Что относится к инновационной деятельности доу
Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС
МБДОУ «Детский сад О/В №92» г. Воронеж
Подготовила: воспитатель Клочкова С. В.
Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, т. е. инновационные преобразования приобретают системный характер.
Групповая дискуссия, или мозговая атака (мозговой штурм). Тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений. Методы самообразования педагогов. Научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОУ.
Научно-методический совет – является новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в ДОУ. Включает в себя творческую группу педагогов, заведующего ДОУ и старшего воспитателя (методиста). Разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры. Проводит анализ деятельности ДОУ, результатов использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов, обобщение опыта.
Инновации в содержании образования Педагогические, образовательные технологии Целью инноваций в содержании образования является повышение его качества через инновационные педагогические технологии обучения детей.Для достижения этой цели в ДОУ педагоги используют: • здоровьесберегающие технологии; •технологии проектной деятельности; •информационно-коммуникационные (ИКТ); •коррекционно-развивающие (учителя-дефектологи, учителя-логопеды); •технологии исследовательской деятельности; •личностно-ориентированные ; •игровые.
Классификация проектов:по количеству участников : индивидуальные, парные, групповые (фронтальные);по продолжительности : краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;по приоритетному методу : творческие, игровые, исследовательские, информационные;по тематике : включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Личностно-ориентированные технологии Цель — создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и педагогом, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. В центре внимания педагога — уникальная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор.
Игровые технологии Игра – ведущая деятельность для ребенка дошкольного возраста. Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ
Положение
об инновационной деятельности в детском саду
1. Общие положения
1.1. Данное Положение об инновационной деятельности в ДОУ (детском саду) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и инновационную деятельность.
1.2. Настоящее Положение об инновационной деятельности в ДОУ определяет порядок разработки и реализации инновационной деятельности в детском саду, ее этапы, приоритетные направления развития, формы распространения инновационного опыта и его финансирование.
1.3. Инновационная деятельность представляет собой организованный процесс внедрения в практику научных разработок в области педагогики и психологии. Инновационная деятельность в ДОУ – это целенаправленная комплексная деятельность по созданию (разработке), освоению, использованию и распространению новшеств НОД, вносящая в развивающуюся образовательную среду новые, устойчиво эффективные и стабильные элементы.
1.4. Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
1.5. Реализация инновационной деятельности является одним из механизмов повышения эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения и улучшения качества воспитания дошкольников.
1.6. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ ДОУ.
1.7. Участниками инновационной деятельности могут быть педагогические работники дошкольного образовательного учреждения.
1.8. Педагоги, принимающие участие в реализации вышеуказанной деятельности, обязаны соблюдать Устав учреждения, настоящее Положение и иные акты законодательства.
1.9. Не допускается реализация в ДОУ инновационной деятельности, в ходе которых может быть нанесен моральный или физический ущерб здоровью воспитанников и педагогов.
1.10. Не допускается реализация в ДОУ инновационной деятельности не соответствующей ФГОС ДО.
2. Цель и задачи инновационной деятельности в ДОУ
2.1. Основной целью инновационной деятельности ДОУ является достижение высокой эффективности образовательной работы с воспитанниками на уровне современных требований через максимальную реализацию возможностей и образовательного потенциала ДОУ.
2.2.
3. Приоритетные направления развития инновационной деятельности
3.1. Инновационная деятельность направлена на решение педагогическим коллективом определенных актуальных проблем, с целью обновления процессов обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС, развития ДОУ в целом.
3.2. Направления инновационной деятельности находятся в сфере изменения содержания образования и внедрения новых технологий обучения локального масштаба, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы, совершенствование учебно-методического, правового, финансово-экономического, кадрового обеспечения системы образования.
3.3.
3.4. Приоритетные направления развития инновационной деятельности ДОУ могут изменяться в соответствии с годовыми задачами деятельности ДОУ.
3.5. Инновационный процесс определяет необходимость стратегического планирования и обоснования инновационных практик, социальным требованиям, кадровому потенциалу, уровню методического обеспечения, что позволяет реально планировать систему мероприятий, корректировать деятельность педагогов, соотносить полученные результаты с исходными условиями, анализировать развитие своей инновационной практики, и прослеживать собственную, индивидуальную траекторию развития. Осмысление индивидуальной траектории развития инновационной практики позволяет определить оптимальный механизм, с помощью которого осуществляется управление инновационной деятельностью.
3.6. Развивающаяся инновационная деятельность в масштабах ДОУ является важным компонентом системы непрерывного профессионального развития педагогов и повышения их профессиональной компетенции.
3.7. Эффективность внедрения новшества в практику определяется промежуточными результатами инновационной деятельности, через разработанную педагогами и проектной группой систему диагностики результатов, соответствующую педагогическим целям и задачам определенного этапа инновации, направленных на реализацию целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка.
3.8. Проектные, проблемные, творческие объединения педагогов в рамках реализации инновационной деятельности выполняют функции разработки и реализации нововведений по решению актуальных педагогических и управленческих проблем, а также способствуют консолидации единомышленников, стремящихся совместными усилиями оптимизировать собственную педагогическую деятельность.
4. Мотивация педагогов к инновационной деятельности
4.1. Моральное стимулирование: выдвижение для участия в профессиональных конкурсах на районном, городском, федеральном уровнях, повышение квалификации, участие в методических объединениях, мастер-классах, издание материалов инновационного опыта работы, систематическое обучение педагогических кадров через систему экспериментальной, методической работы в соответствии с их потребностями, проблемами, интересами.
4.2. Материальное стимулирование: система стимулирующих выплат педагогам- новаторам.
4.3. Педагоги, активно участвующие в инновационной деятельности ДОУ премируются в соответствии с Положением о премировании и материальной помощи в ДОУ.
5. Этапы инновационной деятельности в ДОУ
5.1. Диагностический этап (информационно-аналитическая функция). На основе результатов мониторинга обучения и воспитания выявить наиболее проблемные участки педагогической деятельности, требующие новых подходов к организации воспитательно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. На основе педагогического анализа деятельности педагогов выявить основные направления совершенствования профессиональной компетентности.
5.2. Этап выработки единых задач и установок (функция целеполагания). В выработанном направлении научного поиска сформировать общественное мнение педагогического коллектива, при этом необходимо, чтобы каждый педагог понимал важность решения конкретных исследовательских задач, исходя из общего направления работы.
5.3. Этап изучения проблемы (прогностическая функция). Глубокое изучение проблемы, анализ передового инновационного педагогического опыта, работа над ведущими научными идеями и самостоятельное применение этих идей на практике. Определение рамок возможности эффективного педагогического творчества.
5.4. Этап разработки и апробации (организационно-методическая функция). Разработка Программы экспериментальной деятельности в ДОУ и оказание помощи педагогам в организации научно-исследовательской работы, проведение мониторинга развития инноваций и на его основе корректировка экспериментальных проектов.
5.5. Этап гласности (коммуникативная функция). Организация и проведение общественных экспертиз продуктов экспериментальной деятельности ДОУ, широкое обсуждение промежуточных и конечных результатов.
5.6. Этап признания (стимулирующая функция). Представление результатов экспериментальной деятельности педагогической общественности. Распространение продуктов экспериментальной деятельности ДОУ.
6. Порядок разработки и реализации инновационной программы
6.1. Инновационная деятельность осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в творческих группах.
6.2. Коллектив ДОУ может осуществлять инновационную деятельность по одному или нескольким направлениям
6.3.
6.4. Инновационная программа может включать в себя один или несколько инновационных проектов, которые представляет собой документальное оформление целей и задач инновационной работы, описание ее содержания, программы реализации и условий, необходимых для ее проведения.
6.5. Документы инновационной деятельности разрабатываются и представляются педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения в методический кабинет ДОУ.
6.6. Основанием для начала реализации инновационного проекта является приказ заведующего дошкольным образовательным учреждением о проведении инновационной работы.
6.7. Ход и результаты инновационной деятельности представляются и утверждаются на педагогическом совете ДОУ.
6.8. Общее руководство и решение организационных вопросов по реализации инновационных проектов возлагается на заместителя заведующего по методической работе (методиста/старшего воспитателя).
6.9. Эффективность внедрения новшества в практику определяется результатами инновационной деятельности. Оценка эффективности инновационной деятельности ДОУ основывается на принципах открытости и доступности и может осуществляться экспертами разных уровней: педагогический коллектив, администрация, представители структур управления образованием и др.
6.10. Результаты инновационной деятельности предоставляются в форме письменного анализа эффективности осуществляемой работы.
6.11.
6.12. Выходить с инициативой о прекращении инновационной деятельности может руководитель инновационной деятельности или педагогический совет ДОУ.
7. Документация и отчетность
7.2. Анализ эффективности инновационной деятельности представляются заведующему в конце учебного года в виде отчета и приложений к нему.
8. Формы распространения инновационного опыта
8.1. Выступления на семинарах, педагогических советах, методических совещаниях в целях транслирования инновационного опыта по вопросам апробации инновации, обеспечивающей реализацию целевой линии развития ДОУ.
8.2. Оказание консультативной помощи педагогам в процессе подготовки и внедрения инновации.
8.3. Открытые занятия, мультимедийные презентации и другие педагогические мероприятия.
8.4. Публикация инновационных проектов на профильных интернет-сайтах, сайте ДОУ.
9. Финансирование инновационного проекта
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение об инновационной деятельности является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение об инновационной деятельности принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Организация инновационной деятельности в ДОУ
Организация инновационной деятельности в ДОУ
Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.
Организация инновационной деятельности в ДОУ
Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Некоторые организационные моменты:
• Создание структурных подразделений – творческих групп педагогов по проблемам.
• Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).
• Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышения профессиональной и методической компетентности.
Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ:
• Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.
• Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом
• Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т. д.
Основными формами работы с детьми и родителями являются:
• игровые сеансы (индивидуальные и групповые);
• индивидуальные развивающие занятия;
• консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;
• выставки (игровых пособий, литературы);
• праздники, развлечения, открытые просмотры.
Контрольные показатели развития ребенка учитывают:
1. Сенсорное развитие
2. Развитие движений
4. Художественно-эстетическое развитие.
5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта)
Некоторые направления инноваций в ДОУ:
• Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, образовательной программы, годового плана.
• Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
•Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.
• Расширение спектра образовательных услуг для детей,не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги.
• Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
• Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
• Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
• Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
• Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
•Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование цифровых образовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
• Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.
Примеры инновационной деятельности в ДОУ:
• метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
• совершенствование мастерства педагогов;
• поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;
• мониторинг развития каждого ребенка;
• учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
• внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
• формирование основ безопасной жизнедеятельности;
• организация экологического образования дошкольников;
• оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, создание мини-библиотеки)
• создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»
«Предметно-развивающее пространство детского сада»включает следующие компоненты:
•пространство экологического развития: экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.
Инновационная деятельностьДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:
• квалифицированным составом коллектива педагогов;
• наличием и прогрессивностью учебного оборудования;
• наличием современной информационной базы;
• наличием собственных методических разработок.
Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ
Основными элементами инновационного потенциала являются:
• социально-психологические факторы и т. д.
Показатели инновационного потенциала ДОУ:
• научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию
педагогического процесса на одного сотрудника);
• инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования,
участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой
участникам инновационной деятельности).
Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает,что остается нерешенными ряд проблем:
• проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;
• приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;
• поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.
Перспективные направления работы:
• организация сетевого взаимодействия инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.
• участие ДОУ и отдельных педагогов, в научно-практических конференциях, конкурсах, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта
• создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ
• мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов.
«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.
Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.
Организация игровой деятельности дошкольника дома Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют.
Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.
Организация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.
Организация проектной деятельности «Очень интересные родителей профессии» Организация проектной деятельности на тему: «Очень интересные родителей профессии». Цель проекта: познакомить детей с разнообразием профессий.
«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.
Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.
Стажировочная площадка в рамках инновационной деятельности Доброго времени суток, дорогие коллеги! Сегодня хочу поделиться тем, что наш детский сад благополучно закончил работу стажировочной площадки.