Что относится к импортным товарам
Как ввозить товар в Россию для продажи
Любой предприниматель, который стремится к расширению бизнеса и увеличению дохода, приходит к выводу, что необходимо ввозить товар из-за границы. Импорт товаров в Россию предполагает тщательное изучение таможенного и налогового законодательства. Бизнесмен, который решил самостоятельно разобрать в том, как ввозить товар в Россию для продажи, должен посвятить достаточно много времени изучению нюансов. Он должен быть не только юридически подкованным, но и внимательным, ведь неприятности чаще всего подстерегают тогда, когда их совершенно не ждешь.
Особенности импорта товаров в Россию
Импорт – это ввоз в страну товаров, которые произведены за ее пределами для реализации на внутреннем рынке или реимпорта.
Для оптимизации временных и материальных затрат компании, которая решила подключиться к ВЭД, должна продумать логистическую и юридическую схему импорта товаров.
Недостатка в поставщиках, скорее всего, не будет, поскольку многие зарубежные производители заинтересованы в импорте товаров в Россию. После вступления России в ВТО снизились таможенные пошлины на ряд товаров, что сделало российский рынок более привлекательным для зарубежных партнеров. Но организационные вопросы, в частности связанные с таможенным оформлением, решить будет довольно сложно, особенно если опыта в этом виде деятельности нет. Правила, платежи и штрафы за нарушения, принятые в российской таможне будут главным препятствием для начинающего импортера.
По факту ввоза импортных товаров нужно будет заплатить государству:
таможенный сбор и т.п.
Кроме того, определенных затрат требует транспортировка груза до конечного получателя, оформление разрешительных документов. В общем, планируя импорт товаров, важно предварительно прикинуть, оправдаются ли затраты на перевозку и таможенное оформление продукции, как говорится «стоит ли игра свеч».
Ввиду сложности логистического и юридического сопровождения внешнеэкономической деятельности, многие импортеры пользуются услугами таможенного брокера. Таможенный представитель может выступить от лица импортера в таможне и при заключении сделки с поставщиком, организовать перевозку товара. Услуги профессионала – это то, что нужно для успешного бизнеса.
Инструкция по импорту товаров
Решение об импорте товаров принято. Так с чего же начать? Всю процедуру следует разделить на несколько последовательных шагов
Выбор товара и достижение соглашения с поставщиком о стоимости
Как мы уже говорили, важно просчитать выгодность сделки заранее, до заключения контракта. После того, как контракт будет подписан, на стороны накладываются определенные обязательства: ответственность по валютным операциям, обязанность принять отгруженный товар, обязанность соблюдения установленных законодатель запретов и ограничений. Стоимость товара будет основной частью таможенной стоимости, а последняя, в свою очередь, является базой, от которой рассчитывают все таможенные платежи.
Классификация товаров по ТН ВЭД
Подобрать верный код ТН ВЭД особенно важно. Не всегда это легко сделать, особенно если товар мультифункциональный. Нередко приходится обращаться к профессионалам. По коду товара определяют:
ставки таможенной пошлины, НДС;
особенности ввоза товара;
требующийся пакет документации.
Именно коды ТН ВЭД указываются в тех или иных постановлениях, например, о том, какие товары подлежат фитосанитарному контролю, на какие товары действует пониженная ставка НДС, или какая продукция запрещена к ввозу в связи с продовольственным эмбарго.
Для определения кода ТН ВЭД используются описания товара от производителя, техническое описание. Подробная информация о товаре окажется как нельзя кстати.
Имейте в виду! Некоторые товары по коду ТН ВЭД ограничены или запрещены к ввозу.
Заключение контракта и получение пакета документов от поставщика
В первую очередь к грузу будут прилагаться:
лицензии и сертификаты от изготовителя.
Некоторые разрешительные документы, к примеру, обязательную декларацию соответствия, СГР, нотификацию, нужно будет оформить импортеру в РФ. Оформление всех этих документов предполагает проведение лабораторных испытаний образцов продукции, которые еще нужно ввезти, желательно до коммерческой партии. Документация в бумажном формате перевозится вместе с грузом.
Заключение договора на доставку груза с транспортной компанией
Доставить груз можно разными видами транспорта: воздушным, морским, железнодорожным, автомобильным, мультимодальным. Погрузка и отгрузка могут быть включены в услугу или не включены. Все это указывается в договоре.
Оплата за товар и его перевозку
В некоторых банках доступна услуга ведения валютных операций внешнеэкономической деятельности через интернет-банк.
Внесение обеспечения по таможенным платежам
Когда таможенная декларация поступит в таможню уже должно быть внесено обеспечение таможенных платежей. Если взять идеальную ситуацию, то сумма обеспечения равна той, что получена при расчетах с учетом кода ТН ВЭД. Но поскольку ошибки в расчетах встречают очень уж часто, рекомендуется внести большую сумму, чтобы обеспечение полностью покрыло таможенные платежи, даже в этом случае. «Лишние» средства не сгорают.
Электронное предварительное информирование о прибытии груза на таможню
Предварительное информирование выполняется не позднее, чем за 2 часа до прибытия груза на таможенный пост. Процедура обязательна. Предварительное информирование позволяет таможенной службе ускорить документальный контроль на границе. Его можно выполнить через личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС, но можно оформить предварительное информирование и на других платформах. Каждому предварительному информированию присваивается уникальный код, который при пересечении границы нужно сообщить представителю таможни.
Подача транзитной декларации или декларации на товары
Растаможка груза может производиться на границу и на внутреннем таможенном посту. В первом случае декларация на товары подается сразу, во втором случае на пограничном посту подается транзитная декларация, грузу присваивается статус «груз таможенный», и он перевозится на внутренний таможенный пост для полной таможенной очистки и выпуска.
Доставка товаров на внутренний таможенный пост и их размещение
После подачи транзитной декларации на пограничном таможенном посту груз в установленные сроки должен быть доставлен на внутренний таможенный пост. Сроки доставки контролируются ФТС. Если груз задержится в дороге по той или иной причине, таможенные органы будут искать груз. После прибытия на внутренний таможенный пост подается декларация на товары, а процедура таможенного транзита закрывается. Прибывший груз может помещаться в зону таможенного контроля (ЗТК) или на склад временного хранения (СВХ). Последний используется, если не предоставлена вовремя декларация на товары, необходима выгрузка товара и таможенный досмотр.
Подача декларации на товары
Декларация на товары подается аналогично транзитной декларации.
Оплата таможенных платежей
Сделать это можно таможенном посту, через личный кабинет участника ВЭД или другими способами.
Выпуск товара и перевозка на собственный склад
После проверки документов и груза товары выпускаются в свободное обращение. Таможенная очистка произведена. С ЗТК или СВХ груз выпускается по документам ДО1 или ДО2. Грузом теперь можно распоряжаться по своему усмотрению. Однако общение с таможней по этой партии товара еще возможно в ходе процедуры пост-контроля. Этот процесс подразумевает проверку декларации через какое-то время после выпуска. Чаще всего еще раз проверяют правильность кода ТН ВЭД, сумму уплаченных таможенных платежей, достоверность таможенной стоимости. Проверка может быть выполнена в течение 3 лет с даты выпуска, в отдельных случаях в течение 5 лет. Поэтому хранить документы на растаможенный импортный товар нужно не менее 5 лет.
Документы для импорта товаров в Россию
Подробнее рассмотрим перечень документов, который нужно будет предоставить сотруднику таможни:
Учредительные документы компании. Сюда входят устав, ОГРН, ИНН уведомление Росстата. Помимо этого, таможней могут быть запрошены выпуска ЕГРЮЛ, справка о расчетных счетах и другое. Перечень документов регламентируется ст.208 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».
Оригинал контракта ВЭД с двумя копиями.
Паспорт сделки ранее требовался при сумме контракта свыше 50000 долларов. С 1 марта 2018 года он не требуется, вместо этого контракт регистрируется в банке и ему присваивается УНК.
Упаковочный лист, где указывает вес, количество грузовых мест и т.д.
Лицензии, сертификаты и прочие разрешительные документы.
Платежное поручение, подтверждающее оплату таможенных платежей.
Подтверждение таможенной стоимости.
Помимо основного пакета документов, таможня может затребовать дополнительные квитанции, разрешения, соглашения, прайс-листы от изготовителя и др. Кроме того, к различному оборудованию или другому сложному товару должны быть приложены схемы, техническое описание, предметы искусства сопровождаются фотографиями.
Популярные схемы импорта
При импорте товаров в Россию преимущественно используются 2 схемы импорта. Одна из них применяется для резидентов РФ, а другая – для иностранных лиц. Суть первой схемы в том, что компания не становится участником внешнеэкономической деятельности, вместо этого она обращается к компании посреднику, которая предоставляет услуги аутсорсинга ВЭД, т.е. становится вместо заказчика внешнеторговым агентом и от своего имени по поручению клиента заключает договор с поставщиком. В этом случае снижаются возможные риски, связанные с валютным и налоговом контролем, не требуется открывать валютные счета. Компании-резиденту РФ не нужно принимать участие в многочисленных таможенных операциях, наказание за недостоверное декларирование импортных товаров применяется к посреднику. Растаможенный груз передается резидента РФ по договору комиссии или договор купли-продажи.
Вторую схему импорта, как правило, используют иностранные производители, которые хотят экспортировать свою продукцию. Она реализуется в том случае, если заказчик желает приобрести товары за рубежом, но не хочет участвовать в организации перевозки и таможенного оформления.
Схема состоит в том, что заказчик определяет товар, а затем обращается к посреднику, чтобы ввезти выбранный товар в Россию. Посредник заключает договор с заказчиком, а также внешнеторговый контракт с иностранной компанией. Товар закупается и импортируется, а затем продается клиенту.
Сб Карго поможет начинающему импортеру (и не только начинающему) импортировать товар в Россию для продажи. Мы профессионально занимаемся перевозкой товаров и таможенным оформлением, можем выступить внешнеторговым агентом. Таможенные представители СБ Карго имеют необходимые лицензии и сертификаты. Наши специалисты компетентны во всех операциях, связанных с перевозкой и таможенным оформлением, в частности, они помогут подобрать код ТН ВЭД, выполнить расчеты по таможенным платежам, выбрать транспорт и подобрать логистическую схему перевозки товара.
Категория товара для нас не имеет значения. Мы перевозим и растамаживаем все виды грузов, в том числе:
Прослеживаемость товаров с 1 июля 2021 года: к чему готовиться организациям и ИП
Что такое прослеживаемость и чем она отличается от маркировки
Целями введения данной системы являются противодействие незаконному ввозу товаров и обороту контрафакта, установление контроля за подлинностью той или иной продукции, а также повышение собираемости налогов и таможенных сборов. По своим целям и задачам система прослеживаемости сходна с обязательной маркировкой продукции. Но эти две контрольные системы в целях борьбы с незаконным оборотом товаров используют разные методы и приемы.
В отличие от маркировки, прослеживаемость не контролирует отдельные единицы товара и не требует нанесения на товар физического проверочного кода. Проверка осуществляется в отношении товарных партий и исключительно в документарной форме, без специального контрольного оборудования и проверки контрольно-идентификационных знаков на каждом этапе товарооборота.
Вместо нанесения на товар физических проверочных кодов, как это происходит с маркировкой, прослеживаемым товарам будет присваиваться регистрационный номер партии товара (РНПТ). Этот номер указывается в первичных документах на товар при его перемещении и продаже и передается в информационную систему прослеживаемости.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 1 июля 2021 года на всей территории РФ вводится в действие национальная система обязательной прослеживаемости товаров.
2. В отличие от маркировки, прослеживаемость не контролирует отдельные единицы товара и не требует нанесения на товар физического проверочного кода. Проверка осуществляется в отношении товарных партий и исключительно в документарной форме.
3. Вместо нанесения на товар физических проверочных кодов, как это происходит с маркировкой, прослеживаемым товарам будет присваиваться регистрационный номер партии товара (РНПТ).
4. Сведения об операциях с товарами, которым был присвоен РНПТ, через операторов электронного документооборота (ЭДО) будут поступать в информационную систему прослеживаемости.
5. Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, уже подготовлен Минфином, но еще не утвержден.
6. При продаже прослеживаемых товаров компании, являющиеся плательщиками НДС, должны выставлять счета-фактуры всем без исключения покупателям, включая физлиц, приобретающих товар для личного пользования.
7. Компании, освобожденные от НДС, а также компании, применяющие специальные налоговые режимы, при реализации прослеживаемых товаров вместо счетов-фактур должны выдавать покупателям универсальные передаточные документы.
8. Участники оборота прослеживаемых товаров обязаны ежеквартально отчитываться в ФНС о таких операциях.
9. Пользователи «1С» для передачи электронных документов и сведений об операциях с прослеживаемыми товарами могут использовать уже встроенные в бухгалтерские программы решения – сервисы «1С-Отчетность» и «1С-ЭДО».
РНПТ присваивается товарной партии при ее ввозе на территорию России. В тех случаях, когда товар ввозится из ЕАЭС, РНПТ на основании уведомления о ввозе товаров, подаваемого компанией, присваивают налоговые органы. Присвоенный номер сообщается компании, подавшей уведомление. Если же товар ввозится из стран, не являющихся членами ЕАЭС, РНПТ присваивается самой компанией на основании номера декларации на товары и порядкового номера товара в указанной декларации.
При каждой продаже для дальнейшей реализации присвоенный РНПТ указывается/сверяется в первичных документах на реализуемый товар (счетах-фактурах или передаточных документах). Сведения об операциях с товарами, которым был присвоен РНПТ, через операторов электронного документооборота (ЭДО) будут поступать в информационную систему прослеживаемости.
Таким образом, прослеживаемость не потребует от компаний нанесения на товар кодов, приобретения какого-либо сканирующего оборудования и изменения складской логистики. Контроль будет осуществляться исключительно на основе формируемых первичных документов на прослеживаемый товар и представляемой в налоговые органы отчетности об операциях с такими товарами.
Какие товары будут прослеживаться с 1 июля 2021 года
В перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, войдут (в настоящее время соответствующее правительственное постановление уже подготовлено Минфином, но еще не утверждено):
Компании, совершающие операции с вышеперечисленными товарами, с 1 июля обязаны раскрывать в своей первичной документации реквизиты прослеживаемости, а также направлять в налоговые органы сведения о таких операциях. В связи с этим для организаций и ИП поменяется порядок оформления и выставления первичных документов, а также будет введена обязанность по уведомлению о перемещении прослеживаемых товаров и сдаче новой налоговой отчетности.
Уведомление о ввозе и вывозе товаров
При ввозе прослеживаемых товаров из стран ЕАЭС компании обязаны уведомлять об этом налоговые органы. Срок направления такого уведомления – в течение пяти рабочих дней с даты принятия этих товаров на учет (п. 25 Порядка).
Уведомление о ввозе товаров представляется в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Конкретный порядок оформления и заполнения такого уведомления позднее будет утвержден ФНС.
Получив от компании уведомление о ввозе товаров, налоговики обязаны не позднее следующего календарного дня присвоить ввезенной товарной партии РНПТ и сообщить этот номер компании (п. 26 Порядка). Информирование о присвоении номера осуществляется также в электронной форме по ТКС.
При вывозе прослеживаемого товара на территорию другого государства – члена ЕАЭС компания опять же направляет в налоговую инспекцию соответствующее уведомление. Срок направления такого уведомления – в течение пяти рабочих дней с даты отгрузки товара (п. 23 Порядка).
Что касается товаров, ввезенных с территории иностранных государств, не являющихся членами ЕАЭС, то уведомление в целях их прослеживаемости подавать не нужно. РНПТ на такие товары формируется компанией самостоятельно из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации (Письмо Минфина от 30.03.2021 № 27-01-24/23047).
Уведомление об остатках прослеживаемых товаров
В отношении импортных товаров, уже имеющихся у компаний по состоянию на 1 июля 2021 года, действует особый порядок присвоения им РНПТ. Чтобы получить номер по имеющимся прослеживаемым товарам, компания должна провести инвентаризацию и подать в налоговую инспекцию уведомление обо всех выявленных остатках прослеживаемых товаров.
Такое уведомление компании обязаны представлять с даты вступления в силу утвержденного правительством перечня прослеживаемых товаров, а также вступления в силу изменений в указанный перечень (абз. 2 п. 28 Порядка).
На основании полученного уведомления налоговики в срок не позднее следующего календарного дня присваивают партии прослеживаемого товара РНПТ и сообщают его компании (п. 29 Порядка).
Уведомление об остатках товаров представляется в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Формат и порядок заполнения такого уведомления позднее будет утвержден ФНС России.
Оформление счетов-фактур по новым правилам
При продаже прослеживаемых товаров компании, являющиеся плательщиками НДС, в обязательном порядке должны будут выставлять счета-фактуры всем без исключения покупателям. Даже тем, кто освобожден от исчисления и уплаты НДС и не является налогоплательщиком данного налога (будущая редакция пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). В частности, физлицам, приобретающим товар для личного пользования.
При этом счета-фактуры должны содержать реквизиты прослеживаемости. Для этого в счетах-фактурах нужно указывать дополнительные сведения, касающиеся таких товаров. К таким сведениям (реквизитам) относятся:
В отношении прослеживаемых товаров, страной происхождения которых не являются страны – члены ЕАЭС, в счета-фактурах нужно указывать еще два дополнительных реквизита (будущая редакция п. 5.2 ст. 169 НК РФ):
По общему правилу при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры должны будут выставляться в электронной форме. Это касается в том числе и корректировочных счетов-фактур.
Бумажные счета-фактуры можно будет выставлять лишь в исключительных случаях (будущий п. 1.1 ст. 169 НК РФ):
Выставление счетов-фактур, в том числе корректировочных, по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, в зашифрованном виде запрещается.
Составление универсальных передаточных документов
Компании, освобожденные от НДС, а также компании, применяющие специальные налоговые режимы, при реализации прослеживаемых товаров вместо счетов-фактур должны выдавать покупателям универсальные передаточные документы. Эти документы также должны содержать сведения о прослеживаемости. Как и в случае со счетами-фактурами, к таким сведениям относятся (пп. 4 п. 13 Порядка):
Универсальный передаточный документ, в том числе и корректировочный, должен будет оформляться и передаваться покупателю в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Исключение составляют случаи:
Универсальный передаточный документ должен оформляться усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок передачи таких документов в электронной форме по ТКС будет аналогичен порядку передачи электронных счетов-фактур (п. 9 ст. 169 НК РФ).
Новая отчетность для компаний и ИП
Наряду с документальным сопровождением всех операций с прослеживаемыми товарами участники их оборота обязаны регулярно отчитываться в ФНС о таких операциях. Отчет нужно будет подавать ежеквартально. Срок его представления – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 32 Порядка).
Такой отчет во всех случаях нужно представлять в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО.
В отчете указываются сведения обо всех операциях, которые производились с прослеживаемыми товарами за прошедший квартал. В частности, в нем должна содержаться информация о приобретении, реализации и передаче таких товаров, в том числе через агента или комиссионера.
Также отчет потребуется и при совершении операций по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров. Исключение составляют случаи вывоза товаров с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС. О них отчитываться не нужно (п. 33 Порядка).
В настоящее время формат и порядок заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, еще не утверждены. Предположительно Правительство РФ утвердит их не позднее 1 июля текущего года.
Сервисы «1С» для работы с прослеживаемыми товарами
Документы, при помощи которых оформляются операции с прослеживаемыми товарами (счета-фактуры и универсальные передаточные документы), должны составляться и передаваться в электронной форме.
При этом организации и ИП, приобретающие прослеживаемые товары, обязаны обеспечить получение счетов-фактур и передаточных документов в электронной форме по ТКС (будущий п. 1.2 ст. 169 НК РФ). Отчетность об операциях с прослеживаемыми товарами представляется в налоговые органы также в электронной форме.
Поэтому все компании, работающие с такими товарами и до сих пор не перешедшие на электронный документооборот и не подключившие соответствующие электронные сервисы, должны будут это сделать до 1 июля 2021 года.
Сервис «1С-Отчетность» позволяет передавать в налоговые органы обязательную отчетность, связанную с прослеживаемыми товарами, прямо из программ «1С» без выгрузки и загрузки файлов и без повторного заполнения форм. Перед отправкой сервис проверяет правильность заполнения форм. Данный сервис работает в том числе в «1С:Бухгалтерии 8» (версии КОРП, ПРОФ, базовая).
Стоимость подключения к «1С-Отчетности» зависит от тарифной зоны, в которой работает организация или ИП, а также от срока, на который осуществляется подключение. Так, универсальный тариф для юрлиц на 24 месяца будет стоить от 2700 до 12 400 рублей, а для ИП на те же 24 месяца – от 2 100 до 5 700 рублей. В стоимость обслуживания включено предоставление электронной подписи с возможностью ее внеплановой замены неограниченное количество раз.
Для обмена электронными документами, содержащими реквизиты прослеживаемости, со своими с контрагентами организации и ИП могут использовать сервис «1С-ЭДО». Сервис встроен в типовые программы «1С:Предприятие» и не требует дополнительной интеграции. Его можно встроить в любые другие приложения на платформе «1С:Предприятие 8».
Сервис поддерживает создание электронного документа из информационной базы «1С», его подписание и отправку контрагенту. Одновременно поддерживается возможность получения электронных документов от контрагентов и проверка ответной подписи. Кроме того, в сервисе доступно хранение электронных документов в программе «1С» и быстрый поиск нужного документа при подготовке ответа на требование ФНС.
Стоимость отправки комплекта документов через «1С-ЭДО» составляет от 2,5 до 10 рублей за комплект в зависимости от объема трафика и условий оплаты. Если компания или ИП отправила в течение расчетного месяца не более пяти комплектов электронных документов, счет на оплату трафика за этот месяц не выставляется.