Что относится к инструментальному жанру
Жанры инструментальной музыки
Музыкальные жанры
Жанры делятся по :
1) количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестровые;
2) назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;
3) видам исполнения (как исполняют?): вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.
Вокально-инструментальные жанры – оратория, кантата.
Музыкально-театральные жанры : опера, оперетта, мюзикл, балет.
Делятся на две группы:
1) произведения малых форм – миниатюры : прелюдия, этюд, ноктюрн, токката и т.д.
2) произведения крупных форм : симфония, концерт, соната, квартет.
Экспромт (латинский expromtus- готовый, быстрый). В музыке это пьеса, сочиненная сразу без подготовки, импровизационно созданная и затем сразу записанная, без предварительного обдумывания.
Жанры музыкальных произведений
Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.
Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.
Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Балетмейстер — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев.
Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.
Былина — русская народная эпическая песня-сказание.
Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.
Гимн — торжественная песня.
Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.
Диско — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.
Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.
Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.
Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.
Кант — род бытовой многоголосной песни.
Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.
Кантилена — напевная, плавная мелодия.
Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.
Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.
Мадригал — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в xiv—xvi вв.
Марш — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.
Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.
Ноктюрн — в xviii — начале xix в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с xix в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.
Ода — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.
Опера — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
Оперетта — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.
Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.
Хаус — это стиль и движение в электронной музыке. хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай энерджи, соул, фанк и т. п.) основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. одним из самых важных современных подстилей хауса является прогрессив-хаус.
Хор — произведение для большого певческого коллектива. хоровые сочинения делятся на две большие группы — с инструментальным (или оркестровым) сопровождением или без него (a cappella).
Песня — стихотворное произведение, предназначенное для пения. ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.
Попурри — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.
Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.
Рапсодия — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.
Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).
Романс — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
Рондо — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.
Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.
Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.
Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.
Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.
Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.
Сонатина — маленькая соната.
Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.
Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература иживопись, реже — философия или история; картины природы).
Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.
Тон — звук определенной высоты.
Туш — краткое музыкальное приветствие.
Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. по своей образности и форме многие классические увертюры близки к первым частям симфоний.
Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы.
Фуга — многоголосное произведение, основанное на многократном повторении одной или нескольких тем.
Элегия — музыкальная пьеса печального характера.
Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.
Инструментальная музыка и её особенности
Инструментальная музыка – музыкальные записи, сочинённые с помощью различных инструментов. Её отличительная особенность – отсутствие вокала, как основной составляющей трека. Под этим термином могут подразумеваться и электронные песни с отсутствием человеческого голоса. Инструментальная музыка может исполняться ансамблем исполнителей. Песни могут сочиняться сольно, с использованием оркестра. Треки могут делаться в студии либо в специальных музыкальных программах. На странице https://ts-music.com/genres/instrumental/ есть возможность онлайн-прослушивания различных инструментальных композиций.
Жанры инструментальной музыки
Среди музыкантов существует практика выпуска инструментальных версий лучших песен. Особенно это распространено в сфере рок-музыки. Для этих целей исполнители играют и записываются вместе с целым оркестром. Среди музыкальных стилей и течений, в которых используется инструментальная музыка и её элементы, можно отметить:
Особенности инструментальной музыки
Выразительные средства инструментальных треков не имеют границ. Они позволяют людям выражать различные эмоции и образы. Треки в этом жанре отличает большое количество тембров и регистров. В песнях используются инструменты разной высоты звука. Такая музыка существует с древних времён. Она может включать пение птиц, шум природы и другие необычные эффекты. Возможности современных программ для создания музыки расширяют диапазон применяемых средств. Музыканты могут записать звук в режиме реального времени и использовать его в песне. Среди инструментальных треков выделяется жанр фоновой музыки. Она может играть важную роль в процессе развития сюжета кинофильмов.
Особенности некоторых стилей инструментальной музыки позволяют слушать песни перед сном. Люди слушают такую музыку и во время работы. Она не отвлекает и настраивает сотрудника на выполнение текущих задач. Треки в жанре Instrumental могут иметь мечтательную направленность, содержать симфонические инструменты. Обилие жанров помогает пользователям найти песни без вокала, которые им будут по душе. Во время театральных постановок, в магазинах, кафе и барах людей окружают приятные инструментальные песни.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Тема урока №6: « ЖАНРЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ»
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Виды музыкального искусства по способу исполнения:
народная песня без сопровождения
симфония с использованием пения
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса.
Инструментальный жанр является едва ли не самым сложным, требующим высокого мастерства и многосторонних навыков от исполнителей, это делает его зрелищным и интересным для зрителя. Виртуозное владение инструментом, сложный, но хорошо знакомый репертуар позволяют сделать номера артистов этого жанра незабываемым зрелищем!
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
ПРЕЛЮДИЯ
ЭТЮД, СКЕРЦО
СОНАТА
НОКТЮРН, ВАРИАЦИИ
ЭЛЕГИЯ, РОНДО
РАПСОДИЯ
СИМФОНИЯ
УВЕРТЮРА
СЮИТА
КОНЦЕРТ
ФАНТАЗИЯ
ПОЭМА
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
КАМЕРНЫМИ НАЗЫВАЮТ НЕБОЛЬШИЕ КОЛЛЕКТИВЫ (ДУЭТ, ТРИО, КВАРТЕТ, КВИНТЕТ), А ТАКЖЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ТАКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ИЛИ СОЛИСТОВ.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
ПЬЕСА ВОЛЬНОГО, ИМПРОВИЗАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
ПЬЕСА ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
ПЬЕСА В ПОДВИЖНОМ ТЕМПЕ, ОСТРЫМ РИТМОМ И ШУТОЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Задание: ВО ВРЕМЯ ПРОСМОТРА ВИДЕОРОЛИКА ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ
Ф.И.О. композитора
(даты жизни)
Вид камерно-инструментальной музыки
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Тема урока №7: “КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА»
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
ПРЕЛЮДИЯ
ЭТЮД, СКЕРЦО
СОНАТА
НОКТЮРН, ВАРИАЦИИ
ЭЛЕГИЯ, РОНДО
РАПСОДИЯ
СИМФОНИЯ
УВЕРТЮРА
СЮИТА
КОНЦЕРТ
ФАНТАЗИЯ
ПОЭМА
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЛЯ ОДНОГО ИНСТРУМЕНТА, КОТОРОЕ СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ ЧАСТЕЙ, КОНТРАСТНЫХ МЕЖДУ СОБОЙ, НО ИМЕЮЩИХ ОБЩИЙ ЗАДУМ.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Термин «соната» появился в 16 веке, тогда сонатами назвали любую инструментальную музыку.
В 17 веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные и камерные сонаты.
Церковные сонаты – это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения.
Камерные сонаты – это сонаты, которые исполняли на концертах один или два инструмента.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Соната всегда пишется для камерного (очень маленького) состава инструментов.
Очень много сонат написано для одного инструмента (как правило, это сонаты для фортепиано).
Практически каждый композитор обращался к жанру сонаты. Мировую известность получили произведения, написанные для фортепиано Й. Гайдном, В. Моцартом, Л. Бетховеном, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном, Ф. Листом, Скрябиным, С. Прокофьевым.
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Много сонат написано и для двух инструментов: например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано. Такие сонаты создавали В. Моцарт, Л. Бетховен, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Д.И. Шостакович.
Чаще всего сонаты обозначаются номерами и не имеют названий.
Иногда композиторы давали названия своим сонатам. Например, у Бетховена мы можем услышать «Лунную сонату» (сонату №14), «Патетическую сонату» и т.д.
« Лунная соната» автограф
Людвиг ван Бетховен
Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
великий немецкий композитор,
пианист и дирижер,
представитель музыкального направления «венский классицизм»
Жанры вокальной и инструментальной музыки: виды жанров
Жанры вокальной и инструментальной музыки формировались долгое время по мере развития человечества, на них влияли общество и развитие искусства. В нашей статье мы рассмотрим, какие бывают жанры музыки.
Песня
Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, широко дифференцировался. Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.
Вокальные жанры эпохи Возрождения: месса
Так называется сочинение, написанное для проведения культового ритуала. В основе песнопений лежат тексты, взятые из литургии латинского обряда и положенные на музыку. В этом жанре писали композиторы позднего Возрождения: Лассо, Палестрина. Состоит месса традиционно из пяти частей: Кирие, Кредо, Глория, Агнус Деи и Санктус. Вплоть до девятнадцатого века произведения этого жанра создавались исключительно для мужского хора, партию сопрано исполняли мальчики.
Мотет
Появился во Франции в середине семнадцатого века. Многие жанры вокальной музыки этого периода писались в полифоническом стиле. Яркий пример тому – мотет. Он объединял в себе несколько мелодий с различными текстами. Причем нижний голос (тенор) исполнял песнопение на латинском языке, а остальные (motetus, triplum, duplum) – партии на французском. Содержание текстов носило шутливый или любовный характер. Писались мотеты для хора с инструментальным сопровождением и а капелла. К этому жанру обращались Палестрина, Ж. Депре, Г. Дюфаи, а позднее – В. Моцарт, Г. Гендель, А Брукнер, И. Брамс.
Мадригал
Этот жанр зародился в Италии в середине шестнадцатого века. В то время мадригалом называлась художественная многоголосная песня без сопровождения. Как правило, она носила светское, в некоторой степени, даже любовное содержание. Отличительной особенностью песнопений данного жанра является искусная фактура.
Виланелла
Является предшественницей мадригала. В буквальном смысле название «виланелла» переводится как деревенская песня. Произведения этого жанра, написанные в куплетно-строфической форме, предназначались для исполнения тремя-четырьмя голосами. Склад виланелл, как правило, полифонический, содержание – комическое или пасторальное. Основную мелодию песни (верхний голос), исполнял солист, а остальные партии выполняли роль аккомпанемента. С течением времени эта функция была поручена музыкальным инструментам.
Романс
Этот жанр камерной вокальной музыки сформировался во второй половине девятнадцатого века. Романсом называется музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора. К этому жанру обращались такие известные композиторы, как П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов и др.
Баллада
Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.
Серенада
В прежние времена так называлась песня трубадуров. В эпоху ренессанса и средневековья этот жанр приобретает новое значение. Теперь под этим названием подразумеваются любовная песня, которую исполняет кавалер в вечернее время под окном своей возлюбленной. При этом певец сам себе аккомпанирует на гитаре, мандолине или лютне.
Хоровые жанры вокальной музыки
Занимают особое место в искусстве. Эти произведения, написанные для хора, отличаются свободой построения и редким обращением к куплетной форме. Для них характерно максимальное соответствие музыкального материала словам. Особым, но более сложным жанром является вокальный цикл. Он образуется несколькими самостоятельными произведениями, объединенными общим художественным смыслом. К вокальным циклам обращались многие композиторы. Среди них Шуман, Глинка, Шостакович, Мусоргский, Шуберт.
Циклические жанры вокальных произведений
Отличаются более крупными формами. Они состоят из нескольких отдельных самостоятельных частей, раскрывающих общий смысл сочинения. В основе построения музыкальных произведений данной формы лежит принцип контраста, преимущественно темпового. Сюда можно отнести оратории, мессы, сюиты и в некоторой степени оперы.
Кантата
Так называется циклическое сложное произведение лирико – эпического или торжественного содержания. Оно отличается небольшим размером и может включать в себя сольно – вокальные номера, хоровые части, ансамбли и оркестровые эпизоды. Разделы кантаты, объединенные общей тематикой, самостоятельны. Поэтому их очень часто исполняют в концертных программах как отдельные номера. Отдельные части этого жанра передают различные образы (лирические, драматические, созерцательные): С. Прокофьев «Александр Невский».
Оратория
Композиционно-развернутое произведение большого масштаба, в основе которого лежит ярко выраженный героико-драматический сюжет. Для его прояснения в состав исполнителей часто вводится повествователь или чтец. Данное произведение, как правило, пишется для хора, певцов-солистов и оркестра. В этом жанре работали многие композиторы: И. С. Бах «Страсти по Иоанну», К. Сен-Санс «Самсон и Далила», И. Стравинский «Царь Эдип».
Сюита для хора
Это цикл, состоящий из самостоятельных по тематике номеров, связанных общей идеей. При этом каждая отдельная пьесы призвана оттенить или осветить различные грани стержневой идеи. Ярким примером такого цикла является сюита «Пять характерных картинок». В ней музыкальные номера, ярко отличающиеся друг от друга, рисуют колоритные картины определенных образов («Крестьянская пирушка», «Русалки», «Приближение весны»).
Опера
Это масштабное драматическое произведение, объединяющее в себе жанры инструментальной и вокальной музыки, а также хореографическое искусство и живопись. Оно написано для исполнения оркестром, хором и солистами. Главенствующая роль здесь отводится отдельным сольным номерам (ариям, ариозо и ариетто), передающим образы и настроение главных действующих лиц.
Литургические жанры вокальной музыки
Занимают немалое место в концертной практике. Причем большой популярностью пользуются как православные песнопения («Всенощная» Рахманинова, «Литургия» Гречанинова и Чайковского), так и католические («Реквием» Верди, Моцарта). Во время религиозных обрядов эти сочинения дополняются ритуальными действиями, молитвами и процессиями. А на концертных подмостках они более напоминают кантату или ораторию, состоящую из отдельных частей-ансамблей, хоров, арий. В конце двадцатого века литургические жанры приобретают светские черты. Яркий пример тому – «Реквием» Кабалевского и Бриттена, а также произведение Щедрина «Запечатленный ангел».