Что относится к информационным технологиям в образовании
Информационные технологии в образовании
В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Поэтому в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно–образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно–воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению студента в информационное общество.
Анализ понятия «информационные технологии» в образовании. Информационные технологии в образовании
Целью ИТ является качественное формирование и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями пользователя. Методами ИТ являются методы обработки данных. В качестве средств ИТ выступают математические, технические, программные, информационные, аппаратные и др. средства.
ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью.
1) К первой группе принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, Интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.
2) Вторая группа содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее.
— технологии с избирательной интерактивностью
— технологии с полной интерактивностью.
Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п. По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии.
В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно paзличают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием. В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.
К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:
— технологии, использующие компьютерные обучающие программы;
— технологии дистанционного обучения.
— компьютерные ИТ предъявления информации
Современные средства компьютерной техники можно классифицировать как:
Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов и используются в военной и космической областях, и фундаментальных научных исследованиях, глобальном прогнозировании погоды. Данная классификация довольно условленна, так как интенсивное развитие технологий электронных компонентов и совершенствование архитектуры компьютеров, а также наиболее важных их элементов приводят к размыванию границ между средствами вычислительной техники.
Автоматизированная обучающая система на основе гипертекстовой технологии позволяет повысить усвояемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста дает возможность провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из оптимальных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы дают информацию таким образом, что и сам обучающийся, следуя графическим или текстовым ссылкам, может применять различные схемы работы с материалом. Все это позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению.
Следует выделить основные дидактические требования, предъявляемые к ИТО, с целью повышения эффективности ее применения в образовательном процессе.
К ним относятся:
— мотивированность в использовании различных дидактических материалов;
— четкое определение роли, места, назначения и времени использования КОП;
— ведущая роль педагога в проведении занятий;
— тесная взаимосвязь конкретного класса КОП с другими видами применяемых ТСО;
— введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;
— соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;
— учет того, что введение в комплект учебных средств КОП требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;
— обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;
— обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и другие.
Современный период развития цивилизованного общества характеризуется процессом информатизации, одним из приоритетных направлений которого является информатизация образования. Существенным компонентом процессов информатизации является разработка и использование педагогических программных средств, базирующихся на различных информационных технологиях. В последнее время одним из актуальных становится направление, базирующееся на использовании в педагогических программных средствах компьютерных сетей.
Применение компьютерных сетей в процессе обучения различным учебным дисциплинам требует от преподавателя знаний как в области подготовки сценария учебного курса с учетом возможностей инструментальных средств разработки программ, так и знаний в области методики преподавания конкретной дисциплины. Это объясняется широкими возможностями применения компьютерных коммуникаций и сетей в практической деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Материалы для методического семинара
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Информационно-коммуникативная компетентность – один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее − активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.
Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. А значит, успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от их применения. Другими словами, информатизация − это важнейшее направление модернизации системы образования.
Компьютерные технологии обучения — совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени),
2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).
На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Использование ИКТ способствует изменению целей, содержания обучения, в том числе и контроля, что влечет за собой появление новых методов, средств и организационных форм обучения и контроля.
Возможности ИКТ как инструмента деятельности человека и принципиально нового средства обучения приводит к появлению новых методов, средств, организационных форм контроля и более интенсивному их внедрению в учебный процесс.
Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.
Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век [4]:
необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;
фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;
возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;
теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.
Во внедрении ИКТ в образование в можно выделить три этапа:
современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;
будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями (ОТ).
Процесс разработки новых технологий образования на основе интеграции ИКТ и ОТ уже идет в ряде фирм, активно выступающих на рынке образовательных услуг.
Актуальность и важность для создания системы образования информационного общества разработки комплекса соответствующих образовательных средств на основе интеграции ИКТ и ОТ делает необходимым проведение всестороннего исследования этого процесса и рассмотрение его с системных позиций.
3.Системные основы интеграция ИКТ и ОТ
Системный подход к интеграции ИКТ и ТО основывается на выявлении всех существенных факторов, устанавливающих связь между элементами и формирующих целостные свойства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых общим замыслом и единой целью.
Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий с системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия педагога и учеников. Особенностью такого взаимодействия является творческая деятельность педагога и учеников как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, которая во многом зависит не только от профессионализма учителя и знаний учеников, но и от эмоционального настроения, создаваемого в процессе обучения, а также от наличия соответствующих стимулов, от условий занятий и многих других факторов. Все это усложняет формализованное описание процесса обучения и затрудняют определение количественных оценок эффективности.
Рассматривая элементы сложной системы ИТО, следует отметить, что в образовании важным условием успешной интеграции технологий является профессиональная подготовка преподавателей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию систем и средств новой интегрированной технологии обучения. Каждый участник обучения на основе ИТО, включая администрацию учебных учреждений, должен обладать необходимой информационной грамотностью и пониманием используемых технологий. В некоторых странах для этого необходимо даже иметь соответствующий сертификат. Например, такое требование существует в Великобритании. Введение сертификатов для участников процесса обучения позволяет упростить внедрение ИТО и повысить адекватность оценок эффективности технологий.
При внедрении ИТО необходимо понимать, что это процесс сложный и требующий больших затрат.
развитие нормативной базы;
создание нового организационно-методического и научно-методического обеспечения в области образовательных систем и технологий;
создание материальной базы ИКТ;
создание системы подготовки и переподготовки кадров образования.
Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:
организацию семинаров и учебных курсов для администрации и сотрудников вузов, преподавателей школ и учебных центров по применению в обучении новых ИТО;
создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с применением новых ИТО;
активизацию работы по созданию тематической системы «ИТО» в рамках международной информационной сети по ИТ;
подготовку соответствующего комплекса мероприятий для включения их в «Программу движения Москвы в информационное общество»;
разработку методологических и методических основ системного анализа и синтеза ИТО, методов оценки обучения и образования на их основе;
разработку предложений по финансированию внедрения интегрированных информационно-коммуникационных технологий в образование за счет международного сообщества.
В условиях информационного общества, резко и постоянно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный специалист. Интеграция компьютерных технологий и учебного процесса способствует его интенсификации, модернизации системы подготовки будущего специалиста, повышения качества обучения, выработке умения самостоятельно добывать новые знания, реализации идеи развивающего и непрерывного обучения. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, использование которых в учебном процессе будет эффективным только в том случае, если у будущих специалистов будет сформировано правильное представление о месте и роли данных технологий в учебном процессе.
Будущим специалистам необходимо иметь соответствующую подготовку в области знания и применения информационно-коммуникационных технологий в быстро изменяющихся условиях информационного общества; владеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт практического использования компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности. Кроме того, в условиях становления дистанционного образования, необходимо владеть современными компьютерными средствами обучения, в том числе и контроля.
Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно- коммуникационных технологий не обойтись.
Первый шаг, который делает учитель, обращаясь к компьютерной технологии обучения, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
Ознакомление с программной продукцией целесообразно начинать с изучения средств, создающих т.н. компьютерную среду. К этим программам относятся программные инструкции, советы, рекомендации по самому широкому кругу вопросов. С ними учитель может проводить и классные, и внеклассные занятия, освобождая себя от многократного повторения учащимся одних и тех же прописных истин, от налета субъективности в оценке учебных успехов учащихся, помогая осваивать им технологию самообучения.
Компьютерную среду создают также справочно-информационные материалы. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить на уроке большую наглядность и доказательность, использовать эти программы для наведения разного рода справок и для самопроверки, для предоставления образца выполнения какого-либо задания на конкретном предметном материале.
Роль контроля в процессе обучения имеет приоритетное значение, поэтому все вышесказанное о внедрении информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, способствует и проникновению ИКТ в процесс контроля, как важного и неотъемлемого элемента процесса обучения.
Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.; Под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.; С. 3
Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000.
Проект Программы информатизации московского образования (подготовлено МИПКРО, Центром информационных технологий и учебного оборудования под руководством А.Л. Семенова). – М.: МИПКРО, – 2000. – 21 с.
Статья «Роль и место информационных технологий в образовании»
Тема Роль и место информационных технологии в моей профессии.
Обуховой Анастасией Александровной
Введение.
В соответствии с требованиями ФГОС современный ученик по окончании должен уметь добывать новые сведения, адаптировать их под себя и использовать в различных ситуациях. С каждым днём в мире происходят всё новые и новые открытия и данные быстро устаревают, поэтому так важно использовать информационные ресурсы сети интернет и уметь выбирать из всего многообразия информации достоверную. Кроме средств сети интернет, которые позволяют сделать информацию более доступной, современные компьютерные технологии позволяют вести обучение дистанционно и осваивать знания в любое доступное для этого время.
Данная исследовательская работа посвящена вопросу изучения особенностей использования информационных технологий в процессе обучения.
Целью работы является исследование воздействия информационных технологий на процесс обучения.
1. Выяснить основные причины использования информационных технологий в современном образовании.
2. Определить степень вреда и пользы информационных технологий в образовании.
3. Написать по итогам работы статью и опубликовать её в средства массовой информации.
Объект исследования: процесс обучения.
Предмет исследования: информационные технологии в образовании.
Гипотеза: предположительно дистанционное обучение при помощи информационных технологий также эффективно в современном мире, как и очная форма обучения.
Методы работы: изучение теоретического материала по данному вопросу, наблюдение, анкетирование.
Практическая значимость работы: позволит обратить внимание на недостатки современного использования информационных технологий при дистанционном обучении, так как в современном мире так сложилась эпидемиологическая ситуация, что все ступени образования в одночасье были вынуждены перейти на дистанционный формат.
Научная новизна работы: заключается в широком и всеобъемлющем анализе современных информационных технологий и проблем, связанных с их применением в рамках психолого-педагогической деятельности.
Современные информационные технологии в образовании.
Трудно представить современное образование без информационных технологий. Так как объём информации и количество способов её получения и хранения с каждым днём растёт, то не использовать этот ценный ресурс в образовании было бы глупо. Определим, что входит в термин информационные технологии.
Под информационными технологиями понимают процессы хранения, преображения, представления и использования информации при помощи электронных средств. В связи с чем в современном образовании идет процесс информатизации и цифровизации образования. Суть данных процессов сводится к обеспечению условий для свободного доступа для педагогов и обучающихся к больших объёмам постоянно меняющейся (активной) информации для повышения качества образования (в базах данных, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях). Современные информационные технологии позволяют делать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, так как дидактические программные средства имеют большое количество индивидуальных настроек, что позволяет учащимся строить свой образовательный маршрут самостоятельно (то есть устанавливать скорость изучения, объем учебного и вспомогательного материала, ориентируясь на уровень его трудностей, собственные возможности и жизненные цели).
Также повышение качества образования, на основе современных исследований, достигается путём использования мультимедиа-систем(ММС), которые углубляют и расширяют знания, позволяя сократить время на их изучения. Мультимедиа технологии позволяю задействовать различные каналы восприятия информации (аудио, видео) и интерактивное включение обучающегося в поисковую и познавательную деятельность. Современные информационные технологии в образовании построены так, что они адаптируются на уровень конкретного обучающегося и вовлекают его в процесс обучения, постепенно повышая уровень сложности информации и заполняя пробелы в знаниях. По данным исследователей информационные технологии при грамотном их использовании повышают качество образования в 2-5 раз.
В первые компьютеры начали использоваться в образовании в 80-е годы 20 века, и в начале это было просто знакомство с компьютером как новым техническим средством. С увеличением объёмов информации и совершенствованием возможностей компьютера, он постепенно из объекта для изучения стал необходимым средством для получения информации. Этому способствовало появление всемирной информационной сети Интернет, которая даёт возможность из любой точки мира получить доступ к различным данным, а таже обучать несмотря на время суток и географическое положение.
Информационные и коммуникационные технологии — это обобщенное понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Наиболее важной частью в информационных технологиях является компьютер, оснащённый специальным программным обеспечением, а также средства телекоммуникации (с имеющейся на них информацией). Наиболее часто используемыми в процессе обучения являются такие технологии, как текстовые процессоры, электронные таблицы, программы работы над презентациями, системы управления базами данных, обучающие тренажёры и т.д.
Учёные выделяют несколько направлений по использованию информационных технологий в сере образования:
· как средство обучения (для повышения качества и эффективности-);
· как средство познания себя и окружающей действительности;
· как объект изучения;
· как средство творческого развития;
· как средство автоматизации контроля, коррекции и тестирования;
· как средство коммуникации, для получения и передачи опыта педагога;
· как среда для взаимодействия между учителями и учениками;
· как средство интеллектуального досуга;
· как средство управления учебным заведением и процессом обучения.
Диаграмма-1. Основные направления применения информационных технологий.
Исследователи склоняются к тому, что наличие больших возможностей и перспектив предоставляемых средствами информационных коммуникаций требуют особого процесса преподавания и разработки специальных методик и технологий их применения для достижения наиболее эффективных результатов. Изменения в содержании ведут к изменению в характере и типе учебных материалов. А также в системе подготовки кадров. Потому, что при использовании тех или иных средств информационных технологий, существуют свои отдельные нюансы [6].
Особенно это проявляется в сфере дистанционного образования. Если раньше использовались в основном печатные, аудио- и видеоматериалы, то теперь это представляет собой комплекс мероприятий, в число которых входят не только перечисленные средства, но и онлайн-лекции, дистанционные консультации и интерактивные обучающие программы. Результатом развития программного обеспечения стала разработка программ интерактивного самообучения для пользователей, которая способствует успешному взаимодействию между пользователем и компьютером, в частности, благодаря графическому интерфейсу пользователя, упрощения процесса коммуникации с другими компьютерами (создание сети-интернет) [2].
Развитие современных сетевых технологий позволяет быстро осуществлять поиск готовых образовательных продуктов, но большое количество не всегда соответствует качеству продукта. Так как разработка данных программных продуктов требует слаженной работы педагогов и программистов, способных реализовать необходимые требования по качеству материалов. А это выливается в большие финансовые вложения, которые не всегда окупаются, а соответственно не являются перспективным коммерческим продуктом, что приводит к низкому качеству исполнения.
Отдельным «минусом» к созданию данных продуктов является отсутствие перечня требований (нормативной базы), которым должна соответствовать программа.
Одно наличие технических средств в образовательном учреждении, не является достаточным условием для её эффективного применения в процессе обучения. Существует ряд проблем, возникающих в процессе их использования:
— небольшое количество программ, соответствующих программному материалу,
— адаптация образовательных продуктов, которые разработаны в других странах, усложняется за счет отличий в языке, культуре, школьных планах;
— материальные, технические и организационные трудности создания работоспособных взаимодействующих групп техников и педагогов для реализации образовательных идей в компьютерных разработках);
— недостаточный уровень владения техническими средствами для эффективного применения;
— нецелесообразное применение средств [13].
Как любая информация, так и информационные технологии является средством педагогического процесса, но только педагог может решить, как грамотно и целесообразно её применить. Данные технологии дают несомненные преимущество и являются неотъемлемой частью современного образования, по сравнению с традиционными. Это связано в первую очередь с тем, что окружающая нас действительность требует включения технических средств в процесс обучения, так как это является необходимым условием для привлечения интереса и возникновения желания к познанию. То есть необходимо для формирования мотивации к обучению.
Информационные технологии позволяют осуществить: информационную насыщенность; показ наглядно представленной информации существенно нового уровня; возможность сочетания логического и образного способов овладения информацией; возможность представления содержания на трех уровнях: наблюдения, теоретическом и практическом, что позволяет интегрировать абстрактность теоретического с конкретикой и наглядностью практического знания; реализация личностного подхода к учебе: возможность подстраиваться под индивидуальный стиль того, кто учится; возможность осуществления интерактивного взаимодействия, общения в информационно-образовательном пространстве; расширение средств для реализации учителем творческих подходов к методике преподавания предмета[4].
Главными проблемами, над которые ученые и методисты работают в настоящее время это: эффективность информационных учебных программ; классификация ИТ; влияние компьютерных технологий на психофизиологическое состояние ученика; коммуникация субъектов обучения; сочетание традиционных и информационных средств обучения; формирование информационной культуры будущих учителей; использование средств ИТ в изучении разных дисциплин школьного курса [7].
Виды информационных продуктов, используемых в образовании:
— электронные энциклопедии, справочники, учебники,
— контролирующие среды, которые позволяют проконтролировать уровень изученного материала;
— комбинированный ресурс (наиболее желательный, но существенно более редкий вид),
— творческие среды, которые позволяют ученику выявлять и развивать свои уникальные способности во время работы над информационными проектами,
— программы-конструкторы, которые позволяют проводить исследование в разных или узкоспециализированных областях знаний;
— игры, которые направлены на интеллектуальное развитие.
Учёные и исследователи сходятся во мнении, что эффективность использования информационных технологий, зависит от грамотного их применения в противном случае способствует снижению качества освоения материала и отвлекает от учебного процесса.
Основным требованием к современному педагога для работы с информационными технологиями является способность находить нужную информацию, анализировать ее и использовать в практической деятельности, уметь ориентироваться в постоянно меняющейся действительности и использовать инновационные технологии и средства. В связи с этим необходимо при подготовке педагогических кадров обращать особое внимание на использование информационно-коммуникативных технологий, как неотъемлемой части современного образовательного процесса. Молодые специалисты должны готовиться в атмосфере осознания важности использования технологий для обеспечения доступности и качества образования, для эффективного воспитания современных выпускников способных ориентироваться в информационном обществе [10].
ИТ предоставляют доступ к большому количеству диагностических материалов, созданных с помощью компьютера, который служит базой для организации в школе информационно-аналитического центра учебно-воспитательной работы, в котором собраны материалы всех направлений работы школы, которые поданы в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем и тому подобное. Работать с такой базой легко, поскольку данные хранятся в электронном виде, который дает возможность в любой момент, получить нужную информацию.
В отрасли образования отмеченные технологии находят применение во многих направлениях деятельности, в частности, обновляется содержание образования, начинается дистанционное обучение, внедряются новые формы общения: электронная почта, видеоконференции, участие в работе Интернет-форумов и др. [14].
Дистанционное обучение.
Отдельным направлением для применения информационных технологий является дистанционное обучения. Основным преимуществом данного вида обучения является возможность обучения в любое свободное для этого время.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [9].
Дистанционное обучение(ДО) — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством [8].
Характерные черты ДО:
· гибкость (обучающиеся могут учиться в любое время, в любом доступном месте и том темпе, который им подходит);
· модульность (обучающиеся получают целостное представление о предмете, педагогу отводится роль координатора).
· специализированный контроль качества обучения (экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы проходят при помощи информационных технологий)
· специализированные технологии и средства обучения (система методов, форм и средств взаимодействия с человеком, позволяющая осваивать учебный материал на расстоянии: аудио-, видеоматериалы, текстовые файлы, вебинары, онлайн-лекции и т.д.).
Дистанционное обучение – это учебно-воспитательный процесс, который построен на основе использования интерактивных информационных технологий в своей организации. В ходе использования, которых процесс взаимодействия педагога и обучающегося, а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область познания.
То есть под процессом дистанционного обучения, подразумевается процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, их общение, общение учащихся между собой, а также наличие в системе организации процесса необходимого комплекта средств обучения для получения новых знаний на расстоянии.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми
ИТ предоставляют доступ к большому количеству диагностических материалов, созданных с помощью компьютера, который служит базой для организации в школе информационно-аналитического центра учебно-воспитательной работы, в котором собраны материалы всех направлений работы школы, которые поданы в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем и тому подобное. Работать с такой базой легко, поскольку данные хранятся в электронном виде, который дает возможность в любой момент, получить нужную информацию [12].
Для педагога психолога возможность работы с информационно-коммуникационными технологиями в основе своей связана:
1. Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
2. Повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
3. Облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью;
4. Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение);
5. Виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т. к. взаимодействие протекает в системе «человек-человек»;
6. Моделирование продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование), необходимых для освоения развивающих и коррекционных задач;
7. Выбор индивидуального темпа, объема получаемой информации и времени обучения.
Информационные технологии активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.
Вот перечень некоторых направлений:
— Организационно-методическая работа (сбор и классификация информации о классных коллективах и отдельных учащихся, разработка программ, занятий, сбор и анализ диагностических материалов и т.д.)
— Фиксация и хранение результатов.
— Электронная библиотека (возможность иметь постоянный доступ к различным источникам информации для роста и самосовершенствования в профессии).
— Психологическое просвещение и консультирование.
— Коррекционная и развивающая работа (особая роль отводиться специальным программам, направленным на развитие и коррекцию п ознавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей).
— Развивающие психологические тренажеры.
— Курсы повышения квалификации.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что при помощи ИКТ в работе педагога-психолога осуществляется документооборот, проводятся различные развивающие занятия и разработка методических материалов, проводится просветительская работа и работа по повышению квалификации, а также личностному росту, как профессионала, обмен опытом и расширение информационной базы.
Заключение:
Использование информационных технологий в учебном процессе имеет в себе психологический аспект, который состоит в готовности учителя квалифицированно использовать их, и в готовности ученика воспринимать ИТ как учебное, а не развлекательное средство. При успешном применении ИТ возрастает самооценка учащихся, формируется атмосфера равноправного сотрудничества между педагогом и учеником. Успешность применения информационно-коммуникативных технологий зависит от грамотного и квалифицированного применения, а при нецелесообразном использовании, даже приводит к снижает качества образования.
Использования информационных технологий упрощает обработку, хранение и документооборот, позволяет вести просветительскую работу, находясь на расстоянии (дистанционное образование), а также обмениваться опытом с коллегами, общаться с детьми и многое другое. Но при использовании всего разнообразия информационных технологий нужно помнить здоровьесберегающих технологиях, а также о соблюдении санитарных норм.
Список литературы:
1. Ахренов В. Н., Ахренова Н. А., Белоус Е. Ю. Дистанционное обучение-2020 и проблемы киберсоциализации участников образовательного процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 6-13
2. Богданова Д.А. О некоторых возможностях использования современных разработок в информационно-коммуникационных технологиях для образовании/ Д.А.Богданова// Ученые записки ИСГЗ.– 2015.– № 1.– С.54-59.
3. Елькина И. Ю. Чувство изоляции как коммуникативный барьер в условиях дистанционного обучения // Педагогическая деятельность как творческий процесс: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, 29 октября 2020 г. – Махачкала: АЛЕФ, 2020 – 639 с. С. 232-238
4. Кликушина Н. Ю. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе: учебное пособие / Н. Ю. Кликушина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Ом. гос. техн. ун-т». – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 83 с.
5. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – М.; Киев: София, 2001. – 316 с. ISBN 5-220-00379-8
6. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А. В. Осин. – Москва: Агентство «Издательский сервис», 2010. – 326 с.
7. Подкопаев О.А. К вопросу об информационных технологиях в дистанционном образовании / О.А. Подкопаев // Преподаватель как субъект и объект информационно-образовательной среды вуза ХLIII научно-методическая конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников. Под редакцией О.А. Корниловой. – 2016. – С. 278-282.
8. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е.С. Полат.— М.: Академия, 2006.
9. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.- стр. 17
10. Решетникова Н.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в современном образовании / Н.В. Решетникова // Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 5 частях. – 2012. – С. 121-122.
11. Рогачёва П.С., Семергей С.В. Проблемы дистанционного образования в период пандемии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2020. – Том 12, № 4. – С. 85-93.
12. Савин А.Б. Применение информационных технологий в образовании / А.Б. Савин, А.С. Соловьёва // Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. – 2012. – С. 129-131.
13. Федотова Д. Э. Мультимедийные технологии: [к сб. в целом] учебное пособие / Федотова Д. Э. – Москва: МГТУ МИРЭА, 2013. – 130 с.
14. Черкашина Н.В. Использование информационных технологий в образовании / Н.В. Черкашина // Ученые записки ИСГЗ. – 2014. – № 2 (12). – С. 72-77.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.