Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе
Информационное обеспечение воспитательного процесса
Воспитательный процесс невозможен без методического и информационного обеспечения. Чем более полно и интенсивно оно используется, тем более высока эффективность воспитательного процесса.
В течение учебного года воспитательная работа осуществлялась в соответствии с комплексным планом идеологической и воспитательной работы студенческого городка БГУИР и годовым планом педагога-организатора студгородка.
Педагогом-организатором оформлены методические разработки мероприятий, проводимых со студентами, темы информационных часов, бесед, презентаций. При подготовке мероприятий различной направленности интенсивно использовались информационные ресурсы различных государственных интернет-порталов. В течение года выпускались информационные листовки и материалы по тематике государственных праздников и памятных дат. Регулярно оформлялись фотоотчеты о проведенных мероприятиях.
В течение летних каникул был оформлен информационный стенд «Студенческое лето 2020» в общежитии №1 студгородка БГУИР.
Выводы и предложения по совершенствованию идеологической и воспитательной работы студенческого городка БГУИР
Основные направления годового плана за 2019-2020 год по идеологической и воспитательной работе в целом выполнены. В дальнейшем необходимо продолжить работу по поликультурному, гражданско-патриотическому воспитанию, культуре здорового образа жизни на основе гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа, государственной идеологии, отражающей интересы личности, общества и государства.
Вместе с тем, на 2020/2021 учебный год в идеологической и воспитательной работе педагога-организатора студенческого городка поставлена цель: создание условий для социализации и профессионального становления обучающихся на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, формирование чувства патриотизма и гражданственности, ответственного и безопасного поведения.
Также, необходимо реализовать следующие задачи:
ü формирование высокой гражданской позиции и социальной активности;
ü содействие адаптации и социализации белорусских и иностранных обучающихся к новым условиям обучения и проживания;
ü формирование нравственной и эстетической культуры, культуры семейных отношений;
ü развитие эффективных форм воспитательно-профилактической работы;
ü совершенствование спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в университете;
ü активизация деятельности студенческого самоуправления и молодежных общественных объединений;
ü развитие волонтерского движения;
ü организация системной работы по актуализации тематических страниц по идеологической и воспитательной работе на сайте университета.
В 2020/2021 учебном году запланированы приоритетные направления идеологической и воспитательной работы со студенческой молодежью:
1. идеологическое воспитание;
2. гражданское и патриотическое воспитание;
3. поликультурное воспитание;
4. духовно-нравственное и эстетическое воспитание, воспитание культуры досуга;
5. формирование у молодежи позитивного отношения к традиционным семейным ценностям;
6. формирование здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа;
7. профилактика противоправного поведения; формирование ответственного и безопасного поведения;
8. профессиональное, трудовое воспитание, поддержка предпринимательской инициативы;
9. поддержка социально-значимых и общественных инициатив молодежи, студенческого самоуправления;
10. социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся.
Педагог-организатор студенческого городка БГУИР Е.В. Аниськова
Информационное обеспечение управления воспитательной работой
Информационное обеспечение управления воспитательной работой. Алгоритм получения и использования информации. Обработка, хранение, анализ и использование информации. Требования к качеству информации. Факторы интенсивности использования информации. Информационная среда образовательной организации. Информационные основания деятельности руководителя образовательной организации в планировании, анализе, оценивании, принятии управленческих решений.
Взаимодействие участников социально-педагогического сопровождения
Учебно-воспитательного процесса в образовательной организации
Понятия «сопровождение» и «социально-педагогическое сопровождение». Понятие и сущность взаимодействия участников социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательной организации.
Уровни и субъекты взаимодействия участников социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательной организации.
Технология профессиональной ориентации школьников
В образовательной организации
Профессиональная ориентация школьников как процесс: определение, структура. Профессиональное самоопределение как результат профессиональной ориентации. Интерес к профессии. Склонности и способности. Профессиональная направленность как иерархия или совокупность устойчивых мотивов.
Типы готовности к профессиональному самоопределению. Восемь сторон выбора профессии по Е.А.Климову. Формы и методы профессиональной ориентации школьников.
Понятие государства. Признаки государства
Причины и условия возникновения государства и права. Плюрализм в понимании и определении государства. Основные теории происхождения государства. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Публичная (государственная) власть. Государственный суверенитет. Неразрывная связь государства и права.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата РФ
Механизм государства. Структура механизма государства. Понятие и признаки государственного органа. Виды органов государства: по способу возникновения; по объему властных полномочий; по широте компетенции. Принцип разделения властей. Глава государства. Государственный аппарат в Российской Федерации.
Пути формирования правового государства в РФ
Понятие гражданского общества. Структура гражданского общества Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Основные принципы правового государства. Принцип приоритета права. Принцип правовой защищенности человека и гражданина Принцип единства права и закона. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Понятие и сущность права, функции права
Понятие и основные признаки нормы права
Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции. Проблемы понимания права. Признаки права. Нормативность. Интеллектуально-волевой характер права. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Формальная определенность.Системность. Принципы права: законность, справедливость, юридическое равенство (всеобщность правосубъектности), социальная свобода, объективной истины, ответственности за вину.
Социальные нормы. Право в системе социальных норм. Право и мораль. Право и обычаи. Право и корпоративные нормы. Норма права как мера свободы волеизъявления и поведения человека. Норма права как, форма определения и закрепления прав и обязанностей Норма как, правило поведения общеобязательного характера. Формально-определенное правило поведения. Правило поведения, гарантированное государством.
Структура правовых норм, их классификация.
Основные классификации правовых норм. Учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные. По субъектам правотворчества. По предмету правового регулирования. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. По сфере действия. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Идеальная и реальная структура правовой нормы.
Проектирование системы информационного обеспечения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Проектирование системы информационного обеспечения воспитательного процесса на уровне ДОУ
Заведующий МДОУ д/с общеразвивающего вида №12 «Искорка» Коломенского г.о. Павлова Марина Ивановна, высшая квалификационная категория.
Осуществление функций управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы внутренней информации учреждения и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации руководитель может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечить их практическую реализацию.
Одним из перспективных средств повышения качества управления образовательным учреждением на современном этапе является создание информационных стандартов, удовлетворяющих информационные потребности всех субъектов управления, оказывающих информационную поддержку, обеспечивая процесс принятия решений большим объемом полезной информации, позволяющих оптимизировать информационные потоки и привести трудоемкость в соответствие с функционалом руководителей и всех участников учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Информационные стандарты включают формы предоставления информационных материалов и используются для анализа состояния образовательной системы, организации отчетности.
В ДОУ можно использовать три уровня управленческой информации:
— административно-управленческий уровень (заведующий и его заместители);
— коллективно-коллегиальный уровень (педагогический персонал, учебно-вспомогательный персонал, обслуживающий персонал);
— соуправленческий уровень (дети, их родители, внешние организации).
Каждому из этих уровней соответствует свой, вполне определенный набор необходимой управленческой информации на основе принципа оптимальной достаточности.
Чтобы принять оптимальное управленческое решение, используются различные источники информации (административные, методические, вспомогательные), но в любом случае, чтобы создать целостную информационную систему как условие успешной управленческой деятельности, необходимо определить для каждого уровня:
— содержание (состав) необходимой информации;
— объект управленческой информации;
— информационные потоки и уровни их обработки;
— назначение и способ хранения информации.
Основной критерий отбора информации – возможность уполномоченного лица на основе ее анализа принимать управленческое решение на своем уровне. Сбор информации, по результатам анализа которой собиравшее ее лицо не может или не уполномочено принимать управленческое решение, не имеет отношения к управленческой деятельности и по этой причине нецелесообразен. Использование компьютерной техники в управленческом процессе значительно упрощает и оптимизирует процесс накопления, использования и хранения управленческой информации. Это позволяет стандартизировать работу с информацией, то есть разработать и использовать положительно зарекомендовавшие себя формы документации, а также минимизировать время подготовки и передачи прямой информации, а также сбора, передачи, обработки и использования обратной информации.
Проблема, существующая в настоящее время, заключается не столько в том, чтобы отобрать для использования необходимый и достаточный минимум информации, сколько в том, чтобы организовать оптимальную циркуляцию и использование всей информации.
В ДОУ процесс обмена информацией затрудняется еще и тем, что большинство сотрудников работает по графику (в первой половине дня, либо во второй половине дня) и это затрудняет процесс обмена информацией.
Существует схема информационного обеспечения управления образовательного учреждения позволяющая всем участникам образовательного процесса осуществлять взаимодействие друг с другом.
Схема информатизации образовательного процесса:
2 уровень (административно-управленческий)
3 уровень (соуправленческий)
Центром информационного обеспечения управления нашего ДОУ является методический кабинет. Сотрудники ДОУ, относящиеся к первому, коллективно-коллегиальному уровню, предоставляют информацию заведующему и заместителю заведующего. В свою очередь они могут пользоваться информацией, которая имеется в методическом кабинете ДОУ и необходима для выполнения своих должностных обязанностей.
Методический кабинет обеспечивает сбор информации от сотрудников первого уровня, внешних организаций и передает на второй уровень – административно-управленческий.
Административно управленческий персонал анализирует полученную информацию, принимает решения и передает на третий соуправленческий уровень либо, если это касается коллективно-коллегиального уровня, возвращает информацию на первый уровень, но также через методический кабинет ДОУ.
В методическом кабинете у ответственного за информатизацию управления образовательного процесса имеется необходимая оргтехника (автоматизированное рабочее место: компьютер, проектор, сканер, принтер).
Ответственный за информатизацию:
— обеспечивает ввод данных в компьютерную базу, хранение информации в электронном и бумажном виде.
— предоставляет всем участникам образовательного процесса необходимую информацию.
— создает базы данных по образовательному учреждению (по воспитанникам, по сотрудникам, по методической работе, по учебно-воспитательной работе).
Базы данных могут содержать следующую информацию:
— сведения о родителях;
— сведения по учебно-воспитательной работе (участие в конкурсах, достижения).
— сведения об аттестации и квалификации;
— сведения о достижениях.
по научно-методической работе:
— разработки открытых занятий;
— методические работы педагогических работников.
по учебно-воспитательной работе:
— результаты мониторинга успеваемости и обученности;
— разработки открытых мероприятий;
— планы на учебный год;
— расписание занятий, кружков;
— общую информацию о ДОУ;
— общие списки воспитанников, сотрудников.
Методический кабинет ДОУ обеспечивает и выполняет следующие задачи:
— сбор, хранение, обработку и передачу информации как внутри образовательного учреждения, так и с родителями (с их письменного согласия);
— взаимодействие с внешними организациями (Управлением образования, бухгалтерией, ТПМПК, медицинским страхованием и другими);
— обеспечивает обновление и дополнение информационных баз данных на сайте ДОУ;
— обеспечивает взаимосвязь со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Для оптимизации информатизации управления образовательного учреждения необходимо определить состав необходимой информации для каждого уровня.
Первый уровень – коллективно-коллегиальный, включает в себя:
— педагогический персонал (старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель);
— учебно-вспомогательный персонал (младшие воспитатели)
— обслуживающий персонал (завхоз; кладовщик; повара; уборщики служебных помещений; дворник; рабочий по комплексному обслуживанию зданий; кухонные рабочие).
Педагогический персонал может:
— использовать дидактическую и методическую литературу; видеть результативность своей работы; благодаря электронной библиотеке, компенсировать недостаток литературы, наглядных пособий;
— более качественно подготовиться к родительским собраниям и педсоветам;
— создавать индивидуальный портфолио, где отражается не только личностные достижения, но и собирается материал, отражающий динамику развития воспитанников; помогающий ориентироваться в информационном пространстве;
— отражать достижения педагогов и воспитанников;
— использовать формы обучения, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации: CD, видеоматериалами и пр. по определенной теме учебной программы;
— руководить процессом получения новых знаний и способов деятельности посредством системы дифференцированных заданий.
В методическом кабинете ДОУ создавается базу данных по кадровому составу и воспитанникам, ведется электронный учёт выбывших и прибывших воспитанников. Осуществляет сбор внутренней информации и при необходимости передавать ее во внешние организации.
Обслуживающий персонал может получать информацию необходимую для выполнения своих должностных обязанностей. Это может быть личная информация, информация о проводимых мероприятиях в ДОУ, информация полученная из внешних источников.
Второй уровень – административно-управленческий, включает:
— административный персонал ДОУ (заведующий; заместитель заведующего по воспитательно-методической работе; заместители заведующего по безопасности).
Административный персонал может
— автоматизировать систему всех видов отчётности, контролировать учебно-воспитательный процесс;
— обеспечивать материально-техническую и нормативно-правовую сторону информационного обеспечения;
— создавать условия для повышения ИКТ компетентности участников образовательного процесса;
— контролировать работу методического кабинета ДОУ.
Третий уровень – соуправленческий, включает в себя
— пользоваться электронной библиотекой, Интернетом;
— получать по итогам года личную карточку со своими достижениями;
— узнавать о мероприятиях, которые будут проводиться;
— получать возможность читать книги, периодику, информацию с CD-дисков и из сети Интернет;
— прослушивать и просматривать фоно-, магнито- и видеозаписи, посещать виртуальные музеи, выставки, галереи, используя их для подбора информации к написанию докладов, сочинений, обзоров, для подготовки к урокам, диспутам, семинарам и др.;
— подбирать разнообразные виды информации для учебных занятий: для общих мероприятий ДОУ, иллюстрирования выступлений, докладов, создания Web-сайтов и т.д.;
— получать максимальную самостоятельность в выборе средств и приемов организации познавательной деятельности;
— приобретать навыки работы с компьютерными каталогами, базами данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими, справочными и энциклопедическими изданиями; получают опыт работы с новыми технологиями.
Родители воспитанников могут получать полную и достоверную информацию о проводимых мероприятиях в ДОУ, о дополнительных образовательных услугах, о результативности работы каждого педагога ДОУ.
При работе с внешними организациями методический кабинет также обеспечивает сбор, обработку, передачу и хранение информации.
Основные задачи информатизации управления образовательного учреждения:
— повышение квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников ДОУ;
— внедрение в работу администрации ДОУ программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию рабочих мест, формирование электронных баз данных, электронный документооборот и др.;
— оснащение современной компьютерной техникой;
— выделение в методическом кабинете рабочих мест «свободного доступа» для работы педагогов с программными продуктами, ресурсами Интернет, электронными учебными материалами, электронными средствами информационно-технологической поддержки и развития учебно-воспитательного процесса.
Одной из главных задач информатизации является материально-техническое обеспечение. Для обеспечения материально-технической базы данной модели информатизации необходимо:
— мощные компьютеры с хорошим программным обеспечением;
— оборудованное сканером, принтером, видеокамерой, проектором автоматизированное рабочее место для работы с базами данных;
— соединение всех компьютеров в единую локальную сеть, но с разграниченным правом доступа к базам данных;
— различные расходные и канцелярские товары.
— разработка единой образовательной концепции по внедрению и применению информационных технологий в образовательном учреждении;
— сформировать информационную культуру педагогического коллектива;
— создание единого банка данных о состоянии и результатах процессов управления и образования, разработана технология поддержки принятия решения в процессе реализации управления ДОУ;
— сформировать информационное пространство ДОУ с единой системой управления информационными потоками, обеспечивающее иерархию доступа каждого участника образовательного пространства к единому банку данных;
— создать необходимые условия для обработки поступающей информации, ее отслеживания и прогностического анализа с помощью компьютерной техники;
— обеспечить вхождение ДОУ в российское и международное образовательное информационное пространство (с созданием и поддержкой сайта ДОУ и включением ДОУ в общероссийские образовательные проекты);
— развивать сеть автоматизированного документооборота и делопроизводства;
— создать алгоритм управления качеством образования;
Эффективность управленческой модели зависит, прежде всего, от эффективности системы сбора, обработки и анализа информации для выбора оптимальных управленческих решений.
Информатизация управления образовательного процесса позволит распределить информационные потоки прямой и обратной связи с точки зрения необходимости, но достаточности, а значит, оптимизировать управленческую деятельность учреждения.
Информационно-воспитательная работа. Методическое пособие.
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по общественно-государственной подготовке.
«ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ УСПЕШНОГО НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ»
( методическое пособие в помощь руководителям групп ОГП)
2010 г.
Сегодня информация приобретает все более важную роль во всех сферах деятельности современного общества. Телевидение, радио, печать как самые распространенные источники информации давно уже стали важнейшим средством борьбы за умы и души людей. Государства, коллективы и отдельные люди при достижении своих целей добиваются больших успехов в том случае, если им удалось эффективно и полно использовать информационный фактор.
Быстроразвивающиеся компьютерные технологии, телефонная связь, телевидение и другие формы телекоммуникаций позволяют сегодня проникать в информационное пространство любой страны. Первыми это поняли США, играющие в настоящее время доминирующую роль в использовании информационных технологий. Опираясь на свое лидерство в этой области, Соединенные Штаты приступили к реализации так называемой концепции «мягкой силы». Она подразумевает способность достигать желаемых результатов в международных делах не посредством традиционного принуждения, а путем формирования в общественном сознании заранее определенных установок. Так, в США накоплен огромный опыт воздействия (манипулирования) через средства массовой информации на индивидуальное поведение, массовое сознание различных социальных групп и их ориентации в выгодном для себя направлении. В то же время Соединенные Штаты стремятся обезопасить себя от информационного влияния других стран. В «Стратегии национальной безопасности США для нового столетия» среди важнейших приоритетов национальной обороны и военной политики в XXI веке вопросы информационной безопасности занимают одно из ведущих мест, опережая такие направления, как «космос», «противоракетная оборона», «присутствие за границей и влияние американской мощи».
Так, важной составляющей действий НАТО против Югославии была информационно-психологическая война. Она была направлена на дестабилизацию внутриполитического положения Югославии, подрыв ее экономического и политического потенциалов, деморализацию населения и военнослужащих, создание внутри страны оппозиционных правящему режиму общественно-политических организаций, дезинформацию.
Ставка на информационное противоборство как важное средство защиты национальных интересов, как способ достижения внешнеполитических целей и задач военного характера делается и во многих других странах мира.
Таким образом, постоянно присутствует вероятность информационной экспансии и по отношению к нашей стране. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются, как отмечено в Концепции национальной безопасности РФ, через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Надо признать, что уже имеет место целенаправленное сознательное вмешательство иностранных государств и международных организаций во внутреннюю жизнь нашей страны.
Поэтому в Военной доктрине Российской Федерации среди основных угроз военной безопасности страны называется и «…ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т. д.) действий».
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России в информационной сфере выделены в отдельное направление и включают в себя такие вопросы, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации и др. От качества решения этих вопросов самым непосредственным образом зависит стабильность нашего общества, настоящее и будущее Российской Федерации.
Качество информационного обеспечения Российской армии и флота зависит от многих факторов. Среди них — наличие структур, позволяющих системно и последовательно проводить информационную работу; подготовка высококвалифицированных кадров, глубоко понимающих государственную идеологию и политику в области военной безопасности страны, укрепления ее обороноспособности, владеющих информационными методиками и технологиями; соответствующая материальная и учебно-методическая база информационной работы.
Информационное обеспечение жизнедеятельности армии и флота — понятие довольно широкое, включающее в себя разноплановую работу, связанную со сбором, анализом, распространением информации, воспитанием личного состава, организацией работы военных средств массовой информации и взаимодействие с гражданскими СМИ, изучением и развитием информационных технологий, обеспечением информационной безопасности и т.д. Оно охватывает практически все стороны жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ. Важным аспектом информационного обеспечения в армии и на флоте является обучение и воспитание военнослужащих в частях и на кораблях, формирование высоких боевых и моральных качеств личного состава. Речь идет об информационно-воспитательной работе — одном из наиболее распространенных видов деятельности командиров и начальников всех степеней.
Следует подчеркнуть, что одним из древнейших элементов военного искусства является также информационное воздействие на противника. Известно дошедшее до нас изречение китайского философа и полководца Сунь Цзы, жившего более 2 тысяч лет назад: «Сражаться и побеждать во всех ваших битвах — это еще не мастерство: высшее мастерство состоит в том, чтобы сломить сопротивление врага без боя».
В Российской армии информационной работе всегда придавалось серьезное значение. Об этом свидетельствуют и приказ Петра I перед Полтавской битвой, нацеленный на укрепление морального духа войск, и инструкция ротным командирам графа С.Р. Воронцова (1774), требующая от офицеров ежедневной кропотливой работы с каждым солдатом, и опыт многих российских военачальников и флотоводцев.
Ярким примером понимания важности информационной работы в воинском воспитании является деятельность великого русского полководца А. В. Суворова, Умение организовать эффективную информационно-воспитательную работу являлось составной частью его полководческого таланта. Знаменитое суворовское изречение «Каждый солдат должен понимать свой маневр» означает не только необходимость механического усвоения приемов ведения боя, твердого знания своей задачи в конкретном бою. В нем заключена и мысль о важности глубокого осознания каждым воином своего священного долга по защите интересов Отечества, ясного понимания своей роли в решении общего дела, в достижении победы над врагом.
Отсутствие необходимого внимания к информационной работе пагубно сказывалось не только на состоянии армии, но и в конечном счете негативно влияло на развитие общесоциальных процессов в стране. Наиболее наглядно все это демонстрирует период первой мировой войны, когда пассивность генералов и офицеров русской царской армии в информационно-воспитательной работе на фоне интенсивной пропагандистской деятельности ее противников привела к разложению армии, свержению политического режима.
Напротив, планомерная и настойчивая информационно-воспитательная работа советского руководства и командования Красной Армии в годы Великой Отечественной войны не позволила хорошо отлаженной и весьма профессиональной пропагандистской машине фашистской Германии деморализовать наших солдат. Советские солдаты и офицеры, весь советский народ свято верил в правоту ценностей, которые защищал, неизбежность своей победы над коварным и сильным врагом.
Под информационно-воспитательной работой понимается целенаправленное комплексное использование методов и средств информационного воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации, деятельность, направленная на обеспечение высокого морально-психологического состояния личного состава армии и флота.
Основными целями такой работы в Вооруженных Силах являются: развитие духовной составляющей боевого потенциала армии и флота, ее реализация в интересах укрепления обороноспособности страны; формирование развитой личности защитника Отечества; обеспечение осознанного и добросовестного выполнения военнослужащими своего воинского долга.
Задачи информационно-воспитательной работы заключаются:
в укреплении убежденности воинов в необходимости и важности вооруженной защиты Отечества, в формировании у каждого военнослужащего чувства ответственности за судьбу страны, ее армии и флота, верности военной присяге и воинскому долгу;
в формировании у военнослужащих и гражданского персонала армии и флота личной ответственности за выполнение поставленных задач;
в воспитании военнослужащих на героических традициях Отечества и его Вооруженных Сил;
во всестороннем и своевременном информировании личного состава;
в военно-патриотическом воспитании населения страны во взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями и средствами массовой информации государственно-патриотической ориентации.
Проведение информационно-воспитательной работы предполагает наличие необходимых компонентов: идейно-теоретического (содержательного), организационно-практического и материально-технического.
Идейно-теоретический включает совокупность национальных духовных ценностей, государственной идеологии, нравственных и правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Концепции национальной безопасности, приказах и директивах министра обороны и других правовых документах.
Организационно-практический представляет собой стройную структуру органов военного управления, воспитательной работы, военных учреждений культуры и искусства, а также руководящие документы, регламентирующие их деятельность, учебно-методические требования и рекомендации, нашедшие отражение в научно-теоретических разработках, которые являются основой информационно-воспитательной работы.
Основная нагрузка в организации этой работы ложится на органы воспитательной работы, информационные структуры армии и флота, в ее проведении также принимают участие все командиры (начальники). Ключевая роль принадлежит офицерскому корпусу Вооруженных Сил РФ.
Документами, определяющими организацию и проведение информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах, являются: Устав внутренней службы ВС РФ, приказы министра обороны РФ № 250 1993 г. «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» и № 235 1995 г. «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», Концепция военно-патриотического воспитания молодежи, Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, указания и методические рекомендации начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, а также «Методика организации общественно-государственной подготовки в полку (на корабле)», «Методика организации информационно-воспитательной работы в полку (на корабле)».
Материально-технический компонент включает технические средства воспитания, учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий, учебно-методическую литературу, периодические печатные издания.
Несомненно, основная нагрузка в информационно-воспитательной работе непосредственно в подразделении ложится на офицеров и прапорщиков (мичманов) ротного и батальонного звена. Поэтому им необходимо глубоко осознавать цели и задачи этой работы, владеть различными ее основными формами, постоянно самосовершенствоваться в этом направлении.
Основными формами информационно-воспитательной работы являются: общественно-государственная подготовка; информирование военнослужащих; работа по организации культурного досуга, использование средств массовой информации и стенной печати в воспитательных и учебных целях.
Ключевую роль в информационно-воспитательной работе играет общественно-государственная подготовка (ОГП). Она имеет четкую структуру, обладает содержательной глубиной и большими возможностями по воздействию на сознание личного состава.
Другой действенной формой информационного обеспечения задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации, является информирование личного состава.
Это — оперативная форма, позволяющая своевременно разъяснить проводимые государственными органами мероприятия по военному строительству, укреплению обороноспособности страны, обеспечению безопасности российского общества и др.; приказы и директивы министра обороны, командиров и начальников; факты успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, конкретными соединениями и частями.
Оно планируется, как правило, на ближайшую неделю или месяц. При этом определение тем осуществляется таким образом, чтобы они отвечали информационным потребностям воинов, отражали важнейшие события в жизни части (корабля), в стране и за рубежом, отличались воспитательной направленностью.
Большое значение имеет проведение единых дней информирования. Грамотная и творческая их организация позволяет не только осветить отдельные проблемы текущей жизни государства и Вооруженных Сил Российской Федерации, но и обеспечивает обратную связь. Опытный командир получает возможность изучать настроение подчиненного личного состава, его отношение к конкретным событиям, фактам жизнедеятельности общества, армии и флота, части и подразделения.
Важным компонентом информационно-воспитательной работы в армии и на флоте является использование средств массовой информации. В частности, в соответствии с распорядком дня ежедневно организуются прослушивание и просмотр программ Российского радио и телевидения. В подразделения доставляются газеты и журналы. Наиболее опытные офицеры, прапорщики и мичманы стараются активно использовать возможности средств массовой информации в своей повседневной воспитательной работе.
Немаловажную роль в жизни воинского коллектива способна играть стенная печать. Различные формы ее использования позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения воинов к успехам и проступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных в интересах повышения боеготовности подразделений, укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
Одним из важных направлений в информационно-воспитательной работе является также профилактика последствий воздействия негативной, неконструктивной по отношению к армии и флоту информации. Самым действенным средством в подобной профилактике является своевременное, систематическое и объективное информирование личного состава части (корабля) по проблемам международной жизни, развития российского общества, совершенствования Вооруженных Сил Российской Федерации. Чем информация убедительнее, тем меньше поводов для появления различных домыслов.
Для достижения большего эффекта в информационном обеспечении военного строительства не стоит замыкаться в рамках подразделения, части (корабля). Успех решения проблем, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации, во многом зависит от отношения к ним всего общества. Поэтому необходима активная работа с местным населением, на подшефных предприятиях, в организациях и учреждениях.
Всю информационно-воспитательную работу по обеспечению караула можно разделить на три этапа: перед заступлением в караул, в карауле и по окончании несения службы в карауле.
Накануне заступления в караул заместитель командира батареи по воспитательной работе проводит психологическую подготовку к несению караульной службы, назначает и инструктирует агитатора и редактора боевого листка, проводит индивидуальные беседы с рядовыми, впервые заступающими в караул, совместно с командиром батареи проводит беседы на темы: «О подвигах часовых в годы Великой Отечественной Войны и в дни мирной учебы», «Служи по уставу – завоюешь честь и славу»
В день заступления личному составу караула демонстрируется фильм о действиях часового в экстремальных ситуациях, проверяется готовность актива к ведению работы в карауле.
Непосредственно в карауле начальник караула проводит индивидуальные беседы с караульными по разъяснению им общих и основных обязанностей часового. Агитатор организует читку газет и прослушивание по радио последних известий. Помощник начальника караула зачитывает и разъясняет рядовым общие обязанности часового на каждом конкретном посту. После каждой смены начальник караула или его помощник доводит до личного состава караула новые данные о состоянии обстановки в карауле. Поэтому необходимо, чтобы караульное помещение было оборудовано исправными техническими средствами воспитания, необходимо обеспечить своевременную доставку в караул газет и журналов.
По возвращении личного состава караула в казарму подводятся итоги несения караульной службы: