Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Таможенное регулирование в России

Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года
О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

Источник

Таможенно-тарифное регулирование: понятие, методы и меры внешнеэкономической деятельности для внешней торговли

Из этой статьи вы узнаете:

Одной из основных задач государства выступает создание условий, благоприятствующих развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Приоритет отдается местным производственным и коммерческим организациям, обеспечивающим поступление значительного объема налогов, а также формирующим рабочие места, необходимые населению. Глобализация экономических рынков, несмотря на общее положительное влияние, стала одним из факторов, повышающих входной порог в сферу предпринимательства. Конкурировать с крупными корпорациями и зарубежными товарами, особенно на стадии открытия, еще не имея достаточной финансовой поддержки, крайне сложно. Одним из решений стало таможенно-тарифное регулирование — это комплекс мер, применение которых целесообразно как с точки зрения защиты интересов отечественного бизнеса, так и в плане пополнения бюджета — за счет введения дополнительной пошлины на определенные категории импортируемой продукции.

Общее представление

Таможенные тарифы регулируют внешнеэкономическую деятельность, и призваны обеспечить экономическую стабильность государства, необходимую для полноценного и всестороннего развития. Российская Федерация является участником ЕАЭС — Евразийского Экономического союза — что обуславливает общность торговой зоны и принципов, на которых выстраивается система контроля. В качестве правовой основы в данном случае выступают Кодекс организации, а также федеральный закон №289, в которых закреплены положения, определяющие порядок совершения коммерческих операций между контрагентами разных стран.

Сущность системы

Базовое понятие, характеризующее таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (экспорта и импорта), определяет методы и функции государственного участия, направленного на оптимизацию существующих процессов. Власть, имеющая в своем распоряжении определенный набор законодательных механизмов, осуществляет право введения пошлин, позволяющих не только извлечь дополнительную бюджетную прибыль, но и ограничивающих доступ на внутренний рынок продукции от зарубежных производителей. Система работает и в обратную сторону, снижая объемы экспортируемых ресурсов и товаров, и исключая искусственное создание дефицита для повышения розничных цен.

Основные направления

Перечень приоритетов, определяемых в рамках тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, ежегодно формируется и корректируется с учетом интересов бюджетной и налоговой политики государства. Принимая во внимание непростую ситуацию, связанную с многочисленными ограничениями как политического, так и эпидемиологического характера, в последние годы ключевой целью остается поддержание конкурентоспособности отечественных бизнес-проектов, в том числе специализирующихся на производстве и реализации импортозамещающей продукции, а также эффективная организация экспортных поставок. При этом важно учитывать, что увеличение пошлин в конечном счете сказывается на потребительской нагрузке, особенно когда речь идет о товарах, не имеющих местных аналогов, сопоставимых по качественным характеристикам.

Цели и функции

Таможенные тарифы — это метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, известный с давних времен. Применяемые методики позволяют решить две основные задачи: защитить национальных производителей от зарубежных конкурентов, не всегда использующих добросовестные методы продвижения на рынке, а также увеличить объем бюджетных средств, впоследствии расходуемых на иные приоритетные цели. Протекционистский и фискальный функционал реализуются одновременно, что способствует сохранению баланса представленности товаров и развитию отечественного бизнеса в отдельных отраслях.

Осуществляйте таможенные платежи с помощью специальной карты от МОРСКОГО БАНКА — уникальный платежный инструмент, который дает возможность оплаты в любом из органов таможни.

Таможенно-тарифные меры регулирования внешней торговли

Любая структура, применяемая в рамках государственного управления, характеризуется наличием определенных элементов, связанных между собой напрямую, или взаимодействующих автономно. В подобном качестве, применительно к рассматриваемой системе, относят:

Глобализация мировой экономики обуславливает необходимость унификации подобных элементов. Основанием служат положения ключевых международных договоров, в том числе соглашения ВТО, Конвенции о Гармонизированной системе, а также иных многосторонних нормативных актов, призванных обеспечить поддержание режима торгового благоприятствования во всех странах.

Виды таможенного регулирования

Процесс формирования тарифов, как правило, носит комплексный характер и объединяет методики, влияющие на ценообразование как напрямую, так и косвенным образом.

В первом случае речь идет о прямом государственном вмешательстве, связанном с установлением определенного уровня сборов, соответствующего требованиям рентабельности по отрасли с точки зрения привлечения бюджетных средств. Административное управление подобного рода актуально в ситуациях, характеризующихся общей экономической нестабильностью, а также требующих локального повышения или снижения цен. К числу основных методик относятся:

Косвенное таможенно-тарифное регулирование — это метод управления внешнеторговой деятельностью, при котором акцент делается не на самих пошлинах, а на сопутствующих факторах, оказывающих непосредственное влияние на их итоговую величину. Реализация подобных мер предусматривает:

Можно сказать, что политика косвенного вмешательства также предусматривает использование различных методик и средств, целью которых выступает увеличение рыночного предложения, повышение платежеспособности населения, а также оптимизация налоговых ставок на экспортную и импортную продукцию.

Таможенно-тарифное регулирование

Технически тариф является основным инструментом государства, возможность использования которого закреплена законодательно, и представляет собой определенную величину сбора, обязательного к уплате при пересечении территориальных границ. Определение размеров пошлин осуществляется с помощью номенклатуры ВЭД, учитывающей как санкции, так и преференции, что позволяет выстраивать политические отношения с различными странами. Кроме того, корректировка показателей способствует нормализации ситуации на внутреннем рынке, предотвращая избыток или дефицит продукции, и способствуя сохранению адекватного ценообразования, значимого с точки зрения формирования и поддержания потребительского спроса.

Корпоративные карты Visa Business от МОРСКОГО БАНКА — удобное средство организации и контроля представительских и командировочных расходов сотрудников предприятия, которое упрощает работу бухгалтерии и предприятия, а также помогает снизить риски, связанные с затратами на инкассацию и хранение наличных средств.

Нетарифное регулирование

Более радикальные способы, реализуемые через государственные разрешения, ограничения и запреты, призванные защитить национальных производителей от чрезмерного потока импорта, а также попыток применения методов недобросовестной конкуренции, включая ценовой демпинг. Также используются для обеспечения функции контроля в отношении вывоза продукции за границу, приоритетность которого для многих организаций обуславливается валютными взаиморасчетами. Кроме того, методики, не связанные напрямую с определением ставок, способствуют ограничению ввоза низкокачественных товаров, не удовлетворяющих требованиям и нормам безопасности.

Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Чем пошлина отличается от тарифа

Определения, характеризующие, с точки зрения обывателей, одно и то же явление, на самом деле не являются тождественными по содержанию. В первом случае речь идет об определенном сборе, который взимается с каждого продукта, пересекающего территориальные границы государства, вне зависимости от специфики перевозки — экспорт, импорт или транзит. Это, по своей сути, фискальный налоговый инструмент, регламентируемый законодательными нормами, и гарантирующий своевременное пополнение бюджета, размер которого определяется исходя из ожидаемых объемов товарооборота с различными странами.

Таможенный тариф, применяемый в рамках регулирования ВЭД — это реестр товарной продукции, к которой применяется пошлина.

МОРСКОЙ БАНК осуществляет услугу внешнеэкономической деятельности, которая подразумевает льготную конверсию, бесплатную постановку на учет контрактов, договоров, а также бесплатные валютные переводы.

Можно сказать, что понятия фактически дополняют друг друга, характеризуя взаимосвязанные элементы единой системы. При этом нужно учитывать, что в разных странах юридическая терминология допускает различные трактовки, в том числе — прямо противоположные привычному для отечественных предпринимателей смыслу. Исключить ошибки благодаря профессиональной консультации, организовать грамотный валютный контроль, а также получить возможность быстрого оформления финансовых взаиморасчетов с зарубежными контрагентами — все это опции, доступные клиентам МОРСКОГО БАНКА.

Специфика импортных пошлин в РФ

Правительственное регулирование внешнеэкономической деятельности, реализуемое в Российской Федерации, предусматривает разделение пошлинных сборов на несколько уровней. В частности, дифференцируются ставки для сырьевых материалов и для готовой продукции, а также полуфабрикатов, прошедших частичную обработку. Кроме того, значение имеют природа происхождения и специфика товаров. Так, к примеру, продукты питания, бытовая техника или одежда могут облагаться дополнительной нагрузкой в размере тридцати и более процентов, тогда как значимый для населения импорт, будь то лекарства или детское питание, нередко освобождаются от пошлин полностью — чтобы обеспечить доступную розничную цену.

Оформите расчетно-кассовое обслуживание (РКО) в МОРСКОМ БАНКЕ и получите до 6% на остаток по счету.

Определение величины сбора

Функции таможенно-тарифного регулирования экспорта и импорта в РФ — это сложный комплекс методик, целей и задач, во многом обусловленных политическими и экономическими взаимоотношениями с зарубежными партнерами. При выявлении нормативных показателей учитывается масса факторов, начиная со статуса на мировой арене, и заканчивая участием в совместных проектах, не имеющих прямого отношения к торговле.

Нередко преференции получают государства, относящиеся к категории развивающихся, в том числе заведомо не имеющие возможности удовлетворить возникающие долговые обязательства. Подобная практика ориентирована на формирование доверительных отношений, а также призвана ускорить темпы стабилизации и развития местной экономики. Анализ рынка за последнее десятилетие показывает, что позитивная коммуникация между странами, как правило, заметно способствует смягчению условий для ведения внешнеэкономической деятельности.

Роль таможенных пошлин

Помимо политического аспекта, использование регулирующего механизма, оказывающего на торговлю прямое или косвенное влияние, требует грамотного управленческого подхода. Многие эксперты в области экономики отмечают, что чрезмерное увлечение тарифными корректировками приводит к кризисным ситуациям, когда внутренний рынок реагирует на противоестественное для его развития вмешательство извне.

Так, к примеру, агрессивная политика против демпинга может стать причиной дефицита определенной категории товаров, либо падения их качества ввиду фактического отсутствия конкуренции — и в том, и в другом случае конечным итогом становится рост розничных цен, с которым приходится сталкиваться массовому потребителю.

Ведение статистики и товарной номенклатуры ВЭД

Таможенный кодекс Российской Федерации, в рамках статей 212-215, выступает правовым базисом, регламентирующим статистический подход к учету внешнеторговой деятельности. Целями учетной политики определены:

Несоблюдение законодательных норм, регламентирующих ведение таможенной статистики, рассматривается в качестве правонарушения, предусматривающего возможность привлечения виновных субъектов к законной ответственности.

Основные данные

К числу сведений, анализируемых в рамках работы с ТН ВЭД, относится информация из документов, представляемых участниками торговой деятельности службам, ответственным за оформление и регистрацию экспортных и импортных поставок на таможне. В первую очередь речь идет о содержании деклараций, составляемых и подаваемых в соответствии с положениями статьи 180 Кодекса Таможенного Союза.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Тарифы по сути представляют производную от международной Гармонизированной системы, применяемой для описания и кодирования товаров. Положение, оформленное Конвенцией, и вступившее в силу начиная с 1988 года, предусматривает обязательство всех стран-участниц публиковать открытую и понятную статистическую аналитику, характеризующую внешнеторговые показатели с помощью общедоступной кодификации.

Ведение ТН ВЭД входит в перечень функциональных задач, возлагаемых на таможенные структуры, что подтверждается положениями статьи 216 Кодекса, определяющей следующие обязанности:

Результаты регулирования

Использование механизмов, утвержденных государством на законодательном уровне, позволяет стимулировать развитие внутренней экономики за счет пополнения бюджета, и способствует созданию благоприятных рыночных условий для бизнеса. Прямые и косвенные методики, оказывающие влияние на внешнеторговые процессы, формируют конкурентную среду, в которой цена и качество выступают ключевыми критериями потребительского выбора, и одновременно с этим исключают массовое появление на рынке дешевых, низкокачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Заключение

Система таможенно-тарифного регулирования ВЭД в России — это разнообразные элементы, меры и методы, направленные на достижение приоритетных целей государства. Грамотный выбор партнеров и контрагентов — один из ключевых факторов для бизнеса, планирующего выход на международный уровень, поэтому МОРСКОЙ БАНК предлагает услуги комплексной профессиональной поддержки, актуальной как для начинающих предпринимателей, так и для действующих компаний.

Источник

Тема 9. Методы государственного регулирования торговли

Цель – выявить сущность, цели, задачи и последствия государственного регулирования внешней торговли.

Задачи:

Оглавление

В результате Вы сможете:

Завершая рассмотрение вопросов предыдущей темы, мы обратили внимание на то, что подавляющее большинство участников международной торговли проводят политику, в той или иной мере направленную на ограничение ее роста. Пришла пора подробно разобраться как с конкретными инструментами этой политики, так и ее возможными негативными и позитивными последствиями. При этом, с самого начала важно учесть, что в действительности выбор лежит отнюдь не между двумя крайними формами внешнеторговой политики – «абсолютной свободой торговли» и «безоговорочным протекционизмом». В этой сфере, как и во многих других, господствуют смешанные формы, предполагающие в подавляющем большинстве случаев наличие не более чем определенных ограничений на проведение тех или иных внешнеторговых операций, действующих к тому же по отношению далеко не ко всем участникам международной торговли. Хотя представленный анализ ограничивается рамками внешнеторговых отношений, однако в реальной жизни протекционизм является неотъемлемым элементом функционирования практически всех без исключения форм мирохозяйственных связей. Соответственно, наши выводы относительно той логической схемы, на которой базируется протекционистская политика, а равно и ее пределов и возможностей, имеют более общее, по сравнению с международной торговлей как таковой, значение.

Всю совокупность находящихся в распоряжении государства инструментов внешнеторговой политики принято делить на две основные группы: тарифные методы и нетарифные методы. В учебной и научной литературе можно порою встретиться и с иными классификациями. Однако именно указанная выше классификация, несмотря на ее простоту (а может быть и благодаря ей), получила наибольшее распространение. Она используется, в частности, в документах ВТО, составляющих основу многосторонней торговой системы.

9.1. Тарифные методы государственного регулирования торговли

В качестве ключевого элемента тарифных методов государственного регулирования торговли выступает таможенная пошлина. Как таковые, она представляет собой особый налог/платеж, который взимается при ввозе на таможенную территорию или вывозе с нее и является неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Соответственно, свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу данной страны, представляет собой таможенный тариф, фактически и давший название рассматриваемой группе методов государственного регулирования торговли.

По методу своего исчисления пошлины делятся на адвалорные и специфические. В первом случае ставка устанавливается в процентном отношении к стоимости товара, во втором – в абсолютном значении в расчете на единицу измерения натурально-вещественных параметров товара. Кроме этих двух, фактически альтернативных, вариантов могут существовать и промежуточные. Смешанный метод исчисления пошлины предполагает одновременное обложение товара двумя сборами: одним, рассчитанным по адвалорной ставке, вторым – по специфической. Альтернативный метод предоставляет возможность выбора между оплатой пошлины, рассчитанной как по адвалорному, так и по специфическому варианту.

Принято выделять две основные группы целей, на достижение которых может быть направлено введение пошлин:

Рассмотрим каждую из них несколько подробнее.

Регулирование объема внешнеторговых операций. Как уже отмечалось, данная цель непосредственно соответствует самой природе протекционизма. Неудивительно поэтому, что именно она традиционно и являлась доминирующей. Убедимся в том, что пошлина является в данном случае подходящим инструментом. Отобразим на Рис.9.1. ситуацию на рынке некого товара при условии, что продукция поставляется только отечественными производителями.

Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Рис. 9.1. Рынок, на котором представлены только отечественные производители

Q1 – равновесный объем производства

P1 – равновесная цена

Dd – спрос отечественных потребителей

Sd – предложение отечественных производителей

Теперь представим, что на рассматриваемый рынок, где по-прежнему представлены отечественные товары, начинают активно выходить со своей продукцией зарубежные компании. При этом будем исходить из двух предпосылок. Во-первых, предположим, что государство изначально не осуществляет никаких мер в целях регулирования импорта. Во-вторых, будем считать, что любые действия, предпринимаемые отечественными хозяйствующими субъектами, не способны оказать сколько-нибудь заметного влияния уровень мировых цен. Соответственно, и производители, и потребители на внутреннем рынке вынуждены принимать их как данность. Это так называемая предпосылка малой страны, которую мы будем использовать и в дальнейшем. В данных условиях предложение со стороны зарубежных производителей является абсолютно эластичным и задается сложившимся уровнем мировых цен. Отразим на Рис.9.2. возникшую ситуацию.

Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Рис. 9.2. Взаимодействие на рынке отечественных и зарубежных производителей (режим «свободной торговли»)

Dd –спрос отечественных потребителей;

Sd – предложение отечественных производителей;

Q2 – объем производства отечественных производителей (вызванное притоком дешевой зарубежной продукции снижение цен приводит к частичному свертыванию объема производства);

Q3 – объем потребления отечественных потребителей (вызванное притоком дешевой зарубежной продукции снижение цен порождает дополнительный спрос);

Q3-Q2 – величина импорта (при заданном уровне цен отечественные производители не могут в полной мере удовлетворить спрос со стороны отечественных потребителей, возникший дефицит покрывается за счет поставок из-за рубежа).

Предположим теперь, что органы государственного управления оценили драматизм создавшейся ситуацию, при которой более половины потребления рассматриваемого товара приходится на импорт. Для исправления этого положения решено воспользоваться методами тарифного регулирования. Отразим на Рис.9.3. последствия принятого решения.

Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Рис. 9.3. Последствия введения импортной пошлины

Pw + t – уровень цен на внутреннем рынке после введения пошлины;

Sw + t – предложение со стороны зарубежных производителей после введения пошлины;

Q4 – объем производства отечественных производителей (воспользовавшись ростом цен отечественные производители увеличили свою долю рынка);

Q5 – уровень потребления после введения пошлины (потребители реагируют на ростцен сокращением объема покупок);

Q5-Q4 – величина импорта после введения пошлины (сокращение импортных поставок происходит как за счет увеличения присутствия на рынке отечественной продукции, так и в результате снижения спроса).

Вместе с тем, следует иметь в виду, что возможности добиться ограничения импорта с помощью пошлин применительно к тому или иному товару могут существенным образом различаться в зависимости от целого ряда факторов. В первую очередь это касается ценовой эластичности спроса. Вновь воспользуемся для доказательства графическим методом. На Рис. 9.4. и 9.5. показано влияние введения пошлины на уровень потребления полностью ввозимого из-за рубежа товара Х применительно к ситуации относительно высокой (Рис. 9.4.) и относительно низкой (Рис. 9.5) ценовой эластичности спроса. Для большей простоты и наглядности при построении графиков мы по-прежнему руководствуемся предпосылкой малой страны.

Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Рис. 9.4. Введение импортной пошлины на товар с относительно высокой ценовой эластичностью спроса

Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Рис. 9.5. Введение импортной пошлины на товар с относительно высокой ценовой эластичностью спроса

Первоначальный уровень потребления Q1, являющийся в обоих случаях одновременно и значением импорта, мы считаем слишком высоким и пытаемся понизить с помощью импортной пошлины. Ее введение влечет за собой повышение цены и соответствующее смещение кривой предложения вверх (из положения Sw в положение Sw+t). В итоге, объем импорта и уровень потребления сокращаются до значения Q2. Как нетрудно заметить, при условии более эластичного спроса, изображенного на Рис.9.4. введение импортной пошлины вызывает существенно большее снижение объема импорта, нежели в случае менее эластичного спроса (Рис.9.5.).

В экстремальном случае абсолютно неэластичного спроса мы можем столкнуться с ситуацией, когда достигнутый в результате введения импортной пошлины результат окажется прямо противоположен тому, на который рассчитывали. Если исходить из того, что в каждый данный момент времени общая величина расходов на потребление является более или менее фиксированной величиной, то вытекающее из роста цен на импортируемую продукцию увеличение затрат на ее приобретение одновременно означает сокращение расходов, идущих на прочие цели. Допустимо предположить, что они преимущественно связаны с приобретением продукции отечественных производителей, действующих в других отраслях. Таким образом, вместо того, чтобы помочь «своим», осуществление указанных мер тарифного регулирования напротив ставит их в более трудное положение.

Фискальные соображения. Среди тех проблем, с которыми государство, как общественный институт, постоянно сталкивалось на протяжении всей истории своего существования, важное (если не самое видное) место занимает нехватка денежных средств для реализации тех или иных программ. Поиск дополнительных источников пополнения государственной казны относится к числу основных задач, стоящих как перед исполнительной, так и перед законодательной властью.

Тарифный методы предоставляют в данной связи несомненный интерес, тем более что, по крайней мере, на первый взгляд, непосредственным объектом воздействия здесь являются зарубежные хозяйствующие субъекты. В этой связи вполне закономерным представляется тот факт, что введение или повышение импортных пошлин в подавляющем большинстве случаев находит поддержку со стороны определенных слоев общества. В отличие от этого введение или повышение фактически любых других «внутренних» налогов чаще всего является крайне непопулярной мерой.

Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Рис. 9.6 Соотношение спроса и предложения в условиях «свободной торговли»

Предположим теперь, что органы государственного управления принимают решение об обложении ввозимой продукции пошлиной. К каким последствиям это приведет? Прежде всего, отметим, что не возникает никаких причин для изменения положения кривой спроса. Действительно, потребители по-прежнему готовы приобретать за указанную цену то же самое количество товара. Что же касается кривой предложения, то она сместится влево вверх (из положения S в положение St). В новых условиях производители при любой розничной цене, включающей в себя поступающую в государственный бюджет пошлину, готовы поставлять на рынок меньшее количество продукции. При этом для того, чтобы теперь заинтересовать производителей в поставках на рынок определенного количества товаров, им необходимо предложить более высокую цену (P2 вместо P2-t). Складывающаяся ситуация представлена на Рис. 9.7. Как нетрудно заметить, результатом введения пошлины будет повышение цены, по которой продукция реализуется потребителю до Р2. Кроме того, объем производства снижается до Q2, а производитель получает от реализации единицы своей продукции P2-t. Что же касается государства, то оно пополняет свой бюджет за счет взимания пошлины, величина которой составляет разницу между P2 и P2-t в расчете на единицу ввозимой продукции.

На кого же, в конечном счете, ложится налоговое бремя? Оно распределяется между производителями (в нашем случае зарубежными хозяйствующими субъектами) и отечественными потребителями. Доля первых может быть представлена как площадь прямоугольника В, вторых – как площадь прямоугольника А. По сравнению с исходным положением производители получают за каждую реализованную ими единицу продукции меньше, потребители, напротив, платят больше.

Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Рис. 9.7 Соотношение спроса и предложения после введения пошлины

Следует подчеркнуть, что соотношение площадей прямоугольников А и В не является чем-то неизменным. Оно зависит от характеристик ценовой эластичности спроса и предложения. Если спрос неэластичен, то в результате введения пошлины цена товара существенно увеличится, объем производства снизится в минимальной степени, и налоговое бремя в основном ляжет на плечи потребителя. При эластичном спросе изменение цены будет минимальным, объем производства снизится в значительной мере, и тяжесть введения импортной пошлины в основном ляжет на зарубежных производителей. Аналогичные выводы могут быть сделаны и применительно к различной степени эластичности предложения.

Почему менее развитые страны в большей степени формируют свои доходы за счет импортных пошлин? Следует отметить две основные причины этого. Во-первых, возможности прямого налогообложения у них существенно меньше, чем у государств с развитой экономикой, чьи хозяйствующие субъекты получают более высокие доходы. Во-вторых, мировое сообщество в лице Всемирной Торговой Организации (ВТО) предусматривает для развивающихся государств возможность более активного, проведения протекционистской политики, в частности использования методов тарифного регулирования, в целях защиты их относительно слабой промышленности.

Изменение ставок таможенного тарифа Канады в1858 г. (число товарных групп в зависимости от ставки)

сырье

полуфабрикаты

готовые

после

после

после

Источник: Michael Hart. A Trading Nation. UBC Press. Vancouver, Toronto. 2002. P.55.

В рамках современной международной торговой системы прилагаются определенные усилия, направленные на снижение уровня тарифной эскалации. Такая задача, в частности, стоит перед участниками текущего раунда переговоров ВТО. О масштабах проблемы можно судить по тому факту, что после завершения Уругвайского раунда средние ставки импортных пошлин на сырье были в 3,5 раза ниже, чем на полуфабрикаты, и в 7,75 раза ниже, чем на готовую продукцию.

Завершая рассмотрение фискального потенциала тарифных методов регулирования торговли, следует обратить внимание еще на два обстоятельства. Во-первых, по своей природе фискальные цели не могут в условиях достаточно динамично меняющейся экономики рассматриваться как среднесрочные или тем более – долгосрочные. Это верно даже применительно к государствам, имеющим относительно невысокий уровень экономического развития, не говоря уже о странах с развитой экономикой. Во-вторых, различия в ценовой эластичности спроса на облагаемую пошлиной продукцию во многом определяют, в какой мере могут быть реализованы цели подобного рода. В случае высоко эластичного спроса может иметь место результат, противоположный задуманному. Чувствительный к увеличению цены потребитель резко переориентируется на отечественную продукцию. Как следствие этого, объем импорта сократится настолько, что суммарные таможенные платежи снизятся, несмотря на то, что пошлина в расчете на единицу продукции возрастет.

Недопущение недобросовестной конкуренции. Под ней принято понимать нарушение общепринятых правил и норм ведения конкурентной борьбы, как-то: разглашение и использование конфиденциальной информации; распространение ложных сведений; сокрытие важной для потребителя информации и т.п. В контексте внешнеторговых операций наибольшее значение имеет такой специфический вид недобросовестной конкуренции, как демпинг.

Однако в ряде случаев оказывается, что такой критерий применить нельзя, ибо товар может не реализоваться на внутреннем рынке или вообще представлять собой нечто уникальное, предназначенное для продажи только на рынке какой-то одной страны. В этом случае ГАТТ предлагает рассматривать в качестве нормальной цены:

С точки зрения продолжительности использования в качестве средства конкурентной борьбы, принято выделять три основных разновидности демпинга:

Какой же из вышеперечисленных видов демпинга и почему представляет наибольшую опасность для страны, против которой он направлен? Для того, чтобы дать правильный ответ на этот вопос, задумаемся над теми причинами, которые могут побудить ту или иную компанию прибегнуть к демпингу. Вопрос этот далеко не праздный. Действительно, ведь реализовывать свою продукцию по цене, которая заведомо ниже существующей на рынке, а в ряде случаев даже и не покрывает затрат на производство, могут заставить фирму только весьма специфические обстоятельства. С разумной долей упрощения они сводятся к трем основным вариантам.

Во-первых, у компании-экспортера может образоваться случайный излишек продукции, продать который в нормальных условиях и по стандартной цене не представляется возможным. При данных обстоятельствах понижение цены позволяет фирме минимизировать потери по принципу выбора меньшего из двух зол. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда принимается решение об уходе с рынка, продолжение деятельности на котором в силу тех или иных причин нецелесообразно. Так называемая “ликвидационная распродажа” как некий разовый акт является классическим вариантом спорадического демпинга.

Во-вторых, осуществление демпинга может быть сопряжено с поиском оптимального варианта поведения для фирмы-монополиста, стремящейся максимизировать свою прибыль. В качестве примера представим себе предприятие, занимающее на отечественном рынке монопольную позицию, которая, помимо прочего, надежно защищена от иностранной конкуренции высокими транспортными издержками или государственной внешнеторговой политикой. На внешнем рынке, напротив, рассматриваемая фирма сталкивается с мощной конкуренцией со стороны зарубежных производителей. Это означает, что эластичность спроса на отечественном рынке низка, на внешнем – высока. В целях максимизации валовой прибыли такой фирме целесообразно пойти на значительное повышение внутренних цен при одновременном установлении более низких на экспортируемую продукцию. Подобная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока относительное положение фирмы на внешнем и внутреннем рынке не изменится. Как нетрудно заметить, в данном случае мы фактически имеем дело с устойчивым демпингом.

Чтобы вынести окончательный вердикт, попытаемся взглянуть на проблему с точки зрения страны, против которой демпинг направлен. Его воздействие ощущают на себе как отечественные производители аналогичной продукции, для которых демпингующая фирма выступает в роли конкурента, так и потребители. Для последних демпинг в краткосрочной перспективе, безусловно, выгоден практически при любых обстоятельствах, ибо предоставляет возможность приобретения более дешевой продукции.

Ущерб, таким образом, касается, в первую очередь, отечественных производителей. При этом как случайный, так и устойчивый виды демпинга сколько-нибудь серьезной угрозы не представляют. Действительно, в первом случае именно зарубежный конкурент фактически оказывается в своеобразных форс-мажорных обстоятельствах, к которым и пытается приспособиться. Во втором – демпинг практически является вынужденным шагом для фирмы, опять-таки подстраивающейся с его помощью к существующим на рынке условиям. Повлиять на них зарубежная компания в принципе не в состоянии и должна принимать эти условия как данность. Что же касается временного демпинга, то здесь все обстоит иначе. Ведь речь идет о вытеснении отечественных производителей с их собственного национального рынка. Более того, в долгосрочной перспективе страдают и потребители, которым предстоит столкнуться с ростом цен на продукцию зарубежной фирмы-монополиста.

В последнее время все большее внимание привлекает к себе так называемый демпинг комплектующих, под которым понимается реализация в стране готовой продукции, собранной из комплектующих, купленных и завезенных фирмой по демпинговым ценам по линии внутрифирменных поставок. Так, японская компания, имеющая сборочные заводы в странах ЕС, может быть обвинена в демпинге по отношению к европейским производителям, если она завозит дешевые комплектующие и реализует произведенную на их основе продукцию на европейском рынке.

Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Рис. 9.8 Антидемпинговые расследования и санкции в период 1995-2001 гг.

Источник: WTO. Annual Report. 2003. P.23.

Многие государства-члены ВТО считают, что антидемпинговые меры стали использоваться по существу как регулярные, стандартные средства торговой политики. На этом основании они поставили вопрос о том, что соглашения, на базе которых эти меры применяются, носят слишком общий характер, многие их положения не содержат четких, конкретных и достаточно ограничительных правовых норм. В этих условиях резонно ожидать включения в той или иной форме вопросов антидемпинга в повестку дня будущих переговоров.

9.2. Нетарифные методы государственного регулирования торговли

Квотирование нашло широкое применение в российской практике организации и управления внешнеэкономической деятельностью первой половины 90-х годов, практически полностью касаясь при этом только экспорта (за исключением вооружений и военной техники). В период наиболее активного использования экспортных квот они распространялись на широкий перечень товаров. Он включал: рыбу и рыбопродукты, сырую нефть и продукты ее переработки, углеводородное сырье, природный газ, коксующийся уголь, цветные металлы, их сплавы и сырье для их производства, серу, апатиты, аммиак, синтетический каучук, минеральные удобрения, деловую древесину хвойных пород, шпалы, пиломатериалы, целлюлозу.

Основной целью введения квот на импорт (или как их еще называют импортных квот 34 ) является защита национального рынка от проникновения продукции зарубежных производителей. Ту же цель могут, как известно, преследовать и импортные пошлины. В этой связи представляет несомненный интерес их сопоставление. Целесообразно при этом обратить внимание, с одной стороны, на механизм влияния на внешнеторговые операции, с другой – на итоговый результат. В первом случае можно констатировать наличие принципиального различия. Действительно, пошлина представляет собой средство корректировки рыночного механизма, в то время как квота по существу означает замену этого механизма административным регулированием.

Во втором случае мы вправе говорить о наличии, по крайней мере, теоретической возможности обеспечения равновеликого сокращения объема импорта. Как уже отмечалось выше, импортная пошлина влечет за собой повышение цены продукции на рынке страны, использующей этот метод регулирования внешней торговли. В результате, при условии соответствующей эластичности спроса, потребление сокращается, объем импорт снижается и устанавливается на новом более низком уровне. Однако с помощью квотирования мы можем как бы изначально, априори зафиксировать точно такой же уровень зарубежных поставок, не прибегая при этом к использованию тарифного регулирования.

Серьезным недостатком квотирования, особенно в случае использования глобальных квот, является то, что они могут вести к дестабилизации системы международной торговли. Действительно, экспортеры стремятся осуществить отгрузку как можно раньше. Те, кто успевает – получают более высокие прибыли, опоздавшие терпят убытки. Товары, поступающие издалека, дискриминируются из-за более длительных сроков транспортировки. Крупные экспортеры обычно оказываются в выигрыше по сравнению с мелкими. Стремление максимально быстро «войти» в разрешенные квоты может привести к значительным колебаниям цен в течение года.

Существует несколько основных типов лицензий. В зависимости от характера выдачи лицензий они подразделяются на:

В этой связи закономерно задаться вопросом, зачем вообще нужны автоматические лицензии, если они выдаются каждому, кто обратится с просьбой об их выдаче. Суть дела заключается в том, что автоматические лицензии имеют не столько разрешительный, сколько учетно-регистрационный характер. С их помощью государство как субъект регулирования внешнеэкономической деятельности имеет возможность осуществлять своего рода текущий мониторинг определенных товарных составляющих внешнеторговых потоков, постоянно контролировать их, оперативно реагируя на неблагоприятные изменения.

В зависимости от характера разрешаемой деятельности лицензии делятся на:

Немаловажное значение имеет вопрос о том, каким образом распределяются неавтоматические лицензии, число желающих получить которые превышает имеющиеся возможности. В данном случае существуют следующие основные методы:

Эмбарго предоставляет собой запрет на проведение экспортно-импортных операций. Такой запрет может:

Санкции и запреты затрагивают интересы различных групп участников международной торговли. В этой связи целесообразно говорить о трех основных направлениях, по которым может ощущаться воздействие эмбарго. Оно способно затронуть:

Валютный контроль как таковой направлен на обеспечение национального законодательства, регулирующего валютные операции. Вместе с тем, он оказывает непосредственное влияние на развитие международной торговли, поскольку предполагает, в частности, установление:

Все это в известной мере сдерживает развитие внешнеторговых операций, лишая хозяйствующих субъектов необходимых для их осуществления денежных ресурсов.

Те или иные формы валютного контроля, в большей или меньшей степени ограничивающие конвертируемость национальной валюты, широко использовались в мировой практике на протяжении большей части послевоенного периода. При этом они, правда, преимущественно касались и касаются не столько операций по текущим кассовым сделкам, сколько движения капиталов. В Великобритании Закон о Валютном контроле 1947 г. жестко определял цели, в которых валюта может приобретаться резидентами, а также оговаривал их права по распоряжению и хранению валюты и золота. Все валютные сделки могли осуществляться только через имевшие на то специальные разрешения коммерческие банки. Интересно отметить, что вплоть до 1969 г. резиденты в целях зарубежного туризма могли покупать иностранную валюту на сумму не более 50 фунтов стерлингов в год. Финские фирмы (за исключением компаний занятых в сфере финансов и страхования) лишь с 1988 г. получили право осуществлять прямые инвестиции за рубеж без ограничения суммы (до этого верхний предел ограничивался,в частности в 1987 г. – 30 млн. финских марок в год). Что касается портфельных инвестиций, то по ним аналогичное решение было принято лишь в 1989 г.

В определенном смысле довольно трудно провести четкую грань между налогом и таможенной пошлиной, которые, чаще всего, на практике дополняют друг друга. Существующие различия могут быть сведены к двум основным:

Субсидии в обобщенном виде представляют собой различные формы финансовой поддержки, предоставляемые за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам. Это могут быть средств, целевым порядком выделенные на реализацию определенного проекта – так называемые прямые субсидии. Наряду с ними существуют и косвенные субсидии, представляющие собой разнообразные налоговые льготы, льготные или полностью беспроцентные кредиты и т.п. Как таковые субсидии достаточно широко используются в различных сферах хозяйственной практики.

Что же касается внешнеэкономической деятельности, то в данном случае речь идет о двух основных вариантах субсидий. Во-первых, это предоставление субсидий отечественным производителям в целях защиты их от конкуренции со стороны более дешевых импортных товаров. Выделяемые средства позволяют покрывать часть издержек и, в конечном счете, реализовывать продукции потребителям по более низким ценам. Тем самым, при прочих равных условиях конкурентоспособность отечественных товаров возрастает.

Во-вторых, это так называемые экспортные субсидии, предоставляемые производителям экспортной продукции с целью стимулирования ее поставок на зарубежные рынки. Формально экспортные субсидии не только не ограничивают развитие международной торговли, но напротив стимулируют ее расширение. Однако в данном случае самым важным является тот факт, что получатель субсидии оказывается в привилегированном положении по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, не ведет с ними конкурентную борьбу на равных. В этой связи Статья VI ГАТТ предусматривает возможность введения компенсационных пошлин, взимаемых в целях устранения действия любой дотации или субсидии, предоставленной, прямо или косвенно, на изготовление, производство или экспорт какой-либо продукции.

Во-вторых, к использованию административных барьеров нередко прибегают для того, чтобы (как и применительно ко всем другим методам протекционистской политики) защитить отечественных хозяйствующих субъектов от конкуренции со стороны зарубежных производителей, которые могут захватить слишком большую долю рынка. Здесь соответствие стандартам является не более чем предлогом, поскольку импортируемая продукция в данном случае не является ни более «вредной» по сравнению с отечественными аналогами. Она просто другая (немецкое пиво отличается от бельгийского или датского, но не значит, что оно объективно хуже), а раз так, то подобное отличие может быть использовано как удобный повод для ограничения ее доступа на внутренний рынок, защищая тем самым свои национальные компании.

Выгоды применения протекционистских мер

Прежде всего, следует обратить внимание на то обстоятельство, что дискуссия между сторонниками «свободной торговли» и приверженцами «протекционизма» представляет собой лишь один из аспектов стратегической полемики. На протяжении многих десятилетий она идет между приверженцами максимально возможной опоры на использование рыночного механизма и адептами государственного вмешательства в функционирование экономики. При этом ответ на вопрос, к какой группе – «рыночников» или «государственников» – следует отнести сторонников протекционизма, не столь однозначен, как это может показаться на первый взгляд.

С одной стороны, международные экономические отношения, и при всей своей специфичности, безусловно, ощущают на себе воздействие общеэкономических тенденций. В этом смысле экономисты, обращающие внимание на несовершенство рыночного механизма, на его неспособность успешно решать целый ряд стоящих перед обществом проблем, имеют все основания говорить о необходимости государственной корректировки рынка как внутри страны, так и в области внешнеэкономической деятельности. Данное правило, в общем и целом подтверждается в долгосрочной временной перспективе и применительно к условиям более или менее сформировавшихся экономических отношений.

Выше уже отмечалось, что ничем не ограничиваемое развитие международной торговли может приводить к негативным последствиям, т.е. имеет свои издержки. На осмыслении этих «издержек свободной торговли» и базируются в значительной степени доводы о необходимости протекционистских мер. Рассмотрим основные теоретические аргументы, традиционно приводимые в пользу проведения политики активного государственного регулирования внешней торговли.

В экономике той или иной страны могут существовать отрасли, обладающие потенциальными сравнительными преимуществами, в данный момент находящиеся в стадии своего становления. Это означает, что в своем нынешнем состоянии они еще слишком слабы для того, чтобы реализовать экономию от увеличения масштабов производства, рабочая сила, занятая в этих отраслях, еще не имеет достаточной квалификации, а производственная и научно-исследовательская инфраструктуры развиты еще явно недостаточно. Как таковые рассматриваемые отрасли не смогут выдержать конкуренции иностранных фирм без эффективной защиты со стороны государства. И напротив, будучи защищенными от международной конкуренции, они смогут «стать на ноги», достичь необходимого уровня эффективности и обеспечивать не потенциальные, а реальные сравнительные преимущества. По достижении такого состояния протекционистские меры следует отменить.

Данный аргумент восходит своими корнями к эпохе господства меркантилистской доктрины. Проверенный на протяжении веков он, казалось бы, является бесспорным. Однако это впечатление, с точки зрения целого ряда экономистов, обманчиво. Необходимость защиты зарождающихся отраслей национальной экономики в определенной мере может быть поставлена под сомнение. В данном случае целесообразно обратить внимание на несколько обстоятельств.

Во-первых, существует серьезная проблема определения тех отраслей, на которые следует распространить меры протекционистской защиты. Какие критерии позволят нам с уверенностью сказать, что именно данная отрасль, а не какие бы то ни было иные, действительно обладает потенциальные сравнительными преимуществами? Если же таких надежных критериев не существует, и наши представления о наличии потенциальных сравнительных преимуществ окажутся ошибочными, то мы лишь понапрасну растратим силы и средства.

Во-вторых, достаточно ли велика вероятность того, что мы сумеем соблюсти должную меру и не окружим нашу зарождающуюся отрасль чрезмерной защитой? Существуют ли критерии, позволяющие, например, утверждать, что именно контроль над 85% (а не 50% или 75%) внутреннего рынка для отечественных производителей, это именно тот уровень протекционистской защиты, который необходим для обеспечения нормального становления рассматриваемой отрасли? Отрицательный ответ на поставленные вопросы фактически означает, что, единожды создав тепличные условия, мы в итоге получим отрасль, принципиально неспособную функционировать в нормальной конкурентной среде.

В-третьих, серьезной проблемой является определение того периода времени, в течение которого проведение протекционистской политики является действительно целесообразным. Речь, таким образом, идет о еще одном далеко не очевидном критерии – завершения периода зарождения. В данном случае необходимо учесть и то обстоятельство, что хозяйствующие субъекты, как правило, бывают отнюдь не склонны добровольно отказываться от когда-то предоставленного им так называемого «протекционистского зонтика». Более того, и отдельные компании, и отрасль в целом, скорее всего постарается всеми правдами и неправдами «доказать», что, например, отмена импортных пошлин или ослабление режима лицензирования в данный момент просто невозможны, ибо поставят отечественных производителей перед угрозой неминуемого разорения.

В конечном итоге, вывод многих критиков протекционизма, сводится к следующему: «Не навреди» – вот та заповедь, которой должен, прежде всего, руководствоваться врачеватель любых недугов. Иными словами, отказ от поддержки зарождающихся отраслей может быть и чреват определенными негативными последствиями, но они не столь серьезны, по сравнению с теми проблемами, с которыми общество может столкнуться при осуществлении такой защиты.

Необходимость поддержки отраслей, находящихся в состоянии временного кризиса. Данный аргумент в известной мере схож с предыдущим. Разница состоит лишь в том, что здесь речь идет об отраслях, которые когда-то имели сравнительные преимущества, но впоследствии их утратили. Некоторые из них уже не поднимутся никогда и по отношению к ним любые формы протекционистской политики едва ли имеют смысл в долгосрочной перспективе.

Что касается других, то они еще имеют шансы возродиться, так как ухудшение из положения может быть связано, например, с неблагоприятным состоянием текущей конъюнктуры или с некими форс-мажорными обстоятельствами. В то же самое время эти отрасли могут рассматриваться в качестве временно утративших сравнительные преимущества лишь при условии оказания им активной государственной поддержки. В противном случае они не выдержат конкуренции со стороны зарубежных производителей и обречены на гибель.

Изменение сравнительных преимуществ и негибкость рынка. Мы уже выяснили, что международная торговля ведет к росту благосостояния участвующих в ней государств тогда, когда в основе формирования внешнеторговых потоков лежат сравнительные преимущества. Вместе с тем вполне понятно, что условия их формирования не являются чем-то данным раз и навсегда. Со временем они могут меняться и в действительности меняются. Это происходит в силу целого ряда причин, таких как, например:

Так как рыночный механизм в реальной действительности инерционен и не характеризуется таким свойством как абсолютная гибкость, то факторы производства обладают относительно ограниченной мобильностью. Это означает, что производство может сравнительно медленно адаптироваться к указанным выше изменениям. Следовательно, внешнеторговые пропорции, устанавливающиеся на основе свободной торговли, будут всякий раз в течение определенного времени отражать прошлые условия формирования сравнительных преимуществ, а не текущее состояние экономики. По истечении какого-то срока соответствие будет восстановлено. Однако произойдет это не сразу. В этих условиях государственное вмешательство может позволить сократить временной лаг, существующий между изменением условий формирования сравнительных преимуществ и последующей корректировкой внешнеторговых потоков.

Между тем, спрос на продовольствие, равно как и на многие виды сырья, на мировом рынке отличается относительно низкой эластичностью по доходу. В этих условиях свободная торговля не может выступать в качестве мощного стимула развития. Вместо этого она, как мы уже выяснили при рассмотрении Темы 2, приводит к закреплению однобокой экспортной ориентации, препятствуя развитию отраслей обрабатывающей промышленности, производящих продукцию, спрос на которую отличается большей эластичностью по доходу. Проведение протекционистской политики, напротив, может стимулировать развитие данной группы отраслей.

Предотвращение монопольного контроля со стороны зарубежной фирмы. Конкуренция с иностранными компаниями, особенно в том случае, если последние обладают мощным экономическим потенциалом, может приводить к разорению отечественных предприятий. Завоевав монопольное положение на рынке, зарубежная фирма в целях максимизации прибыли пойдет на установление монопольных цен на свою продукцию. В результате – естественное снижение эффективности производства по сравнению с более конкурентным рынком, существовавшим ранее. И в этом случае проведение государством активной протекционистской политики представляется достаточно обоснованным.

Ослабление влияния торговли на формирование потребительских предпочтений. Как известно, в действительности имеющий основополагающее значение для обеспечения эффективного функционирования всей системы рыночной экономики принцип суверенитета потребителя реализуется далеко не в полной мере. Объясняется это в частности тем, что крупные компании, в первую очередь ТНК, на основе использования рекламы и других современных методов маркетинга фактически формируют спрос, а не пассивно следуют за изменением предпочтений и вкусов потребителей. В таких условиях проведение протекционистской политики, направленной на ограничение свободы действий зарубежных фирм-гигантов, в известной мере способно защищать интересы отечественных покупателей.

Учет внешних факторов. Формирование структуры экспорта и импорта на основе принципа свободной торговли отражает издержки частных индивидуальных производителей. Однако активное осуществление внешнеторговых операций бывает часто сопряжено со значительными внешними издержками или, как их еще называют, «экстерналиями». Так, интенсивная добыча полезных ископаемых в целях обеспечения их максимального экспорта может стимулировать рост числа профессиональных заболеваний среди шахтеров; производство химической продукции в размерах, обеспечивающих ее крупномасштабный экспорт, увеличивает степень загрязнения окружающей среды; широкое использование импортных большегрузных автомобилей ведет к ускоренному разрушению дорожного покрытия, может явиться причиной преждевременного разрушения зданий. Во всех этих случаях протекционистские меры, сдерживающие развитие торговли, могут быть вполне оправданы.

Рассмотренные выше аргументы в пользу протекционизма, несмотря на их заметное разнообразие, объединяет одно обстоятельство. Во всех случаях проведение протекционистской политики, по крайней мере, в долгосрочной перспективе, должно, при выполнении соответствующих предпосылок, повлечь за собой суммарный выигрыш (в эффективности, уровне благосостояния и т.п.) для всех участников международной торговли. Более того, любое из государств, образующих всемирное хозяйство, в итоге как минимум не ухудшает своего положения, по сравнению с исходным уровнем. При этом следует учесть, что речь идет именно о национальных экономиках в целом, а не о положении отдельных социальных групп или предприятий, которые, естественно, могут нести потери.

Однако в пользу протекционизма могут быть приведены и аргументы принципиально иного плана. Они основываются на уже упоминавшемся в теме 8 принципе «игры с нулевой суммой«. В соответствии с ним взаимодействие хозяйствующих субъектов (в простейшем случае двух) не влечет за собой изменения их суммарного благосостояния. Выигрыш одного в точности равен проигрышу другого. Применительно к рассматриваемой проблеме принцип «игры с нулевой суммой» означает, что некая страна может в результате проведения протекционистской политики получить выгоды для себя за счет ухудшения положения своих торговых партнеров. Важно учитывать, что поскольку суверенные государства как субъекты внешнеэкономических отношений имеют обыкновение заботиться о своих национальных интересах и обращать относительно мало внимания на интересы других стран, то на практике именно соображения такого рода могут иметь решающее значение при выработке и реализации экономической политики.

При рассмотрении тех преимуществ, которые страна может получить на основе проведения протекционистской политики необходимо учитывать, что прямые экономические выгоды от развития внешней торговли нередко приносятся в жертву ради достижения целей, являющихся по своей природе в строгом смысле слова неэкономическими. Вот лишь некоторые наиболее очевидные примеры такого рода:

Все эти и аналогичные им цели являются по-своему рациональными. Вместе с тем нельзя не видеть, что их реализация сопряжена с некоторыми издержками, о характере и размерах которых экономическая наука позволяет судить с определенной степенью точности.

Издержки проведения протекционистской политики

При рассмотрении тех издержек для общества или отдельных его групп, с которыми сопряжено проведение протекционистской политики, принято выделять несколько аспектов.

Начнем с того, что протекционистские меры могут оцениваться с точки зрения концепции, с которой Вы должны были познакомиться в курсе “Экономической теории”. Речь идет о «чистых потерях в уровне благосостояния». Для более наглядного рассмотрения данного вопроса обратимся к графической интерпретации последствий введения импортной пошлины на некий товар Х. Воспользуемся для этой цели уже рассмотренным выше Рис. 9.3, выделив на нем прямоугольную трапецию, состоящую из малой прямоугольной трапеции «1», двух прямоугольных треугольников «2» и «4», а также прямоугольника «3».

Вместе с тем необходимо учесть, что эти убытки, с точки зрения всей национальной экономики страны А, частично компенсируются. Действительно, часть потерь, ложащихся на плечи потребителей, трансформируется в дополнительные доходы для отечественных производителей товара Х и государства. Первые, реализуя свою продукцию по более высокой, нежели существовала до введения импортной пошлины, цене, получают дополнительную прибыль, равную площади малой трапеции «1». Что касается государства, то оно аккумулирует в государственном бюджете взимаемую пошлину, равную площади прямоугольника «3». Таким образом, суммарная площадь «1» + «3» может интерпретироваться как трансферт, предусматривающий передачу определенной части общественного богатства от потребителей производителям и государству. Однако потери потребительского излишка, равные сумме площадей треугольников «2» и «4», ничем не компенсируются и, как таковые, представляют собой «чистые потери».

Что относится к инструментам регулирования внешней торговли

Рис. 9.10. Возникновение «чистых потерь» в результате введения импортной пошлины

Pw+t – уровень цен на внутреннем рынке после введения пошлины;

Sw+t – предложение со стороны зарубежных производителей после введения пошлины;

Q4 – объем производства отечественных производителей (воспользовавшись ростом цен отечественные производители увеличили свою долю рынка);

Q5 – уровень потребления после введения пошлины (потребители реагируют на рост цен сокращением объема покупок);

Q5-Q4 – величина импорта после введения пошлины (сокращение импортных поставок происходит как за счет увеличения присутствия на рынке отечественной продукции, так и в результате снижения спроса).

«Чистые потери» от проведения протекционистской политики, которые мы подробно рассмотрели на примере введения импортной пошлины, возникают и в случае использования нетарифных методов регулирования внешней торговли. Конкретная величина этих потерь не является жестко фиксированной. Напротив, она будет варьироваться в зависимости от выбора того или иного инструмента внешнеэкономической политики.

Далее, рассматривая издержки осуществления протекционистской политики, традиционно обращают внимание на так называемый “международный множительный эффект”. Его смысл может быть наилучшим образом понят применительно к условиям использовавшейся нами выше модели “2Х2”. Если одна из стран вводит пошлины на импорт, то последний сократится. Но то, что является импортом для страны А, выступает экспортом для страны В. Чем меньше объем ее экспорта, тем меньше товаров она может приобрести в А. Таким образом, применительно к модели “2х2” меры, принимаемые одной из стран по сокращению импорта, в конечном итоге, оборачиваются для нее равновеликим снижением экспорта.

Конечно, если мировое хозяйство состоит из многих десятков государств, то, по крайней мере теоретически, может иметь место ситуация, когда некая страна имеет в качестве своих внешнеторговых партнеров по экспортным и по импортным операциям совершенно различные государства. Однако даже в этом случае, имеющем крайне мало общего с реальной действительностью, меры, принимаемые некой страной, будучи опосредованы функционированием системы международного разделения труда, способны оказать негативное воздействие на спрос на товары, ею же традиционно экспортируемые.

В качестве потенциальных негативных последствий проведения протекционистской политики принято выделять и такой фактор, как возможность ответных мер. Если, например, ФРГ вводит ограничительные меры, направленные против Японии, то последняя, в свою очередь, может ввести подобные меры против ФРГ. В результате любые преимущества, получаемые немецкими фирмами, конкурирующими с японскими экспортерами на германском рынке, как бы уравновешиваются потерями для немецких экспортеров на рынке Японии. Кроме того, потребители в обеих странах страдают из-за того, что выгоды от основанной на сравнительных преимуществах международной специализации утрачиваются. В конечном счете, чрезмерное использование как тарифных, так и нетарифных методов ограничения торговли может привести к торговым войнам, победителей в которых, как правило, не бывает.

Необходимо учитывать и тот факт, что протекционистские меры способствуют сохранению неэффективных предприятий. Устранение или даже ослабление конкуренции со стороны зарубежных фирм может отрицательно повлиять на заинтересованность отечественного производителя в снижении издержек, повышении качества продукции. Оживленные дискуссии, ведущиеся в отечественной печати с того момента, когда в 1994 г. были повышены импортные пошлины на ввозимые в Россию автомобили иностранного производства, являются наглядным подтверждением сказанному выше.

Отметим и то обстоятельство, что проведение протекционистской политики сопряжено с определенными административными издержками. Как в случае, когда государство вводит протекционистские меры избирательного характера (подробная дифференциация таможенных пошлин по всей товарной номенклатуре, установление административных барьеров в отношении отдельных товаров и т.п.), так и особенно тогда, когда оно стремится максимально точно соблюсти разумную меру протекционистского вмешательства, возникает необходимость тщательного изучения каждого конкретного товара, каждой конкретной страны. Кроме того, чем активнее используется в той или иной стране вся совокупность методов ограничения торговли, тем большее, при прочих равных условиях, количество квалифицированных специалистов требуется для этого. Верно и обратное. Так, в связи со вступлением Австрии в Европейский союз около тысячи таможенных служащих, работавших на западной границе страны, оказались с января 1995 г. не у дел.

Наконец, в ряде случаев достаточно большое значение может иметь фактор коррупции, уровень которой, по крайней мере в некоторых странах, находится, при прочих равных условиях, в прямо пропорциональной зависимости с комплексностью и масштабами проведения протекционистской политики. В данном случае каждый отечественный производитель стремится обеспечить для себя максимально возможный, исключительный уровень защиты (давно и верно замечено, что все любят конкуренцию, особенно когда она касается других, но сами стремятся избежать ее всеми правдами и неправдами). В свою очередь, каждый импортер не менее энергично пытается освободиться от пошлин и прочих ограничений. Мировая практика убедительно свидетельствует, что при этом для обеих групп весьма велик соблазн постараться подкупить государственных служащих, от которых зависит, например, выдача лицензии.

Таким образом, истина в дискуссии приверженцев и противников активного государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в целом и внешней торговли, в частности, скорее всего где-то посередине. Однозначного априорного вывода о том, плох или хорош протекционизм сделать нельзя. Следовательно, решение проблемы заключается в том, чтобы проводить избирательную политику, всякий раз, пытаясь в случае использования методов тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, выбрать оптимальный вариант как в части конкретного инструмента, так и степени его использования. Именно такой подход может позволить максимизировать выгоды и минимизировать издержки (с которыми сопряжена любая внешнеэкономическая политика) и, в конечном итоге, добиться наилучшего результата.

Резюме

Подавляющее большинство участников международной торговли проводят политику, в той или иной мере направленную на ограничение ее роста. При принятии решений о регулировании операций трансграничной торговли в действительности выбор лежит отнюдь не между двумя крайними формами внешнеторговой политики – «абсолютной свободой торговли» и «безоговорочным протекционизмом». В этой сфере, как и во многих других, господствуют смешанные формы, предполагающие в подавляющем большинстве случаев наличие не более чем определенных ограничений на проведение тех или иных внешнеторговых операций, действующих к тому же по отношению далеко не ко всем участникам международной торговли. Хотя представленный анализ ограничивается рамками внешнеторговых отношений, однако в реальной жизни протекционизм является неотъемлемым элементом функционирования практически всех без исключения форм мирохозяйственных связей. Соответственно, наши выводы относительно той логической схемы, на которой базируется протекционистская политика, а равно и ее пределов и возможностей, имеют более общее, по сравнению с международной торговлей как таковой, значение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *