Что относится к хозяйственным договорам
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — гражданско-правовой договор, заключаемый между субъектами предпринимательской деятельности: соглашение, заключаемое между фирмами, компаниями, предприятиями, организациями в целях обеспечения и обслуживания их хозяйственной деятельности и выполнения взаимных обязательств в процессе осуществления экономической, хозяйственной деятельности. Основные виды таких договоров: договор поставки, договор подряда на строительство, договор перевозки грузов.
Смотреть что такое «ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР» в других словарях:
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — соглашение между организациями об установлениихозяйственных прав и обязанностей, т.е. договор, предметом которого являются имущество (товары, продукция) или возмездное выполнение работ ли бо оказание услуг. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — гражданско правовой договор, заключаемый между субъектами предпринимательской деятельности … Юридический словарь
Хозяйственный договор — (англ. economic contract/agreement) гражданско правовой договор, заключенный в процессе осуществления предпринимательской деятельности, предметом которого являются имущество (товары, продукция) или возмездное выполнение работ либо оказание услуг … Энциклопедия права
Хозяйственный договор — см. Договор хозяйственный … Большая советская энциклопедия
Хозяйственный договор — – см. Договор хозяйственный … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — гражданско правовой договор, заключаемый между субъектами предпринимательской деятельности, соглашение, заключаемое между фирмами, компаниями, предприятиями, организациями в целях обеспечения и обслуживания их хозяйственной деятельности и… … Энциклопедический словарь экономики и права
хозяйственный договор — гражданско правовой договор, заключаемый между субъектами предпринимательской деятельности. * * * (англ. economic contract/agreement) гражданско правовой договор, заключенный в процессе осуществления предпринимательской деятельности, предметом… … Большой юридический словарь
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — в гражданском праве хозяйственным договором признается гражданско правовой договор, заключаемый между субъектами хозяйствования. См. также Заключение договора; Заключение договора в обязательном порядке; Заключение договора на торгах; Изменение и … Юридический словарь современного гражданского права
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — устаревшая правовая категория,использовавшаяся в социалистическом гражданском праве для обозначения плановых договоров между организациями, опосредующих процессы расширенного воспроизводства основных фондов, сбыта и снабжения предприятий… … Энциклопедия юриста
Договор Хозяйственный — договор двух компаний, фирм, по которому одна из сторон договора берет на себя обязательства по обеспечению и обслуживанию хозяйственной деятельности другой стороны. В число Д.х. входят: договор поставки, договор подряда, договор перевозки.… … Словарь бизнес-терминов
Виды хозяйственных договоров.
Хозяйственный договор, понятие, виды, порядок оформления, заключения.
В современном обществе хозяйственный договор является основным элементом деятельности хозяйственных взаимоотношений. Хозяйственный договор гарантирует исполнение обязательств субъектами хозяйствования в отношении друг друга, регулирует интересы участников данных отношений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Договор позволяет определить взаимные права, обязанности и ответственность участников хозяйственных правоотношений.
Понятие и значение хозяйственного договора.
Нормативные правовые акты не содержат такого понятия как «хозяйственный договор». Однако в процессе истории заключения договоров выработались признаки, отличающие хозяйственный (предпринимательский) договор от гражданско-правовых договоров. Основными признаками хозяйственного договора являются:
— хозяйственный договор направлен на достижение основной цели получения прибыли или на достижение этой цели в будущем;
— хозяйственный договор рассматривается как плановый. При этом складывается система, при которой одни хозяйственные договоры вытекают непосредственно из плановых заданий. Но для реализации этих обязательств необходимо вступить в различные хозяйственные договоры, которые непосредственно в планах не указаны, но они, в конце концов, предопределены планом, т.е. испытывают его косвенное влияние.
Хозяйственный договор обладает рядом особенностей:
— предприниматель отвечает за нарушение обязательства независимо от вины, кроме случаев, предусмотренных законом или договором;
— возможности одностороннего отказа от исполнения или одностороннего изменения условий таких договоров в случаях, предусмотренных законом или, если стороны заранее при заключении договора предусмотрели в нем такую возможность;
— договор, не связанный с предпринимательской деятельностью, должник вправе исполнить досрочно, если, конечно, иное не предусмотрено в законодательстве, самом обязательстве или не вытекает из его существа.
Виды хозяйственных договоров.
Многочисленные хозяйственно-правовые договоры обладают как общими свойствами, так и определенными различиями, позволяющими отграничивать их друг от друга. Для того чтобы правильно ориентироваться во всей массе разнообразных договоров, принято осуществлять их деление на отдельные виды.
В зависимости от наступления момента, когда договор считается заключенным (с момента достижения соглашения или передачи вещи), договоры подразделяются на консенсуальные и реальные. Основное значение этого деления заключается в том, что консенсуальные договоры подлежат принудительному исполнению, а соглашение сторон реального договора не порождает обязанности одной стороны исполнять его по требованию другой стороны. хозяйственный договор заключение ответственность
По количеству сторон в договоре различают двусторонние и многосторонние договоры. Большинство договоров являются двусторонними. Примером многосторонних договоров, заключаемых более чем двумя сторонами, могут служить договоры о совместной деятельности (простое товарищество, учредительный договор). К многосторонним договорам применяются общие положения о договоре, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
По степени завершенности выделяют основные (окончательные) и предварительные договоры.
Основной договор непосредственно порождает права и обязанности сторон, связанные с перемещением материальных благ, передачей имущества, выполнением работ, оказанием услуг и тому подобным, в нем содержатся все существенные условия.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, и должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В нем указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
По способу определения условий договора выделяют взаимосогласованные договоры (их условия устанавливаются всеми сторонами) и договоры присоединения, в которых условия определяются одной из сторон (экономически более сильной) и принимаются другой стороной только путем присоединения к предложенному договору в целом.
Классификация договоров в зависимости от характера опосредуемых экономических отношений и правового результата, на который направлены договоры, выделяют: договоры, направленные на передачу (реализацию) имущества; договоры на выполнение работ; договоры на оказание услуг.
Указанные группы объединяют соответствующие типы договоров, которые закреплены в законодательстве как самостоятельные договорные формы.
К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применяемыми к отношениям сторон.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Безвозмездным признается договор, по которому одна из сторон обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.
Законодательством предусмотрено несколько видов договоров: публичный договор, договор присоединения, предварительный договор, договор в пользу третьего лица.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением тех, которым законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот.
Условия публичного договора определяются «примерными условиями», разработанными для соответствующих договоров и опубликованными в печати или изложенными в форме примерного договора.
Договор присоединения. Договором присоединения (ст. 428 ГК РФ) признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида; исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие, явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Такое требование, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.
Договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Таким договором признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. С момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица.
Тема 1. Хозяйственное право в механизме управления рыночной экономикой
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
Оглавление
1.1. Понятие, метод, принципы, источники хозяйственного права
Предпринимательство является одной из форм профессиональной деятельности человека. В процессе затрат физического и духовного потенциала работника воспроизводятся материальные духовные блага.
Современные рыночные реформы в России предусматривают создание свободного рынка товаров и услуг, укрепление и расширение сферы хозяйственной деятельности. Главными участниками в экономике страны становятся предприниматели, хозяйствующие субъекты.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) ст.2 определяет предпринимательскую деятельность как: самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Основой рыночной экономики является свобода предпринимательства, частная ответственность, конкуренция.
Хозяйственные отношения – это общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Они делятся на две группы (табл. 1):
Горизонтальные хозяйственные отношения
Вертикальные хозяйственные отношения
Имущественные отношения, собственно предпринимательские между:
Некоммерческие отношения между:
Основа отношений – юридическое равенство сторон
Основа отношений – обязательность исполнения управленческих актов
Права и обязанности сторон возникают из договоров
Отношения возникают из государственного регулирования экономики, поддержки конкуренции, ограничения монопольной деятельности, лицензирования
Вывод: обе группы составляют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот
Предпринимательство является разновидностью экономической деятельности (ч. 2 ст. 34) Конституции РФ. Любой субъект, владея определенным имуществом, может быть участником хозяйственной деятельности, отношения которой регулируются нормами хозяйственного права. К ним относятся: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Основным участником хозяйственных отношений является «хозяйствующий субъект», то есть лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что понятие «предприниматель» более узкое, так как последний не всегда обладает полномочиями хозяйствующего субъекта.
Хозяйственное право – это совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие отношения, также отношения по государственному регулированию экономики для обеспечения интересов государства и общества.
Предмет правового регулирования – это обособленная часть общественных отношений, регулируемых нормами права. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует, то есть это совокупность юридических приемов.
Методом правового регулирования хозяйственной деятельности является совокупность способов и приемов регулирования отношений между участниками, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования. К ним относятся (табл. 2):
Наименование метода
Содержание метода
Метод автономных решений и согласований
Каждый участник данного правоотношения самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение он согласовывает их с другими сторонами
Метод обязательных предписаний
Одна сторона правового отношения дает другой стороне предписание, обязательное для выполнения
Одна сторона правоотношения дает другой стороне рекомендации о порядке ведения хозяйственной деятельности
Устанавливается запрет на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами
Указанные методы позволяют обеспечивать:
Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях.
Принципы хозяйственного права – основополагающие начала, обеспечивающие регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.
Принципы хозяйственного права и их содержание
Экономическая свобода хозяйствующих субъектов.
Свобода в выборе направлений и методов деятельности самостоятельности в применении решений
Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрение предприимчивости
Налоговых льгот и другие системы налогов и налоговых мер
Государственное воздействие на отношения в хозяйственной сфере
Государственные органы вправе пресекать нарушения закона в предпринимательской деятельности, давать обязательные предписания и привлекать нарушителей к различным видам ответственности
Конкуренция и защита от монополизма и недобросовестной конкуренции
Принятие нормативных актов по антимонопольной деятельности, осуществление контроля со стороны государства, установление тарифов, ставок
Каждый участник хозяйственной деятельности должен опираться на действующее законодательство, соблюдать права, интересы других лиц
Источники хозяйственного права. Источником права является государственная воля, которая выражена в акте компетентного государственного органа. Юридическая сила нормативного акта зависит от того, каким органом он был принят.
Законодательство в сфере хозяйственного права включает:
Следует обратить внимание на то, что в правовой системе действует принцип непротиворечивости, то есть правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.
Источниками хозяйственного права наряду с внутренними законами являются нормы международного права, международные договоры России, которые применяются в случае, если международный договор РФ установил иные правила, чем те, что предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101 «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добровольного выполнения международных обязательств.
Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества в области экономики.
Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов. Например, постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.10.03 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия дает разъяснение по различным вопросам, связанным с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.
Нормативные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность, разделяются на группы, указанные в табл. 4.
Наименование нормативных актов
§ 2. Хозяйственный договор
Понятие хозяйственного договора. В числе гражданско-правовых договоров, служащих основанием возникновения обязательства, особое место занимает хозяйственный договор.
Говоря о хозяйственном договоре, имеют в виду не отдельный тип, а определенную совокупность договоров, обладающих рядом таких только им присущих качеств, которые вызывают необходимость устанавливать в пределах общих норм обязательственного права правила, общие для одних только хозяйственных договоров – поставки, подряда на капитальное строительство, перевозки грузов, эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования и др. Общность этих договоров выражается в ряде признаков.
Во-первых, они могут заключаться только… организациями…
Во-вторых, рассматриваемые договоры преследуют те или иные хозяйственные цели и обслуживают хозяйственную деятельность… организаций…
В-третьих, специфика хозяйственных договоров состоит в том, что они либо являются плановыми, либо однохарактерны плановым, даже если заключаются не на основе актов планирования… Отмеченная общность всех хозяйственных договоров и обусловливает необходимость установления для них целого ряда общих правил, а потому является основой образования самого понятия хозяйственного договора.
Хозяйственные – это служащие хозяйственным целям плановые и однохарактерные им по типу или обязательности заключения неплановые договоры… организаций.
Аналогичное определение с некоторыми отличиями встречается и в других литературных источниках[60]. Наряду с этим высказываются иные взгляды на понятие хозяйственного договора.
В прошлом это понятие иногда употреблялось как равнозначное одному лишь договору поставки[61]. Но поскольку в таком случае вообще не возникала бы потребность образовывать особое понятие хозяйственного договора, ибо достаточно было бы пользоваться понятием договора поставки, подобные суждения очень скоро сошли со страниц гражданско-правовой литературы[62].
В настоящее время одни авторы отождествляют хозяйственные договоры с любыми договорами… организаций[63], а другие – с их плановыми договорами[64]. При первой трактовке понятие хозяйственного договора утрачивает свою специфику, так как оно по сути дела расширяется до границ гражданского договора вообще, поскольку, за единичными исключениями, любые договоры советского гражданского права могут заключаться социалистическими организациями и так или иначе используются ими для достижения хозяйственных целей. При второй трактовке важно учитывать, что понимается под плановым договором. Если плановый – это только договор, который основан на акте планирования, то пришлось бы, например, плановую поставку относить, а неплановую не относить к числу хозяйственных договоров. Не говоря уже о практической неприемлемости такого вывода, он и теоретически не оправдан, ибо один и тот же договор не может быть и хозяйственным, и нехозяйственным одновременно. Если же плановый – это любой договор, служащий задачам выполнения плана, даже и не основанный на акте планирования, то тогда вторая трактовка ничем не отличается от первой, ибо при таких обстоятельствах все договоры социалистических организаций будут договорами хозяйственными.
Приходится также сталкиваться с полным отрицанием какой бы то ни было надобности в образовании понятия хозяйственного договора[65]. Но, отвергнув рассмотренное понятие на словах, сторонники этой позиции вынуждены вслед за характеристикой общих правил об обязательствах отмечать каждый раз специфику их применения к обязательствам тех видов, которые в других литературных источниках объединяются под наименованием хозяйственных договоров[66].
План и договор. Решающая роль среди хозяйственных договоров принадлежит плановым договорам, заключаемым не только во исполнение плана, но и в силу конкретного акта планирования как необходимого их юридического основания.
Плановый договор применяется в самых различных сферах хозяйственной деятельности. Важнейшие виды продукции реализуются по договорам поставки, заключаемым на основе планов снабжения (распределения). Договоры подряда на капитальное строительство опираются на план капитальных работ, титульный список и т. д. План грузовых перевозок служит юридическим основанием договоров перевозки грузов, а кредитный план – предоставления денежных средств по договору банковской ссуды и т. п.
Акт планирования, будучи доведенным до конкретных исполнителей, порождает определенные юридические последствия еще до того, как на его основе будет заключен договор. Эти последствия проявляются в отношениях как между органом, от которого плановый акт исходит, и теми, кому он адресуется, так и в отношениях между самими адресатами планового задания. В первом случае возникают административные, а во втором – гражданские правоотношения.
Содержание административного правоотношения сводится к тому, что либо оба адресата планового задания, либо один из них несут обязанность по исполнению планово-административного акта перед органом, издавшим его…
Обязывая к выполнению определенного им задания одну или обе стороны безусловно или условно, акт планирования сам по себе недостаточен для того, чтобы задание могло быть выполнено. Необходим еще заключаемый его адресатами договор. Обязанность и управомоченность заключить договор составляют содержание гражданского правоотношения, непосредственно порождаемого этим актом. В зависимости от характера планирования и особенностей хозяйственной сферы, на которую оно рассчитано, содержание указанного правоотношения может выражаться следующим образом:
а) акт планирования безусловно обязывает обоих адресатов к заключению договора (в отношениях по капитальному строительству) или обязывает к этому безусловно одного (поставщика в отношениях по поставкам) и условно другого адресата (покупателя в тех же отношениях), но предусмотренные планом конкретные хозяйственные операции (выполнить работу, поставить продукцию) могут быть начаты лишь после заключения договора;
б) акт планирования обязывает обоих адресатов заключить договор путем таких хозяйственных действий, которые необходимы для его заключения (передать указанные в плане перевозочные средства и грузы для перевозки), но все другие предусмотренные планом хозяйственные операции (в приведенном примере – самая перевозка грузов) могут быть начаты лишь после заключения договора;
в) акт планирования, обязывая одного из своих адресатов к заключению договора (например, банк в отношениях по банковской ссуде), управомочивает к этому другого адресата (в приведенном примере – кредитуемую организацию), и лишь заключенный договор подтверждает надобность в запланированной операции.
Однако при планировании обязательственных отношений любых видов для выполнения предусмотренного актом планирования задания недостаточно одного только этого акта либо самого по себе договора. Если отсутствуют необходимые плановые предпосылки, заключенный договор будет признан недействительным, а если не заключен договор, нельзя приступать к исполнению планового задания. Это означает, что планово-договорные обязательства возникают не из какого-либо одного юридического факта – плана или договора, а из их единства, образующего сложный юридический состав. Ведущее место в этом составе принадлежит акту планирования, который служит правовым основанием заключения договора, составляет необходимое условие его действительности, влияет на действие обязательства (исполнение, возможное его изменение или прекращение). Учитывая такое значение акта планирования, закон устанавливает, что содержание договора, заключенного на основе планового задания, должно соответствовать этому заданию… При всей, однако, подчиненности плану договор выполняет важные самостоятельные функции.
Договор есть прежде всего волевой акт, подтверждающий решимость адресатов планового задания исполнить его. Если оба адресата безусловно обязываются заключить договор, но хотя бы один из них от заключения договора отказывается, это свидетельствует о необходимости либо устранить допущенные ошибки, либо принять особые меры по обеспечению выполнения правильно определенного планового задания. Когда же на одного из адресатов возлагается условная обязанность заключить договор, она превратится в безусловную, как только последует заключение договора.
Далее, договор вносит в отношения сторон ту степень определенности, которая акту планирования, как правило, вообще недоступна. Если по характеру установленного планового задания исполнители не вправе отступить от него (как, например, в отношениях по капитальному строительству), они могут при помощи договора уточнить и восполнить условия, необходимые для исполнения плана. Когда же такая возможность им предоставляется (как, например, в отношениях по поставкам), договор обеспечивает доведение заданий плана до границ, отвечающих реальным хозяйственным потребностям.
Затем договор вводит в действие механизм санкций, которые могут быть применены к стороне, нарушившей обязательство. Если данный договор обеспечивается только санкциями, предусмотренными в законе, он составляет обязательное условие их применения. Когда же сторонам разрешается своим соглашением повысить размер санкций по сравнению с установленными в законе или предусмотреть их по собственной инициативе, договор становится источником формирования санкций – либо по размеру, либо по основаниям применения.
Наконец, будучи основанным на плане, договор при определенных условиях играет существенную роль в его составлении. Это происходит во всех тех случаях, когда стороны вступают в определенные соглашения еще до разработки плана, а согласованные ими показатели учитываются в процессе планирования, по итогам которого уточняются уже состоявшиеся договоры.
Учение о сложном юридическом составе опирается на охарактеризованное взаимодействие плана и договора как основание возникновения хозяйственных обязательств.
Автором теории сложного состава был М. М. Агарков. Но в его изложении эта теория не была свободна от недостатков.
М. М. Агарков ориентировался преимущественно на поставку, что лишало его возможности выявить различные варианты соотношения договора с планом. Единственный описанный им вариант – акт планирования обязывает заключить договор – сопровождался утверждением, будто тот же самый акт обязывает также сделать все необходимое для подготовки исполнения договора. Он писал: «Если по тем или иным причинам произойдет задержка в заключении договора, то ввиду того, что он все же должен быть заключен, стороны обязаны сделать все, от них зависящее, чтобы он не только был заключен, но и надлежащим образом использован»[67]. Понятно, что при таком действии планово-административного акта последующее заключение договора лишилось бы практического смысла и носило сугубо формальный характер. Приписав планово-административному акту несвойственную ему функцию, М. М. Агарков, в противоречие с его собственными взглядами, фактически принизил роль хозяйственного договора.
Еще дальше в том же направлении пошел Н. Г. Александров. Он полагал, что в случаях, когда обязательство носит планово-договорный характер, в качестве порождающего его юридического факта выступает один лишь планово-административный акт. Если же «правомочия и обязанности сторон не конкретизированы в необходимой степени… то административный акт будет нуждаться в дополнении таким договором, который бы уточнил правомочия и обязанности сторон (ассортимент, сроки поставки и т. д.), хотя в общих чертах они уже возникли у сторон в силу административного акта»[68]. В результате за договором вообще отрицалась роль юридического факта, из которого возникают предусмотренные планом обязательства, что представляло собой не более чем теоретическое отражение впоследствии осужденной практики бездоговорных плановых отношений, сохранявшейся в первые послевоенные годы.
Аналогичные выводы логически следуют и из концепции С. С. Алексеева, утверждающего, что не существует двух обязательств, из которых одно (обязательство заключить договор) основывается на акте планирования, а другое (само хозяйственное обязательство) появляется после заключения договора. С договором он связывает не появление нового, а трансформацию, динамику обязательства, уже сложившегося в силу издания планового акта[69]. Едва ли, однако, нужно доказывать, что обязательство заключить договор поставки и обязательство самой поставки – не одно и то же и даже не динамика (трансформация) одного и того же. Отстоять свою позицию С. С. Алексеев мог бы только в случае признания, что обязательство, возникшее из акта планирования, уже содержит все элементы, которые в развитом виде появятся после заключения договора. Но тогда он должен был бы присоединиться либо к взглядам Н. Г. Александрова, либо к отмеченным ошибочным установкам теории М. М. Агаркова.
По-иному к теории сложного состава подходит Р. О. Халфина[70]. Она правильно обращает внимание на то, что, присвоив плану способность предписывать исполнение обязательства, если даже договор не заключен, М. М. Агарков принизил роль договора. Но Р. О. Халфина пренебрегает тем, что указанный дефект вовсе не присущ органически этой теории, а обусловлен лишь интерпретацией, которую ей давал М. М. Агарков. Она перечисляет работы ряда сторонников указанной теории, заявляя, будто все они допускают возникновение хозяйственного обязательства непосредственно из актов планирования[71], хотя двое из четырех авторов, ею упоминаемых, на тех именно страницах, на которые она ссылается, решительно отвергают такую возможность[72].
Сама же Р. О. Халфина, первоначально рассмотрев этот вопрос в связи с договором поставки, отстаивает тот взгляд, что обязательство возникает не из планового акта в совокупности с договором, а «только из основанного на административном акте договора»[73]. В дальнейшем это положение было ею обобщено применительно к любым планово-договорным обязательствам: все они, по мнению Р. О. Халфиной, имеют договор своим единственным основанием, хотя договор и заключается во исполнение определенного планового задания[74].
Здесь уже возвеличение роли договора достигается за счет недооценки значения актов планирования. Но обязательство перестало бы быть плановым, если хотя бы одним из его оснований не являлся планово-административный акт. Небезынтересно, что Р. О. Халфина так и не ответила своим критикам на вопрос, почему вслед за изменением или отменой акта планирования изменяется или прекращается обязательство, если оно основано только на договоре. Не ответила потому, что удовлетворительный ответ исключается защищаемой ею конструкцией.
После проведения хозяйственной реформы… (1965 г.)… появляется новая концепция, согласно которой договор не основывается на плановом акте, а сам становится теперь основой планирования[75]. При этом имеются в виду заказы на поставку товаров, направляемые покупателем поставщику еще до принятия плана и учитываемые при его утверждении. Но дело в том, что если утвержденный план с принятым заказом не совпадет, стороны должны ввести свои взаимоотношения в границы, не нарушающие очерченных планом. Следовательно, тот конкретный материал, на который авторы подобной концепции ссылаются, не подтверждает подобных выводов. Очевидна и их общетеоретическая неприемлемость, поскольку простое подтверждение договоров планом исключает вообще надобность в планировании. А если такое подтверждение не обязательно, если планирующие органы могут установить иное задание, чем очерченное в договоре, то не договор составляет основу планирования, а, как доказано теорией сложного состава, план порождает обязанность заключить договор.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.