Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Представление о функциональной грамотности младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Представление о функциональной грамотности младших школьников»

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков читать — писать — понимать — ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Конечно, родители должны интересоваться учебной деятельностью ребенка: какие успехи в школе, что нового узнали, какие трудности встретились во время выполнения домашних заданий и т. п., но родители в первую очередь довести до ребенка понимание значение обучения!

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

«Институт стратегии развития образования РАО» предложил рассматривать функциональную грамотность как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.

Их интегративная сущность проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности.

Предметные компоненты функциональной грамотности

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Система упражнений для формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Формирование литературной функциональной грамотности младшего школьника

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

-для 98 % младших школьников чтение не является желанной деятельностью;

-менее 15 % считают чтение необходимой деятельностью культурного человека;

скудный выбор книг: более 50% читают только приключенческую книгу и фантастику;

-современная эпоха информационных технологий породила особый тип культуры, в которой аудиовизуальные средства информации подчиняют себе текст;

-изменяется отношение к литературному языку и литературному чтению: в условиях работы в Интернете и на компьютере используется упрощенный, «спрессованный» сленговый язык общения;

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Смысловое чтение это процесс восприятия, понимания и интерпретации текста, обеспечивающий решение учебно-познавательных задач.

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Формирование математической функциональной грамотности младшего школьника

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков?

Это практическая задача. Меняем вопрос:

Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.?

В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения. Это учебная задача. Она отвечает на вопрос «Как нужно делать?»

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Формирование естественно-научной и социальной функциональной грамотности младшего школьника

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Формирование общекультурной функциональной грамотности младшего школьника

Источник

Основные компоненты функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

Это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».

2. Математическая грамотность

Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.

3. Естественнонаучная грамотность

Под естественнонаучной грамотностью понимают способность ребёнка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства.

4. Глобальные компетенции

Это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней.

Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей

5. Креативное мышление

Под креативным мышлением понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.

6. Финансовая грамотность

Финансовая грамотность для школьников подразумевает, что ребёнок понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия. Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.

7. Компьютерная грамотность

PISA пока не относит этот вид грамотности к важнейшим, однако ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе. Развивать компьютерную грамотность детей можно, используя вместе с учениками цифровые образовательные сервисы. Чтобы пользоваться такими сервисами,ребенку нужно овладеть базовыми навыками работы в интернете: поиск необходимого сайта, заведение e-mail, ввод логина и пароля.

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотностиИнформационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности» С установлением теплых и солнечных дней увеличивается количество детей, подростков и взрослых, использующих двухколесные транспортные.

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотностиКак укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей. Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей. Когда иммунная система ребенка плохо работает, это.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотностиКонсультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотностиКонсультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Источник

Обучаем функциональной грамотности: работа с информацией и значимые социальные навыки

В продолжение беседы педагогов младшей школы с научными сотрудниками ИСРО РАО — разбор таких интегративных компонентов функциональной грамотности, как информационная и социальная грамотность.

Информационная грамотность

Ее уровень определяется, во-первых, готовностью искать информацию, в том числе и в своем привычном учебнике, а во-вторых — в умении отбирать нужные данные в огромном поле информации. Кроме того, в начальной школе каждый ребенок должен овладеть базовыми умениями обращения с информацией: сравнение, обобщение, классификация, анализ.

Хотя работа с информацией является метапредметным навыком, чаще всего его освоение бывает связано с математикой. В настоящий момент необходимость научить ребенка работать с таблицами и диаграммами заявлена на уровне предметного требования, поэтому в некоторых учебниках математики для начальной школы уже появился специальный раздел — «Работа с информацией». Он призван обучить школьников правильно читать таблицы и диаграммы, работать с утверждениями, представлять одну и ту же информацию в разных формах.

Начав с математики, очень важно перенести полученные навыки и на другие предметы: представление информации в виде табличных данных актуально на уроках и литературного чтения, и ОРКСЭ, и окружающего мира.

Важно отметить, что информационная грамотность ребенка напрямую связана с уровнем его читательской функциональной грамотности. Без навыка осмысленного чтения невозможно вычленить нужную информацию, крайне сложно оценить, какие данные из текста действительно важны, а какие являются лишними.

«Математические задачи на выбор условий, на определение вопроса — это чистое смысловое чтение. Мы до сих пор недооцениваем значение смыслового чтения на других уроках!»

Как помочь ребенку стать информационно грамотным?

В каких ситуациях дети чаще ошибаются при работе с информацией? Опыт экспертов гласит, что младшие школьники демонстрируют лучшие результаты при анализе информации, если в задаче им дается непротиворечивая информация: последовательность событий не нарушена, нет противоречий в табличных и текстовых данных и т.д. Если же в задаче есть нарушение тривиального течения событий, данные разнятся — результативность выполнения таких заданий снижается на 30%. Следовательно, и здесь уместна небольшая провокация: пусть данные в таблице и в тексте будут немного разными, пусть ход событий будет не таким очевидно достоверным.

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Что труднее — прочитать таблицу или заполнить таблицу? Теоретически, эти два типа работы с информацией должны быть примерно одинаково затруднительны. Главное — знать устройство таблицы, понимать, по какому принципу представляются данные. Важно тренировать работу в обоих направлениях, они друг друга дополняют. Между тем, заполнять пустые таблицы наши ученики умеют немного лучше, чем добывать необходимую информацию из заполненной таблицы. Обратите на это внимание: при большом массиве информации ученик может и растеряться.

«Двоечник отличается от отличника тем, что у него какие-то звенья цепи, какие-то части алгоритма выпали из поля зрения. Вы подсказываете ему, он выполняет — на том и построена зона ближайшего развития. Помогите ребенку! Поможете сегодня, завтра, а послезавтра он сделает сам.»

Социальная грамотность

Согласно Примерной программе воспитания и социализации обучающихся очень много внимания уделяется задачам воспитания. Воспитательные результаты не проверяются, не оцениваются, отметки за патриотизм не ставятся — но задачи это не умаляет. Поэтому социальную функциональную грамотность следует рассматривать как обязательный минимум планируемых результатов.

Буквально на днях был утвержден новый федеральный государственный стандарт начального общего образования. По словам экспертов ИСРО РАО, в нем очень много внимания уделяется задачам воспитания. Воспитательные результаты не проверяются, не оцениваются, отметки за патриотизм не ставятся — но задачи это не умаляет. Поэтому социальную функциональную грамотность следует рассматривать как обязательный минимум планируемых результатов.

Из чего складывается социальная функциональная грамотность школьника?

ФГОС заставляют по-новому посмотреть на поведенческую модель человека. Путь от знаний к поведению, ценностям и смыслам лежит только через мотивацию. Если не сформирован мотив последующего действия, если ученик не понимает, зачем что-либо делать, что будет, если сделать или не сделать, в чем опасность — от него пока рано ждать осмысленной деятельности как таковой.

Еще одно важное наблюдение: знания не определяют характера поведения. Наша задача — сформировать для них реально действующие мотивы.

В вопросе социальной грамотности никуда не уйти от нравственных вопросов, а нравственный закон проверяется только в условиях конфликта, провокации. Полезно создавать учебные ситуации, в которых ребенок учился бы применять свой опыт, оценивать реальные ситуации. Здесь очень ценен вопрос — а как бы ты поступил, если. Пусть ученики тренируются анализировать воображаемую ситуацию. Затем можно поработать в парах, группах и составить памятки для всего класса и всем классом о том, как себя вести в той или иной ситуации? Какие модели поведения приемлемы, а какие нет?

В процессе формирования социальной грамотности младших школьников большую роль играет организация форм совместной деятельности. К сожалению, сейчас дошкольники не слишком хорошо умеют сотрудничать: чаще всего их бросает из крайности в крайность, от полного подчинения до активного лидерства.

Умение договариваться, уступать, оценивать общую работу формируется в парах, в группах — и, по возможности, без слишком активного участия педагога. Часто школьники не умеют строить совместную деятельность, потому что все их действия регулируются и контролируются наставником: кто будет главным, как фиксировать результаты, кто в споре прав и т.д.для всех педагогов задание «на вырост» — позволить детям воспользоваться ситуацией, когда им придется договориться по поводу совместной деятельности самостоятельно.

Источник

Материал к выступлению на метод.объединении «Компоненты функциональной грамотности»

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

«Функциональная грамотность младших школьников»
Подготовила:
Учитель начальных классов МБОУ НОШ №1 г. Оби
Андреева Анна Александровна

Описание слайда:

В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев
Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять знания и умения; оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие

Описание слайда:

Направленность обучения на формирование,
обогащение, расширение знаний без развития способности их использовать и добывать приводит
к поверхностному, можно сказать, одностороннему
развитию личности. Это подтверждает анализ достижений младших школьников и подростков в школах РФ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования. Это доказывает и оценка результатов участия российских школьников в международных исследованиях. Хочется обратить ваше внимание на недостатки нашего сегодняшнего образования.

Описание слайда:
Описание слайда:

Главная причина лежит в устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала.
Около 70% заданий являются репродуктивными, т. е. предполагающими воссоздающие действия — запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.

Описание слайда:

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется показателями:
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Функциональная грамотность
младшего школьника

Описание слайда:

Готовность взаимодействовать с окружающим миром
Возможность решать учебные и жизненные задачи
Способность строить социальные отношения
Владение рефлексивными умениями
Функциональная грамотность
младшего школьника

Описание слайда:

Применяю
Добываю
Оцениваю
Готов
к саморазвитию
Сущность функциональной грамотности
младшего школьника

Описание слайда:

Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности

Описание слайда:

Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:

— потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
— готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
— способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Читательская грамотность младшего школьника

Описание слайда:

Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает:

— способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;
— готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.;
— потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.

Коммуникативная грамотность младшего школьника

Описание слайда:

Информационная грамотность включает:

— осознание необходимости в расширении своего информационного поля;
— способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;
— совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.

Информационная грамотность младшего школьника

Описание слайда:

Социальная грамотность включает:
— готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным;
— способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;
— совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;
— наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.

Социальная грамотность младшего школьника

Описание слайда:

Языковая функциональная грамотность младших школьников
Владение культурой речи
Способность решать средствами языка актуальные задачи общения
Использование языковых средств сообразно ситуации общения
Выбор программы речевого поведения

Описание слайда:

Языковая грамотность младшего школьника как
предметный компонент функциональной грамотности — это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих следующие аспекты:
1. Стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры.
2. Целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных.
3. Готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.

Описание слайда:

Литературная грамотность младшего школьника
Сформированность мотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни.
2. Овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста.
3. Умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы.
4. Готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.

Описание слайда:
Описание слайда:

Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника
Готовность осваивать и использовать знания о природе.
Осознание ценности и научных знаний о природе.
Овладение методами познания природных явлений.
Способность к рефлексивным действиям

Описание слайда:

Реализация плана учебной деятельности
1 класс. Урок 7. Что у нас под ногами?

Описание слайда:
Описание слайда:

Личностно ориентированная образовательная ситуация
Игровая ситуация
Проблемная ситуация

Анализ ситуации (задачи), актуализация мотивов
Цель учебной деятельности,
учебная задача
Планирование действий по решению УЗ
Актуализация знаний, опыта, открытие новых знаний, способов осуществления УД
Рефлексия,
оценка, коррекция

Описание слайда:

Роль структуры урока
в формировании функциональной грамотности

Описание слайда:

Формы проведения уроков

Описание слайда:

Рекомендованная литература
1. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность
младшего школьника: к постановке проблемы. / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. 2017. № 3.С. 3–7.
2. Губанова М. И. и др. Функциональная грамотность
младших школьников: проблемы и перспективы формирования. / М. И. Губанова, Е. П. Лебедева // Начальная школа
плюс до и после. — М. : Баллас, 2009. — № 12. — С. 65–68.
3. Далингер В. А. и др. Методика обучения математике
в начальной школе: учеб. пособие для академического бакалавриата. / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2016. — Бакалавр. Академический курс).
4. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях : пособие для работников системы образования РАО. /В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок/

Описание слайда:
Описание слайда:

Спасибо
за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Урок финансовой грамотности во 2 классе

Презентация по грамматике на тему «Составление словосочетаний, обозначающие признаки предметов» (2 класс)

Программа дополнительного образования детей. Кружок по математике: «Юный мыслитель»

Презентация к уроку окружающего мира по теме : «Что такое кровь.»

Первое родительское собрание в 1 классе

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5424651 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Что относится к интегративным компонентом функциональной грамотности

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *