность в материальных благах».
Таким сектором является «интеллектуальные потребности».
С одной стороны, все понимают, что для привлечения в свою жизнь материального изобилия нужно хорошенько поработать головой.
С другой, многие не понимают, как некоторые люди, особо не утруждающие себя развитием своего интеллекта, становятся миллионерами.
Они просто тычут пальцем на соседа по подъезду, говоря: «Вот посмотрите. Он же мошенник, а купается в роскоши, в депутаты лезет. А я изучил сотни умных книг, Гете в оригинале читаю, языки знаю, а у меня ничего нет. А вы утверждаете, что через развитие интеллектуальных потребностей можно повысить свое материальное благополучие».
Так, наверное, рассуждали многие из вас, уважаемые читатели.
Так вот, вы заблуждались.
Вам в детстве внушили, что развитие интеллектуальных потребностей состоит в том, чтобы много знать, быть начитанным.
Не спорю, наличие знаний очень даже полезно.
Но нельзя ставить знак равенства между наличием знаний (информации) и интеллектуальными потребностями.
К примеру, человек интересуется какой-то областью науки, встал на путь исследователя. Его интеллектуальной потребностью является не сбор информации, а создание нечто нового, что не известно пока науке.
Вот он что-то открывает т.е реализует одну из своих интеллектуальных потребностей.
Если он не направляет высвободившуюся интеллектуальную энергию на соседний сектор «потребность в материальных благах», то просто становится знаменитым.
Если же эту энергию он направляет на изменения в соседнем секторе, то быстро получает материальные блага.
Типичный пример — это математик Григорий Перельман.
Он доказал гипотезу Пуанкаре, реализовав тем самым свою интеллектуальную потребность.
Миллион долларов моментально нашел его. Получи он его, все бы сразу о Перельмане забыли, но он был бы с миллионом.
Перельман отказался от миллиона, чем прославился еще больше, чем своим открытием.
Реализуя свои интеллектуальные потребности, он получил возможность либо хорошо заработать, либо купаться в лучах славы.
Высвободившуюся энергию он не стал направлять на сектор «материальные потребности», что является его правом, но это он сделал сознательно и миллион у него никто не отбирал.
Теперь к тем, кого вы иногда называете мошенниками или аферистами.
Под это ваше определение попадают многие: от банкиров до простых уголовников.
-Они не занимаются развитием своих интеллектуальных потребностей, а имеют многое,- утверждаете вы, глядя на очевидное.
Вы не правы.
Они-то как раз, в отличие от вас, занимаются реализацией своих интеллектуальных потребностей.
Просто потребности у них другие.
Для того, чтобы обмануть государство или граждан, им приходиться изрядно напрячь мозги, чтобы создать работающую схему получения сверхдоходов.
Такая уж у них интеллектуальная потребность.
Вы приходите в банк за кредитом, и вам подсовывают для подписи договор, в котором «спрятано» много хитростей, благодаря которым вы, в последующем, заплатите банку намного больше, чем предполагали первоначально.
Да, банки, страховые фирмы и другие организации вас обманывают.
Но, чтобы этот обман состоялся, некоторые люди должны реализовать свои интеллектуальные потребности, которые выражаются в создании таких схем.
Схема обмана — это их интеллектуальный продукт.
Неужели вы думаете, что составляя условия договора страхования, страховщик только и думает, как бы вам побольше заплатить, если у вас произойдет страховой случай?
А торговые сети?
Никто из вас не верит в то, что просроченные товары изымаются с прилавков и уничтожаются.
И правильно, что не верите.
Находятся люди, интеллектуальной потребностью которых является найти способ, как выдать старый товар за новый. Но для того, чтобы создать такой способ и чтобы вы ничего не поняли, им нужно приложить к этому делу свои мозги, реализовать свою интеллектуальную потребность в обмане.
В ресторане вам заявляют, что мясо парное и его завезли пару часов назад и даже находят способ убедить вас в этом, чтобы вы переплатили за блюдо.
Но только повару известно, что это мясо уже два месяца в морозилке лежало.
Во многих странах от 40 до 80% товаров, находящихся на прилавках, являются подделками.
Обман?
Конечно обман.
Но за этим обманом стоит реализация чьих-то интеллектуальных потребностей. Это надо было придумать, как в условиях подвала создать продукт, по цвету, запаху и упаковке не отличающийся от оригинала.
Вы покупаете духи или туалетную воду, думая, что они французские, а они произведены в подвале через дорогу гастарбайтерами.
Конечно, это плохо, но этим занимаются на государственном уровне, примером чему Китай, давший волю проявить фантазию умельцам создавать дешевые копии.
Вернемся к вашему заблуждению.
Если вы думаете, что реализация вашей интеллектуальной потребности состоит в том, чтобы просто много знать, то вы просто накапливаете знания, которых в интернете все равно больше, чем в вашей голове.
Благодаря своим знаниям вы можете рассчитывать на работу консультантом у того, кому просто лень искать нужную информацию в интернете.
А теперь хорошенько запомните.
Реализуя интеллектуальные потребности вы должны заботиться не о накоплении знаний, а о создании интеллектуального продукта.
Вот сейчас вы сидите за столом. У большинства из вас он из ДСП, т.е из плиты, покрытой пленкой, имитирующей дерево.
По сути, ваш стол из прессованных опилок.
Вы же не кричите, что вас обманули, поскольку внутри столешницы опилки.
Нашлись в свое время светлые головы, интеллектуальной потребностью которых было создать технологию, позволяющую имитировать натуральное дерево.
Люди на этом хорошо заработали.
Вам от этого плохо?
А почему вы решили, что духи должны быть непременно французскими?
Вам важен аромат, или то, что написано на упаковке?
Признайтесь, вам очень важно, что на упаковке написано.
Поэтому, создай сейчас в каком-нибудь Урюпинске необычайно тонкий и приятный аромат, продать его будет невозможно в виде парфюмерной продукции.
Поэтому находятся люди, интеллектуальной потребностью которых является создание схем реализации товара.
В итоге, на прилавках появляются французские духи, о названии которых во Франции даже не слышали. А как иначе: вы же не будете брать духи урюпинской фабрики.
Про политику можно долго не говорить. Там реализация интеллектуальных
потребностей сводится к тому, чтобы как можно более умело затуманить сознание избирателей.
И это, то же реализация интеллектуальной потребности, поскольку вы сознательно идете на избирательные участки и отдаете кому-то свои голоса.
Для того, чтобы вы отдали с большим удовольствием свой голос в чью-то пользу, нужно было реализовать кому-то свои интеллектуальные потребности таким образом, чтобы вы поверили политику.
А теперь, собственно говоря, вернемся лично к вам.
Вот вы пишите: «Хочу быстро изменить свое материальное благосостояние».
Желание понятное.
А теперь спросите себя о том, какой интеллектуальный продукт вы создаете, энергия которого, будучи направленной на сектор «материальные потребности», даст ожидаемый результат?
Чтение книжек и накопление знаний не является интеллектуальным продуктом.
«Продукт» — это то, что создается.
Накопление знаний — это, то же самое, как если бы вы ежедневно приносили домой по 2 килограмма муки. В какой-то момент у вас все комнаты будут заставлены пакетами с мукой.
Но наличие в доме огромного количества муки не сделает вас сытым, поскольку муку ложкой есть невозможно.
Из нее нужно создать «продукт»: испечь хлеб, печенье или пирожки.
Если вы первым из муки додумаетесь испечь то, до чего другие не догадались, то тем самым реализуете свою интеллектуальную потребность.
Пусть затраты на новое и вкусное изделие из муки будут копеечными, а продавать готовые изделия вы будете гораздо дороже затрат.
Разница, позволяющая вам быстро обогатиться, в данном случае, есть высвободившаяся интеллектуальная энергия, направленная на сектор «потребность в материальных благах».
Некоторые сидят «на мешках с мукой (знаниями)» и ждут, что материальные блага на них неожиданно свалятся.
Не свалятся они, нужно реализовывать свою интеллектуальную потребность, вот тогда они свалятся, как миллион на Перельмана.
Дочитав этот материал, многие воскликнут: «Как все просто. Как же я сам раньше до этого не додумался? Сейчас пойду, и займусь реализацией своих интеллектуальных потребностей».
Занимайтесь, реализуйте, вам никто не препятствует.
Только вот у меня сомнения есть.
«Изюминка» в том, чтобы понять, что же для вас является интеллектуальной потребностью.
Вы знаете, как это выяснить?
Если знаете, тогда мы спокойны за вас.
Ознакомьтесь со списком нашей продукции для активизации подсознания в разделе «Программы».
Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.
Что такое потребности
Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
Система потребностей также формируется по особым правилам:
Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.
Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.
Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:
Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.
Какие потребности есть у человека
Основные потребности
Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.
Физиологические | Экзистенциональные |
---|---|
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. | Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д. |
Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.
Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.
Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.
Второстепенные потребности
Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.
В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:
Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.
Виды потребностей
Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.
Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.
Биологические или физиологические
В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:
Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.
Духовные
Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.
В числе духовных потребностей выделяются следующие:
Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.
Социальные
Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.
Примеры социальных потребностей:
Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.
Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.
Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.
Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.
Классификации потребностей
В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.
Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.
Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.
В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:
Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.
Теории ученых
Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.
Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:
Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.
Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.
В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.
Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.
Мы от животных отличаемся умом,
Но вот инстинкты в нас порой сильнее.
И коль собаки ты последней голоднее
Иль секса долго не имеешь,
То вряд ли сможешь думать о другом,
О более возвышенном, святом.
Как зверь на всех бросаться будешь,
О принципах морали позабудешь.
В грехи тягчайшие готов впадать,
Чтоб только плоти потакать.
Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.
Формирование потребностей человека
С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.
Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.
Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.
Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.
Младенчество
Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.
Ранее детство
Дошкольный период, младший школьный возраст
Подростки
На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.
Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.