Что относится к инклюзивному образованию

Что такое инклюзивное образование?

2. Каждый человек способен чувствовать и думать

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

4. Все люди нуждаются друг в друге

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Включение – это не интеграция:
1. Включение – это больше, чем интеграция
2. Молодые люди учатся вместе в обычной школе
3. Специалисты приходят помогать детям
4. Обычные школы изменяются
5. Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
6. Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
7. Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
8. Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
9. Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

1. НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
2. НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
3. НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
4. НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Основные принципы инклюзии

Важные составляющие инклюзии:

1. Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
2. Всесторонне планируйте инклюзию
3. В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
4. Включайте родителей
5. Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
6. Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Неверные представления об инклюзии:
1. Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
2. Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
3. Фокусирование не на целях, а на действиях
4. Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
5. Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Существующие барьеры:
1. Архитектурная недоступность школ
2. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
3. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
4. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Законодательные ресурсы:
1. Конституция Российской Федерации
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
4. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
5. Конвенция ООН о правах ребенка

Правила инклюзивной школы:
1. Все ученики равны в школьном сообществе
2. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
3. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
4. Планируется и проводится эффективное обучение
5. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
6. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
7. Семьи активно участвуют в жизни школы
8. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
1. Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
2. Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
3. Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
4. Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
5. Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
6. Составлена с целью повышения успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
1. он достаточно гибок,
2. ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
3. он уважает индивидуальные различия
4. он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
5. он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
6. он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

Результаты инклюзии:
1. У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
2. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
3. Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
4. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
5. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
6. Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
7. Существуют процедуры оценки эффективности

Источник

Инклюзивное образование детей: понятие, суть и принципы

Понятие об инклюзивном образовании появилось ещё в 80х годах. И, не смотря на то, что первое инклюзивное образовательное учреждение в России появилось уже в 1991 году, для нас это понятие до сих пор ещё новое и ещё не успело широко распространиться, а потому вызывает множество вопросов у детей, родителей и педагогов.

Инклюзивное образование. Что это?

Инклюзивное образование — это форма обучения, при которой каждому ребенку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.

Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой дети-инвалиды, дети с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.

Суть инклюзивного образования

Инклюзивное образование по сути это совместное обучение здоровых детей и детей, у которых диагностированы нарушения зрения, речи, слуха, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата или другие отклонения здоровья.

Принципы инклюзивного образования

Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей.

Основные принципы

Цель инклюзивного образования

Инклюзивное образование направлено на интеграцию детей с отклонениями в общество, а так же на воспитание у обычных детей толерантности, умения сопереживать и помогать окружающим людям.

Основной целью инклюзивного образования является создание свободной, безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке детей с особыми потребностями.

Дети с ОВЗ в инклюзивной среде активнее общаются со здоровыми сверстниками, чем при обучении в специальных школах. У них появляются возможности для социального взаимодействия, примеры поведения в разных ситуациях, что положительным образом сказывается на их развитии. Образовательная программа в инклюзивных детских садах и школах насыщеннее и полнее, чем в коррекционных, требования к ученикам строже. Благодаря этому и результаты обучения детей с особенностями развития оказываются более высокими.

Инклюзия помогает социальному принятию людей с ограниченными возможностями здоровья. Когда дети впервые встречают мальчика на инвалидном кресле или девочку, которая не разговаривает, они просто не знают, как с ними общаться, боятся обидеть, навредить, испытывают жалость или проявляют агрессию. Но если здоровые ребята постоянно взаимодействуют с детьми с ОВЗ в детском саду или школе, играют, работают над совместными проектами, помогают друг другу в бытовых и учебных вопросах, они перестают воспринимать особенности своих товарищей, как что-то странное и неправильное. В результате дети с ОВЗ становятся полноценными членами общества.

Внедрение и практика инклюзивного образования

Существуют разные виды, методы, формы инклюзивного образования. Дети с ОВЗ могут проводить со здоровыми сверстниками весь учебный день, встречаться только на некоторых предметах несколько раз в неделю, взаимодействовать только на совместных спортивных и культурных мероприятиях. Все зависит от способности и готовности ребенка с особенностями развития воспринимать стандартную школьную программу и находиться в обществе.

Проблемы внедрения инклюзивного образования

Основные причины отчуждения учащегося с особыми образовательными потребностями и трудностями в обучении разделяют на ресурсные и социальные.

Многие барьеры являются частью «архитектурного» окружения, например: отсутствие пандусов, подъёмников, звуковых светофоров на пешеходных переходах и другие. Однако, согласно социальной модели, это — «вторичные» барьеры. Их нужно устранять, но без ликвидации более значимых причин борьба с ними становится бесконечной.

В первую очередь, барьеры в образовании формируются в результате взаимоотношений учеников, родителей и учителей. Другими существенными факторами являются проводимая в стране социальная политика, культура, социальные и экономические аспекты. Барьеры можно обнаружить как в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной политике.

Ресурсные и социальные барьеры

Ресурсные

Включают в себя нехватку материальных средств для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся, а также недостаток знаний и отсутствие понятной школьной политики в отношении инклюзии. Ресурсные барьеры делятся на три фактора:

Социальные

Формирование социальных барьеров происходит в три этапа. Первый — макроуровень — это деятельность государственных политических и социально-экономических институтов, и система законодательства. К нему относятся несовершенство федерального законодательства в отношении образования людей с инвалидностью, несоответствие его международным нормам, отсутствие единой государственной политики в отношении инклюзии и другие.

Мезоуровень связан с идеологией, массовой культурой и социальными отношениями в сфере образования. Основные барьеры на этом этапе — наличие культурных стереотипов к людям с ОВЗ, нетерпимость и нетолерантность, отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью и так далее[31].

Микроуровень — это уровень психологического принятия учителями возможности совместного обучения детей с разными образовательными потребностями, их профессиональные установки, стереотипы и действия по отношению к учащемуся с особенностями развития, а также позиция родительского сообщества[32].

Развитие инклюзивного образования в России

В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег».

Осенью 1992 года был создан проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которого в одиннадцати регионах страны создали экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью.

Чтобы подготовить педагогов к работе с детьми с ОВЗ в 1996 году коллегия Министерства образования и науки ввела в учебные планы педагогических вузов курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».

31 января 2001 года на Международной научно-практической конференции образования приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ.

В 2008 году Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, а в 2012 — утвердила на законодательном уровне.

Инклюзивное образование на территории России регулируется Конституцией, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а также Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Источник

Инклюзивное образование

Что относится к инклюзивному образованию анна дворецкова
Инклюзивное образование

В современном мире общество постоянно ставит такие глобальные задачи в образовательной среде, как модернизация, расширение спектра образовательных услуг, повышение уровня получаемого образования и т. д. Но следует обратить внимание на другую ключевую задачу – а именно, на улучшение уровня доступности образования для всех категорий детей. Ее выполнение возможно только при условии создания комфортной и благоприятной для учеников образовательной среды в учреждениях. Любое государство должно быть нацелено на исключение дискриминации детей, проявляющейся в любом роде и на поддержание детей с особыми образовательными потребностями. Нынешней системе образования требуется переход на качественно новую ступень функционирования, поэтому анализ эффективности моделей инклюзивного образования позволит дать представление об оптимальной среде, в которой любой ребенок будет чувствовать себя неотъемлемой частью учебного процесса.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. То есть, инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. Школы учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми образовательными потребностями).

Перечислим восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,

что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Периоды становления инклюзивного образования с помощью таблицы:

Периоды становления образования для лиц с особыми образовательными потребностями в России и за рубежом

Название этапа Временные рамки Характеристика этапа

Россия Запад Россия Запад

Зарождение. VIII в. до н. э. – XII в. н. э. VIII в. до н. э. – XII в. н. э. Церковное призрение инвалидов. Признание и осознание необходимости закрепления в законодательных нормах правового положения нетипичных детей.

Осознание возможности обучения. XVII в. XII-XVIII вв. Система призрения и первые законодатель- ные акты. Обучение детей с сенсорными нарушениями. Первые специальные учреждения.

Обучение трех категорий де- тей: с наруше- ниями слуха, зрения, ум- ственно отста- лых. Конец 20-х гг. XX в XVIII в. – нач. XX в. Введение специально- го образования. Начало эволюции отечественных учреждений для детей с ООП. Открытие специальных учебных заведений и появление первых законодательных актов о введении специального образования.

Понимание необходимос- ти обучения всех аномаль- ных детей. 70-е гг. XX в нач. XX в. – 70-е гг. XX в Структурное совершен- ствование этой системы, дифференциация, рас- ширение охвата нуждаю- щихся в специальной по- мощи детей. Отсутствие закона о спе- циальном образовании, цензовый характер обу- чения в специальных школах, закрытость си- стемы специальных школ и интернатов, недоста- точность подготовленных педагогических кадров, ограничение участия ро- дителей. Расширение охвата нуждающихся в специальной помощи детей, с учётом вида нарушения. Реализация «модели норма- лизации» – интеграция де- тей.

Включение детей с ООП в общество. с 90-х годов XX века 70-х годов XX века. Российское общество оказалось неподготовленным к интеграции лиц с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений и включению их в общеобразова- тельную систему. Реализация «модели включения» детей с ООП в общеобразовательный процесс

Предпосылки создания инклюзивной системы образования обозначил выдающийся советский ученый Лев Семенович Выготский. Далее в Австрии было создано первое кэмпхиллское сообщество. На всемирном уровне эти принципы закрепились в 1994 году в связи с принятием Саламанской декларации.

Преимущества и недостатки инклюзивного образования

Сначала рассмотрим плюсы для детей с ограниченными возможностями развития:

– Развитие социальных и коммуникативных навыков. Дети участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах.

– Непростые, на первый взгляд, задачи, вынуждающие ученика приспосабливаться к базовой программе, позволяют актуализировать его внутренние комплексы и проблемы. Появляющиеся у ребенка трудности в процессе обучения заставляют его как-то с ними справляться, внутренние ресурсы ребёнка включаются и помогают ему подстраиваться под окружающую его среду.

Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает детям доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети-инвалиды могут освоить).

Инклюзивное образование позволяет задействовать групповую учебную деятельность и даёт возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде.

– Чувствуя такое же отношение к себе, как и ко всем остальным, ребенок не ощущает своих недостатков и не воспринимает себя исключённым, аутсайдером. К нему предъявляют такие же требования, как и ко всем, вследствие чего развитие ребёнка с особенностями мало чем отличается от развития ребёнка без особенностей.

– Возможность вхождения в общество (социализации) вместе и наравне с другими членами социума. Примером может служить посещение мест культурного отдыха (театры, музеи и кинотеатры) адаптированных к необходимым потребностям, облегчающим пребывание в этих местах, то есть «доступная безбарьерная среда».

– Возможность иметь по жизни и в период получения образования психологическое, психолого-социальное, коррекционное и социализирующее сопровождение. Эти типы сопровождения могут и должны обеспечивать специалисты, подготовленные к преподаванию по инклюзивному типу.

Плюсы для детей с нормальным развитием:

– В инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников.

– У детей с обычным развитием больше знаний о том, что означают «ограниченные возможности», и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.

Минусы для детей с ограниченными возможностями развития:

– Психологическая травма. Ученик с ограниченными возможностями может выступать в роли слабого звена в коллективе. Другие дети – ещё не совсем сформировавшиеся и созревшие личности, они могут неадекватно воспринимать инвалида, выражать признаки агрессии, непрвиетливость.

– Не все школы имеют возможность финансово создать необходимые условия для инвалидов. Государство выделяет недостаточно средств для создания безбарьерной среды, то есть школы, в которой ребёнок с ограниченными возможностями будет чувствовать себя комфортно.

– Отсутствие нужного количества квалифицированных кадров (тьютеров, учителей-воспитателей, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, психологов, имеющих соответствующие знания по сопровождению детей, нуждающихся в инклюзивной форме образования.

Минусы для детей с нормальным развитием:

«Особые» дети могут сильно тормозить остальной класс, расхолаживать его, нарушать учебный процесс. Будет снижаться качество образования для обычных детей».

Таким образом, совместное обучение детей здоровых и имеющих особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних. Достоинств у такого вида образования множество. Из минусов, в основном, выделяют недостаточную материально – техническую базу и отсутствие квалифицированных кадров. Мировой опыт подтверждает, что дошкольники, обучающиеся в совместных группах, демонстрируют более высокие результаты.

В России первые инклюзивные учреждения появились в 80-90-х годах. В 1991 году в Москве появилась школа инклюзивного образования «Ковчег», по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации. А в 1992-м году началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

С какими же основными проблемами инклюзивного образования сталкиваются педагоги в образовательных учреждениях?

1. Отсутствие опыта – преподавательский состав не в полной мере ознакомлен с особыми потребностями детей-инвалидов. Педагоги должны координировать усилия и понимать потребности класса с точки зрения развития навыков.

2. Отсутствие опыта работы с тяжелыми формами инвалидности — ученики с серьезными и глубокими нарушениями требуют большей адаптации и медицинской помощи. Учителя должны быть способны справиться с тяжелыми формами инвалидности и создавать планы уроков, основанные на индивидуальных способностях ребенка. Отсутствие опыта может привести к тому, что ребенок не будет в полной мере развиваться с физической, интеллектуальной и социальной стороны.

3. Включение всех учеников в разные формы деятельности – учителя должны решить, как класс будет общаться друг с другом и поощрять участие. Если отсутствует адаптивное оборудование или адаптивные средства коммуникации и языка, то это затрудняет работу учителей в рамках единого класса. [1]

4. Дефицит тьюторов – обычно в инклюзивных классах есть основной педагог и тьютор (помощник педагога для работы с «особенными детьми»). Из-за характера класса и размера крайне важно, чтобы было соответствующее количество помощников учителей.

5. Психологическая готовность здоровых детей к восприятию детей-инвалидов – учителя не должны терпеть нечувствительность и жестокость, их цель научить пониманию, состраданию, уважению и коллективной поддержки.

6. Психологическая готовность родителей – роль учителя показать родителям детей с особенными потребностями, что их детям ничего не угрожает, и участие в общем образовательном процессе будет стимулировать их всестороннее развитие и социализацию. Что касается родителей здоровых детей, педагогический коллектив и администрация школы должны показать все преимущества внедрения новых образовательных стандартов.

7. Отсутствие навыков разработки индивидуальных образовательных планов с учетом потребностей всех учеников в классе.

Большинство представителей профессиональной группы понимают, что инклюзия — это не просто модное нововведение, но вызов времени,связанный с различными факторами: общим ухудшением состояния здоровья детского населения, желанием родителей и детей-инвалидов получать образование на равных условиях и в удобной среде; демократическими преобразованиями в обществе.

Сегодня инклюзивное образование в России должно считаться одним из приоритетов государственной политики.

Инклюзия. Инклюзивное образование. Дети с ОВЗ Инклюзивное образование. Дети с ОВЗ. Сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы.

Инклюзивное образование. Конспект занятия с детьми с ОВЗ, ОНР на примере музыки П. Чайковского Авторская разработка ВАЛЕНСКОЙ ЛИАНЫ ВИКТОРОВНЫ Музыкального руководителя 1 категории и детского хореографа одного из занятий с детьми.

Инклюзивное образование. Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения Инклюзивное образование. Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения. Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения.

Инклюзивное образование. Сложности внедрения инклюзии ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Сложности внедрения инклюзии В соответствии с актуальными статистическими данными в России насчитывается более.

Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно.

Рабочая программа логопеда в средней школе (инклюзивное образование, ТНР) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Логопедические занятия» (Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся средней школы). Пояснительная записка.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование- ступени равных возможностей» У них такие же сердца, такие точно мысли,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *