Что относится к инновационным формам психологического просвещения

Психологическое просвещение

Что относится к инновационным формам психологического просвещения

Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает.

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения.

Содержание

Формы

Индивидуальные, групповые, эстрадные представления, публичные выступления и др.

Средства

Вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ), наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т. п. Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.).

Психологическое просвещение в детском саду

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях.

Источники

Что относится к инновационным формам психологического просвещения

Полезное

Смотреть что такое «Психологическое просвещение» в других словарях:

Психологическое просвещение — Эта работа организуется и проводится как в заранее запланированное время, так и в процессе текущего обращения обучаемых и педагогических работников. В ходе психологического просвещения педагог психолог: 1) знакомит всех участников единого… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Психологическое просвещение участников образовательного процесса — психологическое просвещение формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их… … Официальная терминология

Просвещение психологическое — Психологическое просвещение раздел профилактической деятельности специалиста психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической… … Википедия

Просвещение — У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение (значения). Просвещение передача, распространение знаний и культуры[1], а также и система воспитательно образовательных мероприятий и учреждений в каком либо государстве[2]. В царской… … Википедия

Просвещение санитарное — Санитарное просвещение раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное… … Википедия

Просвещение (значения) — Значения Просвещение распространение знаний и культуры Просвещение (издательство) основанное в 1931 году издательство (до 1964 года Учпедгиз) Просвещение (старое издательство) петербургское издательское товарищество (1896 1922)… … Википедия

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — (от англ. consult – советоваться, обращаться за советом) – разновидность психологической помощи, которая в своей основе опирается на психологическое просвещение клиента. Консультант выслушивает клиента о его проблеме, оказывает поддержку, дает… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ, просветительство, идейное движение, распространенное в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII—XVIII вв., проникнутое духом борьбы против всех порождений феодализма в социально политических установлениях —… … Литературный энциклопедический словарь

Просвещение педагогическое — Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и… … Википедия

Санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное просвещение, раздел… … Википедия

Источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Психологическое просвещение как вид психологической помощи: формы и методы проведения психологического просвещения; средства просветительской работы; особенности психологического просвещения разных категорий слушателей; типичные ошибки практического психолога при проведении психологического просвещения.

Психологическое просвещение— раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Таким образом, исходя из этого определения, психологическое просвещение выполняет три задачи:

первая задача — формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);

вторая задача — информирование населения по вопросам психологического знания;

третья — формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.

Психологическое просвещение— основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы в деятельности практического психолога независимо от того, в какой из систем (образование, здравоохранение, промышленность, правоохранительные органы и др.) он работает.

Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения.

Психологическое просвещение — это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является передача и распространение психологических знаний. Психологическое просвещение зачастую рассматривают как первичную форму приобщения людей к психологическому познанию. Психологическое просвещение имеет различные формы, типы и способы своей реализации. С точки зрения подхода к психологическому просвещению как психологической практике имеет смысл остановиться на таких типах психологического просвещения, которые обусловлены, с одной стороны, степенью количественного охвата населения, с другой — степенью технической опосредованности этой деятельности.

Психологическое просвещение может осуществляться как в форме массовых акций, так и в форме непосредственных контактов. Чаще всего трудно оценить эффективность массового психологического просвещения. В психологическом просвещении, осуществляемом в непосредственном контакте, можно говорить об его эффективности или неэффективности, т.к. здесь можно вычленить момент психологического воздействия на клиента и отследить его реакцию. Такого рода психологическое просвещение, безусловно, является психологической практикой, а также важным моментом других психопрактик: психотерапии, консультирования, тренингов.

К основным формам психологического просвещения можно отнести:

К средствам психологического просвещения относятся:

Примером психологического просвещения является выступление психолога на родительском собрании, где он информирует родителей о возрастных психологических особенностях детей, дает рекомендации по оптимизации межличностных отношений с ними. Здесь же психолог имеет возможность ответить на вопросы родителей, что обеспечивает полноценную обратную связь в ходе просвещения.

Другим примером может стать публикация статей по психологической проблематике в современных журналах: как справляться со стрессами, как стать уверенной в общении с другими (в том числе представителями противоположного пола) и т.д. Сейчас весьма популярны приглашения психологов для участия в телевизионных передачах в качестве эксперта, где он оценивает и объясняет поведение людей в той или иной ситуации, дает рекомендации. Все эти моменты, безусловно, можно рассматривать как психологическое просвещение.

В профориентационной работе психологическое просвещение также является неотъемлемой составной частью, по формированию сознательного выбора профессии. Психологическое просвещение в рамках этого вида работы может осуществляться по трем направлениям.

Первое — это информирование и профессиональная агитация на профессию практического психолога, осуществляемые представителем этой области практической деятельности.

Второе — это работа по информированию подрастающего поколения о психологических требованиях к профессиям в рамках работы по сознательному профессиональному самоопределению.

При всей работе по психологическому самоопределению — профессиональный выбор за детей традиционно делают родители. Следовательно, и психологическое просвещение среди этой категории потребителей психологической информации профориентационного плана должно занимать свое место. Собственно в плоскости работы с родителями учащихся и находится третье направление деятельности практического психолога и профконсультанта — психологическое просвещение.

Профессия психолога относится и, к так называемым «коммуникативным сферам» практической деятельности, поэтому психолог должен быть специалистом по общению.

Правда, если в профессиональном психологическом общении присутствуют только желание, экспрессия, но нет мысли и компетентности — большой пользы от такой работы не будет.

Именно хорошее владение материалом, эрудиция, способность донести даже самый сложный материал до самого неподготовленного слушателя в конечном итоге определяет эффективность просветительной работы.

Собственно большого ораторского искусства в психологическом просвещении не требуется. Если нет дара, зажигающего аудиторию, оратора — лектора, можно заменить это приемом лектора-собеседника, вовлекая в общение и актуализируя опыт конкретных членов из аудитории. Манера подачи материала и само отношение коммуникатора к аудитории также играют не последнюю роль. К настоящему времени в психологическом просвещении накоплен большой арсенал конкретных форм его проведения.

В частности, в литературе, адресованной для практического психолога, перечисляют следующие из них: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. В то же время, конкретные формы психологического просвещения, эффективно используемые в одном направлении практической деятельности, могут быть не эффективными или даже неуместными в другом.

Различают наглядно-вербальные формы и чисто вербальные, хотя, памятуя о разнообразии способов сочетания живого слова педагога и наглядности, такое деление условно.

Наглядные формы психологического просвещения — психологический листок и буклет. В первую очередь они способствуют оформлению интерьера кабинета и лишь во вторую несут информационно-просветительную нагрузку.

Плакат, специальная витрина. Как и предыдущие формы тоже выполняют преимущественно «интерьерную» функцию. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток — небольших брошюр, выполненных типографским способом или размноженным через принтер. Положительные моменты такой формы работы выражаются в том, что идет своеобразное повторное использование материала, что не всегда возможно осуществить в динамичном планировании методической работы образовательного учреждения. Поскольку применение большинства из этих наглядно-вербальных форм замыкается в периметре стен и шкафов кабинетов психологов и учительских, то их информационная полезность весьма низка.

Более действенно в практической психологии непосредственное общение и преимущественно устные вербальные формы информирования и просвещения.


Просвещение школьников.

Психологическое просвещение школьников сегодня очень популярно. Результатом просвещения мы считаем присвоение школьниками психологических знаний и навыков, которые помогали бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни. А чтобы полученное знание могло активно использоваться школьниками, оно должно быть живым, активным.

Для того чтобы передаваемые школьникам знания могли активно включиться в процесс личностного развития, выступить своего рода катализаторами внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания очень важно учитывать не только возрастные потребности и ценности школьников, уровень их реального развития, готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков, но и реальную групповую ситуацию в том или ином классе или параллели, существующие актуальные проблемы.

Просветительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания. Например, такой запрос, касающийся психологических требований к определенным профессиям, может поступить от старшеклассников.

Для подростков социально-психологические знания могут стать чрезвычайно акту­альными после тяжелого внутригруппового конфликта или нарушения взаимоотношений со значимым учителем. Психолог должен быть готов в такой ситуации предложить школьникам реальную научную информацию, позволяющую им по-другому посмотреть на ситуацию.


Просвещение педагогов

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая школьной психологической практики.

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам: организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Весьма непростым является вопрос о формах и методах организации просвещения. Известно, что такие «классические» мероприятия, как лекция или семинар, в силу объективных причин (например, загруженность учителей) и некоторых профессионально-личностных особенностей педагогов (склонность к созданию и закреплению различных стереотипов, повышенная личностная тревожность и другое) являются крайне неэффективными.

В рамках нашей модели мы следующим образом формулируем основной принцип просвещения педагогов— органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности (то есть знание как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос учителя или воспитателя). Соответственно, просветительская работа должна быть вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов и т. д.


Просвещение родителей

Общая цель консультирования заключается в создании социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего— родителей) к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения. В первую очередь это необходимо при решении возникающих проблем. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства школьного психолога в семейную ситуацию.

В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей. В отношении просвещения с равной силой проявляются как проблемы отбора содержания, так и форм ведения такой работы.

\Если говорить о содержании, то в задачи школьного психолога не должна входить передача систематизированных психологических знаний родителям (при всем благородстве и значимости этого). Пользуясь редкими встречами с родителями, психолог может попытаться ввести их в актуальные проблемы детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития. Условно говоря, психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент школьного обучения и психологического раз­вития, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения. Для этого могут использоваться короткие психологические беседы на классных собраниях (лучше, если они приурочены к проводимым диагностическим исследованиям), специальные родительские дни, совместные встречи родителей и детей.

Источник

Роль психологического просвещения в работе психолога образования

Когда психолог работает в направлении повышения психологической грамотности клиентов в пределе психологической культуры общества, он занимается психологическим просвещением. В исследовательских работах по психологии можно найти описание уровней психологической культуры отдельного человека, сообщества. Б.С.Гершунский работая над проблемой менталитета в образовании соотносит понятия «культура» и «компетентность» следующим образом. К первому уровню он относит грамотность, где находятся знания о предмете. Второй уровень представлен компетентностью, которая включает в себя умения применять полученные знания. К третьему уровню относится культура – ценностно-смысловой уровень образования.

Что относится к инновационным формам психологического просвещения

Рисунок 1. Иерархические уровни психологической культуры

В таком же виде можно представить иерархию уровней психологической культуры в динамическом процессе. Психологическая грамотность вбирает в себя знания о психологических феноменах и закономерностях психологических реалий, в которых существует человек. Именно они обеспечивают индивиду адекватное поведение и возможность взаимодействия. Психологическая компетентность характеризует личность со стороны эффективного использования полученных знаний при решении жизненных задач.

Психологическая культура – обретение личностью ценностей и смыслов в жизнедеятельности.

Феномен компетентности включает в себя несколько компонентов структуры:

Если компетентность является целью обучения, то за основу следует брать модель:

Грамотность и компетентность различаются тем, что у них разный уровень успешности поведения. Знания без опыта и оценки личностных качеств остаются только знаниями и не влияют на деятельность человека. Психолог В.В.Семикин главным критерием психологической компетентности предлагает считать эффективность и успешность взаимодействия человека с социумом. Зрелой психологической культурой, служащей универсальным механизмом человеческой саморегуляции, ученый называет высший уровень развития психологической культуры. В различных формах социального взаимодействия человек пользуется этим механизмом, обеспечивая себе эффективное, безопасное и гуманное взаимодействие с людьми.

Все психологические проявления поведения человека описать, конечно, невозможно, но основы знания о ценностном отношении к себе, другому человеку, окружающему миру передать в образовании можно, что позволит создавать способы поведения в различных жизненных ситуациях. Поэтому психологическую культуру можно рассматривать как конечную цель психологического и педагогического образования. Если говорить о критериях психологически культурного человека, то это духовные ценности и зрелость личности.

Основная задача психологического просвещения

Задача психологического просвещения заключается в помощи людям в преодолении трудностей решения жизненных проблем, в осознании причин неудач и нахождении путей решения. Человек должен понимать особенности психологической реальности. Непросто выстраивать межличностные отношения, видеть и устранять причины школьной неуспешности, трудности в отношениях детей и родителей, справляться со стрессом и мотивировать себя на достижение цели.

Целью обучения психологии является овладение знаниями в области выстраивания общения и взаимодействия между людьми в различных условиях жизни.

Специфика психологического знания состоит:

Будущий психолог должен уметь общаться в профессиональной среде, владея терминологией. Каждый термин имеет существенные признаки, а это способствует пониманию психологической проблемы. Выбор профессионального термина связан с методологией, теоретическими концепциями, результатами исследований. Любое психологическое понятие несет в себе большой объем информации.

Психолог, становясь профессионалом, сначала учится обозначать с научной точки зрения феномены человеческого жизненного опыта. А в ходе психологического просвещения, наоборот, переводит значение психологических явлений с научного языка на язык обыденного сознания. В качестве примера приведем шуточную переработку для капустника русской народной песни на язык психологии.

Что относится к инновационным формам психологического просвещения

Проверка психологических знаний на себе

Особенность психологического знания состоит в том, что оно проверяется при проживании определенной жизненной ситуации. Отсюда вытекает особенность психологического просвещения: владение психологом феноменологией жизненного опыта, проявляющегося в рефлексии личности при переживании проблемных ситуаций, умении анализировать опыт окружающих людей. Человек должен узнавать себя в психологическом знании, а для этого любую научную закономерность, психологу нужно иллюстрировать узнаваемой жизненной ситуацией. Иначе психологическое знание не будет узнаваемым, а, следовательно, понимаемым и принимаемым. Существует множество примеров художественных текстов, описывающих различные психологические состояния: переживание, радость, восторг, горе. Такие примеры можно найти в классической литературе, у современных писателей.

Приведем пример психологического текста: «Какие могут быть выходы в ситуации, когда цели есть, стремления к движению есть, но они совершенно невозможны, блокированы? Можно остановиться и подумать о том, что происходит и подождать, и еще больше – можно вернуться назад: на то плато, с которого взобрались на этот склон, который оказался слишком сложным. Что значит – остановиться?» Здесь можно выделить главные акценты: «остановиться, подождать, вернуться» и продолжить ассоциативный ряд: остаться, опоздать, не успеть и т.д. Описано состояние ожидания, чувство западни, когда невозможно продвинуться ни назад, ни вперед. Причем это ожидание отрицательного характера, типа «Нет ничего хуже, чем ждать и догонять». Может ли быть ожидание положительным? Да, когда оно наполнено смыслом, пониманием, что происходит, сути происходящего. «Словно в сосновом бору – смотришь на вековые деревья и внутренне замираешь, чувствуя, что на самом деле всему свое время. Есть другое измерение времени-пространства: внутреннее. И эти часы идут по своему ритму. Важно остановиться и почувствовать их ход. Позволить себе это. Это ожидание есть замирание в предвкушении Чуда. И так здорово уже сейчас, и неважно, что случится потом». Позитивное ожидание можно сравнить с заныриванием в глубину, важно понять самую суть происходящего и вынырнуть уже с другими смыслами, другими ресурсами.

В ходе психологического просвещения необходим достаточный уровень личностной рефлексии. Осмысление собственного сознания и собственных действий. Поэтому занятия по психологическому просвещению возможны, начиная с подросткового возраста, младший школьник может получать только элементы психологических знаний.

Уникальность индивидуального опыта

В ходе психологических занятий возникают возражения слушателей, которые не могут сопоставить свои личные ситуации и общие закономерности. Это объясняется тем, что человеческий опыт уникален. Общие закономерности проявляются через индивидуальные, неповторимые ситуации, за которыми их трудно разглядеть. Но закономерности общего порядка, тоже понятие условное, так как уникальность человеческого поведения не позволяет вписать его в общие рамки. Возникает парадокс: при уникальности и оригинальности человека, наблюдается ряд общих закономерностей социального поведения и развития.

Виды и формы психологического просвещения

Психологическое просвещение может быть контактным и дистантным. Под контактным взаимодействием понимают непосредственную работу психолога и участников образовательного процесса. Дистантное просвещение – это контакт через тексты, видеоуроки, аудиозаписи.

Для психологического просвещения используются разнообразные формы. Это могут быть информационные стенды, статьи в школьных и студенческих изданиях, на страницах интернет-ресурсов. В учебных заведениях формируются планы с включением в них лекций по психологии, дискуссий, социальных акций, выступлений психологов на родительских собраниях, педагогических советах.

Существуют социально-педагогические технологии, такие как:

Психолог, кроме хорошего владения психологическими знаниями, обладанием психологической компетентностью, должен уметь подать материал, то есть иметь литературные навыки, обладать мастерством оратора.

Психолингвистические компетенции психолога включают в себя: знание психолингвистики, теорий и методов дистантного консультирования, знания из филологической области. Психолог должен уметь определить специфику и тематику психологического текста, написать статью научно-популярного направления, прокомментировать другой психологический текст, интерпретировать научную теорию.

При написании научно-популярной статьи необходимо правильно поставить проблему. Это может быть вопрос клиента, проблемная ситуация. Затем понятно описать эту проблему с применением психологических знаний и примеров из литературных произведений. Предложить варианты решения проблемы, сформулировать собственные рекомендации. В статье могут быть описаны эксперименты, опыты, различные точки зрения на существующую проблематику.

Смежными с этим видом компетентности являются профессии практического психолога, филолога. В современном мире интернет служит одним из источников психологического знания. Существуют популярные сайты-библиотеки, авторские сайты, блоги психологов.

Информация делится на научную, научно-популярную и популярную. Не всем текстам в интернете можно доверять. Вот типичные недостатки популярных психологических текстов:

Для того, чтобы написать хороший психологический текст нужно собрать достаточное количество информации для статьи, составить план, познакомиться с изданиями того формата, в котором будет написана статья. Слог должен быть легким, а стиль запоминающимся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *