Что относится к инструментам налоговой оптимизации
Оптимизация налогов
Платите налоги в несколько кликов!
Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.
Для любой хозяйственной деятельности важна эффективная оптимизация налогообложения: это помогает предпринимателю снизить выплаты в бюджет и сохранить больше денег в бизнесе.
Что такое налоговая оптимизация
Налоговая оптимизация — это комплекс методов и подходов для эффективного планирования (минимизации) налогов, перечисляемых в бюджет. Правильная оптимизация налогов (осуществляемая законными методами), а также прогнозирование различных рисков, помогают избежать больших убытков и сохранить стабильное положение фирмы на рынке.
Эксперты выделяют два способа минимизации налогов физических и юридических лиц:
Легальные способы оптимизации налогов
Выбор подходящей системы налогообложения. Специальные налоговые режимы позволяют организациям выплачивать в бюджет небольшую часть своих доходов. Проведите расчеты, сравните выгодность разных налоговых режимов для вашего конкретного бизнеса. Воспользуйтесь нашим калькулятором систем налогообложения, чтобы рассчитать нагрузку на каждом режиме по своим параметрам.
Проверка добросовестности контрагентов. Если контрагент окажется недобросовестным, то расходы по сделке с ним не будут приниматься налоговой и вам придется заплатить больше налогов. Используйте системы проверки контрагентов на благонадежность. Например, в бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия такая система есть.
Разработка правильной учетной политики. В зависимости от специфики бизнеса учетная политика поможет законными методами уменьшить налоговую базу и платежи в бюджет. Здесь читайте об учетной политике ООО на УСН.
Применение налоговых льгот. Это законные возможности уменьшить налоги или не платить их совсем. Но льготы есть не у всех. Льготы и послабления есть почти по всем налогам, кроме налога на игорный бизнес. Например, здесь мы рассказывали о налоговых льготах для IT-компаний.
Коронавирусная благотворительность. Если вы пожертвуете имущество или деньги на борьбу с коронавирусом, то сможете учесть их стоимость во внереализационных расходах при расчете налога на прибыль. Для УСН и ЕСХН это тоже актуально. Важно, что имущество должно быть предназначено для диагностики и лечения коронавируса, а также для предотвращения его распространения. Например, можно пожертвовать арматуру для строительства инфекционного отделения для коронавирусных больных. Право на учет расходов действует, если помощь получили некоммерческие медицинские организации, органы госвласти и управления или местного самоуправления, ГМУ или ГМУП.
Дефорсирование двигателя. Транспортный налог зависит от мощности двигателя. Если ее уменьшить, ежегодные отчисления государству можно будет сократить. А побочный бонус — экономия на страховке. Чтобы получить эти преимущества, снизить мощность нужно официально и по закону, отметив изменения в ПТС, свидетельство и полис. Варианта два: исправить данные в паспорте, если они указаны неверно, или уменьшить мощность двигателя. Для уменьшения заменяют мотор или проводят дефорсирование с разрешения ГИБДД.
Нелегальные способы минимизации налогов: не используйте их
Многие организации для ухода от налогов применяют различные махинации. Налоговые органы, догадываясь об этом, исследуют схемы уклонения от уплаты налогов и довольно быстро приходят с проверками и наказаниями в неудачливую организацию. Вот самые простые противозаконные схемы, о которых хорошо известно налоговым работникам.
Дробление бизнеса. Это бизнес-процесс, в результате которого появляется несколько новых организаций, вместо одной крупной. Так, налогоплательщики пытаются сохранить право на спецрежимы, остаться в реестре МСП, одновременно работать с партнерами с НДС и без него. Однако если компания не имеет собственных источников дохода, не может самостоятельно выбирать направления расходов и свою прибыль передает в другую организацию, то штрафы здесь гарантированы.
Обналичивание средств организации. Иными словами, создание фирм-однодневок. Через такие организации недобросовестные предприниматели выводят деньги по фиктивным сделкам, переводя безналичные деньги в наличные.
Присоединение к организации убыточной компании. В результате такого присоединения снижаются налоги (НДС, налог на прибыль). Однако налоговый сотрудник, конечно, заострит свое внимание на приобретении убыточной компании и проверит, является ли убыток действительным, или же он фиктивный.
Типичные ошибки при проведении процедуры оптимизации
Использование налоговой оптимизации требует от организации серьезного подхода, так как ошибки, допущенные в налоговом учете, могут привести к незапланированным расходам в виде штрафов.
Отсутствие цели оптимизации. Ваши действия по сокращению налогов должны иметь обоснование — убедительную бизнес-цель, ради которой вы так или иначе преобразовали организацию. Это нужно будет при необходимости объяснить налоговой и подтвердить документально.
Изменение схемы работы задним числом. Переход на новую систему налогообложения занимает время, и большой организации потребуется больше времени. Побеспокойтесь заранее о переходе на новый налоговый режим.
Использование схем, которые стоят на особом контроле у государства. Воздержитесь от нелегальных приемов сокращения налогов. Опытные сотрудники налоговой службы занимаются исследованием махинаций налогоплательщиков, которые позже доводятся до всех сотрудников инспекций.
Недостаточный инструктаж работников. Применение схем оптимизации требует проработки. Поясните алгоритм новой схемы сотрудникам и создайте для них письменные инструкции. Тогда они смогут при необходимости дать актуальные пояснения налоговой службе.
Автор статьи: Александра Аверьянова
Оптимизируйте налоги законными способами с бухгалтерским сервисом Контур.Бухгалтерия. Здесь есть удобный налоговый и бухгалтерский учет, варианты учетной политики для малого бизнеса, проверка контрагентов. Наши эксперты помогут выбрать удобный налоговый режим и применять налоговые льготы. Первые 14 дней работы в сервисе — бесплатно.
Законные методы оптимизации: как снизить налоги без лишних рисков
Есть ли возможность провести оптимизацию, не навлекая на себя гнев налоговиков. И даже, если попробуют придраться — успешно доказать, что все законно и правильно? Да, такие варианты есть. Давайте попробуем в них разобраться.
Какие две главные цели у руководителя, если его заботит экономия на налогах?
Приведем в пример самые простые и доступные способы (мы будем говорить о них подробнее на предстоящем семинаре):
Скидываем балласт
Наверное существует где-то у кого-то идеальный складской учет, где все остатки товаров соответствуют данным бухгалтерской базы. Но чаще возникает необходимость какие-то остатки списать. Процедура это довольно замысловатая, сначала надо провести инвентаризацию, затем определить излишки или недостачи, выяснить в результате чего они случились, потом возможно судиться с (без)ответственными лицами и т.д.
В итоге придется списывать остатки. Если тех самых виновных лиц вы не найдете, то и списать ничего в расходы не сможете. А если найдете и они вам выплатят стоимость, к примеру, похищенного товара, то вы еще должны будете учесть эти суммы в своей налогооблагаемой базе, как прочий доход.
А иногда товары и есть в наличии, но их надо списать, может они вам не нужны или устарели, или не пользуются уже прежним спросом. Но списать и в этом случае их достаточно сложно и невыгодно с точки зрения налогообложения (НДС и прибыли).
Посмотрите на схему:
Это отработанный механизм с 2016 года, в разных бизнесах и с разными товарными остатками. С тем же успехом можно избавиться от висящей на вашей шее ненужным грузом кредиторской задолженности.
В отношении этой схемы нет претензий ни у банков, ни у налоговой, ни у акционеров.
К тому же здесь спрятались еще несколько выгод:
Простые методы, проверенные опытом!
Кроме того существует проблема списания дебиторской задолженности, о ней поговорим чуть дальше.
Оставьте заявку по получение консультации по оптимизации в WhatsApp
Назначение платежа
Скоро все товары в продаже будут иметь маркировку. С этим надо смириться.
Решения, которые позволят платежам по оплате маркированной продукции проходить без проблем придётся искать всем. Причем с трудностями сталкиваются не только только продавцы с маркировкой.
С блокировками, придирками банков и как следствие и налоговых органов можно бороться. Для начал мы всегда советуем проанализировать свой бизнес, провести риск-анализ, он помогает выявлять самые уязвимые места.
Если вы сами не можете сделать такой анализ, это сделают специалисты нашей компании. Всего за 1,5 часа вы получите анонимный экспресс-аудит вашего бизнеса.
После того, как слабые звенья в цепочке найдены, мы беремся за их устранение. В результате вы не только разбираетесь с текущими проблемами, но и гарантируете себе в будущем 100% защиту от претензий контролирующих органов и банка.
Иностранцы
Внешнеторговые сделки жестко контролируются. Провести оплату за рубеж и не засветиться невозможно. В банк придется предоставить подтверждающие сделку документы, прежде всего контракт. И банк будет наблюдать за суммой перечисленных вами платежей.
Но что если вам необходимо провести доплату иностранному поставщику помимо цены инвойса? Валютный контроль не допустит превышения суммы сделки, в инвойсе невозможно предусмотреть дополнительные условия, а за нарушение валютного законодательствам грозят высокие штрафы!
Чтобы позволить себе доплату, необходимо пересмотреть саму структуру сделки и применить вполне законный подход, который будет работать с любыми подобными сделками. Это позволит:
Все эти способы мы подробно разберем на предстоящем семинаре — не только в теории, но и на практических примерах, вы также получите максимум готовых для использования документов.
23 сентября приглашаем Вас на расширенный практический семинар «Построение белых безналоговых схем и передовая практика защиты активов».
Хочу получить свое!
Собственник всегда хочет получить максимум дохода себе в карман и заплатить минимум налогов. У ФНС прямо противоположная позиция — максимум налогов!
Зачастую собственник-руководитель, пытаясь оттянуть неизбежное, перечисляет суммы себе в подотчет. И эта сумма там копится и копится, буквально годами. а потом приходит проверка из ФНС или даже из ПФР, совместно с ФСС и говорит — все, баста, пора платить и облагает все полученные суммы, по которым нет оправдательных документов на расходы, даже зачастую авансовых отчетов нет.
13% НДФЛ, порядка 30% взносов — фактически собственник теряет 43% от этих сумм.
Но кроме общепринятых и привычных способов получить деньги существуют и варианты, которые почему-то немногие практикуют. Например, использование векселей.
И заметьте, речь даже не о тех же займах физлицам, их все сплошь и рядом используют. А ведь существуют способы спокойно распоряжаться активами, исключая оборот наличных, которые привлекают внимание Финмониторинга.
Это поможет вам отбиться от претензий выездной налоговой проверки, грамотно отвечать на требования, уведомления, информационные письма из ФНС, вести налоговый учет в соответствии с законодательством и при этом существенно экономить.
Налоговый юрист также подготовит возражения на акты проверок или действия налоговой службы, напишет жалобу, оспорит незаконное «обнуление» деклараций по НДС, проконсультирует и сопроводит вас в судах по любым гражданско-правовым вопросам, проведет досудебное и судебное урегулирование и оспаривание действий банка и ФНС при блокировании счета по 115-ФЗ и многое другое.
⚜️ Сохраним ваш бизнес вместе с вами! ⚜️
Компания НАСБ более 20-ти лет защищает интересы налогоплательщиков, и основная наша задача — создать и внедрить систему по предупреждению налоговых рисков и защите бизнеса, помочь в спорах с контролирующими органами.
Результаты нашей работы снижают общую налоговую нагрузку от 1,5 до 7 % к обороту и всегда устойчивы к любому виду налогового контроля. Также мы решаем и другие задачи, например: законное получение наличных, получение выплат учредителями, списание подотчёта, предупреждение налоговых рисков при дроблении и многое другое. Скажем сразу, оптимизируя налоги, мы используем законные методы и обеляем бизнес! Делаем всё доступно и безопасно.
Мы готовы представлять вас и вашу организацию во всех инстанциях и любых спорах с контролирующими органами и в арбитраже.
Оказываем услуги по постановке и отладке бухгалтерского и управленческого учета для бизнеса любого масштаба и вида деятельности.
Нужно помнить, что сегодня каждый случай с защитой налогоплательщика индивидуален и требует отдельной профессиональной проработки и сопровождения. Наши знания и многолетний опыт позволяют уверенно предоставить самый высокий уровень таких услуг для бизнеса из любой отрасли.
Если у вас есть вопросы, пишите:
Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?
Организационно-правовые способы оптимизации налогооблагаемой прибыли
Для целей оптимизации налога на прибыль организация должна обратить внимание на следующие организационно-правовые моменты:
Обратите внимание! Из-за пандемии коронавируса чиновники увеличили лимит доходов за каждый из 4-х последних кварталов до 25 млн. руб. То есть теперь перейти на уплату авансов покварталь можно, если суммарно выручка за 4 квартала не превысила 100 млн. руб. Подробности см. здесь.
См. также материалы:
Кроме того, Президент решил списать налоги и страховые взносы за 2-й квартал 2020 года (кроме НДС) для ИП, компаний малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей. Разбор поправок см. в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Оптимизация налога на прибыль при помощи учетной политики
В учетной политике организация, ставящая себе цель по оптимизации налога на прибыль, должна обязательно отразить следующие моменты:
Подробнее о применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Способы периодического регулирования налога на прибыль
В целях оптимизации налога на прибыль организация также может обратить внимание на следующие способы, которые могут иметь разовый характер.
См. также материалы:
Что такое налоговая оптимизация. Объясняем простыми словами
Налоговая оптимизация — комплекс действий, направленных на максимальное сокращение налоговой нагрузки для компании.
Основная задача налоговой оптимизации — свести к минимуму все налоговые платежи и по возможности отсрочить их. При этом важно не нарушить закон и не получить штрафные санкции. А это часто бывает непросто: налоговики часто приходят с претензиями, когда грань между налоговой оптимизацией и дроблением бизнеса не столь велика и очевидна.
Пример употребления на «Секрете»
«Большая часть способов налоговой оптимизации базируется на разделении бизнеса. В связи с этим сложилась непонятная ситуация: что считается дроблением бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды, а что нет?»
(Глава консалтинговой компании «Сальдо фаворит» Екатерина Звягина — о том, что делать, если налоговый инспектор вызывает на допрос.)
Нюансы
«Налоговая оптимизация помогает снизить фискальные выплаты в среднем на 10–35%», — утверждает адвокат коллегии «Железников и партнёры» Вячеслав Голенев. Он рассказывал «Секрету» о популярных и законных способах налоговой оптимизации.
Дробление бизнеса
Предприятие разделяют на несколько юрлиц, каждое из которых попадает под действие налоговых льгот. Целью дробления обязательно должно быть повышение экономической эффективности предприятия (например, снижение затрат или усиление самостоятельных направлений), а не уменьшение налогового бремени. При этом должно соблюдаться важное условие: разделяться могут параллельные направления бизнеса, которые могут существовать сами по себе, независимо друг от друга, а не технологическая цепочка, состоящая из разных этапов производства.
Кэш-пулинг
Обычно применяется для холдинговых компаний. Если все компании имеют счёт в одном банке и не проводят между собой расчёты, то тогда применяется кэш-пулинг. В этом случае банк все деньги всех предприятий группы рассматривает как единое целое. Как единый счёт. На неиспользуемые финансовые средства группы банк начисляет проценты как на обычный банковский вклад гражданина. Это приносит дополнительный доход. Если же кто-то из компаний пользуется кредитом, выданным ранее банком, то выплаты по нему гораздо ниже среднерыночных. То есть взимается обычный (ниже рыночного) процент. Это снижает издержки на кредитные выплаты и оптимизирует налоги, так как уменьшается налогооблагаемая база предприятий.
Выплата суточных
Многие предприниматели не знают, что могут выплачивать своим работникам, направляемым в служебные командировки, суточные без налогообложения. Это касается и налога на доход физических лиц (НДФЛ), и налога на прибыль, и страховых взносов.
От уплаты НДФЛ освобождается выплата работодателем своему работнику суточных в размере не более 700 рублей за каждый день в командировке по России и не более 2500 рублей за каждый день за границей.
Освобождение от уплаты НДС
Бывает, выручка у организации или ИП, использующих основную систему налогообложения, небольшая, но при этом возможно расширение бизнеса, о чём ведутся длительные переговоры с потенциальным клиентом, работающим на такой же системе налогообложения. В таких случаях на период ведения переговоров в соответствии со статьёй 145 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от уплаты НДС.
Для этого должно выполняться следующее условие: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки компании или ИП от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС не превысила в совокупности 2 млн рублей. В таком случае налогоплательщик вправе подать в налоговый орган уведомление, к которому прикладываются выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации) или из книги учёта доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют ИП), а также выписка из книги продаж.
Как оптимизировать налоги и не нарушить закон
Налоговая оптимизация помогает снизить фискальные выплаты в среднем на 10–35%. Иногда — больше. Например, в моей практике был случай, когда удалось добиться снижения на 55%. И всё это, разумеется, абсолютно законно.
Налоговая оптимизация помогает снизить фискальные выплаты в среднем на 10–35%. Иногда — больше. Например, в моей практике был случай, когда удалось добиться снижения на 55%. И всё это, разумеется, абсолютно законно.
Дробление бизнеса
Это один из наиболее распространённых методов оптимизации налогов. Обычно предприятие разделяется на несколько юридических лиц, каждое из которых подпадает под действие той или иной льготы Налогового кодекса. Это, например, упрощённая система, освобождение от уплаты НДС либо пониженная ставка налога. Сама возможность законного разделения бизнеса на несколько частей была определена президиумом Высшего арбитражного суда в 2013 году (постановлением №15570/12 по делу А60-40529/2011).
Целью дробления обязательно должно быть повышение экономической эффективности предприятия (например, снижение затрат или усиление самостоятельных направлений), а не уменьшение налогового бремени. При этом должно соблюдаться важное условие: разделяться могут параллельные направления бизнеса, которые могут существовать сами по себе, независимо друг от друга, а не технологическая цепочка, состоящая из разных этапов производства. Если разделяется цепочка, то это приводит к нежелательным последствиям и претензиям налоговиков.
Приведу пример правильного дробления бизнеса. Строительную компанию, работающую с разными клиентами и в разных сферах, разбили на три структуры. Одна фирма стала заниматься производством и продажей стройматериалов корпоративным клиентам, другая — капитальным строительством, третья — продажей стройматериалов гражданам. Каждая из компаний работала независимо, имела свой персонал и занималась самостоятельной деятельностью. Владельцем каждой из фирм являлась управляющая компания учредителей, поэтому двойного налогообложения прибыли (одновременно в дочерней и в материнской организации) не возникало.
А теперь — пример неправильного разделения. Компания занималась производством технического оборудования. Процесс производства состоял из трёх этапов: сбор оборудования, диагностика и настройка, предпродажная подготовка. Через некоторое время для снижения налоговых выплат компания решила разделить бизнес, выделив каждый из этапов производства в отдельное юрлицо. Однако новые компании зависели друг от друга, на них работали одни и те же люди, а конечный результат зависел от работы каждого из юрлиц. У налоговой службы возникли претензии, так как разделение на три формально независимые структуры сделало возможным манипулирование ценами для получения налоговой выгоды (по НДС и налогу на прибыль).
Кэш-пулинг
Активно применяется российскими холдингами, корпорациями и группами компаний, в которые входят несколько предприятий, не только для оптимизации налоговых выплат, но и для решения других задач. Например, для снижения расходов на выплату банковских кредитов. Или получения дополнительного дохода от временно неиспользуемых денег. Каждое предприятие группы или холдинга имеет свой счёт в банке. При этом у всех должен быть один и тот же банк.
Если между связанными компаниями нет движения денег (они не кредитуют друг друга, не оплачивают «родственные» счета, налоги и т. д.), обычно применяется виртуальный так называемый кэш-пулинг. В этом случае банк все деньги всех предприятий группы рассматривает как единое целое. Как единый счёт. На неиспользуемые финансовые средства группы банк начисляет проценты как на обычный банковский вклад гражданина. Это приносит дополнительный доход. Если же кто-то из компаний пользуется кредитом, выданным ранее банком, то выплаты по нему гораздо ниже среднерыночных. То есть взимается обычный (ниже рыночного) процент. Это снижает издержки на кредитные выплаты и оптимизирует налоги, так как уменьшается налогооблагаемая база предприятий.
В большинстве случаев в холдинге или корпорации между связанными компаниями ведутся разные взаиморасчёты, поэтому более распространён материальный кэш-пулинг.
Например, холдинг создаёт в банке специальный счёт (говоря финансовым языком — мастер-счёт). На него со своих счетов перечисляют все деньги предприятия, входящие в холдинг. Эти операции оформляются как займы между родственными организациями. Поэтому дополнительные или свободные денежные средства холдинга можно также разместить как банковский вклад. С получением дополнительной прибыли. Если же холдингу потребуется кредит или возникнет долг перед контрагентом, который нужно срочно погасить, банк оперативно выделит кредитные деньги под приемлемый процент, размер которого ниже, чем на финансовом рынке. В этом случае также уменьшаются налоговые отчисления холдинга.
Помимо налогов кэш-пулинг помогает оптимизировать и другие направления. Во-первых, создаётся единый расчётный центр, который ускоряет, контролирует и упрощает финансовую деятельность. Во-вторых, упрощается финансирование перспективных проектов внутри группы. В-третьих, холдинги получают дополнительную прибыль от неиспользуемых активов. Деньги не лежат мёртвым грузом, а приносят доход.
Но такие операции зачастую вызывают вопросы у ФНС. Инспекторы могут посчитать, что цель кэш-пулинга — исключительно получение необоснованной налоговой выгоды. Последствия могут быть разные. Например, вычет из базы по налогу на прибыль расходов по оплате кредитов за других участников группы. Или перерасчёт процентов по банковским кредитам — исходя из рыночных ставок. При этом кэш-пулинг признаётся судами правомерным способом увеличения экономической эффективности организации.
Выплата суточных
Многие предприниматели не знают, что могут выплачивать своим работникам, направляемым в служебные командировки, суточные без налогообложения. Из-за этого им приходится доплачивать налоги в бюджет, когда делать это совсем не обязательно. Это касается и налога на доход физических лиц (НДФЛ), и налога на прибыль, и страховых взносов.
От уплаты НДФЛ освобождается выплата работодателем своему работнику суточных в размере не более 700 рублей за каждый день в командировке по России и не более 2500 рублей за каждый день за границей (пп. 10 п. 3 ст. 217 Налогового кодекса).
Эти же суммы не облагаются и страховыми взносами, которые с 2017 года регулируются положениями главы 34 Налогового кодекса.
Для уплаты налога на прибыль организаций суточные и полевое довольствие относятся к расходам на командировки, которые учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (пп. 12 п. 1 статьи 264 Налогового кодекса), что снижает налоговую базу. Датой осуществления расходов на командировки признаётся дата утверждения авансового отчёта. При наличии соответствующей нормы в положении о командировках у работодателя, оформленных служебного задания и авансового отчёта такие расходы считаются экономически обоснованными и документально подтверждёнными. Это подтверждается и судебной практикой.
Освобождение от уплаты НДС
Бывает, выручка у организации или ИП, использующих основную систему налогообложения, небольшая, но при этом возможно расширение бизнеса, о чём ведутся длительные переговоры с потенциальным клиентом, работающим на такой же системе налогообложения. В таких случаях на период ведения переговоров в соответствии со статьёй 145 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от уплаты НДС.
Для этого должно выполняться следующее условие: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки компании или ИП от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС не превысила в совокупности 2 млн рублей. В таком случае налогоплательщик вправе подать в налоговый орган уведомление, к которому прикладываются выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации) или из книги учёта доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют ИП), а также выписка из книги продаж.
В дальнейшем достаточно соблюдать указанный лимит выручки. Если его превысить, налогоплательщик будет обязан вновь уплачивать НДС.
Фотография на обложке: Petrified Collection / Getty Images