Что относится к информационным ресурсам общества составьте таблицу ссылок
Практическая работа: Работа с информационными и образовательными ресурсами
Практическая работа: Работа с информациоными и образовательными ресурсами
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа: Работа с информационными и образовательными ресурсами»
Информатика. Лабораторная работа «Работа с информационными и образовательными ресурсами»
Тема: Работа с информационными и образовательными ресурсами
Цель работы: Познакомиться с основными информационными и образовательными ресурсами. Научиться использовать Интернет-ресурсы для оптимального поиска образовательной и специальной информации с учетом специфики поставленных задач.
Используемые программные средства: браузер Internet Explorer (или его аналог), поисковые серверы, MS Word.
знать
Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека. Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические переводы, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.
В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов — их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов.
Конечно, к современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде.
Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».
В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы. К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д.
Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах помимо традиционной учебной продукции широко представлены компьютерные программные средства, используемые в образовательном процессе, разнообразные учебные материалы на компакт-дисках, содержащих обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии, объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические справочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме, т. е. режиме прямого доступа.
В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов. Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.ru на государственном образовательном портале www.edu.ru.
Особое место в информационных ресурсах в последние годы стали занимать электронные книги, отличительной чертой которых является использование технологии гиперссылок, позволяющих переходить I установленных местах электронного текста (ссылках) на различные фрагменты книги напрямую.
Электронные библиотеки в системе информационных образовательных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни — это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете.
Информационные ресурсы общества
Информация окружает человека со всех сторон, содержится в человеческой речи, книгах, журналах, жестких дисках, фото, CD, и других носителях. (см. Рис. 1)
Рис. 1, Примеры информационных ресурсов общества
Носители можно разделить на два типа: материальные носители информации и не материальные. К материальным носителям относиться любой источник информации который можно осязать. К нематериальным же, в свою очередь, любой не осязаемый.
и не материальные. К материальным носителям относиться любой источник информации который можно осязать. К нематериальным же, в свою очередь, любой не осязаемый.
Любому обществу, будь то государство, община или даже племени необходимы ресурсы для выживания и развития (жизнедеятельности) Давайте определим что же такое ресурсы:
Информационные ресурсы общества— запас необходимых знаний, идей или указания действий зафиксированных в любой форме и на любом источнике информации.
Ресурсы — запас или источник материальных ценностей.
Всякий другой ресурс после использования бесследно исчезает, а информационные ресурсы общества — неисчерпаемы. При их использовании образуются новые материальные ценности, или другие ИР. Простой пример образования материальных ценностей это приготовление торта по рецепту из кулинарной книги. Пример же образования нематериальных ценностей, это написание программы после изучения курса программирования.
Также Информационные ресурсы общества почти всегда кластеризуются (собираются в группы) в обществе. Примером являются создание архивов документов, библиотеки для хранения книг или в современном обществе — базы данных. С появлением компьютерной техники организация информации очень сильно облегчилась. За сбор автоматический сбор информации отвечают камеры, диктофоны и другие сенсоры которые позволяют накапливать информационные ресурсы общества в очень большом количестве. Упростилось и хранение — базы данных на несколько мегабайт могут заменить бесчисленные, огромные стеллажи с книгами и журналами.
На последнее проведем классификацию информационных ресурсов общества:
Конспект лекции информационные ресурсы общества
Информационные ресурсы общества.
Ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества человека. К ним относятся ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, базы и банки данных, базы знаний, технические переводы, музейные коллекции, древние письменные и печатные источники, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, архивы кино, фото- и аудиоматериалы.
В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов — их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов.
Классификация мировых информационных ресурсов
Информационные ресурсы предприятий Информационные ресурсы предприятий – информационные ресурсы, созданные или накопленные на предприятиях и в организациях. Содержание информационных ресурсов предприятия (примеры): информационное обеспечение хозяйственной деятельности, планирование и оперативное управление деятельностью предприятия, бизнес-планы, внешнеэкономическая деятельность.
Персональные информационные ресурсы Персональные информационные ресурсы – информационные ресурсы, созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности.
Конечно, к современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде. Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».
Электронные библиотеки в системе информационных образовательных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни — это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете.
Электронная библиотека — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг, журналов), снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также научные и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиафайлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем. Электронные библиотеки могут быть универсальными, стремящимися к наиболее широкому выбору материала и более специализированными.
В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов. Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.r u на государственном образовательном портале www.edu.ru .
Открытые образовательные ресурсы, ООР (англ. Open Educational Resources, OER) — цифровые материалы, которые могут быть повторно использованы для преподавания, обучения, исследований и прочего, которые сделаны доступными с помощью открытых лицензий и которые позволяют пользователям материалов то, что не было бы просто разрешено согласно одному лишь авторскому праву. Как способ создания и распространения контента, только лишь ООР не могут ни выдать диплом, ни обеспечить академическую или административную поддержку студентам. Тем не менее, ООР-материалы начинают интегрироваться в открытое и дистанционное образование. Некоторые поставщики ООР сами присоединились к социальным медиа, чтобы усилить видимость и репутацию их контента.
Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном
Рассматривается сущность информационных ресурсов, дается их классификация, приводятся сведения об источниках и основных поставщиках их конкретных групп. Основная часть содержит только минимально достаточные сведения, а все детали вынесены в приложения.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Понятие информационных ресурсов
Современный этап развития человечества характеризуется стремительным ростом социального и экономического значения информации.
1) Время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 3—4 года;
2) Материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.
Происходит перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную сферу. В настоящее время в развитых странах в ней работает более 50% занятого населения.
Информационные ресурсы становятся очень важной частью национального богатства, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом.
Сведения — это набор сигналов физических процессов воспринимаемых наблюдающим субъектом.
Если субъектом является человек, то он воспринимает сведения через органы чувств.
Если субъектом является машина, то она воспринимает сигналы с помощью системы датчиков, обеспечивающих их регистрацию.
Зарегистрированные субъектом сведения фиксируются в виде данных.
Данные — это сведения, полученные путём измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и представленные в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки.
Передача данных — обмен данными любого характера между различными устройствами по каналам связи.
Обработка данных — последовательность операций, производимых над данными.
Данные различаются по формату и структуре.
Формат данных — это характеристика данных, определяющая структуру и способ их хранения, множество возможных значений и допустимые операции, которые можно выполнять над ними.
Структура данных — это логическая схема, в соответствии с которой данные упорядочены и могут быть интерпретированы при выполнении операций их обработки.
Сведения фиксируются как данные в виде документов, имеющих определенный формат и структуру.
Документ — это материальный объект с зафиксированными на нем данными, предназначенными для хранения, обработки и передачи во времени и пространстве.
Документ в электронной форме — это документ, представленный в форме набора электрических состояний элементов технических средств обработки, хранения и передачи информации, допускающий преобразование в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком.
Структурно, документ является совокупностью нескольких реквизитов.
Реквизиты документа — это обязательные характеристики, которые должен содержать документ для его однозначной идентификации.
Сами по себе данные не являются информацией. Это лишь сведения, тем или иным способом зафиксированные на определенном материальном носителе.
Информация — это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.
В широком смысле информация — это общенаучное понятие, определяющее процессы обмена сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Таким образом, информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, увеличивающие знания об их параметрах, свойствах и состояниях у наблюдающего субъекта.
Термин «информация» имеет множество определений, которые сводятся к 4 подходам к пониманию информации.
1) Количественный (синтаксический) подход: информация — это любое сообщение, любая (в том числе произвольная) последовательность символов. При таком подходе практически отождествляются понятия «данные» и «информация».
2) Семантический (смысловой) подход: информация — смысл сообщения, полученный в результате его интерпретации.
3) Прагматический подход: информация — сообщение, которое имеет ценность, значимость для субъекта. Информация, не обладающая ценностью, называется тривиальной.
4) Статистический подход: информация — сообщение о состоянии системы, уменьшающее неопределенность знаний о ней.
На основе статистического подхода была введена единица измерения информации — бит (от англ, binary digit) — количество информации, необходимое для полного описания состояния системы с двумя равновероятными исходами.
Информация неотделима от процесса получения сведений и их фиксации в виде данных. В этом смысле данные являются ресурсом для получения информации.
Ресурсы — запасы, источники чего-либо.
Информационные ресурсы — это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности.
Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.
Информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов и информационной инфраструктуры.
Примеры информационных систем в данном понимании: библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.
Существуют и другие определения информационной системы.
Информационная инфраструктура — это совокупность информационных технологий, управляемых и поддерживаемых в рабочем состоянии с помощью определенных организационно-технических мероприятий.
В массивах документов в разных формах представлены знания, которыми обладали создававшие их люди. Поэтому информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для тех или иных целей применения в обществе и зафиксированные на материальном носителе. В этом смысле информационные ресурсы общества — это знания, материализованные в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.
В течение большей части истории развития цивилизации основным предметом труда являлись материальные объекты, а деятельность вне материального производства и обслуживания обычно относилась к категории непроизводственных затрат. Соответственно и экономическая мощь государства оценивалась по имеющимся у него материальным ресурсам. К 70—80м годам ситуация стала меняться и в развитых странах развитие экономики и общества в целом стало все в большей степени зависеть от эффективности формирования и использования информационных ресурсов — информационного потенциала общества.
Информационный потенциал общества включает индустриально технологический комплекс средств накопления, передачи и обработки данных той или иной страны, а также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организационных и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовки для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, то есть степени его подготовки к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний.
Информационный потенциал определяет способность решать задачи информационного обслуживания всех заинтересованных пользователей на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием информационных технологий.
Высокий информационный потенциал страны приводит к возникновению в ней информационного общества.
Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.
В информационном обществе главным ресурсом является информация. На основе владения информацией о различных процессах и явлениях можно оптимально строить любую деятельность. За счет эффективного использования информационных ресурсов в информационном обществе повышаются качество потребления и качество производства. Люди, эффективно использующие информационные технологии, имеют лучшие условия труда.
Основными критериями развитости информационного общества считаются:
— уровень распространения компьютерной техники;
— уровень развития компьютерных сетей;
— доля населения, занятого в информационной сфере;
— эффективность использования информационных и коммуникационных технологий на производстве, в быту и государственном управлении.
Информационные ресурсы являются непосредственным продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны. Вклад в формирование национальных информационных ресурсов вносят представители практически всех основных профессиональных групп.
Информационная индустрия — это все виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием и обслуживанием средств связи, обработки и копирования информации.
В настоящее время относительная ценность информационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчетливо выраженную тенденцию к возрастанию.
Растущая зависимость промышленно развитых стран от источников технической, экономической, политической, военной и другой информации, а также от уровня развития и эффективности использования средств ее передачи и переработки привела к формированию на рубеже 1980-х гг. принципиально нового понятия — национальные информационные ресурсы.
Национальные информационные ресурсы — это информационные ресурсы, созданные и широко используемые в конкретном государстве.
Эффективность использования национальных информационных ресурсов характеризуется отношением объема реально используемых ресурсов к их накопленным объемам.
— национальные информационные ресурсы являются экономическими категориями;
— эффективность использования информационных ресурсов — важнейший показатель информационной культуры общества;
— национальные информационные ресурсы общества — часть экономической мощи государства.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
— превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
— сформировать мировой и государственные рынки информационных услуг;
— образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен бесплатный или сравнительно недорогой доступ;
— повысить обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений за счёт своевременного использования необходимой информации.
Вследствие высокой востребованности информационных ресурсов их различными потенциальными пользователями, а также высоких затрат на их создание и поддержание в актуальном состоянии, значительная часть информационных ресурсов становится информационным продуктом.
Информационный продукт — это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара.
Основные особенности информационного продукта как товара.
1) Информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.
2) Информационный продукт со временем подвергается моральному износу, заключающемся в потере актуальности и появлении более новых копий.
3) Разным потребителям дается возможность различных способов потребления информационного продукта. (Монитор, распечатка и т.д.)
4) Производство информации требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. (Большие начальные инвестиции — малые операционные затраты при продаже).
Рынок информационных продуктов и услуг — это совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле между поставщиками и потребителями, определяющих условия, механизмы предоставления и ценообразование на информационные продукты и услуги.
Основными секторами информационного рынка являются секторы: деловой, социально-политической, научно-профессиональной, массовой и потребительской информации, электронных сделок.
Сектор деловой информации включает:
— биржевую и финансовую информацию (котировки ценных бумаг, информацию о рынке капиталов, товаров, инвестиций, курсы валют, цены, учетные ставки и т.п.);
— экономическую и статистическую информацию (числовые, экономические, социальные, демографические и другие показатели);
— коммерческую информацию (данные о фирмах, компаниях, корпорациях, товарах и т.п.);
— деловые новости в области экономики, бизнеса и менеджмента.
Сектор социально-политической информации ориентирован на обслуживание органов власти и управления информацией статистического, демографического, социального характера и др.
Сектор научно-профессиональной информации охватывает все виды информации в сфере науки, производства и общественных (социальных) отношений.
Сектор массовой и потребительской информации включает сведения массового характера (развлекательная информация, информация о погоде, расписаниях движения транспорта, справочники-путеводители, и пр.), а также справочники, энциклопедии, условия размещения вкладов в различных банках, данные о ценах на товары и услуги, телетекст, видеотекст и др.
Сектор электронных сделок включает системы электронных банковских операций (базирующихся на уже проверенных практикой стандартах и отработанных технических решениях), электронные биржи, системы заказа и резервирования продукции и услуг.
Основными участниками рынка информационных услуг являются:
— продавцы информации (вендоры);
К производителям информации относят, как организации, добывающие и публикующие информацию (информационные агентства, СМИ, патентные ведомства), так и организации, профессионально занимающиеся ее обработкой (отбором информации, ее индексацией, загрузкой в БД).
Не все производители информационных ресурсов могут параллельно с их созданием заниматься распространением.
Например, писатель пишет книгу (создает информационный ресурс), но, как правило, сам ее не тиражирует и не продает. Издательство издает книгу (создает информационный продукт), но отнюдь не всегда продает ее самостоятельно, а размещает в магазины. Поэтому будущие читатели взаимодействуют не с автором и издательством, а с конкретными магазинами.
То же касается и электронных информационных ресурсов. Например, биржа генерирует данные, но отнюдь не всегда участники электронных торгов получают их напрямую. Данные с нескольких бирж могут быть собраны некоторым посредником, который предоставляет их пользователям. Как правило, на платной основе.
Таким образом, вендор является посредником между пользователями информационных ресурсов и их производителями.
Обычно производитель информационного продукта подписывает лицензионное соглашение с вендором, по которому последний имеет право его продавать. С другой стороны — покупатель информации, то есть пользователь также должен заключить контракт с вендором на поставку информационных ресурсов.
Пользователи информации могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее часто используемой является следующая классификация:
— специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
— специалисты маркетинговых и консалтинговых информационных агентств;
— работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
— работники государственных учреждений;
— работники общественных организаций;
На мировом рынке результаты промышленной эксплуатации национальных информационных ресурсов представлены тремя основными видами экспорта:
— экспортом овеществленных в наукоемких изделиях промышленности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
— экспортом результатов НИОКР — патентов, лицензий и т. д.;
— экспортом менеджмента — продажей технологий управления.
Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения произошли в середине 1960-х годов с распространением вычислительной техники и ее использованием для обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, библиотеки, общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области. Пользователям предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация.
С развитием средств вычислительной техники и средств коммуникаций появились первые автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями ЭВМ в ИПС хранились, преимущественно, вторичные документы (поисковые образцы документов), а первичные документы по-прежнему хранились в библиотеках и архивах.
Первые ИПС работали в двух режимах:
— избирательного распространения информации;
При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве в соответствии с постоянно действующими запросами и производились оповещения пользователя о найденных документах.
При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.
В связи с развитием вычислительной техники появились фактографические ИПС. Они содержали формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).
С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке. Однако существенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования, обороны, здравоохранения и т. д.
Становление рынка электронной информации сопровождалось разделением труда организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:
— центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;
— центры распределения (поставщики информации, вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных (БД), поставляемых им центрами-генераторами на коммерческой основе;
— информационные агентства, которые помимо функций сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют функции обслуживания пользователей.
Большое влияние на развитие рынка информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных, а также рост возможностей вычислительной техники, что породило появление принципиально новых информационных технологий. Одно из главных достижений в этой сфере — широкое распространение возможностей диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных в режиме on-line. Однако первопричиной быстрого роста информационного рынка явился резкий рост информационных потребностей пользователей. Данное обстоятельство определило выгодность инвестиций в эту отрасль и создание множества крупных информационных корпораций.
Классификация информационных ресурсов
Общая классификация информационных ресурсов
Существуют классификации информационных ресурсов (ИР) по множеству различных признаков.
По целевому предназначению ИР делятся на: