Что относится к индивидуальным особенностям ребенка
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Надежда Карамышева
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Возрастные и индивидуальные особенности детей
Возрастные особенности детей раннего возраста
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее («Я сам», формируется образ Я, кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений, может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет).
Продолжает развиваться предметная деятельность (усвоение культурных способов действия с различными предметами, развитие соотносящих и орудийных действий).
Ситуативно-деловое общение взрослого и ребёнка (продолжает развиваться понимание речи, слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение, возрастает количество понимаемых слов).
Совершенствуются речь (к трём годам дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000 – 1500 слов, речь становится средством общения ребёнка со сверстниками);
Начальные формы произвольного поведения (у детей появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем, полом,
Наглядно-действенное мышление (особенность в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами).
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга
Общение становится внеситуативным
Игра становится ведущим видом деятельности (главная особенность игры – условность, основное содержание –действия с игрушками и предметами-заместителями, продолжительность игры небольшая, простые, неразвёрнутые сюжеты, одна-две роли, начинают формироваться игры с правилами)
Изобразительная деятельность зависит от представлений о предмете (отсутствие деталей или более детализированы, использование цвета, лепка простых предметов, простейшие формы аппликации)
Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу или по замыслу (освоение сенсорных эталонов)
Развивается память, внимание (к концу года дети могут запомнить значительные отрывки из любимы произведений)
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление (способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами)
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами (ярко проявляются в игровой деятельности, пока играют рядом, могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения, конфликты преимущественно по поводу игрушек)
Поведение ещё ситуативное (сознательное управление поведением только начинает складываться)
Начинает развиваться самооценка (в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя)
Продолжает развиваться половая идентификация (характер выбираемых игрушек)
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия (в процессе игры роли могут меняться, игровые действия выполняются не ради них самих, а ради смысла игры, разделение игровых и реальных взаимодействий детей)
Значительное развитие получает изобразительная деятельность (совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности – рисование основных геометрических фигур, вырезание ножницами, наклеивание изображения на бумагу, рисунок предметный и детализированный, человек – туловище, глаза, рот, нос, волосы, иногда одежда и детали)
Усложняется конструирование (постройки включают 5-6 деталей, конструирование по собственному замыслу, планирование последовательности действий)
Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики (развивается ловкость, координация движений)
Возрастает объем памяти, начинает складываться произвольное запоминание (запоминают до 7-8 предметов, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение)
Начинает развиваться образное мышление (дети способны использовать простые схематизированные изображение для решения несложных задач, развивается предвосхищение – на основе пространственного расположения объектов могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия)
Продолжает развиваться воображение (могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему
Увеличивается устойчивость внимания (сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут)
Речь становится предметом активности детей (Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифма, развивается грамматическая сторона речи – словотворчество, при общении со взрослым речь становится внеситуативной, при общении со взрослым ведущим становится познавательный мотив)
Возрастной феномен – повышенная обидчивость
Выделяются лидеры, появляется конкурентность, соревновательность (детализируется образ Я)
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Развитие игры (распределение ролей до начала игры, построение своего поведения в игре, придерживаясь роли, освоение социальных отношений, одни роли более привлекательны, чем другие – могут возникать конфликты)
Развивается изобразительная деятельность (возраст наиболее активного рисования, рисунки приобретают сюжетный характер, многократно повторяющиеся сюжеты, человек – более детализирован и пропорционален)
В конструировании овладевают обобщённым способом обследования образца, конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу, по условию (конструирование из различных видов конструкторов, из бумаги, из природного материала)
Продолжает развиваться образное мышление (продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления)
Развивается воображение (сочинение достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй, требуется специальная работа по активизации воображения
Развивается устойчивость, распределение, переключение внимания
Совершенствуется речь (звуковая сторона – шипящие, свистящие, сонорные звуки, развивается фонематический слух, интонационная выразительность, совершенствуется грамматический строй, активное словотворчество, развивается связная речь)
Возрастные особенности детей
В сюжетно-ролевой игре дети начинаю осваивать сложные взаимодействия людей (игровые действия более сложные, несколько игровых центров, которые поддерживают свою сюжетную линию, дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству, могут взять на себя несколько ролей)
В изобразительной деятельности появляются сюжеты из окружающей жизни, литературных произведений (рисунок приобретает более детализированный характер, обогащенный цветовой гаммой, более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек, человек более детализирован – пальцы, брови, подбородок, одежда украшена различными деталями)
В конструировании владеют обобщённым способом анализа изображения и постройки (способны выполнить различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям, осваивают более сложные формы сложения из бумаги и придумывать собственные при специальном обучении – это очень важно для углубления их пространственных представлений, композиции из природного материала по предварительному замыслу, самостоятельно могут подбирать материал)
Развивается образное мышление (однако воспроизведение метрических отношений затруднено – девять точек)
Продолжает развиваться воображение
Развивается внимание, оно становится произвольным (дети могут сосредоточиться до 30 минут)
Продолжает развиваться речь (в высказываниях отражается как расширяющийся словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в данном возрасте, развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи)
Формируется позиция школьника (обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему успешно учиться в школе).
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.
Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.
Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.
Протокол родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Присут: 28 родит Отсутствует: 7 родит. Повестка дня 1 консультация для родителей. Тема : » Возрастные особенности детей 3-4 лет» Воспитатель.
Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ» с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.
Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.
Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.
Индивидуальность ребенка и ее проявление в детском саду
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Аннотация. В статье рассматривается индивидуальность ребенка с точки зрения поддержки и разнохарактерного обогащения субъектной позиции, своего «Я», в аспекте становления и развития его субъектной позиции в образовательном процессе дошкольных организаций. Раскрываются методические стороны актуализации и рефлексии жизненного опыта детей, условия развития их субъектной позиции.
Ключевые слова. Индивидуальность ребенка, субъектная позиция детей, жизненный опыт.
Индивидуальность ребенка – это результат в процессе проявления активности, собственного неповторимого умения самореализации и самоутверждения в деятельности, общении, познании, всего того, что составляет основу его собственного «Я».
Развитие и формирование индивидуальности ребенка как комплекса неповторимых психических; анатомофизиологических особенностей, свойств и качеств, как форма жизнедеятельности с позиции неповторимости и самобытности относится к числу важных и своевременных направлений психологических и педагогических исследований. Достаточно сказать, что одним из основных методологических подходов к исследованию явлений и процессов в области педагогики дошкольного детства сегодня считается личностно ориентированная направленность.
Современные требования к образованию детей в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, направляют на необходимость проектирования общего психического развития каждого ребенка, помощь саморазвития, оптимальную самореализацию в разных видах деятельности.
В ФГОС ДО в п. 3.2.5. отмечено, что необходимые для создания социального развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальностии инициативы детей через:
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
поддержка инициативы детей и их индивидуальности;
установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.
Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать не только усвоение социального навыка, но и преобразование собственного опыта детей, разноплановое его использование. К. Д. Ушинский отводил важную роль знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются в непосредственно жизненном опыте, и не раз подчеркивал его необходимость использования при организации целенаправленного обучения дошкольников.
Жизненный опыт детей дошкольного возраста складывается из:
1. Реальных причин возникновения в процессе развития восприятий явлений окружающей действительности;
2. Собственных наблюдений и выводов;
3. Освоенных видов детской деятельности и норм поведения;
4. Сложившихся отношений с социальным и природным миром, носящих для ребенка ценностный смысл.
При организации образовательного процесса важно координировать содержание жизненных умений детей дошкольного возраста. Если такого согласования не происходит, то жизненные умения становится формальными, а образовательный процесс лишается взаимодействия субъектсубъект, и ориентации на поддержку своего «Я» ребенка.
Признавая и поддерживая ребенка, педагог создают тем самым наиболее подходящие благоприятные возможности для выражения индивидуальности и одновременно субъектной позиции ребенка.
Развитие этой позиции в образовательном процессе в аспекте активного обращения к жизненному опыту детей может осуществляться посредством актуализации и рефлексии этого опыта.
В младшем и среднем дошкольном возрасте желательно использовать следующие методы и приемы:
1. Создание положительного эмоционального фона;
2. Создание игровых ситуаций, побуждающих к образному самовыражению игровых действий детей;
3. Педагогическая поддержка личностной самореализации детей в деятельности (создание рисунка, поделки и т. д);
4. Вопросы, побуждающие к раскрытию ранее воспринятых явлений.
В старшем дошкольном возрасте можно использовать следующие методы и приемы, мотивировать и актуализировать личные умения детей,к их рефлексии:
1. Создание игровых ситуаций, направленных на демонстрирование индивидуального игрового, двигательного, изобразительного и иного опыта, образных проявлений.
2. Создание жизненных ситуаций, побуждающих к выражению своего отношения к разным сторонам миропознания.
3. Мотивировать к оценочным высказываниям с привлечением в качестве аргументации примеры из собственного жизненного опыта.
Эти методы применяются в моменты, требующие акцентирования внимания ребенка на равнозначных способах действий, нравственной стороне поступков, поведения.
Важное место отводится позиции педагога. Педагог может носить оценочный и эмпатичный характер. Оценивая опыт детей, педагог либо принимает, поддерживает его, либо отвергает, обосновывая свое несогласие, неприятие таких форм поведения, действий. Если педагог понимает и принимает эмоциональное состояние ребенка, то он может достичь взаимоотношений эффекта субъект – субъектных.
В процессе высказывания отношений к жизненным умениям дошкольников, общения в разных видах деятельности, педагогу необходимо постоянно поддерживать в них уверенность в своих силах, ориентацию на успех, создавать благоприятную обстановку для творческих проявлений, самостоятельного выбора действий, способов решения образовательных задач и т. д. Особо стоит подчеркнуть роль эмоциональной составляющей взаимоотношений педагога и детей. Влияние на эмоции способствует становлению и утверждению индивидуальности ребенка.
Формирование и развитие субъектной позиции детей и, в свою очередь, проявление их индивидуальностиможет успешно реализовываться при создании следующих условий:
— Благовременная диагностика развития предполагает получение информации об индивидуальных особенностях личности ребенка, его жизненном опыте;
— Педагогическая поддержка целеустремленности детей, их потребности в самоутверждении, проявлении своего «Я»;
— Обеспечение возможностей свободной самореализации каждого ребенка в разных видах деятельности, особенно познавательноисследовательской и художественноэстетической;
— Развитие самооценки детей на основе оценки педагогом результатов деятельности, способов их поведения;
— Сформирование общения, которое закрепляет за каждым ребенком возможность проявлять себя, поддерживает инициативность, волевые усилия;
— Взаимосвязь внешних и внутренних условий развития собственного «Я» ребенка.
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности ребенка строится соответственно индивидуальному и социальному развитию.
Воспитатель МБДОУ №50 «Светофорик»:
«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.
Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также.
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» В жизни каждой семьи в определенный период времени наступает момент, когда их любимый сын или дочь начинают посещать детский сад. Для малышей.
Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.
Консультация для родителей «Закаливание ребенка дома и в детском саду» Здоровье ребенка стоит в каждой семье главной темой,каждый родитель мечтает,чтобы его малыш рос здоровым,гармонически развитым. В дошкольных.
Консультация для родителей «Здоровье ребенка в детском саду» ]Здоровье в детском саду Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение.
Празднование дня рождения ребенка в детском саду Ежегодно, 25 раз в году, в нашей группе отмечаем дни рождения наших воспитанников! Очень приятно видеть в этот день именинника (цу) нарядным,.
Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление» Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире,.
Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада
Оксана Пистова
Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада
Адаптация ребёнка к условиям детского учреждения
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Что же такое адаптация? Адаптация или приспособление – это процесс активного взаимодействия организма с внешней средой. Кроме биологической адаптации (приспособление к существованию в определённых климатогеографических условиях) нужно уметь приспосабливаться и к социальным условиям. Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Для ребёнка детский сад – это новая социальная среда, в которой нужны будут соответствующие формы поведения.
Малыши, которые только что поступили в детский сад, особенно подвержены заболеваниям. Родители должны особое внимание уделять закаливанию своего малыша. Воспитатель, в свою очередь, должен соблюдать все правила гигиены, следить за одеждой малыша (вовремя менять мокрую, грязную одежду, не допускать, чтобы малыш брал в рот игрушки.
Процесс становления взаимоотношений ребёнка со сверстниками длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми.
Дети первых лет жизни быстро утомляются. Обязательным условием предупреждения утомляемости является организация режима дня. Переутомление может способствоватьвозникновению невроза: может повысится температура, появиться сыпь, «гусиная» кожа; дети начинают чаще мочиться, бледнеют или краснеют.
Важно учесть и склонность детей к подражанию. Ребёнок, окружённый добротой, лаской, становится более общительным. Малейшие изменения в тоне взрослого ребёнок чувствует и видит. Очень важно, чтобы воспитатель был спокоен и доброжелателен.
В период адаптации очень важно обратить внимание на уровень речевого развития ребёнка. Воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребёнка говорить. Для этого нужно расширять поводы для его обращения к взрослым, расширять все стороны речи ребёнка – понимание, активную речь, способность подражать и использовать речь.
Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации
Не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2 – 3 лет ребёнок уже имеет свой опыт поведения, общения, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Всё это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, особенно в период адаптации.
Чтобы узнать индивидуальные особенности ребёнка, воспитатель должен беседовать с родителями, наблюдать за новеньким в разные отрезки дня и в разных ситуациях. Это поможет воспитателю правильно оценить индивидуальные особенности ребёнка и направить его поведение в нужное русло.
На поведение детей влияют и особенности нервной системы, еётип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Уравновешенные дети отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Легковозбудимые дети бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят из одного состояния в другое. Общаться с ними нужно спокойно, ровно, не допуская перевозбуждения их нервной системы.
Есть дети очень спокойные, даже несколько медлительные. Они предпочитают играть подальше от других детей, боятся их приближения. Воспитатель должен помочь этим детям освоиться в новой обстановке. В первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками. Нужно терпеливо учить их действиям с предметами, закреплять навыки и формировать новые. Нетерпеливость воспитателя может привести к осложнениям и затруднениям адаптации.
Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они болезненно переносят любые изменения, всё новое их пугает, они неуверенны. Таких детей следует приучать к ДУ постепенно.
Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребёнка в период адаптации к детскому саду может привести к осложнениям в его поведении.
Важно знать и привычки ребёнка, считаться с ними. Незнание привычек ребёнка значительно осложняет работу воспитателя. Ребёнок раннего возраста не всегда может перенести свои привычки и навыки в новую обстановку, ему необходима помощь. Образование привычек затрудняется при отрицательном эмоциональном состоянии, которое овладевает ребёнком при расставании с близкими.
Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Одни дети легко общаются с взрослыми, другие – сторонятся, даже пугаются взрослых. Опыт общения ребёнка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет его характер к условиям детского сада. Дети, имеющие опыт общения с посторонними взрослыми, легко идут на контакт с воспитателем. Воспитатель, в свою очередь, обязан так встретить новенького,чтобы не разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на время близких, не дать почувствовать себя чужим и беспомощным.
. Группы адаптаций
При поступлении в ДУ привычные условия жизни в семье меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чём это выражается? У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся привычек и навыков. Понижение аппетита, сна эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, к потере веса и заболеванию.
Учёные Р. В. Тонкова – Ямпольская, Т. Я. Черток выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребёнка длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течении первого месяца после поступления в детский сад всё нормализуется по мере привыкания. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно, на протяжении первого месяца он болеет ОРВИ. Заболевание длится 7 – 10 дней и завершается без осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация – эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (может и несколько месяцев). В этот период ребёнок тяжело болеет. Тяжёлая адаптация отрицательно влияет на состояние здоровья и на развитие ребёнка.
Исследования педагогов, медиков (Н. М. Аксарина, Н. П. Жукова, Р. В. Тонкова – Ямпольская и др.) показывают, что характер адаптациизависит от следующих факторов:
— возраста ребёнка. До 2 лет дети труднее адаптируются. После 2 лет дети легче приспосабливаются к новы условиям. Они становятся любознательнее, хорошо понимают речь взрослого, опыт общения с взрослыми богаче;
— состояния здоровья и уровня развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации;
— индивидуальных особенностей. Дети по – разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются, есть, спать. Но через несколько дней всё нормализуется. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, а в последующие дни плачут, плохо едят и спят. Такое поведение может продолжаться несколько недель;
Важно, чтобы в семье у ребёнка сложились доверительные отношения с взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослого. На характер адаптации оказывает влияние степень сформированности умений и навыков самообслуживания. Это обеспечивает ребёнку самостоятельность и, в какой – то степени, независимость от взрослого.
. Совместные усилия семьи и детского сада в период адаптации
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребёнка к условиям ДУ можно только совместными усилиями ДУ и семьи.
Задача родителей – сделать всё необходимое, чтобы малыш как можно меньше страдал в отрыве от родных, чтобы у него было как можно меньше поводов для ломки устоявшихся стереотипов.Для этого родителям необходимо:
• Привести домашний режим в соответствии с режимом ДУ;
• Научить малыша разнообразно играть самостоятельно, занимать себя интересным делом;
• Научить ребёнка необходимым навыкам самообслуживания, чтобы он не чувствовал себя беспомощным, мог обслужить себя с незначительной помощью взрослых.
Необходимо так же заранее познакомиться с условиями ДУ и приблизить к ним условия воспитания в семье. Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей игрушкой и т. п.) необходимо заранее познакомить малыша с детским садом, положительно настроить малыша. Познакомить ребёнка с группой, с воспитателем.
Родителям необходимо продумать, на какое время они будут оставлять малыша в детском саду. Первое время лучше оставлять малыша не на полный день, а на несколько часов. Постепенно время пребывания ребёнка в ДУ по мере нормализации его поведения можно увеличить.
Период адаптации будет значительно облегчён, если рядом с малышом будет находиться близкий человек. Это поможет ребёнку войти в контакт с воспитателем, сформирует приемлемый для него стиль общения. Совместно с педагогом мама сможет поэтапно ввести малыша в новую для него социальную среду, познакомить с имеющимся игровым материалом, с расположением групповых помещений и их целевым назначением. Малыш постепенно войдёт в ритм и уклад жизни группы (присутствие на прогулке, затем участие в занятии, обед вместе со всеми и в последнюю очередь – сон в детском саду).
Родители должны знать, что ребёнок в период адаптации может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и чуткость к ребёнку. Режим в семье должен быть щадящим. Необходимо в семье компенсировать возможное недосыпание и недоедание ДУ.
Как можно узнать, что адаптационный период закончился? По данным Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой – Ямпольской, объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе.
. Педагогические правила введения детей в условиях общественного воспитания
В период адаптации детей необходимо учитывать органические потребности ребёнка в еде, питье, туалете и сне;
1. необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно;
2. необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребёнка;
3. требования, предъявляемые к ребёнку, должны быть посильны и выполнимы;
4. необходимо создавать установку у ребёнка на все режимные процессы;
5. все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребёнку неприятных ощущений;
7. со дня поступления в ДУ важно приучать ребёнка к активному участию в режимных процессах;
8. в формировании культурно – гигиенических навыков необходимо учитывать уровень развития ребёнка и в зависимости от этого дифференцировать приёмы и методы педагогического воздействия;
9. при формировании режима и культурно – гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых к ребёнку, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
В заключении хочется еще раз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.
1. Ватутина, Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Н. Д. Ватутина. – М. : Просвещение, 1983. – 80 с.
3. Педагогика раннего возраста [Текст]: учеб. Пособие для студентов средних пед. учеб. Заведений / под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой. – М. : Академия, 1998. – 336 с.
Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования.
Адаптация ребенка к условиям детского сада Адаптация – это привыкание к новой обстановке. У маленьких детишек такой процесс протекает довольно болезненно, потому что они пока не умеют.
Анализ адаптации детей групп раннего возраста к условиям детского сада 2017–2018 учебного года Течение адаптации у детей первых младших групп проходило по-разному. Некоторые дети переживали стрессовое состояние бурно и тяжело, но недолго.
Картотека игр первой младшей группы для успешной адаптации к условиям детского сада Картотека игр для детей первой младшей группы (для успешной адаптации к условиям детского сада) “Доброе утро” Задачи: • создание положительного.
Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада» Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада. С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации.
Консультация для родителей «Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада». Цель: развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ. Ход: Воспитывать и обучать.
План-конспект занятия в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада План-конспект открытого развивающего занятия в период адаптации детей младшего дошкольного возраста (3-4 г.) к условиям детского сада с.
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный этап в развитии.
Программа оказания социально-педагогической помощи воспитанникам в социальной адаптации к условиям детского сада Принята на педсовете Утверждена №___ от ___г. Приказ №___ от «___» 2017г. Программа оказания социально-педагогической.