Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Статья 14. Государственные информационные системы

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 14

1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

2. Государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.06.2018 N 173-ФЗ, от 19.07.2018 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети «Интернет» к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

5.1. В случае создания или модернизации государственной информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве функции оператора данной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 29.06.2018 N 173-ФЗ)

6. Правительство Российской Федерации утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, включающие в себя перечень, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 531-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Источник

Государственные информационные системы (ГИСы): практические вопросы защиты информации

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Взаимодействие с государством активно переводится в интернет. Это не только упрощает многие процессы, но и накладывает определенную ответственность на пользователей, так как большинство государственных информационных систем обрабатывает персональные данные.

Защита ГИС — не равно защите персональных данных

В РФ существует порядка 100 государственных информационных систем, они подразделяются на федеральные и региональные. Организация, работающая с какой-либо из этих систем, обязана выполнять требования к защите данных, которые в ней обрабатываются. В зависимости от классификации, к разным информационным системам предъявляются разные требования, за несоблюдение которых применяются санкции — от штрафа до более серьезных мер.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Работа всех информационных систем в РФ определяется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27 июля 2006 г.). В статье 14 этого закона дается подробное описание ГИСов. К операторам государственных ИС, в которых ведется обработка информации ограниченного доступа (не содержащей сведений, составляющих государственную тайну), предъявляются требования, изложенные в Приказе ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».

Напомним, что оператор — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Если организация подключена к государственной информационной системе, то приказ ФСТЭК № 17 обязывает аттестовать систему, а для защиты информации должны применяться только сертифицированные средства защиты информации (имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ).

Нередки случаи, когда оператор информационной системы ошибочно относит ее к ГИСам, в то время как она таковой не является. В итоге к системе применяются избыточные меры по защите. Например, если по ошибке оператор информационной системы персональных данных классифицировал ее как государственную, ему придется выполнить более жесткие требования к безопасности обрабатываемой информации, чем того требует закон. Тем временем требования к защите информационных систем персональных данных, которые регулирует приказ ФСТЭК № 21, менее жесткие и не обязывают аттестовать систему.

На практике не всегда понятно, является ли система, к которой необходимо подключиться, государственной, и, следовательно, какие меры по построению защиты информации необходимо предпринять. Тем не менее план проверок контролирующих органов растет, планомерно увеличиваются штрафы.

Как отличить ГИС от неГИС

Государственная информационная система создается, когда необходимо обеспечить:

Понять, что информационная система относится к государственной, можно, используя следующий алгоритм:

Если система подразумевает обмен информацией между госорганами, она также с высокой долей вероятности будет государственной (например, система межведомственного электронного документооборота).

Защитить информацию в ГИС и провести аттестацию помогут специалисты
Контур-Безопасность.

Это ГИС. Что делать?

Приказ ФСТЭК 17 предписывает проведение следующих мероприятий по защите информации к операторам ГИС:

Организации, которые подключены к государственным информационным системам, должны выполнить следующие действия:

1. Провести классификацию ИС и определить угрозы безопасности.

Классификация ИС проводится в соответствии с пунктом 14.2 17 приказа ФСТЭК.

Угрозы безопасности информации определяются по результатам

2. Сформировать требования к системе обработки информации.

Требования к системе должны содержать:

3. Разработать систему защиты информации информационной системы.

Для этого необходимо провести:

4. Провести внедрение системы защиты информации информационной системы, а именно:

5. Аттестовать ИСПДн:

Олег Нечеухин, эксперт по защите информационных систем, «Контур-Безопасность»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Статья 13. Информационные системы

1. Информационные системы включают в себя:

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) иные информационные системы.

2. Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. В случаях и в порядке, установленных федеральными законами, оператор информационной системы должен обеспечить возможность размещения информации в сети «Интернет» в форме открытых данных.

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации. Операторы государственных информационных систем, муниципальных информационных систем, информационных систем юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не должны допускать при эксплуатации информационных систем использования размещенных за пределами территории Российской Федерации баз данных и технических средств, не входящих в состав таких информационных систем.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 531-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. В случае создания или модернизации информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве функции оператора информационной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером соответственно.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 29.06.2018 N 173-ФЗ)

2.3. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения при осуществлении взаимодействия в электронной форме, в том числе с гражданами (физическими лицами) и организациями, обязаны обеспечивать возможность осуществления такого взаимодействия в соответствии с правилами и принципами, установленными национальными стандартами Российской Федерации в области криптографической защиты информации, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 90-ФЗ)

3. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

4. Установленные настоящим Федеральным законом требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

5. Особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем.

6. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами, определяется операторами таких информационных систем в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

7. Порядок осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(часть 7 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 531-ФЗ)

Источник

Статья 14. Государственные информационные системы

Статья 14. Государственные информационные системы

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

ГАРАНТ:

См. Положение о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждаемых постановлением Правительства РФ от 26 июня 2012 г. N 644

Информация об изменениях:

2. Государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.

3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ в часть 4 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.

4.1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети «Интернет» к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.

5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

Информация об изменениях:

5.1. В случае создания или модернизации государственной информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве функции оператора данной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ часть 6 статьи 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2015 г.

6. Правительство Российской Федерации утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, включающие в себя перечень, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации.

7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ в часть 9 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Источник

Государственные информационные системы: как с ними работать

Коротко о статье

В статье рассматриваются наиболее распространенные на сегодняшний день ГосИС, их цели, задачи, принципы работы, выделяются общие черты различных ГосИС и принципиальные особенности каждой из них.

Статья ориентирована в первую очередь на читателей, которые не работали ранее с товарами, подлежащими учету и контролю в ГосИС, однако она будет полезна и для читателей, которые уже работали с отдельными категориями подконтрольных товаров с целью обобщения знаний и подготовке к работе с другими категориями подконтрольных товаров.

Cтатья не ставит целью рассмотрение отдельных настроек и отражение отдельных операций в конкретных ГосИС – они приводятся в документации к программному продукту и методических материалах информационной системы 1С:ИТС, которые рекомендуются к прочтению после знакомства с материалами этой статьи.

Общие принципы взаимодействия с ГОСИС

Государственные информационные системы (ГосИС) – это обобщенное наименование для систем контроля оборота отдельных видов товаров.

Контроль призван обеспечить прослеживаемость товаров от момента производства (импорта) до розничной продажи и за счет этого исключить «серые» схемы импорта и оборота, контрафакт, сократить издержки на контрольные функции, повысить конкурентоспособность честного бизнеса, обеспечить уверенность в качестве и гражданский контроль для потребителя.

Пример из жизни

Людмила Иванова, жена бизнесмена Василия Иванова, в 2015 году решила себе купить шубу из черной норки Blackglama. Свой выбор она остановила на небольшом бутике. Её подкупил богато декорированный интерьер, как казалось, признак успешной и солидной фирмы. Высокая цена шубы, по мнению Людмилы, гарантировала подлинность меха и качество шубы.

Людмила с нетерпением ждала возможности надеть новую шубу. Однако при первом же посещении ресторана с семьей Михаила Петрова, делового партнера Василия, жена Михаила Ирина засомневалась, что шуба действительно сделана из меха Blackglama. Людмила тогда сочла это замечание лишь завистью со стороны Ирины. Однако после двух месяцев Людмила заметила изменение цвета и выпадение отдельных волосков из меха. Это явно не соответствовало продукции элитной марки.

После этого Людмила уже сама обратилась к подруге, разбирающейся в мехах. Оказалось, что Ирина несколько лет назад сама пыталась открыть меховой бутик, но не выдержала конкуренции с продавцами контрафакта – они не платили налоги и пошлины, но могли «пустить пыль в глаза» покупателям дорогой обстановкой, за счет чего привлекали покупателей. У честных продавцов объективных возможностей доказать свою надежность покупателям не было, а дурная слава о некачественной продукции ложились пятном на весь рынок.

Ирина рассказала, что Людмиле вместо дорогостоящего элитного мехового изделия продали дорогостоящую, высококачественную подделку. Людмила решила обратиться в бутик за разъяснениями.

Бутик был на месте и даже персонал был тот же, но оказалось, что два месяца назад сменилось юридическое лицо – владелец бутика, которое, якобы, никак не связано со старым и претензии по шубе принять не может. Даже связи мужа не помогли найти недобросовестных продавцов, а остаток сезона 2015-2016 года Людмиле пришлось ходить в старой шубе – «элитное» меховое изделие дальше одевать было просто стыдно.

Летом 2016 года появилась система маркировки меха, которая гарантирует подлинность продукции. Людмила вновь отправилась за шубой, но на этот раз, вооружившись новыми знаниями, смартфоном и помощью Ирины. Магазин в этот раз не кричал дорогим ремонтом, зато фирма работала на меховом рынке более 8 лет, а все шубы были промаркированы новой государственной маркировкой. Людмила проверила с помощью смартфона производителя приглянувшейся ей шубы и, заручившись одобрением подруги, купила новую шубу. Обошлась покупка, кстати, дешевле, чем в прошлом году контрафакт – работать честно, уплачивая налоги, но без лишних расходов на вычурные интерьеры, вновь стало выгодно. Даже Ирина вновь задумалась о возвращении в меховой бизнес. Эту шубу Людмила периодически носит уже 3 сезона, и она до сих пор в идеальном состоянии. При каждом появлении в этой шубе даже самые искушенные в мехах подруги отмечают безупречный вкус и рациональный выбор Людмилы.

В настоящее время активно эксплуатируются следующие ГосИС:

Указанные информационные системы в настоящее время существенно различаются между собой, потому как каждая из них развивалась относительно независимо, разными организациями в интересах разных ведомств. Исторически первой государственной системой была ЕГАИС, взаимодействие с которой для отдельных категорий организаций внедрялось с 2005 года. Обязательным для всех организаций, участвующих в обороте всех видов алкогольной продукции, обмен с ней стал в период 2015-2017 годов. За это время менялись нормативная и техническая база, организации-разработчики системы, органы федеральной власти, осуществляющие контроль. Маркировка меховых изделий производится с 2016 года. Преследуя те же цели, что и ЕГАИС, она строилась на иных принципах и с использование других технических решений, в том числе RFID меток. Система контроля в области ветеринарии, которая внедряется с 2018 года, строилась, ориентируясь на специфику ветеринарного контроля. Она не предполагает обязательной маркировки продукции, а предназначена в первую очередь для электронного документооборота ветеринарно-сопроводительными документами.

Перечень категорий товаров, подлежащих маркировке и контролю, расширяется:

В режиме эксперимента ведутся маркировка лекарств.

Каждая из государственных информационных систем развивалась независимо и, во-многом, не похожа на остальные. Тем не менее, можно наблюдать некоторые признаки сближения принципов работы и технических решений, применяемых для отдельных ГосИС.

Например, можно заметить, что все более широкое распространение получает формат двухмерных штрихкодов DataMatrix: для алкогольной продукции с 01.07.2018 он заменил использовавшегося ранее формата PDF 417, он же применяется для табачной продукции и других товаров, подлежащих маркировке с 2019 года.

Передача маркировки меховых изделий в ведение ЦРПТ с 01.06.2019 может способствовать в дальнейшем сближению принципов маркировки меховых изделий и других товаров, подлежащих маркировке с 2019 года.

Некоторые общие и отличительные черты различных ГосИС можно понять на основе следующей таблицы.

ПараметрыЕГАИСГИСМВетИСИС МОТП / ИС МП
УчетПоштучный
По партиям
ПоштучныйПо партиямПоштучный
Вид штрихкода маркировкиDataMatrix, PDF417Одномерный штрихкод, RFID-метка, QR-кодGS1-128, DataMatrix
Использование бланков ГознакаДаДаНет
Свой классификатор продукцииДаНет, но нужен GTINДаНет, но нужен GTIN
Свой классификатор участников взаимодействияДаНетДаНет

В государственных системах могут учитываться отдельные единицы продукции (т.н. поштучный или «помарочный» учет) или партии товаров. В первом случае на каждую единицу продукции наносится индивидуальная маркировка с уникальным кодом. Во втором случае каждая единица индивидуально не маркируется, но может быть неиндивидуальная маркировка, по которой можно установить принадлежность продукции к партии. На партию продукции выдается электронный документ, по которому отслеживается движение этой партии. Такой принцип отслеживания сейчас применяется к пиву и другим слабоалкогольным напиткам, а также продукции, подконтрольной ВетИС. В дальнейшем на ряд товаров, подконтрольных ВетИС, могут быть распространены требования по обязательной индивидуальной маркировке.

В качестве индивидуальной маркировки в настоящее время применяются марки с двухмерным штрхкодом DataMatrix или контрольно-идентификационный знак (КиЗ) с радиочастотной меткой (RFID). Для работы с кодами DataMatrix требуется сканер штрихкодов, поддерживающий чтение двухмерных штрихкодов, а для чтения радиочастотных меток – специальное считыватели.

Код индивидуальной маркировки содержит информацию для идентификации единицы товара и криптографическую информацию, которая защищает маркировку от подделки. В код маркировки в зависимости от информационной системы и виды продукции может включаться дополнительная информация, например максимальная розничная цена для табачной продукции или код ОКВЭД для обуви. Часть информации маркировки может дублировать в текстовом виде.

Контроль маркируемой продукции по номерам маркировки осуществляется на всех этапах от производителя до конечного потребителя. Объемы движения маркируемой продукции в оптовом звене часто не позволяют за разумное время выполнить проверку каждого экземпляра продукции. Более того, в соответствии с логикой бизнес-процессов в дальнейших операциях используются также укрупненные упаковки и их вскрытие нежелательно. Поэтому наряду с маркировкой отдельных экземпляров продукции может производиться маркировка индивидуальными номерами и штрихкодами упаковок: блоков, коробок, паллет, контейнеров. Упаковке присваивается индивидуальный номер, а в документах ГосИС указывается связь этого номера с номерами экземпляров маркируемой продукции.

При маркировке продукции и упаковок широко используются стандарты международной организации GS1. В соответствии с этими стандартами товарам присваивается 14-значный GTIN (Global Trade Item Number) – международный код маркировки товаров и логистических единиц. Условно его можно разделить на префикс компании, код товара и контрольную цифру. Присвоением кодов для российских компаний и их товаров занимается некоммерческая организация GS1 Russia. Код GTIN используется в маркировке меховых изделий и маркировке «Честный знак», разработанной ЦРПТ для табачной продукции и других товаров. Для идентификации участников взаимодействия (производителей, грузоотправителей) стандартами GS1 предусмотрен международный код GLN (Global location number). Наличие этого кода обязательно для организаций, участвующих в обороте меховых изделий, а также всех организаций, формирующих коды упаковок SSCC, GS1-128 и GS1 DataBar Expanded Stacked. Код упаковки Code128 не требует GLN и может формироваться организациями, не зарегистрированными в GS1 Russia.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

При отгрузке продукции производителем или оптовым продавцом в ГосИС оформляются электронные документы с указанием номеров маркировки отгружаемой продукции. При поступлении маркируемых товаров в торговую организацию необходимо проверить и подтвердить соответствие маркировки фактически поступившей продукции и заявленной в документах в ГосИС. При розничной продаже маркированной продукции проверяется, что экземпляр с данным номером не выведен из оборота и числится в ГосИС за организацией-продавцом, после чего отражается факт продажи и вывода из оборота этого экземпляра продукции в ГосИС. Кроме указанных операций может отражаться оприходование излишков и списание недостач, внутреннее товародвижение между территориально-обособленными подразделениями.

Несмотря на существенные различия между перечисленными ГосИС, можно выделить и некоторые общие принципы взаимодействия с ними со стороны пользователя 1С:ERP. Для удобства пользователя взаимодействие с разными ГосИС сделано максимально похожим, на сколько это возможно. Успешные решения в части взаимодействия с одной ГосИС тиражируются, происходит обобщение принципов и механизмов взаимодействия 1С:ERP с ГосИС. Все решения вынесены в отдельную библиотеку и тиражируются в программных продуктах фирмы 1С.

В общем виде это взаимодействие можно представить следующей схемой.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Условно можно выделить контур взаимодействия с ГосИС и контур складского и финансового учета. В контуре взаимодействия ГосИС создаются локальные копии объектов той государственной информационной системы, с которой происходит взаимодействие. Например, в контуре взаимодействия с ЕГАИС создаются локальные копии Товарно-транспортных накладных ЕГАИС, по которым организация является отправителем или получателем. Для маркировки «Честный знак» контуром взаимодействия с ГосИС является контур электронного документооборота (ЭДО), а документами взаимодействия – электронные счета-фактуры или УПД. Объекты синхронизируются с ГосИС при выполнении информационного обмена. Они выполняют юридически-значимые действий в государственной информационной системе. При этом документы контура взаимодействия с ГосИС не выполняют никаких движений в складском и финансовом учете – для этого нужно отразить соответствующие складские и финансовые документы. Для операции поступления вначале оформляются документы ГосИС, по которым затем создаются документы складского и финансового учета. Для продаж, внутренних перемещений, инвентаризации и производственных операций порядок обратный – вначале создаются документы финансового и складского учета, по которым уже формируются документы ГосИС.

Для отдельных товаров ряд операций может не поддерживаться в типовой 1С:ERP в силу отраслевой специфики, но поддерживаться в отраслевых решениях https://solutions.1c.ru. В частности это касается производства алкогольной продукции, оборота лекарственных препаратов.

Далее рассмотрим принципиальные особенности работы с отдельными государственными информационными системами.

Обмен с ЕГАИС

В типовом прикладном решении поддерживается взаимодействие с ЕГАИС для организаций оптовой и розничной торговли. Для производителей и импортеров рекомендуется использовать отраслевые решения.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Основой учета в ЕГАИС являются 3 регистра, в которых отражаются остатки товаров. Они не имеют специальных названий и в терминах ЕГАИС именуются просто регистр 1, 2 и 3. Для учета партий продукции в ЕГАИС используется специальные электронные документы: справка 1 и справка 2. Справка 1 идентифицирует партию производства, а справка 2 – партию отгрузки алкогольной продукции в оптовом звене. При перемещении продукции в оптовом звене между продавцом и покупателем и внутреннем перемещении между оптовыми складами в ЕГАИС регистрируется товарно-транспортная накладная (ТТН ЕГАИС). Также в ЕГАИС отражается движение между складом и торговым залом, оприходование излишков и списание недостач, розничные продажи.

Порядок учета в ЕГАИС отличается для маркируемой и немаркируемой продукции. Немаркируемая продукция – пиво и слабоалкогольные напитки – учитывается только по партиям. Остаток партии слабоалкогольной продукции на складе отражается регистре 1. Остаток в торговом зале – в регистре 2 без привязки партиям. Розничные продажи немаркируемой продукции в ЕГАИС в момент продажи не отражается. Проданная в розницу за период продукция отражается актом списания. Ниже представлена общая схема учета в ЕГАИС движения немаркируемой алкогольной продукции.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Общая схема учета в ЕГАИС движения маркируемой алкогольной продукции.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Перечень операций, отражаемых в ЕГАИС, документов контура ЕГАИС и финансового учета 1C:ERP приведена в следующей таблице.

Документы контура ЕГАИС

Документы финансового учета в программе

Поступление продукции от поставщика

ТТН ЕГАИС (входящая)

Поступление товаров и услуг

Внутреннее перемещение между обособленными подразделениями

ТТН ЕГАИС (исходящая) + ТТН ЕГАИС (входящая)

Оптовая продажа алкогольной продукции

ТТН ЕГАИС (исходящая)

Реализация товаров и услуг

Розничная продажа маркируемой алкогольной продукции через рабочее место кассира

Розничная продажа маркируемой алкогольной продукции документами оптовых продаж

Реализация товаров и услуг

Передача немаркируемой алкогольной продукции в торговый зал

Передача в регистр 2

Поступление товаров и услуг или

Перемещение товаров и услуг

Возврат немаркируемой алкогольной продукции из торгового зала

Возврат из регистра 2

Перемещение товаров и услуг

Розничная продажа немаркируемой алкогольной продукции

Акт списания с баланса ЕГАИС

Реализация товаров и услуг или Чек ККМ

Списание недостач алкогольной продукции

Акт списания с баланса ЕГАИС

Списание недостач товаров

Оприходование излишков алкогольной продукции

Акт постановки на баланс ЕГАИС

Оприходование излишков товаров

Товарно-транспортные накладные от поставщика после их проведения в ЕГАИС автоматически загружаются и отображаются в списке Товарно-транспортные накладные ЕГАИС (входящие) в статусе Принят из ЕГАИС. При фактической приемке алкогольной продукции требуется выполнить проверку, подтвердить, отразить расхождение или отклонить поступившую накладную. Это юридически-значимое действие, после выполнения которого продукция, указанная в ТТН будет числиться в ЕГАИС за организацией-получателем. После этого уже можно оформить документ Приобретение товаров и услуг. Он создается автоматически на основании ТТН ЕГАИС (входящей). Операции продажи, перемещения межу территориально-обособленными подразделениями, оприходования излишков и списания недостач изначально отражаются в складском и финансовом учете, а уже затем проводятся по ЕГАИС.

В 1C:ERP все операции контура обмена с ЕГАИС объединены в рабочем месте Обмен с ЕГАИС. В нем можно настроить обмен, оформлять и контролировать все операции. Напротив каждого вида документов ЕГАИС отображаются гиперссылки с информацией о количестве документов, по которым требуются действия. Например, рядом с гиперссылкой Оформите указывается количество операций, которые отражены в финансовом учете, но еще не отражены в ЕГАИС. По гиперссылке можно перейти к их выполнению.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Информационный обмен с ЕГАИС осуществляется с использованием универсального транспортного модуля (УТМ) – аппаратно-программного комплекса криптографической защиты. Он должен быть уставлен в той же локальной сети, что и компьютеры, на которых ведется учет.

В ЕГАИС ведется собственный классификатор алкогольной продукции. Именно по этому классификатору указываются позиции в документах ЕГАИС. При получении входящей ТТН ЕГАИС необходимо сопоставить продукцию по классификатору ЕГАИС с номенклатурным справочником предприятия. Обычно сопоставление предполагает, создание в информационной базе карточек номенклатуры, автоматически заполненных данными классификатора алкогольной продукции ЕГАИС. Сопоставленная номенклатура будет указана при создании Поступления товаров и услуг. В дальнейшем по указанному сопоставлению также подбирается продукция по классификатору ЕГАИС при создании исходящих документов ЕГАИС по документам финансового учета. Аналогично производится сопоставление справочника партнеров/контрагентов классификатору организаций ЕГАИС.

При выполнении операций с маркируемой алкогольной продукцией требуется указание и проверка номеров индивидуальных идентификаторов. Выполняется она путем сканированием штрихкодов марок. Если продукция поставляется и храниться в групповой таре с индивидуальными штрихкодами, то можно сканировать штрихкод упаковки. Информация о цифровых идентификаторах алкогольной продукции заполняется автоматически на основании сохраненных ранее сведений об упаковке, включая штрихкод и иерархию вложений.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Проверка немаркируемой (партионной) алкогольной продукции выполняется только по количеству.

В 1С:ERP учет партий алкогольной продукции можно организовать следующим образом:

В финансовых и складских документах партия не ведется, в документы подсистемы взаимодействия с ЕГАИС справку 2 подбирается по наличным остаткам.

В складских, и возможно финансовых, документах ведется учет по партиям алкогольной продукции, и на основании этих данных указывается справка 2 в документах ЕГАИС.

В последнем случае используются серии, идентифицирующие партию товара https://its.1c.ru/db/erpdoc#bookmark:batches.

Обмен с ВетИС

С 01.07.2018 на смену бумажным ветеринарным сертификатам пришла обязательная электронная сертификация подконтрольных Государственному ветеринарному надзору товаров. Для этого была разработана информационная система «Меркурий», которая входит в состав Государственной информационной системы в области ветеринарии (ВетИС). В ней работают государственные санитарные врачи, осуществляющие надзор, а также аттестованные специалисты хозяйствующих субъектов – производителей, импортеров и продавцов подконтрольной продукции. Основным инструментом ветеринарного контроля в системе является электронный ветеринарно-сопроводительный документ (эВСД). Это обобщенное название – в зависимости от товаров и операции таким документом может являться ветеринарный сертификат, ветеринарное свидетельство или ветеринарная справка по утвержденной форме. В системе отражается выпуск и гашение эВСД, а также операции с подконтрольными товарами, которые сопровождаются этим документом. эВСД оформляется в момент оформления операции.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Перечень операций, отражаемых в ВетИС, документов контура ВетИС и финансового учета 1C:ERP приведена в следующей таблице.

Документы контура ВетИС

Документы финансового учета 1С:ERP

Поступление подконтрольной продукции от поставщика

Входящая транспортная операция ВетИС

Поступление товаров и услуг,

Передача товаров между организациями

Возврат подконтрольной продукции поставщику

Исходящая транспортная операция ВетИС

Возврат товаров поставщику,

Возврат товаров между организациями

Отгрузка подконтрольной продукции покупателю

Исходящая транспортная операция ВетИС

Реализация товаров и услуг, Передача товаров между организациями

Возврат подконтрольной продукции от покупателя

Входящая транспортная операция ВетИС

Возврат товаров от клиента,
Возврат товаров между организациями

Передача сырья переработчику

Исходящая транспортная операция ВетИС

Передача сырья переработчику

Возврат сырья от переработчика

Входящая транспортная операция ВетИС

Возврат сырья от переработчика

Поступление готовой продукции от переработчика

Входящая транспортная операция ВетИС

Поступление от переработчика

Поступление сырья в переработку от давальца

Входящая транспортная операция ВетИС

Поступление сырья от давальца

Возврат сырья давальцу

Исходящая транспортная операция ВетИС

Возврат сырья давальцу

Передача давальцу готовой продукции, произведенной из давальческого сырья

Исходящая транспортная операция ВетИС

Производство подконтрольной продукции, в том числе незавершенное

Производственная операция ВетИС

Сборка (разборка) товаров,
Производство без заказа (версия 2.2),
Этап производства

Проведение инвентаризации и отражение излишков, недостач, порчи и пересортицы товаров

Инвентаризация продукции ВетИС

Оприходование излишков товаров,

Списание недостач товаров,

Еще одним ключевым понятием и инструментом контроля ВетИС является складской журнал. В нем сведений о поступившей, реализуемой и вырабатываемой/производимой на предприятии продукции ВетИС и содержит список подконтрольных товаров, принадлежащих хозяйствующему субъекту. Журнал формируется по результатам гашения ветеринарного сертификата на продукцию, поступающую на склад предприятия-получателя. Запись складского журнала – фактически информация о партии подконтрольной продукции. Записи складского журнала указываются при выполнении исходящих операций ВетИС. Именно складской журнал является регистром учета остатков подконтрольной продукции в рамках ВетИС. Записи складского журнала синхронизируются в ВетИС и хранятся в информационной базе. Для запроса текущих остатков предназначен документ Запрос складского журнала ВетИС. Также в ВетИС предусмотрена операция объединения нескольких записей складского журнала, то есть нескольких партий одной подконтрольной продукции в одну.

Работа с записями складского журнала может быть организована следующим образом:

В финансовых и складских документах партия не ведется, в документы подсистемы взаимодействия с ВетИС запись складского журнала подбирается по наличным остаткам.

В складских и финансовых документах ведется учет по партиям подконтрольной продукции, и на основании этих данных указывается запись складского учета в документах ВетИС.

В последнем случае используются серии, идентифицирующие партию товара https://its.1c.ru/db/erpdoc#bookmark:batches.

В 1C:ERP все операции контура обмена с ГИСМ объединены в рабочем месте 1С:Маркировка. В нем можно настроить обмен, оформлять и контролировать все операции. Напротив каждого вида документов ВетИС отображаются гиперссылки с информацией о количестве документов, по которым требуются действия.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

В отличие от других рассмотренных в этой статье информационных систем, с ВетИС можно работать не только путем обмена данными с корпоративной информационной системой, но и напрямую, через web-интерфейс. Операции, отраженные в web-интерфейсе синхронизируются и также отображаются в контуре взаимодействия с ВетИС 1С:ERP. С одной стороны это дает определенную гибкость в работе – не на всех рабочих местах сотрудников, работающих с ВетИС нужно устанавливать 1С:ERP. С другой стороны при таком подходе потребуются дополнительные усилия на сведение данных, отраженных в разных системах и возникает риск, что часть операций не будет отражена в складском и финансовом учете. В связи с этим предпочтителен вариант работы, когда изначально операции отражаются в 1С:ERP и далее передаются в ВетИС.

Взаимодействие с ГИСМ

В 1C:ERP поддерживается взаимодействие с ГИСМ по заказу и поступлению КиЗ маркировке и движению маркированных товаров. Перечень операций, отражаемых в ГИСМ, документов контура ГИСМ и финансового учета 1C:ERP приведена в следующей таблице.

Документы контура ГИСМ

Документы финансового учета 1С:ERP

Заказ КиЗ у Гознака

Заявка на выпуск КиЗ для маркировки

Заявка на выпуск КиЗ для маркировки

Уведомление о поступлении маркированных товаров

Поступление товаров и услуг

Маркировка продукции собственного производства

Маршрутный лист производства или Выпуск продукции и выполнение работ

Маркировка продукции в других случаях

Поступление маркированной продукции

Уведомление о поступлении маркированных товаров

Поступление товаров и услуг

Уведомление об импорт маркированных товаров

Приобретение товаров и услуг (с типом операции Импорт)

Ввоз продукции из стран ЕАЭС

Уведомления о ввозе маркированных товаров из ЕАЭС

Приобретение товаров и услуг (с типом операции Ввоз из ЕАЭС)

Оптовая продажа маркированной продукции

Уведомление об отгрузке маркированных товаров

Реализация товаров и услуг

Отчеты о розничных продажах маркированных товаров

Отчет о розничных продажах

Возврат маркированной продукции от клиента

Уведомления о поступлении и возврате

Возврат товаров от клиента

Возврат маркированной продукции поставщику

Уведомление об отгрузке маркированных товаров

Возврат товаров поставщику

Списание испорченной маркированной продукции

Уведомление о списании КиЗ для маркировки

Внутреннее потребление товаров с установленным видом операции Списание на расходы/активы

В 1C:ERP все операции контура обмена с ГИСМ объединены в рабочем месте 1С:Маркировка. В нем можно настроить обмен, оформлять и контролировать все операции. Напротив каждого вида документов ГИСМ отображаются гиперссылки с информацией о количестве документов, по которым требуются действия.

Для работы с ГИСМ организация должна получить сертификат электронной подписи и зарегистрироваться в системе. После этого организации будет доступен личный кабинет ГИСМ. Перейти на страницу регистрации или в личный кабинет можно непосредственно из рабочего места 1С:Маркировка.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Особенностью КиЗ является использования радиочастотных меток. Для работы с ними требуется специальные RFID. Считыватели подключаются непосредственно к компьютеру, с которого оформляются операции с маркированными меховыми изделиями и КиЗ. Список сертифицированного для работы с 1C:ERP оборудования приведён на сайте http://v8.1c.ru/common/rfid.htm

В ГИСМ не ведется собственный каталог продукции, однако вся продукция, подлежащая маркировке, должна быть зарегистрирована в GS1 Russia. Каждой номенклатурной позиции присваивается код GTIN, а организациям, участвующим в обмене – код GLN.

В складском учете 1C:ERP каждое маркированное меховое изделия и бланк КиЗ учитываются индивидуально. Для этого используется механизм учета по сериям. Идентификатором изделия или бланка является номер КиЗ. Он позволяет указывать номера КиЗ в документах складского и финансового учета, а также формировать отчеты по движению продукции и бланков с конкретными номерами КиЗ. Подробно отражение конкретных операций в ГИСМ приведено в документации https://its.1c.ru/db/erpdoc#bookmark:marking.

Интеграция с национальной системой цифровой маркировки «Честный знак»

Табачная продукция (Информационная система мониторинга оборота табачной продукции, далее ИС МОТП)

Обувь (Информационная система маркировки и прослеживания, далее ИС МП)

Подобный подход к маркировки планируется распространить на другие товары.

Заказ кодов маркировки, подтверждение ввода в оборот, списание кодов и перемаркировка отражаются в ИС МОТП или ИС МП специальными документами, которые передаются напрямую в ИС МП или ИС МОТП. При этом используется специальное оборудование – генератор эмиссии и программное обеспечение – станция управления заказами (СУЗ). Взаимодействие с системой в оптовом звене осуществляется с использованием электронных универсальных передаточных документов (УПД). Информация о кодах маркировки продукции указывается в электронном документе. Коды маркировки при розничных продажах передаются в составе чека ККТ через оператора фискальных данных. Для обувной продукции, если продажи осуществляются с использование ККТ без функции передачи данных, по факту розничных продаж может оформляться документ Вывод из оборота. В общем виде интеграцию с ИС МОТП / ИС МП можно представить следующей схемой.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Под эмиссией кодов маркировки применительно к национальной системе цифровой маркировки «Честный знак» понимается генерация кода, включающего GTIN, серийный номер, последовательность криптографической защиты (т.н. «криптохвост»). Кроме того, нормативными документами может быть предусмотрено включение дополнительной информации, в частности, максимальная розничная цена на табачную продукцию. Коды маркировки предварительно заказываются в ИС МП / ИС МОТП. Производитель или импортер маркируемых товаров до ввода в оборот должен нанести средств идентификации на товары и направляет сведения в ИС МП / ИС МОТП. Физическая печать сгенерированных кодов может выполняться различными способами: непосредственно оборудованием производственной упаковочной линии для табачной продукции, с помощью принтера этикеток или в виде набора на листе А4.

Дальнейшие движение маркируемой продукции в оптовом и розничном звене отражается электронными документами. Всем участникам необходимо подключиться к электронному документообороту и настроить обмен электронными документами в программе. В настоящее время услуги по обмену электронными документами предоставляют несколько операторов электронного документооборота. Обмен гарантируется, если обе стороны сделки: покупатель и продавец подключены к одному оператору электронного документооборота. В случае если продавец подключен одному оператору, а покупатель – к другому, то могут возникнуть проблемы, так как в общем случае роуминг между операторами не предусмотрен. Решение проблемы возможно рамках сервиса 1С-ЭДО http://1c-edo.ru/, который объединят несколько операторов ЭДО, между которыми роуминг осуществляется автоматически, а также предусмотрены решения для роуминга с операторами ЭДО, не входящим в сервис.

Для работы с ИС МП и ИС МОТП в интерфейсе системы предусмотрено отдельное рабочее место Обмен с ИС МП (обувная продукция) и ИС МОТП (табачная продукция). В рамках рабочего выполняется доступ ко всем функциям взаимодействия с системой маркировки: настройки, эмиссия и списание кодов маркировки, ввода в оборот и вывод из оборота маркированной продукции, перемаркировка.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Также из рабочего места можно перейти к документам ЭДО по оптовым закупкам и продажам. Работать с документами ЭДО можно также в рамках рабочего места Главное – См. также – Текущие дела ЭДО. Работа с электронными документами в 1C:ERP описана в документации https://its.1c.ru/db/erpdoc#bookmark:EDocuments.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

При отражении операций оптовой закупки и продажи маркируемых товаров предусмотрена проверка поступившей продукции. Проверка осуществляется в соответствии с иерархией вложений. Форма проверки и принципы проверки табачной продукции во многом схожи с соответствующей формой и процедурой проверки маркируемой алкогольной продукции.

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

При розничных продажах табачной продукции в Рабочее место кассира (РМК) необходимо считать штрихкод DataMatrix. При продаже код маркировки передается в теге 1162 чека ККМ и в дальнейшем выводится из оборота.

Перечень операций, отражаемых в системе маркировки «Честный знак», документов контура ИС МП/ ИС МОПТП и финансового учета 1C:ERP приведена в следующей таблице.

Документы контура ИС МП/ИС МОТП

Документы финансового учета 1С:ERP

Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ

Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ

Заказ на производство

Маркировка и ввод в оборот маркированной продукции

Маркировка товаров ИС МП

Приобретение товаров и услуг

Производство без заказа

Перемаркировка продукции (только для обуви)

Перемаркировка продукции ИС МП

Возврат товаров от клиента

Списание кодов маркировки

Списание кодов маркировки ИС МП

Поступление продукции от поставщика

Приобретение товаров и услуг

Оптовая продажа продукции

Реализация товаров и услуг

Розничная продажа маркируемой продукции через рабочее место кассира

Чек ККМ /
Вывод из оборота

Чек ККМ, Отчет о розничных продажах

Подробное описание процесса маркировки для разных групп товаров приведено в документации к программному продукту https://its.1c.ru/db/erpdoc#bookmark:ISMOTP.

Заключение

В статье были рассмотрены базовые принципы взаимодействия с ГосИС и основы работы с различными группами товаров, подлежащими обязательному контролю и/или маркировке. Надеемся, что это поможет читателям, которые только начинают знакомство с этой темой, быстрее понять основы и перейти к практическим вопросам, а читателям, уже знакомым с маркировкой отдельных товаров систематизировать свои знания и быстрее освоить принципы маркировки других групп товаров. Тематика маркировки и контроля отдельных видов товаров в настоящее время активно развивается: формируется и уточняется нормативная база, развиваются технические возможности. Вслед за ними активно развиваются возможности системы автоматизации 1C:ERP по работе с маркированными товарами. Полное описание актуальных возможностей 1C:ERP в части взаимодействия с ГосИС приводится в пользовательской документации, публикуемой в информационной системе 1С:ИТС https://its.1c.ru/db/erpdoc.

Переход к маркировке и контролю отдельных товаров – это вызов для предприятия. Он несет в себе риски, но и открывает новые возможности. Программные решения и методические материалы фирмы 1С призваны помочь предприятиям преодолеть трудности этого вызова и выйти на новый уровень прозрачности и эффективности.

Ссылки

Информационная система 1С:ИТС https://its.1c.ru/

Национальная система цифровой маркировки «Честный знак» https://честныйзнак.рф

Центр развития перспективных технологий, https://crpt.ru/

Некоммерческая организация GS1 Russia http://www.gs1ru.org/

Информационный портал ЕГАИС https://egais.ru/

Методические рекомендации по ведению поштучного учета в ЕГАИС http://egais.ru/files/mr2.6.pdf

Государственная информационная система в области ветеринарии https://vetrf.ru/

Автор:

Что относится к информационным ресурсам государственных органов

Гридасов Антон

Методист отдела разработки «1С:ERP Управление предприятием» фирмы «1С»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *