Что относится к институтам политической системы
Институты политической системы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие политического института
Политический институт представляется устойчивым видом социального взаимного действия, который регулирует конкретный сегмент отношений политической власти в общественной сфере.
Чтобы отношения в сфере политики обладали устойчивым характером необходимо:
определение четких нормативов, предписаний, регулирующих поведенческий аспект людей, которые вступают во взаимодействие. К примеру, если речь пойдет об институте парламентаризма, то это будет общность норм, которые предписывают конкретные модели поведения депутатам парламента, накладывающие обязательства на последних участвовать в деятельности законотворческого типа, вести общение с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и т.д. Перемены в персональном составе парламента в процессе очередных выборов не ведут к внесению изменений в эти нормы, кем бы ни был депутат, какие бы взгляды ни считал верными, он должен следовать базовым нормам, подтверждая собственный статус. При существовании института парламентаризма, в обществе постоянно будут люди, которые выполняют функции депутатов-законодателей;
устойчивость институционального взаимного действия необходимо постоянно поддерживать санкциями, применяемыми в отношении тех, кто совершал попытки нарушения принятых норм и правил. Данные санкции могут являться «мягкими», то есть существовать в образе общественного замечания, порицания, а могут стать и «жесткими», в тот момент, когда по отношению нарушителю будет применено принуждение;
Итак, политические институты представлены устойчивыми видами политических отношений, воспроизводство которых обеспечено при помощи:
Перечисленные свойства традиционно называют атрибутами института. Именно с их помощью политические институты становятся объективными, самовоспроизводящимися образованиями социума, не находящимися в зависимости от желания и воли конкретных индивидов, пробуждающими индивидов брать ориентир в собственном поведении на предписанные поведенческие модели, на определенные правила и нормы.
Виды политических институтов
Рассмотрим современные политические институты и их особенности.
Институт парламентаризма занимается урегулированием в современном обществе отношений по поводу формирования представительного органа власти государства, исполнения им функции законотворчества. Институт парламентаризма представлен устойчивыми отношениями, в которые обязательно вступают люди, которые обретают соответствующий статус.
Готовые работы на аналогичную тему
Институт парламентаризма имеет нацеленность на:
Институты исполнительной власти представлены сложной системой взаимного действия, которая складывается меж органов, должностных лиц, которые осуществляют текущее управление делами общества и населения государства. Основным субъектом, который принимает более ответственные решения в границах данного вида политических властных отношений, являются:
Институт главы государства (президентства) обеспечивает устойчивость воспроизводства в обществе отношений, которые позволяют лидеру страны выступать от имени народа, быть верховным арбитром в спорах, давать гарантии целостности страны, незыблемости конституционных прав людей.
Институт государственной службы занимается регулированием профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особенной статусной группе. В РФ эта регулировка осуществима на базе закона «Об основах государственной службы РФ», определяющий правовой статус государственных служащих, порядок прохождения госслужбы, виды ответственности и поощрений служащих, основания прекращения службы и пр.
Институты судопроизводства заняты регламентацией отношений, складывающихся по поводу необходимости регулирования разнообразных конфликтов в общественной сфере. В отличие от законодательной, исполнительной власти суд, за исключением судебного прецедента, не создает нормативных актов, не занимается управленческой, распорядительной деятельностью. Но принятие решения судебного типа становится возможным лишь в сфере политической власти, которая обеспечивает неукоснительное подчинение определенных людей данному решению.
Институты судебной власти в РФ представлены системой конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции занимаются рассмотрением дел, связанных с нарушением гражданами законодательства, арбитражные суды занимаются рассмотрением экономических споров.
Институт гражданства определяет обязательства взаимного характера государства и гражданина по отношению друг к другу.
Институт избирательного права регламентирует порядок выборов в органы власти разнообразных уровней, а также выборов президентского места в государстве.
Институты политической системы
Политический институт — определение
Политические институты – это система учреждений, целями которой являются организация и обслуживание процесса осуществления политической власти.
Традиционно к числу основных понятий институтов причисляют государство, организации и движения, сформированные обществом, и партии. Главные назначения институтов:
Те или иные неинституционализированные группы и общности создают политические институты. Системы отличаются от предшествующих структур оплачиваемым аппаратом управления, который функционирует на постоянной основе. Руководители разных уровней, лидеры, рядовые члены и другие участники обеспечивают активность субъекта политики. Взаимодействие политических институтов с социумом направлено на удовлетворение интересов конкретного, непрерывно меняющегося группового и индивидуального социально-политического характера.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Отечественная практика демонстрирует редкое признание независимой личности, как свободного и самостоятельного субъекта политики. Длительное время в истории роль субъектов политических процессов исполняли народные массы, объединения и общности. Участвовать в политике могла отдельно взятая личность в рамках официальных структур, функции которых были строго регламентированы.
Классификация политических институтов:
«Мера политики» — это потребности, цели и ценностные ориентации каждого гражданина, которые приводят в действие и способствуют социально-политической активности социальных групп, институтов и организаций, выражающих интересы каждого человека. Для того чтобы индивид, являясь потенциальным субъектом политики, стал таковым в действительности, от него требуется освоение собственного опыта на практике, определение собственной позиции в процессе, сознательное определение отношения к политическому миру и степени своего участия в нем.
Атрибуты институтов
Свойства политических институтов обеспечивают воспроизводство устойчивых политических отношений.
С помощью атрибутов институты приобретают объективность, способность к самовоспроизведению в формате образований социума, независимость от желаний и воли конкретных индивидов. Эти свойства побуждают членов общества ориентироваться в собственном поведении на регламентированные модели, предписанные правила и нормы.
Поддержание связи субъектов с проблемами, интересами
Устойчивость отношений в политической сфере обеспечивается с помощью формирования четких норм и правил, которые регулируют типы поведения граждан в процессе их взаимодействия. Например, для института парламентаризма характерно регулирование поведение депутатов. Последние обязаны вести законотворческую деятельность, общаться с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и выполнять другие функции, предписанные регламентом. Если в процессе выборов персональный состав парламента меняется, то базовые нормы остаются неизменными.
Политические отношения возникают через действия и процессы в обществе
Представители общества регулярно контактируют друг с другом. Действия и процессы формируют политические отношения. Институциональное взаимное действие приобретает устойчивость с помощью постоянной поддержки санкциями, которые призваны предотвращать нарушения принятых норм и правил. Они применяются в виде общественных замечаний, порицаний, принимают форму принуждения по отношению к нарушителю.
Влияние на внешние и внутренние параметры существования людей
Институционный порядок формирует параметры жизни людей. Взаимодействуя, граждане рассматривают регламентированные правила, как необходимые, значимые и естественные. Нормы институтов усваиваются во время обучения и общения. Стремление формировать поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с санкциями, является проявлением воздействия системы на общество. Принятые нормы становятся неотъемлемым атрибутом существования людей.
Признаки
Дифференциация власти и усложняющиеся политические отношения приводят к возникновению политических институтов. Они различаются на институты, которые относятся к комплексам нормативных ограничений, и организации, которые представляют собой группы людей с определенными целями и принимающими решения, разрабатывающими правила для их оптимизации. Основные признаки политических институтов:
Как и организации, институты характеризуются структурированными отношениями людей, построенными с помощью введения норм. Институты представляют собой определенные правила, на которых основаны политические процессы, а организации являются объединениями индивидов, чьи действия ограничены этими правилами.
Функции
Конкретные институты и нормы образуют систему. Формат структуры определяется деятельностью государства, формами правления, государственным устройством и политическим режимом. На функционирование институтов может оказывать влияние экономический строй общества, политическая воля правящих слоев и групп, политическая культура людей, исторические традиции государственного строительства. Эволюция политических институтов происходит за счет глубинных процессов развития общества, происходящих внутри системы или за ее пределами. Вместе с тем институты значительно влияют на жизнь общества.
Общие функции институтов:
Разновидности
В современном мире существуют разные политические институты. Каждый вид обладает рядом особенностей:
Институт парламентаризма
Институт парламентаризма формирует и контролирует отношения, которые возникают в современном обществе в процессе создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Система парламента состоит из устойчивых отношений, возникающих между людьми, которые обрели определенный статус. Функции института парламентаризма:
Нормативный контроль затрагивает вопросы компетенции парламента, порядок, согласно которому он формируется. Система определяет полномочия депутатов, характер их взаимодействия с конкретными избирателями и гражданским обществом страны в целом.
Институт государственной службы
Институт государственной службы создан для регулирования профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особой статусной группе. На примере России данный контроль осуществляется, согласно закону «Об основах государственной службы Российской Федерации». Регламент позволяет определить признаки правого статуса государственных служащих, упорядочить этапы прохождения госслужбы, определить систему поощрений и ответственности исполнителей, основания для прекращения их деятельности.
Институт главы государства
Институт президентства, или главы государства, необходим для обеспечения устойчивости при воспроизводстве общественных отношений. Лидер государства выступает от имени народа, формирующего гражданское общество. Глава системы управления играет роль высшего арбитра в спорных ситуациях, гарантирует целостность государства, незыблемость соблюдения прав граждан, дарованных им Конституцией.
Институты судопроизводства
Институты судопроизводства регламентируют отношения, которые складываются по причине необходимости урегулирования разных споров в обществе. Суд не предназначен для создания нормативных актов, распоряжений и управления в отличие от других институтов. Принять судебное решение возможно в условиях власти, которая обеспечивает обязательное подчинение конкретных граждан принятому решению.
Структура
Политические институты представлены многофункциональной структурой, которая состоит из следующих компонентов:
Каждый компонент системы обладает собственной индивидуальной структурой, формами внутренней и внешней организации, способами выражения. К основным подсистемам относятся:
Каждый компонент структуры обладает рядом особенностей. Составляющие политического института характеризуются определенной целью и ролью. Им отведено конкретное место в рамках единой политической системы.
Политические институты
Всего получено оценок: 14.
Всего получено оценок: 14.
Для того, чтобы государство гармонично развивалось, необходимо наличие развитой политической системы. Под ней понимается совокупность взаимоотношений, связанных с организаций и распределением власти. Важными элементами системы являются политические институты, в том числе само государство. Узнаем, какие виды политических институтов выделяются, какие функции они выполняют.
Виды политических институтов
Все организации, входящие в политическую систему общества, делятся на две большие группы.
К собственно политическим исследователи относят государство и политические партии. Они непосредственно осуществляют политическую власть. Так, государство регулирует все сферы общественной жизни, обеспечивает необходимый уровень благосостояния населения, следит за соблюдением законов. Политические партии участвуют в борьбе за власть, влияют на направления развития страны, представляют интересы разных групп общества.
Несобственно политические организации не участвуют в борьбе за власть, но их деятельность зависит от политического курса страны, от работы государственного аппарата. К ним относятся профсоюзы, кооперативы, общественные движения (молодёжные, экологические, женские). Они создаются для защиты и представления интересов разных слоёв общества. В некоторых ситуациях организации данного типа способны повлиять на внутреннюю политику (например, известны случаи, когда в результате массовых забастовок профсоюзы добивались принятия определённых решений).
Рис. 2. Таблица «Политические институты».
Некоторые учёные к политической системе общества относят такие общественные организации, как спортивные клубы, кружки по интересам, коллективы самодеятельности. Они не влияют на власть и не стремятся к её захвату, но их деятельность может приобрести политическую направленность, если на них оказывается воздействие со стороны государства или партий.
Государство как политический институт
Главным политическим институтом любого общества считается государство. В обществознании это понятие означает систему политической организации, которая распространяет власть на всё население. Выделяются следующие признаки государства:
Как политический институт государство выполняет множество функций. Основными из них являются:
Примерами деятельности государства как главного политического института является:
Что мы узнали?
Политические институты — это организации, участвующие в применении и распределении политической власти. Они делятся на собственно политические (государство, партии) и несобственно политические (профсоюзы, кооперативы, общественные движения). Главным институтом политики является государство.
Институты политической системы
Субъектами политической системы выступают государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.
Для того чтобы то или иное явление или структуру можно было отнести к структурным элементам политической системы общества, необходимо, чтобы они хотя бы в минимальной степени были политическими, т.е. они должны:
а) выражать политические интересы определенного класса или любой иной социальной общности;
б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;
в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти — ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;
г) руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.
Учитывая степень вовлечённостив политическую жизнь, реализацию власти, выделяют следующие группы политических организаций:
1. Политические организации – прямо и непосредственно осуществляющие политическую власть: государство и некоторые общественные объединения. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политика. Она заключается в формировании и осуществлении политики того или иного класса, в политическом воспитании различных слоев общества и в проведении политических интересов той или иной социальной группы в жизнь.
2. Неполитические общественные объединения – развиваются и возникают не в силу политических причин, целью их функционирования являются не политика.
Центральным элементом в политической системе всегда выступает государство. Государство нередко определяют как «политически организованное общество». О нем говорят, что оно «выражает политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости» и выступает «как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории».
В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Государство на протяжении всей истории развития общества видоизменяется в своей сущности, форме и содержании, но в отличие от остальных элементов политической системы — политических партий и общественных организаций (которые могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать) государство неизбежно сохраняется.
Место, занимаемое государством в политической и общественной жизни любой страны, обусловлено следующим:
1. Государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами.
2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания.
4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий.
5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах.
6. Политическая система в силу подвижности экономических, социальных и др. отношений, изменчивости идеологической и психологической сфер находится в постоянном движении. Когда возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству.
Политические партии и движения в политической системы общества
В современном мире политическими общественными объединениями являются общественные объединения, в уставе которых в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества и в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в организации и деятельности указанных органов. Это политические партии, политические движения и некоторые общественные объединения.
Значительную роль в жизни современного российского общества играют политические партии – объединения, созданные в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политические партии являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.
Партии, действующие в современном мире, весьма разнообразны, нередко противоположны по своей социальной сущности и функциям, идеалам и программным установкам, внутреннему строению и месту в политической системе и т. д. Например, на основе различных типологических критериев выделяются партии консервативные, либеральные, реформистские и революционные; представительные и мобилизующие; демократические и тоталитарные; открытые и закрытые, авангардные и парламентские и т. д.
Основными целями политической партии являются:
— формирование общественного мнения;
— политическое образование и воспитание граждан;
— выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
— выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
От политических партий следует отличать политические (общественные) движения. Политические партии имеют государственную регистрацию, устав, программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач, членство и членские взносы, строго определенную процедуру входа и выхода из партии и т.п. Политическое движение – не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее политические цели, поддерживаемые участниками общественного движения. К политическому движению можно примкнуть в любой момент, быть членом этого движения любое время по своему усмотрению и выйти из него в любой момент по собственному желанию (напр., политическое движение «Женщины России»).
Непартийные политические объединения в политической системы общества.
Общественные объединения могут создаваться как в политических, относительно политических, так и вне политических целях. Непартийные объединения участвуют в выработке и реализации политики государства, делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с ними.
Общественные объединения строят свои отношения с государством с позиций сотрудничества, взаимопомощи, координации и руководства со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, надзора и т. д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
Следует отметить, что общественные объединения действуют в рамках правового режима, установленного государством. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.
К несобственно политическим организациям относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно политических организаций, никогда не выступает политика.
Свою основную деятельность данные институты, к числу которых можно отнести профсоюзные, кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в производственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования и выступает; в этом смысле если не второстепенной, то, во всяком случае, не имеющей для них решающего значения.
Неполитические объединения.
Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содержании лишь незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определенной деятельностью.
К числу неполитических общественных объединений относят:
— профессиональные союзы, религиозные, благотворительные организации, национально-культурные автономии, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности;
— объединения, уставы которых предусматривает членство в них только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признакам;
— объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов.
Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений.