Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе

Информационное обеспечение воспитательного процесса

Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Смотреть фото Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Смотреть картинку Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Картинка про Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Фото Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Смотреть фото Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Смотреть картинку Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Картинка про Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Фото Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Смотреть фото Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Смотреть картинку Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Картинка про Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Фото Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Смотреть фото Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Смотреть картинку Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Картинка про Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Фото Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе

Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Смотреть фото Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Смотреть картинку Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Картинка про Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе. Фото Что относится к информационному обеспечению по воспитательной работе

Воспитательный процесс невозможен без методического и информационного обеспечения. Чем более полно и интенсивно оно используется, тем более высока эффективность воспитательного процесса.

В течение учебного года воспитательная работа осуществлялась в соответствии с комплексным планом идеологической и воспитательной работы студенческого городка БГУИР и годовым планом педагога-организатора студгородка.

Педагогом-организатором оформлены методические разработки мероприятий, проводимых со студентами, темы информационных часов, бесед, презентаций. При подготовке мероприятий различной направленности интенсивно использовались информационные ресурсы различных государственных интернет-порталов. В течение года выпускались информационные листовки и материалы по тематике государственных праздников и памятных дат. Регулярно оформлялись фотоотчеты о проведенных мероприятиях.

В течение летних каникул был оформлен информационный стенд «Студенческое лето 2020» в общежитии №1 студгородка БГУИР.

Выводы и предложения по совершенствованию идеологической и воспитательной работы студенческого городка БГУИР

Основные направления годового плана за 2019-2020 год по идеологической и воспитательной работе в целом выполнены. В дальнейшем необходимо продолжить работу по поликультурному, гражданско-патриотическому воспитанию, культуре здорового образа жизни на основе гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа, государственной идеологии, отражающей интересы личности, общества и государства.

Вместе с тем, на 2020/2021 учебный год в идеологической и воспитательной работе педагога-организатора студенческого городка поставлена цель: создание условий для социализации и профессионального становления обучающихся на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, формирование чувства патриотизма и гражданственности, ответственного и безопасного поведения.

Также, необходимо реализовать следующие задачи:

ü формирование высокой гражданской позиции и социальной активности;

ü содействие адаптации и социализации белорусских и иностранных обучающихся к новым условиям обучения и проживания;

ü формирование нравственной и эстетической культуры, культуры семейных отношений;

ü развитие эффективных форм воспитательно-профилактической работы;

ü совершенствование спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в университете;

ü активизация деятельности студенческого самоуправления и молодежных общественных объединений;

ü развитие волонтерского движения;

ü организация системной работы по актуализации тематических страниц по идеологической и воспитательной работе на сайте университета.

В 2020/2021 учебном году запланированы приоритетные направления идеологической и воспитательной работы со студенческой молодежью:

1. идеологическое воспитание;

2. гражданское и патриотическое воспитание;

3. поликультурное воспитание;

4. духовно-нравственное и эстетическое воспитание, воспитание культуры досуга;

5. формирование у молодежи позитивного отношения к традиционным семейным ценностям;

6. формирование здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа;

7. профилактика противоправного поведения; формирование ответственного и безопасного поведения;

8. профессиональное, трудовое воспитание, поддержка предпринимательской инициативы;

9. поддержка социально-значимых и общественных инициатив молодежи, студенческого самоуправления;

10. социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся.

Педагог-организатор студенческого городка БГУИР Е.В. Аниськова

Источник

Информационное обеспечение управления воспитательной работой

Информационное обеспечение управления воспитательной работой. Алгоритм получения и использования информации. Обработка, хранение, анализ и использование информации. Требования к качеству информации. Факторы интенсивности использования информации. Информационная среда образовательной организации. Информационные основания деятельности руководителя образовательной организации в планирова­нии, анализе, оценивании, принятии управленческих решений.

Взаимодействие участников социально-педагогического сопровождения

Учебно-воспитательного процесса в образовательной организации

Понятия «сопровождение» и «социально-педагогическое сопровождение». Понятие и сущность взаимодействия участников социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательной организации.

Уровни и субъекты взаимодействия участников социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательной организации.

Технология профессиональной ориентации школьников

В образовательной организации

Профессиональная ориентация школьников как процесс: определение, структура. Профессиональное самоопределение как результат профессиональной ориентации. Интерес к профессии. Склонности и способности. Профессиональная направленность как иерархия или совокупность устойчивых мотивов.

Типы готовности к профессиональному самоопределению. Восемь сторон выбора профессии по Е.А.Климову. Формы и методы профессиональной ориентации школьников.

Понятие государства. Признаки государства

Причины и условия возникновения государства и права. Плюрализм в понимании и определении государства. Основные теории происхождения государства. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Публичная (государственная) власть. Государственный суверенитет. Неразрывная связь государства и права.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата РФ

Механизм государства. Структура механизма государства. Понятие и признаки государственного органа. Виды органов государства: по способу возникновения; по объему властных полномочий; по широте компетенции. Принцип разделения властей. Глава государства. Государственный аппарат в Российской Федерации.

Пути формирования правового государства в РФ

Понятие гражданского общества. Структура гражданского общества Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Основные принципы правового государства. Принцип приоритета права. Принцип правовой защищенности человека и гражданина Принцип единства права и закона. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Понятие и сущность права, функции права

Понятие и основные признаки нормы права

Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции. Проблемы понимания права. Признаки права. Нормативность. Интеллектуально-волевой характер права. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Формальная определенность.Системность. Принципы права: законность, справедливость, юридическое равенство (всеобщность правосубъектности), социальная свобода, объективной истины, ответственности за вину.

Социальные нормы. Право в системе социальных норм. Право и мораль. Право и обычаи. Право и корпоративные нормы. Норма права как мера свободы волеизъявления и поведения человека. Норма права как, форма определения и закрепления прав и обязанностей Норма как, правило поведения общеобязательного характера. Формально-определенное правило поведения. Правило поведения, гарантированное государством.

Структура правовых норм, их классификация.

Основные классификации правовых норм. Учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные. По субъектам правотворчества. По предмету правового регулирования. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. По сфере действия. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Идеальная и реальная структура правовой нормы.

Источник

Проектирование системы информационного обеспечения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Проектирование системы информационного обеспечения воспитательного процесса на уровне ДОУ

Заведующий МДОУ д/с общеразвивающего вида №12 «Искорка» Коломенского г.о. Павлова Марина Ивановна, высшая квалификационная категория.

Осуществление функций управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы внутренней информации учреждения и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации руководитель может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечить их практическую реализацию.

Одним из перспективных средств повышения качества управления образовательным учреждением на современном этапе является создание информационных стандартов, удовлетворяющих информационные потребности всех субъектов управления, оказывающих информационную поддержку, обеспечивая процесс принятия решений большим объемом полезной информации, позволяющих оптимизировать информационные потоки и привести трудоемкость в соответствие с функционалом руководителей и всех участников учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Информационные стандарты включают формы предоставления информационных материалов и используются для анализа состояния образовательной системы, организации отчетности.

В ДОУ можно использовать три уровня управленческой информации:

— административно-управленческий уровень (заведующий и его заместители);

— коллективно-коллегиальный уровень (педагогический персонал, учебно-вспомогательный персонал, обслуживающий персонал);

— соуправленческий уровень (дети, их родители, внешние организации).

Каждому из этих уровней соответствует свой, вполне определенный набор необходимой управленческой информации на основе принципа оптимальной достаточности.

Чтобы принять оптимальное управленческое решение, используются различные источники информации (административные, методические, вспомогательные), но в любом случае, чтобы создать целостную информационную систему как условие успешной управленческой деятельности, необходимо определить для каждого уровня:

— содержание (состав) необходимой информации;

— объект управленческой информации;

— информационные потоки и уровни их обработки;

— назначение и способ хранения информации.

Основной критерий отбора информации – возможность уполномоченного лица на основе ее анализа принимать управленческое решение на своем уровне. Сбор информации, по результатам анализа которой собиравшее ее лицо не может или не уполномочено принимать управленческое решение, не имеет отношения к управленческой деятельности и по этой причине нецелесообразен. Использование компьютерной техники в управленческом процессе значительно упрощает и оптимизирует процесс накопления, использования и хранения управленческой информации. Это позволяет стандартизировать работу с информацией, то есть разработать и использовать положительно зарекомендовавшие себя формы документации, а также минимизировать время подготовки и передачи прямой информации, а также сбора, передачи, обработки и использования обратной информации.

Проблема, существующая в настоящее время, заключается не столько в том, чтобы отобрать для использования необходимый и достаточный минимум информации, сколько в том, чтобы организовать оптимальную циркуляцию и использование всей информации.

В ДОУ процесс обмена информацией затрудняется еще и тем, что большинство сотрудников работает по графику (в первой половине дня, либо во второй половине дня) и это затрудняет процесс обмена информацией.

Существует схема информационного обеспечения управления образовательного учреждения позволяющая всем участникам образовательного процесса осуществлять взаимодействие друг с другом.

Схема информатизации образовательного процесса:

2 уровень (административно-управленческий)

3 уровень (соуправленческий)

Центром информационного обеспечения управления нашего ДОУ является методический кабинет. Сотрудники ДОУ, относящиеся к первому, коллективно-коллегиальному уровню, предоставляют информацию заведующему и заместителю заведующего. В свою очередь они могут пользоваться информацией, которая имеется в методическом кабинете ДОУ и необходима для выполнения своих должностных обязанностей.

Методический кабинет обеспечивает сбор информации от сотрудников первого уровня, внешних организаций и передает на второй уровень – административно-управленческий.

Административно управленческий персонал анализирует полученную информацию, принимает решения и передает на третий соуправленческий уровень либо, если это касается коллективно-коллегиального уровня, возвращает информацию на первый уровень, но также через методический кабинет ДОУ.

В методическом кабинете у ответственного за информатизацию управления образовательного процесса имеется необходимая оргтехника (автоматизированное рабочее место: компьютер, проектор, сканер, принтер).

Ответственный за информатизацию:

— обеспечивает ввод данных в компьютерную базу, хранение информации в электронном и бумажном виде.

— предоставляет всем участникам образовательного процесса необходимую информацию.

— создает базы данных по образовательному учреждению (по воспитанникам, по сотрудникам, по методической работе, по учебно-воспитательной работе).

Базы данных могут содержать следующую информацию:

— сведения о родителях;

— сведения по учебно-воспитательной работе (участие в конкурсах, достижения).

— сведения об аттестации и квалификации;

— сведения о достижениях.

по научно-методической работе:

— разработки открытых занятий;

— методические работы педагогических работников.

по учебно-воспитательной работе:

— результаты мониторинга успеваемости и обученности;

— разработки открытых мероприятий;

— планы на учебный год;

— расписание занятий, кружков;

— общую информацию о ДОУ;

— общие списки воспитанников, сотрудников.

Методический кабинет ДОУ обеспечивает и выполняет следующие задачи:

— сбор, хранение, обработку и передачу информации как внутри образовательного учреждения, так и с родителями (с их письменного согласия);

— взаимодействие с внешними организациями (Управлением образования, бухгалтерией, ТПМПК, медицинским страхованием и другими);

— обеспечивает обновление и дополнение информационных баз данных на сайте ДОУ;

— обеспечивает взаимосвязь со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Для оптимизации информатизации управления образовательного учреждения необходимо определить состав необходимой информации для каждого уровня.

Первый уровень – коллективно-коллегиальный, включает в себя:

— педагогический персонал (старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель);

— учебно-вспомогательный персонал (младшие воспитатели)

— обслуживающий персонал (завхоз; кладовщик; повара; уборщики служебных помещений; дворник; рабочий по комплексному обслуживанию зданий; кухонные рабочие).

Педагогический персонал может:

— использовать дидактическую и методическую литературу; видеть результативность своей работы; благодаря электронной библиотеке, компенсировать недостаток литературы, наглядных пособий;

— более качественно подготовиться к родительским собраниям и педсоветам;

— создавать индивидуальный портфолио, где отражается не только личностные достижения, но и собирается материал, отражающий динамику развития воспитанников; помогающий ориентироваться в информационном пространстве;

— отражать достижения педагогов и воспитанников;

— использовать формы обучения, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации: CD, видеоматериалами и пр. по определенной теме учебной программы;

— руководить процессом получения новых знаний и способов деятельности посредством системы дифференцированных заданий.

В методическом кабинете ДОУ создавается базу данных по кадровому составу и воспитанникам, ведется электронный учёт выбывших и прибывших воспитанников. Осуществляет сбор внутренней информации и при необходимости передавать ее во внешние организации.

Обслуживающий персонал может получать информацию необходимую для выполнения своих должностных обязанностей. Это может быть личная информация, информация о проводимых мероприятиях в ДОУ, информация полученная из внешних источников.

Второй уровень – административно-управленческий, включает:

— административный персонал ДОУ (заведующий; заместитель заведующего по воспитательно-методической работе; заместители заведующего по безопасности).

Административный персонал может

— автоматизировать систему всех видов отчётности, контролировать учебно-воспитательный процесс;

— обеспечивать материально-техническую и нормативно-правовую сторону информационного обеспечения;

— создавать условия для повышения ИКТ компетентности участников образовательного процесса;

— контролировать работу методического кабинета ДОУ.

Третий уровень – соуправленческий, включает в себя

— пользоваться электронной библиотекой, Интернетом;

— получать по итогам года личную карточку со своими достижениями;

— узнавать о мероприятиях, которые будут проводиться;

— получать возможность читать книги, периодику, информацию с CD-дисков и из сети Интернет;

— прослушивать и просматривать фоно-, магнито- и видеозаписи, посещать виртуальные музеи, выставки, галереи, используя их для подбора информации к написанию докладов, сочинений, обзоров, для подготовки к урокам, диспутам, семинарам и др.;

— подбирать разнообразные виды информации для учебных занятий: для общих мероприятий ДОУ, иллюстрирования выступлений, докладов, создания Web-сайтов и т.д.;

— получать максимальную самостоятельность в выборе средств и приемов организации познавательной деятельности;

— приобретать навыки работы с компьютерными каталогами, базами данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими, справочными и энциклопедическими изданиями; получают опыт работы с новыми технологиями.

Родители воспитанников могут получать полную и достоверную информацию о проводимых мероприятиях в ДОУ, о дополнительных образовательных услугах, о результативности работы каждого педагога ДОУ.

При работе с внешними организациями методический кабинет также обеспечивает сбор, обработку, передачу и хранение информации.

Основные задачи информатизации управления образовательного учреждения:

— повышение квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников ДОУ;

— внедрение в работу администрации ДОУ программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию рабочих мест, формирование электронных баз данных, электронный документооборот и др.;

— оснащение современной компьютерной техникой;

— выделение в методическом кабинете рабочих мест «свободного доступа» для работы педагогов с программными продуктами, ресурсами Интернет, электронными учебными материалами, электронными средствами информационно-технологической поддержки и развития учебно-воспитательного процесса.

Одной из главных задач информатизации является материально-техническое обеспечение. Для обеспечения материально-технической базы данной модели информатизации необходимо:

— мощные компьютеры с хорошим программным обеспечением;

— оборудованное сканером, принтером, видеокамерой, проектором автоматизированное рабочее место для работы с базами данных;

— соединение всех компьютеров в единую локальную сеть, но с разграниченным правом доступа к базам данных;

— различные расходные и канцелярские товары.

— разработка единой образовательной концепции по внедрению и применению информационных технологий в образовательном учреждении;

— сформировать информационную культуру педагогического коллектива;

— создание единого банка данных о состоянии и результатах процессов управления и образования, разработана технология поддержки принятия решения в процессе реализации управления ДОУ;

— сформировать информационное пространство ДОУ с единой системой управления информационными потоками, обеспечивающее иерархию доступа каждого участника образовательного пространства к единому банку данных;

— создать необходимые условия для обработки поступающей информации, ее отслеживания и прогностического анализа с помощью компьютерной техники;

— обеспечить вхождение ДОУ в российское и международное образовательное информационное пространство (с созданием и поддержкой сайта ДОУ и включением ДОУ в общероссийские образовательные проекты);

— развивать сеть автоматизированного документооборота и делопроизводства;

— создать алгоритм управления качеством образования;

Эффективность управленческой модели зависит, прежде всего, от эффективности системы сбора, обработки и анализа информации для выбора оптимальных управленческих решений.

Информатизация управления образовательного процесса позволит распределить информационные потоки прямой и обратной связи с точки зрения необходимости, но достаточности, а значит, оптимизировать управленческую деятельность учреждения.

Источник

Информационно-воспитательная работа. Методическое пособие.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по общественно-государственной подготовке.

«ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ УСПЕШНОГО НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ»

( методическое пособие в помощь руководителям групп ОГП)

2010 г.

Сегодня информация приобрета­ет все более важную роль во всех сферах деятельности современно­го общества. Телевидение, радио, печать как самые распространен­ные источники информации давно уже стали важнейшим средством борьбы за умы и души людей. Го­сударства, коллективы и отдель­ные люди при достижении своих целей добиваются больших успехов в том случае, если им удалось эф­фективно и полно использовать информационный фактор.

Быстроразвивающиеся компь­ютерные технологии, телефонная связь, телевидение и другие фор­мы телекоммуникаций позволя­ют сегодня проникать в инфор­мационное пространство любой страны. Первыми это поняли США, играющие в настоящее время доминирующую роль в ис­пользовании информационных технологий. Опираясь на свое лидерство в этой области, Соеди­ненные Штаты приступили к ре­ализации так называемой кон­цепции «мягкой силы». Она под­разумевает способность дости­гать желаемых результатов в международных делах не посред­ством традиционного принужде­ния, а путем формирования в об­щественном сознании заранее определенных установок. Так, в США накоплен огромный опыт воздействия (манипулирования) через средства массовой инфор­мации на индивидуальное пове­дение, массовое сознание раз­личных социальных групп и их ориентации в выгодном для себя направлении. В то же время Сое­диненные Штаты стремятся обе­зопасить себя от информацион­ного влияния других стран. В «Стратегии национальной без­опасности США для нового сто­летия» среди важнейших при­оритетов национальной обороны и военной политики в XXI веке вопросы информационной без­опасности занимают одно из ве­дущих мест, опережая такие на­правления, как «космос», «про­тиворакетная оборона», «присут­ствие за границей и влияние американской мощи».

Так, важной составляющей действий НАТО против Югославии была информационно-пси­хологическая война. Она была направлена на дестабилизацию внутриполитического положения Югославии, подрыв ее экономи­ческого и политического потен­циалов, деморализацию населе­ния и военнослужащих, создание внутри страны оппозиционных правящему режиму общественно-политических организаций, дез­информацию.

Ставка на информационное противоборство как важное сред­ство защиты национальных ин­тересов, как способ достижения внешнеполитических целей и за­дач военного характера делается и во многих других странах мира.

Таким образом, постоянно присутствует вероятность инфор­мационной экспансии и по от­ношению к нашей стране. Угро­зы национальной безопасности Российской Федерации в между­народной сфере проявляются, как отмечено в Концепции нацио­нальной безопасности РФ, через попытки других государств про­тиводействовать укреплению России как одного из влиятель­ных центров формирующегося многополярного мира. Надо при­знать, что уже имеет место целе­направленное сознательное вме­шательство иностранных госу­дарств и международных органи­заций во внутреннюю жизнь на­шей страны.

Поэтому в Военной доктрине Российской Федерации среди основных угроз военной безопасности страны называется и «…ведение враждебных по от­ношению к Российской Федера­ции и ее союзникам информаци­онных (информационно-техни­ческих, информационно-психо­логических и т. д.) действий».

В Концепции национальной безопасности Российской Феде­рации национальные интересы России в информационной сфе­ре выделены в отдельное направ­ление и включают в себя такие вопросы, как защита националь­ных духовных ценностей, пропа­ганда национального культурно­го наследия, норм морали и об­щественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной инфор­мации и др. От качества решения этих вопросов самым непосред­ственным образом зависит ста­бильность нашего общества, на­стоящее и будущее Российской Федерации.

Качество информационного обеспечения Российской армии и флота зависит от многих фак­торов. Среди них — наличие структур, позволяющих системно и последовательно проводить ин­формационную работу; подготов­ка высококвалифицированных кадров, глубоко понимающих го­сударственную идеологию и по­литику в области военной без­опасности страны, укрепления ее обороноспособности, владеющих информационными методиками и технологиями; соответствую­щая материальная и учебно-ме­тодическая база информацион­ной работы.

Информационное обеспечение жизнедеятельности армии и фло­та — понятие довольно широкое, включающее в себя разноплановую работу, связанную со сбо­ром, анализом, распространени­ем информации, воспитанием личного состава, организацией работы военных средств массо­вой информации и взаимодейст­вие с гражданскими СМИ, изу­чением и развитием информаци­онных технологий, обеспечением информационной безопасности и т.д. Оно охватывает практически все стороны жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ. Важным аспектом информационного обеспечения в армии и на флоте является обучение и воспитание военнослужащих в частях и на кораблях, формирование высо­ких боевых и моральных качеств личного состава. Речь идет об информационно-воспитательной работе — одном из наиболее распространенных видов дея­тельности командиров и началь­ников всех степеней.

Следует подчеркнуть, что од­ним из древнейших элементов военного искусства является так­же информационное воздействие на противника. Известно дошед­шее до нас изречение китайского философа и полководца Сунь Цзы, жившего более 2 тысяч лет назад: «Сражаться и побеждать во всех ваших битвах — это еще не мастерство: высшее мастерст­во состоит в том, чтобы сломить сопротивление врага без боя».

В Российской армии информа­ционной работе всегда придава­лось серьезное значение. Об этом свидетельствуют и приказ Петра I перед Полтавской бит­вой, нацеленный на укрепление морального духа войск, и инст­рукция ротным командирам гра­фа С.Р. Воронцова (1774), требующая от офицеров ежедневной кропотливой работы с каждым солдатом, и опыт многих рос­сийских военачальников и фло­товодцев.

Ярким примером понимания важности информационной ра­боты в воинском воспитании яв­ляется деятельность великого русского полководца А. В. Суво­рова, Умение организовать эф­фективную информационно-вос­питательную работу являлось со­ставной частью его полководче­ского таланта. Знаменитое суво­ровское изречение «Каждый сол­дат должен понимать свой ма­невр» означает не только необхо­димость механического усвоения приемов ведения боя, твердого знания своей задачи в конкрет­ном бою. В нем заключена и мысль о важности глубокого осознания каждым воином свое­го священного долга по защите интересов Отечества, ясного по­нимания своей роли в решении общего дела, в достижении побе­ды над врагом.

Отсутствие необходимого вни­мания к информационной работе пагубно сказывалось не только на состоянии армии, но и в ко­нечном счете негативно влияло на развитие общесоциальных процессов в стране. Наиболее наглядно все это демонстрирует период первой мировой войны, когда пассивность генералов и офицеров русской царской ар­мии в информационно-воспита­тельной работе на фоне интен­сивной пропагандистской дея­тельности ее противников приве­ла к разложению армии, сверже­нию политического режима.

Напротив, планомерная и на­стойчивая информационно-вос­питательная работа советского руководства и командования Красной Армии в годы Великой Отечественной войны не позво­лила хорошо отлаженной и весь­ма профессиональной пропаган­дистской машине фашистской Германии деморализовать наших солдат. Советские солдаты и офицеры, весь советский народ свято верил в правоту ценностей, которые защищал, неизбежность своей победы над коварным и сильным врагом.

Под информационно-воспита­тельной работой понимается це­ленаправленное комплексное ис­пользование методов и средств информационного воздействия на личный состав в целях успеш­ного решения задач, стоящих пе­ред Вооруженными Силами Рос­сийской Федерации, деятель­ность, направленная на обеспе­чение высокого морально-психо­логического состояния личного состава армии и флота.

Основными целями такой рабо­ты в Вооруженных Силах явля­ются: развитие духовной состав­ляющей боевого потенциала ар­мии и флота, ее реализация в интересах укрепления обороно­способности страны; формирова­ние развитой личности защитни­ка Отечества; обеспечение осоз­нанного и добросовестного вы­полнения военнослужащими своего воинского долга.

Задачи информационно-воспита­тельной работы заключаются:

в укреплении убежденности во­инов в необходимости и важно­сти вооруженной защиты Отече­ства, в формировании у каждого военнослужащего чувства ответ­ственности за судьбу страны, ее армии и флота, верности воен­ной присяге и воинскому долгу;

в формировании у военнослу­жащих и гражданского персонала армии и флота личной ответст­венности за выполнение постав­ленных задач;

в воспитании военнослужащих на героических традициях Отече­ства и его Вооруженных Сил;

во всестороннем и своевремен­ном информировании личного состава;

в военно-патриотическом вос­питании населения страны во вза­имодействии с органами государ­ственной власти, местного само­управления, общественными орга­низациями и средствами массовой информации государственно-пат­риотической ориентации.

Проведение информационно-воспитательной работы предпо­лагает наличие необходимых компонентов: идейно-теоретиче­ского (содержательного), органи­зационно-практического и мате­риально-технического.

Идейно-теоретический включа­ет совокупность национальных духовных ценностей, государст­венной идеологии, нравственных и правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Фе­дерации, федеральных законах, Концепции национальной без­опасности, приказах и директи­вах министра обороны и других правовых документах.

Организационно-практический представляет собой стройную структуру органов военного уп­равления, воспитательной рабо­ты, военных учреждений культу­ры и искусства, а также руково­дящие документы, регламентиру­ющие их деятельность, учебно-методические требования и реко­мендации, нашедшие отражение в научно-теоретических разра­ботках, которые являются осно­вой информационно-воспита­тельной работы.

Основная нагрузка в организа­ции этой работы ложится на ор­ганы воспитательной работы, ин­формационные структуры армии и флота, в ее проведении также принимают участие все команди­ры (начальники). Ключевая роль принадлежит офицерскому кор­пусу Вооруженных Сил РФ.

Документами, определяющими организацию и проведение ин­формационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах, являются: Устав внутренней службы ВС РФ, приказы мини­стра обороны РФ № 250 1993 г. «Об организации общественно-государственной подготовки лич­ного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» и № 235 1995 г. «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Россий­ской Федерации», Концепция военно-патриотического воспи­тания молодежи, Концепция воспитания личного состава Воо­руженных Сил Российской Фе­дерации, указания и методиче­ские рекомендации начальника Главного управления воспита­тельной работы Вооруженных Сил РФ, а также «Методика ор­ганизации общественно-государ­ственной подготовки в полку (на корабле)», «Методика организа­ции информационно-воспита­тельной работы в полку (на ко­рабле)».

Материально-технический ком­понент включает технические средства воспитания, учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий, учебно-методиче­скую литературу, периодические печатные издания.

Несомненно, основная нагруз­ка в информационно-воспита­тельной работе непосредственно в подразделении ложится на офицеров и прапорщиков (мич­манов) ротного и батальонного звена. Поэтому им необходимо глубоко осознавать цели и задачи этой работы, владеть различны­ми ее основными формами, по­стоянно самосовершенствоваться в этом направлении.

Основными формами информа­ционно-воспитательной работы являются: общественно-государ­ственная подготовка; информи­рование военнослужащих; работа по организации культурного до­суга, использование средств мас­совой информации и стенной печати в воспитательных и учеб­ных целях.

Ключевую роль в информаци­онно-воспитательной работе иг­рает общественно-государствен­ная подготовка (ОГП). Она имеет четкую структуру, обладает со­держательной глубиной и боль­шими возможностями по воздей­ствию на сознание личного со­става.

Другой действенной формой информационного обеспечения задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации, является информирование личного состава.

Это — оперативная форма, по­зволяющая своевременно разъяс­нить проводимые государствен­ными органами мероприятия по военному строительству, укреп­лению обороноспособности стра­ны, обеспечению безопасности российского общества и др.; приказы и директивы министра обороны, командиров и началь­ников; факты успешного выпол­нения задач, стоящих перед ар­мией и флотом, конкретными соединениями и частями.

Оно планируется, как правило, на ближайшую неделю или ме­сяц. При этом определение тем осуществляется таким образом, чтобы они отвечали информаци­онным потребностям воинов, от­ражали важнейшие события в жизни части (корабля), в стране и за рубежом, отличались воспи­тательной направленностью.

Большое значение имеет про­ведение единых дней информиро­вания. Грамотная и творческая их организация позволяет не только осветить отдельные проблемы те­кущей жизни государства и Воо­руженных Сил Российской Фе­дерации, но и обеспечивает об­ратную связь. Опытный коман­дир получает возможность изу­чать настроение подчиненного личного состава, его отношение к конкретным событиям, фактам жизнедеятельности общества, ар­мии и флота, части и подразде­ления.

Важным компонентом инфор­мационно-воспитательной рабо­ты в армии и на флоте является использование средств массовой информации. В частности, в соот­ветствии с распорядком дня еже­дневно организуются прослуши­вание и просмотр программ Российского радио и телевидения. В подразделения доставляются га­зеты и журналы. Наиболее опыт­ные офицеры, прапорщики и мичманы стараются активно ис­пользовать возможности средств массовой информации в своей повседневной воспитательной работе.

Немаловажную роль в жизни воинского коллектива способна играть стенная печать. Различ­ные формы ее использования позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения воинов к успехам и проступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувст­ва подчиненных в интересах по­вышения боеготовности подраз­делений, укрепления правопо­рядка и воинской дисциплины.

Одним из важных направлений в информационно-воспитатель­ной работе является также про­филактика последствий воздей­ствия негативной, неконструк­тивной по отношению к армии и флоту информации. Самым дей­ственным средством в подобной профилактике является своевре­менное, систематическое и объ­ективное информирование лич­ного состава части (корабля) по проблемам международной жиз­ни, развития российского обще­ства, совершенствования Воору­женных Сил Российской Феде­рации. Чем информация убеди­тельнее, тем меньше поводов для появления различных домыслов.

Для достижения большего эф­фекта в информационном обес­печении военного строительства не стоит замыкаться в рамках подразделения, части (корабля). Успех решения проблем, сто­ящих перед Вооруженными Си­лами Российской Федерации, во многом зависит от отношения к ним всего общества. Поэтому не­обходима активная работа с мес­тным населением, на подшеф­ных предприятиях, в организаци­ях и учреждениях.

Всю информационно-воспитательную работу по обеспечению караула можно разделить на три этапа: перед заступлением в караул, в карауле и по окончании несения службы в карауле.

Накануне заступления в караул заместитель командира батареи по воспитательной работе проводит психологическую подготовку к несению караульной службы, назначает и инструктирует агитатора и редактора боевого листка, проводит индивидуальные беседы с рядовыми, впервые заступающими в караул, совместно с командиром батареи проводит беседы на темы: «О подвигах часовых в годы Великой Отечественной Войны и в дни мирной учебы», «Служи по уставу – завоюешь честь и славу»

В день заступления личному составу караула демонстрируется фильм о действиях часового в экстремальных ситуациях, проверяется готовность актива к ведению работы в карауле.

Непосредственно в карауле начальник караула проводит индивидуальные беседы с караульными по разъяснению им общих и основных обязанностей часового. Агитатор организует читку газет и прослушивание по радио последних известий. Помощник начальника караула зачитывает и разъясняет рядовым общие обязанности часового на каждом конкретном посту. После каждой смены начальник караула или его помощник доводит до личного состава караула новые данные о состоянии обстановки в карауле. Поэтому необходимо, чтобы караульное помещение было оборудовано исправными техническими средствами воспитания, необходимо обеспечить своевременную доставку в караул газет и журналов.

По возвращении личного состава караула в казарму подводятся итоги несения караульной службы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *