Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Государственная регистрация прав на объекты вспомогательного использования

Действующее законодательство устанавливает упрощенный порядок постановки на кадастровый учет и регистрации прав на объекты вспомогательного использования. Также отсутствует четкое определение объекта вспомогательного использования. Основным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект будет являться вспомогательным. Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по отношению к основному объекту недвижимости, эти объекты могут быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.

Так, выдача разрешения на строительство не требуется, в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).То есть, объекты вспомогательного использования создаются без получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, а также без направления уведомления о планируемом строительстве или об окончании строительства, предусмотренного ст. 51.1 ГрК РФ.

Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связал с их особым назначением (вспомогательным) по отношению к основному объекту, в отношении которого разрешение на строительство получается в общем порядке.

— технического плана такого объекта недвижимости;

— правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Сведения в техническом плане объекта вспомогательного использования указываются на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч. 11 ст. 24 Закона о регистрации).

В разделе технического плана «Заключение кадастрового инженера» должно быть указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Помимо указания на то, что соответствующий объект является объектом вспомогательного использования, требуется отражение информации о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается.

Намчыл А.Н., специалист-эксперт

Западного отдела Управления Росреестра по Республике Тыва

Источник

Объекты вспомогательного использования

Наталья Алексеевна, Оренбургская область 25 сентября 2019 года, 09:24 просмотров: 19834

Расскажите пожалуйста для каких объектов недвижимости не требуется разрешение на строительство?

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (п.3 ч.17 ст.51 ГрК РФ).

То есть, объекты вспомогательного использования создаются без получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, а также без направления уведомления о планируемом строительстве или об окончании строительства, предусмотренного ст. 51.1 ГрК РФ.

1. О понятии объекта вспомогательного использования.

Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связал с их особым назначением (вспомогательным) по отношению к основному объекту, в отношении которого разрешение на строительство получается в общем порядке.

Основным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект будет являться вспомогательным. Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по отношению к основному объекту недвижимости, эти объекты могут быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.
Вспомогательный характер объекта не может зависеть от воли собственника, поскольку функциональная составляющая вспомогательных строений и сооружений заключается именно в обслуживании основного здания.

2. Объекты, не относящиеся к объектам вспомогательного использования.

1)Объекты, не являющиеся объектами недвижимого имущества.
2)Объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения не признаются недвижимостью. Соответствующие объекты рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следует его юридической судьбе (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08).

В ГрК РФ под линейным объектом понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В связи с этим можно сказать о наличии у линейных объектов функционального признака объектов вспомогательного использования, что может повлечь необоснованный вывод об отнесении таких объектов к объектам вспомогательного использования.

В письме Росреестра от 16.04.2015 №14-исх/05376-ГЕ/15 сделан категоричный вывод, согласно которому линейные сооружения в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ не указаны в числе объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство (в отличие, например, строительства строений и сооружений вспомогательного использования).

Таким образом, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в общем порядке, даже при представлении письма органа местного самоуправления, в котором сделан вывод о вспомогательном характере объекта.

3. О некоторых особенностях государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект вспомогательного использования.

В силу ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрации прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании:

• технического плана такого объекта недвижимости;
• правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

4. Особенность подготовки технического плана объекта вспомогательного использования.

Сведения в техническом плане объекта вспомогательного использования указываются на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч. 11 ст. 24 Закона о регистрации).

В разделе технического плана «Заключение кадастрового инженера» должно быть указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется (письмо ФГБУ «ФКП Росреестра от 15.12.2015 № 10-4482-КЛ).

Помимо указания на то, что соответствующий объект является объектом вспомогательного использования, требуется отражение информации о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается (письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 № Д23И-1179).
При этом органы местного самоуправления в силу ГрК РФ и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделены полномочиями по предоставлению справок об отнесении того или иного объекта к числу вспомогательных.

При наличии в техническом плане, подготовленном в отношении вспомогательного объекта, необходимой информации об основном (главном) объекте может быть осуществлен кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в отношении объекта вспомогательного использования даже при отсутствии в ЕГРН записи о наличии прав в отношении объекта, по отношению к которому строение или сооружение выполняет обслуживающую функцию.

5. О необходимости правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.

В письме Росреестра от 16.04.2015 № 14-исх/05376-ГЕ/15 сделан вывод, что указанные в п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ, которым установлены случаи, при которых возможно использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, вспомогательные сооружения (ограждения, бытовки, навесы) не тождественны указанным в п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ сооружениям вспомогательного использования, поскольку не являются объектами недвижимости.

Таким образом, представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется, в случае, если право на такой земельный участок право было ранее зарегистрировано.

6. О возможности возведения объектов вспомогательного использования на земельных участках с определенным видом разрешенного использования.

6.1. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» на приусадебном земельном участке допускается размещение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

6.2. Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017№ 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Федеральный закон № 217-ФЗ) на садовом земельном участке допускается размещение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, при этом под хозяйственными постройками понимаются сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки »(в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд (п. 1,3 ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ).

В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 217-ФЗ предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, предусмотрено, что на земельных участках с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» допускается размещение индивидуального жилого дома, индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.

В этой связи параметры строительства объектов, вспомогательных по отношению к жилым домам, определяются градостроительным регламентом.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что подсобные сооружения, хозяйственные постройки, производственные и иные здания, расположенные на садовых (дачных) земельных участках, или на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на приусадебных земельных участках, обладающие признаками недвижимости и являющиеся объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту — объекту ИЖС или садовому дому, создаются в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.

Как предусмотрено ч. 32 ст. 54 Федерального закона №217-ФЗ, зарегистрированное до дня вступления в силу указанного закона право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения, которые являются объектами капитального строительства, строительство которых осуществлено на огородном земельном участке и которые не являются самовольными постройками, сохраняется.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ огородный земельный участок — это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

В этой связи с 01.01.2019 на огородном участке не допускается возведение объектов капитального строительства к, соответственно, осуществление государственного кадастрового учета и государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.

Источник

В Кадастровой палате разъяснили, за какие хозпостройки берется налог

Что относится к хозяйственным постройкам по закону Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Комментируя резонансные публикации, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая отметила, что россиян никто не вынуждает оформлять теплицы, как объекты недвижимости, и платить за это налоги. Она отметила, что нынешняя политика государства направлена исключительно на поддержку ведения россиянами дачного хозяйства. Просто в налоговой практике есть некоторые нюансы.

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Налогом на имущество физлиц облагаются только те хозяйственные постройки, сведения о которых есть в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или были представлены в налоговые органы из БТИ. Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 1 января 2019 года, не изменил порядка кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости.

Для внесения в ЕГРН информации об объекте, в частности, о теплице, хозпостройка должна отвечать признакам недвижимости. Так, теплица должна быть прочно связана с землей, ее перемещение должно быть невозможно без несоразмерного ущерба назначению. Иными словами, если такую постройку начать перемещать, то для этого ее придется разобрать или снести. Соответственно, она утратит свое предназначение.

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Для регистрации объекта недвижимости необходимо обратиться с соответствующим заявлением и пакетом документов в Росреестр. При этом для одновременного проведения кадастрового учета и регистрации прав достаточно предоставить заявление и технический план. Документы можно направить в электронном виде, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг или официальный сайт Росреестра. Или лично привести в любой центр госуслуг.

Росреестр и Федеральная кадастровая палата обеспечивают экстерриториальный принцип оказания услуг. Это означает, что, если принадлежащий человеку объект недвижимости расположен не в городе его проживания, никуда специально ехать не нужно. Оформить свою недвижимость в собственность можно в городе нахождения. В 2018 году было получено более 300 тысяч заявлений, поданных по экстерриториальному принципу.

Источник

Хозяйственная постройка: разрешение, технические нормы

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

На своем приусадебном участке хочется быть как можно ближе к природе. С этой целью сажают фруктовые деревья, разбивают грядки, выращивают цветы и так далее. Для всех этих работ, так же как и для комфортного пребывания на даче в целом, потребуется сооружение вспомогательных помещений. Их стали называть хозяйственными постройками. В статье поговорим о том, что собой представляют данные помещения, для чего нужны и какие действуют нормы закона в их отношении.

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Понятие

Указание о том, что такое хозяйственная постройка, приводится в статье 3 Закона «О ведении садоводства и огородничества для собственных нужд» № 217-ФЗ. К ним относятся сараи, бани, навесы, колодцы, теплицы, погреба и иные сооружения, которые служат для удовлетворения бытовых и других нужд людей. В соответствии с Градостроительным кодексом, для возведения капитального строения предварительно необходимо получить разрешение. К таким сооружениям относятся:

Некоторые владельцы земли не начинают строительство в связи с тем, что не знают, как быть с разрешительными документами на хозяйственные постройки, дом. Однако надо понимать, что не для всех объектов это требуется.

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Разрешение при участке под ИЖС

На наделе земли под индивидуальное жилищное строительство для проведения строительных работ получают специальное разрешение в местной администрации. На таком участке может быть построен:

Но разрешение местной администрации требуется только для возведения жилого дома. Баня же, так же как и гараж, не предназначена для проживания. Они не применяются и в коммерческих целях. Поэтому соответствующие документы для них не нужны. Однако если баня будет использоваться тоже для жилья, то все-таки следует получить разрешение.

Кроме того, к хозяйственным постройкам относятся и колодцы. Для их возведения необходимо предварительно получить соответствующее разрешение санитарно-эпидемиологической службы.

Сарай

Чаще всего под хозяйственной постройкой понимается такое подсобное помещение, как сарай. О том, что для его строительства не требуется никакого разрешительного документа (если сооружение не применяется для коммерческой деятельности), сказано в ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса. При этом нужно помнить о соседях. Планируя строительство, следует соблюдать установленные нормы. Решая, где будет находиться постройка, выбирают такое место, на котором она не будет отбрасывать тень в сторону участка соседа. Если проигнорировать это, то сосед может пожаловаться в уполномоченный орган, после чего хозяина обяжут перенести сооружение.

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Коммерческие постройки

Если объект используется для торговли, то складывается неоднозначная ситуация. Такие сооружения могут быть стационарного или перевозного типа. В первом случае предполагается обустройство фундамента. Это магазины, склады и тому подобные сооружения. Для них получение разрешения является обязательным этапом перед осуществлением своей деятельности. Зато в случае с прилавками, навесами и иными строительными решениями этот документ не нужен. Объясняется это тем, что конструкция не имеет прочной связи с землей и может быть в любой момент перемещена в другое место.

Расстояние

Вернемся к хозяйственным постройкам, расположенным на участке. Как упоминалось выше, для их возведения нужно ориентироваться на другие объекты. В основном в качестве такового выступает забор и строения, возведенные соседями. Так, подобное строение должно быть построено не меньше чем за 5 м от границы надела в сторону улицы или до проезда. Минимальное расстояние до границ участка соседа зависит от возведенных там сооружений, а именно:

Если в качестве хозяйственной постройки на участке выступает баня, то она должна находиться за 8 м от иных построек. Аналогичные требования предъявляются к туалетной кабине и компостной яме. Вопрос уборной – это отдельная деликатная тема, которую изначально стоит согласовать с соседями. Обычно туалет устанавливают к северу от самого крупного помещения на участке.

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Измерения

Когда постройки находятся слишком близко к соседней территории, это часто приводит к возникновению конфликтов. Чтобы правильно выполнить измерения, нужно придерживаться определенных правил. Так, расстояние от дома измеряется от цоколя, если выступающий элемент (например, крыша) составляет расстояние не больше 0,5 м. В противном случае измерения нужно делать от выступающих частей.

Хозяева обязательно должны соблюдать данные нормативы. Они устанавливались не просто так, а с учетом различных факторов. Например, когда с крыши начнут падать кучи снега, то эти требования станут сразу более понятными. Поэтому еще до начала возведения сооружений, в частности хозяйственной постройки, нормы и правила в области строительства стоит тщательно изучить. Это позволит не только обеспечить безопасность своего пребывания на участке, но и избежать конфликтных ситуаций с соседями.

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Другие стандарты

Расстояние объектов устанавливается для обеспечения противопожарной безопасности, а также равномерного доступа солнечных лучей. Например, если отсутствует магистральное газоснабжение, то баллоны с газом должны храниться в пристройке на глухой стороне стены или в специальном металлическом ящике.

Нормы по охране природы гласят о том, что застройки должны находиться как минимум в 15 м от границ леса. Об этом говорится в СНиП 30-02-97. То, как они должны располагаться относительно водных объектов, определяет Водный кодекс. В основном речь идет о снабжении и отведении воды. Также существуют ограничения для выгула животных, сооружения компостов и так далее на береговой линии. Береговая линия до 20 м является государственной собственностью.

Ответственность

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Чтобы не было проблем с властями и тем более с имуществом, после покупки участка, где постройки не соответствуют установленным нормам и правилам, ситуацию придется исправлять. Процесс включает в себя перенос объектов, урегулирование споров с соседями. Последнее желательно зафиксировать на бумаге и заверить договоренности у нотариуса, не ограничиваясь устными разговорами.

Если строительство хозяйственных построек осуществлялось в период, когда действовали мягкие нормативы, то вопросы рассматриваются на основании требований, установленных на тот период. Ответственность наступает в соответствии с КоАП РФ в виде штрафов, а также отказа во введении в эксплуатацию зданий. Пристройка к дому также должна быть узаконена. Самовольные застройки в ряде случаев придется снести на основании статьи 222 Гражданского кодекса.

Право собственности

Надо понимать, что формально право собственности на хозяйственные постройки, которые не закреплены путем регистрации, не распространяется. В то же время при продаже участка наличие таких построек увеличивает стоимость. Они передаются вместе с жилым домом или могут быть вывезены по договоренности сторон. Несмотря на то что отдельных документов на них не оформляется, новый собственник участка автоматически становится владельцем и всех вспомогательных построек. Он может ими пользоваться или сносить по своему усмотрению.

Что относится к хозяйственным постройкам по закону

Заключение

Как мы выяснили из статьи, не требуется получение специального разрешения на хозяйственные постройки. В то же время при их возведении должны соблюдаться установленные нормы и стандарты. Игнорирование данных правил может привести к возникновению конфликта с соседями, которые вправе обратиться с жалобой к местным властям. Тогда ситуация усложнится. Хозяев могут обязать перенести строения или снести их, а также уплатить штраф за нарушение закона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *